<< Пред.           стр. 15 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 14 См. прим. 21 а к с. 544 в т. 1 наст, изд. - 70.
 15 Т. е. в "Ученых записках" - см. Примечания к т. 1 наст, изд., преамбулу. - 70.
 16 Здесь Лейбниц имеет в виду возражение Франсуа Лами, критиковавшего его систему предустановленной гармонии. - 70.
 
 17 Речь идет о спорах между янсенистами (виднейшими идеологами которых были А. Арно и П. Кенелъ) - направлением в католицизме, приближавшимся к протестантизму и решавшим вопрос о свободе воли и божественном предопределении в духе Августина, - и иезуитами, представлявшими воинствующий католицизм. - 71.
 
 Лейбниц ссылается здесь на "Оправдание Бога...", помещенное в конце наст. тома. Из этого замечания видно, что данное Предисловие Лейбниц писал по окончании работы над "Теодицеей". - 72.
 
 19 Второе и третье Приложения. - 72.
 20 Очевидно, речь идет о Пьере Бейле, - 74.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Предварительное рассуждение о согласии веры и разума
 
 1 Все эти волнения душ и столь великие несчастья Проходят, засыпанные горстью праха (лат.). - 77.
 
 2 Тридентский собор римско-католической церкви (1545-1563) проходил в условиях больших успехов Реформации (лютеранство, кальвинизм) в различных странах Западной Европы. На соборе были утверждены догматы о первородном грехе, о чистилище, о непререкаемости авторитета папства (даже по отношению к решениям соборов католической церкви). Протестантизм был предан анафеме. Принятое здесь Тридентское исповедание веры стало программой католической Контрреформации. - 79.
 
 500
 
 3 Имеется в виду возникновение протестантских вероисповеданий и церквей. - 79.
 4 Землю, небесную твердь и просторы водной равнины, Лунный блистающий шар, и Титана светоч, и звезды - Все питает душа, и дух, по членам разлитый, Движет весь мир, пронизав его необъятное тело.
 
 "Энеида" VI 724-727 (пер. С. Ошерова).- 81.
 
 5 Многие думали: есть божественной сущности доля В пчелах, дыханье небес, потому что Бог наполняет Земли все, и моря, и эфирную высь, - от него-то
 И табуны, и стада, и люди, и всякие звери,
 И, разложившись, опять к своему возвращает истоку.
 "Георгики" IV 220-225 (пер. С. Шервинского). - 81.
 
 6 V Латеранский собор римско-католической церкви состоялся в 1512-1517 гг. На нем, в частности, была осуждена концепция двойственности истины, приверженцем которой был итальянский философ-гуманист Пьетро Помпонацци. - 83.
 
 7 "Рассеченные Альпы" (лат.). - 83.
 8 "Пизанский круг" (лат.). - 83.
 9 См. статью Лейбница "Размышления относительно учения о едином всеобщем духе" в т. 1 наст, изд., с. 359. - 83.
 
 10 "Ночное бдение"; о раздоре между философом и теологом, основанном на различии их принципов (лат.). - 85.
 
 11 "Философия - истолковательница св. Писания". См. вступит, ст. к наст, тому, с. 11. - 85.
 
 12 Пиетисты (сторонники благочестия) скептически относились к официальному благочестию, ставили чувства выше догматов. Склоняясь к мистицизму, они отвергали церковную обрядность, подчеркивали необходимость для верующего личного переживания бога. - 85.
 
 13 Фотиниане - одно из "еретических" направлений в христианстве IV в. (названное по имени епископа Фотина). Отвергали божественность рождения Иисуса Христа, признавая, однако, что в нем воплощена безличная божественная сила. Подобных же воззрений держались и некоторые христианские "еретики" XVII в., отчасти и социниане. - 86.
 
 14 Переход в другой род (греч.). - 86.
 15 "Философия на службе теологии" (лат.). - 86.
 16 По всей вероятности, Лейбниц подразумевает лютеранство и кальвинизм. - 87.
 17 "Рационально-теологическое" (лат.). - 89.
 18 Страдал бесстрастно. Что за смешное учение - созидающее и одновременно разрушающее созданное! (лат.). - 90.
 19 "Лабиринт возникновения непрерывности" (лат.). - 92.
 20 Мы изобилуем сладкими пороками (лат.). - 95.
 21 Т. е. авторы произведений "Логика, или Искусство мыслить" (развивавшего картезианскую методологию) - Антуан Арно и Пьер Николь, "Разыскание истины" - Никола Мальбранш, "Опыт о человеческом разумении" - Джон Локк. - 96.
 
 501
 
 22 От действительности к возможности заключение следует с необходимостью (лат.). - 98.
 23 Шведская королева Кристина (1632-1654) была одной из образованнейших женщин XVII в. Покровительствовала ученым, пригласила в Стокгольм Декарта. Перейдя из протестантства в католичество, отреклась от шведского престола в пользу двоюродного брата и в дальнейшем жила в Риме. Оставила обширную переписку и мемуары. - 100.
 
 24 Разрушает, строит, меняет квадратное на четырехугольное (лат.).- 104.
 25 "О переменчивости фортуны Аристотеля". Гл. 2 (лат.). - 104.
 26 "О плоти Христовой"; "сын Божий умер - вполне верим этому, потому что это нелепо; и погребенный воскрес; это верно, потому что невозможно" (лат.). - 106.
 
 17 Если тебе нравится то, что Бог венчает недостойных, то не должно не нравиться и то, что он наказывает невинных (лат.). - 106.
 
 28 Я не нуждаюсь в ней, да она меня и не удовлетворяет (итал.). - 109.
 
 29 Не исследуй с любопытством причину всего, Какая бы сила, навеянная небом и исполненная Истинности Божией, ни была заключена в книгах пророков; Не дерзай вторгаться в сокрытое покровом священного Молчания, но скромно проходи мимо;
 
 Старайся не знать то, что наилучший Учитель
 
 Не желает раскрыть, это просвещенное неведение (лат.). - 110.
 
 30 небом освященная; небом навеянная (лат.). - 110.
 
 31 благоразумно; скромно (лат.). - 110.
 
 32 Речь идет о книге представителя английского свободомыслия деиста Джона Толанда "Христианство без тайн" (1696), приговоренной к сожжению ирландским парламентом (что не помешало ей выйти 2-м и 3-м изданием). Вынужденный бежать из Англии, Толанд некоторое время (в 1701 г.) жил в Берлине, где пользовался покровительством Софии-Шарлотты. Ей посвящено одно из главных произведений Толанда - "Письма к Серене". - 111.
 
 33 "О рабстве воли", гл. 246 (лат.). - 116.
 34 Вероятно, Лейбниц имеет в виду § 35 II части "Первоначал философии". - 118.
 35 Заключение не следует (лат.). - 120.
 36 О противоположностях; о софистических опровержениях (лат.). - 122.
 37 "О согласии научного знания с верой" (лат.). - 128.
 38 "Апология кириаков" (лат.). - 128.
 39 Быть может, имеется другая, более сокровенная причина, которая открывается лучшим и святейшим людям, но и им она открывается скорее по благодати, чем за их заслуги (О понятии бытия буквально, кн. 11, гл. 4) (лат.).- 129.
 
 40 "Кн[ига] о рабстве воли", гл. 174: "Там (Бог) подает благодать и милость недостойным, а здесь распространяет свой гнев и строгость на тех, кто их не заслужил; в обоих случаях он превышает меру и поступает несправедливо в суждении людей, но справедливо и истинно в
 
 502
 
 своем собственном суждении. Ибо сколь праведно то, что он венчает недостойных, хотя теперь и непостижимо, но мы познаем это, когда мы прибудем туда, где уже не верой одной, а будем сокровенное созерцать непосредственно! Столь же праведно и то, что он осуждает недостойных, хотя это тоже пока непостижимо, а принимается только верой до тех пор, пока не откроется сын человеческий" (лат.). - 129.
 
 41 Светлый, дивится теперь вратам незнакомым Олимпа, Ныне у ног своих зрит облака и созвездия Дафнис. Вергилий. Буколики V 56 - 57 (пер. С. Шервинского). Далее следует текст Лукиана из латинского перевода Гемстергейса (появившегося в годы работы Лейбница над "Теодицеей"), который, вероятно, представляет собой Лукианову цитацию из какого-то другого автора:
 
 Там же, наполненный подлинным светом, Дивится блуждающим звездам, а также светилам, К полюсу близким, видит, в сколь глубокой ночи Пребывает наш день.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Первая часть опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла
 
 1 Сам погляди, не острей ли у нас наточены копья!
 Вергилий. Энеида X 481 (пер. С. Ошерова). - 134.
 
 2 ((История Севарамбов" написана французским представителем утопического социализма Дени Верасом и опубликована (в двух частях) в 1677 - 1679 гг. Имела большой успех и за пределами Франции, выдержав множество изданий. - 136.
 
 3 на основании действия (лат.). - 136.
 4 И если судьбе угодно, то помогает и двойной яд (лат.). Вероятно, строка из Овидия. - 136.
 5 О, поистине неизбежный грех Адама,
 Преодоленный смертью Христа!
 О, счастливая вина, которая удостоилась Столь великого искупителя! (лат.). - 137.
 
 6 Имеется в виду прежде всего сочинение кардинала Лотарио ди Сеньи "О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни", пронизанное воинствующим аскетизмом. Написанное в конце XII в. будущим могущественным папой римским Иннокентием III (1198-1216), это произведение в дальнейшем получило широкое распространение. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения неоднократно опровергали его идеи. - 139.
 
 7 Чем кривее дерево, тем лучше кочерга;
 Чем скупее человек теперь, тем богаче будет потом (нем). - 139.
 
 8 Редко за идущим впереди злодеем Не следует хромой ногой наказание.
 Гораций. Оды III 21, 31-32.- 139.
 
 9 Только теперь Руфинова казнь уняла мою смуту И оправдала богов...
 
 503
 
 Клавдиан. Против Руфина I 20-21 (пер. М. Гаспарова). - 139.
 
 10 "Гимн перед сном":
 Однако тот же милосердный
 Мститель сдерживает свой гнев
 И только немногим нечестивым людям
 Допускает погибать навечно (лат.). - 140.
 
 11 Это сочинение излагает учение итальянского мистика-хилиаста Иоахима Флорского (2-я пол. XII в.) о трех состояниях человечества, соответствующих Ветхому завету, Новому завету и "Вечному Евангелию" - будущему состоянию человечества, когда оно непосредственно и свободно будет чтить бога. - 140.
 
 12 "Восстановление всех" (греч.). Стоическая идея вечного циклического возвращения всех вещей и существ после мирового пожара, теологически переосмысленная, нашла свое отражение в текстах Нового завета (в Евангелии от Матфея, в посланиях апостолов Петра и Павла). Другое теологически-концептуальное переосмысление той же идеи содержалось в произведениях Оригена (которому и приписывается названное сочинение) и Григория Нисского, крупнейших отцов христианской церкви III - IV вв. - 140.
 
 13 Древний человек. - 141.
 14 И по закону судеб вновь принятый в число богов
 Наш золотой Аполлон будет царствовать вечно (лат.).
 Вероятно, стих из Вергилия. - 142.
 
 15 Об обширности царства небесного (лат.). - 142.
 16 Если Бог есть, откуда зло? Если же его нет, откуда добро? (лат.).- 143.
 17 к простому совершенству, в простом смысле (лат.). - 145.
 18 В "Журнале ученых" - см. Примечания к т. 1 наст, изд., преамбулу.- 145.
 19 не следует совершать зла, чтобы достичь добра (лат.). - 146.
 20 ...насколько вредоносные тела не препятствуют ему (лат.). - 150.
 21 Добро проистекает из подлинной причины, а зло - от какого-либо
 недостатка. Зло имеет не действительную, а только отрицательную
 причину (лат.). - 151.
 
 22 См. прим. 17 к с. 71. - 155.
 23 Светила склоняют, а не принуждают (лат.). - 156.
 24 См. вступит, ст., с. 44-45. - 159.
 25 Да будет (лат.).-i?i.
 26 Нечто должно быть, если оно есть, однако же, если нечто будет, оно должно иметь будущее (лат.). - 162.
 27 Господь сумеет переменить свое решение, если ты переменишь свое прегрешение (лат.). - 163.
 28 Если ты не был предопределен, сделай так, чтобы ты был предопределен (лат.). - 163.
 29 О пределе жизни (лат.). - 164.
 30 о крайнем сроке покаяния (лат.). - 164.
 31 Исход будущего времени
 Бог премудро окутал темной ночью. Гораций. Оды III 29-30.- 164.
 32 См. "Краткое доказательство примечательной ошибки Декарта ..." в т. 1 наст. изд. - 166.
 
 33 См. 2-е Приложение к "Теодицее". - 171.
 
 34 В своей книге "De fato, libero arbitrio et cle praedestinatione, providentia Dei" (О судьбе, свободе, предопределении и божественном провидении), написанной в 1520 г. и впервые опубликованной в 1567 г., Помпонацци сближал идею судьбы с идеей естественной необходимости. - 173.
 
 35 наказание не штраф (греч.). - 173.
 
 36 Ремонстранты, или арминиане (последователи теолога Я. Арми-ния), - одно из направлений в нидерландской реформатской церкви XVII в. Отвергая учение Кальвина об абсолютности божественного предопределения, игнорировавшее роль свободы человеческой воли в деле искупления и спасения, арминиане в духе пелагианства подчеркивали роль свободной воли человека в преодолении первородного греха и личной веры в деле спасения. Их противники, антиремонстранты, или контрремонстранты, настаивали на непререкаемости предельно фаталистического учения Кальвина. - 175.
 
 37 Т.е. те, кто слепо верит в божественное предопределение. - 176.
 38 о [божественной] помощи (лат.). - 176.
 
 39 Супралапсарии и инфралапсарии - два направления в кальвинизме, различавшиеся толкованием учения о предопределении. Согласно инфралапсариям, бог принял решение спасти одну часть человечества без всякой заслуги со стороны этих людей и осудить другую без всякой вины только после падения Адама (infra lapsum). Супралапсарии же считали, что божественное решение об осуждении одних и спасении других существовало извечно, так что само падение Адама бог предвидел (supra lapsum) и предопределил. - 178.
 
 40 предопределенными; предвидимыми (лат.). - 178.
 41 в смысле обоснованности (лат.). - 179.
 42 Годы понтификата Климента VIII: 1592-1605. - 180.
 43 обладание совершенством (лат.). - 181.
 44 Иоанн Скот Эриугена, автор знаменитого сочинения "О разделении природы", происходил из Ирландии. - 183.
 45 Души не подвержены смерти.
 Метаморфозы XV 158. - 183.
 46 "Речь о крещении" (лат.). - 185.
 47 чувственное наказание, а не наказание лишения (лат.). - 185.
 48 "Развязанный узел предопределения" (лат.). - 185.
 49 Делающему то, что заключено в его природе, не отказывается в необходимой благодати (лат.). - 187.
 "Фом[а] об истине", воп[рос] 14, стат[ья] 11 к 1-му и в других местах, Брэдвардин "Об оправдании Бога", недалеко от начала (лат.). - 187.
 
 51 Криминальное предостережение при процессах против колдунов (лат.).- 188.
 52 Возьми и читай (лат.). - 190.
 
 53 Каким путем последую я в жизни? (лат.). - 190.
 54 в силу святого повиновения (лат.). - 190.
 
 505
 
 55 "Правдоречивый христианин" (лат.). - 191.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Часть вторая
 
 "О жизни, смерти и воскресении" (лат.). - 196.
 
 "О божественном промысле" (лат.); "О христианском учении", кн. I, гл. 7: "Когда мыслится Бог, то мыслится как существо, превыше и совершеннее которого ничего нет. ... Никто не может представить себе Бога так, чтобы можно было думать, будто есть что-либо лучше Бога" (лат.).- 200.
 
 "О тайных благодеяниях Бога"; "О тайных наказаниях Бога" (лат.).- 203.
 
 Возносятся ввысь, чтобы тем ощутимее было паденье (лат ) - 203.
 
 Дары врагов не суть дары (греч.). Пусть враги мои получат такие подарки (лат.). - 204.
 
 6 Злоупотребление не уничтожает употребления (лат.). - 204. соблазн в дарении и соблазн в принятии (лат.). - 204. в воинствующей церкви, в положении странников (лат.). - 206. Которой страшатся клясться боги и нарушают ее (лат.). - 207. Бог хотел замкнуть уста говорящего, Но быстрое слово в воздухе уже прозвучало (лат.). Вероятно, стих из Вергилия. - 207.
 
 Если б он уничтожил зло, то не был бы и добрым (лат.). Возможно, строка из Овидия. - 208.
 
 Подобно тому, как если кто-нибудь дает что-нибудь другому, дабы впоследствии причинить ему скорбь лишением этого (греч.; лат ) - 209.
 
 13 Отсюда изречение:
 
 Великие блага Бог дарует многим не как друг, Но чтобы лишением их причинить им еще большую скорбь (лат.).~ 209.
 
 Противное разуму, как следует полагать, не может быть совершено мудрецом (лат.). - 211.
 
 Несправедливо выносить приговор, не принимая во внимание весь закон (лат.). - 215.
 
 Необходимо, чтобы сущее было, когда оно есть, и чтобы не-сущего не было, когда его нет. Арист[отель]. "Об истолк[овании]", гл. 9 (греч.; лат.). - 217.
 
 Лейбниц имеет в виду представителей так называемой второй схоластики, одним из центров которой был университет в Коимбре (Португалия). Виднейший ее родоначальник здесь - Петр Фонсека (1528-1597), автор "Диалектических институций" (1564). В дальнейшем он же совместно с Эммануэлем де Гоес и Себастьяном до Коуто издал "Комментарии Коимбрской коллегии общества Иисуса", на которые, по всей вероятности, и ссылается Лейбниц. - 217.
 
 Письмо 22. Кн. 8: "Будем помнить, что Тразея, кротчайший человек, великий именно своей кротостью, часто говаривал: "Кто ненави-
 
 дит пороки, ненавидит людей"" (см.: Письма Плиния Младшего. М., 1984. С. 154).- 219.
 
 19 О, высота богатств и премудрости (лат.). - 221.
 
 20 Персей умилостивил конем окруженного лучами Гипериона, Дабы быстрому Богу не приносили никакой медленно передвигающейся жертвы (лат.). - 224.
 
 21 Ариманны были военными людьми, и по ломбардскому праву в Аримандии существовали ленные владения. - 225.
 
 22 Призыв дворянства на войну (франц.). - 225.
 23 Тевтат и Гезус со множеством своих жестоких алтарей,
 
 И Тарамис с не менее жестоким алтарем Дианы Скифской (лат.).
 
 Данный текст Лукиана в латинском переводе Гемстергейса, по-видимому, является цитатой из какого-то другого автора. - 227.
 
 24 день Юпитера (лат.). - 227.
 25 жертвенник Тараниса был не более снисходительным, чем жертвенник Дианы Скифской (лат.). - 227.
 26 Изречение в моей душе часто порождало сомнение, и т. д. (лат.). - 230.
 27 Чтобы он украсил Спарту, которую он приобрел (лат.). - 230.
 
 28 Когда Юпитер в малом стекле увидел небеса, Он засмеялся и богам сказал таковое: "Боги, того ли уж достигла сила смертных? Уже мой труд осмеивается в бренном мире. Силы полюса, доверие к делам и законам богов - Все Сиракузский старик перенял своим искусством;
 
 Что же я удивляюсь фальшивому грому невинного Салмония?
 
 Маленькая человеческая рука состязается с природой". Содержащееся в этом тексте упоминание о "малом стекле", т. е. телескопе, дает основание отнести его к XVII в. Сиракузский старик - скорее всего Архимед, весьма популярный в эту эпоху. - 231.
 
 29 Если Богу угодно, чтобы не было зла, то почему он не запрещает его?
 
 Ведь все равно, будет ли он сам виновником, или творцом, зла,
 
 Или допустить, чтобы его прекраснейшее творение предавалось
 
 преступным порокам,
 
 Хотя он мог этому воспрепятствовать? Ибо если бы всемогущему
 
 было угодно, то он мог бы
 
 Все сделать невинным, дабы не извращалась святая воля
 
 И рука не была осквернена чем-либо недостойным.
 
 Таким образом, сам Господь, взирающий с высоты, уготовил зло.

<< Пред.           стр. 15 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу