<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Как уже было сказано в главе 1, польза - это эмоциональный повод, благодаря которому потребители вашего целевого рынка покупают ваш товар или пользуются вашей услугой. Рекламируя какую-либо черту товара, спросите себя, какую пользу принесет она вашим покупателям. Эту пользу не обязательно называть прямым текстом (например, заявляя, что "суперпрочные стальные детали обеспечат вам чувство безопасности"), но упомнить о ней безусловно нужно. Вот пример нескольких заголовков, которыми могла бы воспользоваться фирма "Кац и К": "Детали от "Кац и К"" не бросят в беде'" (заголовок помещен над фотографией семьи в неисправном автомобиле в эпицентре сильной вьюги).
 "Пользуйся до конца времен - "Кац и К" дают бессрочную гарантию". "Мы всячески мучим наши детали, чтобы они не мучили тебя".
 Разумеется, каждый из предложенных заголовков должен быть усилен добавлением соответствующих иллюстраций и основного текста.
 Даже если вы предлагаете действительно уникальные товары или услуги ("только мы используем для наших деталей 12-миллиметровую сталь" или "ни одна фирма, кроме нас, не доставляет материалы клиенту в течение 30 минут после заказа"), ваша реклама будет воздействовать сильнее, если свою уникальность вы подадите под соусом пользы, приносимой клиентам. К примеру, фраза "Выброси свои старые погнутые детали" покажет читателям, что детали из 12-миллиметровой стали более прочны и функциональны. А предложение "Считайте нас своим надежным тылом" напомнит занятой секретарше, сколько времени она может сэкономить, заказав по телефону материалы в вашем бюро.
 Можно составить перечень характеристик, описывающих вашу фирму или продукт, и список преимуществ для покупателей, вытекающих из этих характеристик. Если, к примеру, вы - владелец прачечной, обслуживающей в основном служащих и руководителей предприятий, эти два списка могли бы выглядеть так.
 Характеристика:
 -бесплатная доставка;
 - добавочное крахмаление рубашек;
 - расположение в центре города, недалеко от места работы клиентов;
 Преимущества для клиентов:
 - экономит занятым на работе клиентам время;
 - клиент ощущает себя в такой рубашка делающим карьеру профессионалом;
 - у клиента появляется случай прогуляться по городу во время обеденного перерыва.
 Для этого вам нужно "влезть в шкуру клиента". Чего он ждет от вашей фирмы? Дайте ему это!
 Правило 3
 Продавайте преимущества для клиента, а не характеристики товара.
 Не льстите себе в рекламе "Суперкачество!", "Идеальное обслуживание!", "Все на отлично!", "Лучше всех!", "Несравненно!"-выбросьте эти восклицания из своего рекламного словаря. Гладкие фразочки об обслуживании и качестве никогда не давали результата, а сейчас, когда они так и мелькают в газетах, на радио и телевидении, и вовсе уже ничего не значат. В сущности, каждый рекламодатель считает, что именно его фирма предлагает наилучшее качество и идеальное обслуживание. Клиенты уже слышали столько похвальбы по поводу качества, что наверняка отключаются, услышав набившие оскомину банальности.
 Даже большие фирмы допускают подобные ошибки. Заводы Форда используют в рекламе фразу: "Все, что мы делаем, мы делаем для вас". Однако означает ли это, что я, как клиент, получу самый лучший автомобиль? Может быть, стоило бы подчеркнуть, что я выиграю от покупки, а не какие трудолюбивые люди работают на заводах фирмы "Форд".
 В противоположность "Форду" другой производитель автомобилей в телевизионных рекламных роликах настаивает на своем "постоянном стремлении к совершенству". На первый взгляд это подозрительно похоже на старое затасканное заклинание о "совершенном качестве". Но прежде чем "Теиста" начнет говорить о совершенстве, она заявляет в рекламе: " Вы запомните "Теисту", поскольку она запоминает вас". В следующей непосредственно за этим сцене водитель садится в автомобиль, нажимает на клавишу, и вдруг сиденье, подголовник и руль плавно меняют положение, приспосабливаясь к фигуре водителя. Рекламный ролик показывает
 РЕАЛЬНОЕ качество - вот в чем дело!
 Предлагая "идеальное" качество или услугу, задайте себе вопрос: а что такого совершенного в моем товаре и какая польза от этого "идеала" клиенту? Представим, к примеру, что вы производите снаряжение для альпинистов. Пусть ваша продукция - самая лучшая на рынке. Вы могли бы сказать в рекламе: "Снаряжение фирмы АБВ: качество, доведенное до совершенства!" Однако как это было бы скучно! Вместо этого можно показать альпиниста на скале в полной амуниции и дать к фото подпись: "Вот что носят в этом сезоне!".
 Если безукоризненное обслуживание клиентов - действительно сильная сторона вашей фирмы, ищите тому конкретные подтверждения. Возможно, один из ваших продавцов доставил клиенту покупку по окончании рабочего дня, в свое свободное время? А может быть, начальник отдела сбыта дал указание водителю доставочной машины сделать крюк в 100 км, чтобы привезти товар покупателю, у которого сломалась машина? Используйте такого типа случаи в своих объявлениях. Описывайте реальных людей, выполняющих реальную работу для реальных клиентов.
 И если уж вам позарез нужно употребить общие декларации о качестве или обслуживании, вложите в уста человека, не принадлежащего к фирме. Свидетельства клиентов - очень действенная форма рекламы. Тем более что похвала из уст того, кому предназначен товар или услуга, всегда звучит более правдоподобно.
 Правило 4
 Не говорите о качестве или обслуживании - покажите их клиенту.
 Следите за языком
 Немалое значение имеет стиль рекламного объявления. Он должен быть легким, живым и интересным. Реклама "Кац и К" содержит много стилистических ошибок, характерных для непрофессиональных авторов рекламных текстов. Остерегайтесь стилистических ошибок.
 "Кац и К" используют страдательный залог, безличные формы глаголов: "считаются", "решено"... Кто считает? Кто решил?
 В рекламном тексте нужно употреблять личные формы глаголов, избегать страдательного залога. От текста должно исходить ощущение активности. Напишите:
 "Наши клиенты считают", "Мы решили".
 "Кац и К" в своем рекламном объявлении злоупотребляют словами "предлагать", "постановить", "доступные". Это не те слова, которым место в рекламном объявлении. Они не вызовут у потребителя желания немедленно отправиться в ваш магазин. Выражения вроде "предлагают", "обеспечивают" устанавливают между автором и потребителем рекламы определенную дистанцию. В сущности, автор подсовывает клиентам свой товар и говорит: "Вот, можете попробовать, если хотите, а не хотите - дело ваше". Составляя рекламный текст, нужно стремиться к тому, чтобы читающие его клиенты чувствовали себя так, словно уже попробовали ваш продукт (воспользовались услугой). Вместо того, чтобы писать " предлагаем нашим клиентам суперпрочные стальные детали", напишите "проверьте сами крепость этой стали" или "ломайте как угодно - не сломаете".
 Еще один прием: установление между клиентом и продавцом доверительной атмосферы, проще говоря, переход на "ты". Не вздумайте говорить в рекламе о "покупателях" или о "людях". Говорите о конкретной личности, индивидуальности - о человеке, который читает, смотрит или слушает вашу рекламу. Именно к этому человеку и нужно обращаться. Сильный рекламный текст обращается прямо к человеку - и попадает в десятку!
 Правило 5
 Используйте яркие образы и выразительные языковые средства - и товар "оживет" в сознании конкретного человека из вашего целевого рынка.
 С осторожностью относитесь к негативному подходу, юмору, нецензурным выражениям и сексу
 Негативный подход
 Примером негативного подхода может служить первая строка основного текста объявления фирмы "Кац и К", в которой утверждается, что никто, кроме японских фирм, не может нормально обслужить клиентов. Такое заявление может не понравиться или даже огорчить потребителя рекламы. Зачем лишний раз напоминать людям о том, чем они и так недовольны? "Кац и К" мог бы выразить эту мысль более деликатно, позитивно и оригинально: "Второго Каца не найдешь нигде. Разве что в Японии".
 Другой пример негативного подхода - явные попытки оттеснить конкурентов. Нужно ли это? Иногда, безусловно, i да, например, когда небольшая фирма противостоит значительно большим предприятиям. Но, как правило, нужно подчеркнуть собственные достоинства и предоставить клиентам делать выводы самим. Иными словами, сконцентрируйтесь на своей позиции.
 К примеру, автомобиль "Таврия " на украинском рынке должен жестко конкурировать с всемирно известными западными автомобильными гигантами. Неразумно было бы бросаться на них с критикой. Вместе с тем заголовком "Автомобиль для людей без комплексов" ЗАЗ, в сущности, сказал бы потенциальным покупателям: а все-таки наши машины не хуже западных.
 Юмор может быть эффективным орудием рекламы, особенно если вы очень точно очертили целевой рынок и хорошо знаете пристрастия ваших будущих клиентов. Однако многие люди, которые будут видеть рекламу, не поймут юмора. Вашу шутку могут воспринять всерьез - что иногда провоцирует недоразумения или даже скандалы.
 Не забудьте и о тех людях, которым ваш юмор не понравится. К примеру, если, живя в Италии, вы выпустите рекламу, в которой ваш продукт будет восхвалять папа римский ("Просто божественно!"), то вас наверняка погребет лавина возмущенных писем, многие клиенты, шокированные вашей непростительной вольностью, попросту объявят вам бойкот.
 Можно использовать и другие виды комического: преувеличение, народный юмор, сатиру и т.д. Исследования показали, что примерно 25% людей не понимают так называемого тонкого юмора (юмора намеков). Сатира (осмеяние кого-либо или чего-либо), пожалуй, наиболее опасна, поскольку клиенты должны не только разделять ваше чувство юмора, но и знать особу или вещь, которую вы высмеиваете. Сатиру и иронию можно себе позволить, только если ваш целевой рынок - высокообразованные, умные люди. Но и в этом случае нужно позаботиться, чтобы ваши намеки не выглядели оскорбительными и грязными.
 Интересный пример юмористической рекламы -телевизионная реклама фильма "Ширли-мырли" в которой обыгрывается своеобразная манера речи известного российского политика. Такая реклама привлекает аудиторию и в то же время достаточно корректна, чтобы никого не обидеть.
 Народный юмор во всех его разновидностях, как правило, воспринимается в рекламе достаточно хорошо.
 Итак, нужно помнить, что, прежде чем согласиться на использование в рекламе юмора, нужно хорошо изучить среду, для которой реклама предназначена. Вас может подстерегать и такая опасность: увлекшись юмором, вы забудете о продаже.
 Нецензурные выражения
 Общее правило: избегайте в рекламных материалах нецензурных выражений и вульгарности. Изредка можно использовать восклицания "к черту!", "черт возьми!" и т.д., но даже эти выражения могут вызвать негативную реакцию части рекламной аудитории. Когда вас мучит желание вставить в текст что-то забористое, задайте себе вопрос: действительно ли это самые подходящие, действенные слова?
 Допустимо использовать слово "ад" в значении "очень- очень горячее место". Однако черти и адское пламя уже стольким помогли в продаже, что вам лучше обойтись своими силами.
 И наконец, остерегайтесь искушения изображать из себя шутника, не чурающегося просторечий. Выражения вроде "пятая точка опоры", "три буквы" - слишком дешевые приемы привлечения внимания читателя (слушателя). К ним обращаются только те, у кого недостает воображения на что-то более впечатляющее.
 Секс
 Использование секса в рекламе тоже должно быть разумным. Да, секс встречается сейчас на каждом шагу. Красивые девушки в черных бархатных платьях прижимаются к бутылкам с коньяком, страстные поцелуи продают духи и туалетную воду, обтягивающие фигуру джинсы помогают продавать прохладительные напитки. И при этом оскорбляют вкусы очень и очень многих.
 Секс - распространенный инструмент продажи. Если ваш товар сам по себе не весьма сексуальный (не в пример женскому белью), секс дает вам | интерес аудитории "напрокат". Интерес к товару заменяется интересом к его сексуальному " окаймлению". Секс позволяет производителям рекламы не напрягаться и не прикладывать усилии, которые нужны для создания по-настоящему творческой рекламы.
 Правило 6
 Прежде чем использовать в рекламе негативный подход, юмор, нецензурные выражения или секс, подумайте, нет ли иного варианта решения, более результативного.
 Глава 5
 1. КАКОЙ РЕКЛАМНЫЙ ПРОЕКТ БУДЕТ УДАЧНЫМ?
 Лучшая реклама - это не "высокохудожественная" реклама , к которой так тяготеют некоторые разработчики, но и не скучная, приглаженная, подчеркнуто рациональная реклама, которой пользуются некоторые рекламодатели.
 Хороший рекламный проект выполняет по отношению к содержанию рекламы такую же функцию, как оправа по отношению к камню в кольце. Он не должен затруднять чтение. В то же время его задача - притягивать взгляд к наиболее важным фрагментам рекламного текста.
 В хорошо спроектированной рекламе может быть много элементов: заголовок, подзаголовок, основной текст, фотографии, рисунки, подписи, комментарии, логотип или торговая марка, рекламный девиз, а также адрес и расписание работы фирмы.
 Некоторых из перечисленных элементов в рекламе может и не быть. В наружной рекламе на крупноформатных плакатах (англ. billboards), а также в рекламе на транспорте (англ. transit ads) основной текст не используется. В рекламе, которая работает на образ фирмы (корпоративная реклама ) , не дается адрес фирмы (однако, если это реклама дает малоизвестной фирмы, то адрес все-таки следует привести). Некоторые рекламные объявления включают в себя купоны, наклейки, пробные образцы и т.д. Об этих элементах мы поговорим в следующих главах книги.
 Какие бы элементы ни были помещены в объявлении, они должны гармонично сочетаться друг с другом. Однако самыми существенными будут два: заголовок и иллюстрация (фотография). Именно они "пробиваются" к вниманию читателя. Чтобы не затеряться в море других рекламных объявлений, они должны быть очень убедительными.
 Заголовок, завязывающий контакт с читателем
 Заголовок - это важнейший элемент рекламы, поскольку именно он будет "продавать" рекламируемый товар. Фотография или рисунок притягивают взгляд, но сами по себе к продаже не приведут. Этого может добиться только слово - печатное или устное.
 Как вы думаете, какой из нижеприведенных заголовков лучше "справится" со своей задачей:
 ФИРМА "ДУКАТ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ: НОВАЯ ИДЕЯ
 Фирма "Дукат" представляет:
 новая идея
 Как вы видите, это один и тот же заголовок, набранный разными шрифтами. Заметно, что не все шрифты годятся для заголовков. Заголовок №2, набранный убористым шрифтом, труден для чтения. Нелегко воспринимается и заголовок №3, поскольку шрифт его слишком декоративен. Заголовок №4 притягивает взгляд, но редко встречающийся шрифт тоже может вызвать затруднения при чтении - а это, разумеется, последнее, чего вы желаете, давая свое объявление.
 Первый и пятый заголовки выглядят вполне приемлемо. Какой из них вы бы выбрали? Вероятно, первый. Четкие прописные буквы хорошо подходят к решительному утверждению:
 "ФИРМА "ДУКАТ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ".
 А если нужно, чтобы заголовок имел такой вид:
 "Фирма "Дукат" приглашает клиентов осмотреть новые автоматические сушилки для белья, лучшие под солнцем. Сушат быстрее солнца".
 "ФИРМА "ДУКАТ" ПРИГЛАШАЕТ КЛИЕНТОВ ОСМОТРЕТЬ НОВЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ СУШИЛКИ ДЛЯ БЕЛЬЯ, ЛУЧШИЕ ПОД СОЛНЦЕМ. ! СУШАТ БЫСТРЕЕ СОЛНЦА".
 В этом случае большое количество прописных букв сильно затрудняет восприятие текста, и вы будете правы, если предпочтете обычный вариант.
 А теперь посмотрите на следующие заголовки:
 Фирма "Дукат" представляет: НОВАЯ ИДЕЯ
 Фирма "Дукат" приглашает клиентов осмотреть новые автоматические сушилки для белья, лучшие под солнцем. Сушат быстрее солнца.
 Два последних заголовка лучше предыдущих: в них используются шрифты различной величины для оттенения особенно важной информации, продуманное графическое расположение текста. Крупный шрифт в первой строке первого заголовка притягивает внимание читателя и удерживает его. Во втором примере шрифт меньшего кегля, использованный в "приглашающей" строке, придает объявлению личностный характер, не заслоняя, однако, основной информации: новые сушилки действительно очень хороши и пользоваться ими удобнее, чем сушить белье на солнце.
 Фотографии и иллюстрации
 Фотографии и иллюстрации, если они используются, должны быть настолько привлекательными, чтобы на них задержался взгляд скучающего, усталого, занятого своими проблемами читателя. В противном случае они будут попусту занимать такую дорогую рекламную площадь.
 Рекламные снимки могут быть цветными или черно-белыми, напечатанными в реалистической манере (тогда это называется растрированием черно-белого снимка или в случае цветного снимка цветоделением) или же с использованием специальных эффектов, изменяющих их вид.
 Рекламные иллюстрации очень разнообразны: от скромного черно-белого эскиза до прекрасно написанной цветной картины. Различные графические элементы, рамки, символы (например, доллара или марки), которые вы используете в своей рекламе - это тоже иллюстрации.
 Фотография притягательнее рисунка. Если вы хотите довести до сознания читателя, что выпускаемое вами мороженое очень вкусно, то фотография сделает это нагляднее рисунка. Размажьте мороженое на щечках и подбородке малыша, сфотографируйте его - и этого достаточно.
 Общее правило таково: фотографии людей воздействуют на зрителя сильнее, чем пейзажи, натюрморты или крупноформатные фотографии самого продукта. Это, разумеется, вовсе не означает, что на всех подряд фотографиях должны быть изображены мужчины, женщины и дети. Фотография пустыни, если она уместна, может быть неотразима. Если нужно вызвать эмоциональный отклик, то на втором месте после людей -фотографии животных.
 Рисунки - идеальный выход, если:
 - ваш продукт, здание или вы сами не слишком фотогеничны;
 * вы хотите, чтобы читатель представил что-то абстрактное (" А теперь заглянем в черепок одного из наших системных программистов");
 * контрастный рисунок более заметен и более понятен, чем черно-белая фотография (например, в небольшом по размерам объявлении).
 Стильный рисунок создает нужное настроение: иллюстрации, выполненные в технике air-brush (при помощи пульверизатора), выглядят суперсовременно, а пастель -романтично, воздушно и немного ностальгически.
 Независимо от того, что используется в вашей рекламе -рисунки или фотографии - не стоит прибегать к прямолинейному, лобовому изображению своего товара или персонала, даже если оно очень удачно. Старайтесь показать действие, индивидуальность людей, характеристики продукта, необычные ситуации. Сделайте все, чтобы ваши иллюстрации сразу же заинтересовали читателей.
 К примеру, если ваш товар исключительно мягкий, можете поместить такое фото: дюжина яиц падает на него и... не разбивается. Если вы продаете большие пирожные, сфотографируйте их в таком ракурсе (снизу), чтобы они казались размером с дом, или поместите на переднем плане пирожное, а на заднем - слона так, чтобы они казались соизмеримыми. Конечно, все знают, что в действительности этого быть не может, но тем не менее так вы передадите конкретную информацию о продукте.
 Если вы делаете упор на быструю доставку, изобразите продукт, который "стартует" из левого нижнего угла объявления, оставляя за собой воздушные вихри.
 Если оригинальная фотография вам не по карману, можете купить у профессионального фотографа стандартную фотографию вашего продукта. У фотографов обычно бывают сотни таких снимков, практически на все темы.
 В главе 8 "Как рекламироваться без привлечения рекламных агентов" дается больше информации о создании хороших фото и иллюстраций.
 2. ЯЗЫК ШРИФТОВ
 Прежде чем браться за проектирование объявления, нужно научиться понимать язык полиграфии. В этом разделе дается представление об основных технических терминах, которые помогут понять, что вам пытаются втолковать дизайнеры -разработчики макета объявления.
 Высота шрифта называется кегль и измеряется в так называемых пунктах. Чем больше пунктов, тем больше шрифт.
 Это шрифт 6-го кегля
 Это шрифт 8-го кегля Это шрифт 10-го кегля
 Это шрифт 12-го кегля Это шрифт 14-го кегля
 Это шрифт 16-го кегля Это шрифт 18-го кегля
 Это шрифт 20-го кегля
 Это шрифт 24-го кегля
 Это шрифт 27-го кегля
 Расстояние между строками называется интерлиньяжем. Чем больше интерлиньяж, тем "просторнее" тексту, интерлиньяж на этой странице составляет 13,2 пункта.
 Абзацы или фрагменты текста могут быть выровнены по левому краю, в то время как правый край остается невыровненным," рваным" (на сленге полиграфистов это называется "выключить влево", или "выключить флажком"); оба края могут быть выровнены строго по вертикальным линиям - как в этой книге, как в газетах и журналах ("выключить по формату"); левый край может быть "рваным", а правый- выровненным ("выключить вправо," или "повернуть флажок"). Текст может также "обтекать" иллюстрацию ("заверстать текст с оборкой").
 Существует два основных типа шрифтов: с засечками (серифные) и рубленые (сансерифные). Отличительная черта серифных шрифтов - маленькие засечки на концах букв. Такой шрифт, в частности, использовали в этой книге. Рубленые шрифты не имеют засечек. В этой книге им набраны некоторые заголовки.
 Шрифты могут быть различных начертаний. Некоторые популярные шрифты имеют до полудюжины различных начертаний. Начертание - это толщина линий букв шрифта. Обычно шрифт имеет следующие начертания; полужирное, нормальное и светлое. Некоторые шрифты могут иметь также курсивное и уплотненное начертание.
 Если вы хотите не просто блеснуть знаниями, но сразить наповал того, кого вы наняли для разработки вашей рекламы, заведите речь о трекинге.
 Трекинг - это расстояние между буквами в тексте внутри слова.
 Это плотный трекинг
 Это нормальный трекинг
 Это жидкий трекинг
 3. ЧИТАБЕЛЬНЫЙ ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
 Вот пример трудного для прочтения основного текста. Кегель шрифта так мал, что пожилые люди не смогут его прочесть, а молодые, пожалуй, не захотят портить зрение. Интерлиньяж настолько невелик, что строки выглядят скученно. К тому же выравнивание текста по формату (по обоим краям страницы), несмотря на впечатление упорядоченности, приводит к тому, что взгляд читателя вместо того, чтобы естественным образом переходить на новую строку, задерживается на конце каждой строки.
 Этот текст более читабельный. Отступ в начале абзаца создает для глаза естественную точку отсчета, с которой начинается чтение, а неровный правый край помогает глазу передвигаться от строки к строке. Шрифт выразительный, более широкий интерлиньяж создает впечатление простора и облегчает чтение.
 А вот подсказки, как разработать оформление основного текста:
 o шрифт должен быть достаточно большой, чтобы читатель не напрягал зрение. Если вы продаете моторные лодки, которые покупают тридцати-тридцатипятилетние люди, можете использовать в объявлении более мелкий шрифт, чем если вы продаете дачи на колесах пятидесяти-шестидесятилетним клиентам;
 * сочетание прописных и строчных букв воспринимается лучше, чем текст, написанный только прописными буквами;
 * шрифты с засечками воспринимаются лучше, чем шрифты без засечек;
 * слишком длинные строки утомляют взгляд;
 * текст, выровненный по левому, но не выровненный по правому краю ("выключенный влево"), читается легче, чем текст, выровненный по обоим краям. Последний хорош в книгах, газетах, журналах, но не в рекламе- неровный правый край создаст дополнительную "зацепку" для взгляда читателя;
 * короткие абзацы предпочтительнее длинного, не разбитого на абзацы текста;
 * так называемая "выворотка" или реверсный текст, - белым по черному (англ. reversed) читается труднее, чем обычный;
 * выделения (полужирный, курсив, уплотненный шрифт) нужно использовать осторожно. Избыток выделенных фрагментов может выглядеть навязчиво;
 * лаконичный текст вообще воспринимается лучше, чем текст, засоренный добавочными элементами. Обилие прописных букв, подчеркиваний и выделений снижает эффективность рекламы. Объявление кажется "растрепанным".
 В главе 13, посвященной рекламе по почте, даются дополнительные советы по разработке рекламных текстов. В такой рекламе есть множество "тонкостей", призванных руководить взглядом читателя и привлекать его к чтению.
 Разработчики рекламы довольно часто нарушают изложенные здесь правила. Честно говоря, они просто ничего не знают о их существовании, поскольку лишь немногие учебные заведения уделяют курсам по рекламе достаточно времени. Поэтому вы, как руководитель, должны следить за тем, чтобы дизайнер не перегружал текст - разве что он представит веские доказательства необходимости этого.
 В последнее время стало модным использование мелких рубленых очень светлых шрифтов с большим расстоянием между строками. Набранный таким шрифтом текст выглядит стильно, но для прочтения его нужно приложить немало усилий. Читатель может подсознательно спросить себя: "Зачем мне мучиться над таким текстом? Только для того, чтобы кто-то мог мне что-то продать?" Если ваша реклама помещена в каком-либо авангардистском издании, такое поведение сойдет вам с рук. В противном случае читатель просто перевернет страницу, и ваши деньги, заплаченные за рекламу, пропадут напрасно.
 Иногда правила нарушают намеренно - и, как ни странно, с очень хорошим результатом. Несколько лет назад фирма "Эпсон", производящая принтеры, поместила в одном из британских журналов рекламу, состоящую из двух страниц.текста, набранного довольно мелким шрифтом, без заголовка, подзаголовков, разбиения на абзацы, без фотографий и иллюстраций - без единого элемента, способного притянуть взгляд или дать взгляду хоть секундную передышку. Сам текст рекламы, однако, был очень теплым и дружественным, а форма объявления служила подтверждением основного аргумента фирмы: вот сколько слов печатает в минуту принтер фирмы " Эпсон"; много, правда?
 4. ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕКЛАМЫ
 Графическое оформление - это способ взаимодействия всех элементов рекламы: заголовка, основного текста, иллюстраций. Разработка логотипа, или торгового знака фирмы, - отдельная тема, о которой мы поговорим в следующем разделе.
 Таблица 2 содержит четыре эскиза простой рекламы и выявляет различные проблемы, которые могут встретиться при работе над графическим ее оформлением.
 Пример № 1 отличается простым и лаконичным решением, разработанным в расчете на небольшую площадь объявления. Крупное изображение солнца, выступающее за границу объявления, притягивает взгляд" придает объявлению оригинальность. Разработчик поступил умно, использовав большую часть площади для заголовка и ограничившись минимумом основного текста.
 Пример № 2 - пример очень слабой рекламы. Скучное изображение автоматической сушилки, вокруг которой нет никакого действия, совершенно не привлекает читателей. Заголовок набран шрифтом очень маленького размера и 'спрятан" под иллюстрацией - и это вместо того, чтобы "кричать" о содержащейся в нем информации. Абсолютно ничего в этой рекламе не говорит читателю: "А ну-ка, взгляни сюда!"
 Пример № 3 - неупорядоченная, достаточно хаотично выглядящая реклама, которая тем не менее с определенной точки зрения может быть признана лучшей из всех четырех образцов. Здесь используются комментарии, стрелки, "звездные" рамки, которые притягивают внимание к основным аргументам продавца. Если комментарии написаны правильно, реклама может оказаться эффективной.
 Пример № 4 - фотография автоматической сушилки на залитом солнечным сиянием лугу - тоже очень удачный вариант. Но он потребует много места и, следовательно, денег, поэтому может быть по карману только крупной фирме с большим бюджетом. Женщина рядом с сушилкой вдыхает свежий запах чистой, только что высушенной простыни. Фотография достаточно необычная, чтобы притянуть взгляд, и в то же время убедительная, хорошо передающая информацию. Чтобы воздействовать на потребителя, это объявление должно быть большим - однако читатели запомнят его и сочтут свидетельством высокого качества продукции. В этом случае потребители будут склонны заплатить за сушилку больше, чем если бы продукт был рекламирован, как в примере № 3.
 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:
 эскиз, макет, оригинал объявления
 Разрабатывая объявление, дизайнер (график, фотограф) в первую очередь делает несколько эскизов, реализующих некоторые его идеи. В таблице 3 приведено несколько таких примеров.
 Если у вас нет образного мышления, они покажутся вам мазней художественно одаренного шимпанзе. Если же, однако, вы в состоянии интерпретировать такие эскизы, это поможет вам сэкономить деньги и время, оценив результат деятельности разработчика именно на этом этапе и переходя непосредственно от эскизов к работе над оригинал-макетом, без промежуточных этапов.
 Иногда клиент (особенно состоятельный) ожидает, что агентство приготовит несколько оригиналов, из которых он сможет выбрать что-то подходящее. Тогда дизайнеры не представляют клиенту эскизы, а самостоятельно выбирают несколько наиболее удачных и разрабатывают идеи дальше.
 Осмотрев представленные, различные по концепции эскизы, клиент выбирает тот, который кажется ему наилучшим. График (дизайнер) переходит к следующему этапу: разработке макета.
 Макет - это максимально приближенное к виду готового объявления изображение. Если эскиз говорит:
 "Вот идея, над которой мы будем работать", то макет показывает: "Вот то, к чему мы пришли".
 Изготовление макета - трудоемкое, а потому и дорогое, занятие. Если вы даете обычное объявление в газете, макет можно не изготавливать, но для рекламирования в иллюстрированном журнале он обязателен. Рекламные объявления, показанные в таблицах, предназначались именно для публикации в газетах. Они не содержат сложных элементов. В этом случае в макете ни-какби необходимости не было, и дизайнеры сразу готовили оригинал.
 Процесс изготовления оригинала, пригодного к печати, называется версткой. Дизайнер составляет элементы (текст, иллюстрации, фотографии) в той форме, в какой они будут отпечатаны в типографии. Сам материал в готовой форме называется оригинал-макет. Таблица 4 показывает, как макет отличается от первоначального эскиза - небо и земля!
 Если вы хотите посмотреть, как ваша реклама будет выглядеть в печатном виде, попросите разработчика, типографию или журнал сделать пробный отпечаток.
 Описанные здесь этапы.используются при подготовке брошюр, фирменных документов и других печатных материалов.
 6. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН И ВЕРСТКА
 Прогресс изменил стиль работы многих художников. Описанный выше процесс создания рекламных продуктов базируется на традиционных - и все еще распространенных - методах работы. Однако дизайнер, работающий на компьютере, часто переходит с этапа создания эскизов непосредственно к созданию макета, поскольку компьютер позволяет ему свободно перемещать все элементы эскиза, изменять их размеры, экспериментировать с цветом. К тому же компьютерная технология дает возможность в 2-3 раза сократить время создания макета. Макет, изготовленный компьютерным способом, называется оригинал-макет и пригоден к непосредственному использованию для печати в типографии.
 Как правило CHO вовсе не обязательно), компьютерная разработка макета обходится дешевле. Но как бы то ни было выбирать дизайнера следует по его профессиональным качествам, а не по наличию у него компьютера.
 7. КАК СЭКОНОМИТЬ ДЕНЬГИ
 
 Если вы привлекаете к работе дизайнера-профессионала, то можете сэкономить деньги, договорившись, чтобы он не делал эскизы и макет, а сразу взялся за изготовление готового объявления. Если у вас не хватает средств, чтобы заплатить разработчику за полную разработку и изготовление готового объявления, то можно сделать это дешевле. Однако это значит, что качество рекламы несколько пострадает.
 Вы можете заказать дизайнеру хорошо проработанный эскиз, а изготовление оригинал-макета, рекламного объявления поручить газете или журналу, где собираетесь рекламироваться.
 Можно заказать дизайнеру изготовление оригиналов важнейших частей объявления (заголовков, логотипов, фотографий), а верстку макета сделать в редакции газеты или журнала. Такое решение особенно целесообразно, когда подобная реклама размещается в СМИ в течение года или сезона. В разработанную дизайнером "рамку" вы можете помещать информацию о распродажах и новых поступлениях товаров.
 Если у вас нет средств заказать оригинальный рисунок или фотографию, можно воспользоваться стандартной библиотекой иллюстраций (англ. clip art). В США такие библиотеки обновляются каждый месяц и расходятся по миру. Их можно купить в специализированных художественных магазинах. Библиотеки иллюстраций имеются и в некоторых компьютерных программах. Они созданы профессиональными художниками и иногда выглядят очень хорошо. Однако практически любой мало-мальски сведущий человек сразу отличит их от оригинальных заказных рисунков. Читатели - даже не осознающие, в чем именно состоит разница, - могут счесть что стандартные рисунки выглядят слишком примитивно.
 В некоторых случаях заголовки рекламы вы можете подготовить к печати самостоятельно при помощи набора переводных букв, которые часто продаются в канцелярских магазинах. Имеется большой набор шрифтов, и, если вы приложите старание, ваш заголовок будет выглядеть абсолютно так же, как если бы его написал художник. Однако если эту работу выполнить неаккуратно - впечатление будет самым удручающим.
 Последний способ сэкономить деньги - самому разрабатывать исходные эскизы и нанимать профессионалов для "доведения их до ума".
 Попробуйте для проверки своих способностей воспользоваться рабочим образцом № 7. В итоге вы получите эскиз объявления.
 Глава 6
 Почти у каждой фирмы имеется логотип: графический торговый знак, или словесный торговый знак, или оба эти элемента. Логотип - графический символ вашей фирмы. Словесный торговый знак - название фирмы, записанное специальным способом. Если используется только словесный торговый знак, он же служит и логотипом фирмы: если же он используется в сочетании с графическим торговым знаком, то является его составной частью.
 Популярные логотипы: стилизованное изображение руля ("Мерседес"), изображение яблока (компьютерная фирма "Эппл"), изображение рожка (знак почтового ведомства). В определенном смысле гербы стран и городов - это тоже логотипы, они символизируют державы и города точно также, как упомянутые выше логотипы символизируют конкретные предприятия. Едва увидев характерный знак руля, мы сразу вспоминаем о "Мерседесе", а глядя на звездно-полосатое полотнище, не сомневаемся, что речь идет о США. Логотип - ценный инструмент, помогающий потребителям быстро распознать вашу фирму
 1. КАК СОЗДАТЬ ХОРОШИЙ ЛОГОТИП
 Графический знак - символ, представляющий вашу фирму. Но он не может (и даже не должен) показывать всего, чем занимается ваша фирма. Многие бизнесмены полагают, что в логотипе, как в маленьком зеркале, - должна отражаться история фирмы. Однако и это вовсе не обязательно.
 Идеальный логотип знакомит потребителя с позицией фирмы, причем делает это мгновенно. Какие чувства вы хотите пробудить в потребителе по отношению к вашей фирме? Их должен будить логотип. Хороший логотип - тот, который может (но не обязан) представлять товар или услугу, предлагаемую вашей фирмой.
 2. ЧТО ПРЕДПОЧЕСТЬ:
 ГРАФИЧЕСКИЙ ИЛИ СЛОВЕСНЫЙ ЗНАК?
 Многие большие фирмы, такие как "АйБиЭм" или "Ксерокс", полностью отказываются от использования символов или изображений, предпочитая им оригинальные словесные знаки. В их случае это оправдано, поскольку деятельность таких фирм настолько дифференцирована, что конкретный символ может ввести потребителей в заблуждение.
 Словесный знак может оказаться подходящим также для малой фирмы. Даже хороший проект такого знака стоит относительно недорого. Можно не заказывать специальный шрифт, а воспользоваться одним из стандартных (из каталога), поручив дизайнеру лишь поэкспериментировать с начертанием и способом соединения букв, чтобы добиться оригинальности и индивидуальности. В таблице 6 даются примеры словесных логотипов.
 Независимо от того, выберете ли вы комбинированный, словесный или чисто графический логотип, вы должны постараться, чтобы он:
 * с первого взгляда передавал потребителю конкретную информацию о вашей фирме;
 * обладал неповторимостью - ассоциировался именно с вашей фирмой;
 * был пригоден для использования в любой рекламе (к примеру, перегруженный элементами графический логотип при уменьшении до размеров визитки будет выглядеть размытым пятном).
 3. ИЗМЕНЕНИЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЛОГОТИПА
 Если у вас уже есть логотип, стоит подумать, действительно ли хорошо он выполняет поставленную перед ним задачу и не нужно ли его исправить или даже сменить. Однако это решение должно быть взвешенным и не поспешным. Импульсивность здесь ни к чему. Помните, что клиенты могут быть настолько привязаны к существующему торговому знаку, что какие бы то ни было изменения вызовут недовольство. Клиенты могут также решить, что в фирме поменялся владелец или что новый знак принадлежит какой-то совсем новой фирме. Кроме того, меняя логотип, вы меняете также отношение клиентов к своей фирме - поэтому вы должны быть уверены, что, новое впечатление от логотипа будет лучше старого.
 Хорошим примером такой замены может служить история разноцветного павлина - логотипа американской телевизионной сети NBC. Логотип был придуман на заре развития цветного телевидения. В то время переливающаяся всеми цветами радуги птица как нельзя лучше отражала передовую технологию, которая была козырем NBC. Однако затем, когда цвет стал для телевидения не исключением, а нормой, NBC решила, что павлин "состарился". От добродушной птицы отказались в пользу оригинально исполненной буквы "N", отражающей мощь и величину корпорации.
 Общество бурно запротестовало. NBC среагировала мгновенно : изъяла новый, ассоциирующийся с огромными корпорациями логотип "Я" и модернизировала павлина, который по-прежнему благополучно сияет на телеэкранах.
 Многие большие корпорации на своем опыте убедились, что лучше модернизировать существующий логотип, чем полностью отказаться от i старых символов и предлагать общественности совершенно новый торговый знак. Характерные примеры в этом смысле - "Ксерокс" и "ЭйТи энд Ти", американский телефонный концерн. Словесный логотип "Ксерокс" изменялся на протяжении ряда лет и так медленно, что изменения были практически незаметны.
 Так же модернизировалось и изображение планеты, символ "ЭйТи энд Ти" - чтобы только актуализировать, а не менять образ фирмы в глазах клиентов.
 Однако если ваш логотип устарел или потерял привлекательность, если он не отражает позицию вашей фирмы - обязательно измените его. Но не делайте это только потому, что нынешний товарный знак вам просто надоел. Подумайте и о том, что, возможно, лучше не избавляться от старого логотипа, а просто изменить его. Рабочий образец № 9 поможет вам определить, как поступить: модифицировать существующий логотип или ввести совершенно новый знак.
 4.РАЗРАБОТКА ЗНАКОВ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ ФИРМЫ
 Знаками тождественности фирмы на языке дизайна и рекламы называются логотип и все подобные ему элементы, идентифицирующие предприятие: фирменные бланки, визитки, транспорт, вывески, документы, рассылаемые потребителям, и т.д. Знаки тождественности фирмы - это не реклама. Однако поскольку они отражают позицию вашей фирмы, а также используются в рекламе, то имеют непосредственное влияние и на рекламу.
 Логотип - важнейший из всех знаков тождественности фирмы. Составляя программу разработки знаков тождественности - возможно, вы еще не думали о такой программе, тогда принимайтесь за дело сейчас - вам следует обдумать, как должен выглядеть каждый из них, чтобы с первого взгляда бросалась в глаза принадлежность к вашей фирме. Логотип, сочетание фирменных цветов, подбор шрифтов в текстах, размещение иллюстраций, пропорции между различными элементами в рекламе - все это должно быть характерным, вашим, фирменным.
 В больших корпорациях с мировым именем программы создания знаков тождественности занимают целые тома. Что касается вашей фирмы, то вся программа, вероятно, содержится у вас в голове или в воображении вашего дизайнера. Записанная, она заняла бы 2-3 страницы и содержала бы графические стандарты, которым должен соответствовать ваш логотип: его размеры, размещение по отношению к другим элементам, а также вид остальных элементов (шрифт, цвет и т.д.).
 Если всю вашу рекламу разрабатывает одно агентство или же один дизайнер, то письменных стандартов можно не разрабатывать - реклама будет выдержана в одном стиле. Если же вашу рекламу готовят различные агентства, художники, дизайнеры, рекламные отделы различных газет, они должны получить от вас указания по стандартам, без которых невозможно будет добиться однородности рекламы (об этом мы еще будем говорить).
 Разработка простого списка стандартов для фирменных знаков стоит недорого или же вовсе ничего не стоит, но имеет важное значение. Ведь грань, отделяющая настоящую профессиональную рекламу от грубой поделки, не дающей эффекта или даже вызывающей негативную реакцию, очень мала. Отсутствие стандартов, разношерстность фирменных, знаков может стоить вашей фирме репутации, а кроме того, вызовет ненужные недоразумения в работе с дизайнерами, печатниками и СМИ.
 Глава 7
 1. В ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО?
 Рекламное агентство может разработать вашу рекламу, сделать оригиналы объявлений для печатных и электронных СМИ, купить для вас рекламную площадь в журналах и газетах, разработать план рекламной кампании по почте и разослать письма, спроектировать вывески и фирменную бумагу, издать рекламные брошюры и рекламные листовки, сделать рекламные видеоролики, а также годовой отчет предприятия. Агентства предлагают своим клиентам широкий спектр услуг, а в некоторых случаях занимаются и косвенной рекламой.
 Собственно, все эти задачи можно решить и самостоятельно либо с частичным привлечением специалистов, отдельных фирм или средств массовой информации. Но сотрудничество с рекламным агентством имеет свои достоинства:
 * экономит ваше время,
 * обеспечивает однородность рекламы и ее согласованность с вашей рекламной стратегией.
 Ежегодно рекламное агентство может сэкономить для вас сотни часов, беря на себя все проблемы, связанные с рекламой. Привлекая к сотрудничеству рекламное агентство, вы избавляетесь от необходимости контактировать с представителями различных СМИ, создателями рекламных текстов, дизайнерами, почтовыми учреждениями и т.д. Хорошее рекламное агентство позаботится, чтобы ваша реклама усиливала и отражала позицию фирмы, создавала такой образ, какой вы хотите представить клиентам, доходила до тех, кому предназначена. У агентства для этого есть больше возможностей, ведь реклама - это основной вид его деятельности, в то время как для вас реклама - это только одна из многочисленных проблем, ежедневно встающих в бизнесе.
 Вопрос о привлечении рекламного агентства на самом деле сводится к двум:
 * стоит ли сэкономленное время уплаченных за услугу денег?
 * сможете ли вы отодвинуть на задний план свои амбиции и поручить рекламирование фирмы другому?
 2.СКОЛЬКО СТОЯТ УСЛУГИ РЕКЛАМНЫХ АГЕНТСТВ?
 Большинство рекламных агентств получают оплату за свои услуги в виде комиссионных (о системе комиссионных мы будем говорить ниже). Есть, однако, и такие агентства, которые устанавливают конкретные расценки за конкретные услуги. Расценки могут варьироваться в очень широких пределах, в зависимости от сложности предлагаемого продукта, защищенности авторских прав, а также возможностей и аппетитов агентства. Известные агентства, имеющие громкое имя, могут запрашивать за свои услуги большую цену. Кроме того, в стоимость реклам нужно включить стоимость рекламной площади или рекламного времени в СМИ.
 Система комиссионных
 Рекламные агентства не всегда и не полностью получают плату непосредственно из кармана того, кто заказывает у них рекламу. Сложилась система, когда рекламные агентства часть доходов получают из комиссионных, которые им платят СМИ (газеты, радиостанции и т.д.). Представим, к примеру, что рекламное агентство А работает на фирму Б и купило в газете В рекламную площадь за 500 $. Фирма Б заплатит агентству А 500 $. Однако агентство А переведет газете В только 425 $, поскольку газета В платит всем зарегистрированным и заключившим договор с газетой агентствам 15% комиссионных ( иначе они называются скидкой для рекламных агентств). Другими словами, газета В воспринимает агентство А как своего торгового представителя, каковым, в сущности, оно и является.
 Журналы, газеты, радиостанции и телевизионные компании традиционно платят рекламным агентствам 15% комиссионных. Типографии их не платят. В наших условиях процентная ставка может колебаться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Агентства, лишь начинающие свою деятельность, могут рассчитывать! на 8-10% комиссионных. В зависимости от тиража и популярности те или иные издания. радиостанции могут предлагать агентствам несколько различные условия.
 Разница в 75 $ между тем, что фирма Б заплатила агентству А, и тем, что агентство перечислило газете В и составит доход агентства. Иногда плата за услуги рекламных агентств может быть рассчитана и несколько иначе - как почасовая ставка за свои услуги (к примеру, 10 $ за час). В этом случае фирма Б будет иметь кредит в агентстве А на 7,5 часа без необходимости доплаты. Фирма Б выиграет, поскольку СМИ предлагают стандартную скидку только рекламным агентствам, и, таким образом, фирма Б "даром" получила рекламу производства агентства А.
 Альтернативные варианты
 В реальной жизни система скидок не всегда действует так, как описано выше. Иногда местные СМИ (например, местные радиостанции) организуют собственные рекламные бюро или отделы, которые занимаются исключительно обслуживанием их клиентов. Рекламный отдел в этом случае требует с клиентов оплату рекламного ролика, а кроме того, дополнительную плату за рекламное время в эфире.
 Еще один фактор, заметно замутняющий идеалистическую картинку "бесплатных" услуг рекламных агентств - хотя большинство СМИ действительно платят агентствам комиссионные, в то же время некоторые из них (особенно местные) используют двойную шкалу цен. Радиостанция, к примеру; продает рекламному агентству 60 секунд эфирного времени за 250 $, а вам может продать за 210 $ или даже дешевле, если вы, как предприниматель, будете покупать это время непосредственно у них.
 Поэтому вам придется навести справки о ценовой политике СМИ и подсчитать, выигрываете вы или нет, привлекая рекламное агентство.
 Типичные способы расчетов с рекламными фирмами
 В принципе, существуют четыре способа оплаты услуг рекламных агентств, причем наиболее широко распространен первый из них:
 1) исключительно комиссионные: как правило, агентство соглашается работать только за комиссионные суммы на покупку для клиента рекламной площади (времени), если рекламный бюджет вашей фирмы настолько велик, что 15% от него покрывают все расходы агентства;
 2) почасовая ставка плюс комиссионные: агентство подсчитывает, сколько часов ушло на обработку вашей рекламы, и определяет плату за эти часы, затем отнимает от этой суммы все комиссионные, полученные при покупке времени (площади) для вашей рекламы, и на остаток выставляет счет вашей фирме;
 3) только почасовая ставка: агентство суммирует "чистую" стоимость рекламного времени (площади), купленного для вас (т.е. если радиостанция выставляет рекламному
 агентству счет в 85 $, то и агентство берет с вас 85 $, а не 100 $), а кроме того, берет с вас плату согласно своей почасовой ставке за всю выполненную для вас работу;
 4) постоянная оплата: агентство выполняет для вас работу за заранее оговоренную конкретную сумму.
 3. СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ НАЕМ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА ВАШЕМУ СТИЛЮ РАБОТЫ?
 Прибегать к услугам агентства или нет, вы будете решать, разумеется, не только исходя из стоимости его услуг. Существенно важно также найти агентство, стиль работы которого будет соответствовать вашему.
 Некоторые предприниматели стараются как можно больше сотрудничать с агентствами. По их мнению, услуги независимых специалистов и самоличное доставление объявлений в редакции газет - только пустая трата времени. Многие бизнесмены хорошо отдают себе отчет, что справляются с рекламированием не очень-то успешно. Другие же скорее обанкротятся, чем позволят кому-либо управлять такой существенной отраслью, как рекламирование фирмы. Достаточно и таких, которые находятся где-то посередине между этими двумя полюсами. Подумайте над следующими вопросами.
 Можно ли вас отнести к менеджерам, дающим своим сотрудникам возможность проявить себя? Если да, услуги рекламного агентства - для вас.
 А возможно, вы из тех менеджеров, кто предпочитает "держать руку на пульсе"? В таком случае для удобства вы можете пользоваться услугами агентства, но выберите то, где будут ждать от вас деятельного сотрудничества.
 Может быть, вы считаете, что никто лучше вас не может рекламировать вашу фирму, потому что никто вообще ничего не смыслит в рекламе? В таком случае в агентства не заглядывайте.
 Если вы все-таки решили обратиться в агентство, помните, что они предлагают различный набор услуг. Некоторые предпочитают разрабатывать общую рекламную стратегию и полный рекламный бюджет. Это наиболее традиционный вид деятельности рекламных агентств и вместе с тем наиболее рациональное использование всех их возможностей. Однако передача агентству всех прав и обязанностей в области рекламы в самом начале сотрудничества может оказаться слишком обременительной для агентства и слишком накладной для вас.
 Другие агентства бывают полностью удовлетворены уже тогда, если им доверяют разработку логотипа, заказывают издание простой брошюры, производство телевизионного ролика, подготовку плана рекламной кампании. Одни агентства будут стараться диктовать вам, как себя вести в рекламе; другие охотно выполнят все ваши рекомендации.
 Если вы дали заказ агентству, но не удовлетворены результатами работы, не переносите недовольство автоматически на все агентства как таковые. Стиль работы каждого из них, собственный, индивидуален как и ваш.
 4. КАК НАЙТИ "СВОЕ" РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО
 Поиски рекламного агентства следует начать с расспросов знакомых бизнесменов. Кто-то из них, безусловно, подскажет, где находится агентство, специализирующееся на обслуживании небольших фирм, и поделится собственным опытом общения с рекламными агентствами.
 Торговые представители местных радио- и телевизионных станций тоже могут вам кого-либо порекомендовать. Однако держите ухо востро. Рекламные агенты местных СМИ порой относятся к деятельности рекламных агентств необъективно, и могут увести вас от хорошего агентства, порекомендовав весьма сомнительное учреждение, основное достоинство которого только в том, что оно сотрудничает с газетой или радиостанцией, в которой трудится сам рекомендующий.
 Если никто из ваших знакомых так ничего и не подсказал, попробуйте поискать что-нибудь подходящее по телефонной книге. Позвоните в несколько агентств и спросите, какие услуги они могут предложить (производят макеты и ролики, покупают для клиентов рекламную площадь и время и т.д.), и на обслуживании каких фирм специализируются. Если на какой-либо интересующий вас вопрос вы услышите "нет", попросите порекомендовать какое-либо другое агентство.
 Вы должны найти агентство, которое предлагает весь набор нужных вам услуг. В противном случае в конце концов вам придется самим разыскивать различных специалистов, что, разумеется, вам совсем ни к чему. Хорошее рекламное агентство должно уметь:
 * разрабатывать рекламную стратегию;
 * писать рекламные тексты;
 * составлять проект рекламы;
 * выпускать печатную рекламную продукцию;
 * готовить рекламные радио- и видеоролик;
 * покупать рекламную площадь и эфирное время;
 * производить общую координацию и планирование рекламной действительности, разработку бюджета;
 * заниматься косвенной рекламой (publik relations).
 Не все эти вопросы решают сотрудники агентства. В его штате, как правило, работают только авторы рекламных текстов, дизайнеры, а также посредник, размещающий рекламу в СМИ. Лишь некоторые из рекламных агентств имеют в штате профессионального фотографа, студию звукозаписи и оборудование, необходимое для качественной записи видеоматериалов. Однако хорошее рекламное агентство всегда сотрудничает со специалистами, выполняющими аудио- и видеозапись. Даже агентства с большими возможностями часто привлекают к работе, помимо штатных сотрудников, "свободных художников" - авторов текстов, дизайнеров, художников.
 Оценивая персонал рекламного агентства, не ломайте голову над проблемой "А смогут ли они самостоятельно выполнить все, что нужно?", а лучше задайтесь вопросом: "Сотрудничает ли агентство с людьми, которые смогут сделать вашу рекламу?". Если агентство и его внештатные сотрудники работают в тесном контакте, то вероятность, что результаты их работы удовлетворят вас, довольно велика.
 Кроме того, разыскивая рекламное агентство, вы должны задавать себе такие важные вопросы:
 - Охотно ли и открыто ли агентство идет на разговор об оплате своих услуг?
 -Нравится ли вам стиль объявлений, которые агентство уже сделало?
 - Нравятся ли вам эти люди? Чувствуете ли вы себя комфортно в общении с ними?
 - Охотно ли они объясняют, почему приняли именно такое, а не иное решение?
 -Легко ли они соглашаются с тем, чтобы вы участвовали в работе над поиском рекламных идей для вашей фирмы? (некоторые рекламодатели не придают этому ровно никакого значения, так как считают, что агентство, не имеющее опыта работы в определенной отрасли, способно предложить совершенно новые, свежие и оригинальные подходы.
 - Работает ли агентство с вашими непосредственными конкурентами? Если да, то опасайтесь конфликтов.
 Вы должны также узнать, кто из персонала агентства будет постоянно заниматься вашей фирмой. Этот человек (в некоторых агентствах его называют координатором проекта) надолго войдет в круг ваших партнеров по бизнесу, и очень важно, чтобы отношения между вами строились на взаимном доверии. И что еще важнее, этот человек должен уметь ясно и образно излагать свои мысли.
 Поговорите с двумя-тремя агентствами. Задавайте
 трудные вопросы - такие, какие задавали бы любому, кто пришел устраиваться на работу в вашу фирму. Заставьте их "пошевелить извилинами", задавая вопросы о слабых сторонах и профессиональных провалах. Спросите, что они станут делать, если вы будете настаивать на своей идее рекламирования, которая им, специалистам, покажется "бредом сивой кобылы"? Ознакомьтесь с предыдущими их работами и выясните, почему они использовали именно эту, а не другую идею?
 Если все ответы вас удовлетворят, попросите дать вам координаты фирм, бывших ранее или являющихся в настоящее время клиентами агентства. Позвоните в названные фирмы и попросите дать отзыв о данном рекламном агентстве Действительно ли его деятельность была настолько успешной, как вам представили? Остановив выбор на том или ином агентстве, дайте ему пробное задание, чтобы увидеть, каково оно в деле.
 5. ЧЕГО ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПРИ КОНТАКТАХ С АГЕНТСТВАМИ
 Реклама "зациклена" на внешнем виде. Образ. Стиль. Презентация. Восприятие. Реклама больше концентрируется на том, как что-то выглядит, чем на том, что оно представляет собой в действительности. Иногда рекламные агентства становятся жертвой такого подхода.
 Большая часть людей рекламы - это сливки бизнеса. Работать с ними легко, они вежливы и раскованы. Вероятнее всего, у вас останутся от работы с ними самые приятные впечатления. Однако могут встретиться исключения, о которых следует помнить.
 Остерегайтесь агентств, для которых полученные награды - больший повод для гордости, чем действительные результаты их работы. В рекламе большинство наград дается создателям за способности и талант, а не за увеличение оборотов. Встречаются агентства, главная цель которых - увешать стены офиса дипломами и грамотами. Хорошее агентство может получать множество наград, но сосредоточивается на ваших целях, а не на победах в конкурсах.
 Остерегайся слишком большого для вас агентства. Если такое агентство ищет клиентов, значит, оно только что потеряло крупного заказчика и хочет получить взамен нескольких менее крупных, чтобы таким образом восстановить доходы. Вначале его сотрудники будут сама предупредительность. Вы скажете себе: "Ого! А ведь само агентство Х заинтересовано в работе со мной!" Однако как только агентству Х перепадет более крупный заказ, вы окажетесь первым, кого выставят за дверь.
 Остерегайтесь агентств, выставляющих себя напоказ. Предположим, вас пригласили на собеседование по поводу возможного сотрудничества директоров трех агентств. Двое из них принесли свой обычный портфель образцов и предложений. Наконец появляется третий в компании шести сотрудников, с рекламным видеороликом своего агентства, бутылкой шампанского, коробкой швейцарского сыра, сотней серебристых шариков и готовой рекламной кампанией, представленной в эскизах и только и ждущей вашего утверждения. Они берут вас боем - и вы, конечно, выбираете их. На том, однако, все и кончается. Больше вы их не увидите. Их слишком забавляет процесс завоевания клиентов, чтобы они захотели дорабатывать тексты, покупать в СМИ время и место и заниматься прочей рутиной...
 кто ЕСТЬ кто в РЕКЛАМНОМ АГЕНТСТВЕ
 Когда вы благополучно минуете всяческие подводные рифы и выберете подходящее агентство, познакомьтесь с теми, кто будет вас обслуживать. Вот эти специалисты.
 Координатор проекта (в некоторых рекламных агентствах он может называться специалистом по рекламе и т.д.) - это человек, контактирующий с вами от имени агентства и координирующий всю работу, выполняемую для вас агентством. Координатор поможет вам разработать стратегию фирмы и определить ее позицию. Он будет выслушивать ваши замечания и передавать их другим сотрудникам, представлять вам эскизы и макеты, присутствовать на натурных съемках, чтобы убедиться, что все идет в соответствии с планом, руководить творческим коллективом. Координатор представит вам рекламный бюджет и порекомендует СМИ.
 Хотя координатор проекта - работник агентства и в этом качестве должен поддерживать идеи и разработки родного учреждения, он будет заботиться и о ваших интересах. Со временем он хорошо узнает ваши пристрастия и сможет вовремя сказать творческому коллективу:"О нет, это слишком крикливо на вкус клиента" или "Нет, это, пожалуй, чересчур утонченно". Он также сможет объяснить агенту, размещающему рекламу в СМИ, почему вы, к примеру, предпочитаете радио, а не телевидение, и журналы, а не газеты.
 Художественный директор (художественный редактор) он решает, как будут выглядеть ваши объявления, брошюры, ролики и т.д. В больших агентствах художественный директор руководит коллективом художников и дизайнеров, в маленьких - может быть единственным художником, который и будет работать над вашим заказом.
 Автор рекламных текстов - совместно с художественным директором разрабатывает идею вашей рекламы, а затем подбирает подходящий текст - для заголовков, основной части, сценария, рекламной статьи и т.д.
 Координатор, художественный директор и автор текстов - костяк коллектива, который будет работать над вашей рекламой. Эти люди будут очень тесно сотрудничать с вами. Возможно, вы встретитесь с ними на рабочих заседаниях, на которых разрабатываются концепции рекламы, и наверняка встретитесь, когда на ваше утверждение представят готовую рекламу.
 Вы можете также встретиться (хотя и необязательно) с посредником - агентом, размещающим рекламу в СМИ (англ. media buger) - в газетах, журналах, на радио и телевидении. Вооруженный каталогами газет и журналов, калькулятором и, в зависимости от возможностей агентства, карандашом или компьютером, агент анализирует стоимость объявлений в отдельных СМИ, состав их аудитории, обрабатывает ваш рекламный бюджет и, наконец, осуществляет покупку рекламного времени и места.
 В больших агентствах посредники работают под контролем руководителей отделов по связям со СМИ, в маленьких конторах - трудятся самостоятельно. Однако их работа заключается только в покупке в СМИ рекламного места и времени - они не размещают в СМИ материалов, не являющихся рекламными, и не представляют агентства в контактах со СМИ.
 7.КАК ИЗБЕГАТЬ НЕДОРАЗУМЕНИЙ В РАБОТЕ С АГЕНТСТВАМИ
 К сожалению, агентства обычно не могут похвастаться идеальными, отшлифованными взаимоотношениями со средними и мелкими фирмами. Типичный клиент рассуждает так: "Они и зеленого понятия не имеют о моей фирме. Зато хватает нахальства выставить мне огромный счет за какую-то ерунду, с которой я справился бы и сам, причем намного лучше". Или так: "Они совершенно не принимают во внимание мои слова. Творят, что хотят?". В свою очередь, агентство тоже предъявляет клиенту претензии: " Он отнимает у нас слишком много времени. Сам не знает, чего хочет, отвергает и критикует все, что бы мы ему ни предложили". Или: "Он не может определиться. Постоянно меняет требования, да еще заявляет, что мы не укладываемся в график".
 Контакты агентств с малыми и средними фирмами затрудняются еще и потому, что первые привыкли иметь дело с профессионалами из рекламных отделов больших предприятий, которые говорят на одном с ними профессиональном языке - большинство же мелких и средних бизнесменов в этом смысле малокомпетентны. Большую часть возникающих проблем можно решить, если обе стороны поймут, чего ожидать друг от друга и будут ясно представлять намерения другой стороны - особенно в том, что касается рекламы и рекламного бюджета.
 Вы вправе ожидать от агентства, что оно сэкономит ваше время, придаст рекламе профессиональный вид, использует весь свой опыт, чтобы сделать ее результативной, а значит, укрепить позицию вашей фирмы. Но ни одно агентство не сможет отгадать ваших мыслей.
 Одна из наиболее частых и серьезных ошибок рекламодателей - убеждение, что "вы - высокооплачиваемые эксперты, поэтому сами должны понимать, чего я от вас хочу". Надеяться, что в агентстве воспримут ваши мысли телепатическим путем, даже если вы не произнесете вслух ни слова, все равно что ждать, чтобы доктор распознал вашу болезнь, даже не зная, где у вас болит. У агентства перед вами масса обязанностей. У вас перед ним - только одна (не считая обязанности оплатить по счету): вы должны суметь объясниться, донести вашу позицию, предпочтения, дать сведения о бюджете и личных творческих замыслах.
 8. КАК ОБЩАТЬСЯ С ТВОРЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
 Независимо от того, работаете ли вы с координатором проекта или непосредственно с творческими сотрудниками, вы можете помочь агентству разработать интересную, полезную для вашего бизнеса, полностью устраивающую вас рекламу.
 С самого начала предъявите коллективу схему позиции вашей фирмы. Если вы еще не составили ее, сделайте это в агентстве, при помощи его сотрудников. Схема позиции - центр тяжести, вокруг которого все будет вращаться. (Необходимые сведения о схеме позиции можно найти в главах 1 и 2.)
 Попросите координатора проекта представить вам описание рекламной стратегии. Этот документ, учитывающий позицию фирмы и цели рекламной кампании - основа деятельности всех, кто будет заниматься рекламированием вашей фирмы. Координатор, художественный директор, автор текста и рекламный агент должны иметь его. Именно на этом документе должны основываться все без исключения решения, касающиеся вашей фирмы.
 Попросите, чтобы творческий коллектив "выдал на-гора" три-четыре идейки. Работать с агентством, предлагающим ограничиться одной, не стоит. Если же вы сами предложите довольствоваться одной идеей, основываясь при этом на финансовых соображениях, вам можно порекомендовать вообще не беспокоить рекламное агентство. Если у вас имеются свои творческие соображения, поделитесь ими с работниками агентства, а если вам совершенно необходимо использовать какую-то конкретную идею, скажите об этом открыто. Собеседники также открыто ответят, смогут ли они ее реализовать. Достаточно часто неопытные клиенты даже не отдают себе отчета, есть ли у них какие-либо соображения по поводу вида будущей рекламы их фирмы. Отсюда - малоприятные беседы, вроде приведенной ниже, которые время от времени имеют место:
 -Я не знаю, чего именно хочу. Что вы можете предложить? Координатор предлагает.
 - Нет. Это не годится.
 - А чего бы вы хотели? В каком направлении нам работать над вашей рекламой?
 - Не знаю. Вы специалисты. Просто-напросто сделайте что-нибудь другое.
 Возможно, вам понадобится хорошенько поразмыслить, чтобы выяснить, какую концепцию вы подсознательно хотели бы реализовать. Сделайте это тщательно и не торопясь, возможно, в результате окажется, что выход, казавшийся вам единственным, на самом деле только один из многих способов рекламы, причем далеко не наилучший.
 Старайтесь проявлять терпимость при столкновении со свойственной всем творческим людям определенного рода дерзостью. Помните, что они должны будут вывернуть свою душу наизнанку , разрабатывая , для вас невиданно гениальные идеи. На стол лягут не только рисунки и тексты, но и нечто большее - плоды чьего-то бессонного вдохновения. Поэтому будьте снисходительнее и, возможно, излишне нервозной реакции на ваши замечания.
 Однако не стоит впадать в крайность и принижать себя. Если художественный директор или автор текстов скажут вам, что их решение - единственно правильное, или возмутятся тем, что вам не по душе их концепция, не раздражайтесь и не злитесь. Задавайте конкретные вопросы; добейтесь конкретных объяснений, почему они считают именно свою идею столь плодотворной. Требуйте, чтобы вам доказали, что она действительно будет воздействовать на ваших клиентов, укрепит вашу позицию или увеличит обороты продажи. Если они не смогут дать ответ, то, вероятно, признают свою неправоту и откажутся от замысла. Если же рассеют ваши сомнения, возможно, вы захотите прислушаться к их доводам. Уважение к чужому мнению - принцип, которого должны придерживаться все. У каждого, разумеется, свое видение вашей будущей рекламы. Однако ни одного проекта не стоит отвергать сходу, каждая точка зрения заслуживает того, чтобы немного подумать над ней и попытаться взглянуть непредубежденно, " свежим глазом". Возможно, идея, предлагаемая профессионалами, действительно открывает новые горизонты мышления? Возможно, она в самом деле лучше отражает рекламную стратегию вашей фирмы?
 Хорошее агентство всегда может объяснить, почему предлагает именно это. А хороший клиент не всегда соглашается с представленной концепцией, но всегда выслушивает до конца
 Глава 8
 1. ЕСЛИ ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЭТО САМИ
 Итак, по каким-то причинам вы решили, что будете рекламировать свою фирму без помощи рекламного агентства. Такой выбор делают тысячи бизнесменов.
 Раз уж вы читаете эту книгу, то, вероятно, отдаете себе отчет в важности хорошей, последовательной рекламы и готовы посвятить рекламированию своей фирмы столько времени и усилий, сколько понадобится. Вы далеко не наивны и не считаете, что сэкономили деньги, поручив какой-либо газете составить за два дня до ее выхода рекламное объявление. Вы знаете, что время и деньги, вложенные в рекламу, это не расходы - а инвестиции, увеличивающие оборот фирмы.
 Возможно, вам не понадобятся подробности, изложенные в данной главе, которая рассказывает, как самостоятельно организовать рекламу своей фирмы. Выберите из нее то, что вам подходит. Как бы то ни было, помните одно: ваша главная задача состоит в том, чтобы указать стратегическое и творческое направление художникам, авторам текстов, представителям СМИ и другим членам коллектива, разрабатывающего вашу рекламу.
 Если вы выпускаете рекламу, привлекая специалистов на условиях договора, или пользуетесь помощью представителей СМИ, на вас лежит ответственность за то, чтобы не свернуть с намеченного курса и всегда сочетать с определенной позицией фирмы и ее рекламной стратегией. Это требует дисциплины и концентрации. Оценить результативность своей рекламы, если вы будете так тесно связаны с ее производством, окажется довольно трудно. Нелегко не сбиться с выбранного курса, когда ваше внимание поглощено тысячей разных дел, связанных с бизнесом, а представители газет и радио постоянно искушают вас новыми предложениями - причем со скидкой специально для вас.
 Вам придется научиться сдерживать свои импульсы. Говоря конкретнее, вы должны будете отказываться от изменений в рекламе, хотя вам иногда и захочется что-то изменить. И наоборот, порой придется согласиться на изменения, которых вы предпочли бы избежать.
 К примеру, вы вынуждены постоянно использовать в рекламе художественный образ, девиз или рекламную песенку, несмотря на то, что лично на вас они нагоняют нестерпимую скуку и вы зеваете с риском вывернуть челюсть - вы используете их, потому что ваша целевая аудитория воспринимает их "на ура". Изменение стратегии фирмы по прихоти ее владельца - очень распространенная ошибка.
 С другой стороны, возможно, вам придется отказаться от рекламы на радио или в газете, которой пользовались в течение длительного времени, поскольку это перестало воздействовать на потенциальных клиентов так сильно, как раньше. Возможно, вы пять лет рекламировались на Радио-Х, но сейчас популярность этой радиостанции сошла на нет или она поменяла свою аудиторию, стараясь привлечь совершенно новый тип слушателя, и вам придется разместить рекламу на другой радиостанции, даже если владелец Радио-Х - ваш ближайший друг.
 Принять такое решение бывает трудно, особенно если реклама фирмы - это только одна из ваших многочисленных обязанностей. Однако если вы сосредоточитесь на выбранной позиции, составите в письменном виде рекламу фирмы, будете помнить, что одна голова - хорошо, а две (три) - лучше, наконец, обзаведетесь помощником, то рекламная программа наверняка будет выполняться успешно. Вот несколько подсказок для вас.
 Придерживайтесь схемы выбранной позиции фирмы
 Держите схему позиции фирмы под рукой, лучше всего прикрепите ее над столом, так чтобы видеть каждый день. Пусть висит, пока бумага не пожелтеет и не истлеет (или пока не изменится позиция вашей фирмы). Позиция фирмы должна главенствовать над всеми другими решениями.
 Сформулируйте свою стратегию в письменном виде
 Каждый раз, когда вы начинаете новую рекламную кампанию, разрабатывайте стратегию, отвечая на такие вопросы: "К кому обращена реклама? Какова главная цель рекламной кампании? Как реклама может дойти до потребителя?"
 Помните, что одна голова - хорошо, а две (или даже три) - гораздо лучше
 В уважающем себя рекламном агентстве разработка рекламы начинается с того, что по меньшей мере три человека садятся в одной комнате и начинают "мозговую атаку". Эта тройка - координатор проекта, автор текста и художественный директор. В рекламе, разрабатываемой самостоятельно, вы будете выполнять функцию координатора. Несмотря на это, совещания творческого коллектива по-прежнему остаются лучшим способом найти совершенство и избежать чрезмерного влияния кого-либо одного на конечный вид рекламы. Найдите автора текстов и художника, которые хорошо понимают друг друга. Работайте вместе с ними, покажите им свою рекламную стратегию или даже попросите помочь в ее разработке. Затем оставьте их вдвоем (или же присоединитесь к ним), чтобы "мозговой центр" начал свою работу.
 "Мозговая атака" - достаточно дорогостоящий процесс. Вы заплатите двум людям кучу денег за то, что они несколько часов посидят в комнате и не создадут ничего, что можно пощупать руками. Многие предприниматели предпочитают дать это задание непосредственно автору текста, на которого в этом случае падает вся тяжесть выработки концепции рекламного объявления.

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу