<< Пред. стр. 6 (из 7) След. >>
1) Структурный метод расчета цены лицензии
Виды затрат Доля в цене (%) ТПН ТНП 1. Прямые затраты 40 25 2. Затраты на хранение, сбыт, администрацию и пр. 50 30 3. Прибыль изготовителя 10 5 4.Отпускная цена изготовителя 100 60 5. Расходы и прибыль продавца - 40 6. Цена реализации товара 100 100
Пример.
Дано: Sпр.=20 тыс. ед.
NТ=100 тыс. шт. (ТПН)
Определить цену лицензии.
Решение:
1. Цотпускная=20*100/40=50 тыс. ед.
2. Пед.=50*0,1=5 тыс. ед.
3. Плизензиара=0,35*5=1,75 тыс. ед. (при ?=35% - обычно ?=20-35%)
4. ЦЛИЦ.=1,75*100=175 млн. ед.
2) Паушальная форма расчета цены лицензии.
Паушальная форма расчета предусматривает единовременную выплату цены лицензии, которая не зависит от реального объема освоения и коммерческой реализации объекта лицензирования (сумма выплаты оговаривается непосредственно в лицензионном соглашении).
А) для лицензиара:
где
а - банковская процентная ставка
СRi - цена лицензии с учетом ставки роялти
В) для лицензиата
где
b - ставка для кредита лицензиата
СRi - цена лицензии с учетом ставки роялти
При установлении цены лицензии существуют ограничения:
а) для продавца - доход должен быть больше, чем от других способов освоения рынка
б) для покупателя - прибыль должна быть больше, чем прибыль конкурентов с учетом затрат на лицензию
3) Расчет лицензии на основе ставок роялти.
Данная система предусматривает выплату цены лицензии в виде текущих платежей пропорционально объему использования объекта лицензирования.
, где
i - год соглашения
Ri - ставка роялти
Ставка роялти колеблется в зависимости от вида товара от 1% до 7%. Ставка роялти дифференцируется (изменяется) во времени с целью сохранения пропорции при распределении прибыли между лицензиатом и лицензиаром при изменении цен и объема выпуска.
Сроки действия лицензионного соглашения
* 5-7 лет - "know-how", освоение которого не требует больших капитальных вложений, либо товары с коротким жизненным циклом
* 7-9 лет - сроки освоения выпуска товара составляют 1,5-2 года
* 8-10 лет - длительное производство товара, его освоение, необходимость в больших капитальных вложениях
Лекция № 10.
Пример. Расчет цены лицензии на основе метода роялти (метода текущих платежей) и паушальной системы расчета
Дано:
Т=10 лет
Программа выпуска:
Год действия лицензии min max ср. 1 0 0 0 0 2 10 272100 457500 360600 3 15 408150 4 25 680250 5 20 544200 6 10 272100 7 10 272100 8 10 272100 Ставка роялти:
Год действия лицензии Ставка роялти в % 1-4 5 5-6 4,5 7 4 8 3,5 Цена единицы изделия:
Год действия лицензии Цена изделия в условных единицах 1-4 5 5-6 4,5 7 4 8 3,5
Решение:
1) Программа минимум:
а) ЦЛИЦ.(РОЯЛТИ)=0+6,8*272100*0,05+6,8*408150*0,05+6,8*680250*0,05+ 6,5*544200*0,045+6*272100*0,045+5,5*272100*0,04+5*272100*0,035=802694 усл. ед.
б) ЦЛИЦ.(ПАУШ.)=0+6,8*272100*0,05*0,7561+6,8*408150*0,05*0,675+...=442373 усл. ед.
(при а=15%)
Часто используется комбинированная форма оплаты, при которой расчет исходной цены лицензии производится по роялти, затем делается пересчет для паушального платежа, после чего выбирается начальный платеж (обычно это 10-30% от цены по паушальной форме)
3. Франчайзинг как форма партнерства.
Франчайзинг - это метод продажи товаров и услуг с использованием договорных отношений (договор франшизы предоставляет право на льготное предпринимательство).
Лица:
* франчайзер - продавец
* франчайзи - покупатель
Платежи:
* единовременные
* текущие (за управленческие услуги) - в среднем 6,5% от валового дохода франчайзи (оператора)
* за рекламу (около 3,5% от валового дохода)
Сроки: обычно договор франшизы заключается на 3-5 лет, но в дальнейшем может быть продлен (иногда до 20 лет)
Объекты договора:
* торговая марка
* управленческие услуги
* обучение (например, приемам продажи)
Договор франшизы включает:
1. Права, которые передаются франчайзером франчайзи.
2. Срок действия договора.
3. Территория действия соглашения.
4. Оговаривается возможность и порядок выбора субфранчайзера.
5. График исполнения работ.
6. Порядок и объем выплат франчайзеру.
7. Удержание налогов.
8. Реклама.
9. Обучение.
10. Право на торговые марки.
11. Продажа предприятия.
12. Защита от неправильного использования know-how и недобросовестной конкуренции.
13. Невыполнение обязательств.
14. Разрешение споров.
Взаимоотношения между продавцом и покупателем при исполнении франчайзинга:
1. Партнеры по договору остаются самостоятельными в правовом отношении.
2. Руководство предприятия-покупателя действует согласно указаниям франчайзера.
3. Обязательно следование стратегии маркетинга, разработанной франчайзером.
4. Используется торговая марка продавца.
5. Предусматривается вовлечение продавца в рекламную компанию.
6. Защита прав франчайзи на оговоренной территории.
7. Франчайзи не имеет права брать на реализацию продукцию у конкурентов.
8. Франчайзи пользуется кредитом франчайзера с целью финансирования проекта и реализации продукции.
9. Складское хранение финансируется франчайзером.
10. Имеется возможность заключения нескольких договоров франшизы, если товары не являются конкурирующими.
4. Совместные предприятия, порядок образования и виды.
В 1996 г. в России работало порядка 15 тыс. совместных предприятий (СП). Их рост по сравнению с показателями 1995 г. составил около 10%.
Наибольшее число СП (около 15%) приходится на страны СНГ. Участие остальных стран на российском рынке в области совместного предпринимательство выглядит следующим образом: США, Германия, Китай, Финляндия, Великобритания и др. (в порядке убывания доли СП с этими странами).
Совместные предприятия по сферам деятельности:
* 22% - промышленность
* 43% - торговля и общественное питание
* 8% - строительство
В СП России занято около 453 тыс. человек (97% - граждане РФ). Порядка 60% промышленной продукции приходится на СП. 6,4% продукции СП идет на экспорт.
Объем иностранных инвестиций в 1996 г. составил 700 млн. $ (на 4,5% больше, чем в 1995 г.).
Виды совместных предприятий
1. По местонахождению и принадлежности участников СП:
а) промышленно-развитые страны с промышленно-развитыми
б) промышленно-развитые с развивающимися (типа "север-юг")
в) бывшие соц-страны с промышленно-развитыми
г) бывшие соц-страны с развивающимися
2. По структуре партнеров (капитала):
а) с участием лишь частного капитала
б) с участием частного капитала
в) с участием национальных и межнациональных организаций
3. По доле участия партнеров в капитале:
а) на паритетных началах
б) с большей долей иностранного капитала
в) с меньшей долей иностранного капитала
4. По виду деятельности:
а) национально-исследовательские
б) производственные
в) закупочные
г) сбытовые
д) комплексные
Порядок создания совместного предприятия
1. Определение цели.
2. Выбор партнера за рубежом.
3. Подготовка исходной информации и оценка вариантов.
4. Технико-экономическое обоснование.
5. Подготовка учредительных документов.
Этапы обоснования решения при создании СП
1. Изучение рынка сбыта (объем и динамика развития, цены конкурентов, анализ конкурентов).
2. SWOT - анализ (но сначала российского партнера).
3. Оценка имущественных активов
а) по остаточной стоимости
б) по рыночной стоимости
в) оценка стоимости вклада в уставной капитал СП
4. Финансовый анализ и аудит (показатели и сравнительный анализ с отечественными и зарубежными фирмами).
5. Разработка стратегии развития и составление бизнес-плана.
6. Оценка бизнеса:
* оценка дохода с учетом стратегии
* дисконтирование потока денежных средств
* оценка окупаемости проекта
* экспертиза (схема погашения задолженности)
Ограничения на создание СП
1. Производство любого оружия, взрывчатых веществ и т.п., а так же ремонт военной техники.
2. Изготовление наркотических и сильнодействующих ядовитых веществ.
3. Посев и выращивание наркотических культур.
4. Переработка руд, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных руд.
5. Лечение больных, страдающих опасными и особо опасными заболеваниями, онкологических и псих больных и пр.
6. Изготовление орденов и медалей.
(Закон об иностранных инвестициях)
Различие между филиалом и представительством:
Представительство - не имеет права юридического лица и права самостоятельной хозяйственной деятельности.
Филиал - имеет право самостоятельной хозяйственной деятельности, но без права юридического лица.
5. Экономическое обоснование создания совместного предприятия.
Эффективность совместного предприятия оценивается рядом показателей:
1. Интегральная эффективность СП:
t , где
Т - срок действия соглашения
?t - коэффициент дисконтирования
Л - ликвидационная стоимость СП
П - прибыль
А - амортизация
К -капитальные вложения
2. Рентабельность капитальных вложений:
- годовая рентабельность
- среднегодовая рентабельность
3. Рентабельность для российского партнера:
, где
Н - налог на доход
4. Условие валютной окупаемости:
, где
?рос. - доля российского партнера
КЭКСП - доля экспорта
ЦЭКСП - цена экспорта
NГ - объем годового выпуска СП
К - валютный курс
Лекция № 11.
Пример. Расчет эффективности создания СП.
Экономическое обоснование создания СП.
Дано:
NГ=2000 шт./г
КЭ=6% - экспортная квота
SH=1500 тыс. руб.
КВАЛ=55 руб./$ - курс валюты
Т=10 лет - срок действия СП
Л=500 тыс. руб. - ликвидность
НДОХ=30% - налог на прибыль СП
НА=8% - норма амортизации
?=0,1 - норма дисконта
ЦВНЕШНЯЯ=20 $/шт.
ЦВНУТР.=1000 руб./шт.
КРОС.=1000 тыс. руб. - вклад российского участника
КИН.=15000 $ - вклад иностранного участника
Определить: экономический эффект, рентабельность, эффективность для российского участника.
Решение:
1) Доля вклада российского партнера в УФ:
?=1000000/(1000000+15000*55)=0,55 (55%)
2) Годовая сумма амортизационных отчислений:
А=(1000000+15000*55)*0,08=146000 тыс. руб.
3) Расчет ежемесячной чистой прибыли:
ПрЧИСТ=((2000*0,94*1000+2000*0,06*20*55)-150000-146000)*(1-0,3)=256200
4) Оценка интеграционного эффекта:
ЭСП=(256200+146000)*6,145-(1000000+15000*55)+500000*0,386=839519 руб.
(0.386 - коэффициент приведения к 10-му году)
5) Рентабельность совместного предпринимательства:
?СП=(256200+14600)/(1000000+15000*55)=0,22 (22%)
6) Проверка условия валютной окупаемости:
256200*(1-0,55)/55 < 2000*0,06*20
7) Интеграционный эффект для российского участника:
ЭРОС=256200*0,55*(1-0,15)*6,145-(1000000+500000*0,55)=11000 руб.
?РОС=256200*0,55*0,15/1000000=0,12
6. Риски при выходе на внешний рынок и способы их учета.
Виды рисков при осуществлении международного производства:
* рыночные (сбытовые)
* политические
* коммерческие (например, неплатежеспособность покупателя)
* производственные
* научно-технические (неопределенность в получении результата)
Риски в сфере торговли:
* коммерческие
* рыночные
* транспортные
* риски по акцепту
* риски конкуренции
* политические
* риски конверсии и трансферта
* риск установления моратория (отсрочки по платежам и финансовым обязательствам)
* риск изменения валютного курса
Способы противостояния рискам
1. Разбиение риска на составляющие (деление риска).
2. Переложение ответственности за риск на других лиц.
3. Упреждение риска.
4. Ликвидация риска (по возможности).
Пример. Оценка риска при продаже лицензии
Интенсивность риска
Виды риска Значимость вида риска Незначитель-ный
(0,1) Нормальный