<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Однако свое имя, известное всему миру, кротонский учитель получил после обряда посвящения. Его имя составлено из двух и означает "прозревающий гармонию": пифии в Древней Греции были жрицами-прорицательницами, а Гор в Древнем Египте олицетворял гармонию. Получалось, что имя, соединяющее древнеегипетское и греческое звучание, символично скрепляло в одном лице связь двух цивилизаций".
 Элизабет Хейч так описывает пройденный ею обряд посвящения.
  Каждое утро на рассвете они собирались в саду и начинали с физических упражнений, требующих большой сосредоточенности, принимали различные позы, делали дыхательные упражнения, направляли наше сознание на разные части тела.
  После физических упражнений шли в большую комнату для тренировки души и ума. Здесь для нас создавали иллюзии, которые мы должны были переживать так глубоко, как если бы они были реальностью. Мы вызывали в себе различные эмоциональные состояния и учились управлять ими, сохранять присутствие духа независимо от происходящего.
  Следующая ступень предполагала, что уже без мысленных картин, по команде, мы должны испытывать разные эмоциональные состояния, переживая их с такой силой, как будто они действительно имели причину. Начинали с глубочайшей удру-
 176
 
 ценности и двигались постепенно к безразличию, а затем к радости и через нее к высшему состоянию счастья. После долгой практики мы научились делать это так же легко, как музыкант пробегает всю гамму от низшей ноты до высшей.
  Следующая ступень заключалась в переживании противоположных эмоциональных состояний без перехода: от глубокой грусти к высшей степени веселья, от страха к отваге. Целью этих упражнений было сделать нас независимыми как от внешних событий, так и от наших личных настроений и поддерживать эмоциональное равновесие независимо от происходящего.
  Практиковались чисто ментальные упражнения в концентрации. Техника концентрации предполагала, что мыслям нельзя давать блуждать, их нужно стянуть в одну точку, придав им центростремительное направление. Фразой для концентрации могла быть такая: "Я всегда проявляю божественное начало". Но поначалу можно попробовать сконцентрироваться на букве "О". Концентрация ведет человека к самому себе, он становится той вещью, на которой концентрируется. При концентрации мы втягиваем проецируемую вовне мысль обратно в себя, и предмет мысли становится идентичным самому человеку. Созданное возвращается к создателю.
 При концентрации человек проходит три ее фазы:
 • интеллектуальную;
 • эмоциональную;
 • духовную.
  На первой степени мысль направляется на объект концентрации и ищется определение, которое ясно и полно выражает этот объект. Затем, на второй стадии, происходит переход от размышления к ощущению. Ваше сознание проецирует наружу все признаки объекта, отпечатывая их в ваших органах чувств. Вы ощущаете каждым нервом ваш объект. Третья фаза - это духовная концентрация. Ваше сознание становится идентичным объекту концентрации. Вы больше не думаете о нем, вы ощущаете, что вы - это он. Самая трудная задача - концентрация на себе. Сначала размышления о теле, затем- ощущения себя и, наконец, вы должны стать тем, что вы есть".
  Вслед за этим следовало приобретение умения хранить молчание при помощи двенадцати рядов оппозиций, которыми надо научиться управлять.
 • молчание - разговор;
 • восприимчивость- сопротивление влиянию;
 • повиновение- управление;
 • скромность - уверенность в себе;
 • молниеносная быстрота - осторожность;
 • способность принимать все- способность различать;
 • борьба - спокойствие;
 • предусмотрительность- отвага;
 • не владеть ничем - владеть всем;
 • отсутствие привязанностей - верность, преданность;
 • презрение к смерти - уважение к жизни;
 • равнодушие - любовь.
  После достаточного психического продвижения можно попробовать телепатические упражнения, т.е. установление контакта с другим человеком. Лучше упражняться в этом после захода солнца, так как солнечные лучи стимулируют те цент-
 177
 
 ры, которые служат физическим проявлениям и привязывают сознание к материальному плану. Вечером сознание уходит на духовный план.
  В этом упражнении, как и в любом упражнении на концентрацию, начать следует с концентрации внимания целиком на какой-то одной мысли. Сконцентрируй полностью мысли на лице, с которым ты хочешь установить контакт. Закрыв глаза, представь себе этого человека, его глаза, тело, лицо, и вообрази, что ты- это он, а он- это ты, пока реально не ощутишь, что его руки- это твои руки, его тело - это твое тело, т.е. пока ты полностью не отождествишь себя с ним. Тогда остановись на мысли, которую ты хочешь передать, и думай об этом так, как будто этот человек в тебе думает об этом.
 В этом упражнении три ступени:
 1) контакт в присутствии этого лица;
 2) контакт на расстоянии в заранее назначенное время, когда вы оба знаете об этом;
 3) контакт без ведома того лица, с которым ты хочешь установить связь.
  Эти три стадии образуют позитивную часть телепатических упражнений. В негативной части развиваются способности получать и понимать телепатические послания.
  Эта часть тоже имеет три фазы. Сначала ты делаешь себя восприимчивой и пустой в присутствии лица, от которого хочешь получить послание, потом эту процедуру осуществляешь одна в заранее назначенное время, зная, кто будет концентрироваться на тебе. И наконец, - не зная об этом ранее, - так описывает секреты посвящения Э. Хейч".
  Идея нравственного совершенствования, заложенная в герметизме, вызывала к нему приливы любви, рассредоточенные на всем протяжении человеческой истории. Античность и средневековье, Возрождение и Новейшая история с тем или иным уровнем проникновения в суть "тайной и священной мудрости" благоговели перед ее силой.
  История свидетельствует не только о древности герметизма, направленного на самосовершенствование и расширение способностей сознания, но также и о древности халдейского знания, о точности халдейской системы. Будучи одной из наиболее законченных из когда-либо существующих, халдейская система за 2 тыс. лет до н.э. предоставляла точные исчисления того, что солнечный год составляет 365,25 суток, время обращения Луны - 30 дней. Год делился на 12 месяцев, а каждый месяц - на 30 дней. Каждые двенадцать лет разница составляла 2 месяца. Весьма точно вычислялись солнечные и лунные затмения.
  Вместе с тем, согласно историческим свидетельствам, халдейская магия и мантика не имели доступа в Персию. Халдеи достигли видного положения, когда персы покорили Вавилон в 539 г.; тогда народы перемешались. Евреи перенесли с собой из Вавилонского плена точное знание всей халдейской магии, благодаря книге Бноха оно стало распространяться среди народа. Халдейские знания развивались в каббале, которая проникла в Европу окольным путем, через мавров14. Европа вступила в непосредственное соприкосновение с халдейской магией в V а до Р.Х. вследствие войны персов с греками. Египетская магия тогда не оказывала на Грецию существенного влияния
 178
 
 потому, что последняя была наводнена так называемой персидской, а на самом деле магией халдейского и мидийского происхождения.
  В рамках натурфилософии естественные науки были в зачаточном состоянии. Можно говорить лишь о Птолемеевом александрийском музее (III в. н.э.), где развивались врачебная наука, прикладная математика, астрономия и математическая оптика, химия в форме алхимии. Здесь трудились многие знаменитые математики, физики и астрономы: Евклид, Гиппарх, Герон, Птолемей. Александрия явилась центром развития важнейших магических наук.
  В иудействе магия была строго воспрещена. По закону Моисея за волшебство и идолопоклонство вменялось наказание, а именно побивание камнями. В 3-й книге Моисея (XX, 27 ел.) говорится: "Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них".
  Христианство, провозгласившее веру во всемогущество Бога, заставляло тем самым признать бессильными все прочие низшие силы. Они отступали перед. Божественным промыслом и Благодатью. По отношению к статусу и культу языческих богов долгое время велись споры, признано было считать их демонами, которым поклоняются из-за недостаточного понимания истинного Бога. "Ибо все боги народов суть демоны, ибо Господь сотворил небо". Торжество и распространение христианства сопровождалось гонениями на религиозные секты, которые расходились с установленной доктриной. По отзывам исследователей, "это стоило Европе больше невинной крови, чем все современные ей войны"15.
 ЛИТЕРА ТУРА
 1 Цит. по: Колчн У. Оккультизм. М., 1944. С. 122.
 2 См.: Холл М.П. Энциклопедическое изложение магической, герметической, каббалнческой, символической философии. Новосибирск, 1994. С. 113.
 3 Шуре Э. Великие посвященные. Калуга, 1914. С. 95.
 4 Там же. С. 114-116.
 5 Там же. С. 117-126.
 6 Там же. С. 185-187.
 1 Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М., 1993. С. 20. s Золотые стихи Пифагора // АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. 1987. № 2. С. 8-10.
 9 См.: Шуре Э. Указ. соч. С. 245-247.
 10 Там же. С. 256.
 11 См.: Хепч Э. Посвящение. Киев, 1990. С. 77.
 12 Там же. С. 80-88.
 13 Там же. С. 102-103.
 14 Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до наших дней. Киев, 1993. С. 38-39.
 15 Там же. С. 76.
 179
 
 Тема 17. НАУКА КАК "НАТУРАЛЬНАЯ МАГИЯ" В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИИ
 "Натуральная магия", - Гносис и осмысление "Логоса дароносно-го". - Понятие "божественной интеллигенции". - Профанная и естественная магия. -Два значения магии. - Ученые-"маги": Альберт Великий, Роджер Бэкон, Оккам. - "Philosophia occulta" Агриппы. - Парацельс и рациональный смысл магии у Пико дела Мирандолы. - Астроном и астролог И. Кеплер. - Инквизиция.
  Средневековые ученые, как правило выходцы из арабских университетов, свое знание называли "натуральной магией". "Под натуральной магией я понимаю надежное и глубокое познание тайн природы, - напишет в 1657 г. Каспар Шотт, - так что когда становится известным природа, свойства, скрытые силы, симпатии и антипатии отдельных предметов, то можно назвать такие действия, которые людям, незнакомым с причинами их, кажутся редкостными и даже чудесными"1. Можно сказать, что подобным "натуральным магом" был Исаак Ньютон, который открыл действие гравитационных сил.
  Магия - это глубокое знание оккультных сил Природы и законов Вселенной без их нарушения, и следовательно, без насилия над Природой. Как отмечает Е. Блаватская, слово "магия" означает высшее знание и изучение Природы,'глубокое проникновение в ее скрытые силы, в те таинственные, оккультные законы, которые составляют основу каждого элемента (будем ли мы считать, что их четыре или около шестидесяти). Произошло слово от титула Высших жрецов античности, которых называли Маха, Маги или Магинси, а последователи заросизма - Магистрами (от корня Meh ah - великий, знающий, мудрый). Под магией понимали древнее познание вне святилищ, известное как "поклонение свету", или божественную духовную мудрость - как противопоставление поклонению тьме и невежеству. Магия и чародейство зависели от более высокого уровня подсознания, чем тот, которым располагает обычный человек в повседневности, и имели дело с невидимой частью психики. Магия может быть названа наукой или учением использования скрьпых способностей человека. Она во многом основана на интуиции, которая более информативна, чем разрешительная способность нашего зрения или слуха.
  Не подвергается сомнению то, что определенные сведения магии выступают как отголоски герметической философии. Многочисленные сходства и постоянные ссылки на Гермеса - Бога Тота, огромное количество произведений, приписываемых или относящихся к герметической традиции, - такова питательная почва и идейно-теоретическая подоплека средневековой магии. Однако маг- это больше практик-экспериментатор, нежели теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт (операция) удался, и для этого он прибегает ко всем возможным богам, молитвам и заклинаниям.
  Гностики, составляющие довольно распространенное в начале новой эры течение, тяготеющее к герметической традиции, считали, что един-
 180
 
 ственным путем к спасению души является "гносис" - знание, ведение. Однако дается оно не посредством разума, а обретается путем применения магических формул, откровения, мистического единения с Божеством. По учению гностиков, мир представал сотворенным не самим Богом, а одним из посредствующих духов - демиургом, поэтому мир мог находиться и во власти зла. Христос является эманацией, истечением Бога, между Богом и человеком посредниками служат некие зоны, бесплотные существа. Иногда под зонами подразумевают бесконечно длительные периоды борьбы добра и зла.
  Как свидетельствуют источники, гностики различали людей на три категории:
 1) "пневматические", в которых преобладает дух (пневма);
 2) "психические", с доминантой души - психе;
 3) "гилические" - в них слышен зов материи, "гиле".
  Последние осуждены на смерть, первые определены к спасению, вторые же могут спастись, если последуют указаниям первых, избранных, обладающих "гносисом". Отцы церкви считали гностиков еретиками. Сторонники еретического гносиса, в свою очередь, проповедовали невозможность примирения науки и веры, усматривая в них несовместимые элементы. В ситуации, когда критерием истины становилась вера, наука оказывалась лишь вспомогательным и побочным занятием.
  Греческие апологеты II в. привлекли внимание к особому влиянию слова, заходя со стороны осмысления "Логоса дароносного". Использовался тезис Филона, который обращал внимание на то, что семена Логоса, понимаемого как слово и мысль внутри нас, совершают внутри нас некоторые превращения. Произнося некое слово, мы порождаем значение этого слова, его интерпретацию и его понимание. При этом происходит как бы возгорание Логоса, он передается от высказывающегося к воспринимающему. Оно сопровождается делением Логоса, смысл которого распространяется среди собеседников - передается от одного к другому. При этом одновременно происходит и обогащение, приращение его, так как слово возрождает в другом новый огонь смысла и новый слой внутренней мотивации. Отсюда выводится, что присутствующая рациональная потенция божественного Логоса - logike - имеет также свое происхождение от мудрости Бога. Логос полностью неизреченный, но все, что исходит от Логоса, связано с благодатью, так как он направлен на то, чтобы излечить людей от их недугов.
  Логос был одновременно и имманентен, внутриположен (как внутренний смысл, превышающий возможности слова) и как Логос произнесенный, в слове себя обнаруживающий. Можно без труда провести параллели между герметической аксиомой "Слово сильнее оружия" и размышлениями по поводу силы и влияния слова в рамках средневековой полемики. К этому присоединялся пафос античного прочтения Логоса, являющего собой истинную меру, сочетающую мудрость и добродетель. Благостный дар его состоит в том, что Логос является "еще и Спасителем, поскольку обнаруженное в человеке это рациональное снадобье при определенных обстоятельствах, остановив порок, исключив источник стра-
 181
 
 стей, перерезав корни желаний, противных разуму (указанием на то, чего следует остерегаться), дает противоядие от всех болезней и путь к спасению"2.
  Христианский теолог, философ и ученый, представитель ранней патристики Оригена (около 185-253/254) обращает на себя внимание тем, что провозглашает понимание Бога как "реальность интеллектуальную и спиритуальную". Реальность эта, имеющая интеллектуальную природу, полностью непостижима и неисповедима, она выше понимания и бытия, ибо природа превосходит самый ясный и чистый ум человеческий. Большое значение имеет то, что разум расширяет свои границы в рамках пространства веры, а также то, что он противится сведению своих потенций к сугубо светскому их прочтению и использованию. Здесь возможны его искажения сугубо мирского характера. На самом деле интеллигибельный мир намного отстает от чувственного и телесного. Умопостигаемая природа возлагает свои надежды на возможности разума. Величие человека - в возможности приобщиться к божественному разуму.
  Дошедшие до нас сочинения под именем Псевдо-Дионисия Ареопа-гита, христианского мыслителя (V-VI в.), получили название "Corpus Areopagiticum". "Ареопагитический корпус" включал трактаты: "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О божественных именах", "Таинственное богословие". Он основывался на доктрине безусловной неопределенности и неописуемое(tm) бога, возможности богопознания только посредством лестницы аналогий. Согласно ей "благую Причину можно выразить словами многими и немногими, но также и полным и абсолютным отсутствием слов. В самом деле, чтобы ее выразить, нет ни слов, ни понимания, ибо она свыше положена над всеми, а если и является, то тем, кто превозмог все нечистое и чистое, превзойдя в подъеме и сакральные вершины, оставив позади все божественные светила и звуки призывные, все словеса и рассуждения, проникнув через все туманные завесы туда, где, как гласит Писание, царствует Тот, кто выше всего"3. При таком познании мысль становится немногословной, с тем чтобы обрести полнейшую бессловесность.
  Если попытаться прояснить все смысловые тонкости понятия "божественная интеллигенция", то такой подход неизбежно приведет к трудам "последнего римлянина" и "первого схоласта" Боэция (ок. 480-523). Следует заметить, что в его трудах толкование данного понятия предельно приближается к античной традиции. Чувство, воображение, рассудок как формы познания соединяются в "божественной интеллигенции" - высшем разуме, которому доступно все, который парит над вселенной, всеохватывающий и универсальный. Исследователи показывают, что по традиции, берущей начало от Аристотеля, ум (intelligent ia) есть созерцание начал, высших принципов. По Фоме Аквинекому, все духовные твари наделены "интеллектами", а Творец - "интеллигенцией". У Боэция оба эти слова (интеллект и интеллигенция) употребляются равнозначно - как божественный интуитивный разум, в отличие от дискурсивного, связанного с чувственностью "рацио". Интеллект отождествляется с острием ума. Метод интеллектуального, т.е. постигающего, созерцания (intel-
 182
 
 lectualiter) схватывает не образ (imago) предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, "которая есть само бытие (esse) и от которой бытие происходит".
 В пятой книге "Утешения философией" Боэция есть такие строфы:
 "Сокрытую от глаза сущность форм
 Невеждам не понять, пусть зрима даже им!
 Кто к разуму небес причастен был,
 Тот знает единичное и все!
 Сокрытый в нас не все еще забыл
 Наш разум, - заточенный в членах дух, -
 Понятье общего (он) удержал.
 Кто правду ищет, - нелегко ему, -
 Он вещи познает, но охватить
 Их сущность ведь не сразу всем дано"4.
  Устремленность к постижению сущности вещей, направленность на отыскание общей закономерности, спрятанные в особенностях средневекового дискурса, роднили и выводили на единое проблемное поле "натуральную магию" и науку.
  Сторонником "естественной магии" провозглашал себя Марселио Фичино (1433-1499), влиятельный ум в Флорентийской платоновской академии. Он обнародовал герметические доктрины. Задаваясь вопросом: "Почему у нас такой страх перед магией?" - Фичино приходит к необходимости отличения профанной, извращенной магии, и естественной магии. Профанная магия основывается на культе демонов, естественная магия использует благоприятное воздействие небесных тел для оздоровления тела. Способность тех, кто практикует в области медицины и в сельском хозяйстве, тем продуктивнее, чем больше их склонность связывать вещи небесные с земными.
  Естественная магия связана с воздействием естественных причин на естественные предметы и осуществляется на основе законов и необходимости. Она наследует платоновскую идею об универсальной одушевленности всех вещей, вводит специальный элемент - дух, являющийся самой тонкой пневматической субстанцией, пронизывающей все тела. Жизненная сила "духа" истекает из лучащихся звезд. "Камни, металлы, травы, раковины моллюсков, как носители жизни и духа, могут быть разнообразно использованы с учетом их "симпатических свойств". Поэтому Фичино делал еще и талисманы, использовал чары музыки - орфические песенные гимны с одноголосьем и в инструментальном сопровождении, что должно было способствовать улавливанию благотворного влияния планет и гармонии для "устанавливания звездной симпатии"5.
  И хотя связь магии с медициной оправдывалась тем, что сам Христос являлся целителем, негативная оценка всей системы магии исторически во многом была обусловлена отношением к ней религии. Именно средневековье изгнало магию из Божественного миропорядка, отнесло ее к ком-
 183
 
 потенции демонических сил. Хотя по сути своей "натуральная магия" традиционно противостояла религии и зачастую поднимала сугубо философские вопросы. И если с "естественной магией" связывали чудеса естественных вещей, то с искусственной магией - образцы человеческого творчества, поднимающие его над природой, например, изобретение телескопа ,или артиллерии.
  В связи с этим можно различить два значения в определении магии. Согласно первому она отождествляется с путем оккультиста, согласно второму магия есть практическое воздействие на действительность. Это особый вид деятельности, который имеет своей целью преобразование действительности на физическом и тонком уровнях. Тонкие слои действительности, исходя из магических представлений, являются причинными по отношению к грубому физическому миру. Наука отрицает такую зависимость, как и само наличие тонких уровней бытия. Современная наука работает с категорией идеального, признает идеализированные объекты, но игнорирует их информационно-энергетическую специфичность. Для мага человек представляет собой пучок энергетических сплетений, а космос содержит в себе скрытые силы, познание и использование которых недоступно непосвященным. И точно так же, как в сфере науки, для того чтобы сделать научное открытие, нужно обладать познаниями и неординарным умом, так в сфере вненаучного знания необходимы умения и способности. Магия всегда привлекала к себе особое внимание своей функцией целительства и тем, что она выступила разновидностью психотерапии.
  Из-за полярности энергетических потоков принято говорить о двух магических ориентациях - белой и черной магии. Согласно древним легендам, подобно тому как человек после своего падения облачился в земное тело, так и священные науки, содержащие в себе секретную мудрость, облачились в твердые оболочки, сквозь которые не может себя проявлять их трансцендентальная сущность. Таким образом алхимия трансформировалась в химию, астрология в астрономию. Считалось, что путь преодоления барьеров, разделяющих видимое от невидимого, - это путь мистерий. (В настоящее время это напоминает те многообразные и многочисленные занятия школ и школок, на которых страждущие и любознательные обыватели восполняют свою потребность познавания и приобщения к важным для них нетрадиционным знаниям.)
  Итак, познание "тайн природы", "натуральная магия" и "сокровенная философия" выступают как понятия синонимичные. Особое внимание привлекает к себе учение арабского философа Ибн Рушда (Аверроэ-са) (1126-1198). Автор семитомного медицинского труда, знаменитый комментатор Аристотеля и защитник прав разума в познании, Аверроэс был сторонником, выражаясь современным языком, космического детерминизма и единого интеллекта. Этот активный интеллект, существуя вне и независимо от эмпирических индивидуумов, "есть вечный коллективный разум человеческого рода, который не возникает и не уничтожается и который заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме. Он есть субстанция истинно духовной жизни, и познавательная
 184
 
 деятельность индивидуума образует лишь частное проявление ее. <...> Разумное познание человека есть, следовательно, безличная и сверхличная функция: это временная причастность индивидуума к вечному разуму. Последняя есть та общая сущность, которая реализуется в высших проявлениях индивидуальной деятельности"6. Эти далеко ведущие предположения представляют собой отдаленный аналог и концепции ноосферы, и идеи информационного поля Вселенной. В средние же века они тяготели к панпсихизму и были неизменными спутниками мистических размышлений.
  Источники отмечают, что "благодаря крестовым походам и мавританским университетам в Испании европейцы познакомились с основами арабской науки и магии. Ученые-маги Альберт Великий (ок. 1193-1280) и Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) имели столь обширные сведения по естествознанию, что слыли чародеями. Сам Фома Аквинский, будучи учеником Альберта Великого, стал поборником веры в чародейство под впечатлением тех экспериментов в естествознании и науках, которые осуществлял в своей тайной мастерской Альберт Великий7.
  Эти ученые-маги придерживались убеждения, что все происходит на основании скрытых законов природы. Роджер Бэкон написал произведение под названием "О ничтожестве магии", так как не верил в возможность произвести что-либо посредством заклинания духов. Альберт Великий утверждал, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. Он провел большую часть своей жизни в путешествиях, и у него были географические сочинения, свидетельствующие о его наблюдательности. Его опыты по физике сообщают, что стеклянный шар," наполненный водой, собирает солнечные лучи в одну точку, в которой сосредоточивается большое количество теплоты. Он указывал и способ исследования воды: если два куска полотна, опущенные в разные источники, после высыхания будут иметь разный вес, то кусок, который окажется легче, свидетельствует о более чистой воде.
  Роджер Бэкон проводил опыты с вогнутым зеркалом и зажигательным стеклом. Посредством вогнутого зеркала отдаленные предметы были видны более ясно. У него было стекло, в которое он мог видеть все, что происходило на 50 миль в окружности, а также зеркала, которыми можно было зажигать дальние города. Однако телескоп ему устроить не удалось. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Но после того, как был призван инквизицией дать отчет о своих взглядах, провел в тюрьме пятнадцать лет.
  Обращают на себя внимание представления о процессе познания, развиваемые Оккамом (ок. 1285-1349). Английский философ учился и преподавал в Оксфорде. Чувственное познание у него теряет характер точного воспроизведения своего объекта. "Представление (conceptus) как таковое есть состояние или акт души (passio - intentio animae) и образует знак (signum) для соответствующей ему внешней вещи"8. Следовательно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире. Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирической констатации.
 185
 
  Средневековая наука, или, как ее называли, "сокровенная философия", с течением времени пришла к выводу, что из всех магических искусств возможным оказалось лишь то, которое строилось на применении сил природы и на естественном взаимодействии вещей. Натуральная магия представала в качестве своего рода практической физики, которая показывала, как много фокусов можно сделать на основе природных связей (например, опыты с магнитом).
  Возрождение попыталось оправдать магические притязания к свободному поиску и творчеству. "...Мудрец, имеющий власть над звездами, маг, который формирует стихии: вот единство бытия и мышления, всеобщая открытость реальности. Это, и ничто иное, подразумевала защита магии, которую Возрождение включило в свое прославление человека"9. Однако, в какую бы сторону ни клонился маятник оценок магии, бесспорен ее исторический возраст. А это означает, что данный феномен как древнейшее явление универсален, это культурно-этический элемент духовного развития человечества.
  Если вслед за Агриппой попытаться обобщить все известное об оккультизме, то получится следующая картина. Во-первых, налицо весьма строгая системность всех эзотерических знаний. "Philosophia occulta" Ar-рнппы включала три части: теорию магии, практическое приложение и эзотерическую систему. Во-вторых, окажется понятным особое положение данной системы знаний, именуемой как "наука наук", "натуральная философия" или "Священная мудрость". У Агриппы она воспринимается как высшая и совершеннейшая из всех возможных наук. Он был уверен, что магия обнимает собой глубочайшее созерцание самых тайных вещей, знание всей природы, учит нас, в чем вещи различаются друг от друга и в чем они согласуются. Отсюда происходит ее чудесное действие, так как она сочетает различные силы и всюду связывает низшее с силою высшего; поэтому магия есть совершеннейшая и высшая из наук, высокая и священная философия.
  Как всякая истинная философия, она разделяется на физику, математику и теологию. Магия соединяет в одно целое эти три науки и дополняет их, поэтому она по праву с древнейших времен называется высочайшей и священнейшей из наук.
  Выводам Генриха Корнелия Агриппы (1456-1535) следует доверять. Этот оригинальный ученый, сочетающий в себе дар естествоиспытателя, медика и философа, происходил из старинного богатого рода. В молодости изучал правоведение, литературу, иностранные языки, в Париже основал общество для изучения тайных наук. Свое большое сочинение в трех томах он посвятил магии во всей ее совокупности. Основные идеи Агриппы о тайной философии были заимствованы и покоились на положениях физики Аристотеля и астрономии Птоломея, философии неоплатоников. Агриппа решился доказать, что существующая магия согласуется не только с имеющимися в то время общими знаниями о естественном порядке вещей, но и со всем тогдашним мировоззрением. По мнению исследователей, цель Агриппы состояла в том, чтобы превратить магию из сверхъестественной науки в физику, математику,
 186
 
 теологию. Таким образом, Агриппа первым заговорил о естественной магии.
  Магическая система Агриппы была построена на известном герметическом принципе: как высшее влияет на низшее, так и низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. В 1-й главе говорится: "Мир имеет троякий характер: стихийный, небесный и интеллектуальный. Все низшее управляется высшим и от него получает свою силу... Поэтому магики исследуют силы стихийного мира путем разных сочетаний естественных вещей и, кроме того, присоединяют к ним небесные силы. Мы можем пользоваться не только имеющимися у нас силами обыкновенных вещей, но и привлекать к себе из высших миров новые силы". <...>
  Скрытые свойства, получаемые вещами от мировой души через посредство звездных лучей, могут быть найдены лишь путем догадки и опыта. Тот, кто хочет исследовать, должен прежде всего знать, что всякая вещь тяготеет к себе подобной и всем своим существом притягивает к себе подобную. Все вещи богаты известными свойствами и качествами, например теплотой, холодом, смелостью, страхом, печалью, гневом, любовью или какой-либо иной страстью или силой - все эти вещи сильно тяготеют к вещам с подобными же свойствами и вызывают в них подобные же силы"10. Это взаимное согласование древние греки называли "симпатией". Закон симпатии и антипатии имел значение в философии неоплатоников. Агриппой он был введен в ранг всеобщего закона природы и более двух столетий служил объяснительной моделью всех явлений. Так понятая магия получила название "натуральной философии".
  В рамках натуральной философии человек есть микрокосм и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы. Мир называется "макрокосм". Руководящей идеей становится мысль, что все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее может действовать обратно и привлечь к себе силы высшего. Поэтому магические операции основываются на действии единого всеобъемлющего закона природы, на целесообразном приложении сил природы. В этом суть великой реформации Агриппы, который хотел достигнуть того, чтобы ученых-магов считали не чернокнижниками, но носителями высочайшей и священнейшей науки.
  Известный под псевдонимом Парацельс немецкий врач и естествоиспытатель Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541) был сведущ и удачлив в применении средств народной медицины, целебной силы трав, минералов и алхимических преобразований. Его медицина опиралась на астрологию и алхимию, основывалась на глубочайшем знании вещей природы и ее тайн. Можно сказать, что мировоззрение Парацельса было насквозь пронизано принципом аналогий, микрокосм уподоблялся макрокосму, человек - Вселенной, его органы - небесным светилам: сердце - Солнцу, мозг - Луне, печень - Сатурну, почки - Юпитеру. Аналогиями пронизаны и отношения между человеческими органами, растениями и минералами, а растения и минералы соотносятся с небесными светилами. Из многовековой практики алхимии Парацельс использовал аналогию, когда ртуть соответствовала духу, соль - телу, сера - душе.
 187
 
 Поэтому принцип лечения от любого заболевания он разыскивал в природе. Он видел мир как сплетение и взаимосвязь различных возможностей.
  Парацельс был учеником доверенного друга Агриппы аббата Тритгей-ма и еще в молодости познакомился с основными идеями французского ученого. Сходство между трудами Парацельса, которых было множество, и системой Агриппы очень велико. Из закона о подчинении низшего высшему и закона симпатии и антипатии Парацельс вывел два главных метода лечения - арканы и симпатические средства. Каждое вещество, по его мнению, действует лишь на отдельные, ограниченные области тела и не влияет на все тело вообще. Такие вещества называются арканумы. Истинная задача алхимии состоит в изготовлении арканумов, направленных на лечение болезней, а не на получение золота.
  Так как однородные силы притягиваются, то болезнь может быть извлечена тем, что масть ее материи переносится на другие тела: растения, животных и т.п. Герметическая медицина действует посредством субстанции после ее динамизирования астральными телами (имеется в виду упот^-ребление талисманов). Парацельс оставил после себя множество трудов, однако сам его дискурс и ткань его рассуждений отражали чуждый нашему современнику образ мыслей, как например: "Сифилис нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением внутрь этого металла, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который в свою очередь служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке"11.
  Рациональный смысл магии, в противоположность закрепившемуся за ней колдовскому истолкованию, можно обнаружить во взглядах Пико дела Мирандолы (1463-1494). Одаренный, владевший древними языками богатый флорентийский граф Пико обращал внимание своих современников на то, что магия связана с постижением действительных тайн природы. Именно поэтому она носит имя "magia naturalis" - естественная магия. В сочинении "Против астрологии" граф Пико протестовал против своеобразного астрологического детерминизма, который сковывал и парализовывал человеческую активность.
  Заслугой и новшеством, внесенным Пико, является присоединение к магии и герметизму каббалы. Каббала сочетает теоретико-доктринальный и практике-магический аспекты. Она обнаруживает сходство с писаниями герметиков, халдейских оракулов, орфиков. Практико-магический аспект разрабатывается либо "в форме аутогипноза" для реализации внутреннего созерцания, либо в форме, очень близкой к магии, основанной на власти сакрального еврейского языка и на получаемом от ангелов голосе, а также на десяти именах власти и атрибутов Бога, так называемых "sefirot".
  Доктрина "sefirot" представляет собой пространственную разверстку живительных сил Бога, этакий космологический контекст, состоящий из отношений между 10 сферами космоса. Это сферы семи планет, сферы неподвижных звезд и более высокие сферы. Доктрина основана на утонченной мистической интерпретации слов и букв еврейского алфавита. Самым сложным в каббалистической практике считался метод "gematria", основанный на числовых значениях, определенных каждой букве еврей-
 188
 
 ского алфавита, что порождало математическую систему крайней сложности. Выходило, что без непосредственного знакомства с еврейским языком невозможно было овладеть каббалой. И Пико, помимо арабского и халдейского, изучает еврейский язык.
  Отвлекаясь от фигуры гуманиста Возрождения Пико дела Мирандо-лы, заметим, что каббалу называют "Космическим проектом", планом Вселенной и человека. Считается, что в ней в зашифрованном виде записаны все возможные взаимосвязи. Древо Жизни - диаграмма, лежащая в основе каббалы, - состоит из 10 кругов, связанных между собой 22 путями. Д. Форчун в книге "Мистическая каббала" пишет: "...Если вселенная является сознательным порождением ментальной активности Логоса, то Древо - это символическая интерпретация "скрытого материала" Божественного сознания и тех процессов, посредством которых Вселенная возникла"12. Названия сефир отражают определенные свойства Вселенной и конкретные духовные понятия. Первая система называется в каббале "Порядок создания миров и сефирот", вторая- "Пути постижения пророчества и духа". Древо делится на четыре уровня:
 - мир эманации, предшествующий всему сотворенному;
 - мир творчества;
 - мир воплощения;
 - мир реальности.
  Все четыре мира также имеют структуру дерева, и каждый в отдельности тоже содержит по десять сефир, что составляет в сумме сорок.
  Можно сказать, что речь идет о нисхождении духа в материю и о восхождении материи к духу. Ведь в духовном мире желание быть чем-то и есть действие. В каббале провозглашается, что, создав и представив в наше распоряжение миры, Создатель поставил этим задачу: достичь слияния с ним путем постепенного духовного развития и подъема. В каббале материал изучается по цепочке от причины каждого явления к следствию.
  Внутри каббалической модели макрокосма существует модель микрокосма, или человека. В ней также присутствуют десять сефирот - божественных сфер, рассматриваемых как аналоги десяти священным членам и органам человеческого тела: Кетер - голова, Хокма и Бина- левое и правое полушария мозга, Хесед и Гебура - левая и правая рука, Тефе-рет - сердце, Нетцах и Ход - левая и правая нога, опоры жизни, Маль-хут - две ступни, основание бытия. Человек существует в четырех мирах, но может установить контроль за ними.
  Можно прийти к выводу, что парадигма герметического мышления была весьма характерна для средних веков, несмотря на то, что данная эпоха вошла в официальную историю как ориентированная на теологию. Франческо Патрици (1529-1591) прославил себя тем, что свое восхищение герметической философией обрек в призыв к Папе ввести в преподавание "Corpus Hermeticum" и даже преподавать его иезуитам. Конечно же, попытка навязать церкви Гермеса Трисмегиста была обречена на провал, но сам подобный факт говорит о многом. Линия изучения герметической философии не прерывалась, ее сведения, расширяющие границы и возможности разума, приветствоватась.
 189
 
  Известный философ-утопист Томмазо Кампанелла (1568-1639) известен не только "Городом солнца", но и своей книгой "Об ощущении вещей и магии". Будучи уверенным, что "все наши действия возможны при условии действия неба", он весьма высоко ценил астрологию и считал ее вполне научным занятием.
  Знаменитый немецкий астроном И.Кеплер (1571-1630) также очень увлекался астрологией, составлял гороскопы и всячески пропагандировал идею взаимного влияния небесных светил. Эта весьма приемлемая для современной науки идея о взаимодействии планет, уходящая в гер-метизм и космологию античности, давала свои плоды в астрологических гороскопах многих эпох. Как сообщают исследователи, именно И. Кеплер ввел термин "инерция" для обозначения "лени" планет. В фигуре Кеплера сочетались характеристики ученого современного типа, который размышлял над законами космического механизма, и тяга к древним, основанным на пифагорейско-платоновском взгляде на мир знаниям и идеям. Идея относительной гармонии мира, которую могут воспринимать мудрецы с особо тонким слухом, привела Кеплера к созданию его знаменитого произведения "Гармония мира" (1619). В наследство современной науке это произведение оставило математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него (так называемый третий закон Кеплера).
 Два других известных закона гласят:
 1) планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, как это представлялось Аристотелю, Птолемею, да и Копернику, а по эллиптическим;
 2) в движении планет по орбитам вокруг Солнца установлена нерав-новестность13.
  Однако, несмотря на все личные достижения Кеплера, учебник ко-перниканской астрономии, им опубликованный, был внесен в "Индекс запрещенных книг". Не следует забывать, что увлечение натуральной магией происходило на фоне деятельности инквизиции, которая, ссылаясь на утверждения великого Фомы Аквинского о том, что дьявольская магия возможна, истребляла последние остатки сект и вольнодумцев, обвиняя их как в ереси, так и в колдовстве. Когда с еретиками было покончено, продолжились процессы над ведьмами. Во Франции процессы о ведьмах процветали до 1390 г., а в Германии они только начались с 1448 г. Число сожженных ведьм в Европе доходило до нескольких миллионов. Не избежали подобной участи и мужчины. "Создается впечатление, - делает вывод составитель Иллюстрированной истории суеверий доктор Лемаин, - что если какая-нибудь из участвующих сторон и бьша во власти дьявола, то, во всяком случае, не обвиненные ведьмы, а преподобные инквизиторы"14. После Реформации гонения на ведьм осуществлялись в Дании, а столетием позже - в Швеции. Процессы о ведьмах прекратились в Дании около 1700 г., в Германии - в 1711 г., а в Австрии - в 1740 г.
  И все же, несмотря на гонения и свирепствования инквизиции, труды, посвященные изучению магии, продолжали появляться. Так, в 1691-1693 гг. был опубликован самый большой труд о магии (в 4 томах) доктора тео-
 190
 
 логаи Бальтазара Беккера. Изданная ранее, в 1657г., "Магия универсальная" Скотта оказалась на самом деле руководством по физике в применении ее к волшебным фокусам. Гигантский труд Галлеса, состоящий из 17 томов (1784-1802),- "Магия или волшебные силы природы" - представлял собой пеструю смесь физики, химии, агрономии и поваренного искусства. В магии различались операции вообще (пойэзис, праксис), молитва и формула призвания (логос, клезис).
  На фоне подобных изысканий одно за другим совершались великие научные открытия Галилея, Коперника, Гюйгенса, Ньютона, Изобретение печатного станка (который использовался в Китае за 500 лет до того), дало мощный рост светской культуре, развитию системы знания в целом. Технические достижения, в частности в области кораблестроения и навигации, доказывали, что все происходящее в мире осуществляется на основе точных законов, а не под влиянием таинственных сверхъестественных сил. И вместе с тем наличие гравитации так и не получило своего удовлетворительного объяснения. Нет и единой теории поля. А проблема возникновения человеческого сознания и по сей день остается нерешенной.
 ЛИТЕРА ТУРА
 1 Цит. по: Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до наших дней. Киев, 1993. С. 13.
 2 Реале Дж., Антисере Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. СПб., 1996. С, 31,36.
 3 Там же. С. 44.
 4 См.: Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990. С. 280, 296-297.
 5 Реале Дж., Антисере Д. Указ. соч. Т. 2. С. 266-267.
 * Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997. С. 287.
 7 Иллюстрированная история... С. 76.
 8 Виндельбанд В. Указ. соч. С. 275.
 9 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения, М., 1986. С. 347.
 10 Иллюстрированная история... С. 133-135.
 11 ХакингЯ. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. М.. 1997. С. 83.
 12 ФорчунД. Мистическая каббала. Киев, 1995. С. 29.
 13 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984. С. 146-147.
 14 Иллюстрированная история... С. 86. .
 Тема 18. УЧЕНЫЙ ГЕРМЕТИЗМ
 Герметическая философия как собрание теософско-оккультных текстов //-///ее. - "Популярный" и "ученый" герметизм. - Космогоническая картина и ступени эманации верховного ума - логоса. - Многомерный мир герметизма. Семь принципов организации Вселенной: принцип ментализма, подобия, вибрации, полярности, ритма, причины
 191
 
 и следствий, пола. - Семь уровней бытия человека. - Кибалион о достижении высшего знания. - Аксиомы герметизма. - Оккультизм как оглашенное тайноведение. - Соотношение оккультизма, эзо-теризма, герметизма, теософии и мистики.
  На протяжении своей тысячелетней истории человечество хранило убеждение, что знания, в которых заключена подлинная мудрость, - это самые древние знания. Отыскивая их, как правило, вспоминают легендарное имя Гермеса Трисмегиста, представителя древнейшей и поражающей своими достижениями цивилизации Египта. Бог мудрости, письменности и счета, величайший бог Тот (он же древнегреческий бог Гермес и римский Меркурий) не входил в знаменитую эннеаду (девятку) богов, потому что отождествлял собой не природные, а духовные качества. Его называли "Мастером Мастеров", "первым интеллектуалом", создателем всей интеллектуальной жизни Египта. Открыть книгу Гермеса, содержащую в себе сведения всех наук, мечтали ученые мужи всех эпох.
 "Мир ждет повелителя света и знаний, Казалось, что он никогда не придет. Дорогу Гермеса мостят ожиданием..." -
 как бы урезонивая нетерпеливое стремление к обладанию высшим знанием, наставлял Мишель Нострадамус.
  Тому, кто может пользоваться тайными знаниями и символами, многое позволено видеть и при многом присутствовать. Ему дается неограниченная власть. В этом и состоит тайна Трисмегиста. Обращение Трисме-гист- "Трижды Величайший" объясняется тем, что он рассматривался как самый величайший из всех философов, самый величайший из всех жрецов и самый величайший из всех царей. Золотой жезл Гермеса был средоточием магической силы. Получил он жезл от Аполлона, им же и был научен искусству гадания. С жезлом в руках Гермес осуществлял важнейшие свои функции.
  Из наиболее знаменитых работ, приписываемых Тогу- Гермесу Трис-мегисту, известны "Изумрудная скрижаль" и "Божественный Поймандр" (пастух людей). Вторая книга "Божественного Поймандра", называемая "По-мандрес" (Видение), описывает метод, которым божественная мудрость впервые открылась Гермесу. "Видение" содержит изложение космологии Гермеса и секретные науки египтян о душе и культуре. Предполагалось, что в этом учении скрывалась совершенная форма Истины в разуме, что оно есть "Ея полная проекция, законченная и исчерпывающая реализация".
  Собрание теософско-оккультных текстов II-III вв. в форме диалогов, считавшихся откровениями Бога Гермеса, получило название герметической философии. Энциклопедические источники свидетельствуют, что они написаны в назидательно-проповеднической форме и представляют собой смесь гностических греческих, еврейских и египетских религиозных идей. Можно говорить о синкретичном характере доктрины герметизма, ибо в ней тесно переплелись способы философского, религиозного и на-
 192
 
 учного осмысления мира. Исторические памятники древнеегипетского гер-метизма и позднейшая герметическая литература содержат и по сей день ценные для современного человека идеи. Ее мощный этический пафос может помочь успешно решать стоящие перед человечеством на рубеже третьего тысячелетия культурные задачи и жизненно значимые проблемы.
  Особый интерес к герметизму вспыхнул в России к началу XX в. Академическая египтология и литературные круги, представленные именами Гумилева, Белого, Волошина, обратили особое внимание на духовное и этическое наследие герметизма. Считается, что из всей герметической литературы, насчитывающей, как гласит предание, около 30 тысяч томов, подписанных Богом Тотом, до нас дошло 14 трактатов со следами более поздних комментариев. Центральной проблемой является проблема сотворения мира духом, к ней примыкает проблема падения души и ее избавление. Сочинения герметизма написаны на греческом, латинском, коптском и других языках.
  Герметизм подразделяется на "популярный" (III в. до н.э. - III в. н.э.), который включает в себя трактаты по астрологии, алхимии, магии и оккультным наукам, и "ученый" (II-III в. н.э.). В ученом герметизме содер-^жатся трактаты, в которых сталкиваются две противоречивые тенденции: оптимистически-пантеистическая (трактаты 5, 8, 9) и пессимистически-гностическая (трактаты 1, 4, 6, 7, 13), причем первый трактат, "Пой-мандр", представляет собой наиболее связное изложение герметизма. Ученый герметизм включает в себя теологию, космологию, антропологию, сотериологию (учение о спасении) и эсхатологию (учение о конце света). Таким образом, в герметизме можно обнаружить все важнейшие разделы, которые впоследствии найдут свою разработку в философии, отзвуки и частичное доказательство в науке.
  Существует также подразделение герметизма на "высокий" (теология, философия) и "низкий" (естественнонаучные произведения: магия, астрология" алхимия). К "высокому герметизму" относят "Герметический свод" (I-III, ГУ вв. н.э.), диалог "Асклепий" и др.1
  Космогоническая картина, которую можно реконструировать в герметической философии, такова. В качестве начала признается божественный свет, или верховный ум. Затем появляется мрак (или материя), "страшный и угрюмый, скрученный спиралью и подобный змее". В результате первой эмаиаиии верховного ума-логоса происходит разделение естества на четыре элемента. Вторая эманация творит из огня и воздуха семь небесных сфер. Затем совокупными усилиями божества и логоса созидается весь космос. Третья эманация верховного ума - первочеловек - "антро-пос", соединением которого с природой объясняется происхождение человека. Поэтому человек двойственен, он бессмертен благодаря душе и уму, унаследованным от антропос. Но он также смертен, ибо обременен телом, полученным от дольней природы. После смерти душа проходит через семь небесных сфер и очищается, оставляя в каждой из них чужеродные наросты: влечение, кичливость, наглость, сребролюбие и т.д.2
  Ссылки на эманацию как необходимую ступень созидания сущего говорят об энергийном характере герметизма. Эманация предполагает пере-
 193
 
 ход от высшего к низшему. Сам термин означает выхождение или истечение. Мир помещается в творчески-текучее состояние. Энергия выражает внешним способом то, что является внутренним содержанием. Энергиям, преобразованный в учение об эманациях, как раз и обнаруживает новые и новые сферы мироздания.
  Божественный свет, взятый как изначальное, показывает, сколь сильна зрительная, световая сторона герметизма. Ум- дух (мышление) объединяется со светом. Видимо, отсюда и необходимость посвящения и процесс освещения. Свету и освещению противостоит мрак - грубая земная материя, тьма.
  Многомерный мир герметизма включает в себя семь принципов организации Вселенной и семь планов бытия человека.
  Первый принцип гласит: "Все есть мысль" - следовательно, Вселенная устроена разумно и именно разумность реализуется при взаимодействии всех планов бытия. Неразумие есть отклонение. Человеку надлежит учиться извлекать искру божественной мысли из любого предмета. Этот принцип назван принципом ментализма. Он объясняет действенную природу Энергии, Силы и Материи, а также то, что они подчиняются Мастерству Разума. Но если Вселенная есть мыслящая по своей природе Вселенная, тогда ментальная трансмутация в состоянии изменить как душевное состояние, так и условия Вселенной. Многие ученики и практики современной ментальной науки знают, что каждое материальное условие, зависящее от разума других людей, может быть изменено или преобразовано при условии сильного желания и изучения изменившихся условий жизни, желаемых данным лицом'.
  "Все" понимается как все то, что реально существует, как нечто бесконечное. Нет ничего, что могло бы поставить ему границу, ограничить его. Оно бесконечно во времени, повсюду витает и разлито в пространстве без прорывов и разрывов.
  Личностно значимое следствие данного герметического принципа формулируется следующим образом: не чувствуйте себя в опасности и ничего не бойтесь. Вы находитесь в Океане Бесконечного Разума Всего. Этот мир покоя, счастья и безопасности осуществится, когда мы в определенный момент его достигнем.
  Второй принцип - принцип подобия. Человек как микрокосм подобен макрокосму (Вселенной), он выражен формулой: "Что наверху, то внизу". Этот принцип позволяет преодолеть препятствия, которые скрывают от нас неизвестное. Он говорит о том, что всегда существуют соответствия между разными планами бытия.
  В объемном сочинении Агриппы "Philosophia occulta" известному принципу: "как высшее влияет на низшее, так и низшее влияет на высшее, только в меньшей степени", уделено значительное внимание. Здесь данный принцип получает дальнейшую разработку.
  Третий принцип- вибрации: "ничто не покоится, все движется или вибрирует". Чем выше уровень бытия, тем выше частота вибраций. Состояние озарения - самая интенсивнейшая из вибраций сознания, которая проявляется на столь высоких частотах, что внешне они воспринимают-
 194
 
 ся как абсолютный покой и бездействие. Умение настроиться на нужную частоту дает возможность понять себя и изменить окружающее. "Тот, кто понимает принцип вибрации, тот схватил скипетр власти". Семь октав вибрации и дуга завета - действенные орудия герметиста - с такими пояснениями мы встречаемся в книге Э. Хейч "Посвящение". Согласно гер-метизму семь октав вибраций - это семь ступеней эволюции, среди которых материя (вещество), растительная жизнь, животная жизнь, человек. На пятой ступени располагается новый эффект эволюции - гений с присущей ему интуицией; затем следует пророк, обладающий мудростью и всеобъемлющей любовью; последняя и высшая стадия - Богочеловек.
  (В настоящее время считается, что во взаимодействие с тонкими уровнями материи можно войти посредством вибрационных движений. Такие вибрации осуществляет человек при дыхании, они производятся ритмическими ударами сердца. Известно, какую роль отводят процессу дыхания индийские йоги. Такой способ взаимодействия имеет отдаленную аналогию с физической теорией интерференции. В соответствии с ней, вибрации затухают по мере того, как удаляются от центра. Иногда случается, что вибрации одной природы, но различных периодов и направлений увеличиваются или уменьшаются по мере того, как увеличивается расстояние от центра потрясения.)
  Во вселенной действуют бесчисленные разновидности вибраций. Тела, различные по составу, имеют разные частоты вибраций и разные степени сопротивления.
  Четвертый принцип - полярности - указывает на то, что "все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины - ни что иное, как полуистины.. Все парадоксы можно примирить". Принцип полярности объясняет, что у всего есть два полюса, два противоположных аспекта, которые можно классифицировать как положительный и отрицательный. Герметисты знают искусство трансформации в хорошее путем принципа полярности. Однако суть изменений заключается не в изменении природы одного предмета в природу другого, совершенно отличного, а просто в изменении уровня одного и того же предмета. Например, тепло легко преобразовать в холод, но невозможно изменить в громкость. Взаимно обращаемы Ненависть и Любовь, Страх и Мужество. Однако Страх нельзя преобразовать в Любовь. Душевные состояния разделяются на многочисленные классы, каждый из которых обладает своими полюсами противоположностей, по которым возможна трансмутация. Понимание этого принципа дает возможность изменять как свою полярность, так и чужую.
  Пятый принцип- закон ритма - тласиг: "Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает - маятникооб-разное колебание проявляется во всем. Мере колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются". Полярные свойства во времени проявляются ритмически. Подъем - спад, действие - противодействие. Однако человек может научиться кататься на волнах ритма и уходить от неизменных и разрушительных его воздействий. Герметисты при-
 195
 
 меняют мысленные законы нейтрализации. "Мастер герметиков поляризует себя в точке, где он желает покоиться, а затем нейтрализует различные колебания маятника, стремящегося увести его к другому полюсу"4.
  Шестой принцип - причины и следствия - подчеркивает: "Каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть ничто иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона". Результат, кажущийся случайным, есть на самом деле взаимопересечение неизвестных нам причинных рядов. Мастера подчиняются причинности высших типов, но они помогают править в своем собственном плане, они становятся источниками - вместо того чтобы быть следствиями.
  Седьмой принцип - пола - предлагает увидеть в полярностях либо активное, действующее мужское начало отдавания, либо пассивное, женское начало принятия. Мужское начало соответствует энергии, а женское - форме. "Пол во всем - все имеет свой Мужской и Женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях". Принцип пола всегда действует в направлении воссоздания и творчества.
  Семь уровней бытия человека в интерпретации философии герметизма включают в себя:
 1) физическое тело - "ка" (инд. - рута);
 2) эфирное тело, образованное жизненной энергией - "ба" (инд. - праной). Это энергетический двойник человека. Экстрасенсы могут видеть его как ауру, при специальных методах его можно сфотографировать. Считается, что ему соответствует стихия огня;
 3) астральное тело, образованное нашими эмоциями, которые не являются чисто духовными, но имеют вибрационно-материаль-ный коррелят. Это "кхаба" - тень. Астральные тела образуют мир теней. Астральное тело может отделяться от человека, когда тот засыпает. Ему соответствует стихия воды;
 4) ментальное тело, образованное нашими мыслями, составляющими самостоятельный живой организм, есть мир логических построений. Это - "апху" - душа (инд. - манас);
 5) причинное, или каузальное, тело передает информацию в следующие воплощения души в виде неосознанных стремлений; оно также отвечает за все врожденные заболевания. Это - "сеп" (инд. - карма);
 6) духовное, производящее смысл - "путах" (инд. - будхи), возможное лишь при наличии сознания и отражающее его жизнь.
 7) атман - чистый дух, частица абсолюта, высший уровень сознания
 (египетское Атму)5.
  Видимо, в этом контексте можно понять одно из главных приписываемых Гермесу положений - так называемую формулу превращения телесного в бестелесное. Она гласит: "Если ты не лишишь тела их телесного состояния и если ты не преобразуешь тела в субстанции, лишенные телесности, то ты не достигнешь того, чего ожидаешь".
 196
 
  Прислушавшись к мнению известного египтолога Уоллиса Баджа, можно датировать теорию о составляющих человека уровнях, или планах существования, периодом от доисторических захоронений до IV династии египтян. В ней "физическое тело называлось Хат - это слово обозначает то, чему присуще разложение. Именно Хат помещали в гробницу и предохраняли от разложения при помощи амулетов, магических церемоний, молитв и формул. С телом Хат особым образом было связано Ка, или "двойник" человека, его можно определить как абстрактную индивидуальность или личность, наделенную всеми атрибутами человека и способную существовать независимо от него. Ка могло по своему усмотрению свободно перемещаться по земле или беседовать с богами. Душа называлась Ба, но воззрения египтян в отношении Ба очень противоречивы. Ба часто изображается в виде сокола с головой человека. Считается, что по природе и веществу она была эфирной и способна была подниматься на небеса.
  Духовный разум, или дух человека, назывался Ху. Он имел вид сияющего, светящегося, неосязаемого образа его тела. Другая часть человеческой сущности, Сехем, была персонифицированной жизненной силой человека. А следующей составляющей человека была Хаибит, или "тень", которая всегда находится возле души. И наконец, Рен - имя человека, которому египтяне придавали очень большое значение, так как считали, что при его уничтожении и разрушении уничтожается и разрушается сама сущность человека. Имя (Рен) было тесно связано с индивидуальностью человека. Безымянное же существо не могло быть представлено Богам, и ни одна сотворенная вещь не могла существовать без имени"6.
  Строящаяся на знании о составляющих человека система совершенствования сознания начинается с подчинения тела духупутем специальных физических упражнений. Затем предполагается овладение энергией при помощи духовных упражнений, которые бы позволили перераспределять поток энергии, приходящей из Космоса. Следующая ступень предусматривает подчинение сознанию страстей, т.е. овладение астральным телом и обучение искусству останавливания мыслей. Затем следует управление ментальным телом, руководство деятельностью ума. Таким образом, под контролем разума оказываются:
 
  Символом этого состояния в Египте был крест. Четыре его конца соответствовали четырем стихиям, в центре же находился созерцающий разум. И именно он, дающий созерцающее безоценочное видение, признавался управляющим. В современных же системах воспитания ментальные и рациональные принципы признаются ведущими в ущерб синтетической целостности человека.
 197
 
  Другая формула, также приписываемая Гермесу, есть магический призыв: "Вселенная, внимай голосу моему, земля, отверзнись: все множество вод, откройся предо мною! Деревья, не дрожите, я хочу его, который есть всеединый. Огверзнись, небо, и умолкните, ветры, всеми моими способностями восхваляю его, который есть всеединый". Может быть, призыв "Внимай голосу моему..." указывает на то, что наиболее сильным воздействием в герметизме наделялись слова. Звук путем резонансных вибраций отражался на тонком ментальном плане. Отсюда и сохранившееся изречение: "Слово сильнее оружия". Самым главным словом было имя главного египетского Бога- Амон (Амен), отсюда Аум (инд.), Аминь(хр.).
  Как свидетельствуют древние источники, при освящении магического гермесова кольца обращаются к солнцу, произнося следующую формулу: "Я - Тот, изобретший и создавший целебные средства и письмена Приди ко мне, ты, живущий под землей, великий дух! Если я не буду знать все, что таится в душах всех египтян, греков, сирийцев и эфиопов, всех народов и племен, если я не буду знать всего, что было и должно произойти, если я не получу объяснения об их обычаях, трудах и жизни, об их именах и именах их отцов и матерей, сестер и друзей, а также именах умерших, то я волью кровь черного в ухо собаки, лежащей в новом, не употреблявшемся сосуде; я положу это в новый котел и сожгу вместе с костями Озириса; громким голосом назову его, Озириса, который был в реке три дня и три ночи, который был вынесен в море течением реки"7. В такого рода обращениях и повелениях слышна угроза богам. Возникает форма теургии.
  Основное положение теургии можно сформулировать так: "Не боги нисходят к душе, обращающейся к ним с призывами и мольбами, но душа возвышается до богов". Собственными силами душа никогда не мо-. жет достичь того восторга, в котором она сливается с богами и получает' возможность видеть грядущее как настоящее. Достичь этого можно, только призывая богов. Молитва - средство, чтобы самому сравняться с богами. И влияние человека на богов заключается в том, чтобы сделать человеческую душу причастной высшей природе, а значит, и могуществу богов. Дар предсказания осуществляется посредством теургических one--раций. Теург, возвышая свою душу до равенства с богами, действительно достигает всего того, что он хочет. Здесь намечается весьма резко выраженное в средние века различие между теургией, действующей с помощью добрых духов, и гоецией - магией, сила которой от демонов. Именно поэтому ученые-магики средневековья избегали участия ведьм.
 К магическим средствам воздействия относилось также:
 - умение вызывать у себя яркие образы того, что должно произойти;
 - умение концентрировать волю;
 - умение уничтожать имя из памятника (ибо уничтожить имя означало уничтожить самого человека);
 - умение использовать коллективную энергию;
  - умение использовать амулеты и магические мази. Теперь понятно, почему в обращении к своему ученику Асклепию Гермес очень убедительно разъясняет, что герметическое учение является тайным и скрытым.
 198
 
  Если мы займемся значением Человека в рамках интерпретации Арканов Таро, то уже в первом высшем Аркане Таро мы получим довольно стройную доктрину, богатую обилием интерпретаций. Первый высший Аркан позволяет охарактеризовать состав индивидуальности в сфере ее активности, в деятельности человека нам бросается в глаза великий би-нер дух - материя. Человек духовно живет в мире идей, но он также является существом физическим и материальным и реализует себя в мире материальных форм. При нейтрализации бинера дух - материя мы получим дух - энергия - материя. Двигаясь от идеи к предметам, мы получим идея - форма - предмет. На всех этих этапах и будет лежать печать индивидуальности.
  Промежуточный план при нейтрализации бинера (в одном случае это энергия, а в другом форма), называется астральным, а крайние - ментальным (дух, идея) и физическим (материя, предмет). Считается, что конденсацией астрала мы изменяем физические свойства. Все эти три плана взаимно проникают друг в друга, но могут быть рассмотрены в отдельности.
  В человеке различаются эти три основных компонента: Mens - дух; Aninia - душа; Corpus - тело. Когда человек занят умственным трудом, Mens и Anima в нем действеннее. Когда в человеке преобладает жизнь страстей или работа чистого воображения, самое деятельное начало - Anima.
  Mens человека считается определяющим душу. Душа, взяв в физическом плане элементы, доставленные родителями, сумела создать себе физическое тело. Она поддерживает функции этого тела, исправляя повреждения своей физической оболочки.
  Частное отражение трентала Рок- Провидение - Воля человечества в отдельном человеческом экземпляре приобретает вид Карма - Совесть - Воля человека. Проведение в жизни души человека выступает как совесть, которая освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента бинарий добро - зло. Воля человека определяет будущие события, но ограничена в выборе так называемой кармой. Карма понимается как общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души человека.
 Возможны следующие комбинации:
 1. Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат - очищение Кармы.
 2. Воля заодно с Кармой против Совести. Результат - видимые удачи в жизни при наличии отягощения Кармы.
 3. Борьба Воли с Кармой без консультации Совести. Результат зависит от соотношения сил Воли и Кармы.
 4. Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат - неудачи в жизни и отягощение Кармы8.
  Подборка основных герметических принципов и текстов о достижении высшего знания, переходящих от Учителя к Ученику, была известна как "Кибалион" (точное значение содержания этого термина было потеряно много веков назад). В "Кибалеоне" мы также встречаемся с выделенными принципами герметизма, сопровождаемыми наставительными замечаниями о достижении высшего знания.
  "Когда слышны шаги Мастера, откройте уши, подготовленные к его учению. Принципов истины Семь: тот, кто знает их (с пониманием), тот
 199
 
 .обладает Магическим ключом, при прикосновении которого распахива-,ются все двери Храма.
 1. Все есть мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ.
 2. Тот, кто осознает Истину духовной (разумной) природы Вселенной, тот действительно продвинулся по пути к Мастерству.
 3. Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху.
 4. Ничто не покоится, все движется, все вибрирует.
 5. Все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины ничто иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить,
 6. Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает - маятникообразное колебание проявляется во всем. Мере колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.
 7. Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть ничто иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона.
 8. Пол во всем - все имеет свой Мужской и Женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях".
  Приобретение Великого знания в "Кибалионе" описывается следующим образом:
  "Души можно преобразовать (трансмутировать) (так же, как металлы и элементы) из одного состояния в другое, от градации к градации, от условия к условию, от полюса к полюсу, от вибрации к вибрации. Истинное герметическое превращение является Искусством Разума".
  "Под и за Вселенной Времени, Пространства и Изменения всегда можно найти существенную Реальность (действительность) - основную истину".
  "То, что является Основной Истиной- Существенной Реальностью, выше любых имен, но мудрые люди называют ее Все".
 "По своей сущности это Все непознаваемо".
  "Но слова Разума должны быть приняты гостеприимно и изучены с уважением".
  "Всё есть бесконечно живущий, и разумно просветленные называют его духом".
 "Вселенная разумна - это вытекает из Всего".
 "Всё есть разум: Вселенная духовна".
  "Всё создает в своем Бесконечном Мозгу бесконечные миры, существующие эры (времена вечности) Времени - и все же для Всего создание, развитие, упадок и смерть миллионов Миров по времени подобны мгновению ока".
 "Бесконечный Разум Всего является чревом миров".
 "Внутри Отца - Матери Разума, смертного дети дома".
 "Нет никого ни без Отца, ни без Матери во Вселенной".
 200
 
  "Полумудрецы, осознавая сравнительную нереальность Вселенной, воображают, что они могут игнорировать ее Законы - таковые являются самонадеянными и тщеславными глупцами, и они разбиваются о скалы и разрываются на части по причине их глупости. Истинно мудрые, осознавая природу Вселенной, используют закон против Закона, Высшее против низшего и посредством искусства алхимии преобразуют нежелательное в ценное, и таким образом, мастерство заключается не в ненормальных мечтах и видениях, не в фантастическом воображении, но в использовании Высших сил против низших, в уходе от более низших планов пути вибраций к высшим. Трансмутация, а не самонадеянное пренебрежение - это оружие Мастера"8.
  Аксиомы герметизма подчеркивают его систематичность и ясно выраженный этический характер. Их изложению предшествуют весьма полезные советы. "Обладание знанием, если оно не сопровождается проявлением и выражением в действии, схоже с накоплением драгоценных металлов - бесполезное и ненужное занятие. Знание, как и здоровье - предназначено к использованию. Закон пользы- всеобщий. И тот, кто преступает его - страдает по причине своего конфликта с естественными природными силами".
 1. "Чтобы изменить свое настроение или душевное состояние, измените вашу вибрацию".
 2 "Чтобы нарушить нежелаемую скорость душевной вибрации, пустите в действие принцип полярности и концентрируйтесь на полюсе, противоположном тому, который вы желаете подавить. Убейте нежелаемое, изменив его полярность".
 3. "Душа, так же как металл и элементы, может трансмутироваться от состояния к состоянию, от уровня к уровню, от положения к положению, от полюса к полюсу, от вибрации к вибрации".
 4. "Ритмы можно нейтрализовать применением искусства Поляризации".
 5. "Ничто не избежит принципа Причины и Следствия, но существует множество планов Причинности, и можно использовать законы высшие для преодоления законов низших".
 6. "Истинное Душевное Превращение является Искусством Разума"9. Ориентироваться в сложном здании герметической философии непросто. Есть существенные разногласия в значении употребляемых понятий и терминов. Е. Варшавский в работе, трактующей оккультизм как оглашенное тайноведение, предлагает следующую их иерархию11.
 Тер Mini
  Происхождение

<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу