<< Пред.           стр. 7 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Оригинал
  Перевод
  . Значение
  Оккультшм
  лат.
  оккультус
  за пределами
  Преданные огласке ранее тайные науки
  Эюотерюм
  греч.
  экзотерикус
  внешнее
  Ясное, доступное всем
  Эчотеризм
  греч.
  эзотернкус
  внутреннее
  Доступное узкому кругу
  Мистика
  греч.
  мистикос
  секретное
  Озарение. духовное общение с Богом
 
  Существуют сведения, что впервые термин "оккультная философия" был употреблен в XVI в. Агриппой для обозначения совокупности воззрений и приемов, относящихся к области таинственных сил человека и окружающего его физического мира. Распространено понимание оккультизма (от лат. - тайный, сокровенный), согласно которому это слово является общим названием учений, владеющих способами общения со сверхъестественными силами и доступных только избранным и посвященным. В XIX в. термином воспользовались французские розенкрейцеры для обозначения своего движения в изучении загадочных сил и явлений физической и психической природы.
  Как соотносятся оккультизм, эзотеризм, герметизм, теософия и мистика? Считается, что западный оккультизм - он же герметизм - представляет собой любопытное сочетание египетского политеизма, иудейского и христианского монотеизма, а также греческого идеализма. Он предполагает три ступени посвящения: каббалистическое, магическое, алхимическое.
  Герметическая философия оказывается важнейшим истоком, питающим все здание оккультизма. Восточную ветвь оккультизма, вытекающую из систем индийской философии и адаптированную для европейского образа мышления, называют теософией, т.е. божественная мудрость или мудрость, которой обладают боги. Теософия как мистическое познание божественной мудрости исходит из мистического опыта и стремится изложить его в виде связной системы. В своем произведении "Раскрытая Изи-да" Е. Блаватская пытается доказать, что теософия есть внутренняя сущность, содержащаяся в религиозных, философских системах древности, в магии и спиритизме. Теософия, или богопознание, занимает промежуточное положение между популярным спиритизмом и научным оккультизмом. Она объясняет медиумические явления не вторжением духов в человеческий мир, а действием еще не известных нам естественных сил. Учрежденное Блаватской в 1875 г. Теософическое общество имело своей целью положить основу всеобщему братству, содействовать изучению древнейших произведений, особенно брамонской, буддийской и зороастриз-ской философии. Однако многим деятелям на пути познания божественной мудрости приходилось прибегать к обману. В этом видна беспомощность и наивная попытка защититься от акта неприятия и непризнания. Иногда обман свидетельствовал о таких же необычайных явлениях, как и те, на подтверждение которых он направлен. Например, массовые галлюцинации или гипноз, используемые при обмане как средства получения желаемого результата, есть также косвенные свидетельства существования скрытых сил и способностей.
  Мистика, в отличие от оккультизма, имеет духовную сферу приложения. Она направлена на общение с творцом, а не с творением, как в оккультизме. Если оккультизм активно-завоевателен, то мистика предполагает созерцательно-пассивную отрешенность. Оккультизм учит о скрытых силах природы и человека, мистика же направлена к углубленному постижению божественных основ мира, ощущения близости человека и Бога. В качестве цели мистика называет направленность на соединение с твор-
 202
 
 цом, и доступна она не всем, а только одаренным, во-первых, и посвященным, во-вторых.
  По определению А. Швейцера, "мистика имеет место тогда, когда кто-либо почитает преодоленным разрыв между земным и неземным, временным и вечным, и все еще пребывая в земном и вечном, переживает свое вхождение в неземное и вечное"12. Примитивная мистика не достигла понятия об универсуме, она наивна. Восхождение в неземное и вечное осуществляется путем мистерии. Завершенная мистика получает развитие в культах Аттиса, Озириса, Митры. Путем посвящения и причащения человек обретает единство с Божеством. Вхождение в вечное осуществляется при помощи умозрения. В нем человек возвышается над обманом чувств. А. Швейцер считает, что умозрительная мистика есть общее достояние человечества и появляется везде, где человеческая мысль в высшем напряжении стремится постичь отношение личности к универсуму.
  Каковы психические характеристики состояния человека в завершенной мистике? Он возвышается над обманом чувств, приходит к различению между бытием и явлением, постигает материальное как способ проявления духовного. В преходящем прозревает вечное. Его покидают треволнения становящегося мира, он обретает покой, ощущает себя вечным в каждое мгновение. Мистическим путем достигается новое состояние человека. Иногда оно называется предвосхищением, иногда возрождением. Основная идея мистики: "Я переживаю себя как существо, освобожденное от этого чувственного, грешного, преходящего мира. Я - существо, принадлежащее миру преобразованному".
  Эзотеризм, в отличие от оккультизма, который носит открытый характер и выступает как оглашенное тайноведение, замкнут, боится профанации и избегает публичности. Эзотеризм связан с уровнем продвину-тости и одаренности и не всегда^ожет быть выражен в слове. В нем часто прибегают к притчам, аллегориям, мистическим представлениям.
  Соотношение оккультизма, эзотеризма, герметизма, теософии и мистики иллюстрирует следующая схема13.
 Термин
  Вид познания
  Содержание
  Оккультизм
  Лекции, беседы, поучения
  Оглашение тайны, знания, доступные всем
  Эзотеризм
  Переживания, посвящение
  Тайны, доверяемые или постигаемые
  Теософия
  Рассуждения
  Круг идей, миропонимание
  Герметизм
  Построения
  Известно только посвященным
  Мистика
  Очищение, вдохновение
  Отрешение от мира, космическое сознание
  В александрийских школах науки, которые получили название герметических, в III в. н.э. были квалифицированы на алхимию, астрологию и каббалу. О начале алхимии источники единогласно сообщают, называя ее отца- Гермеса Трисмегиста (трижды величайшего). Напомним, Гермес - греческое имя Тота, египетского Бога мудрости. От его имени происходит
 203
 
 и название самой науки - герметическая. Он написал множество сочинений, одно из которых носило название Хена, откуда выводят слово "химия". Когда арабы поставили перед ним приставку al-, то получился термин "алхимия" - обозначение искусства златоделания. К алхимикам причислялись большинство древнегреческих философов: Фалес, Гераклит, Демокрит, Аристотель, Платон - хотя возможно, что их имена использовались для украшения этой науки. Более достоверные сведения относятся в персоне Демокрита. О нем известно, что он много путешествовал по Халдее и Египту и был посвящен в тайны египетской магии. Источники свидетельствуют, что он написал сочинение об окраске золота, серебра и камней. Из древних алхимиков известны имена Зосимы, Африкана (III в. н.э.), Синезия (Ув. н.э.). Относительно алхимических сочинений известно, что они содержали в себе не только одну алхимию, т.е. рецепты для превращения, но и заклинания и астрологические таблицы.
  По изначальной мысли Гермеса ртуть - мать всех металлов, сера - отец. Алхимия же, ищущая золото - солнце, познает также и человека, лед и пламень двойственной - небесно-земной - человеческой души. Алхимические превращения осуществляются на человеческом материале. В связи с этим важны старинные письмена - советы: "Дыши и надейся!", "Через себя, с собой и в себе". Можно говорить и о герметическом состоянии души, которая - в алхимической вечности, аннигилирующей от действительных соприкосновений с реальностью, и о меркурианском духе - как возможности необычайных превращений.
  Существуют еще свидетельства о магической таблице, так называемом Гермесовом инструменте, употреблявшемся для предсказания исхода болезни, которая, по словам позднейших алхимиков, дана Гермесом.
  Многие из христианских императоров, особенно римской эпохи, ревностно преследовали магию и приказывали сжигать все магические сочинения, какие только удавалось разыскать. Изучение тайного .герметического учения с опорой "а древнейшие тексты затруднено еще и в связи с существующим в истории религиозной культуры запретом, обусловленным установкой, что Гермес, как и некоторые другие боги, имея хтони-ческий, или земной, характер, также был связан с преисподней. На этом основании учителя церкви отождествляли его с торжеством адских сил, а любые свидетельства и упоминания о его учении уничтожались.
 ЛИТЕРА ТУРА
 1 См.: Гермес Трисмегнст. М., 1998. С. 10.
 2 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 112.
 3 Кибалион.М, 1993.С. 16-17.
 4 Там же. С. 13.
 5 См.: НеМировскийЛ:М. Мистическая практика как способ познания. М., 1993.
 6 Бадж Э. А. У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996. С. 137-139.
 7 Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до наших дней. Киев, 1993. С. 107-108.
 8 Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994. С. 31-32.
 204
 
 9 Кибалион. С. 24-26.
 10 Там же. С. 75-76.
 11 См.: Варшавский Е. Оккультизм - оглашенное тайноведение // Синтез мистических учений Запада и Востока. 1990. № 3. С. 162-166. п Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 244. 13 Варшавский Е. Указ. соч. С. 164-166.
 Тема 19. ФЕНОМЕН ЭНЕРГИИ В ОЦЕНКАХ ЭЗОТЕРИКОВ И УЧЕНЫХ
 Представления об энергии. - Кристаллизация понятия "энергии". - Энергетизм и критика концепции тепловой смерти Вселенной. - Современная типология видов энергии. Что такое энергия? Ответ Рерихов. - Свойства тонких энергий. - Энергия мысли и воображение. - Энергия как план астральности. - Проблема обращения с высшей энергией. - Энергия и проблема зла.
  "Не опоздайте с изучением энергии. Не опоздайте с применением ее", - эти призывы заставляют по-новому взглянуть на все происходящее в мире. Обратим внимание на самый распространенный магический миф о волшебнике. Он в силах производить превращения: волшебная палочка, волшебная игла, кольцо, зеркальце, яйцо, шкатулка и пр. обладают таким ресурсом силы, что меняют смыслы и устанавливают цели, осуществляют превращения. В мифе энергия мысленного посыла оказывается величайшей силой, способной к созиданию и разрушению.
  Представления об энергии занимали выдающиеся умы человечества всегда, и, видимо, не случайно в легенде об Атлантиде мы встречаемся с упоминанием о таком мощном излучателе энергии, который производил разломы земной поверхности.
  Эдвард Кейси сообщает, что Силовой Кристалл, который использовался в качестве источника мирной энергии, все еще покоится на дне Атлантического океана в районе Бермудского треугольника, где он время от времени заряжается энергией и где так много кораблей и самолетов таинственно исчезают. Гигантский кристалл - высшее достижение атлантической цивилизации- был создан, когда атланты смогли обуздать солнечную энергию с помощью малых Кристаллов. Атланты смогли отыскать мощную кварцевую жилу, которая по своим размерам могла отражать все лучи солнца и луны. Им удалось извлечь эту глыбу, обработать грани с такой точностью и тонкостью, что они отражали каждый попадавший на нее луч1.
  В мифологии древних греков энергия грома и молнии направлялась как кара небес на неугодных. Жизненная сила, или прана - индийский термин, восходящий ко временам создания Вед, обозначающий энергию, которую мы поглощаем в процессе дыхания. "Ци" - термин китайской философии, также обозначающий необходимую для жизнедеятельности положительную энергию. Если задуматься над названием важней-
 205
 
 шего органа нашего организма- "солнечное сплетение", то само название сразу же подскажет его особость. Древние считали, что именно в солнечном сплетении концентрируется и из него посылается энергия в различные части организма. Один из фундаментальных законов науки есть закон сохранения и превращения энергии.
  Можно говорить о весьма медленной кристаллизации понятия "энергия". Огонь движет вещами - аналогия, с незапамятных времен указывающая на данный феномен, на работу, инициируемую сложными и скрытыми процессами. Источником энергии кроме каменного угля признавались еще и вода, ветер, мускульная сила животных. Еще древние египтяне использовали и демонстрировали мощь и энергию ветра при создании паруса. Законы эволюции требовали, чтобы все совершалось не только мускульной или физической энергией, но и при помощи человеческого мозга - энергии интеллекта.
  Сам термин "энергия" греческого происхождения, в философии он активно использовался еще Аристотелем и обозначал собой деятельность. В рамках естественнонаучной картины мира представления об энергии сформировались в механике, а сам термин "энергия" впервые был употреблен только в 1807 г. Параллельно использовался термин "сила". Еще Лейбниц называл феномен энергии "живой силой". Введенное Гельмголь-цем представление о потенциальной энергии было поименовано им как "сила напряжения".
  Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, способная к многообразным превращениям, как атрибут материи. Под энергией в большинстве случаев подразумевалась способность материальных тел совершать работу при изменении своего состояния2.
  Развитие физики на рубеже XIX-XX в. привело к открытию новых видов движения, в которых оставалось невыясненным, что именно движется. Используя это обстоятельство, некоторые ученые пытались доказать, что движение возможно без материального носителя. Поскольку природа электрона еще не была в достаточной степени исследована, электрон был провозглашен некоей "нематериальной силой", чистым движением без материального носителя. На этом основывался и базировался энергетизм как философское направление, считающее первоосновой всех явлений энергию. Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, способная к многообразным превращениями, но не как атрибут материи. Истоки энергетизма относят к середине XIX в., к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии. Наиболее крупной фигурой этого направления был немецкий химик В. Оствальд, к нему примыкали также Ю. Майер, английский физик М. Ранкин, немецкий ученый Г. Хельм. Основной тезис энергетизма состоял в замене понятия материи комплексом известных энергий. Материя отождествлялась с веществом. Под энергией же в большинстве случаев подразумевалось материальное движение. Концепция В. Оствальда была подвергнута критике за путаность и непоследовательность. Провозглашая энергетизм как новое философское направление, он стремился устранить препятствия к слиянию материи и духа и положить "конец материалистическому веку".
 206
 
  Однако исходя из теории Эйнштейна можно сделать иной вывод. Философский принцип неразрывности материи и движения на уровне физического познания конкретизируется в формах закона взаимосвязи массы и энергии Е = тсг. Согласно этому закону, всякий объект, обладающий массой, будет с необходимостью обладать и энергией, и наоборот, всякий объект, обладающий энергией, будет иметь массу. Классическое вещество есть не что иное, как область большой концентрации энергии, а классическое "поле" - область малой концентрации энергии. Различные виды реальности оказываются лишь разными проявлениями энергии. Массу следует понимать как меру определенного типа устойчивости, а энергию - как меру определенного типа изменчивости. Масса является мерой гравитационных и инерциальных свойств физических объектов. Энергия есть мера движения и взаимодействия физических объектов.
  Важно признать не только количественную, но и качественную не-уничтожимость материи и движения. Признание одного лишь количественного сохранения движения при допущении качественной его унич-тожимости ведет к концепции тепловой смерти Вселенной. Идея тепловой смерти Вселенной была высказана еще основателями классической электродинамики В. Томпсоном и Р. Клаузиусом. В основании этой теории лежит попытка экстраполяции второго начала термодинамики, или закона возрастания энтропии, на всю Вселенную. Энтропия - это мера хаотизации. Второй закон термодинамики, сформулированный Сади Карно в 1829 г., указывает на то, что замкнутая система стремится от наименее вероятностного состояния к своему наиболее вероятностному состоянию. Понять это просто на примерах из обыденной жизни. Если кипящий чайник убрать с огня, то он будет далее не нагреваться, что было бы наименее вероятностным состоянием, а остывать, что, естественно, более вероятно. Однако закон рассчитан на замкнутые системы, т.е. системы, не обменивающиеся энергией с окружением, и это является абстракцией огромной силы, так как в мире большинство систем - незамкнутые. Когда второе начало термодинамики было распространено на Вселенную, проинтерпретированную как замкнутая система, по расчетам получалось, что все энергетические процессы должны происходить в одном направлении. Энтропия как физическая величина, характеризующая процессы превращения энергии, возрастала. Иными словами, творился невероятный хаос: все виды энергии превращались в тепловую, затем они рассеивались в пространстве, и Вселенная начинала остывать. Наступление абсолютного теплового равновесия означало тепловую смерть Вселенной.
  Суть философской критики концепции тепловой смерти Вселенной состояла в указании на недопустимость качественного уничтожения движения, т.е. невозможность превращения многообразных видов энергии в тепловую. Однако данная концепция оказывается несостоятельной и с естественнонаучной точки зрения. Возможность экстраполяции второго начала термодинамики на всю Вселенную предполагает произвольное допущение о ее структуре и, в частности, представление о ее замкнутости. Но Вселенная не является замкнутой системой, она состоит из бесконечно-
 207
 
 го числа частиц и элементов, и поэтому состояние термодинамического равновесия для нее неприемлемо.
  Современная типология видов энергии строится либо с учетом материальных носителей- механическая, тепловая, химическая, либо по типу их взаимодействий - электромагнитная, гравитационная. Механическая энергия разделяется на кинетическую (зависящую от скоростей движущихся тел) и потенциальную (зависящую от положения тел). В термодинамике применяется разделение энергии на свободную и связанную. Иногда говорят о внешней и внутренней энергии. Под первой, внешней, подразумевают механическую энергию, а под внутренней - весь остаток полной энергии3.
  В 1962 г. Нобелевский лауреат Питер Митчел высказал предположение, что энергия, освобождающаяся при дыхании и фотосинтезе, сначала запасается в виде электричества и разности концентрации протонов между двумя отсеками, разделенными мембраной, чтобы затем использоваться для синтеза АТФ (аденозин-трифосфат). Гипотеза была подтверждена. Так биоэнергетика вплотную подошла к исследованию энергии. В новой парадигме медицины болезнь рассматривается как результат изменения структур энергии, предлагается терапевтическая методика для влияния на энергетическую систему тела. Исцеляющие силы, присущие каждому организму, могут действовать в направлении возвращения организма в свое прежнее нормальное состояние и в направлении, приводящем к новому состоянию равновесия.
  До сих пор понятие энергии в науке остается центральным. Наука утверждает, что Вселенная материальна или (в последней версии) что она есть энергия. Закон сохранения и превращения энергии заставляет взглянуть на общество и составляющих его индивидов как на элементы, производящие и преобразующие энергию. Однако этот закон улавливает обратимость, взаимопревращаемость, использование эквивалентностей. Вместе с тем современное естествознание осваивает идею необратимости. Может быть, именно эту идею необратимости имел в виду Ницше, когда образно говорил, что действительность звучит как "эхо актов творения". Потери энергии, диссипация - рассеяние энергии - не могли ускользнуть из поля зрения естествоиспытателей. И даже родоначальник позитивизма Г. Спенсер, постулируя мощь энергии как "бесконечную и вечную Вселенную, из которой проистекают все явления и вещи", с необходимостью предпослал, что наряду с новым распределением материи возникает и новое распределение движения.
  Небезынтересно заметить, что философия Спенсера признается величайшим проявлением интеллекта, а в кругах эзотерически настроенных мыслителей считается, что Спенсер (1820-1903 г.) являлся воплощением древнеегипетского философа Тота. Основой для восторженного восприятия учения Г. Спенсера в кругах эзотерически настроенных мыслителей был его тезис о том, что противоположные концепции духа и материи (причем первая не менее, чем вторая) должны рассматриваться как знак Неведомой Реальности, лежащей в основе обоих. Наука плавно перетекала в тайну. Тайна бытия, к разгадке которой всегда стремилась
 208
 
 наука, по сути дела всегда была истоком и эзотерических, и религиозных размышлений. Так Неведомое нашло отражение и пристанище в позитивизме. И у Спенсера, и у герметистов энергия оказывается величайшей силой, имеющей естественное, природное происхождение. Положение Спенсера о Бесконечной Вечной Энергии прямо согласуется с линией герметического учения, в котором присутствует указание, что эта энергия есть энергия Разума Всего.
  Русский философ Семен Франк называет свое главное произведение "Непостижимое". Первый раздел главного труда Спенсера "Основные начала" носит название "Непознаваемое". Он проникнут убеждением, что в основе Вселенной лежит та сила, которая абсолютно непостижима. Этот вывод мыслителя сокращает "кажущееся расстояние между религией и наукой"4.
  В кругах, весьма удаленных как от науки, так и от эзотерических учений, а именно в кругах обывателей, часто говорят о жизненной силе, жизненной энергии, понимая, как она важна для нормального функционирования организма. Иногда сетуют на то, что попусту тратят свою энергию, совершенно справедливо замечая, что поток этой жизненной силы динамичен. Он то становится больше и нарастает, то ослабевает и начинает скудеть. Человек при этом чувствует утомление или даже впадает в состояние депрессии. С психической энергией связывают вдохновение и красоту. Весьма распространено убеждение, что психическая энергия проникает во все ткани, во все органы нашего тела, устанавливая там определенный порядок, гармонию или дисгармонию.
  Герман Гессе в "Путешествии на Восток" заметил, что если в течение длительного времени заниматься малозначимыми вещами, то это будоражит нас и дает нам силы. Следовательно, при концентрации на малозначащих вещах жизненная энергия обновляется. И этот закон можно назвать законом релаксации. "Релаксирую ли я, глядя на пламя костра, или наслаждаюсь видом бокала с вином, или слушаю симфонию, или, кося сено, нюхаю свежескошенную траву - во всех этих случаях я воспринимаю значения и запоминаю колебания". Впрочем, область психической энергии недостаточно исследована.
  На "вопрос, что такое энергия, часто можно услышать ответ со ссылкой на Рерихов. Энергия - это сила, которая запечатлевает образы на пластической, космической субстанции. Психическая энергия есть любовь и устремление. Она есть синтез всех нервных излучений. И тогда выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к Свету во всех его проявлениях и будет развитием психической энергии. Поэтому истинное устремление и психическая энергия - можно сказать, синонимы.
  Согласно учению Живой Этики, которое отнесено к девиантному знанию, психической энергии отводится основополагающая роль, ибо "Основа Бытия есть психодинамика Духа". Последняя пронизывает все существующие образования от электронов до людей. Науке известно выражение "энергия атома". Однако употребляется оно больше в значении неосмысленных и безличностных силовых проявлений. Энергия атома ни-
 209
 
 как не связывается с тем, что этот атом может пребывать в теле мыслящего и переживающего субъекта и тем самым производить энергию определенного качества и направленности. Вместе с тем логично предположить, что человек как высшее проявление жизни, как "венец творения" во Вселенной обладает и наибольшим из всех живых существ энергопотенциалом. Заметим, что ныне активно развивающаяся валеология - наука о здоровье - полагает своим основным методом измерение энергопотенциала человека.
  Согласно преданию, звуковой комплекс АУМ есть символ сочетания высших энергий. АУМ - это древнее, священное сочетание понятий, которое созвучно с музыкой сфер и приводит организм произносящего эту молитву в гармоническое соответствие с вибрациями Высшего Мира, способствуя притоку его психической энергии. В созвучии АУМ - триединое сочетание высших понятий, в котором А есть Мысль- Основа, У есть Свет - Начало и М есть Тайна - Сокровенное. В этом сочетании тонкость вибраций, мудрость звучания и красота построения. Это сочетание лучших вибраций, которые звучат для настройки психической энергии и объединяют тонкость восприятия, мудрость и красоту. Таким образом, предполагается, что молитва АУМ соединяет высшую человеческую энергию с высшей космической энергией.
  Современная наука признает связь и зависимость человеческих жиз-непроявлений от космических взаимодействий. В контексте современной науки считается элементарным и даже тривиальным положение о том, что свет, тепло, магнетизм и электричество есть формы вибрации или, выражаясь более академически, формы движения материи - это типы вибрационного движения, проявление специфических видов энергии. Все материальные частицы находятся в собственном вращательном движении, именуемом "спин", и также орбитальном вращательном движении. В материальных объектах вибрации различаются в зависимости от состояния объекта, от температуры. Холодный объект обладает одними колебаниями, теплый - другими. Микрочастицы, которые являют собой одновременно корпускулу и волну, представляют очень высокий тип вибрации. Однако современная наука не может объяснить природу явлений под названием "сцепление", "атомное притяжение", вгравитация". Можно предположить, что они суть проявления каких-то особых видов колебательной энергии.
  Некоторые ученые считают и явления Разума типами вибрационного движения. Действительно, каждая мысль, эмоция или душевное состояние обладает соответствующим темпом и типом вибраций. Это особенно ощутимо в случае сильных, взрывных эмоций, когда равновесие теряет не только сам субъект, инициирующий психический шквал, но и окружающие его люди. Психическая энергия реагирует на все состояния мироздания и жизни.
  И тем не менее каждое проявление психической энергии индивидуально. По природе это очень сложное образование, ибо каждый случай проявления психической энергии есть равнодействующая всех сил, из которых данный случай сложился, комплекс всех условий и синтез всех
 210
 
 устремлений. Разновидности психической энергии получили различные наименования. Так, один высокий вид энергии, именуемый "защитность", действует не только имманентно, т.е. защищая самого носителя энергии, но и трансцендентно, щедро выделяя энергию для защиты многих. В герметических заветах можно встретиться с названием психической энергии - Терос.. Выражение "Воитель Терос поднят свой щит" указывало на защитное применение психической энергии. "Слышали ли вы, чтобы йог был растерзан зверьми, - спрашивает исследователь данной проблемы А. Клизовский. - Не бьшо такого случая, ибо против щита Тероса не дерзнет ни одно животное, в котором есть доля инстинкта"5.
  Иногда психическую энергию называют работой подсознания. Гипнотизеры, магнетизеры и целители пользуются этой великой силой, зачастую не называя ее никак. Многие люди уверены, что великая сила живет внутри нас, и многие хотели бы ею управлять.
  Говоря о свойствах психической энергии, утверждают, что она - самая тончайшая из всех видов тонких энергий. Отличительное свойство тонких энергий состоит в том, что чем тоньше вибрации, тем выше и могущественнее воздействие. На вопрос, как действуют тонкие энергии, можно ответить примером. Человеку может казаться, что он пришел самостоятельно к определенному выводу и принял решение, между тем как в действительности на него бьшо произведено воздействие тонкой мысленной энергии из пространства, которое бьшо воспринято его мыслительным аппаратом. Физическое сознание человека может об этом ничего и не знать. Другой пример основывается на всеобщем законе вибрации и показывает, что при желании личности или под воздействием желания других вибрации тех или иных душевных состояний можно воспроизвести так же, как можно каким-либо образом воспроизвести музыкальный тон или цвет. Зная Принцип Вибрации и его приложения к душевным явлениям, можно поляризовать Дух на любом желаемом уровне, достигая совершенного контроля над своими душевными состояниями и настроениями. Можно обрести способность производить на ментальном плане то, что наука производит на физическом плане, так как согласно герметизму "вибрация мысли есть вибрация волн". Это именуется законом ментальной трансмутации (душевных превращений). В этой связи по-новому звучат слова Гермеса Трисмегиста: "Тот, кто понял Принцип Вибрации, схватил скипетр Могущества".
  В эзотерической традиции обращают внимание и на другое уникальное свойство психической энергии, в частности на то, что она "наслаивает пространство, оседает и отлагается на всех предметах, окружающих человека. Человек - не только конденсатор космической энергии, но и мощный ее излучатель. Поэтому каков сам человек, носитель психической энергии, таковы и его вещи. Проблемным является срок сохранения наслоений психической энергии. Есть предположение, что она не уничтожается, не стирается ни веками, ни расстоянием, а живет тысячелетиями. Согласно преданию, атланты, египтяне, халдеи использовали это свойство психической энергии. Они наслаивали на предметы определенного качества психическую энергию, которая должна была производить жела-
 211
 
 емое действие на других. Такие предметы получали название "терафимы", или заклятые предметы, потому что при наслаивании произносилась опре- : деленная формула и заклятие.
  Не менее парадоксальным свойством психической энергии, как отмечает А. Клизовский, является ее способность самоотделяться, т.е. самовольно уходить от человека. Считается, что высшая энергия разумна и отделяется не для того, чтобы производить возмездие, т.е. отрицательные действия, но прежде всего она устремляется на помощь находящемуся в затруднении. Пославший помощь чувствует внезапное утомление, а получивший помощь - прилив сил, но ни тот, ни другой часто не понимают, что же произошло. Можно направить энергию сознательно, но по этому привычному пути могут быть устремлены и бессознательные потоки энергии.
  Не следует забывать, что любая приведенная в действие энергия порождает инерцию. Остановить эту инерцию почти невозможно, и оказывается, что каждое проявление психической энергии продолжает свое воздействие по инерции, иногда даже продолжительно, т.е. имеет инерционную природу. Мысль уже видоизменилась, а следствие прошлой посылки все еще пронизывает пространство. В этом сила психической энергии, в этом же и проблема, требующая особого внимания.
  (Заметим, что понятие "внимание* - латинского происхождения; корень обозначает действие - "протягивать", "вытягивать". Посему выражение "уделить внимание" в действительности означает энергообмен, т.е. мысленное "вытягивание", "протягивание" духовной энергии.)
  Наш современник вряд ли будет отрицать значение энергии мысли и воображения. Напротив, он с охотой примется подтверждать данный феномен многочисленными примерами из личной жизни. Тем не менее механизмы объяснения многообразных энергетических влияний "на тонком уровне" сконцентрированы не столько в научной, сколько в эзотерической литературе. Конечно же, объяснения эти сопровождаются специфическим для данной сферы мировосприятия дискурсом. Например, в герметизме, когда мы встречаемся с полярно противоположными областями (высшими бинариями), такими как дух и материя, жизнь и смерть, добро и зло, сознательность и реализационная власть, возможность их нейтрализации, т.е. порождение третьего члена, предполагает еще один план существования. С понятием "энергия" в древнейшей тайной мудрости, в герметизме и великих Арканах Таро связывают средний член в бина-рии дух- материя. Весь промежуточный (средний) план называется астральным, а крайние, соответственно, - ментальным и физическим. Таким образом, изучение энергии, согласно герметизму, есть изучение и познание плана астральности.
  Поскольку астральный план смежен с ментальным и физическим, то в нем присутствуют отпечатки, отражения тех элементов, которые близко подходят к его области. Очень сконденсированные и типично сгруппированные коллективности идей имеют отражение в астральном плане и называются астроидеи, т.е. идеи, уже напросившиеся на форму. Такие ас-троидеи ловятся метафизиками и прочими учеными в те моменты их ра-
 212
 
 бот ментального характера, когда возникает вопрос о выборе форм для уже облюбованных идей. Часто одна и та же астроидея ловится разными учеными в близких друг другу подпланах, и тогда мы видим возникновение двух или более систем, очень схожих, но не тождественных по форме.
  Реализовавшиеся в физическом плане акты и явления отражаются в астральном плане как в зеркале, давая так называемое астральное клише событий физического плана. Будущие события стоят в некоторой зависимости от волевых импульсов свободных индивидуальностей. Однако, во-первых, каждое наше желание, каждая мера, предпринятая нами в физическом плане, изменяет частично клише будущих событий и может даже их стереть. Во-вторых, чем выше астральный подплан, тем менее изменяется это клише и тем лучше оно предсказывает событие. За астральными клише охотятся ясновидящие и гадатели. Легче других бросаются в глаза клише аномалий или событий грандиозного характера6.
  Примечательно, что об энергетических взаимодействиях говорят с использованием понятия Tourbillons - вихревого движения, которое заняло свою нишу в современной синергетике. Проблема обращения с высшей энергией чрезвычайно сложна. Думая о желаемом, мы аккумулируем энергию, которая с данного момента начинает материализоваться. В эзотерической картине мира подобный процесс объясняется приблизительно следующим образом.
  Когда человек нарисовал астральную картину дурного намерения, этим самым он породил сущность (коагулировав астрал). У порожденной сущности нет физического тела, но есть астросом - типично выраженная идея дурного желания. Ее влияние простирается прежде всего на самого ее отца, на художника, написавшего астральную картину чего-то дурного. Эту сущность называют лярвой7. Она побуждает не забывать свое дурное желание, повторять волевой импульс и тем самым усиливать его. Она может подействовать и на другого человека. Так называемые лярвы просматриваются в ауре. Избавиться от них можно следующим образом: во-первых, осуществив сознательно волевое усилие не подчиняться дурному импульсу и гнать его от себя; во-вторых, сосредоточившись мыслью и воображением на другом предмете. Молитва есть наиболее желательная форма применения этого второго способа, ибо всякая молитва есть акт сосредоточения.
  В энергетическом, астральном плане существуют также астросомы, называемые эгрегоры коллективности. Они возникают, когда единомышленники, коллектив людей мыслят общую идею в общей же форме. Эти люди как бы обводят карандашами контуры одной и той же фигуры, утолщая данные контуры и делая их более заметными. Такой эгрегор, как и всякий астросом, хранит, восстанавливает и побуждает к активности и самосохранению физическое тело. К примеру, эгрегор благотворительного общества будет побуждать его членов к пожертвованиям и работе, способствовать увеличению контингента самих членов.
  Для человека характерна сильная произвольная или непроизвольная концентрация его деятельности на сфере астральных проявлений. В этом состоянии физическая деятельность человека сводится к крайнему мини-
 213
 
 муму. Считается, что деятельность астросома особенно интенсивна во время сна. Проявление астральной энергии человека вдали от его физического тела называется выходом его в астральный план, или экстерио-ризацией астрала. Оно бессознательно происходит у лиц, пораженных эффектами испуга и горя. Сознательно подобное состояние вызывают в себе маги и колдуны, чтобы проявить свою деятельность на расстоянии, высмотреть астральное клише земного бытия, поймать астроидею, решить запутанный теоретический вопрос.
  Mens человека в это время работает не особенно сильно. Он сопровождает астральное тело и участвует в "сторожевой службе" физического. Такая "сторожевая служба" до некоторой степени гарантирует быстрое возвращение астросома в физическое тело в случае крайней опасности.
  Примечательно, что если астральное тело отсутствует, когда человеку наносятся физические повреждения, и наносимое повреждение мало передалось системе Tourbillons его астрала, то последний, возвращаясь в тело, тем лучше все исправляет, чем меньше он сам был затронут. Это находит подтверждение в практике факиров, прокалывающих себе различные части тела и быстро их заживляющих энергетической деятельностью вернувшегося астросома. Если, наоборот, энергетической системе нанесен ущерб, то это вызывает повреждение физического тела в тех частях, которые соответствуют астральному.
  Энергия и проблема зла. Существует твердое убеждение, что великая сила психической энергии есть обоюдоострый меч. Если, овладев ею, человек вздумает ударить своего ближнего, то другим концом, с удесятеренной силой, ударит самого себя и на много веков сбросит себя с лестницы восхождения8. Если оружие психической энергии не употреблять во благо, то оно превращается в орудие уничтожения носителя энергии.
  Легенды о падших ангелах основаны на том, что стремление к эгоистическому могуществу в духовном плане неизбежно приводит' эгоистические души к потере душевного равновесия и падению их настолько глубокому, насколько до этого они высоко поднялись. Но даже таким душам дана возможность возврата, и они совершают обратное путешествие, жестоко при этом расплачиваясь.
  Духовное развитие означает осознание и проявление внутренней духовности, духовности в нас. Испытатель психической энергии должен обладать терпением и доброжелательностью. Он не имеет права жаловаться и впадать в уныние.
  Представители эзотерических знаний уверены, что поскольку психическая энергия - тончайшая, обращение с ней должно быть возвышенно утонченным. Существует серьезная проблема обращения с высшей энергией. Считается, что потенциал основной энергии был дан каждому человеку, но люди настолько различно обошлись с этим великим даром, что это привело к пугающим результатам. Развитие психической энергии без самоусовершенствования, без стремления человека к благу ставит его на путь самоуничтожения. Необходимо уметь владеть своим мышлением не только для того, чтобы устремлять его к действию, но и чтобы удерживать мысль от действия. Важно иметь в виду, что запас разумно
 214
 
 израсходованной психической энергии немедленно пополняется из сокровищницы Космоса
  Посланная или направленная мысль (посыл), действующая в виде импульса на мозг, осознается как внушение. В современных исследованиях аналогичные процессы объединяются понятием "суггестия". Лицо может влиять на себя - автовнушение - или на другого - альтеровнущение. Внушение можно осуществить посредством слова, посредством образов и жестов, посредством мысли. Оно может быть произведено в состоянии бодрствования, как это делали факиры в Индии, в состоянии легковерия, в гипнотическим состоянии. Внушение можно заставить исполнить в тот же момент, через некоторое время, отложить на долгое время. Могущество воображения и внушения так велико, что даже явления стигматизации - появления знаков на организме - медик Агриппа объяснял именно мощью и силой воображения. В современной медицине также выделяют ряд психогенных источников тех или иных симптомом или болезней (рвота, расстройство желудка, обмороки, бледность или покраснение и т.п.) Для защиты от негативных влияний используются многообразные медитативные практики.
  Накапливание психической энергии допустимо лишь для пользы мира, для общего блага и помощи ближним. Только те цели оправдывают накопление и сознательное применение психической энергии, которые могут быть полезны для ее носителя. Иными словами, требуется максимум положительных качеств и высокий нравственно-этический потенциал личности, ее направленность к свету и добру, идеалам гуманизма. Преградой и тормозом индивидуального развития становится отрицательное, недисциплинированное мышление, низкие недостойные мысли и так называемые "крупные ехидины, такие как гнев, страх, сомнение". Большой ущерб нанбсит раздражение, причем не только личностный, но и пространственный. Когда оно кровавым комком закладывает уши, разве слышит тогда человек? Когда мутнеет глаз, разве видит тогда человек? Когда завеса опускается на сознание, где же тогда приобретение? Для того, чтобы повысить качество своей энергии, необходимо очистить сознание, во-первых, и расширить его, во-вторых. В связи с этим обращает на себя внимание вывод отнюдь не материалистической философии и бывшего научного коммунизма, а эзотеризма и герметического учения, согласно которому первое условие повышения сознания состоит в сознательности труда. При этом, однако, необходимо осознание того, в чем можно преуспеть. Замечено, что самые занятые люди наиболее долговечны. Постоянный и ритмический труд приводит к накоплению такого запаса жизненной силы, который предохраняет занятых людей от многих заболеваний, удлиняя вместе с тем их существование. К способам улучшения своего сознания и, одновременно, к овладению высшей космической мощью помимо сознательного труда относят упорное, ничем не сломимое стремление к прекрасному, любви и состраданию ко всему живущему, стремление к высшему знанию. Состояния, когда жизнь обращается в единый, не знающий перерывов порыв к истине, Свету и знанию, свидетельствуют о накапливаемой психической энергии.
 215
 
 ЛИТЕРАТУРА
 1 См.: Рогальская П. Атлантида // АУМ. Синтез мистических учений За
  пада и Востока, 1990. № 3. С. 182-183.
 2 См.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 563.
 3 Там же. С. 564.
 4 Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С. 39.
 5 См.: Каизовский А. Психическая энергия. Рига, 1990. С. 14.
 6 Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994. С. 22-23.
 7 Тамже. С. 23.
 8 См.: КлизовскийА. Указ. соч. С. 59.
  Тема 20. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ?
 Концепция универсальной космической голограммы. - Кибернетика - область науки.об управлении машин и живых существ. - Информационная Вселенная - разумная Вселенная. - Понятие информации. - Типы энергоинформационных взаимодействий. - Торсионные поля. - Три класса информационных взаимодействий: Человек - Земля - Космос. - Аттрактор в синергетике, эгрегор в эзотерике. - Возможность виртуального будущего.
  В 70-80 гг. XX в. американскими учеными физиком-теоретиком Давидом Бомом и нейропсихологом Карлом Прибрамом была разработана концепция универсальной космической голограммы. Эта концепция признает, что в результате квантово-механических взаимодействий Вселенная образует единую, бесконечную во времени и в пространстве, многомерную причинно-следственную сеть энергоинформационных взаимодействий, в которой "все взаимодействует со всем" с различной степенью интенсивности.
  Из такой теории следует вывод о том, что каждая точка энергоинформационного поля содержит в себе сведения обо всех других точках пространства и времени и, в свою очередь, имеет информационное представительство во всех других отрезках пространственно-временного континуума. В этой связи по-новому звучат утверждения Спинозы: "Тело человека есть частный случай бесконечной протяженности", а "ум человека - одна из форм бесконечной мысли". Любопытно, что современный ученый профессор Б. Искаков предлагает называть душу "совокупностью микролептонных голограмм".
  Заметим, что понятие "голография" всегда означало метод получения полной объемно-образной информации об объекте, основанной на интерференции (от лат. - перенесение) волн света. Сущность метода сводится к фиксации светочувствительной эмульсией результата одновременного воздействия на нее как рассеянного лазерного луча, отраженного от запоминаемого объекта, так и опорного, поступающего непосредствен -
 216
 
 но с лазера. Возникающая в результате взаимодействия картина содержит полную образную информацию о запоминаемом объекте1.
  Как бы ни казалось это парадоксальным, но кибернетика дает множество аргументов в пользу эзотерических наук. Кибернетика (от греч. kybernetes- рулевой, управляющий), как известно, оформилась в дисциплинарную область науки об управлении машин и живых существ. Традиционно с ней связывают представления о науке управления, о регулировании и передаче информации в организмах, машинах и системах организмов и машин. Поплавок в сливном бачке - простейшее приложение кибернетического управления. Когда бачок наполняется, клапан перекрывает воду. Это всем понятно, но таким управляемым может быть и химический процесс, протекающий в нескольких направлениях, и биологический. Желудь, например, может быть рассмотрен как программа для дуба.
  В 1969 г. кибернетик доктор Дэвид Форстер выступил с лекцией по кибернетике в Королевском колледже в Лондоне. Он отметил, что волна - основное понятие в электрической информационной теории- состоит из двух половинок: от вершины одного возвышения до впадины следующего. Волна- двоичная система, а компьютеры работают в двоичной системе. Если волна - это основной словарь Вселенной, то логично предположить всеобщее программирование. При этом ученый подчеркнул, что скорость управляющей системы должна быть больше, чем скорость управляемых процессов. Данный вывод находит множество подтверждений в многообразии обыденных ситуаций. Например, когда вы ведете свою машину, вы принимаете решение быстрее, чем работает мотор, иначе она станет неуправляемой. Следовательно, "программирование материи должно быть выполнено с помощью колебаний или волн намного более быстрых, чем вибрации самой материи, то есть на космическом излучении". Д. Форстер пришел к выводу, что уровень создающего разума выше, чем разум человеческий2.
  Принятие принципа всеобщего энергоинформационного обмена во Вселенной влечет за собой признание "разумности Мирового Пространства". Информационная Вселенная - разумная Вселенная. Для современной науки это означает всего лишь возможность принимать и расшифровывать информацию. Вместе с тем легко показать, что такое положение дел сочетается и с первым принципом герметизма: "Все есть мысль"; "Мы живем в разуме, разумом и посредством разума". По мнению эзотерически ориентированных ученых, информационную матрицу Вселенной, несущую в себе эволюционную программу построения и развития материи, можно называть и Богом.
  Ноосферные идеи, идеи кибернетического программирования живой материи, сам антропный принцип, а также утверждения ученых (в частности, В. Налимова) о существовании "всемирно размытого сознания" рождают образ Вселенной не как холодной и мертвой, а как грандиозной самосознающей структуры. Человек в таком случае понимается как некоторый определенным образом организованный объем пространства, узел сгущения энергии и информации. Субъект, осознавший эту истину, осво-
 217
 
 бождается от чувства потерянности в пространстве, от ощущения вселенского одиночества и беззащитности3.
  Вселенная полна смысла, который может быть понят. Внезапное чувствование значения, которое человек осознал, аналогично тому, как радиоприемник может выбрать какую-то неизвестную станцию. Это всем доступная аналогия. Значения плавают вокруг нас, они могут быть декодированы, и человек может получить внезапный проблеск значимости, чувствование Вселенной, угадывание ее тайны. В таком контексте новую картину Вселенной, представляемую сциентистами как цифровую и информационную, предпочтительно называть разумной Вселенной..
  Поскольку большинство аномальных явлений не связано с непосредственным материально-вещественным взаимодействием, уже в 70-е гг. появилась идея о наличии в аномальных явлениях, к каковым причислялись экстрасенсорные взаимодействия (ЭСВ), телекинез, телепатия и пр., некоторого информационно-энергетического обмена. Так возник термин "энергоинформатика". Когда в энергоинформационном обмене участвуют биосистемы, речь, соответственно, идет о биоэнергоинформацион-ном обмене. Этот несколько громоздкий термин заменил на сегодняшний день не принятый многими термин "парапсихология".
  Биоэнергоинформационный обмен предполагает сложный механизм принятия, использования и обращения информации. Само понятие информации достаточно многозначно. Очень часто информационные процессы объясняют в связи и на основе отражательных. Отражение может быть рассмотрено либо с процессуальной стороны, либо в результативном плане. Действительно, после исчезновения внешнего реального предмета (отражаемого) само отражение как результат отражательного процесса не исчезает, а продолжает существовать в отражающем предмете как след. Таким образом, внешнее воздействие как бы откладывается, сохраняется в структуре отражающего. На этой основе строится атрибутивная концепция информации.
  Вместе с тем понятие "информация" этимологически истолковывается (от лат. - informatio) как ознакомление, сообщение, разъяснение. В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации возникли по меньшей мере три позиции. Во-первых, информация трактуется как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во-вторых, она понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочиванием взаимодействий. В-третьих, информация предстает как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойство всех материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеобозначенных понимания информации вошли в современную теорию под следующими названиями: коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепции информации.
  Атрибутивная концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражения разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе. В ней информация в самом общем виде определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает
 218
 
 все протекающие в мире процессы. Академику В. Глушкову принадлежи ? вывод о том, что информация существует постольку, поскольку существуют сами материальные тела и, следовательно, созданные ими неоднородности. Всякая неоднородность несет с собой какую-то информацию.
  В предельно широком атрибутивном понимании информации как меры неоднородности распределения материи и энергии акцентируется не столько функция упорядочивания, сколько обменное обеспечение в ситуации исходного многообразия. Возникновение информации о новой структуре означает закрепление "случайного" выбора. Природа "не знает" заранее, чего она хочет, она мутирует "наугад", испытывая на прочность каждый полученный результат. Все случаи повторения включают в себя разные обстоятельства, которые влияют на дальнейшее развитие. Информационно-обменные процессы не имеют конечных встроенных целей и степеней упорядочивания. Они актуализируются в изначально изменчивом, принципиально неравновесном поле взаимодействий. В этом случае вывод о том, что информация сигнализирует об обменных процессах, не препятствуя природной стохастике (неопределенности), правомерен и обоснован.
  Коммуникативная концепция информации, указывающая на передачу сведений, сообщений, осведомление о положении дел, как наиболее популярная, сохранялась до середины 20-х гг. XX в. С ростом объема передаваемых сообщений появилась потребность в их количественном измерении. В 1948 г. К. Шенноном была создана математическая теория информации. В ней под информацией понимались не любые сообщения, передающиеся людьми друг другу, а только такие, которые уменьшают неопределенность у получателя. Была предложена абстрактная схема связи, состоящая из источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата и источника помех. Такие процессы имели наиболее важное значение в познании и управлении. Н. Винер предложил использовать понятие информации в кибернетике, - науке об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах4. Информация стала пониматься в рамках функциональной концепции - как такая форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. В данном контексте информация интерпретировалась не как свойство всей материи, но как особенность живых самоуправляющихся систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления. В этом контексте принципиально инновационной является проблема информационной природы человеческого сознания.
  К особенностям информации относят ее избыточность, недостаточность, оптимальность. Информационные потоки классифицируются на потоки констатирующей и управляющей информации. Информацию подразделяют также на социально изменчивую и инвариантную. Социально изменчивая информация несет в себе следы идеологических стереотипов, национальных, политических, экономических и других отношений, отражает нужды и психологические характеристики социальных групп. В современной философской литературе именно атрибутивная концепция информации связывается с особыми перспективами.
 219
 
  В информатике, как в новом научном направлении, выделяют следующие типы энергоинформационных взаимодействий: энерго-материаль-ные (ЭМ); материально-энергетические (МЭ), энерго-информационные (ЭЙ) и информационно-энергетические (ИЭ); для последних характерен предельно малый ввод энергии, как, например, при воздействии экстрасенса. В тонком мире энергия близка к нулю, а информация стремится к бесконечности.
  Известные в физике четыре фундаментальных взаимодействия: гравитационные, электромагнитные, сильные И слабые - не позволили пока объяснить ИЭ феноменов сознания и аномальных явлений. Поэтому существует предположение, что структура тонких миров в аспекте современного естествознания должна быть связана с неким пятым фундаментальным физическим взаимодействием информационного типа. В таком случае информационные поля как элементы тонкого мира - это не силовые поля в обычном физическом смысле. Они должны быть безэнергичными, процессы передачи -информации в них должны быть безэнтропийными, причем со скоростями, существенно превышающими скорость света5. Постулат Эйнштейна формулировал предел скорости света для электромагнитных, а не для информационных полей, и потому противоречия с ним нет.
  Согласно выдвинутым гипотезам, носителем пятого фундаментального физического измерения могут быть торсионные поля (поля кручения). Они регистрируются и играют решающую роль в ЭСВ. Торсионные поля обладают правым и левым вращением, что позволяет предполагать наличие как "правого", так и "левого" миров. Ослабление торсионных излучений отсутствует при прохождении через природные среды. Ученые предполагают, что квантами торсионного поля выступают низкоэнергетические реликтовые нейтрино, тогда высокая проникающая способность торсионных излучений представляется достаточно естественным фактором.
  Групповая скорость торсионных волн оценивается значением не менее чем 109с (скорость света). Однако сверхсветовые скорости не являются чем-то новым и чрезвычайным для физики. Считается, что торсионные поля могут самогенерироваться. Они могут возникать как следствие возмущения физического вакуума. Любая форма, даже если ее масса ничтожна, может возмущать вакуум и порождать в окружающем ее пространстве поляризацию, которая проявляется как торсионное поле. Кроме того, было показано, что в той части вакуума, где присутствует электростатическое или электромагнитное поле, всегда существуют порождаемые этим полем торсионные .компоненты. Первичные торсионные поля рассматриваются как форма материи, единственной характеристикой которой служит наличие вихрей, переносящих информацию и не обменивающихся энергией при взаимодействии. Первая передача двоичных сигналов по торсионному каналу связи была осуществлена еще в 1986 г. В 1996 г. предполагалось завершить работы по созданию приемно-передающих средств торсионной передачи информации6.
  Изучая эффекты торсионных полей, исследователи отмечают, что "флуктуация вакуума приводит к некоторому аналогу магнитного поля,
 220 "
 
 которое формируется в виде торсионных образований, т.е. неких образований кручения. Сами торсионные поля рассматриваются как первичные биоэнергетические возбуждения вакуума, несущие информацию. Они "управляют" рождением материи из вакуума, ее развитием и взаимодействием"7. Г. Шилову принадлежит вывод о том, что торсионные поля порождают мыслеформы - "некоторые устойчивые полевые образования, которые представляют собой своеобразную визитную карточку материального объекта в структуре информполя"8. И если все материальные объекты формируют вокруг себя поля кручения - торсионные поля, то сознание занято тем, что улавливает характер взаимодействия с ними. Торсионное поле индуцирует спиновую поляризацию, которая сохраняется после снятия воздействия внешнего торсионного поля. В этом случае становятся объяснимыми такие паранаучные феномены, как порча и сглаз, а также такое явление, как "память воды". В. Ярцев открыл свойство человека объединять энергией и информацией клетки своего тела в единый биоэнергетический организм, при этом интенсивность и направленность объединения клеток определяется сознанием человека и его составляющими (разумом, чувствами, волей). Человеческий организм в целом создает свое общее торсионное поле. Большое значение в хранении и передаче информации имеет структура воды в организме. Кроме того, торсионные поля могут самогенерироваться.
  Теория торсионных полей - самое последнее детище современной науки и одновременно причинное основание для объяснения многих явлений эзотерики. Понятие торсионного поля углубляет положения синергетики, в частности - относительно действия аттракторов. Электромагнитное излучение также всегда содержит торсионную компоненту. Вращающееся с большой скоростью тело уменьшает действие силы гравитации. При передаче мыслеформы при помощи торсионных полей абстрактно представима физика телекинеза.
  Исследования действия торсионных полей на живые организмы показали, что в поле статического торсионного излучения правой поляризации наблюдается повышение выживаемости ослабленных организмов. При воздействии торсионного поля левой поляризации улучшений не зафиксировано. На присутствие торсионного поля живой организм реагирует повышением теплопродукции. Промежуточный вывод гласит о благотворном воздействии торсионных полей и о том, что их можно применять для улучшения состояния ослабленных организмов.
  Есть предположение и о том, что торсионное поле является субстратом индивидуальной памяти. Так, доктор медицинских наук, профессор А. Степанов пришел к выводу, что поступающая извне информация пространственно кодируется в различных зонах мозга и разделяется на два параллельных потока. Один поток используется для сличения на тождественность входящих параметров с матрицами внутреннего состояния и отвечает за адаптационно-компенсаторную деятельность организма. Второй поток фиксирует новое состояние и индуцирует торсионные поля поступившей информации'. Подобные выводы находятся в пределах и в соответствии с холотропной концепцией, ярким представителем которой
 221
 
 является Станислав Гроф. Холотропное (от греч. holes- целое) понимание сознания подчеркивает, что поле сознания лишь опосредуется индивидуальной деятельностью мозга и включает в себя многообразный опыт эволюции Вселенной.
  Разновидности информационных взаимодействий можно сгруппировать в три класса: Человек - Земля - Космос.
 Феномены человека:
 а) экстрасенсорика, или психостатика:
 - биосенсорная диагностика;
 - коррекция, ситуационный поиск;
 - телепатия, ясновидение, прогностика;
 б) психодинамика, или психокинез:
 - телекинез, или психокинез, полтергейст;
 в) измененные состояния сознания:
 - творческое озарение в искусстве, науке, религии (гениальность);
 - техника дыхательного транса;
 .- медитации, молитвы, шаманизм, спиритизм;
 - трансконтакты с подсознанием - с низшими уровнями информационных полей. Феномены Земли:
 а) георефлексия:
 - геопатогенные и активные зоны;
 б) информационно-энергетические эффекты формы:
 - пирамидальные, полостные, сотовые структуры;
 в) эффекты стихий:
 - природные бедствия, тайфуны, землетрясения;
 - экологические и технические аварии;
 - социальные и биологические катастрофы (войны, революции, эпидемии);
  - НЛО. Феномены Космоса:
 а) космобиоритмика:
 - биомедицинская и социальная ритмология;
 - астрология (общая, медицинская, метафизическая);
 б) астрофизические парадоксы времени и пространства;
  в) психоконтакты с высшими уровнями информационных полей по интуитивному каналу связи.
  Информационный энергообмен в системе "Человек" способен обеспечить переход к более широкому использованию духовных и физических ресурсов организма. Он предполагает применение "слабых" ИЭ взаимодействий мира вместо сильных, духовное совершенствование человека, использование достижений гармоничных школ. Здесь обосновывается необходимость зашиты сознания от психонасилия и психотеррора, разработка альтернативных технологий психокоррекции. Информационные процессы сугубо важны для деятельности головного мозга. Эксперименты показали, что сведение к минимуму и исключение сенсорной информации приводит к быстрому развитию галлюцинаций и бреду. Ново-
 222
 
 рожденные младенцы, получающие физиологические питание, но лишенные информации, обречены на слабое развитие, а иногда и гибель. Можно предположить, что информация есть основное питание мозга и (развивая эту аналогию) она (информация) должна быть разнообразной, обильной, чистой и обладать существенным свойством новизны.
  Есть и еще один аспект, который укоренен непосредственно в самих онтологических основах здорового существования человека. Привычной стала фраза в отношении какой-либо патологии: "Нарушен обмен веществ". Так часто, ссылаясь именно на это последнее, все в себя включающее объяснительное основание, пытаются истолковать многие аномалии. Взгляд на жизнь как на обмен веществ (уточним: нормальный обмен веществ) устоялся и стал привычным. Но ведь все процессы, сопровождающие обмен веществ, связаны как с поглощением энергии, так и с огромными энергетическими затратами. Переработка веществ организмом: процессы расщепления, выделения и усвоения, диссимиляции и ассимиляции - чрезвычайно энергоемки. А какое огромное количество энергии необходимо человеку в процессе его жизнедеятельности, в каждом элементарном жизненном акте! Все это заставляет посмотреть на жизнь человека как на обмен энергий. Энергия нужна для получения информации из внешней среды, для обработки ее в самом организме. Индикаторами энергетических затрат служат эмоции и интенсивность процесса мышления.
  Установлено, что организм нуждается и в инфракрасных, и в ультрафиолетовых излучениях в допустимом и приемлемом для него диапазоне. Считается, что энергия может быть как катализатором многих процессов, так и тормозом и преградой. Об организме человека принято говорить как о самонастраивающейся и саморегулирующейся системе. Предполагается, что в его грандиозной лаборатории идет разумное распределение и расходование энергии в соответствии с требованиями органов, тканей, клеток. Мышечная ткань, нервные волокна, мозг - одновременно склады, аккумуляторы и потребители энергии. Организму свойственно накапливать определенный резерв энергии. Белки, жиры, углеводы как источники энергии играют ведущую и существенную роль, однако энергоинформационные процессы жизнеобеспечения не могут укладываться в парадигму вещественного объяснения. Не только названные питательные вещества, но и энергия солнца, воздуха, воды является питательным источником нашего организма.
  Информационный энергообмен в системе "Земля" позволяет выбирать более полезные для человека места проживания, предсказывать негармоничные ситуации природного и антропогенного характера.
  Для системы "К осмос" важным оказывается решение астрофизических парадоксов, научный багаж астрологии и рациональная часть так называемых "контактерских" эффектов.
  В настоящее время наличие специфических информационных полей, сопровождающих как каждый объект, так и всю Вселенную, признано абсолютным большинством ученых. Считается, что информация во Вселенной представлена вселенским информационным полем, хотя меха-
 223
 
 низм данного процесса остается неизученным. Информационное поле (ИП) становится продолжением объекта, и следовательно, оно должно быть учтено при изучении его специфики.
  Размышляя над особенностями информационных полей, Г. Швебс предлагает выделить первичное ИП, которое отражает сущность материи (объекта) и служит связующим звеном с другими ИП, и сингулярное ИП, которое помимо прочего обладает еще и голографичностью и фрак-тальностью.
 Выделяются следующие типы информационных полей:
 • ИП, несущие код будущих событий;
 • Космическое ИП;
 • Гео-ИП (земное отображение космического);
 • Гелио-ИП;
 • Галактические ИП10.
  К пониманию природы информационных полей близко подходит теория собственного излучения объекта. Биополе представляет собой комплекс излучений организма и регистрируется с помощью методов биолокации (рамки, маятники и т.п.). В качестве специфического компонента биополя выступает пси-излучение. Его особенностью является наличие границы, за пределами которой оно отсутствует. Для неживых объектов пси-поле охватывает 0,5-0,6 м от поверхности, для человека (в среднем) 2,5-2,6м от поверхности его тела. Уже утвердилось представление, что пси-поле имеет форму кокона, нарушение функций организма приводит к выбросам и появлениям впадин с противоположной стороны кокона. Обнаружение и устранение аномалий пси-поля человека - задача первостепенной важности, решение которой необходимо для поддержания его здоровья и работоспособности. Вместе с тем исследователи фиксируют и проблему негативных последствий появления и функционирования искусственных пси-полей. "Наличие пси-полей естественного происхождения, - отмечает Ф. Юсупов, - есть одно из свойств среды, в которую погружены живые' существа. В течение миллиардов лет своего эволюционного развития живая материя адаптировалась к этим полям. Искусственные пси-излучения нарушают эту адаптацию. Масштабная экспансия генераторов искусственных пси-излучений (телевизоров и компьютеров) в жилые помещения отличается своей внезапностью и относительной непродолжительностью - порядка 50 лет. За этот срок еще не успели сформироваться генетически передаваемые защитные механизмы"".
  Современная наука принимает положение, что на основании кванто-во-механических эффектов возможны различные типы канализирован и я информации. Ключевым здесь является наличие соответствующих кодов или фильтров. Так, коллективное бессознательное, о котором говорил Г. Юнг, может быть понято как комплекс наследственных кодов или фильтров, обеспечивающих автоматическое взвешивание информации, поступающей в мозг непосредственно из семантического пространства по определенному каналу. Стадия формирования осмысленного текста отсутствует, однако иногда осознавание может происходить
 224
 
 уже в результате взаимодействия с программой, закодированной в индивидуальном подсознании.
  Структура, отвечающая за подобные процессы и аналогичная понятию аттрактора в синергетике, в эзотерике именуется эгрсгор. Есть и другое толкование эгрегора, которое тяготеет к античной традиции: здесь он понимается как Космический Логос. Считается, что эгрегор (коллективный мозг) соответствует каждому системному образованию - от индивида до этноса. Он наделен регулярно-управляющим и подсказывающим действием12. Эгрегор понимается как направляющая структура, функциональная предопределенность, свойственная каждому народу. В этом плане эгрегор этноса прокачивает через себя энергетику социума, выбирая свойственные для себя функции и формы своего адекватного использования и приспособления.
  Новейшие взгляды на природу времени позволяют говорить о спектре виртуальных будущих, о том, что время неоднородно и течет либо с выделением энергии, либо с ее поглощением. Парадоксально, но именно эти, самые спорные, идеи Н. Козырева- отечественного астронома, обнаружившего ранее неизвестный вид энергии, который порождается ходом времени, - сочетались с идеологическими штампами нашей истории. В ней то провозглашались периоды ускорения, то фиксировались периоды застоя и даже стагнации...
  Возможность виртуального будущего. Любой обыватель подтвердит: что бы ни случилось в настоящем, объяснение и причина тому всегда будут найдены из прошлого. А следовательно, прошлое готовит не одну, а пучок траекторий возможного будущего. Желательный вариант развития судьбы упирается в формулу: "зависит от...", он релевантен. Возникает вопрос: насколько и как возможно на него повлиять? С таким способом квантования будущего всегда связывали мечту и страстное желание. Популярная литература подсказывала необходимость концентрации на желаемом будущем. Так или иначе, но человечество всегда на протяжении всей тысячелетней истории своего существования было одержимо идеей обуздания неопределенности бытия. Гадания, жребий, жеребьевка, заклинания, прорицания, толкования сновидений и пр. - таковы способы искреннего желания обуздать, уменьшить и устранить неопределенность. К знаменитой древнекитайской гадательной "Книге перемен" обращались правители с целью узнать судьбу своих начинаний. В ней гадания о счастливых и несчастных событиях, бедах и успехах, об, изменениях, происходящих с темными и светлыми началами, производились по гексаграммам. "Книга Перемен" - "И-пзин" - была достаточно сложна для понимания и использования в обращении. Немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц, ознакомившись с "И-цзин" в XVII в., не уставал выражать свой восторг, утверждая, что расположение восьми триграмм впервые выдвинуло в истории человечества идею о двоичной системе исчислений в математике. Идея эта имела огромное будущее. Ведь именно двоичная система впоследствии легла в основу создания ЭВМ'-1.
  Современные темпорологи отказываются от идеи линейной стрелы будущего, в которой ярко выражена однозначная зависимость настояще-
 225
 
 го от прошлого и будущего от настоящего. Они говорят о связях, так или иначе обеспечивающих возможность резонансных "дистанционных" взаимодействий между будущим и настоящим. "...На временной оси, - отмечает Е. Файдыш, - объект описывается пакетом волновых функций. Отсюда непосредственно следует, что в каждой точке настоящего присутствуют "хвосты" волновых функций объектов из далекого будущего, а правильнее сказать, из различных виртуальных будущих"14. Гадательный процесс связан с использованием специальных усилителей, позволяющих уловить очень слабые, подчас ничтожные проявления будущего в настоящем. К ним относятся различные психоэнергетические устройства, такие как магические зеркала, биорезонаторы, магические жезлы и т.д. Ими могут быть сенситивы и медиумы.
  Течение времени всегда связано с информационной насыщенностью пространства и прямо ему пропорционально. Для ребенка год его жизни тянется дольше, чем для пожилого человека. Считается, что вторая половина жизни человека ощутимо быстро сжимает время. "А годы летят, словно птицы..." - эти известные слова подчеркивают разную скорость индивидуального временного потока.
  В связи с этим интерес вызывает гипотеза В. Плохова относительно "барьера памяти". Известная всем способность человека- забывать события прошлого - имеет весьма важные эффекты. "Сжав и как бы "законсервировав" накопленную и отработанную уже информацию, мы освобождаем ячейку в матрице для новой оперативной памяти. Потому и обретаем свободу воли, способность идти вперед"15.
  Существуют предположения, что в момент рождения вследствие родового стресса у человека блокируется информационный канал связи с энергоинформационным полем Вселенной. Однако в трансе, гипнозе, в экстремальных ситуациях или даже во сне человек иногда преодолевает эту блокаду. И тогда он вдруг начинает говорить на чужом и незнакомом ему языке, писать стихи, рисовать, чего не делал ранее, видеть и описывать в деталях события далекого прошлого, делать открытия. Прорыв барьера памяти, т.е. спонтанное считывание информации, - процесс, не имеющий конкретной рецептуры своего осуществления.
  В контексте механизма энергоинформационного обмена особое значение приобретают размышления над следствиями парадокса Эйнштейна - Подольского - Розена. Как показывает В. Эрекаев, суть парадокса состоит в том, что по отношению к двум квантовым частицам, вступившим во взаимодействие и разошедшимся на большое расстояние, согласно квантовой механике, изменение свойств одной частицы ведет к изменению другой. Если во взаимодействие вступает третья частица, тогда первая должна "почувствовать" произошедшие изменения со второй - своей первоначальной "партнершей" - и изменить свои характеристики. Если же третья частица вступает во взаимодействие с некоторой четвертой, то в силу эффекта парадокса Эйнштейна - Подольского - Розена (ЭПР) вторая частица должна отреагировать и изменить свои характеристики. А вслед за ее изменением должна испытать изменения и первая, и так далее. Это может означать существование в микромире некоторого рода "цеп-
 226
 
 ных" взаимодействий. Насколько же длинной может оказаться такая цепочка? Если она бесконечна, то каждая частица должна в "снятом виде" "помнить" всех своих партнеров по взаимодействиям и всю свою историю от рождения. Такое состояние обсуждается с использованием термина "те-леономизм". "В результате этих эффектов, - отмечает В. Эрекаев, - первая частица должна с точки зрения внешнего (макроскопического) наблюдателя постоянно спонтанно и беспричинно менять свои характеристики. На самом деле она латентно и строго "отслеживает" изменения состояний своих предшествующих партнеров по взаимодействию. Нетрудно заметить, что здесь работают скрытые от макроприборов причинные цепи или "цепочки корреляции"16.
  Эти и многие другие инновационные гипотезы открывают широкие горизонты для понимания энергоинформационных процессов и их использования в целях гуманистического развития человечества. В современной системе информационнее-энергетических взаимодействий существуют ряд положений, имеющих статус неписаных законов:
  1. Все техники ИЭ взаимодействий имеют не абсолютный, а относительный характер, они могут быть реализованы людьми, обладающими реальными ИЭ способностями, профессионально подготовленными, с высокой нравственной ответственностью и психической устойчивостью.
  2. Достоверность реализации ИЭ взаимодействий не стопроцентная. Она зависит от состояния оператора и внешних условий, во всех трех системах Человек - Земля - Космос.
  3. Поскольку ИЭ техники связаны с сознанием человека, то необходима защита от деструктивных влияний на это сознание. Заявления о любви, добре, благости сами по себе не могут служить панацеей от нарушения психосферы личности и общества со стороны его "врачевателей". Только проверка делами, а в целительстве - долговременными результатами даст высокую гарантию защиты сознания личности и общества.
  Отвергаются как недопустимые в этическом и экологическом отношении все формы манипулирования сознанием: как лекарственными, приборными, так и медиативными техниками. Наиболее опасным источником искажения сознания личности и общества в биоэнергоинформационном взаимодействии рассматривается негативный аспект средств массовой информации, насыщающих эфир деструктивными программами насилия.
 ЛИТЕРА ТУРА
 ' См.: Росцт'с Ю.В. Последняя книга Снвилллы? // Знак вопроса. М., 1991. № 2. С. 21.
 2 Цит. по: Колин У. Оккультизм. М., 1994. С. 8.
 3 См. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
 4 Винер Н. Кибернетика и общество. М.. 1953.
 5 См.: Волчепко В.Н. Неизбежность, реальность и постижение тонкого мира // Сознание и физическая реальность. М., 1996. № 1-2. С. 9.
 * Акимов А.Е., Шипов Г.И. Сознание, физика торсионных полей и торсионные технологии // Там же. С. 70.
 227
 
 7 Панов В.Ф., Тестов Б.В., Клюев А.В. Влияние торсионного поля на лабораторных мышей //Сознание и физическая реальность. М., 1998. № 4. С. 48-49.
 8 Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М., 1993. С. 192.
 9 См.: Степанов A.M. Гомеостатическая модель сознания. Вербальная оболочка // Сознание и физическая реальность. М., 1998. № 4. С. 60.
 10 См.: Швебс Г.И. Холистическая научно-эзотерическая доктрина мироздания // Сознание и физическая реальность. М., 1998. № 5. С. 7,11.
 1' Юсупов Ф. О феномене пси-излучения // Сознание и физическая реальность. М., 1998. №6. С. 63.
 12 См.: Фапдыш Е.А. Природа времени. Связь между настоящим и будущим // Сознание и физическая реальность. М., 1998. № 4. С. 5.
 " См.: История китайской философии. М., 1989. С. 29.
 14 Файдыш Е.А. Указ. соч. С. 16.
 15 Цит. по: Кучаръянц В. Песчинка человеческого "Я" во Вселенском мироздании//Альянс. 1998. №8. С. 12.
 16 Эрекаев В.Д. Некоторые следствия парадокса Эйнштейна-Подольского-Ро-зена // Смирновские чтения. Международная конференция. М., 1999. С. 211.
 Тема 21. РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАУКЕ БУДУЩЕГО. ДИАЛОГ ЭЗОТЕРИКОВ И УЧЕНЫХ
 Станет ли ненаука наукой? Опыт отечественных исследований. - Представление о квантовом единстве мира. - Как объяснить аномальные явления?- Проблема корреляции будущего и что есть интуиция?- Предсказание в науке и эзотерике. - Парадоксальная родственность принципов науки и эзотеризма. - Антропоцентризм и дезантропоцентризм как ориентации философии, науки и эзотеризма. - Экология человека. - Самореализация и глубокое сознание цели. - Медитация как средство очищения сознания. - Сфера рас-щирения способностей. - Бесконечность и проблема преодоления смерти. - Сходство квантовой физики и философии мистицизма.
  В 1961 г. известный американский обозреватель Джон Стивенсон писал: "Западному миру пришлось пересмотреть свое мнение о науке в СССР за последние годы. Второе событие, на этот раз связанное не с завоеванием космоса, а скорее всего с природой самого человека, придется приписать советской науке". Речь шла о работе исследовательской парапсихологиче-ской лаборатории, организованной в тогдашнем Ленинградском университете под руководством профессора Л.Л. Васильева по исследованию телепатии1. В 1968 г. в Академгородке Новосибирска была успешно выполнена обширная программа по телепатии. На заседании комиссии по экспертизе парапсихологических явлений участвовал весь цвет отечественной психологии: А. Лурия, А. Любоевич, В. Небылицин, В. Зинченко и др. В журнале "Вопросы психологии" за 1973 г. в статье "Парапсихология: фикция или реальность?", подписанной выдающимися психологами В. Зинченко, А. Ле-
 228
 
 онтьевым, Б. Ломовым и А. Лурия, была сформулирована позиция: "Феномен -есть. Канал связи неизвестен. Любители могут искать!"
  Решение проблемы: станет ли ненаука наукой, - стало обрастать опытом отечественных исследований.

<< Пред.           стр. 7 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу