<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Основным является текущий складской запас - время нахождения запасов на складе между двумя очередными поставками. Его величина связана с равномерностью поставок (циклом снабжения) и периодичностью запуска сырья в производство. Величина этого запаса устанавливается в размере 50% среднего цикла снабжения, в среднем около 10 дней.
  Страховой запас необходим когда происходят сбои в условиях и сроках поставки, поступают некомплектные партии, нарушается качество поставляемых материалов. Ето величина - 1/2 складского запаса (5 дней).
  В среднем таким же по длительности устанавливается и транспортный запас, образуемый при расхождении в сроках движения документооборота и оплаты по ним и времени нахождения материалов в пути.
  Общая норма на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты складывается из перечисленных видов запасов. Рассчитываются нормы и по прочим видам: вспомогательным материалам, МБП.
  Нормы запаса по готовой продукции рассчитываются раздельно по готовой продукции на складе и по отгруженной, документы по которой сданы в банк. Нормы определяются по каждой номенклатурной группе с учетом времени на:
  -подборку отдельных видов и марок изделий;
  -упаковку и маркировку, хранение на складе до отгрузки;
  -комплектование до размера партии;
  -погрузку и доставку со оклада до станции отправления;
  -подготовку расчетных документов и сдачу их в банк.
  2 этап. Определение частных нормативов по каждому элементу оборотных средств. Норматив показывает минимально необходимую сумму денежных средств, обеспечивающих хозяйственную потребность предприятия, т.е. это денежное выражение планируемого запаса. В основном норматив по отдельному элементу рассчитывается как:
 
  Н = норма запаса (Нз), в днях * однодневный расход по данному элементу средств;
  где однодневный расход = затраты или выпуск 4 квартала
  число дней в квартале (90 дн.)
 
  Аналогично расчитываются нормативы по другим элементам оборотных средств.
  Нр.бп = Рбп. н + Рбп.пл - Рбп.сп,
  где Нр.бп - норматив по расходам будущих периодов;
  Р бп.н - расходы будущих периодов на начало года;
  Рбп.пл - расходы в плановом году;
  Рбп.сп - расходы будущих периодов описываемые на затраты в плановом периоде.
  3 этап. Завершается процесс нормирования установлением совокупного норматива оборотных средств (Нос)
  Нос = Нпз + Ннп + Нр.бп + Нгп,
  где Нпз- норматив производственных
  запасов;
  Ннп - норматив незавершенного производства;
  Нр.бп - норматив расходов будущих периодов;
  Нгп - норматив на готовую продукцию.
  Потребность предприятия в ненормируемых оборотных средствах определяется расчетным путем, а управление ими осуществляется о помощью краткосрочного кредитования. Так на предприятии рассчитывается потребность в денежных средствах в кассе и в оборотных средствах по запасам товаров. Методика расчета аналогична нормированию. Например, потребность в оборотных средствах по запасам товаров рассчитывается как произведение нормы запаса товаров на однодневный оборот товаров в 4 квартале по покупным ценам, а потребность средств в кассе - умножением нормы запаса денежных средств на однодневный товарооборот 4 квартала. Однако эта потребность по сравнению с нормированием устанавливается не так жестко.
  При расчете величины товаров отгруженных финансовые службы отслеживают:
  - товары отгруженные, срок оплаты по которым не наступил;
  - отгруженные, но не оплаченные в срок (чаще из-за отсутствия средств у покупателей) или на ответственном хранении у покупателей (в основном из-за высокого % брака, отклонения от оговоренного ассортимента и т.п.).
  По первой группе выручка должка поступить, но между моментом отгрузки и поступлением выручки имеется временной лаг, в течении которого денежные средства выпадают из оборота предприятия. Возникновение второй группы невыгодно предприятию и ведет к финансовой напряженности и снижению платежеспособности. Помимо названного важен также контроль за денежными средствами (в кассе, почтовых переводах, выставленных аккредетивах) и дебиторской задолженностью возникающей в следствии переплаты налогов и других обязательных платежей вносимых в виде аванса, несвоевременного возврата средств подотчетными лицами (командировочных, транспортных и прочих расходов), появления сомнительной задолженности по истечении сроков оплаты, спорных долгов при нарушении договорных обязательств.
 
  Вопросы для самопроверки
 
 1. Как классифицируется основные фонды?
 2. Какие методы используются при начислении амортизации?
 3. Какова роль оборотного капитала в воспроизводственном процессе?
 4. Охарактеризуйте состав оборотных производственных фондов и фондов обращения
 5. Какие факторы оказывают влияние на оборачиваемость оборотного капитала? Какие из них зависят и не зависят от предприятия?
 6. Что такое норма и норматив оборотных средств?
 7. Какие источники используются для финансирования основных и оборотных фондов предприятия?
 
 
  III. ЗАТРАТЫ, ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
  Из главы Вы узнаете:
 * О экономической сущности затрат и их классификации;
 * Каким образом формируется и используется выручка и прибыль предприятий;
 * Как осуществляется планирование затрат, выручки и прибыли.
 
  1. Сущность и классификация затрат предприятий
  В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет определенные затраты. Исходя из экономического содержания их можно классифицировать по группам:
  1). Расходы связанные о извлечением прибыли - включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.
  2). Расходы не связанные о извлечением прибыли - это расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же включаются поощрительные выплаты работникам, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы хозяйствующего субъекта.
  3). Принудительные затраты включают - налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.
  Основной удельный вес среди расходов связанных с извлечением прибыли занимают затраты на производство и реализацию продукции. Все затраты на производство и реализацию составляют полную себестоимость, что является основой для определения цен, прибыли и налога. Этот вид затрат также классифицируется по определенным признакам:
  1.1. - по учетному признаку. Государство устанавливает отдельные принципы и правила по которым налогоплательщики обязаны вести учет затрат на производство и реализацию, регламентирует порядок их начисления и списания, устанавливает источники их покрытия. Детальная классификация представлена сметой затрат на производство и реализацию продукции.
 Смета затрат на производство и реализацию продукции
 1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) в т.ч.
 - сырье и материалы
 - покупные полуфабрикаты
 - топливо
 - энергия
 2. Затраты на оплату труда
 3. Отчисления на социальные нужды в т.ч. в
 Фонд социального страхования РФ
 Пенсионный фонд РФ
 Фонд обязательного медицинского страхования
 4. Амортизация
 5. Прочие затраты
 6. Итого затрат на производство
 7. Затраты списанные на непроизводственные счета
 8. Прирост, уменьшение остатков расходов будущих периодов
 9. Прирост, уменьшение остатков незавершенного производства
 10. Производственная себестоимость товарной продукции
 11. Внепроизводственные расходы в т.ч. на
 - упаковку
 - рекламу
 - транспорт
 - прочие расходы
 12. Полная себестоимость товарной продукции
 
  Затраты формирующие себестоимость продукции учитываются по первым пяти вышеназванным группам.
  Материальные затраты - это самая существенная составляющая, которая включает в себя оплату сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, расходы на тару и тарные материалы, запасные части, затраты связанные с приобретением МБП, средства переданные сторонним организациям за производственные услуги. Их структура зависит от отраслевой принадлежности. Так в материалоемких отраслях промышленности и строительстве основная нагрузка приходится на закупку сырья, а на транспорте - на приобретение топлива, запчастей. Для возмещения этих затрат необходимо, чтобы произведенная продукция была реализована и выручка поступила на счета предприятия. Факт реализации зависит от учетной политики предприятия (реализация определяется на момент отгрузки и предъявления платежных документов покупателю или на момент оплаты отгруженной продукции), и материальные затраты возмещаются после завершения кругооборота средств и реального исступления денег на счета или в кассу. Основой определения стоимости этих затрат является цена их приобретения без учета косвенных налогов. Цена отражается в счете фактуре и составляет базовую себестоимость материалов. К ней добавляются расходы по перевозке, доставке, хранению и, при необходимости, таможенные пошлины. Понесенные предприятием материальные затраты компенсируются лишь в объеме затраченным на реализованную продукцию. Оставшаяся часть оседает в нереализованной продукции, складских запасах. Не все понесенные затраты в отчетном периоде являются основанием для полного их включения в себестоимость, что имеет важное значение для внутрифирменного планирования и налогообложения прибыли. Данное положение следует из принципа бухгалтерского учета отнесения затрат на себестоимость в том периоде в котором получен доход.
  Затраты на оплату труда представляют собой денежные и натуральные (учитываются в денежной форме) выплаты работникам. В эту группу входят вое выплаты которые формируют фонд оплаты труда, кроме того сюда относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты из чистой прибыли. Затраты на оплату труда, в отличии от материальных затрат, включается при их фактическом начислении, независимо от того произвело ли предприятие реальные выплаты.
  Отнесение отчислений на социальные нужды на себестоимость продукции производится при начислении средств на оплату труда, независимо от фактических выплат.
  Амортизация включается в состав себестоимости по установленным нормам к балансовой стоимости основных фондов. Все фонды группируются по срокам эксплуатации, а нормы применяются к стоимости каждой группы. Так как амортизационные отчисления включаются в себестоимость, то это отражается на сумме подлежащих уплате налогов - при прочих равных условиях чем больше размер отчислений, тем меньше налог на прибыль и на имущество.
  Прочие затраты - обширная группа с различными по содержанию и способам отнесения на себестоимость затратами: командировочные, представительские расходы, на рекламу, погашение по кредитам. В пределах установленных норм их относят на себестоимость, а сверхнормативные расходы погашаются за счет чистой прибыли. В эту группу также входят отдельные налоги, административные расходы, затраты по созданию ремонтных фондов, амортизационные отчисления по нематериальным активам. Для каждого элемента предусмотрены свои правила описания.
  Затраты относимые на непроизводственные счета включают стоимость работ по капитальному строительству, капитальному ремонту, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги оказываемые сторонним организациям и непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ выполняемых для сторонних организаций.
  Отдельная группа затрат связана с подготовкой следующего периода производства: остатки незавершенного производства, резерв предстоящих расходов и платежей, расходы будущих периодов.
  Затраты на производство за минусом затрат списанных на непроизводственные счета, расходов будущих периодов, остатков незавершенного производства формируют производственную себестоимость товарной (выпущенной) продукции.
  Очевидно, что затраты классифицированные по учетному признаку влияют на формирование прибыли от реализации и налогооблагаемой прибыли.
  1.2. по способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции различают постоянные (не зависящие от объема выпускаемой продукции) и переменные расходы. Постоянные это административно-управленческие расходы, повременная зарплата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата. Переменные - сырье, материалы, сдельная заработная плата. Подобная классификация также используется при планировании себестоимости продукции.
  1.3. по степени однородности различают элементные и комплексные затраты. Подобное разделение необходимо при планировании себестоимости новых видов продукции.
 
  2. Планирование затрат на реализуемую продукцию
 
  Для достижения оптимальных финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта важным является, помимо абсолютного значения, и структура затрат. Именно поэтому планированию затрат на предприятии уделяется особое внимание. Планирование осуществляется с помощью уже знакомой нам сметы затрат на производство и реализацию продукции. Совокупность материальных затрат, затрат на оплату труда, отчислений социального характера, амортизации и прочих затрат формируют общий объем затрат на производство продукции. Для определения производственной себестоимости из затрат на производство исключаются затраты относимые на непроизводственные счета. Далее учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и незавершенного производства: их прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, а уменьшение - увеличивает. Полученная производственная себестоимость увеличивается на внепроизводственные расходы: т.е. расходы связанные со сбытом продукции.
  Полная себестоимость продукции подлежащей выпуску отличается от себестоимости реализуемой продукции, на базе которой рассчитывается прибыль:
 РП=01+ТП-02
  где РП- объем реализуемой продукции в натуральном выражении;
  01- остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода;
  02- на конец планируемого периода;
  ТП- товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году.
 Зрп=З1+Зтп+32
  где Зрп - затраты на реализуемую продукцию по полной плановой себестоимости на предстоящий период;
  З1 - факт. производственная себестоимость остатков готовой продукции не реализованных на начало планируемого периода;
  З2 - плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода;
  Зтп - плановая полная себестоимость товарной продукции планируемой к выпуску в предстоящем периоде, определяемая в смете.
  Известны два метода определения расходов и доходов:
 1) Метод начислений.
 * Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде в котором они имели место, независимо от фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.
 * Доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг).
 2) Кассовый метод.
 * Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
 * Датой получения дохода признается день поступления средств на счета банка или в кассу предприятия.
  Если выручка планируется по поступлению денег на расчетный счет (в кассу), остатки нереализованной продукции на начало периода включают: готовую продукцию на складе; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, но не оплаченные в срок; товары на ответственном хранении у покупателей. При определении полной себестоимости реализуемой продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической себестоимости отчетного периода. В составе остатков продукции на конец планового периода рассчитываются, как правило, только первые два вышеназванных элемента, т.к. другие обусловлены нарушением договорной дисциплины и поэтому их планирование недостоверно. При определении остатков нереализованной продукции на конец планового периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. Например,
  32=(3тп:дн)* Н,
 где З2 - производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода;
  Зтп - производственная себестоимость товарной продукции в предыдущем периоде;
  дн - кол-во дней предыдущего периода;
  Н - норма запаса в днях.
 Норма запаса может быть определена ориентировочно. Например, по готовой продукции на складе учитывается количество дней, в течении которых продукция находится не складе, а именно: подборка готовой продукции + комплектация партии + упаковка продукции + накопление продукции до необходимой партии + выписка расчетных документов. По товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил, норма соответствует сроку документооборота, т.е. времени движения документа.
  Если выручка планируется по отгрузке продукции, то затраты определяются только с учетом остатков готовой продукции на складе.
  Не менее важное значение помимо планирования выручки имеет работа по формированию производственных запасов. Имея большие запасы предприятие получает широкие возможности для поиска поставщиков, получения скидок, свободу в составлении производственного плана, выполнения больших заказов. Чрезмерные же запасы приводят к омертвлению капитала, к повышению затрат на хранение, риску устаревания. Поэтому важно определить объем запасов, при котором полученная экономия и выгода превышают дополнительные затраты и ущерб от их содержания. В развитых странах для этих целей используется формула Уилсона:
  Зо= v2РС:В,
  где З- оптимальный размер заказа;
  Р- расход запасов;
  С- стоимость выполнения заказа;
  В- время расхода заказа.
  Например, расход запаса 2000ед. за 100дн. Стоимость 100 руб. Оптимальный размер заказа составит: v2*2000*100:100 = 200ед. В нашем примере для своевременного восполнения запаса предприятие должно делать заказ каждые 10 дней (2000:200).
  Предприятие, чтобы обеспечить запланированный объем выпуска должно предусмотреть также и дополнительные расходы по созданию страховых запасов, определить их объем и структуру.
 
  3. Понятие выручки от реализации продукции, ее формирование и использование
 
  Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализованную покупателю продукцию. Выручка является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Именно реализацией продукции и поступлением выручки заканчивается процесс кругооборота средств предприятия, что означает восстановление затраченных на производство финансовых ресурсов и создание условий для возобновления кругооборота средств.
  Выручка поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется (см. рис) на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, запчастей, топлива, энергии. Из выручки происходит отчисление во внебюджетные фонды, налогов в бюджет, выплата заработной платы, возмещается износ основных фондов, финансируются расходы предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость. Вместе с тем, выручка в строгом смысле не является доходом, так как из нее необходимо возместить затраты.
  Предприятия экспортирующие продукцию, получают валютную выручку, для зачисления которой ему в уполномоченном банке открываются два счета: транзитный - для зачисления в полном объеме поступлений и, текущий валютный счет - для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи государству валютной выручки. С текущего счета средства могут использоваться на любые цели: закупку сырья и оборудования у нерезидентов, оплату командировок за рубеж, направляться в качестве вклада в уставный капитал других предприятий, на оплату обучения и стажировок за рубежом.
  Напомним, что существуют два метода отражения выручки от реализации:
  1) по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов - метод начислений. Здесь образованием выручки считается дата отгрузки т.е. в этом случае поступление средств не является фактом определения выручки. В основе данного метода лежит юридический принцип перехода права собственности на товар. Однако, в случае несвоевременной оплаты продукции, несостоятельности покупателя или банка предприятие может иметь проблемы: неплатежи по налогам, срыв контрактов, возникновение цепочки неплатежей. Для сглаживания возможных негативных последствий предприятию представлено право образования резерва по сомнительным долгам, который является допполнительным источником финансирования текущих обязательств. Этот метод широко применяется в развитых странах, где наличие развитых финансовых рынков минимизирует риск. Рекомендации использовать этот метод в России связаны о переходом на международные стандарты учета и статистики, хотя практика зачастую не позволяет этого сделать. Если в розничной торговле операции по продаже товара завершаются поступлением денег в кассу предприятия или на банковский счет по чеку, в мелкооптовой торговле - через авансовые (плановые) платежи, а при случайных поставках может производится предварительная оплата товара, то наибольшая часть операций завершается в момент отгрузки. Инкассация выручки обеспечивается выдачей векселя, аккредитива, платежного поручения банку плательщика или через факторинговые операции
 3) В российской практике распространение подучил метод отражения выручки по мере оплаты - кассовый метод. Моментом образования выручки считается дата поступления средств на счета. Подобный метод лишен недостатков предыдущего. Вместе о тем, в случае авансовых платежей общий размер средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили, а продукция может быть не отгружена или даже еще не произведена.
  Направления использования выручки
 
  Средства поступающие за реализованную продукцию
  Выручка от реализации Косвенные налоги
 Материальные затраты, износ основных фондов Валовый доход НДС Акцизы Другие налоги
 Заработная плата и отчисления Прибыль Налоги относимые на финансовые результаты (на имущество, рекламу, за право использования местной символики)
  Чистая прибыль Налог на прибыль
  Налоги уплачиваемые за счет чистой прибыли (на прибыль, местные, за загрязнение окружающей среды) Дивиденды
  Остаток чистой прибыли распределяемой предприятием
 
 
 
 
 
 
  В настоящее время предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.
  На размер выручки оказывают влияние факторы:
 - в сфере производства;
 - в сфере обращения: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
 - не зависящие от предприятия: нарушение договоров, недостатки в работе транспорта, отсутствие средств у покупателя.
 
 4. Прибыль предприятия
 
  Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и выплатами, а с хозяйственной - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Прибыль исчисленная в бухгалтерском учете не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению понятий бухгалтерской и экономической прибыли. Первая есть результат реализации товаров и услуг, вторая - результат работы капитала. Данная идея принадлежит Давиду Соломону, который исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для: 1) исчисления налогов; 2) защиты кредиторов; 3) для выбора инвестиционной политики. Бухгалтерская трактовка прибыли приемлема для первой цели и неприемлема для третей. Формула Д. Соломона выглядит следующим образом:
  Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течении отчетного периода - Внереализационные изменения стоимости ( оценки) активов в прошлые периоды + Внереализационные изменения стоимости активов в будущие периоды
  Этот подход предполагаем ежеквартальное определение гудвилла (нематериальный актив, отражающий деловую репутацию фирмы) и его колебаний.
  Прибыль выполняет следующие основные функции:
 - является показателем эффективности деятельности предприятия;
 - обладает стимулирующей функцией, т.к. выступает основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
 - является источником формирования бюджетов различного уровня.
  В российской практике употребляются следующие понятия прибыли.
 Валовая прибыль - сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
  Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС, акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость.
  Формирование выручки ввязано с особенностями выполняемых работ и применяемыми формами расчетов. Например, в строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ выполненных по договорам подряда и субподряда. Для определения прибыли используется фактическая себестоимость сданных работ. В торговле, снабженческих и сбытовых организациях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров. Валовый доход исчисляется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для определения прибыли из него исключаются издержки обращения торговых, снабженческих, сбытовых организаций. На транспорте и связи выручка отражает средства полученные за предоставляемые услуги по действующим тарифам. В качестве себестоимости выступает показатель эксплуатационных расходов предприятий транспорта и связи с учетом расходов по экспедиционным и погрузочно-разгрузочным работам.
  В валовую прибыль включено также превышение выручки от реализации основных фондов и иного имущества, что прежде всего означает прирост капитала. Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества - это финансовый результат не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе хозяйствующего субъекта. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать свое имущество: здания, сооружения, оборудование, транспортные сродства, материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый же результат имеет место только при продаже перечисленных видов. Он определяется как разница между выручкой от реализации имущества (за вычетом НДС, спецналога) и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации, скорректированной на коэффициент инфляции. Под иным имуществом понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты), валютные ценности (валюта, ценные бумаги в валюте, драгоценные металлы и камни), ценные бумаги.
  Влияние на величину валовой прибыли оказывают и доходы и расходы от внереализационных операций. Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанных о реализацией продукции, основных фондов, иного имущества, выполнением работ и услуг. Финансовый результат определяется как доходы за минусом расходов по внереализационным операциям.
  К доходам по внереализационным операциям относят:
  - доходы подученные на территории РФ и за пределами от долевого участия в деятельности других предприятий (т.е. часть прибыли поступающая учредителю в оговоренном размере или дивиденды по акциям пакетом которых владеет предприятие);
  - дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам;
  - доходы от сдачи имущества в аренду;
  - доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;
  - присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие санкции, а также доходы от возмещения убытков;
  - прибыль прошлых лет выявленная в отчетном году (суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; суммы полученные от покупателей по перерасчетам за реализованную продукцию);
  -положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям с валютой;
  - проценты по денежным средствам числящимся на счетах предприятия.
  К расходам по внереализационным операциям относят:
  -затраты по аннулированным производственным заказам, а также на производство не давшее продукции, исключая потери возмещаемые заказчиками;
  -затраты на содержание законсервированных мощностей, за исключением затрат возмещаемых из других источников;
  -не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  - потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;
  - убытки по операциям с тарой;
  - судебные издержки и арбитражные сборы;
  - признанные предприятием штрафы , пени, неустойки и возмещение причиненных убытков;
  - суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
  - убытки по операциям прошлых лет выявленные в отчетном году, убытки от Списания безнадежной дебиторской задолженности;
  - некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий;
  -некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и других экстремальных условий;
  - убытки от хищений, виновники которых не установлены;
  -отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям с валютой.
  Так как валовая прибыль хотя и установлена законодательно, но не отражается в балансе целесообразно использовать тождественное (до принятия соответствующего нормативного документа) понятие балансовой прибыли. Балансовая прибыль - конечный финансовый результат отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса.
  Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста и определения общей рентабельности деятельности. Валовая же прибыль используется для целей налогообложения прибыли, для чего состав внереализационных доходов и убытков корректируется на величину штрафов, пени перечисленных в бюджет. Например:
  - штрафы уплаченные составили 350 тыс. руб. в т.ч. в бюджет в виде санкций - 190 тыс. руб;
  - штрафы полученные - 371 тыс. руб.;
  Тогда в состав балансовой прибыли в качестве дохода будет включена 21тыс. руб. (371 тыс. руб. - 350 тыс. руб), а в состав валовой будет включено 211 тыс. руб. (371 - (350 - 190)).
  Чистой прибылью - называют прибыль остающуюся на предприятии после уплаты всех налогов и используемую на развитие производства и социальные нужды.
  Объектом распределения на предприятии является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно регулируется только часть прибыли поступающая в бюджет. Определение направлений расходования прибыли остающейся в распоряжении предприятия находится в его компетенции. Таким образом, прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками. Налоговые платежи не должны влиять на заинтересованность предприятия в результатах деятельности. Распределение между предприятием и собственниками должно учитывать не только современное положение предприятия но и перспективы его развития.
  Формирование фондов и резервов вышестоящих организаций ( холдингов, консорциумов) за счет прибыли входящих в них предприятий осуществляется по нормативам, устанавливаемым вышестоящим органом управления. Эти нормативы носят индивидуальный характер и зависят от финансового положения хозяйствующего субъека.
  На предприятии распределению подлежит чистая прибыль из которой также возможны некоторые налоговые отчисления в местные бюджеты и финансовые санкции.
  Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать направление ресурсов на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам.
  Распределение прибыли регламентируется в уставных документах предприятия. В соответствии о уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не создаются, то в целях планового расходования средств составляются соответствующие сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.
  К расходам связанным с развитием производства относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоение новой продукции и технологических процессов, затраты связанные о техническим перевооружением производства, расширением предприятия, проведением природоохранных мероприятий, расходы по погашению долгосрочных кредитов. Накопленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, а также может перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам.
  Распределение на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.
  К материальным поощрениям относятся выплаты премий работникам за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременные пособия, компенсация стоимости питания.
  Очевидно, что вся прибыль остающаяся в распоряжении предприятия разделяется на прибыль увеличивающую стоимость имущества (т.е. участвующую в накоплении) и прибыль направляемую на потребление (не увеличивающую стоимость имущества). Если прибыль не расходуется она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития предприятия.
 
 
  5. Планирование выручки и прибыли предприятия
 
  В процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты могут осуществлять планирование выручки на год, квартал, оперативно. Оперативно - для контроля за своевременностью поступления средств. Общая сумма выручки включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства, выручку от выполнения работ и услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки необходимо знать объем реализации в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок, экспортных тарифов т.к. они не принадлежат предприятию. Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя из объема выполненных услуг и соответствующих цен и тарифов. Существует два метода определения плановой выручки:
  1) Метод прямого счета - основан на гарантированном опросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов. Это достоверный способ, при нем план выпуска и объем реализации увязаны со опросом, известен ассортимент и цены:
  В=Р*Ц
  где В - выручка от реализации;
  Р - объем сопоставимой реализуемой продукции;
  Ц - цена единицы реализуемой продукции.
  2) Основой расчетного метода является объем реализуемой продукции корректируемый на входные и выходные остатки. В этом случае планирование аналогично планированию затрат.
 В=Он + Т - Ок
  где Он - нереализованные остатки готовой продукции на начало планового периода;
  Т - товарная продукция предполагаемая к выпуску в план. периоде;
  Ок - остатки нереализованной продукции на конец план периода.
  Все составные части выручки выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действующих ценах периода предшествующему планированию, товарная продукция и остатки нереализованной продукции - в ценах планируемого. В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах лежит объем производственной программы, которая составляется на основе заявок и заключенных договоров.
  Остатки нереализованной продукции на начало периода на предприятии могут не учитываться, поэтому используется ожидаемая величина, так же как и при планировании затрат, а стоимость остатков оценивается о помощью коэффициента пересчета: частное от деления объема продукции в ценах периода предшествующего плановому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
  Остатки на начало периода (при кассовом методе) включают:
 - товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк;
 - товары отгруженные срок оплаты которых не наступил;
 - товары не оплаченные в срок;
 - товары на ответственном хранении у покупателя.
 По отгрузке, нереализованными считаются только готовая продукция на складе.
  В рыночных условиях существенным является определение отпускных цен. Это обусловлено тем, что если в цену заложена недостаточная рентабельность, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать вое меньшими средствами.
  В условиях стабильного развития экономики применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки. Задачей такого прогноза является оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов. Например от цены. Эластичность спроса определяется:
  Э=%изм.В : %изм.Ц
  где Э - эластичность спроса;
  В - выручка;
  Ц- цена.
  Спрос эластичный (т.е. повышение цены приведет к большему снижению выручки) если Э>1. Если неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на продукцию для максимизации выручки.
  Эластичность может быть расчитана также по доходам потребителей, по замещающим и дополняющим товарам.
  Планирование прибыли выступает как составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В условиях стабильной экономики планирование осуществляется на 3-5 лет, распространено также текущее планирование (в рамках одного года) и кратковременное (на квартал, полугодие). Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли и в первую очередь прибыль от реализации продукции. Основой расчетов здесь служит объем продаж. Объем ограничивается имеющимися производственными мощностями. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных договоров, которая зависит от планового объема реализации и от величины готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать изменения остатков незавершенного производства. Производственная программа, в свою очередь является основой расчета потребности в материалах. Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда, которые называются еще расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно также необходимо нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции.
  Далее составляется смета расходов включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от состава объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные расходы. В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
  На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Эти затраты связанные с обслуживанием и управлением производством, а также продвижением товаров на рынок. Часть этих затрат зависит от объема продаж (комиссионные), другие же учитываются в общей сумме. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются также данные о предстоящих операционных и внереализационных доходах и расходах.
  Названный метод известен как метод прямого счета, в основе которого лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант расчета предполагает укрупненное планирование по позициям плана.
  Расчитывается
  Птп = Цтп - Стп,
  где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
  Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
  Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат).
  Затем расчитывается
  Прп = Врп - Срп,
  где Прп - планируемая прибыль по продукции подлежащей реализации в предстоящем периоде;
  Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
  Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
  Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяются о учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
  Таким образом,
  Прп = Пн + Птп - Пк,
  где Прп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
  Пн - прибыль в остатках продукции не реализованной на начало планируемого периода;
  Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
 Пк - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планового периода.
  Такая методика лежит в основе укрупненного прямого счета. Ее разновидностью является метод поассортиментного планирования. В этом случае прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции. Прибыль суммируется по всем позициям и к полученному результату прибавляется прибыль в остатках нереализованной на начало периода продукции. Укрупненный метод применим на предприятиях с незначительной номенклатурой. Главным достоинством метода прямого счета является его точность в стабильных экономических условиях.
  При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, поэтому известны ее полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным определяется базовая рентабельность:
  Рб = (По:Стп) * 100%,
  где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного периода);
  Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.
  Допустим, что По=100, Стп-400. Тогда Рб = 25%
  С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого периода на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года. Если объем товарной продукции планового года по себестоимости базисного составляет 500 руб., то прибыль = 500*25% = 125 руб. Это учет первого фактора т.е. объема производства.
  Далее расчет ведется в следующей последовательности:
  1) Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в плановом году. Например, на основе прогноза о росте цен на сырье, увеличении амортизационных отчислений и пр. предполагается что себестоимость по сравнению с базисным годом возрастет на 20 руб.
  2) Определяется влияние ассортимента, качества продукции. Эти расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте, качестве продукции. Допустим, рост прибыли за счет этих факторов - 25 руб.
  3) После обоснования цены на готовую продукцию планового года определяется влияние роста цен. Допустим, увеличение цен даст дополнительно 30 руб.
  4) Суммарное влияние факторов в нашем случае составит 125 руб. - 20 руб. + 25 руб. + 30 руб. = 160 руб.
  5) Теперь учитывается влияние остатков готовой продукции на начало (например они составили 10 руб.) и конец планируемого периода (составили 5 руб.). Имеем: 10 руб. + 160 руб. -5 руб. = 165 руб.
 Изученный метод учитывает влияние факторов, но в условиях быстрого изменения внешней среды он оказывается неточным.
 
 
  Вопросы для самопроверки
 
 1. Что представляют собой и как классифицируются затраты предприятия?
 2. Как взаимосвязаны выручка, расходы и прибыль?
 3. Какое влияние на конечные результаты деятельности предприятия оказывает структура затрат? Как происходит планирование себестоимости?
 4. В какой мере планирование выручки от реализации продукции зависит от выбранной предприятием учетной политики?
 5. Какие факторы влияют на выручку от реализации продукции?
 6. Чем отличается бухгалтерская прибыль от экономической?
 7. Какие факторы влияют на величину прибыли?
 8. Как формируется и распределяется прибыль на предприятии?
 
 
  IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
  Из главы Вы узнаете:
 * какие организационно-правовые формы предприятий существуют;

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу