<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Денежные средства и задачи их учета.
 
 Бухгалтерский учет – стоимостной учет, где все хозяйственные измерители приводятся к единому денежному измерителю. В процессе производства денежные средства совершают кругооборот, изменяя свою форму и лишь на определенную дату показывают остаточную сумму (сальдо).
 Однако этот показ еще не отражает происхождения этих денежных средств, то есть источники. В связи с этим, судить о благополучии предприятия по этому показателю нельзя: лишь анализ других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, соизмерение источников денежных средств с их назначением и отражение по структуре показывает истинное состояние дел на предприятии.
 Денежные средства:
 Валюта России.
 Иностранная валюта.
 Прочие денежные средства, которые находятся в пути или денежных документах.
 Денежные средства учитываются в в бухучете на следующих синтетических счетах:
  Счет №50 «Касса»;
  №51 «Расчетный счет»;
  №52 «Валютный счет»;
  №55 «Специальные счета в банках»;
  №56 «Денежные документы»;
  №57 «Переводы в пути»;
  №58 «Краткосрочные финансовые вложения»;
 все эти счета активные, так как это наши средства.
 Расчеты денежными средствами производятся различными путями:
 наличными;
 ценными бумагами;
 безналичными.
 Предприятия все свои средства должны хранить в учреждениях банка, которые являются посредниками при расчетах предприятия.
 Банками считаются учреждения, созданные для привлечения денежных средств и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности.
 Банковская система РФ состоит из ЦБ и сети коммерческих банков. Отношения между банками и их клиентами строятся на договорной основе. Основная масса расчетов осуществляется безналичным путем, то есть путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Безналы производятся при помощи различных банковских операций, то есть при кредитных и расчетных, замещающих наличные в обороте.
 Основными задачами учета денежных средств являются:
 Своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств.
 Повседневный оперативный контроль за сохранностью наличных денег и ценных бумаг в кассе предприятия.
 Контроль за использованием денег строго по целям.
 
 
 Учет кассовых операций и ценных бумаг.
 
 Для хранения, приема и расходования наличных денег предприятие имеет кассу, все операции по которой ведутся кассиром, который является материально-ответственным лицом. для этого предприятие заключает с ним договор. На крупных предприятиях право использования обязанностей кассира не распространяется на главного бухгалтера или любого другого работника бухгалтерии.
 Для малых предприятий делается исключение, а именно: бухгалтер и кассир могут совмещать свои обязанности.
 Предприятие может иметь в своей кассе наличные в пределах лимита и и использовать их в пределах норм. Лимиты устанавливаются учреждениями банков по согласованию с руководством предприятия. Если в кассе денег больше предела, то они в обязательном порядке подлежат сдаче в банк. Имеются дни, когда разрешено иметь в кассе больше предела, то есть дни заработной платы, авансов (2 раза в месяц).
 Сдача денег в банк оформляется специальным документом, который называется «объявлением на взнос наличными». В этом документе указывается: кем сдаются деньги и что это за деньги (выручка от реализации, уставный капитал и др.) На принятые деньги банк выдает квитанцию, заверенную подписью бухгалтера банка и круглой печатью. На основании этой квитанции кассир списывает деньги по кассе. Свидетельством того, что деньги поступили на ваш счет, является ордер, выданный банком. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам. По приеме денег в кассу выдается квитанция к приходному кассовому ордеру. Если деньги выдаются из кассы – то производится по расходно-кассовому ордеру. При выдаче, например заработной платы, премий, то есть большой суммы, расходно-кассовый ордер выписывается на всю сумму, а не на каждого работающего. Лицам, которые не работают на данном предприятии, деньги выдаются только по паспортам и данные паспорта вписываются в расходно-кассовый ордер. Никакие перечистки, помарки не допускаются в кассовых документах, исправления только корректурным способом.
 Все приходно-расходные кассовые ордера имеют номер, который является сквозным в течение отчетного года.
 Все поступления и выдачи наличных денег предприятие учитывает в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи ведутся в двух экземплярах. Первый остается в кассовой книге, а второй отрывается и является отчетом кассира.
 Записи производятся кассиром сразу же после получения (выдачи) денег по каждому ордеру или другому документу.
 Ежедневно, в конце рабочего дня (на малых предприятиях – 1 раз в несколько дней – при небольших оборотах), кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующие числа и передает в бухгалтерию второй экземпляр в качестве отчета кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
 Аналитический и синтетический учет по кассе ведется на счете №50. При журнально-ордерной форме все кассовые операции по кредиту 50 счета отражаются в журнале-ордере №1. Основанием для заполнения журналов-ордеров и ведомости служат отчеты кассира. Каждому отчету кассира в журнале-ордере и ведомости отводится одна строка, независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. В кассе также могут храниться ценные бумаги и бланки строгой отчетности, например путевки, трудовые книжки и пр. Ценные бумаги, хранимые в кассе, учитываются на счете №56. Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006.
 Каждое предприятие обязано производить ревизию или инвентаризацию в кассе не реже одного раза в квартал перед составлением квартальной отчетности. Кассир несет полную материальную ответственность за состояние кассы и хранить в кассе деньги, не принадлежащие предприятию, запрещается.
 При наличии в кассе предприятия средств в иностранной валюте для их учета применяется субсчет №2 к счету 50. То есть счет №50-2. Банк выдает предприятию наличные средства в валюте только на командировочные расходы. Учет всех видов валют осуществляется по официальному биржевому курсу в рублях.
 
