<< Пред. стр. 1 (из 32) След. >>
Культурология. XX век. Энциклопедия.Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; 000 "Алетейя",1998.447 с. А-Л
Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; 000 "Алетейя",1998.486 с. М-Я
ОГЛАВЛЕНИЕ
6
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ 6
А 11
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО 12
АБСУРД 13
АВАНГАРД 15
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 20
АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) 22
АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) 24
АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ 26
АККУЛЬТУРАЦИЯ 28
АКМЕИЗМ 31
АКСИОЛОГИЯ 33
АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) 38
АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ 40
АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 42
АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 51
АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА 52
АНГАЖИРОВАННОСТЬ 53
АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) 54
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 58
"АННАЛОВ" ШКОЛА 59
АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА 59
АНТРОПОЛОГИЯ 61
АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ 67
АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) 69
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ 70
АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) 73
АРТЕФАКТ 75
АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ 76
АРХЕОЛОГИЯ 78
АРХЕТИП 84
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 87
АССИМИЛЯЦИЯ 89
АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) 91
АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) 99
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 106
АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) 109
АФРОЦЕНТРИЗМ 111
Б 113
БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) 114
БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) 116
БАРТ (Barthes) Ролан (1889-1968) 118
БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) 121
БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) 122
БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) 126
БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) 130
БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р. 1919) 132
БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934) 135
БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976) 139
БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) 146
БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956) 148
БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) 150
БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) 151
БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг(р. 1929) 154
БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) 155
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) 158
БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987) 162
БИЛЗ (Beals) Ральф Леон (1901-85) 163
БИОГРАФИЯ 164
БИХЕВИОРИЗМ 169
БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953) 174
БЛАНШО (Blanchot) Морис (р. 1907) 176
БЛОК Александр Александрович (1880-1921) 178
БЛОК (BIoch) Марк (1886-1944) 183
БОАС (Boas) Франц (1858-1942) 184
БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971) 187
БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873-1928) 188
БОДИ-АРТ 195
БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (p. 1929) 197
БОЙМЛЕР (Baeumler, Baumler) Альфред (1887-1968) 199
БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (1906-1945) 199
БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан (1902-1985) 203
БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965) 204
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) 207
БУЛЬТМАН (Bultmann) Рудольф (1884-1976) 214
БЭСКОМ (Bascom) Уильям (1912-1981) 217
В 217
ВАРБУРГ (Warburg) Аби (1866-1929) 218
ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (1881-1959) 220
ВАЦУДЗИ Тэцуро (1889-1960) 221
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925) 223
ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958) 226
ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) 229
ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929) 234
ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895-1979) 236
ВЕЙНИНГЕР (Weininger) Отто (1880-1903) 238
ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin) Генрих (1864-1945) 239
ВЕРА 241
ВЕРИФИКАЦИЯ 246
ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) 254
ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973) 258
ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ 264
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ 265
ВЕЩЬ 266
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР 267
ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915) 270
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 273
ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг(1889-1951) 277
ВИТТФОГЕЛЬ (Wittfogel) Карл Август (1896-1988) 281
ВЛАСТЬ 283
ВОЛЫНСКИЙ (Флексер) Аким Львович (1863-1926) 286
ВООБРАЖЕНИЕ 287
ВОРРИНГЕР (Worringer) Вильгельм (1881-1965) 288
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ 290
ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ 293
ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920) 299
ВЫГОТСКИЙ (Выгодский) Лев Семенович (1896-1934) 301
ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954) 304
Г 307
ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс Георг(р. 1900) 308
ГАНСЛИК (Hanslick) Эдуард (1825-1904) 310
ГАРНАК (Harnack) Адольф фон (1851-1930) 312
ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950) 313
ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (1842-1906) 315
ГЕЛЕН (Gelen) Арнольд (1904-1976) 317
ГЕНИЙ 319
ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951) 323
ГЕРМЕНЕВТИКА 325
ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) 328
ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950) 331
ГИЛЬДЕБРАНДТ (Hildebrandt) Адольф (1847-1921) 332
ГИПЕРМАНЬЕРИЗМ 333
ГИПЕРРЕАЛИЗМ 334
ГИРЦ (Герц) (Geertz) Клиффорд (р. 1926) 336
ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975) 338
ГОМБРИХ (Gombrich) Эрнст (р. 1909) 341
ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг(1922-1982) 343
ГРЕВС Иван Михайлович (1860-1941) 345
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 347
ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) 356
ГУССЕРЛЬ (HusserI) Эдмунд (1856-1938) 358
Д 362
ДАДА, ДАДАИЗМ 362
ДВОРЖАК (Dvorak) Макс (1874-1921) 364
ДЕКОНСТРУКЦИЯ 366
ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (р. 1926) 369
ДЕМПФ (Dеmpf) Алоис (1891-1982) 371
ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930) 373
ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915) 376
ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) Уильям (1842-1910) 378
ДИАЛОГ 380
ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) 383
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ (или культурная динамика) 388
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 392
ДИФФУЗИОНИЗМ 393
ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ 395
ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Ольга Антоновна (1874-1939) 397
ДОИ Такэо (р. 1920) 400
ДОЛЛАРД (Dollard), Джон (р. 1900) 401
ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934) 402
ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ 403
ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 407
ДУША 409
ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952) 411
ДЮБИ (Duby) Жорж (р. 1919) 412
ДЮБУА (Du Bois) Кора Элис (р. 1903) 414
ДЮМОН (Dumont) Луи (р. 1911) 415
ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917) 417
Е 424
Ж 424
З 424
ЗАПАД И ВОСТОК 425
ЗВУКОСМЫСЛ 432
ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ганс (1896-1984) 433
ЗЕНЬКОВСКИИ Василий Васильевич (1881-1962) 437
ЗЕРКАЛО 439
ЗЕРНОВ Николай Михайлович (1898-1980) 442
ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг(1858-1918) 444
ЗНАК 448
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА 452
ЗНАНЕЦКИЙ (Znaniecki) Флориан Витольд (1882-1958) 453
ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ 454
ЗНАЧЕНИЕ 463
И-Й 470
К 470
Л 470
М 470
Н 470
О 470
П 470
Р 470
С 470
Т 470
У 470
Ф 471
Х 471
Ц 471
Ч 471
Ш-Щ 471
Э 471
ЭБНЕР (Ebner) Фердинанд (1982-1931) 472
ЭВАНС-ПРИЧАРД (Evans-Pritchard) Эдвард Эван (1902-1973) 476
ЭВОЛА (Evola) Чезаре Андреа Джулиаию (1898-1974) 478
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 480
ЭГГАН (Eggan) Фредерик Рассел (р. 1906) 485
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 487
ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (1846-1926) 491
ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович (1886-1959) 494
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ 495
ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932) 503
ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче (1907-1986) 504
ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965) 507
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 510
ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 1912) 518
ЭНТЕЛЕХИЯ 521
ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ 525
ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Гомбургер (1902-1994) 527
ЭРИСТИКА в культуре 20 в. ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917) 530
ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917) 542
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 547
ЭСХАТОЛОГИЯ 552
ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ 553
ЭТНОГЕНЕЗ 554
ЭТНОГРАФИЯ 557
ЭТНОГРАФИЯ в России (СССР) 559
ЭТНОЛИНГВИСТИКА 562
ЭТНОЛОГИЯ 570
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ 583
ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ 584
ЭТНОЦЕНТРИЗМ 586
ЭТОЛОГИЯ 587
Ю 592
Я 592
Указатель имен для первого тома А-Л 592
Указатель имен для второго тома М-Я 633
ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 672
Некоторые аббревиатуры 675
Сокращения в библиографии 675
Названия городов 675
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
Энциклопедия "Культурология. XX век" представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации.
Культурология формируется на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров.
Культурология - наука о прошлой и современной культуре, ее структуре, функциях, перспективах развития. Она изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект - культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, "особый модус общественно-исторического бытия", охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы, "неотчужденную духовность, воплощенную в повседневном существовании с растворенными в нем человекосоразмерными бытовыми культурными символами" (Г.С. Кнабе).
За всем многообразием определений культуры отчетливо проступают две смысловые доминанты, два образа культуры - обобщенные отражения действительности в виде знаний о ней и о методах ее изменения, научных теорий и художественных образов, с одной стороны, и непосредственно жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно-исторически детерминированное отражение форм и способов такого взаимодействия во внутреннем мире людей, их верованиях, убеждениях, вкусах, в их поведении, повседневном быту, отношениях, привычках, нравах - с другой. "Культурология является частью собственного предмета исследования (культуры), как бы ее автоинтерпретацией" (Е.И. Галахов).
Культурология включает в себя теоретический срез - построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез - показ реального процесса развития культуры, функционирования ее стереотипов, образов, миросозерцании, норм, ее регулирующих.
Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология - современную культурную жизнь. В действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос, что такое культура, может быть решен с позиций целостного понимания истории, т.е. с позиций философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры - попытка обозреть предшествующее развитие человечества с т.зр. целей, потребностей и задач современности. Как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее философскому осмыслению, к теории культуры; исторические и теоретические способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве.
Культурология не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической т.зр., включающей все индивидуальные формы. Различные формы деятельности не образуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборствуют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, ее идеал и причудливые фантазии мифа и искусства. Если мы ограничимся лишь содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верованиями, искусством, наукой), то рассмотреть их как целостность оказывается невозможным. Философский синтез предполагает нечто иное - единство процесса творчества и воспроизводства норм, традиций, ценностей и др. Вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм, всякая деятельность направлена к единой цели - социальной интеграции людей и удовлетворению их интересов и потребностей. В отдельных науках, на стыке которых складывается культурология, на основе присущих им некоторых принципов организации фактов человеческой культуры систематизируются и упорядочиваются ее явления. Культурологии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый отдельными науками о культуре. Работа всех ученых - это не только накопление фактов, но теоретическая, конструктивная работа. Эта спонтанность и продуктивность - подлинный центр всей человеческой деятельности, важнейшей характеристики человека. В этом - высшая человеческая сила и одновременно естественная граница человеческого мира. Все, что только и может сделать человек, - это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум - "символическую вселенную", которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать человеческий опыт, а также обретать индивидуальность через приобщение к космосу культуры. Человек выражает и упорядочивает свою жизнь, придает форму своему существованию. Различные способы выражения этой жизни устанавливают свою собственную форму; каждый способ выражения живет собственной жизнью, создавая род вечности - человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования. Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие полярные противоположности, напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. В мифе и религии тенденция к стабилизации перевешивает противоположную. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть "оформление" бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, индивидуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внутреннюю жизнь художника, но и открывает нам "сверхиндивидуальное бытие". Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. В каждой из форм своей деятельности человек проявляет и испытывает новую возможность - возможность построения своего "идеального мира", "символического мира", "символической вселенной культуры". В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность - упорядочить свое существование и сделать его значимым.
Культурология стремится понять мир культуры не как простое скопление разрозненных явлений и фактов, а осмыслить эти факты и явления как целостность.
Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал термин "культурология" для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием "культура" и исследовано наукой под названием "культурология". В публикации "The System of The Sciences", Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1915, pp. 101-90, В. Оствальд определяет место культурологии в системе наук XX века.
В 1939 г. Лесли А. Уайт обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology//American Anthropologist, vol. 41, 1939, p. 571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как "наука о культуре". Использование названия "культурология" для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии. Под его влиянием произошел поворот от частных, ориентированных на архаику исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах.
Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. В работах М. Вебера, А. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В. Дильтея, Р. Кронера, Э. Кассирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М. Бахтина, А. Лосева, О. Фрейденберг и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, ее творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.
Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала "Анналы", ныне "Анналы. История, социальные науки"1, представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры - школы "Анналов". Суть "коперниканской революции", совершенной этим направлением, состояла в замене классической "истории-повествования" "историей-проблемой", в попытке создать "тотальную" историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи - экономические, социальные, культурные. Школа "Анналов" акцентирует внимание на исследовании всего общества в его целостности и многообразии социальных взаимосвязей. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук, комплексного синтезирующего описания, что с необходимостью порождает "антропологический" принцип исследования, познание историко-культурного процесса изнутри - через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.
На протяжении веков культура рассматривалась как совокупность достижений в области искусства, науки и просвещения. Эта "высокая" культура оперировала обобщенными художественными образами и научными идеями, возвышалась над эмпирической действительностью. В силу общей "антропологической" тенденции возник вопрос об изучении истории и культуры через реалии быта - вещи, привычки, повседневное существование. В этом контексте культура стала рассматриваться как форма исторической жизни, ее порождение, социальная функция и язык.
Наука о культуре как об особом модусе общественно-исторического бытия находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук. Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления - следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости.
В предлагаемой вниманию читателей энциклопедии мы ограничиваемся проблемами формирования культурологии в XX веке, т.е. тем периодом, когда интегративные процессы в различных науках о культуре обозначили контуры этой целостной области знания.
Энциклопедия дает представление об основных познавательных категориях, направлениях, школах, явлениях культуры и наиболее крупных мыслителях XX века, заложивших основы культурологии. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях культуры, идеях культурологии, ее ключевых темах. Значительную смысловую нагрузку несут также статьи, разъясняющие основные понятия, категориальный аппарат, язык культурологии. Композиция издания позволяет не только выявить логику науки о культуре, познавательные подходы к ее изучению, исследовательские направления и школы в культурологии, но и обнаружить дискуссионность проблемы и трудности, связанные со становлением культурологии в XX веке, системы ее принципов и законов, формированием ее смысловой области на границе с другими науками.
Ясно осознаем, что многолетняя работа над этим изданием (1991-1997) - лишь начало трудного пути. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, готовящейся к изданию.
Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит
А
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
АБСУРД
АВАНГАРД
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ
АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)
АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969)
АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ
АККУЛЬТУРАЦИЯ
АКМЕИЗМ
АКСИОЛОГИЯ
АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986)
АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ
АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА
АНГАЖИРОВАННОСТЬ
АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959)
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
"АННАЛОВ" ШКОЛА
АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА
АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958)
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ
АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)
АРТЕФАКТ
АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ
АРХЕОЛОГИЯ
<< Пред. стр. 1 (из 32) След. >>