<< Пред. стр. 1 (из 7) След. >>
Международный маркетинг
Лекция № 1.
Сущность международного маркетинга.
Основные этапы интернационализации фирмы.
План.
1. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России.
2. Сущность и основные задачи, решаемые в международном маркетинге. Виды и последовательность решений.
3. Интернационализация предприятия, мотивы и этапы.
1. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России.
Внешнеторговый оборот - это стоимость импорта + стоимость экспорта.
Внешнеторговый оборот России
1995 г.: 102 млрд. $ (экспорт - 65 млрд. $ - темп роста на 2-3 % меньше, чем в 1996 г.)
1996 г.: 133 млрд. $ (экспорт - 86,5 млрд. $) - это примерно 16 место в мире по товарообороту.
Долг России на 1996 г. - 26 млрд. $.
Долг стран СНГ России на 1996 г. - 9 млрд. $.
Структура экспорта России
45% - вывоз энергоносителей
15% - вывоз металлов
9% - вывоз продукции машиностроения
Торговля со странами дальнего зарубежья составляет 77% от внешнеторгового оборота России.
Основные внешнеторговые партнеры России по объему оборота:
* Германия
* Италия
* Нидерланды
* Польша
* США (за последний год торговый оборот с США возрос на 5-7%)
Торговый оборот со странами СНГ в 1996 г. возрос на 10% по отношению к 1995 г.
В 1996 г. наблюдалось падение импорта из стран дальнего зарубежья (снижение импорта составило ? 4,4%), что компенсировалось импортом из стран СНГ.
Перспективы развития внешней торговли России:
* усиление связей со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического блока
* рост экспорта:
* нефти до 127 млн. т
* газа до 200 млн. м3
* криминализация внешней торговли (в основном торговли нефтью)
* рост неплатежей из стран СНГ
* отсутствие качественных товаров, поступающих из стран СНГ
Структура бартерных операций со странами дальнего зарубежья
(данные за 1995 г.)
вид товара экспорт импорт 1. Продовольствие и сырье для его производства. 2,4% 22,4% 2. Топливно-энергетические товары. 14,1% 1,7% 3. Товары химической промышленности. 11,5% 11,9% 4. Черные и цветные металлы и изделия из них. 43,8% 2,9% 5. Древесина и изделия из дерева. 5,2% 1,9% 6. Изделия машиностроения. 13,7% 48,1% 7. Продукция текстильной и обувной промышленности 2,5% 9%
Зарубежные активы предприятий и граждан РФ
виды активов 1991 г., млрд. $ 1995 г., млрд. $ 1. Легальные 7,5 29,9 2. Депозиты 2,9 9,8 3. Наличные 5 20,1 4. Нелегальные 3 19,9 Наблюдается значительный рост (в среднем в 4,33 раза) российских активов за рубежом.
Структура внешней торговли стран дальнего зарубежья
(данные на 1995 г.)
Страны экспорт, млрд. $ импорт, млрд. $ 1. Германия 421 356 2. США 394 515 3. Великобритания 185 224 4. Италия 170 182 5. Нидерланды 134 127 6. Бельгия 118 120
2. Сущность и основные задачи, решаемые в международном маркетинге. Виды и последовательность решений.
Международный маркетинг - это логика предпринимательского мышления, рассматривающая весь мировой рынок как сферы производственно-сбытовой деятельности и источник получения прибыли на систематизированной плановой основе.
Сущность международного маркетинга - рассмотрение всего мира как своего потенциального рынка, его анализ и удовлетворение его потребностей.
Особенности международного маркетинга
1. Большой риск, так как международному маркетингу нужны большие усилия, чтобы определить метод работы на рынке.
2. Более высокие требования к конкурентоспособности товара.
3. Большие трудности в изучении рынка.
4. Более высокая конкуренция рынка и необходимость учета международного ведения дел.
5. Международный маркетинг дает возможность определить целевые позиции фирмы в управлении деловой активности фирмы на мировом рынке.
Признаки экспортной операции:
* пересечение товаром границы
* оплата в иностранной валюте
Основные понятия
Традиционный экспорт - продажа за рубежом для передачи в собственность при этом продажа осуществляется без дальнейшего сопровождения (экспортер несет ответственность только до момента поставки) Экспортный маркетинг - экспортер систематически обрабатывает заграничный рынок, приспосабливает свой товар к нему, контролирует весь путь товара от поставщика к потребителю Международный маркетинг - экспортер глубоко и постоянно исследует зарубежный рынок, использует все инструменты маркетинга и различные формы внешнеэкономических связей:
* обмен
* контракт
* совместное предприятие
* дочерние предприятия и пр. Международный менеджмент (бизнес) - предполагает маркетинговую деятельность за границей, которая охватывает не только сбыт, но и все сферы деятельности предприятия (снабжение, НИОКР, финансы, кадры и пр.) - часто имеет место в рамках ТНК (транснациональных корпораций)
Задачи международного маркетинга
Задачи международного маркетинга можно сформулировать как ответ на следующие вопросы:
1. Выходить или нет на зарубежный рынок? (этот вопрос решается при определении целей выхода и угроз)
2. На какой рынок выходить? (определяется с каким товаром выходить - со старым или с новым)
3. Как выйти на рынок и как найти потребителя? (самостоятельно или с партнером; в качестве экспортера или импортера; самостоятельно или с посредником; поставлять готовую продукцию или полуфабрикаты)
4. Какую программу маркетинга необходимо разработать, чтобы достичь целей?
5. Какие экономические, научно-технические результаты можно получить, участвуя в международном разделении труда?
6. Как организовать на предприятии процесс разработки и реализации программы международного маркетинга?
Последовательность решений, принимаемых в международном маркетинге
1. Анализ среды международного маркетинга.
2. Определение целей выхода на международный рынок.
3. Анализ и определение рынка выхода.
4. Определение способа выхода на внешний рынок.
5. Принятие решения о комплексе маркетинга.
6. Выбор структуры организации работ по маркетингу (службы маркетинга).
3. Интернационализация предприятия, мотивы и этапы.
Мотивы выхода на внешний рынок
(мотивы интернационализации)
1. Стремление лучше использовать имеющиеся производственные мощности.
2. Стремление приобрести известность экспортера в своей стране.
3. Ожидание ухудшения экономического состояния страны.
4. Возможность улучшить финансовое положение за счет экспорта для модернизации производства.
5. Возможность получения иностранной валюты.
6. Стремление обеспечить преимущество перед конкурентами в своей стране.
7. Обеспечить более высокую рентабельность оборота на зарубежных рынках.
8. Стремление получить ценное "ноу-хау".
9. Желание работать в условиях более низкой конкуренции за рубежом, чем в своей стране.
(мотивы расположены в порядки уменьшения значимости для малых предприятий)
Лекция № 2.
Этапы интернационализации
(этапы выхода за рубеж)
Этапы интернационализации можно представить в виде следующего рисунка:
1-ый этап: Местная стадия развития, которая характеризуется местным производством.
2-ой этап: Начальная стадия интернационализации отличается наличием контактов за рубежом до момента операций зарубежных дилеров и агентов.
3-ий этап: Стадия развития характеризуется всеми видами контактов с зарубежными контрагентами до создания производственного предприятия за рубежом.
4-ый этап: Стадия роста предполагает наличие производственных предприятий за рубежом, которые расположены не более чем в 6 странах.
5-ый этап: Многонациональная стадия интернационализации предполагает создание производственных предприятий в более чем 6 странах мира (данная стадия характерна для транснациональных корпораций).
Сущность интернационализации
Движущие силы интернационализации - это прежде всего взаимодействия между отечественными и зарубежными партнерами в виде следующих способов действий:
* экспорт товара;
* передача "ноу-хау";
* торговля;
* прямые инвестиции
(по сути это прямые и обратные связи между элементами различных национальных рынков).
Пути к созданию первого зарубежного предприятия
Наиболее эффективными считаются варианты (г) и (д) при создании производственного предприятия за рубежом.
Изучение среды обитания международного маркетинга
План.
1. Экономическая среда. Виды стран по структуре хозяйства и характер распределения доходов.
2. Факторы конкурентоспособности стран.
3. Политико-правовая среда.
4. Виды торговых барьеров.
1. Экономическая среда. Виды стран по структуре хозяйства и характер распределения доходов.
Изучение среды международного маркетинга начинается с определения тенденций развития мировой экономики.
Основные тенденции развития мировой экономики:
* активный рост объемов международной торговли (и как следствие - рост конкуренции), рост капитальных вложений за рубежом
* утрата доминирующего положения США и рост производственной и торговой мощи Японии
* становление международной финансовой системы
* рост торговых барьеров, стремление защитить внутренний рынок от конкуренции
* открытие новых больших рынков (самый большой - Россия)
Классификация стран для международного маркетинга
При рассмотрении окружающей среды в международном маркетинге страны необходимо рассматривать по:
- структуре хозяйства
- структуре распределения дохода
По структуре хозяйства различают:
* страны с экономикой типа натурального хозяйства (с преимущественным самопотреблением товаров и с небольшим прямым обменом).
Например: Эфиопия, Бангладеш и др.
* страны-экспортеры сырья.
Например: Чили, Заир, Саудовская Аравия и др.
* промышленно-развивающиеся страны (примерно 10% ВНП составляет обрабатывающая промышленность)
Например: Филиппины, Индия и др.
* промышленно-развитые страны
По характеру распределения дохода различаю страны:
* с очень низким доходом
* с преимущественно низким доходом
* с очень низким и в тоже время с очень высоким доходом
* с низким, со средним и с высоким уровнем дохода
* с преимущественно средним уровнем дохода
ВНП на душу населения
* высокий уровень (25 стран) - 6 тыс. $
* средний уровень (54 страны) - от 545 $ до 6 тыс.
* высший средний уровень (37 стран) - от 2,2 тыс. $ до 6 тыс. $
* низший средний уровень (17 стран) - от 545 $ до 2,2 тыс. $
* низкий уровень дохода (42 страны) - меньше 545 $
2. Факторы конкурентоспособности стран.
Определение конкурентоспособности страны необходимо при выходе на внешний рынок и определении сравнительных преимуществ.
Факторы конкурентоспособности стран
==> динамика экономики
==> промышленная эффективность
==> динамика рынка
==> финансовая динамика
==> человеческие ресурсы
==> государственное вмешательство
==> национальные ресурсы
==> внешняя ориентация (ориентация на внешний рынок)
==> инвестиционная ориентация
==> социально-экономический консенсус и стабильность
Различают две группы стран:
- промышленно-развитые
- промышленно-развивающиеся
Основные страны входящие в эти группы
Промышленно-развитые страны Промышленно-развивающиеся страны * Австрия
* Австралия
* Бельгия
* Люксембург
* Канада
* Дания
* Франция
* Германия
* Греция
* Ирландия
* Финляндия
* Италия * Япония
* Нидерланды
* Новая Зеландия
* Норвегия
* Португалия
* Испания
* Швеция
* Швейцария
* Турция
* Великобритания
* США * Бразилия
* Гонконг
* Индия
* Южная Корея
* Малайзия
* Мексика
* Сингапур
* Таиланд
Конкурентоспособность стран по факторам
№
п/п Факторы
конкурентоспособности Промышленно-развитые страны Промышленно-развивающиеся страны 1 Динамика экономики 1. США
2. Швейцария
3. Япония 1. Таиланд
2. Сингапур
3. Гонконг 2 Промышленная эффективность 1. Швейцария
4. Япония
5. Дания 1. Гонконг
2. Южная Корея
3. Сингапур 3 Динамика рынка 1. США
6. Япония
7. Германия 1. Гонконг
2. Сингапур
3. Таиланд 4 Финансовая динамика 1. Швейцария
8. США
9. Новая Зеландия 1. Гонконг
2. Сингапур
3. Таиланд 5 Человеческие ресурсы 1. США
10. Япония
11. Дания 1. Гонконг
2. Сингапур
3. Таиланд 6 Государственное вмешательство 1. Турция
12. США
13. Швейцария 1. Гонконг
2. Сингапур
3. Таиланд 7 Национальные ресурсы 1. Норвегия
14. Австралия
15. Канада 1. Мексика
2. Бразилия
3. Таиланд 8 Внешняя ориентация 1. Япония
16. Нидерланды
17. Ирландия 1. Сингапур
2. Гонконг
3. Таиланд 9 Инновационная ориентация 1. Япония
18. Швейцария
19. Германия 1. Таиланд
2. Южная Корея
3. Гонконг 10 Социально-политический консенсус 1. Швейцария
20. Дания
21. Новая Зеландия 1. Сингапур
2. Таиланд
3. Малайзия
Источники информации по состоянию и развитию мировой экономики:
* Ежегодник статистики международной торговли
Year book of International Trade Statistics
* Статистика товаров внешней торговли
Commodity Trade Statistics
* Ежегодник платежных балансов
Balance of Payments Yearbook
* Международная финансовая статистика (ежемесячник)
International Finance Statistics
3. Политико-правовая среда.
<< Пред. стр. 1 (из 7) След. >>