 
 III.Учет операций по расчетному счету.
 
 Каждому предприятию, которое зарегистрировано в установленном порядке открывается в банке расчетный счет. Для его открытия предприятие в банк предоставляет документы:
 Заявление с просьбой открыть расчетный счет.
 Документ о государственной регистрации предприятия.
 Учредительный договор о создании предприятия.
 Копия устава.
 Протокол о назначении директора и главного бухгалтера.
 Две банковские карточки с образцами первой и второй подписи и оттиска печати.
 
 Еще нужна справка о постановке на учет в налоговых органах и пенсионном фонде.
 Между предприятием и банком заключается договор, в котором оговариваются все вопросы взаимодействия. Выдачу денег и осуществление безналичных расчетов банк производит на основании приказов владельцу счета или с его согласия (акцепта), имеются случаи, когда банк может сам списать суммы со счетов клиента:
 По приказу финансовых органов.
 По исполнительным листам народного суда.
 По решению гос. арбитража или третейского суда.
 Процент по просроченной сумме.
 Существует ряд документов, которые приказывают списать деньги со счетов. Например: платежные поручения, платежные требования получателя, аккредитив, расчетный чек, вексель.
 Порядок и формы расчетов определяются в договоре между сторонами. Общие требования к заполнению:
 а ) все суммы прописью пишут с большой буквы;
 б) все документы должны быть напечатаны в нескольких экземплярах;
 в) всем документам присваивается порядковый номер;
 г) на первом экземпляре всех документов обязательна печать и две подписи.
 Платежное поручение используется при оформлении платежей в бюджет и внебюджетные фонды, на оплату труда, штрафов и т.д.
 Платежное требование к поручению используется для расчетов между предприятиями -–смежниками за отпущенную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы.
 Получение наличных денег из банка предприятие осуществляет по чеку из чековой книжки. Взнос наличными в банк осуществляется по документу «объявление на взнос наличными».
 Пользуясь услугами банка, предприятие периодически получает из банка выписку по расчетному счету – перечень произведенных за отчетный период операций с указанием сумм.
 К выписке подписываются те документы, на основании которых произведено списание или зачисление сумм. Храня денежные средства предприятия, банк является его должником, поэтому остатки средств на счете и поступления на счет банк записывает в выписке по кредиту. Списание денег по счету идет по дебету. Обрабатывая выписку банка, бухгалтерия предприятия сальдо и поступившие суммы записывает по дебету, списанные суммы по кредиту. На выписке имеются показатели, которые кодируются банком.
 
 Дебет Кредит
 Списаны средства согласно платежному поручению. Зачислены на счет средства согласно копии платежного поручения.
 Списаны со счета средства согласно платежному требованию – поручению. Зачислены средства согласно оплаченному платежному требованию - получению
 Сняты наличные деньги по чеку Зачислены на счет наличные деньги по объявлению на взнос наличными.
 Оплачен расчетный чек. Зачислено по расчетному чеку.
 Списано по аккредитиву. Зачислен остаток с неиспользованного аккредитива.
 Списано со счета согласно приложенному документу. Зачислено согласно приложенному документу.
 Списано погашение ссуды. Зачислена ссуда на счет.
 Выдана лимитирующая чековая книжка. Зачислен остаток с лимитирующей чековой книжки.
 Регулирование специальных ссудных счетов.
 Списан процент за пользование банковской ссудой. -----------------------------------
 Помимо закодированной информации в выписке указывается остаток средств на счете на начало и конец операционного дня.
 При кодированной форме учета выписка банка является основанием для заполнения счетного регистра, то есть является первичным документом. На выписке банкир производит контировку счетов (выписка является регистром аналитического учета в данном случае). Для синтетического учета операции по расчетному счету служит счет 51. Для отражения оборотов по кредиту 51-го счета служит журнал-ордер №2, для отражения оборотов по дебету служит ведомость №2. Развернутая сумма по дебету записывается в главной книге.
 
 
 IV. Учет операций по валютному счету.
 
 Валютный счет предназначен для учета денежных средств в иностранной валюте. Если расчетный счет можно открыть в любом банке, валютный – в специальном банке, который имеет генеральную лицензию. Для открытия валютного счета в банк предоставляются те же документы, что и для расчетного счета. Счета открываются в зависимости от вида валюты. Банк осуществляет следующие валютные операции:
 Открытие и ведение валютных счетов типа лоро (при открытии счетов инофирмы).
 Открытие и ведение счетов типа ностро (при осуществлении валютных расчетов нашими фирмами).
 Операции по купле продаже валюты.
 Всякое предприятие имеет возможность покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определенные Центробанком РФ. Свою просьбу предприятие оформляет в заявлении в специальной форме. Учет валютных средств ведется на валютном счете №52 в рублях, по курсу на валютной бирже. Курсовые разницы на валютных счетах относят на финансовый результат деятельности предприятия.
 Все российские предприятия, имеющие иностранную валюту, обязаны продавать ее часть по существующему специальному курсу на валютном рынке России. Имеется специальная инструкция Госбанка, которая обязывает продавать 50% валютной выручки. Сначала вся иностранная валюта зачисляется на транзитный валютный счет, затем производится разблокировка транзитного счета (продажа 50% валюты со счета), оставшаяся валюта зачисляется на текущий счет.
 Средства, находящиеся на транзитном валютном счете не надлежат процентовке. По валютному счету банк дает выписку из валютного счета по каждому виду валюты в отдельности.
 Выписка служит основанием для заполнения журнала-ордера (02), только для валютного счета.
 
 V. Учет денежных средств на прочих счетах банка.
 
 Денежные средства, предназначенные для целевого использования учитываются на счете 55, который называется «специальные счета в банке». К ним относятся:
 аккредитивы;
 средства по лимитированным чековым книжкам.
 Эти счета открываются, если предприятия в договоре с другими предприятиями оговаривают именно такие формы расчета. Расчеты аккредитивами применяются в тех хозяйственных операциях, если поставщик не уверен в получении средств от покупателя за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
 Удобной формой расчета для получения средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество в том, что отгрузка продукции совпадает с временем оплаты.
 Учет на 55 счете ведется по аккредитивам и лимитированным чековым книжкам.
 
 VI. Учет кредитов банка.
 
 В процессе хозяйственной деятельности предприятия происходит временное высвобождение денежных средств, которые хранятся в банках, и могут быть использованы банком для оказания кредитной помощи предприятиям, которые нуждаются в денежных средствах.
 Существуют кредиты:
 краткосрочный;
 долгосрочный.
 Ссуда банком оформляется кредитным договором между предприятием и банком, в котором оговариваются обязательства и ответственность сторон.
 Взятый в банке кредит должен быть обеспечен имуществом предприятия. Если предприятие ничего не имеет, то банк в праве отказать в кредите.
 Для получения ссуды предприятие предоставляет в банк документ обязательство-поручение, в котором указывается размер кредита, срок погашения, процент выплачиваемый банку за использование кредита, сроки выплаты процента.
 Учет кредита банка ведется на синтетических счетах:
 90 – краткосрочные кредиты банка;
 92 – долгосрочные кредиты банка.
 Эти счета пассивные, так как они показывают источники средств.
 Кредитовое сальдо на этих счетах показывает задолженность банку со стороны предприятия.
 
 
 
 Тема III. Учет расчетов.
 План.
 Общие положения об учете расчетов.
 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
 Учет расчетов с подотчетными лицами.
 Учет операций по другим счетам расчетов.
 Учет расчетов с персоналом по оплате труда.
 
 
 Общие положения об учете расчетов.
 
 В зависимости от содержания операций результаты подразделяются на две группы:
 Расчеты по товарным операциям, то есть охватывают: предприятие поставляет свою продукцию или закупает товарно-материальные ценности у других предприятий.
  Расчеты по нетоварным операциям, которые связаны только с движением денежных средств. Например, заработная плата, перечисления налогов в бюджет, внебюджетные фонды и пр.
 Расчеты по первой группе. Счета, на которые осуществляются результаты по первой группе: №60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
  №62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
 
 Расчеты по второй группе производятся с юридическими и физическими лицами, также внутрихозяйственные расчеты:
 №61 «Расчеты по авансам выданным...» (авансы выдаются поставщиками под будущие поставки).
 №63 «Расчеты по претензиям»
 №64 «Расчеты по авансам полученным»
 №65 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»
 №67 «Расчеты по внебюджетным платежам»
 №68 «Расчеты с бюджетом»
 №69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
 №70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
 №71 «Расчеты с подотчетными лицами»
 №73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
 №75 «Расчеты с учредителями»
 №76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
 №78 «Расчеты с дочерними предприятиями»
 №79 «Внутрихозяйственные расчеты».
 
 
 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет №60)
 
 Поставщики материальных ценностей заключают с покупателем договор, на основании которого в определенные сроки производится поставка материальных ценностей и оговаривается форма оплаты. Договор можно заменить гарантийным письмом, если поставляется небольшое количество материальных ценностей.
 Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете №60. Этот счет как и почти все счета результатов, является активно-пассивным, то есть может иметь два сальдо.
 Кредитовое сальдо – задолженность предприятия перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам (счет пассивный).
 Дебетовое сальдо – задолженность со стороны поставщиков и подрядчиков нашему предприятию по предварительно оплаченным счетам (активный счет).
  Оборот по дебету – на этом счете означает оплату счетов.
 Оборот по кредиту – стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей.
 Аналитический учет на этом счете ведется раздельно по каждому поставщику и подрядчику и по каждой сумме.
 
 Первичные документы, которые являются основанием для проводок на 60-м счете:
 По дебету: надо иметь отметку об оплате на основании выписок банка с расчетного счета, с валютного, ссудного, со счета по аккредитиву лимитир. чековой книжке.
 По кредиту: должен быть приходный кассовый ордер по поступившим материальным ценностям или акт на «выполненные работы и оказанные услуги».
 Сальдо в балансе всегда показывается развернуто, то есть и дебетовое и кредитовое.
 
 
 Учет расчета с подотчетными лицами (счет №71).
 
 Подотчетные лица – работники предприятия, получившие денежные средства под отчет на предстоящие командировочные расходы, на оплату канцелярских и почтово-телеграфных расходов, расходы связанные с приобретением материальных ценностей: в розничной торговле, на закупку горюче-смазочных материалов и на другие хозяйственные нужды. Руководитель предприятия ежегодно утверждает список лиц, имеющих право получать под отчет денежные средства. Все суммы под отчет выдаются в соответствии с приказом руководителя. Наличные денежные средства под отчет выдаются из кассы предприятия по расходно-кассовым ордерам. По каждой сумме, взятой под отчет, подотчетное лицо обязано отчитаться с помощью документа «авансовый отчет». К авансовым отчетам должны быть подшиты документы, подтверждающие расход сумм, указанных в авансовом отчете.
 Каждый авансовый отчет должен быть утвержден руководителем. Авансовый отчет служит основанием для выплаты подотчетному лицу перерасхода по авансу или возврата в кассу неиспользованных сумм со стороны подотчетного лица.
 Первичный документ, который определяет командировочное лицо – это командировочное удостоверение. В командировочном удостоверении делается отметка о убытии командировочного лица, заверенное печатью и о дне возврата (заверенное печатью). В пункте назначения ему также должны предоставить отметку о убытии и прибытии (с печатью). По этим отметкам подсчитывается срок командировки. По командировочным возмещаются:
 затраты на проезд до пункта назначения и обратно;
 затраты на проживание в гостинице;
 суточные за командировочные дни;
 В пределах норматива расчеты на командировки относятся на счет себестоимости (счет №20), а что выше норматива – за счет финансового результата (прибыли). Суточные в пределах норматива не облагаются подоходным налогом, если сверх норм – облагаются.
 Синтетический учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете №71 (активно-пассивный).
 Дебетовое сальдо – задолженность со стороны подотчетного лица.
 Кредитовое сальдо – задолженность со стороны предприятия подотчетному лицу.
 Оборот по дебету – полученные суммы под отчет, а также возмещение перерасходов по авансовому отчету.
 Оборот по кредиту – суммы, записанные в авансовом отчете, или возврат неиспользованных сумм в кассу.
 
 Аналитический учет ведется раздельно по каждому подотчетному лицу и каждой выданной сумме.
 
 
 IV. Учет операций по другим счетам расчетов.
 
 Счет №67 «Расчеты по внебюджетным платежам». На этом счете предприятие указывает расчеты по платежам в некоторые внебюджетные фонды. Этот счет кредитуется на начисленные суммы, то есть суммы, которые по расчету причитаются к оплате в тот или иной фонд. По дебету показываются суммы, фактически перечисленные в тот или иной фонд. Аналитический учет на этом счете ведется раздельно по каждому фонду.
 Счет №68 «Расчеты с бюджетом». На этом счете учитываются все платежи в бюджет в соответствии с действующим законодательством. Существуют следующие виды платежей в бюджет: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с прибыли, налог на имущество предприятия, налог с физических лиц (подоходный налог), налог на поддержку сферы образования и социальной сферы, транспортный налог, налог на поддержку жилищной сферы, налог на рекламу.
 Все суммы налога указываются по кредиту 68 счета – то есть счет пассивный. Все перечисленные суммы указываются по дебету 68 счета. Аналитический учет на 68 счете ведется раздельно по каждому виду налога.
 Счет №69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет имеет субсчета для отдельных расчетов («Расчеты с пенсионным фондом» и др.). Оборот по кредиту – все начисленные суммы в эти фонды, оборот по дебету – все перечисленные суммы в эти фонды. Аналитический учет ведется раздельно по каждому фонду.
 Счет №75 «Расчеты с учредителями». Счет предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями предприятия (акционерами, членами кооператива и т.д.) по вкладам в уставный капитал, по видам дивидендов по вкладам. Первой проводкой при создании любого предприятия является проводка по созданию уставного капитала. Дебет – 75 счет, кредит – 85 счет. При фактическом поступлении вкладов учредителей делается запись о ликвидации задолженностей учредителей в уставный капитал. Корреспонденции со счетами денежных средств, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов.
 Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность предприятия в счет вкладов в уставной капитал или оплата акций акционерных обществ производится в оценке, определенной, исходя из договоренности с учредителями. Если предприятие создано в виде АО, то проводка – дебет 75, кредит 85 делается на всю стоимость акций по номиналу. В том случае, если акции предприятия реализуются по цене более номинала, то разница записывается в добавочный капитал (87 счет). Учредители АО имеют акции и должны получать по ним доходы в виде дивидендов. Если учредителями данного предприятия являются сами работающие, то дивиденды начисляются по счету 70 (зарплата). Если учредителями АО являются посторонние юридические или физические лица, то дивиденды начисляются по кредиту 75 счета. Зачисляются они за счет прибыли. Выплаченные суммы, причитающиеся акционерам, отражаются по дебету 75 счета и кредиту одного из счетов денежных средств.
 Суммы налогов, удержанные с доходов учредителей, отражаются проводкой: дебет 75, кредит 68. Аналитический учет на счете 75 ведется отдельно по каждому учредителю.
 Счет №76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На этом счете учитываются расчеты, не нашедшие отражения на других счетах расчетов. Например: «Расчеты по исполнительным листам», также ведутся расчеты с различными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными, научными заведениями), также расчеты с транспортными организациями за оказанные услуги, по депонированным вкладам, по суммам арендной платы. Аналитический учет ведется раздельно по каждому дебитору и кредитору. С кредита 76 счета в дебет счетов затрат списываются суммы фактически произведенных расходов, связанных с производственной деятельностью предприятия.
 Счет №73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Счет 73 предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с персоналом предприятия, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами (71 счет). Остаются расчеты за товары, проданные в кредит, расчеты за предоставление ссуды работникам предприятия, расчеты по возмещению материального ущерба, нанесенного работником предприятия. Суммы возникшей задолженности со стороны работника отражаются по кредиту 73 счета, суммы погашенной задолженности по дебету 73 счета. Аналитический учет ведется раздельно по каждому работнику и каждой сумме.
 Счет №79 «Внутрихозяйственные расчеты». Счет служит для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятия, которые выделены на отдельные балансы. В балансе головного предприятия внутрихозяйственные операции не отражаются.
 Счет №64 «Авансы выданные и полученные».
 Счет №63 «Претензии».
 
 
 
 V. Расчеты с персоналом по оплате труда.
 
 1. Задачи учета труда и заработной платы. Учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. В новых условиях хозяйствования основными задачами учета труда и заработной платы являются:
 в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисления заработной платы, и прочих выплат, сумм к удержанию и сумм к выдаче на руки).
 своевременно и правильно относить в себестоимость продукции, работ и услуг, начисления заработной платы и отчислений органам социального страхования.
 собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, пенсионным фондом и фондом занятости.
 
 2. Классификация и учет личного состава предприятия. Численность работников предприятия распределяется на две группы: рабочих и служащих. Служащие делятся на категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим. Кроме того, работники подразделяются на две группы: промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности) и персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе предприятия (персонал неосновной деятельности). Учет личного состава работников предприятия ведет отдел кадров. Первичными документами для этого являются:
 приказы о приеме, увольнении или переводе на другую работу.
 приказы о предоставлении отпусков.
 На рабочих и служащих отдел кадров заполняет карточку. На руководящих работников и специалистов кроме карточки заполняется личный листок по учету кадров. Каждому работнику присваивается табельный номер.
 Бухгалтерия предприятия открывает на каждого работника карточку-справку с указанием справочных данных для накапливания сведений о заработке или может быть открыт лицевой счет для расчета среднего заработка.
 
 3. Организация учета используемого рабочего времени. Учет этот ведется в табелях учета использования рабочего времени или в годовых табельных карточках. Табель открывается по предприятию в целом или по его структурным подразделениям. Табель составляется в одном экземпляре табельщиком или мастером и передается в бухгалтерию 2 раза в месяц. На предприятиях применяются две формы табеля: Т-12 и Т-13 («Т» – раздел учета, труд). В Т-12 отражается учет используемого рабочего времени и расчет заработной платы. В данном случае заработная плата начисляется в лицевом счете (Т-54) или в расчетно-платежной ведомости (Т-49). Для составления отчета по труду на последней странице табеля предоставлена таблица ежедневного учета использующегося рабочего времени и итоговая строка за месяц.
 
 4. Формы и системы оплаты труда. Предприятие самостоятельно устанавливает формы и системы оплаты труда работников: две формы:
 сдельная, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда.
 повременная, при которой заработок зависит от количества затраченного времени, с учетом квалификации работника и условий труда.
 Сдельная форма заработной платы подразделяется на системы:
 Прямая сдельная, при которой оплата за каждую произведенную единицу продукции осуществляется по одной и той же расценке.
 Сдельно-премиальная, при которой рабочим начисляются премии за конкретные показатели их производственной деятельности.
 Аккордная, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения.
 Сдельно-прогрессивная, при которой за продукцию в пределах норм оплата по прямым расценкам, а за выработку сверхнормы оплата по повышенным расценкам.
 Косвенно-сдельная, которая применяется для рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места. Их труд оплачивается из расчета количества продукции, произведенной основными работниками, которых они обслуживают.
 
 Повременная форма делится на:
 Простую, зависящую от количества отработанного времени.
 Повременную-премиальную, зависящую от количества отработанного времени и качества работы.
 
 5. Начисления заработной платы при повременной и сдельной оплате труда. При расчете заработной платы рабочего – повременщика тарифную ставку умножают на отработанные рабочим часы. Первичный документ – табель «учета использования рабочего времени».
 При премиально-повременной оплате, размеры премий и показатели премирования определяются положением о премировании, которое разрабатывает само предприятие.
 При сдельной форме оплаты труда применяется следующие первичные документы:
 наряд на сдельную работу;
 маршрутный лист или карта;
 рапорт о выработке;
 ведомость учета выработки;
 акт о приемке выполненных работ;
 нормирование задания и другие документы.
 Все эти документы заполняются до начала работы и выдаются рабочему на руки. По окончании работы отдел технического контроля проставляет фактическое количество продукции и брака.
 Наряд применяется в единичных производствах, изготовляющих индивидуальную продукцию. Наряды могут быть разовые и накопительные, а также индивидуальные и бригадные. Недостаток: в том, что наряд не позволит контролировать объем и движение выполненных работ по технологической цепочке, так как он выписывается на одного работника или бригаду на одну или несколько операций, последовательно не связанных между собой.
 Маршрутные листы, или карты, применяются в серийных производствах, где по одному технологическому процессу изготовляется одновременно серия однородных изделий. Работу по этому листу выполняют несколько рабочих, поэтому накопление заработка каждого работающего производится в документе «рапорт о выработке».
 Накопительные ведомости применяются на предприятиях с массовым характером производства.
 Аккордная схема оплаты труда применяется при выполнении ремонтных и прочих работ, когда бригада состоит из рабочих различных специальностей, следовательно оплачивается весь объем работ после его выполнения. Бухгалтерия распределяет заработок в соответствии с количеством отработанных часов в соответствии с их разрядами. Заработная плата может быть распределена равномерно по заявлению членов бригады.
 При косвенно-сдельной оплате труда заработная плата равна:
 
 
 
 
 6.Расчет доплат в связи с отклонениями от нормативных условий труда. Отклонения от нормативных условий труда оформляются следующими документами:
 наряд на сдельную работу – в случае выявления дополнительных технических операций, не предусмотренных в текущих документациях;
 листок на доплату – в случае несоответствия фактических условий труда запланированным.
 Сумма доплат относится на себестоимость продукции, работ, услуг.
 
 Доплаты:
 Простои. Простои по вине рабочего не оплачиваются, простои не по вине рабочего оплачиваются не менее тарифной ставки. В период освоения новых видов производства простои не по вине работника оплачиваются по полной тарифной ставке. Все простои оформляются документом «листок о простое».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Простои могут быть использованы, если на период простоя рабочий получит новые задания.
 
 Брак. Брак может быть частичный (исправимый) и полный (неисправимый). Полный брак не по вине работника оплачивается на тарифной ставки. Частичный брак не по вине работника оплачивается в пониженном размере в зависимости от процента годности. Брак в период освоения нового производства оплачивается так же, как и годные изделия. На любой вид брака заполняется документ «акт о браке» – первичный документ.
 
 Работа в ночное время. С 22 до 6 – ночное время. Оплачивается в повышенном размере, не ниже, чем предусмотрено КЗОТОом.
 
 Сверхурочное время. За первые 2 часа сверхурочного времени не менее чем в 1.5 раза, за последующие часы оплата производится не менее чем в двойном размере.
 
 Праздничные дни. Оплачиваются не менее чем в двойном размере.
 
 
 Расчет заработка за неотработанное время и пособие по временной нетрудоспособности. Для определения среднего заработка берутся три месяца до предшествующего события. Средне дневной заработок определяется путем деления фактической заработной платы за эти три месяца на количество рабочих дней в этом периоде. Этот расчет среднего заработка применяется в следующих случаях:
 Очередной и учебный отпуск.
 Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.
 Выходное пособие при увольнении.
 Курсы повышения квалификации с отрывом от производства.
 Пособие по временной нетрудоспособности зависит от среднего заработка за 2 предыдущих болезни месяца работы, от количества дней болезни, от непрерывного стажа работы.
 Стаж до 5 лет - 60% от среднего заработка;
 стаж до 8 лет - 80% от среднего заработка;
 стаж свыше 8 лет - 100% от среднего заработка.
 100% выплачивается независимо от стажа работы в следующих случаях:
 При наличии 3-х и более детей (до 18 лет);
 Инвалидам войны;
 Трудовое увечье или профессиональное заболевание;
 По беременности и родам.

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу