<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 Исследование, как мышление
 человека конт-
 ролирует его
 поведение
 
 
 
  Основные Концепции
 
 
 • основное внима-ние уделяется ментальным процессам, за-
 действованным в таких областях, как слух и зрение;
 • использует само-анализ как ис-следовательский подход (опрос субъектов об их
 мыслях и чувс-твах);
 • пытается изоли-ровать отдель-ные элементы рассудка для
 их отдельного изучения
 
 • "Невозможно понять дом, исследуя его
 кирпичи, необ-ходимо пони-мать его замы-сел"
 
 
 • не обращает вни-мания на мен-тальные проце-ссы, так как предполагает, что их невозможно достоверно изучать;
 • людей можно изу-чать таким же образом, как и животных
 
 
 • большая часть ума - подсозна-ние;
  • люди с психи-ческими рас-стройствами в
 основном страда-ют от своих подсознательных воспоминаний;
 личность можно разделить на три взаимодействую-щие части: идентификация,
 эго и суперэго;
 лечение психоло-гических заболе-ваний следует проводить через разговор
 
 
 
 
  • основное вни-мание уделяется памяти и проце-ссу принятия решений;
  • существует "целое" с реаль-ными качества- ми, помимо тех, что привносят части, составля-ющие его;
  • внутри нас воз-никает "динами-чески организую-щий процесс".
 Этот процесс имеет тенденцию снижать стресс и уровень психиче-ской энергии, пе-ремещая ощуще
 ния в простейшее и самое обычное психическое со-стояние.
 
 
 • предполагает, что разум нахо-дится под силь-ным влиянием определяющих сил общества и находится в под-сознании;
 • полагает, что люди наделены способностью
 преодолевать не-гативные силы посредством своей собствен-ной силы воли и могут, таким образом, разви-вать свою личную компетентность и самоуважение;
 • полагает, что учиться брать на себя ответствен-ность за самого
 себя - ключ к преодолению тру-дностей; подчер-кивает, что обще-ства и институты
 могут сознатель-но создавать ин-ституционную и организационную среду, помогаю-щую людям вос-полнять свои эмо-циональные по-требности и достигать самопоз-нания;
 
 
 
 • основное вни-мание уделяется пониманию про-цесса обработки информации, па-мяти, восприя-тию, вниманию, распознаванию образов и приня-тию решений.
 
 РАЗВЕТВЛЕНИЕ
 Психология - обширная тема, поскольку отчасти охватывает большую часть того, что мы делаем. Следовательно, не удивительно, что она разветвляется на все большее и большее число подобластей, рассматривающих не только такие вопросы, как мысли, поведение, восприятия и чувства, но и такие дисциплины, как менеджмент, педагогика, спорт, маркетинг, торговля и финансы. Следующая глава введет вас в области, где психология играет важную роль в финансах.
 
 
 
 Глава 9
 Психология встречается с финансами
 Общепринятое допущение в экономике состоит в том, что люди ведут себя, как разумные индивидуумы. Проникновение в психологию толпы помогает лучше понять поведение финансовых рынков, чем поведение в экономике.
 Гордон Пеппер
 Тот, кто читал о финансовых рынках в газетах, встречал выражения "массовая психология" или "психология толпы". Психология толпы это не то же самое, что психология, умноженная на количество людей, составляющих эту толпу. Необходимо уметь объяснить, как отдельный человек взаимодействует с другими и как создаются контуры обратной связи и массовые движения. Как отдельное психологическое явление взаимодействует с экономическим феноменом?
  Первую попытку применить психологию к экономической науке, по-видимому, предпринял французский психолог Габриэль Тарде. Он использовал эту концепцию в 1881 году и в 1902 году написал на эту тему книгу la Psychologic Economique1. Густав ле Бон2 (французский философ и политик, живший с 1841 по 1931 годы) в 1885 году описал элементы этой концепции в классической книге " Толпа ", опубликованной в 1897 году. За Тарде и Ле Боном последовал Морис Кларк, опубликовавший в 1918 году книгу "Экономика и современная психология" (Economics and Modern Psychology), где писал:
 Экономист может пытаться не придавать значения психологии, но абсолютно невозможно не обращать внимания на человеческую природу.
 1 Экономическая психология. / Пер. с фр. - Прим. перев.
 2 Gustave Le Bon.
 Позднее психология становится важным элементом в теориях австрийских экономистов Хайека, фон Мисесы и Джорджа Ка-тоны3. Последний представил ее американскому экономическому сообществу в 40-х годах XX в. и завоевал у него значительное доверие, используя в качестве основы для своих теорий хорошо документированные, эмпирическим путем собранные данные из реальной жизни. Он был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэкономическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию такие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". Катона годами колебался между терминами "экономическая психология" и "психологическая экономика", пока не остановился на последнем, опубликовав "Психологическую экономику"(PsychologicalEconomics) в 1975 году, но позже принял новый термин "поведенческая экономика". Однако термин "экономическая психология" с тех пор более распространен (и он определенно лучше, так как легче произносится).
 ОБЩАЯ МОДЕЛЬ для ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Психологии
 Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. Один из них - ван Райджн - в 1981 году предложил одну из самых широко применяемых стандартных моделей экономической психологии, показанную на Рисунке 9. Модель рассматривает несколько объектов, имеющих отношение к экономическому психологу 3 Hayek, von Mises, George Katona.
 
 
 Рисунок 9 Общая модель экономической психологии. На схеме представлена эталонная модель экономической психологии, предложенная ван Райдженом в 1981 году.
 (прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками - это определенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимодействиями между различными субъектами, вписанными в прямоугольники, являются:
 A. Как люди воспринимают экономические реалии
 B. Восприятия, предпочтения и мнения, соотносящиеся с пове
 дением
 C. Удовлетворение и претензии потребителя
 D. Спрос и предложение товаров и услуг
 E. Дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основан
 ных на удовлетворении требований и опыта участников
 F. Как оправданные и неоправданные ожидания изменяют ожи
 дания потребителей рынков и продукции
 G. Влияние личности, когнитивного стиля и стиля жизни на
 восприятие и классификацию экономической реальности Н. Ситуативные влияния на экономическое поведение I. Соотношение сферы потребления, экономического удовлетворения и общего благосостояния
 Некоторые из этих взаимодействий, особенно взаимоотношения А, В, D, Е, F, G и Н, касаются изучаемой нами проблемы (психологии финансов).
 РЕЛЕВАНТНЫЕ ОСНОВНЫЕ Школы Психологии
 Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:
 • Бихевиористская школа (исследование окружающих условий,
 являющихся причиной того или иного поведения человека)
 • Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем
 получаемую входящую информацию для создания более за
 вершенных мысленных образов)
 • Когнитивная психологическая школа (исследование, как че
 ловеческое мышление контролирует поведение)
 • Психоаналитическая школа (исследование психических забо
 леваний и подсознания)
 Психоанализ - это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в таком уж хорошем состоянии.
  Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение финансовых рынков.
  Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведенных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не будем придавать значения этому раздражающему фактору, а двинемся дальше.
  Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернемся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позволит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, какую придает форму нашему поведению и каким образом это поведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году...
 
  Основная школа
 
 Бихевиористская школа
 
 
 
 
 Гештальдская теория
 
 
 
 
 
 Школа Когнитивной психологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Психоанализ Релевантный феномен
 
 
 1. Теория перспективы
 
 2. Магическое мышле-
 ние
 
 
 3. Эффект убедитель-ности
 
 4. Эффект самоубеж-дения
 
 5. Эффект репрезента-тивности
 
 
 6. Адаптивная пози-ция
 7. Самореализующаяся
 позиция
 
 
 
 8. Позиция знаний
 
 
 10. Эффект ложного
 единодушия
 
 11. Позиция самоза-щиты
 
 12. Теория соматиче-
 ского маркера
 
 13. Социальное срав-нение
 
 14. Синдром повы-шенной чувствите-льности.
 
 15. Теория сожаления
 
 
 16. Когнитивный диссонанс
 
 
 
 17. Фиксация
 
 
 18. Мыслительные отделы
 
 19. Размыкание (цепи)
 
 20. Ошибка ассимиля-
 ции
 
 21. Избирательная об-
 работка (информа-ции)
 
 22. Избирательное восприятие
 23. Слишком самона-
 деянное поведение
 24. Необъективность
 оценки прошедших событий
 25. Необъективность
 подтверждения
 
 26. Параноидное раз-
 двоение личности
 27. Мимическое раз-
 двоение личности/ Пограничное раздво-ение личности
 28. Самовлюбленное
 раздвоение личности
 29. Замкнутое раздвое-
 ние личности
 
 30. Навязчивый невроз
 31. Депрессивное раз-
 двоение личности
 
  Краткое описание
 
 
 
  У нас есть беспри-чинная тенденция с меньшей готовнос-тью делать ставки на прибыли, чем на убытки.
  Мы думаем, что определенное поведение приводит к желаемому результату, даже когда мы не знаем этому ни-какого объяснения и когда на самом деле его нет
 
  Нас больше убеж-дает надежный источник, чем надеж-ный аргумент.
  Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, ско-рее, изменяем свое мнение, нежели при-нимаем реальность.
  Мы склонны ду-мать, что наблюдаемые нами тренды, вероятней всего, продолжатся
  Мы придержива-емся тех же самых мнений, что и свя-занные с нами люди.
  Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас ду-мать, что мы являемся кем-либо.
  Мы делим данные на легкоуправляемые кластеры, каж-дый из которых обрабатывается как простая позиция
  В основном мы переоцениваем ко-личество других лю-дей, согласных с нашей позицией
  Мы переосмысли-ваем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами ре-шения.
  Сильные угрозы возбуждают телесные реакции, уси-ливающие длительную панику.
  Мы используем поведение других как источник ин-формации о про-блеме, которую затрудняемся объ-яснить.
  Мы переоцени-ваем лично нами выбранные вещи.
 
 
  Мы стараемся из-бегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки.
 
  Когнитивный ди-ссонанс возникает, когда доказатель-ства говорят, что наши предположения неверные. Мы ста-раемся избегать или искажать такую ин-формацию, мы ста-раемся избегать дей-ствий, выявляющих это несоответствие.
 
  На наши решения влияет входящая информация, кото-рая, как нам кажется, предлагает пра-вильный ответ.
  Мы разделяем явление на различ-ные составляющие и пытаемся скорее оптимизировать ка-ждую из них, нежели целое
  Мы избегаем при-нимать решения, пока не получим дополнительную информацию, даже если эта информация не относится к разрешению близкой проблемы.
  Мы неверно исто-лковываем получаемую информацию, чтобы она подтве-рждала то, что мы совершили.
  Мы стараемся прислушиваться то-лько к той инфор-мации, которая, как нам кажется, под-тверждает наше поведение и позицию.
  Мы ошибочно интерпретируем информацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию.
  Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения.
  Мы переоценива-ем наши способности предсказать исход некоторых прошедших собы-тий.
  Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить
  Мы чрезмерно озабочены, что нас могут обмануть или что мы можем со-вершить ошибки.