<< Пред.           стр. 3 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

  ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 540
  ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (р. 1928) 542
  ТРАДИЦИИ 543
  ТРАНСАВАНГАРД 544
  ТРАНСКУЛЬТУРАЦИИ ИНВЕРСИЯ 544
  ТРЁЛЬЧ (Troeltsch) Эрнст (1865-1923) 545
  ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) 546
  ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938) 546
  ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905) 547
  ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич (1894-1943) 548
  У 548
  УАЙТ (White) Лесли Элвин (1900-1975) 549
  УИЛЬЯМС (Williams) Реймонд (Генри) (1921-1988) 552
  УИССЛЕР (Wissler) Кларк (1870-1947) 552
  УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (1864-1936) 553
  УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ 555
  УНИВЕРСАЛИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ 555
  УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ 556
  УОРНЕР (Warner) Уильям Ллойд (1898-1970) 557
  УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) 558
  Ф 559
  ФАУСТОВСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 559
  ФЕВР (Febvre) Люсьен (1878-1956) 560
  ФЕДОРОВ Николай Федорович (1829-1903) 560
  ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) 562
  ФЕЙБЛМАН (Feibleman) Джеймс Керн (р. 1904) 562
  ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 563
  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 565
  ФИЛОЛОГИЯ 566
  ФИЛОСОФИЯ 567
  ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (культурфилософия) 568
  ФЛЕК (Fleck) Людвик (1896-1961) 568
  ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937) 569
  ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (1893-1979) 570
  ФОЛЬКЛОР (в культурологическом аспекте) 571
  ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ 574
  ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) 575
  ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА 576
  ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Школа Дюркгейма) 578
  ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856-1939) 579
  ФРЕЙДЕНБЕРГ Ольга Михайловна (1890-1955) 579
  ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео (1873-1938) 581
  ФРОММ Эрих (1900-1980) 582
  ФРЭЗЕР (Фрейзер) (Frazer) Джеймс Джордж (1854 -1941) 583
  ФУКО (Foucault) Мишель Поль (1926-1984) 583
  ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 584
  ФУНКЦИОНАЛИЗМ 586
  ФУНКЦИЯ (от лат. - исполняю, совершаю) 586
  ФУТУРИЗМ (от лат. - будущее) 587
  Х 588
  ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (р. 1929) 588
  ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889-1976) 589
  ХАНТИНГТОН (Huntington) Сэмюэл Филипс (р. 1927) 590
  ХЕЙЕРДАЛ (Heyerdahl) Тур (р. 1914) 591
  ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) 592
  ХОРНИ (Horney) Карен (1885-1952) 593
  ХРОНОТОП (дословно "время-пространство") 594
  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 595
  ХЭППЕНИНГ (англ. - случаться, происходить; в буквальном значении - происходить здесь и сейчас, непреднамеренно) 597
  Ц 597
  ЦЕННОСТИ 597
  ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 598
  ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. -благоговение, священнодействие, культовый обряд) 598
  ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (Ц.к. "культурно-исторических типов, "великих культур", "локальных цивилизаций" и т.п.) 599
  ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. - гражданский) 599
  ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935) 600
  Ч 601
  ЧЕЛОВЕК 601
  ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964) 602
  Ш 603
  ШАККА (Sciacca) Микеле Федерико (1908-1975) 603
  ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965) 604
  ШЕЛЕР (Scheler) Макс (1874-1928) 605
  ШЕСТОВ ЛЕВ (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938) 606
  ШИЗОАНАЛИЗ 607
  ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893-1984) 608
  ШКОЛА "АННАЛОВ" ("новая истор. наука") 609
  ШКОЛА ВЫГОТСКОГО 610
  ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ 611
  ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ 611
  ШОК КУЛЬТУРНЫЙ 611
  ШОР Розалия Осиповна (1894-1939) 612
  ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880-1936) 613
  ШПЕТ Густав Густавович (1879-1937) 614
  ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (1882-1963) 615
  ШУТЛИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, или ритуальная шутливость 615
  ШЮЦ (Schutz) Альфред (1899-1959) 616
  Э 617
  ЭБНЕР (Ebnpr) Фердинанд (1982-1931) 617
  ЭВАНС-ПРИЧАРД (Evans-Pritchard) Эдвард Эван (1902-1973) 618
  ЭВОЛА (Evola) Чезаре Андреа Джулиаию (1898-1974) 618
  ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 619
  ЭГГАН (Eggan) Фредерик Рассел (р. 1906) 620
  ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 621
  ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (1846-1926) 622
  ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович (1886-1959) 623
  ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ 624
  ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932) 626
  ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче (1907-1986) 626
  ЭЛИАС (Elias) Норберт (1897-1990) - нем. Социолог-эмигрант 627
  ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965) 628
  ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее) 629
  ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 1912) 631
  ЭНТЕЛЕХИЯ 632
  ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ 633
  ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Гомбургер (1902-1994) 634
  ЭРИСТИКА в культуре 20 в. 635
  ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917) 638
  ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 639
  ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. - последний, конечный, учение) 641
  ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ 641
  ЭТНОГЕНЕЗ 642
  ЭТНОГРАФИЯ 642
  ЭТНОГРАФИЯ в России (СССР) 643
  ЭТНОЛИНГВИСТИКА (антрополог, лингвистика, лингвистич. антропология и др.) 644
  ЭТНОЛОГИЯ 647
  ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ 650
  ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ 651
  ЭТНОЦЕНТРИЗМ 651
  ЭТОЛОГИЯ (от греч. "этос" - обычай, нрав, характер) 651
  Ю 653
  ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961) 653
  Я 655
  ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ 655
  ЯЗЫК СИМВОЛОВ 656
  ЯКОБСОН Роман Осипович (1896-1982) 657
  ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969) 657
  Указатель имен для второго тома М-Я 658
  Список сокращений 684
  Культурология
  XX век
  энциклопедия
  Том первый
  А-Л
  Санкт-Петербург Университетская книга
  1998
  ББК92
  Издание подготовлено при поддержке
  Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ).
  (Проекты N 93-06-10191 и N 96-03-16097.)
  В подготовке издания принимали участие ведущие специалисты
  Института научной информации по общественным наукам, Центра гуманитарных научно-информационных исследований, Института Всеобщей истории Российской академии наук
  и преподаватели высших учебных заведений
  Книга издана при организационной поддержке Фонда "Учебная Литература"
 
 
  Редакционная коллегия
  Ж.М. Арутюнова, В.Н. Басилов, И.С. Вдовина, В.Д. Губин, П.С. Гуревич, Г.И. Зверева, В.Б. Земсков, Л.Г. Ио, Л.А. Микешина, Л.А. Мостова, М.Н. Соколов, П.В. Соснов, Л.В. Скворцов, А.Я. Флиер
  Главный редактор, составитель и автор автор проекта
  С.Я. Левит
  Ответственный редактор: Л.Т. Мильская
  Редактор: Е.Н. Балашова
  Библиографы: Е.Н. Балашова, Л.Г. Лузина, Н.И. Михайлова, Е.О. Опарина, И.А. Осиновская, М.А. Ходанович
  Художник: П.П. Ефремов
  Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; 000 "Алетейя",1998.447 с.
  ISBN 5-7914-0027-6 ISBN 5-7914-0028-4 (T.I)
  Настоящее издание представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия; основное внимание сосредоточено на проблемах формирования культурологии в XX веке. В издание включены статьи, дающие представление об основных направлениях, школах, познавательных категориях и понятиях культурологии, а также о наиболее крупных мыслителях XX века, заложивших основы этой науки. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях и идеях культуры, ключевых проблемах культурологии. В проблемных статьях представлен спектр различных точек зрения, отражена авторская концепция, выявлены трудности, связанные со становлением культурологии в XX веке. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, охватывающей более обширный период.
  (c) С.Я. Левит, составление, 1998
 
  От редакционной коллегии
  Энциклопедия "Культурология. XX век" представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации.
  Культурология формируется на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров.
  Культурология - наука о прошлой и современной культуре, ее структуре, функциях, перспективах развития. Она изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект - культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, "особый модус общественно-исторического бытия", охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы, "неотчужденную духовность, воплощенную в повседневном существовании с растворенными в нем человекосоразмерными бытовыми культурными символами" (Г.С. Кнабе).
  За всем многообразием определений культуры отчетливо проступают две смысловые доминанты, два образа культуры - обобщенные отражения действительности в виде знаний о ней и о методах ее изменения, научных теорий и художественных образов, с одной стороны, и непосредственно жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно-исторически детерминированное отражение форм и способов такого взаимодействия во внутреннем мире людей, их верованиях, убеждениях, вкусах, в их поведении, повседневном быту, отношениях, привычках, нравах - с другой. "Культурология является частью собственного предмета исследования (культуры), как бы ее автоинтерпретацией" (Е.И. Галахов).
  Культурология включает в себя теоретический срез - построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез - показ реального процесса развития культуры, функционирования ее стереотипов, образов, миросозерцании, норм, ее регулирующих.
  Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология - современную культурную жизнь. В действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос, что такое культура, может быть решен с позиций целостного понимания истории, т.е. с позиций философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры - попытка обозреть предшествующее развитие человечества с т.зр. целей, потребностей и задач современности. Как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее философскому осмыслению, к теории культуры; исторические и теоретические способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве.
  Культурология не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической т.зр., включающей все индивидуальные формы. Различные формы деятельности не образуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборствуют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, ее идеал и причудливые фантазии мифа и искусства. Если мы ограничимся лишь содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верованиями, искусством, наукой), то рассмотреть их как целостность оказывается невозможным. Философский синтез предполагает нечто иное - единство процесса творчества и воспроизводства норм, традиций, ценностей и др. Вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм, всякая деятельность направлена к единой цели - социальной интеграции людей и удовлетворению их интересов и потребностей. В отдельных науках, на стыке которых складывается культурология, на основе присущих им некоторых принципов организации фактов человеческой культуры систематизируются и упорядочиваются ее явления. Культурологии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый отдельными науками о культуре. Работа всех ученых - это не только накопление фактов, но теоретическая, конструктивная работа. Эта спонтанность и продуктивность - подлинный центр всей человеческой деятельности, важнейшей характеристики человека. В этом - высшая человеческая сила и одновременно естественная граница человеческого мира. Все, что только и может сделать человек, - это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум - "символическую вселенную", которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать человеческий опыт, а также обретать индивидуальность через приобщение к космосу культуры. Человек выражает и упорядочивает свою жизнь, придает форму своему существованию. Различные способы выражения этой жизни устанавливают свою собственную форму; каждый способ выражения живет собственной жизнью, создавая род вечности - человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования. Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие полярные противоположности, напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. В мифе и религии тенденция к стабилизации перевешивает противоположную. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть "оформление" бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, индивидуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внутреннюю жизнь художника, но и открывает нам "сверхиндивидуальное бытие". Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. В каждой из форм своей деятельности человек проявляет и испытывает новую возможность - возможность построения своего "идеального мира", "символического мира", "символической вселенной культуры". В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность - упорядочить свое существование и сделать его значимым.
  Культурология стремится понять мир культуры не как простое скопление разрозненных явлений и фактов, а осмыслить эти факты и явления как целостность.
  Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал термин "культурология" для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием "культура" и исследовано наукой под названием "культурология". В публикации "The System of The Sciences", Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1915, pp. 101-90, В. Оствальд определяет место культурологии в системе наук XX века.
  В 1939 г. Лесли А. Уайт обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology//American Anthropologist, vol. 41, 1939, p. 571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как "наука о культуре". Использование названия "культурология" для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии. Под его влиянием произошел поворот от частных, ориентированных на архаику исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах.
  Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. В работах М. Вебера, А. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В. Дильтея, Р. Кронера, Э. Кассирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М. Бахтина, А. Лосева, О. Фрейденберг и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, ее творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.
  Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала "Анналы", ныне "Анналы. История, социальные науки"*, представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры - школы "Анналов". Суть "коперниканской революции",
 ____________
 * С 1929 по 1994 название журнала несколько раз менялось. См. статью Школа "Анналов".
  6
  совершенной этим направлением, состояла в замене классической "истории-повествования" "историей-проблемой", в попытке создать "тотальную" историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи - экономические, социальные, культурные. Школа "Анналов" акцентирует внимание на исследовании всего общества в его целостности и многообразии социальных взаимосвязей. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук, комплексного синтезирующего описания, что с необходимостью порождает "антропологический" принцип исследования, познание историко-культурного процесса изнутри - через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.
  На протяжении веков культура рассматривалась как совокупность достижений в области искусства, науки и просвещения. Эта "высокая" культура оперировала обобщенными художественными образами и научными идеями, возвышалась над эмпирической действительностью. В силу общей "антропологической" тенденции возник вопрос об изучении истории и культуры через реалии быта - вещи, привычки, повседневное существование. В этом контексте культура стала рассматриваться как форма исторической жизни, ее порождение, социальная функция и язык.
  Наука о культуре как об особом модусе общественно-исторического бытия находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук. Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления - следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости.
  В предлагаемой вниманию читателей энциклопедии мы ограничиваемся проблемами формирования культурологии в XX веке, т.е. тем периодом, когда интегративные процессы в различных науках о культуре обозначили контуры этой целостной области знания.
  Энциклопедия дает представление об основных познавательных категориях, направлениях, школах, явлениях культуры и наиболее крупных мыслителях XX века, заложивших основы культурологии. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях культуры, идеях культурологии, ее ключевых темах. Значительную смысловую нагрузку несут также статьи, разъясняющие основные понятия, категориальный аппарат, язык культурологии. Композиция издания позволяет не только выявить логику науки о культуре, познавательные подходы к ее изучению, исследовательские направления и школы в культурологии, но и обнаружить дискуссионность проблемы и трудности, связанные со становлением культурологии в XX веке, системы ее принципов и законов, формированием ее смысловой области на границе с другими науками.
  Ясно осознаем, что многолетняя работа над этим изданием (1991-1997) - лишь начало трудного пути. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, готовящейся к изданию.
  Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит
 
  А
 
  АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (беспредметное, нефигуративное)
  - направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из осн. направлений авангарда. Первые абстр. произведения были созданы в 1910 В. Кандинским и в 1912 Ф. Купкой. Эстетич. кредо А.и. изложил Кандинский ("О духовном в искусстве", 1910 и ряд др.). Суть его в том, что искусство, освободившееся от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее Духовное. А.и. развивалось по двум осн. путям: 1) гармонизации "бесформенных" цветовых сочетаний; 2) создания геометрич. абстракций. Первое направление (гл. представители - ранний Кандинский, Купка) довело до логич. завершения поиски фовистов и экспрессионистов в плане "освобождения" цвета от форм реальной действительности. Гл. акцент делался на самостоят, выразит, ценности цветового пятна, его колористич. богатстве цветовых отношений, на муз. ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью к-рых А.и. стремилось выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", движение "космич. сил", а также лиризм и драматизм человеч. переживаний, т.е. переносило на живопись многие функции музыки.
  Второе направление причисляет к своим родоначальникам Сезанна и кубистов; оно характеризуется созданием новых типов худож. пространства путем сочетания всевозможных геометрич. форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Оно имело ряд разветвлений: в России - лучизм М. Ларионова, "беспредметничество" О. Розановой, Л. Поповой, супрематизм К. Малевича; в Голландии - группа "Стиль" во главе с П. Мондрианом и Т. ван Дусбюргом. Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую "простоту, ясность, конструктивность, функциональность" чистых геометрич. форм "случайности, неопределенности и произволу природы" (ван Дусбюрг). После Второй мир. войны новое поколение абстракционистов (Дж. Поллок, де Кунинг и др.) восприняло от сюрреализма принцип "психич. автоматизма". У Поллока акцент в творч. акте перемещается с произведения (оно теперь не является целью творчества) на процесс создания картины, к-рый становится самоцелью. Отсюда берет начало "живопись-действие". Разновидностью А.и. в США с 50-х гг. становится "абстр. экспрессионизм" (М. Ротко, А. Горки и др.).
  А.и. открыло новые горизонты выражения духовного только с помощью цвета и абстр. форм, уведя искусство от повседневной эмпирии, практицизма, утилитаризма, социальной ангажированности. Однако работа только с цветом и формой требует утонченного художе-ственно-эстетич. чувства, к-рым обладают лишь единицы даже среди живописцев. Это сугубо элитарное искусство, поэтому в мире абстр. полотен 20 в. встречаются лишь единицы действительно выдающихся произведений, поднявшихся на уровень классики. Среди них многие работы Кандинского и Малевича бесспорно занимают первое место. Отказавшись от использования изобразит, принципов, органически присущих живописи как виду искусства, А.и. абсолютизировало эстетич. значимость цвета и абстр. формы и тем самым в целом значительно сузило изобразительно-выразит. возможности живописи. Собственно живописные находки А.и. (в области гармонизации цвета и формы, повышенной цветовой экспрессии) активно используются сегодня живописцами самых разных направлений, а также в дизайне, в оформит, искусстве, в театре, кино, телевидении, во многих совр. арт-практиках.
  Лит.: Brion М. Art abstrait. P., 1956; Abstrakte Kunst. Theorien und Tendenzen. Baden-Baden, 1958; Poensgen G., Zahn L. Abstrakte Kunst: eine Weltsprache. Baden-Baden, 1958; Vallier D. L'Art abstrait. P., 1967; Capon R. Introducing Abstract Painting. L., 1973; Blok C. Geschichte der abstrakten Kunst, 1900-60. Koln, 1975; Balla G. Origin! dell'astrattismo. 1885-1919. Mil., 1980.
  В.В. Бычков
 
  АБСУРД
  - понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus - неблагозвучный, несообразный, нелепый, от surdus - глухой, тайный, неявный; наиболее важными пограничными значениями слова "А." представляются глухой (как неслышимый), неявный и нелепый: А. в данном случае воспринимается не как отсутствие смысла, а как смысл,
  8
  к-рый неслышим. Понятие А. тесно связано с рационалистич. логикой. В характерной для неорационализма статье М. Стафецкой "Феноменология А." А. определяется как "ловушка, в к-рую попадает сознание", как "плата за ослепление доказательной мощью понятия". Для рационалистов А. - бездна, отделяющая правильный, разумный мир сознания от беспорядочной гармонии хаоса, со всех сторон продуваемой ветрами смыслов. А. - неявен, он одновременно имеет и не имеет место, т.е. находится в и вне нашего мира. Поэтому абсурдное для нашего мира в другом мире может восприниматься как имеющее умопостигаемый смысл. "А. - граница формализованного мышления, без к-рой оно не может функционировать" (Г. Померанц). Переходя эту границу, формализованный разум может достигать качественно нового уровня (напр., алгебра Буля, геометрия Лобачевского, физика Эйнштейна и Бора). Абсурдное мышление выступает в качестве импульса к образованию иного мира, одновременно расширяя иррац. основу мысли; а сам А. обретает смысл, к-рый может быть высказан и понят.
  В рус. языке есть слово, семантически вбирающее в себя понятия А. и нонсенса - бессмыслица. Нонсенс и бессмыслица во многом имеют сходные значения: нонсенс - не простое отсутствие смысла, а скорее активная невозможность существования смысла; бессмыслица - проистекающая из этого невозможность проявления действий субъектом, этого смысла лишенным. Одна из наиболее значит, теорий бессмыслицы была разработана в кружке "чинарей" (А. Введенский, Я. Друскин, Л. Ли-павский, В. Олейников, Д. Хармс). Этот кружок, существовавший в 20-30-е гг., - попытка художественно-филос. развития и преодоления традиции рус. авангарда. Своеобразным манифестом "чинарей" можно считать строки А. Введенского "Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна..." Исходя из тезиса о текучести мысли и языка, у "чинарей" можно различить два вида бессмыслицы. Первый - бессмыслица речи, в к-рой слова вводятся в непривычный для них контекст, что приводит к "столкновению смыслов" в тексте и языке. Через разрушение ассоциативных и логич. связей "чинари" создавали свой язык, в к-ром даже отд. слово могло быть переполненной смыслами герметической метафорой. Второй вид бессмыслицы можно назвать онтологическим. Возможно, это было самое близкое соприкосновение (а не заимствование!) рос. филос. традиции с франц. экзистенциализмом.
  В отличие от экзистенциалистов, считавших, что нонсенс просто противоположен смыслу, Делёз пишет: "Нонсенс - то, что не имеет смысла, но также и то, что противоположно отсутствию последнего, что само по себе дарует смысл..." Делёз отмечает, что в структурализме смысл не является целью (а иногда и ценностью). "Смысла всегда слишком много, это избыток, производимый нонсенсом как недостатком самого себя".
  Однако существует и другая традиция истолкования смысла, традиция, в к-рой "смысл должен быть найден, но не может быть создан". Это "смыслоцентрич." традиция находит свое выражение и в европ. рационалистич. философии 18-19 вв., и в экзистенциализме, и в других течениях гуманитарной мысли Запада. В "гуманистич. психологии" смысл существует и как условие человеч. существования, и как смысл конкр. ситуации. Это проявляется и тогда, когда речь идет о смысле жизни человека, о конкр. ситуации в бытии или о слове в тексте. Но, говоря об интерпретации слова (самого по себе или в контексте), мы сталкиваемся с двумя понятиями - смысл и значение, - разграничение областей действия к-рых составляет одну из важнейших проблем совр. герменевтики и деконструктивизма. Деррида понимает значение текста как навязывание этого значения читателем, "вкладывание" его в текст, якобы этого смысла не имеющий. Он исходит из того, что слово и обозначаемое им понятие никогда не могут быть одним и тем же. Э. Хирш разделяет данные понятия; для него смысл (meaning) - первонач. смысл, получаемый читателем при восприятии текста, а значение (significance) возникает в рез-те соотнесения первонач. смысла с контекстом внутр. мира интерпретатора. Существуют и другие трактовки значения и смысла, но все они выводят нас на глобальную проблему понимания.
  Лит.: Введенский А. Полн. собр. соч. в 2-х тт. М., 1993; Друскин Я.С. Видение невидения. СПб., 1995; Неретина С. Верующий разум. Архангельск, 1995; Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Стафецкая М. Феноменология абсурда// Мысль изреченная. М., 1991; Барт Р. Избр. работы: Семиотика, поэтика. М., 1994; Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995; Hirsch E.D. The Aims of Interpretation. Chi.; L., 1976.
  А. Г. Трифонов
 
  АВАНГАРД
  - термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов искусства. Однако в 20 в. А. приобрел глобальное значение мощного феномена худож. культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие А., они имеют общие культурно-истор. корни и многие общие осн. характеристики. А. есть, прежде всего, реакция художественно-эстетич. сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техн. прогрессом 20 в.
  В сфере научной мысли косвенными побудителями А. явились гл. достижения во всех сферах научного знания с к. 19 в.; в философии - осн. учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-пси-
  9
  хиатрии, прежде всего, фрейдизм. В гуманитарных науках - выведение лингвистики на уровень философско-культурологич. дисциплины; отход от европоцент-ризма и как его следствие - возросший интерес к вост. культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерич. учении. В социальных науках - социалистич., коммунистич., анархистские теории.
  К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиц. искусства (особенно его последнего этапа - новоевроп.) и традиц. ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыват., "бурж.", "академическим"; в визуальных искусствах и лит-ре - демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. "прямого" (реалистически-натуралистич.) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож. выражения; а отсюда - часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевроп. культуры видами искусства; тенденции к синтезу отд. искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене.
  Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, А. принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере - в искусстве. Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы худож. выражения. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логич. завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиц. культуры) того или иного элемента или совокупности элементов худож. языков, изобразительно-выразит. приемов и подходов традиц. искусств, вычлененных из традиц. культурно-истор. контекстов. При этом цели и задачи искусства виделись представителям разл. направлений А. самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевроп. понимании.
  Возможна лишь очень условная классификация, притом только по отд. параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов А.
  - По отношению к НТП, к тем или иным достижениям науки, техники, технологии. Безоговорочное принятие НТП и его апология: футуризм, конструктивизм, супрематизм, лучизм, "аналитич. искусство", конкр. поэзия, конкр. музыка, кинетич. искусство, концептуализм. Внутр. неприятие открытий естеств. наук и технологич. достижений: фовизм, экспрессионизм, отд. школы и представители абстр. искусства, наивное искусство, сюрреализм, театр абсурда, экзистенциализм в лит-ре, Шагал, Клее, Модильяни, Мессиан. Внешне двойственное или невыраженное отношение у других направлений и представителей А. Отд. направления и художники А. активно опирались на достижения естеств. и гуманитарных наук. Так, сюрреализм и театр абсурда сознательно использовали многие достижения фрейдизма и юнгианства, нек-рые направления в лит-ре, театре, музыке находились под влиянием филос. учений Бергсона или экзистенциализма; концептуалисты построили свою теорию на новейших достижениях лингвистики и филологии. Внутренне весь А. является позитивной или негативной реакцией на НТП.
  - В отношении духовности. Материалистич., осознанно сциентистская, позитивистская, резко отрицат. позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: кубизм, конструктивизм, "аналитич. искусство", кинетизм, поп-арт, оп-арт, концептуализм (в осн. своих направлениях), боди-арт и др. Напротив, интенсивные (осознанные или неосознанные) поиски Духа и духовного как спасения от засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстр. искусства (Кандинский и ориентирующиеся на него), в рус. символизме 20 в. (хотя он только частично может быть отнесен к А.), в супрематизме Малевича, в метафизич. живописи, в сюрреализме, в нек-рых совр. арт-действах (акциях, хэппенингах и др.). Ряд направлений А. безразличен к этой проблеме.
  - Многие направления А. полярно различались по отношению к психол. основам творчества и восприятия искусства. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рац. основания искусства - это, прежде всего, дивизионизм и опирающиеся на него представители в абстракционизме с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы) на человека, "аналитич. искусство" с его принципом "сделанности" произведения, конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений, и отд. представителей А. ориентировались на принципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера пер. пол. века, получившая еще и апокалиптич. окраску в рез-те кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (дадаизм, сюрреализм, лит-ра "потока сознания", алеаторика с ее абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкр. поэзия и конкр. музыка, театр и лит-ра абсурда с их утверждением безысходности и трагизма человеч. существования, абсурдности жизни, апокалиптич. настроениями).
  - В отношении худож. традиции, традиц. искусств резко отрицат. позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты. Поп-арт, минимализм и концептуализм молча приняли это отрицание уже как совершившийся факт, как самоочевидную истину. В основном же большинство направлений и представителей А., особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристски-позитивистского, академизировавшегося искусства последних
  10
  трех столетий (особенно 19 в.). При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, но общие консервативно-формалистич. и натуралистически-реалистич. тенденции, принимались отд. находки и достижения искусств предшествующих столетий, особенно в сфере формальных средств и способов выражения, и абсолютизировались. Часто за такими "находками" обращались к более ранним этапам истории искусства: к искусству Востока, Африки, Лат. Америки, Полинезии и т.п.
  - По отношению к полит, движениям палитра пристрастий также разнообразна: многие рус. авангардисты активно приветствовали социалистич. революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы) своим творчеством; нек-рые из итал. футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини; дадаисты были близки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступили во франц. коммунистич. партию. Большинство авангардистов не имели осознанных полит. убеждений, но декларировали те или иные взгляды в целях своеобр., часто скандальной саморекламы.
  - С т.зр. культурно-истор. значения среди направлений и художников А. есть глобальные, а есть и узко-локальные. К глобальным, резко повлиявшим на ход и развитие худож. культуры 20 в., можно отнести абстр. искусство, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, концептуализм, творчество Пикассо в визуальных искусствах; додекафонию и алеаторику в музыке; Джойса, Пруста, Хлебникова в лит-ре. Большинство же направлений, группировок, отд. художников или подготавливали почву для этих глобальных феноменов, или закрепляли и развивали их достижения, или двигались в своих узколокальных для того или иного вида искусства направлениях, внося нечто новое в общий феномен А. В смысле художественно-эстетич. ценности уже сегодня ясно, что большинство его представителей создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значение произведения. Однако именно А. дал и крупнейшие фигуры нашего столетия, уже вошедшие в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Ионеско, Беккета, Шёнберга, Штокхаузена, Кейджа, Ле Корбюзье и мн. др.
  Общее культурно-истор. значение А. выявлено еще далеко не в полной мере, однако очевидно, что он
  - показал принципиальную культурно-истор. относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетич. сознания, мышления, выражения;
  - довел до логич. завершения (часто до абсурда) все осн. виды новоевроп. искусств (и их методы худож. презентации), тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя как актуальные феномены культуры, не соответствуют совр. (и тем более будущему) уровню культурно-цивилизац. процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать динамично меняющимся духовно-художественно-эстетич. потребностям совр. человека и, тем более, человека будущего супертехнизированного об-ва;
  - экспериментально выработал множество новых, нетрадиц. элементов, форм, приемов, подходов, решений и т.п. художественно-внехудож. выражения, презентации, функционирования того, что до сер. 20 в. называлось худож. культурой и что находится ныне в стадии глобального перехода к чему-то принципиально иному, призванному в возникающей новой цивилизации занять место искусства;
  - способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка, компьютерные искусства, всевозможные шоу, сочетающие многие виды искусства на основе совр. техники).
  Наработки А. ныне активно используются новым поколением строителей новой (за неимением пока иного термина) "худож. культуры" в основном по следующим направлениям: 1) в создании на основе новейших научно-техн. достижений и синтеза элементов многих традиц. искусств эстетически организованной среды обитания человека; 2) в создании супертехнизированных шоу; 3) в создании глобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналога худож. культуры, основу к-рого, в частности, составит погружение реципиента в виртуальные реальности.
  Худож. культура 20 в. не сводится только к А. В ней опр. место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиц. культурой и А. Однако именно А. расшатыванием и разрушением традиц. эстетич. норм и принципов, форм и методов худож. выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу худож. культуры в новое качество, к-рый уже и осуществляется. Этим А. выполнил свою функцию в новоевроп. культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма - своеобр. реакции уходящей культуры на А., некоего анемичного, предельно эстетизированного носталь-гически-иронич. всплеска традиц. культуры, уже пережившей А., принявшей многие его новации и смирившейся и с ним, и со своим закатом.
  Лит.: Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989; Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конф. М., 1993; Holthusen H.E. Avant-gardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Munch., 1964;
  Kramer H. The Age of the Avant-garde. N.Y., 1973; Burger P. Theorie der Avantgarde. Fr./M., 1974; Butler Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde. Oxf., 1980; Hepp C. Avantgarde: Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende. Munch., 1987; Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Fr./M., 1987; Jaufi H.R. Studien zum Epochenwandel der asthetischen Moderne. Fr./M., 1989.
  В.В. Бычков
  11
 
  АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ
  - приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отд. индивидумов к меняющимся природно-геогр. и истор. (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т.п. А.к. - один из осн. факторов культурогенеза в целом, истор. изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сооб-ва, а также изменения черт сознания и поведения отд. личностей.
  В работах эволюционистов 19 в. (Спенсера, Л. Моргана и др.) А.к. постулируется как доминантный фактор, определяющий культурное многообразие человечества, темпы, направленность и специфику социокультурной эволюции сооб-в. Корифеи культурологии 20 в. (неоэволюционисты, структурные функционалисты и др.), признавая А.к. одним из важнейших механизмов культурной изменчивости, тем не менее не абсолютизировали ее, полагая столь же значимыми факторами развития интерес людей к познанию нового, их стремление к рационализации своей деятельности, экономии времени и затрат труда, внутр. логику развития технологий в специализир. областях деятельности и т.п.
  В целом эволюция способов адаптивных реакций может быть рассмотрена как одна из базовых характеристик эволюции форм жизни на Земле. При этом прослеживается путь от адаптации посредством изменения морфологич.видовых признаков у растений, через адаптацию, сочетающую изменчивость биол. признаков с переменами в поведенческих стереотипах у животных (в зависимости от фундаментальности, радикальности и длительности изменений в условиях среды), к чисто человеч. А.к. посредством перемен форм жизнедеятельности (поведения) и образов сознания у людей. С этой т.зр., сама динамика генезиса человека и его культуры представляет собой постепенное вытеснение процесса биол. эволюции гоминидов (антропогенеза) процессом эволюции форм деятельности (социо- и культурогене-зом), т.е. А.к. становится осн. средством человеч. приспособления к среде. Более того, в отличие от животных, чья адаптация (даже поведенческая) - преимущественно пассивное приспособление к изменившимся условиям среды при минимальном ответном воздействии на нее, А.к. людей постепенно во все большей степени превращается в активное адаптирование среды к собств. потребностям и построение искусств, предметно-пространств., социально-деятельностной и информ. (символически маркированной) среды своего обитания.
  Если на первобытном и архаич. этапах истор. развития сооб-в осн. адаптируемым фактором являлся прежде всего комплекс природных условий существования (экологич. ниша, вмещающий ландшафт), когда в процессе разработки технологий устойчивого самообеспечения продуктами питания формировались этногр. культурно-хозяйств. черты социальной практики сельского населения, то на этапе раннеклассовых доиндустриальных цивилизаций (рабовладение, феодализм) возрастает значение А.к. сооб-в к истор. условиям их бытия (т.е. к социальному окружению в лице иных сооб-в) в формах обмена продуктами, ресурсами, идеями и пр., и борьбы за территории, ресурсы, полит, и религ. доминирование и т.п., а порой за выживание и возможность социального и культурного воспроизводства. На этом этапе формируются гл.обр. черты социально стратифицированной политико-конфессиональной городской культуры сословного типа. На индустриальной и постиндустриальной стадиях социокультурной эволюции приоритетной постепенно становится А.к. к потребностям устойчивого воспроизводства экономики сооб-в и ее постоянного ресурсного обеспечения, к особенностям все более технически насыщаемой искусств. среды обитания людей. Процесс непрерывного потребления продукции, производимой экономикой, ускорения циклов использования вещей ради скорейшего приобретения новых, интенсификации технологий социализации личности и ее вовлечения в социальную практику, стандартизации содержания массового сознания, потребит, спроса, форм социальной престижности и т.п. порождают новый тип культуры - национальный с его специфич. методами А.к.
  На индивидуальном уровне (помимо участия индивида в коллективной адаптации социальной группы) А.к. связана прежде всего с попаданием индивида в новую для него социальную или нац. среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение, утрата или обретение материальных средств существования и т.п.) или радикальной сменой социально-полит, условий его жизни (революция, война, оккупация, радикальные реформы в стране и пр.). При этом А.к. индивида, как правило, начинается с этапа аккультурации, т.е. совмещения прежних стереотипов сознания и поведения с процессом освоения новых, а затем может привести и к ассимиляции, т.е. утрате прежних культурных паттернов (ценностей, образцов, норм) и полному переходу на новые.
  Лит.: Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ер., 1969; Он же. Теория культуры и совр. наука. М., 1983; Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация. М., 1984; Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989; ФлиерА.Я. Культурогенез. М., 1995.
  А.Я. Флиер
 
  АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)
  - австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы "индивидуальной психологии". Получил мед. образование в Вен. унте (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал уча-
  12
  стником его дискуссионного кружка. А. с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции "либидо" и "Эдипова комплекса". В 1907 опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов и ее психич. компенсации", негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собств. направление в психологии - "индивидуальную психологию". В 1914 основал журнал "Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie", в 1924 - Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.
  А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет "линию жизни" индивида, его "жизненный план", к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход.
  Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать "вездесущее человеч. чувство неполноценности" и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). "Жизненный план", сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психич. жизни индивида, ее объединяющий принцип.
  Придерживаясь целостного, холистич. подхода, А. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения "отношения человека к своим социально установленным задачам". Человек живет в об-ве, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также "чувство общности": "Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность являются реальными требованиями совместной человеч. жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти "стремление к личной власти". Чувство общности и стремление к превосходству являются осн. факторами человеч. поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе - направляющим.
  Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкр. сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.
  Невроз А. понимал как "ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности", как бунт против об-ва, выражающийся в уклонении индивида путем внутр. противодействия от всякого принуждения со стороны об-ва. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены - в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, - остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутр. стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от об-ва, проявляющейся в установлении им нестандартных "частных логик", нарушениях речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его "апперцепционной схеме" жестких дихотомич. дистинкций ("вверху-внизу", "победитель-побежденный", "мужское-женское", "все-ничто" и т.п.).
  Формирование "невротич. плана", с т.зр. А., может происходить как под влиянием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, гл. обр. особенностей "семейной конституции". Как и другие исследователи психоаналитич. направления, А. считал, что невротич. установка складывается у индивида в первые годы жизни. Осн. средство лечения неврозов - выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в об-во.
  Социально-психол. уклон в психол. концепции А. оказал влияние на теор. концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама "индивидуальная психология" как действующая научная школа после 20-х гг., на к-рые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.
  Соч.: Menschenkenntnis. Leipzig; L., 1929; Social Interest: A Challenge to Mankind. N.Y., 1939; The Individual Psychology of Alfred Adier. Ed. by H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher. N.Y., 1956; Практика и теория индивидуальной психологии. М.., 1995.
  Лит.: Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian Psychology. N.Y., 1950; Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler's Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959; Orgler H. Alfred Adler: The Man and His Work. L, 1963; Way L.M. A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth, 1956.
  В.Г. Николаев
  13
 
  АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969)
  - нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун-те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 А. преподавал во Франкфурт, ун-те (куда вернулся в 1949), в 1934 был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 работал в США. Центр, содержанием деятельности А. стало филос. проникновение в сущность муз. произведений. Филос. позиция А. складывалась в постоянной дискуссии с важными течениями прошлого и настоящего: с Гуссерлем (ему посвящена диссертация А.), с Кьеркегором (книга о нем вышла в 1933), со специфически воспринятой диалектикой Гегеля, ставшей стержнем в чрезвычайно широком и, в сущности, эклектичном, а также несколько эстетском усвоении А. многообразных мотивов философии 19-20 вв. Воздействие Ницше, Зиммеля, Бергсона, школы С. Георге и др. перерабатывались под знаком критики культуры в характерном для А. духе "разоблачительства", при к-ром сущность того или иного типа филос. мысли и худож. творчества сводится к бессознательно шифруемым социальным импульсам, отражающим истор. момент и сказывающимся прежде всего в форме, к-рую философ или художник мыслит и к-рая (как своего рода орудие истории) заставляет его себя мыслить. Эта форма сама "ведет" мыслителя, принуждая его создавать те или иные произведения как "шифры социального". Соответствует такой культурно-критич. направленности А. и его неприятие логически законченного, завершенного продукта мышления, в т.ч. и художественного, как "ложной идеологии". Огромную роль в творчестве А. играла музыка. В 40-е гг. он написал общую культурно-критич. часть для книги Г. Эйслера "Сочинение музыки для фильма", консультировал Т. Манна по вопросам философии и истории музыки при создании романа "Доктор Фаустус", в 1949 выпустил "Философию новой музыки", в к-рой сочетались диалектич. и вульгарно-социол. ходы мысли, нетривиальное раскрытие конечных социальных импульсов самой сложной музыки - с прямолинейностью диагнозов. Апологет новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн), А. отождествил себя с ней как тонко слушающий и мыслящий вместе с музыкой философ. Послевоенные работы А. усугубляют, хотя и несколько академизируют характерную для него настроенность отчаяния ("Негативная диалектика", 1966). А. разрывает гегелевскую триаду "тезис - антитезис - синтез", приписывая существенность и творч. смысл лишь антитезису, отрицанию, к-рое не дает остановиться движению и разоблачает любую "позитивность", всегда заведомо ложную. Истинным в искусстве может быть лишь отрицание - беспрестанный процесс негации всякой позитивности, всякого утверждения, враждебной любой завершенности и системности. Т.о., истинным оказывается искусство утрируемого абсурда, искусство, отрицающее само себя и непостижимым образом извлекающее смысл из отрицания всякого смысла. В кач-ве единственно оправданного у А. выступает театр абсурда С. Беккета, доведший до полноты негативность. Точно так же, как смысл в искусстве, у А. и сама история, под влиянием мессианских идей Беньямина и Блоха, упирается в утопич. образ - понятие "иного" ("того, что было бы иным"). Приверженный идее отрицания, А. в своих работах конструировал нечто подобное риторике разложения, вследствие чего у него почти не было серьезных учеников.
  В центре внимания А. - регрессивные социально-антропол. изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т.п.), связанные с развитием массовой "индустрии культуры", со стандартизацией отношений в монополистич. "управляемом об-ве".
  Соч.: Gesammelte Schriften. Bd. 1-20. Fr./M., 1970-86; Nachgelassene Schriften. Fr./M., 1993-; Об эпической наивности // Путь. 1994. N 5.
  Лит.: Манн Т. Собр. соч. Т. 9. М., 1960; Михайлов А.В. Муз. социология: Адорно и после Адорно.//Критика совр. бурж. социологии иск-ва. М., 1978; Соловьева Г.Г. Негативная диалектика: (Два образа критич. теории Т.В. Адорно). Алма-Ата, 1990; Th.W. Adorno. Hrsg. v. H.L. Arnold. Munch., 1977 (библ.); Hoffmann R. Figuren des Scheins. Studien zum Sprachbild und zur Denkform Theodor W. Adornos. Bonn, 1984.
  А.В. Михаилов
 
  АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ
  - 1) традиционные культуры стран и коренных народов в геогр. пространстве Азии; каждая из таких А.к. трактуется как относительно самодостаточная, но связанная с другими формальной общностью; 2) признание А.к. как комбинации нескольких больших культурных общностей, включающих разные страны и народы Азии, тесно связанные друг с другом единой культурной историей и традициями большой культуры. Традиц. культуры стран и народов Азии, входящих в эти большие культурные общности, обладают общими для них системами мировоззрения, ценностей, представлений и стереотипов поведения. Рамки этих общностей очерчиваются или очень широко - включенностью в культурно-истор. сферы
  14
  великих азиатских цивилизаций - арабо-персидской (исламской), индийской (индуистско-буддийской) и китайской (конфуцианской), что фактически приводит к полному тождеству понятия А.к. с понятием "восточные культуры", или локально ограничиваются районами Вост., Юго-Вост. и Юж. Азии, что позволяет более точно и четко определить специфику А.к. в их общности и особости. Нем. востоковед О. Веггель (Гамбург. Ин-т культурных исследований) признает принятые при таком подходе географические и культурные границы наиболее точно соответствующими понятию А.к. Хотя "Азия" (в работе нем. исследователя - это районы Вост., Юго-Вост. и Юж. Азии; районы же Ближнего и Ср. Востока, Ср., Центр, и Сев. Азии не включаются в понятие Азии, как и культуры народов этих регионов в понятие А.к.) - это, скорее, геогр., чем культурологич. понятие. В употреблении термина А.к. есть большой смысл, поскольку в него включаются общие характерные для разных стран, народов и культур Азии черты, позволяющие говорить об их культурной идентичности: имеющая историч. более глубокие корни и территориально более обширная, чем в других частях света, государственность; преобладание в культурах азиат, народов историч. более древних, чем в др. культурах, автохтонных (по преимуществу) религий. И все же Азия воспринимается населяющими ее народами как единое культурное целое. По мнению Веггеля, в системах ценностей А.к., в образе мышления азиат, народов присутствуют общие для них ориентации на целостное восприятие мира и его явлений, резко отличающееся от евро-амер. стремления к дифференциации и размежеванию.
  За многие годы сравнит, изучения зап. и азиат, культур в науке сложились стереотипы, в к-рых динамизму первых противостоит статичность вторых, "молодости" первых - "старость" вторых, ориентации на свободу - ориентация на деспотизм, понятийной культуре - эмоциональная, истор. и посюсторонним доминантам мышления - неистор. и потусторонние, материалистичности - духовность. Эти оппозиции столь же спорны, сколь и недостоверны, поскольку многое из приписываемого зап. культуре в не меньшей мере характерно (или, по крайней мере, было характерно) для азиатских. Осн. же различие состоит в том, что А.к. стремятся к целостному, недифференцир. восприятию мира, к гармонии, а западные придерживаются противоположных ориентаций. Истоки этой черты А.к. - в их аграрной природе. Аграрная доминанта сохраняет в них свою силу и по сей день. Ее суть определяется признанием гармонии трех начал - Неба, Земли и Человека. Любая фальшивая нота в этой гармонии рождает дисгармонию, что само по себе очень опасно. В созданной на этой основе картине мира нет места случайному, ничто не может возникнуть из ничего или исчезнуть бесследно (показательно в этом отношении индуистско-буддистское учение о карме). Все, что происходит в одной из трех сфер, имеет свои параллели или аналогии в других: так, напр., и сегодня в азиат, странах нередко считают, что природным катастрофам сопутствуют полит. беспорядки. Параллелизм трех сфер - небесной, земной и человеческой - существовал в прошлом и продолжает существовать и сегодня во всех А.к. В конфуцианстве, индуизме и даосизме мысль об аналогиях трех сфер прослеживается отчетливо. В мире, построенном на принципах аналогий, признается господство общих и одинаковых для этих сфер законов и порядков. Целостное мировосприятие и порожденное им стремление к гармонии определили и характер отношения азиат, народов к природе, экон. деятельности и властным структурам. Вместо типичного для зап. человека стремления господствовать над природой, эксплуатировать ее, для мировосприятия и поведения азиат, народов характерны стремления к жизни в гармонии с естеств. миром, с природой, к созданию единства между человеком и средой его обитания, к целостности микро- и макрокосма. Религ. сознание азиат, народов гораздо менее дифференцировано, чем европейских: для китайца или японца, напр., так же сложно ответить на вопрос, какую религию исповедует он - буддизм, синтоизм или даосизм, как европейцу ответить на вопрос, какая у него группа крови. Для азиатов, за исключением азиатов-мусульман, характерна веротерпимость. Вост. религ. мысль никогда не становилась источником для появления новых, отличных от религиозной, областей знания и нетеологич. концепций, как это имело место в зап. христианстве. Более того, азиат, религии никогда не подвергались искусу рационализма.
  В общей картине А.к. можно выделить пять субкультур. Первая - метаконфуцианская, включающая культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и стран Вост. и Юго-Вост. Азии с преобладающим в них кит. населением (прежде всего Гонконг и Сингапур). Для стран с метаконфуцианской культурой типичны крепкие "ячеечные" группообразования, идеология гос. централизма, ориентированные на экон. достижения системы ценностей. Вторую субкультуру образуют культуры народов, исповедующих теравада-буддизм - тайская, лаосская, бирманская, кхмерская, сингальская. В них образ жизни и поведение человека формировались под влиянием господствующих в этих районах производств, структур, характеризуемых в лит-ре обыкновенно как "рыхлые". Эти структуры определяли достаточно индивидуализир. поведение личности и требовали наличия сильной гос. власти. Третий тип азиат, субкультур - индуистский. К нему относятся разл., но в то же время связанные в единое целое локальные культуры Индостана. Его характеризует орг-ция повседневной жизни на основе тонкой системы и правил кастовых отношений, проникших глубоко и в религ. сознание. Индуистская субкультура делает упор на групповые ориентации, реализуемые в семейных или внутрикастовых структурах. В четвертом типе - исламском - сильно влияние местных доисламских традиций. Веггель выделяет в этом типе две подгруппы: малайско-исламскую - Бруней, Индонезия, Малайзия, Юж. Филиппины, частично Сингапур и индо-исламскую - Бангладеш, Пакистан, Мальдивы.
  15
  Пятый тип азиат, субкультур - католический, включающий большинство населения Филиппин. Филиппинский католицизм испытал на себе сильное влияние дохрист. местных традиций. Психология большой семьи - одна из важнейших характерных черт этого типа субкультуры.
  Лит.: Культура в странах Азии и Африки: Вопр. теории и практики. М., 1989; Лит-ра и культура народов Востока. М., 1990; Weggel О. Geschichte Chinas in 20. Jahrhundert. Stuttg., 1989.
  M.Н. Корнилов
 
  АККУЛЬТУРАЦИЯ
  - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредств. контакте и взаимовлиянии разных соци-окультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как "культурный контакт" и "транскультурация".
  Понятие А. начало использоваться в амер. культурной антропологии в к. 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах сев.-амер. индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. данный термин прочно закрепился в амер. антропологии, а процессы А. стали одной из осн. тем эмпирич. исследований и теор. анализа. А. была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Ред-филда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. Во вт. пол. 30-х гг. наметился интерес к более систематич. изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования А. Они определяли А. как "совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредств. контакт, при к-ром происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих". Было проведено аналитич. различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны к-рой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры к-рой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирич. исследования культурных изменений в небольших этнич. группах вследствие их столкновения с зап. индустриальной культурой. Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три осн. типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы); адаптацию (частичное изменение традиц. паттерна под влиянием культуры донорской группы); реакцию (полное отторжение культурных паттернов "донорской группы" усиленными попытками сохранить традиц. паттерны в неизменном состоянии). Данная схема анализа оказала благотворное влияние на эмпирич. исследования и получила дальнейшую разработку.
  В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в рез-те к-рых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкретизма в негритянских культурах Нового Света, в частности синкретич. религ. культов). Линтон и Малиновский анализировали негативную реакцию "примитивных культур" на ситуацию контакта с зап. индустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью понятие "нативистские движения"; Малиновский использовал термин "трайбализм"). Линтон разработал типологию нативистских движений ("Нативистские движения", 1943).
  Важное теор. значение для исследования А. имела работа Линтона "А. в семи племенах амер. индейцев" (1940), где были выделены два типа условий, в к-рых может происходить А.: 1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-полит. господства одной группы над другой; 2) направляемое культурное изменение, при к-ром доминирующая в военном или полит. отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.
  До 50-х гг. изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиц. культур под воздействием зап. цивилизации; начиная с 50-60-х гг. произошло ощутимое расширение исследоват. перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незап. культур и'таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т.п., характерным для отд. культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.); методы исследования А. были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных об-вах (Р. Билз). Бели ранее основное внимание акцентировалось на влиянии "доминирующей" культуры на "подчиненную", то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (напр., афр. муз. форм на совр. зап. музыку). Явное или неявное отождествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию А. как процесса взаимодействия культур, в ходе к-рого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.
  Лит.: Вахта В.М. Проблема аккультурации в совр. этногр. лит-ре США // Совр. амер. этнография. М., 1963; Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1; Hallowell A.I. Sociopsychological Aspects of Acculturation // The Science of Man in the World Crisis. Ed. by Linton R. N.Y., 1945; Worsley P. The Trumpet Shall Sound: A Study of "Cargo" Cults in Melanesia. L., 1957; Herskovits M.J. African Gods and Catholic Saints in New World Negro Belief // American Anthropologist. New Series. Menasha, 1937. Vol. 39. № 4; Hogbin H. Social Change. L, 1958; Foster G. Culture and Conquest: America's Spanish Heritage. N.Y., I960; Polgar S. Biculturation of Mesquakie Teenage Boys // American Anthropologist. Menasha, 1960. Vol. 62. № 2; Acculturation in Seven American Indian Tribes. Glouchester, 1963.
  В. Г. Николаев
  16
 
  АКМЕИЗМ (от греч. - расцвет, вершина, острие)
  - литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910-х гг., охватившее не только словесность, но и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), и музыку (А. Лядов, И. Стравинский). А. возник как реакция на крайности "теургич. символизма", по отношению к к-рому акмеисты занимали противоположные позиции (антагонизм у С. Городецкого и преемственность у И. Гумилева). С символизмом акмеистов сближала общая цель: "жажда культуры", сочетающей в себе нац. традиции и европеизм; разъединяло - различие в выборе путей для достижения этой цели.
  Атаки на символизм начались с выходом журнала "Аполлон" (1909). В программных статьях И. Анненского "О совр. лиризме", Л. Бакста "Пути классицизма в искусстве", М. Кузмина "О прекрасной ясности", H. Гумилева "Жизнь стиха" содержались идеи, в дальнейшем вошедшие в программу акмеистов. Параллельно внутри символизма, в к-ром никогда не было единства, обостряется борьба между сторонниками "реалистич. символизма", исповедующими "жизнетворчество" и "теургию" (Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый), и В. Брюсовым, поддержавшим акмеистич. лозунги автономности искусства и поэтич. ясности ("кларизм").
  Начиная с 1909 идейным главой художников, отрицающих в искусстве любые абстракции и ставящих во главу угла мастерство и формальные поиски, становится Гумилев (стихотворение "Капитаны"). В период обострения противоречий внутри символизма единомышленники объединяются в лит. содружество "Цех поэтов" (20 окт. 1911), название и устав к-рого были почерпнуты из традиций ср.-век. ремесленных гильдий. Синдиками в "Цехе" стали Гумилев и Городецкий, на правах учеников в него вошли А. Ахматова, Г. Иванов, Г.Адамович, H. Оцуп, О. Мандельштам, М. Лозинский, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. Весной 1912 новое объединение получает свое имя. В октябре акмеисты организуют спец. журнал "Гиперборей" (ред. М. Лозинский), а в конце года Гумилева приглашают заведовать отделом критики в "Аполлоне", и журнал, т.о., превращается в рупор нового течения. Именно в нем появляются статьи Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" и Городецкого "Некоторые течения в совр. русской поэзии" (1913, N 1), третья запланированная статья О. Мандельштама "Утро акмеизма" выйдет лишь через шесть лет. Излагая эстетич. программу А., каждый из авторов определял его задачи по-своему. Поэтому А. изначально не обладал единой концепцией; в дальнейшем акмеисты свободно развивали свои творч. индивидуальности и вышли за тесные рамки школы (Гумилев, Ахматова, Мандельштам).
  В области мировой лит-ры акмеистич. эстетика тяготеет к франц. традициям с их "светлой иронией и конкретностью". Гумилев указывает на Т. Готье ("безупречность форм"), Ф. Вийона (жизнеприятие), Ф. Рабле ("мудрая физиологичность"), сюда же относятся лирика "парнасцев" (Леконт де Лиль, Ж. М. де Эредиа) и опыт проникновения во "внутр. мир человека" у Шекспира. Из рус. лит-ры Гумилев выделяет поэзию Брюсова (стройность композиции, яркая изобразительность), Блока (мужественность художника перед лицом жизни) и Кузмина (очарование жизненных мелочей). Среди других видов искусства А. предпочитает живопись и графику: первобытное искусство, традиц. искусство народов Африки, Океании и Америки, творчество европ. художников до эпохи Возрождения, совр. примитивизм. Несомненное влияние на становление А. оказали идеи феноменологич. школы Гуссерля (ценность реального человека в реальном мире), популяризатором к-рых стал выходящий с 1910 междунар. ежегодник по философии культуры "Логос".
  Осн. принципы А.: а) жизнеприятие (героика у Гумилева и Ахматовой); б) первобытно-звериный взгляд на мир, "адамизм" (Городецкий, М. Зенкевич "Дикая порфира"), В. Нарбут ("Аллилуйя"), Гумилев - афр. тематика; в) формальное совершенство, интерес к проблемам поэтики (статьи Гумилева "Анатомия стихотворения", "Письма о рус. поэзии", Мандельштама "О природе слова", "Заметки о поэзии", романо-герм. семинар в Петербург, ун-те; г) стремление видеть и показывать мир вещно и четко (Мандельштам - "Камень", "переживание предметности" - Ахматова); д) внимание к конкретному смыслу слова ("слово - материал для строительства, соединение многих элементов, образующих содержание" - Мандельштам).
  И среди художников, и среди критиков литер, программа А. вызвала разнополярные мнения: неприятие (А. Блок), отрицание самобытности (Шкловский) и, напротив, позитивный анализ (Жирмунский, "Преодолевшие символизм"). Однако и противники, и сторонники отмечали два важнейших недостатка программы: 1) жизнеприятие и эстетизм в конечном счете должны были обернуться всеприятием и примирением со "страшным миром"; 2) отрицание запредельности, тайны бытия грозило лишить творения акмеистов филос. глубины и значимости.
  При всей строгости цехового устава А. не избежал действия центробежных сил. Верным правилам и, соответственно, неинтересным оставался лишь Городецкий, у остальных художников наблюдаются тенденции к разрушению гл. акмеистич. канонов жизнеприятия, вещности бытия и конкретности слова (Гумилев, "Огненный столп"; Ахматова, "Белая стая"; Мандельштам, "Tristia").
  К началу Первой мир. войны интерес к А. угасает, а с уходом Гумилева на фронт распадается "Цех поэтов".
  17
  Позже были сделаны две попытки возродить былое содружество: Цех-11 (1917; Г. Иванов, Г. Адамович), Цех-111 (1921; Н. Гумилев, И. Одоевцева, Вс. Рождественский, издание альманаха "Дракон").
  Лит.: Поэтич. течения в рус. лит-ре кон. XIX-нач. XX в.: Хрестоматия. М., 1988; Смирнова Л.А. Рус. литра конца XIX-нач. XX в. М., 1993; Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетич. самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994; История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 8. М., 1994; Корецкая И.В. "Аполлон" / / Корецкая И.В. Над страницами рус. поэзии и прозы начала века. М., 1995; Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История рус. лит-ры XX в.: Серебряный век. М., 1995.
  А.А. Лельков
 
  АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность)
  - учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании - раздел филос. знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теор. знания, и практич. нравств. действия. Однако, являясь одной из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания, анализ ценностей входит в качестве аксиологич. компонента не только в филос., но и во многие социол., психол., этнологич. и др. концепции.
  Термин "А." впервые использован П. Лапи, за ним Э. фон Гартманом, хотя сама проблематика разрабатывалась уже в философии Др. Востока и античности (Платон).

<< Пред.           стр. 3 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу