<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 А.В.Лебедев
 
 ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 
 
 
 Говорят, в середине прошлого века в цехах одного американского завода появился лозунг: "Шевелись, не то тебя заменят кнопкой!" Было такое или не было - точно не знаю. Не важно это! А важно то, что хлесткая фраза отражает суть перемен, которые принесла с собой автоматизация производства.
  Сегодня нечто похожее происходит в музейной сфере. Долгое время одним из существенных показателей профессионального уровня музейного работника был объем знаний, хранящихся в его голове.
 * Вот фотография мужского портрета кисти художника N из собрания нашего музея...
 * Спросите у Иван Иваныча...
 Иван Иванович, покопавшись в памяти, сообщает, кто изображен на портрете, откуда родом автор, что существует вариант-повторение этого произведения и что сведения о портретисте можно найти, к примеру, в РГАДА...
  И посетитель уходит, восхищенный высоким профессионализмом консультанта...
  Сейчас Иван Ивановича с успехом может заменить информационная система. А если этого уже не произошло, то по единственной причине: не нашелся пока человек, который бы грамотно ее спроектировал. Конечно, такой проектировщик должен быть специалистом-предметником, но его квалификация определяется не объемом фактических сведений из области истории искусства, а способностью предвидеть характер запросов и умением структурировать информацию.
  У нас на глазах изменяется предмет гуманитарных занятий. Чтобы разобраться в этой проблеме, следует сказать несколько слов о месте информационных технологий в постиндустриальном обществе.
 
 
 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
 
 Мы живем в эпоху перехода от индустриальной (товаропроизводящей) к постиндустриальной (обслуживающей) экономике.
  В индустриальном обществе основная борьба ведется за доступ к ресурсу. Попросту говоря, власть принадлежит тому, кто добрался до нефтяной скважины. Чем меньше тех, кто может качать из нее нефть, тем лучше каждому из них. А если кому-то удается устранить конкурентов и остаться у "крана" в одиночестве, возникает идеальная для него ситуация: он становится монополистом, именно ему принадлежит власть в обществе.
  В информационную эпоху ситуация заметно усложняется. По справедливому наблюдению В.Л.Иноземцева, "информация не только наиболее демократичный источник власти", но и наименее демократичный фактор производства, "так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею, ...ей присуща избирательность, что... и наделяет ее владельца властью. ...Впервые в истории условием принадлежности к господствующему классу становится не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться".1 На смену эры рокфеллеров приходит эпоха биллов гейтсов: одним из ключевых источников общественного развития становится теоретическое знание. Власть переходит к тому, кто способен верно улавливать тенденции развития и использовать их в своих целях. А способность эта во многом связана с владением информацией.
  Не менее важна для постиндустриальных технологий стратегическая инициатива: возможность влиять на глобальные процессы и поворачивать их в нужное русло. Стратегическая инициатива удерживается, в первую очередь, за счет темпа. В корне меняется характер конкуренции: побеждает не тот, кто сделал лучше или дешевле, а тот, кто сделал раньше. Самым дефицитным ресурсом становится время. Вот лишь один пример: "Макинтош" проиграл Россию IBM/PC совсем не потому, что его система была хуже, а потому что позже пришел на российский рынок, упустил время и потерял на данном направлении стратегическую инициативу. Возможно, произошедшее необратимо: "железо" по-прежнему будет обновляться, но на PC и для PC уже так много сделано, что вряд ли массовый российский пользователь и в будущем захочет пересаживаться на "Макинтош". Если только не будет изобретено и предъявлено нечто, перекрывающее по привлекательности неизбежные издержки. Но для этого потребуется значительное технологическое опережение, большой ресурс времени.
  Экономистами и философами разработан ряд моделей постиндустриального общества.2 Одна из наиболее известных - модель информационного общества. В информационном обществе основным фактором социальной стратификации становится образование и профессионализм, а главным конфликтом в системе производственных отношений - конфликт между знанием и некомпетентностью. Нельзя не упомянуть еще об одном обстоятельстве. Уже сейчас компьютерная техника обладает избыточной мощностью, благодаря чему уровень технического оснащения субъекта информационной деятельности отходит на второй план. На первое место выдвигается идея. Лидером оказывается не тот, у кого лучше станок (так было на индустриальной стадии), а тот, кто лучше придумал. Гуманитарное знание становится производящим.
 
 
 
 МУЗЕЙ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
 
 Приведенная схема поможет нам разобраться с информационной деятельностью музея.3 Не трудно убедиться, что в любом музее (даже самом традиционном, не использующем новых информационных технологий) движение информации происходит в соответствии с этой схемой.
 
 
  Фаза А. Представим себе, что в музей поступило новое произведение. Сначала оно анализируется или, в соответствии с музейной терминологией, проходит экспертизу. Не обязательно полную - с определением автора и точной датировки, - но, как минимум, первичную, предварительную. В результате чего его определяют в соответствующий фонд (например, в Отдел живописи второй половины XIX века).
  Фаза B. Далее произведение разными способами описывается: вносится в инвентарную книгу, фотографируется (фотосъемка, в данном случае, тоже способ описания), заводится научная карточка и т.д.
  Фаза С. Потом произведение может быть предъявлено в экскурсии и/или опубликовано в альбоме, путеводителе, монографии о художнике и др. Понятно, что в каждом случае оно будет особым образом интерпретировано - в диапазоне от самого популярного до глубоко научного описания.
  Фаза D. На этой стадии произведения может быть включено в новые контексты. Например, плакат выставки с супрематитической композицией Малевича может украсить жилой интерьер, слайд с картины Левитана "Весна. Большая вода" будет показан на уроке природоведения в школе, а фрагмент центральной части шишкинского "Утра в сосновом лесу" превратится в фантик конфеты "Мишка косолапый". Тем самым произведение продвигается в социум.
  Хотелось бы отметить одно немаловажное обстоятельство: на фазах B, C, D работа идет не столько с произведением, сколько с разными типами его описания, с информацией о нем. Это дает нам основание рассматривать музей как информационную систему.
  Как же изменяются параметры этой системы с приходом новых информационных технологий? - Очевидно, что информационные технологии не оказывают заметного воздействия на природу традиционных музейных занятий (экспертизы, учета, каталогизации, популяризации), но ощутимо влияют на механизмы, действующие на переходе от одной фазы к другой, качественно изменяют процессы, обозначенные на схеме стрелками. Именно эти процессы, а также проблемы, возникающие в связи с ними, станут предметом дальнейшего разговора.
 
 
 РЕСУРСЫ КУЛЬТУРНЫЕ И РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
 
 Начнем с перехода A?B (Анализ?Описание). Если в сфере анализа культурного материала возможности компьютера достаточно ограничены и главным инструментом продолжает оставаться глаз эксперта, то процесс описания музейного предмета может быть в значительной мере автоматизирован. Сегодня музеями широко используются автоматизированные системы учета и документооборота, позволяющие перепоручить машине значительную часть рутинной бумажной работы. Однако прежде чем автоматизация начнет приносить ощутимые плоды, необходим большой труд по вводу информации в компьютер.4 Вот как пишет об этом этапе компьютеризации зав. отделом учета Псковского музея-заповедника: "Учет фондов предполагает кропотливую бумажную работу, достаточно однообразную, состоящую из многократного повторения одних и тех же данных в различных документах. Пишешь, пишешь, а тут еще в компьютер то же самое надо занести. Отдачи почти никакой, но было интересно, и мы верили, что это необходимо. Может, поэтому мы и не бросили это дело".5
  Понятно, что этот труд оправдан только в том случае, когда введенная информация доступна не только тому, кто ее ввел, а всем заинтересованным лицам (как минимум, из числа сотрудников того же музея), или, говоря научным языком, когда создается информационный ресурс общего пользования. Процесс этот психологически достаточно болезнен,6 т.к. его результатом становится отделение знаний от их живого носителя или, пользуясь терминологией В.Н.Сорокина, превращение жреца в технолога.7
  "По мере роста информационных ресурсов музея (числа описаний предметов в базе данных) расширяется сфера использования информационной системы. С достижением некоего критического объема ... качественно эффективнее начинает работать функция обработки запросов - поиск по базе данных. [...] Возможности поиска по базе данных, обработка запросов - это как раз то принципиально новое, что могут дать только современные информационные технологии. Представим себе, что в наш гипотетический краеведческий музей пришел некий гражданин, который интересуется конкретной темой, например, церковью, от которой давно и следа не осталось. Этот гражданин хочет написать статью, прочесть лекцию, организовать выставку. В былые, докомпьютерные времена гипотетический сотрудник музея мог только развести руками: "Да, у нас точно что-то есть. Лично я храню фотографии, их всего где-то тысяч тридцать. Искать будем?". Такой ответ нисколько не умаляет достоинств нашего хранителя, ибо человеческая память, в отличие от компьютерной, имеет свой физиологический предел. Автоматизированная информационная система с таким запросом легко справляется".8
  Описанный случай для АИС, действительно, прост. Ведь гипотетический гражданин точно знает, что ищет. Куда сложнее обработка запросов иного рода: "Я ищу картину - автора не помню, названия тоже, - на которой изображена маленькая девочка в одной рубашечке, стоящая на кресле и тянущаяся к кистям..." или "Какие в вашем музее есть изображения лошадей?". Попробуйте отыскать по таким описаниям полотно К.Маковского "В мастерской художника" или "Проводы покойника" В.Перова! В обычной музейной БД это вряд ли возможно, но проблема имеет решение. Существует специальный стандарт Международной организации по стандартизации - ISO (The International Organization for Standardization), в рамках которого описывается не музейный предмет, а его изображение.9 Описание делается по принципу: "Называю словами то, что вижу" и "вшивается" внутрь файла изображения. Это позволяет по запросу "головные уборы + первая половина XIX века" найти не только реальные шляпы, хранящиеся в музейном собрании, но также изображение мужчины в боливаре на чашке из такого-то сервиза. Есть позитивный опыт интеграции описанного стандарта хранения изображений с музейной системой КАМИС-2000 и последующим предъявлением в полученной БД в Интернете.10 Однако на пути этих начинаний встают трудности отнюдь не технического свойства...
  Ответ на вопрос о том, нужно или не нужно музею иметь представительство в Интернет, уже не вызывает сомнений. - Да, нужно. Сегодня невозможно представить себе директора или главного хранителя, который принципиально выступал бы против создания музейного сайта, если речь идет о некой Интернет-разновидности путеводителя - и только. Следующий же шаг многим музейным работниками представляется не столь бесспорным. Например, в ряде музеев всерьез обсуждается вопрос о том, выгодно ли "вываливать" в Интернет большое количество изображений. Попробуем проанализировать истоки этих представлений.
  На протяжении всей истории существования музея, его коллекция рассматривалась как индустриальный (истощаемый) ресурс, а в среде музейных работников доминировала ресурсосберегающая психология.
  Поначалу вопрос решался совсем просто. "Ни одно из произведений искусств, находящихся ныне в художественной галерее и имеющих туда поступить, не должно быть выносимо из помещения галереи для каких бы то ни было целей, кроме нужд реставрации", - читаем мы в дореволюционном Положении об управлении Третьяковской галереей11. Постепенно, по мере улучшений условий транспортировки, охраны и температурно-влажностного режима, музеи стали все чаще (пусть на время) выпускать из рук свои детища. В последние годы эта ситуация обрела, кроме культурного, еще и экономический смысл: выдача произведения на выставку в другой город или страну стала одной из значимых статей в нежирном музейном бюджете. Но и это не изменило радикально музейной психологии. Среднестатистический главный хранитель воспринимает необходимость выдачи предмета на выставку как некий компромисс, а внутренне глубоко убежден: в запаснике произведению лучше, чем в экспозиции, а в экспозиции лучше, чем на передвижной выставке. Чем меньше таскать, тем сохраннее оно будет.
  Я далек от того, чтобы осуждать подобные взгляды, ибо за ними стоит знание реалий нашей не всегда розовой действительности. Но такой подход имеет под собой определенные основания лишь до тех пор, пока речь идет о работе с коллекцией как набором реальных предметов. Когда же ее начинают использовать как информационный ресурс, сразу включаются иные механизмы. И ресурсосберегающая психология оборачивается против музея.
  Возьмем для примера сайт ГМИИ им. А.С.Пушкина12. Всем он хорош, если бы не один явный пробел: количество изображений, представляющих коллекцию музея очень невелико. Прямо скажем, Пушкинскому далеко до его собрата - Музея изобразительных искусств в Сан-Франциско, - выложившего в Интернет более 80 тысяч картинок13. Думаю, что в случае с ГМИИ ограниченность зрительного ряда - не недоработка, а позиция.
  И подтекст ее таков: "Не делаем ли мы глупость, отдавая задаром изображения, которые можно с успехом продавать?". Конечно, многие уже поняли, что западными музеями, ставящими на свои сайты десятки тысяч картинок, движут вполне прагматические соображения. И дело здесь вот в чем: изображение, помещенное в Интернет, имеет низкое разрешение; сколь бы красиво оно ни выглядело на экране, не годится для полиграфии. В сущности, это реклама, наживка, заброшенная в открытое информационное пространство: вот, что у нас есть! Заплатите - и вы получите полиграфический слайд или изображение высокого разрешения. По этому пути пошли ряд музеев, ставшие участниками проекта РУМИР, а также Государственный Эрмитаж. Однако в России подобная система рассуждений пока не стала нормой, и сайт Пушкинского музея - характерный тому пример.
 
 
 МУЗЕЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ
 
 Возвращаясь к схеме информационной деятельности, следует отметить важность перехода от накопления информации к ее интерпретации (B?C). Собственно превращение данных в информацию и происходит в тот момент, когда их начинают для чего-то использовать. Но интерпретация - особое использование. Она имеет автора и адресата, а, кроме того, предполагает определенную ответную реакцию адресата в виде мысли или действия. Другими словами, интерпретация преследует очень земные, утилитарные цели. Отсюда следует важный вывод: информационное обеспечение всегда ориентировано на поддержку конкретного типа деятельности (учетной, хранительской, экспозиционной, образовательной и т.п.), требует четко обозначенного круга адресатов.
  Что касается музейной АИС как таковой, то она призвана, в первую очередь, решать учетно-хранительские задачи и ориентирована на внутреннее потребление. В этой связи проблемы интерпретации материала достаточно специфичны и лежат, преимущественно, в зоне унификации описаний и лингвистического обеспечения. Однако по мере роста информационного массива все более остро встает вопрос: "А нельзя ли это богатство еще как-нибудь полезно употребить?" - Первыми следствиями раздумий на эту тему него стали Интернет-каталоги и электронные экспозиции.
 
 Интернет-каталоги Сначала необходимо сделать одну оговорку терминологического свойства: под "Интернет-каталогами" здесь будут пониматься не все каталоги выставок, музейных собраний и отдельных коллекций, выложенные в Интернет, а только те из них, что сделаны технологично, т.е. путем импорта данных из учетно-хранительской БД.
  В отличие от баз изображений этот тип электронных публикаций быстро завоевал популярность в музейной среде. И это тоже имеет глубокие психологические корни. Вообще слово "публикация" оказывает на музейных работников завораживающее, почти магическое воздействие. В основе этого феномена лежит своеобразный комплекс, порожденный самим устройством отечественного музея.
  В западных музеях нет научных сотрудников. Там есть хранители и кураторы. Хранитель - это понятно кто, а куратор - это менеджер. Нужен музею каталог, куратор собирает команду специалистов (из НИИ, университета, независимых экспертов и т.д.), эта команда создает каталог, после чего прекращает свое существование. Также делаются выставки, экспозиции, исследования. В нашем же отечестве возобладала иная схема: у нас все организовано по принципу полного самообеспечения. А поскольку на знамени каждого российского музея начертано: "Сохранить - Изучить - Предъявить", то людей работающих в музее решили назвать "научными сотрудниками" и вменить им в обязанность, кроме хранения и вождения экскурсий еще и научно-исследовательскую деятельность. И многие музейные работники честно пытаются заниматься наукой, хотя музей место для этого совершенно не приспособленное. Следствия подобных научных вылазок бывают самыми неожиданными.
  Единственный зримый показатель научной деятельности - публикация, и музейщики волей-неволей вынуждены порождать тексты. Изредка эти тексты оказываются конкурентоспособными, их начинают публиковать в академических сборниках и прочих уважаемых изданиях. Как правило, это приводит к тому, что автор подобных кондиционных текстов завоевывает себе "особое положение". Он прекращает заниматься музейной рутиной, и, продолжая получать вместе со всеми зарплату, фактически перестает быть музейным работником. Но это редкость. Куда чаще тексты оказываются некондиционными. Тут реакция бывает разной. Одни впадают во фрондерство и говорят: "Все эти бумажки - чепуха... А я храню! Я экспертизой занимаюсь!" Другие начинают публиковаться в районной прессе и в редких (по причине финансовых трудностей) ротапринтных сборниках трудов музея. Эти сборники выпускаются тиражом 100 экз. и лежат невостребованными в музейных билетных кассах.
  Но самый распространенный случай, это утверждение, что существует особая музейная наука. В чем же его смысл? - Смысл в том, что музей является естественным монополистом на работу по созданию каталога и всякой околокаталожной периферии (маленьких атрибуционных статей и т.п.). Тут с музейным сотрудником никто состязаться не может. Потому, что произведение, оно в фонде. А по признанию самих музейных работников, "попасть в фонды любого музея - задача нелегкая не то что для обычного посетителя, но порой даже для коллег из других музеев".14 Поэтому создание каталогов в наших музеях - дело сугубо внутреннее, не для посторонних глаз.
  В то же время с каталогами происходят загадочные вещи. Получается, что каталог в принципе не может быть дописан:
 * Атрибуционная работа идет?
 * Идет!
 * Архивы изучаются?
 * Изучаются!
 * Новые данные в вашем каталоге учтены?
 * Учтены!
 * А вышедшую позавчера статью в Трудах Ростовского музея-заповедника читали? - Не читали? Ц-ц-ц... А там интереснейшие новые данные. Значит, не учтены они. Да-а-а...
 И хорошо, если в этот момент рукопись лежит на столе у зама по науке (оттуда ее легко забрать на доработку). А если уже гранки прошли? Лучше не рисковать, поработаем еще...
  Но вот, кажется, наш хранитель уже все, ну просто все про свой фонд знает, и первая его публикация практически готова, но - все под богом ходим! - умер, слегка не дожив до 70-летия работы в музее.
  Поэтому Интернет-каталоги пришлись очень ко двору: они дают музейному работнику не просто возможность публикации, а нечто большее: возможность неокончательной публикации. Публикации, которая в любой момент может быть исправлена и дополнена.
  Таких каталогов, созданных непосредственно из музейных баз, в российском Интернете уже не один десяток.15 Для многих музейщиков их создание стало своего рода развлечением, интеллектуальной компьютерной игрой, от которой они получают искреннее удовольствие. Некоторые из созданных ими каталогов выделяются оригинальным дизайном и богатством технических возможностей (автопросмотр произведений и др.),16 другие - качеством и полнотой представленного материала.17 Но при всем разнообразии названные каталоги обладают одним общим свойством - это "жесткие" выборки, сделанные руками профессионалов, в которых посетитель сайта не может ничего изменить.
  Куда реже музеи отваживаются на следующий шаг - открытие в Интернет всего собрания в виде БД с системой поиска и динамическим созданием выборок по запросу пользователя. Как ни странно, основным препятствием здесь становится страх перед коллегами. Опасения связаны с несовершенством информации в рабочей музейной базе. "Стоит ее опубликовать в Интернете, - говорят музейные работники, - коллегами будут обнаружены неточности (неизбежные в таких больших информационных массивах), и мы станем всеобщим посмешищем". Интересно, что степень этой коллегобоязни прямо пропорциональна размерам музея. Крупные музеи опасаются "осрамиться" куда больше, чем малые и средние. Поэтому вряд ли можно считать случайностью, что первым в нашей стране открыл в Интернет внутреннюю базу не центральный и не областной, а районный музей - Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Это произошло в конце 1999 года.18
  Интересно проанализировать мотивы, основные ожидания, двигавшие музеем при "выставлении" базы данных в Интернет:
 * "Первое сводилось к ожиданию повышенного интереса к нам со стороны потенциальных посетителей, т е. таким необычным образом мы реализовывали обычную задачу рекламы музея средствами Интернета.
 * Второе ожидание было более ориентировано на "интересы" коллекции. Публикуя коллекцию в Интернете, мы пытались привлечь к ней внимание "узких" специалистов, глубоко занимающихся изучением различных видов предметов и коллекций, тем самым, пытаясь "поставить на службу" интересам изучения нашей коллекции интеллектуальные силы "всей отечественной музейной науки".
 * Третье ожидание сводилось к надежде на то, что о нас узнают те люди, которым нужны изображения наших предметов, т.е. издатели, рекламные агентства и т. п.
 Таким образом, все наши ожидания были в той или иной степени направлены на то, чтобы различными способами расширить круг людей, заинтересованных в услугах музея, и на основе этого увеличить поток средств в кассу музея.
  Насколько оправдались эти ожидания? Если приводить сухие цифры статистики, то можно сделать вывод, что не оправдались совсем".19
  Не думаю, что погрешу против истины, если скажу, что первое ожидание было довольно наивным и не могло оправдаться. Повышения интереса потенциальных посетителей не происходит по двум причинам:
 1. Музейный сайт (в отличие от путеводителя) делается не для посетителей, а для виртуальных посетителей. В сегодняшней России люди, ходящие в музеи, и посетители музейных сайтов составляют две разные группы. Зона их пересечения не столь уж велика.20
 2. Рабочая база данных, где иллюстрациями снабжено менее 10 % описаний, не особенно интересна для широкой публики. Кроме того, посетитель-непрофессионал испытывает трудности в формировании запроса к БД, т.к. не имеет представления, что в ней искать.21
 Второе ожидание - желание привлечь к коллекции внимание "узких" специалистов - куда более оправдано. Другое дело, что здесь создатели Рыбинского сайта сработали на завтрашний день. Сегодня Интернет-технологии "интеллектуальными силами отечественной музейной науки" освоены еще слабо. Но обрисованная авторами перспектива вполне реалистична.
  Наконец, третье ожидание, связанное с перспективой продажи изображений, утопично пока речь идет о БД отдельно взятого музея. Оно становится более реальным при включении ресурсов музея в объединенные базы типа Collections22 или РУМИР.23
  Впрочем, было (не могло не быть!) у разработчиков сайта "Собрание Рыбинского музея-заповедника" еще одно ожидание, о котором они - по скромности или иной причине - умолчали в цитируемой статье. И это ожидание оправдалось в полной мере. Речь идет об использовании сайта как инструмента PR продвижения организации. Рыбинский музей нашел и, главное, публично предъявил направление деятельности, где он является объективным лидером российского музейного дела. Попробуйте разыскать аспект, в котором районный музей превосходит Эрмитаж и Третьяковскую галерею! Это не так просто. А у рыбинцев получилось. И результаты не замедлили сказаться: не каждому районному музею устраивают презентацию в Московском Кремле, не о каждом пишут в научных статьях и учебниках...
  За Рыбинским музеем потянулись другие, и прямым следствием этого стало появление в Интернет сводных музейных баз данных. Полученный новый тип информационного ресурса очень хотелось бы назвать объединенным электронным каталогом, но это противоречит существующей научной традиции, в соответствии с которой каталогом именуют полный список объектов, временно или постоянно находящихся в одном месте (выставка, музейное собрание, территория и т.п.).
  В этом смысле у существующих открытых БД разная судьба. Как бы ни развивался дальше сайт "Из собраний музеев России", более известный в профессиональных кругах под своим доменным именем Collections,24 он никогда не станет каталогом, т.к. ставит свой задачей выборочно представить музейные коллекции из разных регионов России. А вот база государственных музеев Ярославской области,25 имеет шанс постепенно превратиться в каталог, т.к. описывает предметы с одной территории и постоянно пополняется. По утверждению ее создателей, "полное соответствие состава сводной базы данных музейным собраниям - это только вопрос времени".26
  Но куда существеннее иное: создатели сводной базы рассматривают собственную работу не как механическое "вываливание" в Интернет рабочих музейных картотек, а как особый тип конструирования, ориентированный на поддержку конкретных видов музейной деятельности: "Как было бы замечательно увидеть, что отбираются в сводной базе данных коллекций предметы, хранящиеся в дружественных музеях, для своей выставки. [...] Или хранитель маленького музея, не слишком уверенный в атрибуции того или иного предмета, обращается к более узкому специалисту с просьбой посмотреть, опять же в сводной базе, описание и изображение предмета для уточнения датировки...".27
  Другими словами, информационные технологии выступают здесь мощным инструментальным средством, обеспечивающим легкий переход от описания культурного материала к его разнообразным интерпретациям (на нашей схеме - переход B?C)
 
 Электронные экспозиции В соответствии с принятой сегодня терминологией, "электронной экспозицией" мы будем называть не всякий информационный киоск для посетителей музея, а только размещенную в экспозиции систему терминалов, особым образом интерпретирующую информацию из учетно-хранительской базы.
  Конечно, электронная экспозиция - это не просто интерфейс, дающий посетителю доступ к электронному каталогу. Она имеет собственный сценарий, кроме того, ряд материалов, как и в любом другом электронном издании, готовится специально для данной публикации: тексты, изображения, аудио-видеоклипы, специальные мультимедиа программы для посетителей (в том числе игры) и др. Но по сравнению с CD-ROMом, web-сайтом, локальным информационным киоском электронная экспозиция обладает очевидным преимуществом - она имеет механизм синхронизации. Основную часть электронной экспозиции составляют материалы из музейной БД, и все изменения и дополнения, сделанные хранителем в рабочей базе, немедленно визуализируются в системе.
  Электронные экспозиции по-разному соотносятся с реальными музейными экспозициями, в которых размещены. Они могут:
 * пояснять материалы экспозиции и облегчать посетителю ориентацию в ней (интерактивная схема здания в электронной экспозиции Музея Санкт-Петербургского Водоканала);
 * дополнять основную экспозицию (электронная экспозиция "Люди" в Музее ОАО "Татнефть", г. Альметьевск)
 * привносить в экспозицию элементы игры и развлечения (обучающие игры в электронной экспозиции Государственного музея природы и человека г. Ханты-Мансийска)
 Трудно не согласиться с разрабочиками модуля "Электронная экспозиция" из фирмы Альт-Софт, которые пишут: "Электронные музейные экспозиции позволяют решить самую важную проблему современного музея - привлечение нового поколения посетителей. Привнесение в традиционную музейную среду анимации, звука, видео, трехмерной графики и других элементов мультимедиа значительно расширяет возможности экспозиции и степень ее эмоционального воздействия".28
  Таким образом, находясь в зоне интерпретационных техник (в нашей схеме - квадрат C), электронные экспозиции обеспечивают механизмы трансляции культурного материала в социум (переход C?D).
  В этой же зоне недавно появился новый тип музейных информационных продуктов, создаваемых на основе программ трехмерной графики.
 
 3D модели Компьютерное 3D моделирование было изобретено как инструмент архитектора, а потому использование программ трехмерной графики наиболее эффективно там, где объектом интерпретации является архитектурное сооружение или его части - в музеях-заповедниках и в музеях, расположенных в памятниках архитектуры.
  Представим себе характерную ситуацию: здание XVIII века было перестроено в XIX столетии. Например, в зале с двумя рядами окон установлено перекрытие, разбившее его на два этажа. Мало того, на новом потолке сделана роспись, обладающая художественной ценностью. Восстановление облика здания "на XVIII век" приведет к уничтожению памятника истории и культуры следующего столетия.
  Здесь на помощь реставраторам, исследователям и популяризаторам приходит компьютерная графика. Удачный опыт ее использования продемонстрировали сотрудники Государственного Русского музея, воссоздавшие первоначальный облик одного из принадлежащего музею дворцов - Михайловского (Инженерного) замка.29 Если реконструкция внешнего облика замка абсолютно документальна, то виды интерьеров иногда сделаны "по аналогии" и содержат значительную долю вольной интерпретации (что авторы в каждом случае добросовестно оговаривают). Полученная 3D модель применяется при проведении реставрационных работ (подбор цвета и фактуры отделочных материалов и др.) и в экспозиционной деятельности музея (виртуальная расстановка мебели и повеска картин, предшествующая проведению тех же действий в натуре). Наконец, та же модель была использована при создании информационной системы для посетителей и ряда подготовленных ГРМ электронных изданий на CD-ROM.
 
 
 ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ НА CD-ROM
 
 В отличие от недавно появившихся электронных экспозиций и музейных 3D моделей производство электронных изданий на CD-ROM уже имеет некоторую историю.
  В 1993-1994 году разработчики компьютерных программ обратили свои взоры к гуманитарной сфере. Началось производство так называемых "мультимедиа приложений": путеводителей по городам, музеям, разного рода справочников по культуре и др. Поначалу они выпускались в виде наборов дискет, но вскоре обрели более емкий и удобный носитель - CD-ROM. Название "CD-ROM" и закрепилось за этим типом электронных изданий, вытеснив из обихода корявое словосочетание "мультимедиа приложение".
  Первый этап создания CD-ROMов можно было бы назвать "романтическим". Невиданные доселе диски потрясали воображение богатством своего информационного потенциала. Возможность объединять в компьютерной системе текст, звук, анимацию, видео- и графические изображения, казалось, сулила невиданные перспективы как в области научной деятельности, так и в сфере популяризации. Однако ожидаемой революции не произошло. Большинство дисков по культуре и искусству, изданных в 1994 - 1995 годах, представляет собой электронную разновидность альбомов, где репродукции (далеко не всегда удовлетворительного качества) взяты за основу содержания, а главным способом общения пользователя с программой оказывается "листание" картинок. Что же касается текстового наполнения отечественных CD-ROMов первого поколения, то его источником в большинстве случаев были уже изданные книгами справочники и путеводители. Эти диски создавались руками программистов без привлечения гуманитариев. Следствия подобного положения вещей были достаточно плачевными. Компьютер, который в массовом сознании являлся символом точности информации, стал рассадником чудовищных ошибок30.
  В 1996 - 1997 году ведущие фирмы-разработчики CD-ROM осознали: чтобы получить хороший диск, к работе над ним необходимо привлекать профессионалов. В отечественном CD-ROMоиздании наступил второй этап, когда профильные специалисты (историки, искусствоведы и т.д.) выступали в роли поставщиков "сырья", а собственно создателями мультимедиа-продуктов по-прежнему оставались программисты. Количество фактических ошибок пошло на спад, но не решенными оставались проблемы структурирования информации и информационного шума.
  К концу 1998 года выпуск CD-ROMов по культуре и искусству в России практически прекратился. В то время главным виновником произошедшего считали августовский кризис 1998 года, но, по-видимому, главная причина была все же в росте Интернета. Количество и разнообразие web-ресурсов по культуре в это время уже столь велико, что с лихвой покрывает технические недостатки сайтов (скорость загрузки, качество звука и изображения) по сравнению с электронными изданиями на CD-ROM. Экономический кризис же сделал наглядными преимущества более дешевого сетевого способа хранения и передачи информации. Кроме того, в нашей стране так и не удалось победить индустрию изготовления пиратских копий,31 а массовое распространение пишущих CD-дисководов на исходе прошлого века сделало эту борьбу совсем безнадежной.
  С 1999 года количество выпускаемых музейных CD-ROMов опять стало расти, но с сильным отставанием от числа появляющихся web-сайтов. Создатели сайтов начали активнее использовать технические возможности Интернета: форумы, новостные ленты и рассылки, базы с оперативно обновляемой информацией и др.
  CD-ROMы перестали быть модной технической новинкой и заняли свою нишу рядом с альбомами и другими презентационными музейными изданиями. Крупные музеи федерального подчинения выпустили 1-2 диска и на этом как-то успокоились. А областные и районные музеи (за редким исключением) дисков по сей день не имеют и по этому поводу сильно не переживают.
  И именно в этот момент на переломе столетий, когда издание музейных дисков уже готово было стать фактом истории, случился настоящий CD-бум в Государственном Русском музее. За пару лет ГРМ выпустил целую полку дисков, сопровождая ими едва ли не каждую крупную выставку, открывающуюся в стенах музея. И причины этого небывалого всплеска CD-ROMоиздания чисто технологического свойства.
  Еще в середине 1990-х годов в ГРМ была налажена работа по подготовке мультимедийных программ для посетителей. Это были не те системы, которые принято называть "информационными киосками". Информационный киоск, как правило, содержит топографическую информацию: помогает посетителю сориентироваться в экспозиции, найти нужный зал или произведение. Здесь же цель была иной: программы ГРМ направлены на информационную поддержку отдельных выставок и в значительной мере построены по принципу дополнения экспозиционного ряда (тексты, документальный кино-фото материал, произведения не представленные в экспозиции и т.п.). Так, например, большой интерес посетителей выставки "Император Павел I. Цареубийство 11 марта 1801 года" вызвал интерактивный план Михайловского замка с обозначенными на нем маршрутами движения двух колонн заговорщиков. В значительной степени наполнение этих систем составляют материалы выставочных каталогов, в том числе те, что не попали в "бумажное" издание.
  С 1999 года эти программы стали писать на CD-диски и продавать в музейных киосках. Выяснилось, что они пользуются неплохим спросом, а работающая в экспозиции информационная система служит для них лучшей рекламой.
  Таким образом, была отработана технология, передвигающая разработку CD-ROMа из зоны интерпретационных техник (в нашей схеме - квадрат C) в зону социальной реализации (квадрат D). Был найден эффективный и малозатратный ответ на вопрос: "Где я могу это купить?" - частенько задаваемый около информационных систем для посетителей.
 
 
 МУЗЕЙНЫЕ WEB-САЙТЫ32
 
 Музейный сайт существенно отличается от информационной системы в залах. Информационный бокс предназначен для публики, находящейся в здании музея, он является дополнением к экспозиции, а не ее аналогом. С музейным сайтом все обстоит ровно наоборот. Он делается для виртуальных посетителей. Многие из них потому и прибегают к услугам Интернет, что не имеют возможности посетить музей лично.
  К сожалению, создатели музейных сайтов далеко не всегда учитывают это обстоятельство. В сайте Государственной Третьяковской галереи рядом с перечнем основных разделов коллекции имеется стрелка с манящей надписью: "В залы экспозиции".33 Понятно, что человек, нажимающий на стрелку, рассчитывает увидеть если не экспозицию целиком, то хотя бы некоторые произведения из собрания Третьяковской галереи. Но надежде этой не суждено сбыться: там нет ни одного изображения. Через интерактивные планы здания пользователь может извлечь только позальные списки художников. Конечно, приятно, сидя где-нибудь во Владивостоке, узнать, что в зале № 22 находятся картины К.Ф.Гуна, но как они выглядят, эти картины, кто такой К.Ф.Гун и как его хотя бы звали, вы из сайта ГТГ не узнаете.
  Подобный подход был бы уместен в информационном боксе, установленном при входе в экспозицию: выяснил номер зала - и пошел смотреть. Для человека же, не имеющего такой возможности, эти сведения бесполезны, и не могут вызвать ничего, кроме раздражения.
 
 Контент и навигация Тексты, помещенные на официальных сайтах крупных музеев, во многом похожи друг на друга. Чувствуется, что они написаны людьми, хорошо знающими предмет, но не очень разбирающимися в телекоммуникационной специфике. Авторы этих статей не вполне отдают себе отчет, что Интернет, в первую очередь, - зрелище, что зрительная информация с экрана воспринимается куда лучше, чем текстовая, а потому в Интернете текст должен дополнять изображение, а не подменять его. Но это дело наживное. Кроме того, в ряде случаев избыточная длина текстов скрадывается продуманной структурой, удобной навигацией и хорошим дизайном.
  Сказанное не означает, что ситуация с содержательным наполнением музейных сайтов столь уж безоблачна. Далеко не всегда разработчики помнят о том, что и для кого они делают. Например, в англоязычной версии сайта Богородицкого дворца-музея размещена схема подъезда к г. Богородицк на русском языке.34 Враг не пройдет! Кстати, в целом названный сайт не так уж плох. К числу его достоинств принадлежит, например, солидный объем представленного текстового и зрительного материала. Но в отношении навигации его можно считать учебным пособием по тому, как ее (навигацию) не нужно делать.
  Интернет - среда информационная. Там принято сразу брать быка за рога. Поэтому главное меню сайта помещается обычно на его первой странице (реже - на второй). В данном же случае до главного меню добираешься только на третьем экране. Далековато закопано! На втором экране35 имеется что-то вроде лирического вступления к фотоальбому: "Приезжайте, и классически строгий изысканный дворец, неброской прелести пейзажи на несколько часов погрузят вас в удивительный мир" и т.д. Не знаю, может кого-то (не меня) оно и растрогает поначалу. Но при третьем-четвертом заходе на сайт такой текст у любого не вызовет ничего, кроме раздражения.
  Главное меню36 Богородицкого сайта в виде расставленных рядами картинок выглядит довольно механистично. Чего-то тут дизайнер не додумал. Но не это главное. Самый большой просчет в том, что меню представляет собой однопорядковый перечень разнопорядковых величин. Например, экскурсии, они для кого? - Для посетителей. Значит рубрика "Экскурсии" должна войти в раздел "Посетителям". А что такое "текстовая версия"? Это тот же самый сайт, только без графики. Делается текстовая версия для пользователя, сидящего на низкоскоростной линии. Так почему же ссылка на нее на третьей странице? А через первые две этот несчастный как будет продираться?
 
 Дизайн интерфейса и программная сборка Не могу обойти молчанием и дизайн сайта Третьяковской галереи.37 Я готов спорить о том, насколько ложится в образ компьютерного экрана квази-русский стиль оформления с не попадающими в строку буквицами на фигурных подложках. Но не будем об этом. Поговорим только об азбучных истинах. Каждый студент-первокурсник Полиграфического института знает несколько элементарных правил:
 * в пределах одного листа (или экрана) нельзя использовать шрифты смежных кеглей (например, 11 и 12). Разрыв в размерах должен составлять не менее двух пунктов, иначе в глазу возникает рябь;
 * по той же причине не следует чередовать шрифты типа гротеск с шрифтами типа антиква (например, Ариал с Таймсом);
 * и, наконец, общее количество гарнитуро-начертаний и типоразмеров, одновременно находящихся в поле зрения, не должно превышать трех.
 Разработчики сайта умудрились нарушить все эти правила сразу. Есть web-страницы, где использовано до 10 шрифтов одновременно. Читать такой текст просто мучительно. Имя дизайнера не упомянуто в сайте, но как искусствовед, имеющий достаточный зрительный опыт, я ручаюсь, что он сделан человеком, не получившим даже среднего художественного образования. Третьяковская галерея постоянно сотрудничает с Константином Журавлевым, Владимиром Музыченко, другими известными бук-дизайнерами. Почему в данном случае она воспользовалась услугами малограмотного любителя?
  Сегодня музеи уже начинают осознавать, что создание представительств в Интернет при всей кажущейся новизне во многом сродни традиционному книгоизданию. И чтобы получить хороший сайт, к работе над ним необходимо привлекать серьезных специалистов, каждый из которых будет заниматься своим делом, что тексты по истории искусства должен писать искусствовед, вид экрана разрабатывать художник-дизайнер, ошибки проверять корректор, а функции программиста должны ограничиваться работой по сборке. И при том, это должен быть программист, владеющий спецификой Интернет, имеющий навыки создания музейных сайтов. Учиться никогда не поздно, но лучше делать это не на материале всемирно известного музея.
  В отношении программной сборки музейные сайты тоже не всегда безупречны. Довольно распространена ошибка, когда в коде страниц забывают прописать keywords - ключевые слова (в стандарте обязательно прописываются в начале тела всех файлов). Это значит, что для поисковых машин типа Alta Vista данный сайт не существует.
  Не всегда продуманно используется графика. Посмотрите с этой точки зрения сайт Музея-заповедника А.А.Блока.38 Согласитесь, что колорит титульной заставки какой-то уж очень лилово-ночной. Я, конечно, понимаю, что Блок был певцом сумерек и ночи, но все-таки это сайт музея, а не ночного клуба. Кроме того, голубой и лиловый шрифты трудно читаются на темно-лиловом фоне. И еще одна немаловажная деталь: обратите внимание, как долго грузится эта заставка. Это значит, что технологически дизайн очень громоздкий. Титульной заставки большинство пользователей не увидит (они просто не дождутся конца ее загрузки)
 
 Обновление информации
 сть в музейном "сайтостроении" еще одна проблема, на существование которой справедливо указывают исследователи: "В Интернет появляется официальный сайт музея, созданный по его заказу и при участии его специалистов, но изготовленный сторонней организацией и размещенный на ее сервере. Часто после этого к сайту относятся как к изданной книге, а Интернет-ресурс ни в коем случае таковой не является. Он скорее сродни афишному стенду, который должен постоянно обновляться и пополняться. Без этого сайт обречен на умирание и забвение"39.
  Приступая к созданию своего сайта, помните: необходимо резервировать средства для постоянного обновления информации, для обучения дистанционному администрированию и для текущей технической поддержки сайта.
 * * *
 Подводя итог рассмотрению накопленного отечественного и зарубежного опыта, можно заключить следующее:
 1. Каждый современный музей должен быть представлен в глобальных информационных сетях. Мотивов для этого уже сегодня более чем достаточно, во всяком случае, для того, чтобы осмысленно идти на расходы, связанные с созданием полноценного музейного web-сайта.
 2. Фиксируя и признавая достижения и преимущества, которые получили музеи, уже создавшие свои представительства в Интернет, необходимо отметить наличие проблем, которые пока еще не нашли своего достойного разрешения. Наиболее существенные из них:
 * проблема грамотной постановки целей (зачем мы создаем сайт);
 * проблема отбора, предоставляемой через Интернет музейной информации (что мы хотим и что не хотим показывать);
 * проблема выбора адекватных форм представления музейной информации (сайт - не книга и не информационный бокс, у него свои законы построения);
 * проблема профессионализма команды разработчиков.
 
  В проигрыше оказываются и музеи, не создающие сайтов, не предъявляющие через Интернет своих выставок. Как ни странно, сегодня случаи подобного самоустранения с информационного рынка среди российских музеев еще не редки. Следствия этого положения вещей уже начинают давать о себе знать. Если бы десять лет назад любого из нас попросили назвать десять главных музеев России, то в их число вряд ли попал бы Дарвиновский музей. Сейчас он в явных лидерах за счет активного использования информационного ресурса. А если исключить Москву и Петербург, и попытаться назвать региональных фаворитов, то в их числе (по той же причине) окажутся Рыбинский и Владимиро-Суздальский музеи-заповедники. Но фортуна переменчива, и стоит названным музеям расслабиться, потерять темп, как на смену им придут новые лидеры.
 
 
 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
 
 Проблема удержания инициативы во многом связана с вопросом выбора стратегии. Стратегия возникает тогда, когда появляется представление об организации, проекте и т.д. как о целостной системе, являющейся объектом воздействий со стороны внешней среды, а в характере этого воздействия есть высокая доля неопределенности. Другими словами, любая стратегия связана с работой с внешним окружением.
  Для удобства дальнейшего разговора выделим четыре типа информационных стратегий, получивших широкое распространение среди организаций культуры:
 1. Создание корпоративных баз данных
 2. Обслуживание запросов
 3. Навязывание позиции
 4. Формирование коммуникационного пространства
 При этом следует сразу отметить, что создание корпоративных баз данных можно назвать стратегией лишь условно. В приведенной схеме оно лежит в зоне A?B. Музей как фондохранилище не имеет информационной стратегии. Стратегия появляется у него в тот момент, когда описана процедура комплектования (предполагающая конкретную тематическую направленность). План принятия решений в этой области и будет стратегией комплектования музейных фондов. А если дополнить его планом принятия решений по предъявлению произведений (какого типа экспозиции и публикации и для какой аудитории мы делаем), то в совокупности они составят информационную стратегию.
  Обслуживание запросов - это уже полноценная стратегия. Она основана на отсутствии собственных приоритетов. План принятия решений сводится к известной формуле "Чего изволите?". В таком режиме работают информационные агентства, чьи интересы лежат, как правило, в сугубо рыночной области. Они продают ту информацию, которую у них хотят купить. Советская практика создания экспозиций типа "Наш край - всесоюзная кузница, житница и здравница", "Твои ордена комсомол", "Художники - такому-то съезду КПСС" свидетельствует, что стратегия обслуживания запросов не обошла стороной и музеи. Только ориентация была не на рыночную, а на идеологическую конъюнктуру. Боковым отростком стратегии обслуживания запросов стала традиция проведения юбилейных выставок. Почему мы вписываем себе в план выставку художника такого-то? Потому, что его искусство приобрело сейчас особую актуальность и востребовано зрителем? - Ни в коем случае! Такими аргументами трудно убедить органы идеологического контроля. А вот ответ: "Потому что в этом году 150-летие со дня его рождения", - уводит разговор из сомнительной зоны содержания и потому вполне приемлем.40 Стратегия обслуживания запросов жива и сегодня: на смену выставкам к съезду пришли выставки к выборам, а юбилеи идут своей чередой. В самой этой стратегии нет ничего порочного, надо только понимать, какой запрос мы обслуживаем в каждом случае - социально-культурный или политический?
  Стратегия навязывания позиции также сохраняет актуальность. Реализуют ее чаще всего средства массовой информации. В музейном деле она наиболее очевидна в сфере работы с современным художественным процессом (мы экспонируем произведения именно этих, а не тех художников; мы продвигаем конкретный набор имен; и т.п.).
  И, наконец, все большее распространение получает стратегия информационной инициативы, ориентированная на формирование коммуникационного пространства. Мощным техническим подспорьем в ее реализации стал Интернет. По справедливому наблюдению одного из современных исследователей, "сегодня Интернет не только место, где ищут информацию, но и пространство личного общения и, что, возможно, еще важнее, место построения сообщества..."41. Действительно, в Интернет можно не только найти группу, подходящую тебе по интересам, но и сформировать такую вокруг себя. Наиболее удобны для этих целей форумы. В форуме главным способом формирования коммуникационного пространства становится реплика. Уподобившись Богу-творцу, мы получили возможность строить свой мир, начиная со Слова. И здесь у музеев огромные возможности. Любую музейную коллекцию можно рассматривать как гигантский массив информационных поводов, каждый из которых может быть использован для запуска вполне осмысленной, содержательной коммуникации.
  Понятно, что реальная деятельность конкретного субъекта информационного поля может строиться на одной из четырех обозначенных стратегий, но чаще приходится сталкиваться с некой их комбинацией и говорить о преобладающей тенденции.
  Отдельную проблему составляет выбор инструментария и механизмов реализации стратегии (переходы C?D и D?A). Они достаточно подробно описаны в литературе,42 что позволяет ограничиться здесь лишь несколькими замечаниями.
  Ситуация, складывающаяся в этой области, зачастую парадоксальна. Широкое распространение персональных компьютеров, стремительное развитие сетевых способов хранения и передачи информации, привело к тому, что сегодня технические средства обладают избыточной мощностью и узким местом становится не "hard & soft", а люди, не техническая, а гуманитарная составляющая технологии. Технически можно реализовать информационный проект любого масштаба: программисты "свинтят" оболочку, но девять из десяти собранных ими "шкафов" останутся пустыми (или мертвыми, не пополняемыми). Вопрос, как правило, упирается не в реализацию, а в социализацию.
  С 1996 года Министерство культуры РФ безуспешно пытается осуществить проект "Искусство в России". Фактически это проект создания электронного каталога Государственного музейного фонда.43 Пока авторы проекта находятся на стадии преодоления технических трудностей: сделать работоспособной базу, содержащую 50 миллионов описаний (именно таков объем российского ГМФ) - непростая задача. Но она лежит в чисто технической плоскости, а потому - убежден! - принципиально разрешима.
  А вот успешность следующего шага представляется куда менее очевидной. Потому что далее выстраивается цепочка логичных вопросов. Создали мы оболочку БД (кстати, модуль ввода данных уже готов), а заполнять ее кто будет? - Понятно кто: музейные работники. А зачем им это, какая у них мотивация? - Теоретически возможны два ответа: оплата или приказ. В Министерстве культуры, конечно, понимают, что оплатить работу такого объема невозможно44, а потому уповают на чудодейственную силу приказа. Как человек, большую часть жизни проработавший в музее, позволю себе по этому поводу процитировать товарища Сухова - героя кинофильма "Белое солнце пустыни": "Это вряд ли...". Музейный работник за свою как бы зарплату будет делать только то, что входит в круг его привычных профессиональных обязанностей. Сюда может добавиться что-то нужное ему самому: нечто облегчающее его существование или делающее его интереснее. И не более! Мысль о том, что все музейные работники страны дружно взвалят себе на плечи колоссальную работу, предназначенную исключительно для того, чтобы сделать удобно дяде из Министерства, представляется мне, мягко говоря, утопичной.
  Другими словами, отсутствие реальной мотивации на стадии D (социальная реализация) неизбежно приводит к тому, что система перестает работать на стадиях A и B (специализированная подготовка материала и создание баз данных в заданных Министерством культуры форматах).
  Означает ли это, что создание электронного каталога Государственного музейного фонда РФ принципиально невозможно? - Уверен, что не означает. Но необходимо найти мотивацию. Например, предложить техническое средство, реально облегчающее музейщику работу по описанию, анализу и исследованию фондовых предметов (т.е. исполнение его прямых обязанностей). Да ведь такое средство уже существует! И называется оно автоматизированной информационной системой. Те же музейные работники, которые упорно не желают устанавливать у себя систему "Искусство в России" (ИР), с превеликим удовольствием пользуются системой КАМИС, а порой даже проявляют завидную активность в изыскании средств на ее приобретение.45 При этом стандартная музейная база данных содержит информацию, избыточную по отношению к потребностям Министерства культуры. Следовательно, вопрос опять возвращается в чисто техническую плоскость: необходимо создать конверторы данных "КАМИС - ИР", "АС-Музей - ИР" и т.д. Можно это сделать? - Да46. Тот день, когда Министерство издаст распоряжение о конвертации музейных баз, станет днем рождения Государственного каталога музейного фонда России.
  Итак, круг замкнулся. Система информационного обеспечения в музее будет работать только в тех случаях, когда информационные технологии оказывают значимое позитивное влияние на культурные ресурсы, что-то изменяют в традиционной деятельности по их изучению, сохранению и использованию.
  Мы рассмотрели схему информационной деятельности, начав (и - соответственно - закончив) свое движение по ней от культурных ресурсов (на схеме - квадрат A). Это обстоятельство можно считать случайным, т.к. схема принципиально не иерархична. В реальной деятельности движение может начинаться в любом из четырех "квадратов". Рыбинский музей-заповедник принимает решение разместить в Интернет электронный каталог своего собрания, сделанный из учетной БД47 (движение начато из квадрата В, от существующего информационного ресурса). Музей творчества аутсайдеров создает сайт под названием "Виртуальный музей русского примитива"48 (чистая проектная инициатива; движение от идеи, т.е. из квадрата C). Представители компании IBM приходят в Эрмитаж с предложением использовать разработанную ими уникальную технологию оцифровки изображений, в результате чего в Интернет появляется "Цифровая коллекция" Эрмитажа49 (инициатива, порожденная ростом технических возможностей; движение из квадрата D).
 
 * * *
  Сегодня мы вплотную подошли к новому этапу развития информационных технологий: очевидно, что вскоре роль "технаря" в информационном процессе радикально изменится: из ведущего он превратится в ведомого; основную работу по структурированию информации будет делать профильный специалист. Подчеркиваю, что речь идет уже не просто о создании контента, а именно о структурировании - разработке сценариев сайтов, схемы гиперссылок, форматов описаний и лингвистического обеспечения информационных систем и т.п.
  Эти перемены не за горами, и можно попытаться заглянуть в будущее чуть дальше. По моему глубокому убеждению, мы находимся на пороге новой эры. Эры, когда изменится сама природа гуманитарных профессий (по крайней мере, в той их части, которая относится к фактологическому, позитивистскому знанию): главной работой гуманитария станет не накопление и хранение информации, а управление информационными потоками.
 
 
 
 
 1 Иноземцев В.Л. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // Социс, 2000, № 6. С. 74
 2 См. Touraine A. La societe postindustrielle. Paris, 1969; Bell D. The coming of post-industrial society. N.Y., 1973; Brzezinski Z. Between two ages: America's role in the technetronic era. N. Y., 1970; Toffler A. The third wave. N.Y., 1980; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; и др.
 3 Данная схема была разработана во время проектно-аналитического семинара "Информационный менеджмент в сфере культуры" (Петрозаводск, 9 - 13 июля 2000 года) группой "Информационно-ресурсные центры" (координатор группы - С.Э.Зуев) как схема деятельности подобного центра. Однако, эта схема вполне годится для более общего разговора об информационной деятельности.
 4 Существует технология, позволяющая вводить информацию из старых инвентарных книг, научных картотек и пр. в автоматическом или полуавтоматическом режиме (т.н. ретроконверсия), но музеи прибегают к ней сравнительно редко. Это связано с тем, что качество информации, накопленной на "бумажных носителях", не вполне удовлетворяет самих ее владельцев. Записи неполны, изобилуют ошибками, содержат устаревшие сведения и т.п. При этом более точная и свежая информация содержится непосредственно в головах музейных работников, но переносится в научно-учетную документацию с большим запозданием. В этой связи процесс ввода данных с клавиатуры силами научных сотрудников рассматривается руководством музеев как содержательный (информация параллельно дополняется и уточняется).
 5 Горбачева В.В. Зачем музею компьютер? // Музея дивное пространство: храм памяти, наук и муз. Псков, 2002. С. 219
 6 Характерны в этом смысле наблюдения сотрудников фирмы Альт-Софт: "Когда мы впервые приезжаем в какой-нибудь музей для внедрения там АИС, то обязательно сталкиваемся с вопросом о разграничении доступа к информации. Такое разграничение информационная система обеспечивает. Например, хранителю фонда археологии не предоставляется возможность редактирования описаний живописных произведений. Но иногда в музее находится особо бдительный сотрудник, который выставляет требование, чтобы то, что он ввел в базу данных, никто не мог не только поправить, но и вообще увидеть. Разъяснительные беседы о корпоративных базах данных, разнице между информацией и тайными знаниями и т.д. обычно его сомнений не рассеивают. Оптимизм внушает то, что ни разу этот вопрос не поднимался вторично. Когда по прошествии какого-то срока мы посещаем тот же музей, то выясняется, что наш бдительный сотрудник, поработав с информационной системой, просто забыл о своих былых притязаниях" (Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов // Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001. С.44).
 7 См. Музей и коммуникация: Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина. Самара, 1998. С. 17
 8 Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов // Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001. С.37.
 9 Стандарт ISO/IEC IS 10918-3 состоит из трех частей - формат изображения JTIP, стандарт краткого описания SPIF и регистрация этой информации REDOUT
 10 Регистрационный узел музейных изображений России (РУМИР). На сервере Государственного Исторического музея [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 11 Положение об управлении Городской художественной галереей П.М. и С.М.Третьяковых. (Утверждено городскою думою в собрании 1-8 июня 1899 года). # 9. - Цит. по: Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории. 1856-1917. Л., 1981. С. 308.
 12 Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. На сервере "Музеи России" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 13 База изображений на сервере "FAMSF: Fine Arts Museums of San Francisco" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 14 Знаменский А., Черкалин С. Сайт "Собрание Рыбинского музея-заповедника". Идея. Воплощение. Развитие // Мир и музей. 2002. N 3-4. С. 182
 15 Их перечень можно посмотреть на сайте "Из собраний музеев России" в разделе "Каталоги" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 16 См., например, каталог "Геннадий Правдин. На земле чудотворцев. Живопись" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа:
 17 См., например, каталог "Анна Ахматова в портретах современников" на сайте "Из собраний музеев России" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа:
 18 Официальная презентация сайта "Собрание Рыбинского музея-заповедника" состоялась в Интернет-центре ГМЗ "Московский Кремль" в марте 2000 г.
 19 Знаменский А., Черкалин С. Сайт "Собрание Рыбинского музея-заповедника". Идея. Воплощение. Развитие // Мир и музей. 2002. N 3-4. С. 183
 20 Подробнее об этом см.: Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт // Музей и новые технологии. М., 1999. С.121
 21 См. Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов // Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001. С.40-41
 22 Сайт "Из собраний музеев России" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 23 Регистрационный узел музейных изображений России (РУМИР). На сервере Государственного Исторического музея [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 24 Сайт "Из собраний музеев России" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 25 Сайт "Вместе". На сервере Ярославского государственного университета [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 26 Кокорина Е. Информационная сеть музеев Ярославской области: ожидания, современное состояние, перспективы // Мир и музей. 2002. N 3-4. С. 17
 27 Там же. С. 17
 28 Электронные музейные экспозиции // На сайте "КАМИС". [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 29 См.: Кальницкая Е., Киссель О. Современные компьютерные технологии в изучении и реставрации памятников архитектуры (на примере Михайловского замка) // Электронный потенциал музея: стимулы и ограничения, достижения и проблемы: Тез. докл. XXX международной конференции CIDOC/АДИТ-2003. 1-5 сентября 2003 г., Санкт-Петербург, Россия. Спб., 2003. С. 14-15
 30 Подробнее об этом см.: Лебедев А.В. Технология мультимедиа: возможности и реалии // Музей и новые технологии. М., 1999. С.160-177
 31 Впрочем, музейные электронные издания не особенно привлекают пиратов. У этих дисков слишком узкий сектор рынка: их почти не покупают вне стен музея.
 32 Все сайты, которые анализируются в этом разделе, рассмотрены по состоянию на 4 августа 2003 г. Подробнее о специфике музейных сайтов см.: Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт // Музей и новые технологии. М., 1999. С. 108-128
 33 На сервере Государственной Третьяковской галереи [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа:
 34 На сайте Богородицкого дворца-музея [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа:
 35 Там же:
 36 Там же:
 37 На сервере Государственной Третьяковской галереи [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа:
 38 На сайте Музея-заповедника А.А.Блока [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа:
 39 Лагутин А.Б. Барьеры на пути в Интернет // Международная конференция "Интернет. Общество. Личность" (ИОЛ-99): Тез. докл. СПб., 1999. С. 51.
 40 Такой подход имел свои трагикомические издержки. Например, в середине 1980-х годов в Русском музее и Третьяковской галерее прошла большая выставка Д.Г.Левицкого, а выставки его современника Ф.С.Рокотова не было. Почему так? Ведь значение этих мастеров для истории русского искусство вполне сопоставимо. Ответ на этот вопрос неожиданен, но прост: Левицкий родился в 1735 году, и выставка была приурочена к 250-летию со дня рождения портретиста, а точная дата рождения Рокотова не известна (по косвенным данным считается, что художник родился между 1732 и 1736 годом). Нет даты - нет и юбилея!
 41 Петрова Н.П. Русский Интернет как открытое фольклорное сообщество. На сайте "Кидоскоп" [on-line]. [Цит. 4 августа 2002 г.]. Метод доступа:
 42 См. Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов // Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001. С.35-45; Кастосов И.В. Информационное обеспечение культурного туризма // Там же. С.45-56; и др.
 43 С 2001 года название "Искусство в России" исчезло из официальных документов, и теперь проект фигурирует под именем "Государственный каталог музейного фонда РФ"
 44 По разным оценкам себестоимость одного научно-учетного описания музейного предмета для электронного каталога составляет от 1 до 5 долларов. Маловероятно, что Министерство культуры РФ когда-нибудь сможет выделить на работу по созданию электронного каталога ГМФ от 50 до 250 млн. долларов.
 45 После шести лет неудач разработчики "Искусства в России" начали трансформировать свою систему, добавив к ней модули учета и документооборота, и сейчас их детище становится все более похожим на нормальную музейную АИС. Но пока система не будет установлена хотя бы в одном музее, говорить об ее эксплутационных качествах преждевременно.
 46 Речь, понятно, идет о плоскостной БД (т.е. базе без справочников). Если же делать объемную БД (что, возможно, сегодня и преждевременно), то неизбежно встанет вопрос об отличиях справочников, нужных музею и Министерству. И здесь выплывает проблема гибкости системы: возможности ее настройки под запросы конкретного потребителя, введения дополнительных полей и т.п.
 47 На сайте "Собрание Рыбинского музея-заповедника" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 48 Виртуальный музей русского примитива. На сервере "Музеи России" [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа:
 49 Цифровая коллекция. На сервере Государственного Эрмитажа [on-line]. [Цит. 4 августа 2003 г.]. Метод доступа: .
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 1
 
 
 20
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу