<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 ЛИРИ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
 (Leary Interpersonal Diagnosis)
 Обзор
  Опросник личностный. Разработан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми.
  Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего "Я". Каждая из эпитетов-характеристик имеет порядковый номер. Характеристики могут размещаться на карточках с последующей сортировкой либо в тестовой тетради с фиксацией ответа ("да" либо "нет") на отдельном бланке.
  Для проведения обследования обычно требуется не более 10-15 мин.
  Согласно "ключу" определяются оценки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов т. н. дискограммы (см. рис.), отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:
  1. Властный-лидирующий;
  2. Независимый-доминирующий;
  3. Прямолинейный-агрессивный;
  4. Недоверчивый-скептический;
  5. Покорный-застенчивый;
  6. Зависимый-послушный;
  7. Сотрудничающий-конвенциальный;
  8. Ответственный-великодушный.
  Количественные показатели (баллы, по числу совпадений с ключом) откладываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами. Расстояние между дугами кратно четырем (0, 4, 8, 12, 16). На уровнях, соответствующих полученным баллам, в каждом октанте проводится дуга.
 
 
 
  Рис. Профили личности (дискограммы) по методике Т. Лири
  Отделенная внутренняя часть октанта заштриховывается. Полученные оценки профильные наглядно показывают преобладающий стиль межличностных отношений. Показатели, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют "гармоническим личностям". Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности или неоткровенности испытуемого. Если в дискограмме отсутствуют октанты, закрашенные выше уровня 4 баллов, данные обследования считаются сомнительными. Предполагается, что испытуемые не проявили должной откровенности.
  Первые четыре типа межличностного поведения, соответствующие I-IV октантам, характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтам (III и IV), выраженной независимостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству (I и II). Другие четыре октанта (V-VIII) представляют противоположную тенденцию. У лиц с высокими показателями по ним преобладают конформистские установки, покладистость (VII и VIII), неуверенность, склонность к компромиссам (V и VI).
  Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений. Дополнительно к анализу дискограммы могут быть рассчитаны:
  1. "фактор доминантности" (У);
  2. "фактор доброжелательности" (G).
  Ниже приводятся формулы для расчета указанных факторов:
  У = I - V + 0,7 (П + III - VI - IV);
  G = VII - III + 0,7 (VIII + VI - IV - II).
  При разработке методики автор исходил из концепции Г. Салливена (1953). Теоретический подход Г. Салливена к пониманию личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование личности. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также неосознанной символической идентификации.
  Основываясь на том, что личность проявляется в поведении в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно классификации вариантов межличностного поведения был разработан опросник, задуманный как средство клинической диагностики. Конструирование опросника происходило на основе сопоставления контрастных, как бы заостренных, моделей стиля межличностного поведения.
  Т. Лири выделяет пять уровней исследования интерперсонального поведения личности. Особенно значимыми с его точки зрения являются 1,2 и 5. Уровень 1 содержит наблюдаемое поведение людей, т.е. поведение, диагностируемое на основании оценок других людей. Уровень 2 связан с оценкой собственного поведения или же с оценкой близких людей - отца, матери, супруга и т. д. Уровень 5 отражает моральные представления индивида, его идеальное "Я". Соответственно этим уровням можно видоизменять инструкцию и оценивать соответственно себя, других, моделировать собственный идеал.
  Тест проходил проверку на конструктную валидность путем сопоставления с данными обследования по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику (MMPI). Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири, и некоторыми клинически определенными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, отраженными и в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов рассматриваемого теста с некоторыми показателями "Шестнадцати личностных факторов" опросника. Исследование факторной валидности показало, что исследуемые показатели связаны с двумя биполярными факторами: "доминантность-подчиненность" и "дружественность-враждебность". Это привело к заключению о зависимости стилей интерперсонального поведения от указанных факторов. Комбинация этих факторов в наибольшей степени определяет вид дискограммы, разделенной на квадранты вертикальным вектором (доминантность - подчиненность) и горизонтальным вектором (дружественность-враждебность).
  Ретестовая надежность (интервал ретеста - 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного "Я", имеют значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала "Я" - от 0,16 до 0,66.
  Методика получила широкое распространение, переведена на многие языки. Первые отечественные публикации по применению методики и ее модификации относятся к 1972 г. Были проведены исследования в спортивных командах (Л. Н. Собчик, 1972, 1974), в психотерапевтических группах у больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (Л. Н. Собчик и соавт., 1975), супружеских пар (Г. С. Васильченко, Ю. А. Решетняк, 1972, 1979). Методика получила широкое применение в сфере изучения отношения больных к стилю психотерапевтического воздействия врача (Л. И. Вассерман, В. В. Богаров, В. А. Ташлыков, 1985), при исследовании взаимоотношений в производственных и студенческих группах (М. С. Малешкина, 1986).
  В 1990 г. вышло руководство к русскоязычной версии теста (Л. Н. Собчик). В ходе подготовки этой версии был не только накоплен значительный опыт применения методики, но и существенно переосмыслена теоретическая концепция. Феноменология метода была рассмотрена с позиций индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о врожденных индивидуальных свойствах, опосредующих усваиваемый социальный опыт, а также на принцип единства социальных и биологических факторов в формировании личности, Л. Н. Собчик предлагает рассматривать типологию устойчивых личностных свойств как интеграцию ведущих тенденций, связанных с эмоционально-динамическими паттернами, уходящими корнями в тип высшей нервной деятельности, с ин-аивидуально-личностными свойствами, придающими, специфику стилю переживаний, межличностному поведению, мотивации. В варианте Л.Н.Собчик тесту Лири предлагается название - Диагностика межличностных отношений (ДМО).
  По мнению Л.Н.Собчик, применение методики ДМО в семейном консультировании обнаружило ее эффективность: помимо констатации межличностного конфликта, методика позволяет глубже понять причины психологической несовместимости, которые могут таиться как в разных характерах и поведенческих паттернах членов семьи, так и в наличии у кого-то из них внутриличностной неконгруэнтности (внутреннего конфликта). Кроме того, пагубную роль в таких ситуациях могут играть нереальные представления об идеале мужа, жены, детей или родителей.
  При решении вопросов расстановки кадров тест ДМО позволяет: четко структурировать сложившуюся картину межличностных отношений; выявить реального лидера группы; определить зону конфликта и понять причины его возникновения; распознать антагонистически и коллегиально настроенные подгруппы; определить степень сплоченности коллектива. Это позволяет корректно влиять на микроклимат группы и произвести необходимые перестановки для оптимизации микроклимата, формирования духа корпоративности и пр.
 
 Содержание
  Стимульный материал.
  Какой вы человек?
  1. Другие думают о нем благосклонно.
  2. Производит впечатление на окружающих.
  3. Умеет распоряжаться, приказывать.
  4. Умеет настоять на своем.
  5. Обладает чувством достоинства.
  6. Независимый.
  7. Способен сам позаботиться о себе.
  8. Может проявить безразличие.
  9. Способен быть суровым.
  10. Строгий, но справедливый.
  11. Может быть искренним.
  12. Критичен к другим.
  13. Любит поплакаться.
  14. Часто печален.
  15. Способен проявлять недоверие.
  16. Часто разочаровывается.
  17. Способен быть критичным к себе.
  18. Способен признать свою неправоту.
  19. Охотно подчиняется.
  20. Уступчивый.
  21. Благодарный.
  22. Восхищающийся, склонен к подражанию.
  23. Уважительный.
  24. Ищущий одобрения.
  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
  26. Стремится ужиться с другими.
  27. Дружелюбный, доброжелательный.
  28. Внимательный, ласковый.
  29. Деликатный.
  30. Ободряющий.
  31. Отзывчивый к призывам о помощи.
  32. Бескорыстный.
  33. Способен вызывать восхищение.
  34. Пользуется у других уважением.
  35. Обладает талантом руководителя.
  36. Любит ответственность.
  37. Уверен в себе.
  38. Самоуверен, напорист.
  39. Деловитый, практичный.
  40. Любит соревноваться.
  41. Стойкий и крутой где надо.
  42. Неумолимый, но беспристрастный.
  43. Раздражительный.
  44. Открытый, прямолинейный.
  45. Не терпит, чтобы им командовали.
  46. Скептичен.
  47. На него трудно произвести впечатление.
  48. Обидчивый, щепетильный.
  49. Легко смущается.
  50. Не уверен в себе.
  51. Уступчивый.
  52. Скромный.
  53. Часто прибегает к помощи других.
  54. Очень почитает авторитеты.
  55. Охотно принимает советы.
  56. Доверчив и стремится радовать других.
  57. Всегда любезен в обхождении.
  58. Дорожит мнением окружающих.
  59. Общительный, уживчивый.
  60. Добросердечный.
  61. Добрый, вселяющий уверенность.
  62. Нежный, мягкосердечный.
  63. Любит заботиться о других.
  64. Бескорыстный, щедрый.
  65. Любит давать советы.
  66. Производит впечатление значительности.
  67. Начальственно-повелительный.
  68. Властный.
  69. Хвастливый.
  70. Надменный, самодовольный.
  71. Думает только о себе.
  72. Хитрый, расчетливый.
  73. Нетерпим к ошибкам других.
  74. Своекорыстный.
  75. Откровенный.
  76. Часто недружелюбен.
  77. Озлобленный.
  78. Жалобщик.
  79. Ревнивый.
  80. Долго помнит обиды.
  81. Самобичующий.
  82. Застенчивый.
  83. Безынициативный.
  84. Кроткий.
  85. Зависимый, несамостоятельный.
  86. Любит подчиняться.
  87. Предоставляет другим принимать решения.
  88. Легко попадает впросак.
  89. Легко поддается влиянию друзей.
  90. Готов довериться любому.
  91. Благорасположен ко всем без разбора.
  92. Всем симпатизирует.
  93. Прощает все.
  94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
  95. Великодушен, терпим к недостаткам.
  96. Стремится покровительствовать.
  97. Стремящийся к успеху.
  98. Ожидает восхищения от каждого.
  99. Распоряжается другими.
  100 Деспотичный.
  101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).
  102. Тщеславный.
  103. Эгоистичный.
  104. Холодный, черствый.
  105. Язвительный, насмешливый.
  106. Злой, жестокий.
  107. Часто гневлив.
  108. Бесчувственный, равнодушный.
  109. Злопамятный.
  110. Проникнут духом противоречий.
  111. Упрямый.
  112. Недоверчивый, подозрительный.
  113. Робкий.
  114. Стыдливый.
  115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
  116. Мягкотелый.
  117. Почти никогда и никому не возражает.
  118. Навязчивый.
  119. Любит, чтобы его опекали.
  120. Чрезмерно доверчив.
  121. Стремится снискать расположение каждого.
  122. Со всеми соглашается.
  123. Всегда дружелюбен.
  124. Всех любит.
  125. Слишком снисходителен к окружающим.
  126. Старается утешить каждого.
  127. Заботится о других в ущерб себе.
  128. Портит людей чрезмерной добротой.
 
 Ключи
  Порядок обработки полученных данных:
  После того как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из 8 октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня - 16 баллов.
  1-й октант: вопросы 1 - 4, 33 - 36, 65 - 68, 97 - 100;
  2-й октант: вопросы 5 - 8, 37 - 40, 69 - 72, 101 - 104;
  3-й октант: вопросы 9 - 12, 41 - 44, 73 - 76, 105 - 108;
  4-й октант: вопросы 13 - 16, 45 - 48, 77 - 80, 109 - 112;
  5-й октант: вопросы 17 - 20, 49 - 52, 81 - 84, 113 - 116;
  6-й октант: вопросы 21 - 24, 53 - 56, 85 - 88, 117 - 120;
  7-й октант: вопросы 25 - 28, 57 - 60, 89 - 92, 121 - 124;
  8-й октант: вопросы 29 - 32, 61 - 64, 93 - 96, 125 - 128;
  Каждому из 8 октантов соответствует следующий тип межличностных отношений:
  1. Властный-лидирующий.
  0-8 баллов. Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.
  9-12. Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.
  13-16. Властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.
  2. Независимый - доминирующий.
  0-8 баллов. Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству тип.
  9-12. Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.
  13-16. Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый.
  3. Прямолинейный-агрессивный.
  0-8 баллов. Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.
  9-12. Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
  13-16. Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.
  4. Недоверчивый - скептический.
  0-8 баллов. Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.
  9-12. Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
  13-16. Отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).
  5. Покорно-застенчивый.
  0-8 баллов. Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. 9-12. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
  13-16. Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
  6. Зависимый-послушный.
  0-8 баллов. Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, нуждается в признании. 9-12. Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
  13-16. Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.
  7. Сотрудничающий-конвенциальный.
  0-8 баллов. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
  9-16. Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, быть хорошим для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
  8. Ответственно-великодушный.
  0-8 баллов. Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
  9-16. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя маска, скрывающая личность противоположного типа).
 
 Примечание
  Дополнительные замечания (по взглядам Л.Н.Собчик).
  *?Соотношения показателей ДМО с результатами других психодиагностических методик.
  *?Изучение структуры "Я" с помощью ДМО.
  1. Соотношения показателей ДМО с результатами других психодиагностических методик.
  Степень выраженности того или иного типа межличностных отношений в первую очередь зависит от интенсивности эмоциональной окраски интерперсонального взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Этот факт подтверждается данными сравнительного анализа результатов полученных в ходе применения теста Лири (в модификации Л.Н.Собчик - ДМО) и других психодиагностических методов, в частности, методики СМИЛ (вариант MMPI), метода цветовых выборов (МЦВ - адаптированный Люшера цвета выбора тест), "Шестнадцати личностных факторов" опросника Кеттелла, Сонди теста. Статистическая обработка данных психодиагностического изучения контингента нормы (1000 испытуемых в возрасте от 16 до 55 лет, поровну мужчин и женщин) показала достоверную связь октантов ДМО с показателями других психодиагностических методов в контексте индивидуально-личностной типологии.
  Анализ полученных данных показал следующее.
  1. Испытуемые, у которых по данным ДМО преобладает "властный-лидирующии" тип межличностных отношений (I октант), характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т.е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это - реагирование, обусловленное сиюминутными потребностями, выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.
  Преобладание I октанта в личностном паттерне ДМО позитивно коррелирует с характеристиками стенического типа реагирования по данным СМИЛ (профили типа 469'-/0, 946'-/0, 96'4- /, '96-/, '46-/) и метода цветовых выборов (предпочтение ярких цветовых эталонов на первых позициях или значимость позиции 4-го и 3-го цветов в связи их перемещением на последние позиции с компенсацией посредством вторичных потребностей, отражаемых 0-м, 6-м или 7-м цветовыми эталонами).
  Положительные корреляционные связи обнаружены с высокими стэнами по факторам A, F2, Е, F, F4 и М (экстраверсия, доминирование, независимость, практичность) опросника Кеттелла.
  Что касается методики Сонди, то I октант оказался положительно связан с факторами s+, р+ и d+ - поиск новых контактов, самостоятельность, предприимчивость, уверенность в себе. Таким образом, 1 октант выявляет характерный для стеничной, доминантной личности тип межличностных отношений, проявляющийся на уровне социальной активности в виде лидерских тенденций, а по индивидуально-апологическим особенностям соответствующий гипертимному варианту личности, который правомерно соотнести с сильным типом высшей нервной деятельности; по свойствам нервной системы его позиция отличается преобладанием динамичности процессов возбуждения в сочетании с некоторой лабильностью нервных процессов.
  2. Октант, соответствующий "независимому-доминирующему" типу межличностных отношений, при явном преобладании над другими по данным комплексного исследования сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Экстравертированность несколько менее выраженная, чем в 1 варианте. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорично отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам - конформности. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.
  Высокие баллы данного октанта позитивно коррелируют (также как при доминирующем I октанте) с характеристиками стенического типа реагирования, однако, здесь больше звучат признаки индивидуалистичности, импульсивности, обособленности, неконформности, (профили СМИЛ типа 48'9-/0, 4'8-/0, 248'0-/, '840-/).
  По данным МЦВ выявляется позитивная связь II октанта с цветовым рядом, в котором 3-й цвет предпочитаем или находится на значимой позиции, но сочетается с 5-м, 0-м или 7-м цветом в паре. Высокие баллы по II октанту (14-16) оказались позитивно коррелирующими с 0-м или 7-м цветами чаще всего на первых позициях, когда компенсация происходит за счет вторичных потребностей. Значимая связь обнаружена также между показателями II октанта с Е, Q2, Н и I (доминирование, самодостаточность, решительность, мягкость) первичными факторами методики Кеттелла и с факторами - h+, k- и р+ теста Сонди.
  Типологическая принадлежность лиц с ведущим II октантом несколько усложняется тем, что помимо черт спонтанности и неконформности они включают в себя свойства, характерные для экспансивных индивидуалистов (или - по классификации Леонгарда - экспансивных шизоидов). Однако условно они ближе всего к спонтанным, экспансивным и неконформным личностям, эмоционально-динамический патерн которых уходит корнями в тип высшей нервной деятельности с преобладанием сильных характеристик и динамичности процессов возбуждения в сочетании с неустойчивостью, ранимостью, уязвимостью.
  3. "Прямолинейно-агрессивный" тип межличностных отношений (преобладание показателей III октанта) обнаружил выраженную близость с таким личностным характеристикам как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорством в достижении цели, практицизмом при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности. Характерно также повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, легко угасающая в комфортной ситуации, не ущемляющей престиж личности испытуемого.
  Это подтверждают положительные связи показателей III октанта с 6-ой и 4-ой шкалами СМИЛ, с предпочтением ярких цветовых эталонов МЦВ (2-й и 4-й, реже 2-й и 1-й); при умеренных баллах тревожности - 2-й в сочетании с 7-м рядом или на полярных позициях (2-й на последней, а 7-й на первой позициях), а также корреляция с факторами Q1, H, Q4 16-PF Кеттелла (радикальность, самостоятельность, смелость, спонтанность) и фактором s+ Сонди.
  Тип личности с прямолинейно-агрессивным стилем межличностного поведения характелогически соотносится с агрессивно-эксплозивным эмоционально-динамическим паттерном, а по типу ВНД он стоит на рубеже между сильным и слабым типом, что возможно способствует некоторой неустойчивости нервных процессов, свойства которых колеблются между динамичностью возбуждения и инертностью. Высокие баллы III октанта (12 - 16) обнаружены у лиц, акцентуированных по эксплозивному (взрывному) типу.
  4. "Недоверчивый-скептический" тип межличночтных отношений (IV октант) проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц; опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте; системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии; высокая конфликтность, которая может быть не столь явной (если сравнивать с типом III) и кумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя нарастающей отгороженности.
  Эти данные нашли отражение в позитивной корреляции показателей IV октанта ДМО с профилем СМИЛ типа 6'80-/ и его вариантами ( 0'86-/, 8'46-/ и др.) с предпочтением 02, 25, 021, 27, 521, 207, а при высоких баллах - с переходом 2-го цвета на последнюю позицию в цветовом ряду МЦВ; отмечается также выраженная связь с факторами L и N (подозрительность, скептицизм) по Кеттеллу. Факторы влечений методики Сонди к+ (тенденция к аутизму) и р- (тенденция к субъективизму, паранойяльность) также оказались значимо связанными с преобладающим типом межличностного отношения, выявляемого IV октантом ДМО.
  5. "Покорно-застенчивый" тип межличностных отношений - оказался преобладающим у личностей болезненно застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой.
  Он характерен для тревожных, ананкастных личностей, с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенных собой, склонных к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.
  Это подтверждается наличием достоверных связей показателей V октанта с профилем СМИЛ типа '20-/ 94, 28'70-/9, 80'267-/9, 02'867-/, с предпочтением 0, 6, 5 цветов на первых трех позициях цветового ряда МЦВ, с факторами А, М, F2 и F4 (замкнутость, мнительность, интроверсия, зависимость) 16-ти факторного теста Кеттелла, а также достоверной связью с факторами h-, k- и d- методики Сонди, отражающими повышенную замкнутость, высокое супер-Эго и трудности приспособления в коллективе.
  Таким образом, тип межличностного отношения, выявляемый V октантом, соответствует пассивно-созерцательному типу личности, а при высоких баллах - интровертированной личности гипотимного круга с ананкастными чертами или акцентуации по пассивно-шизоидному типу. Психофизиологической базой данного типа реагирования является слабый тип ВНД, а свойства нервной системы характеризуются сочетанием инертности с динамичностью процессов торможения.
  6. "Зависимый - послушный" тип межличностных отношений. Лица с преобладанием показателей VI октанта при обследовании другими психодиагностическими методиками обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения - от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создает им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствуют их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, не всегда явная для окружающих избыточная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формируют канву конформного поведения. VI октант положительно коррелирует с профилем СМИЛ типа 7'28-/9, 2'70-/9, '27-1, '7-1; в цветовом ряду МЦВ - значимая позиция пары 51 или 15, предпочтение 6-го и 0-го цветовых эталонов при отвергаемом 4-м, неустойчивость выбора и выраженная зависимость от ситуации обследования. Отмечена корреляция высоких баллов VI октанта с F1, G, О (тревожность, завышенный самоконтроль, повышенное чувство вины), а также с факторами С, F3, Q1, Е, Н, Q2, (эмотивность, чувствительность, консерватизм, подчиняемость, робость, приверженность интересам группы) Кеттелла. По данным метода Сонди обнаружена положительная корреляция октанта ДМО с фактором h (конформность) и с факторами s-, k- и hу- (доброжелательность, ответственность. зависимость от окружения). Таким образом, помимо поведенческого паттерна по типу "зависимо-послушного" стиля межличностных отношений, VI октанту соответствует эмоционально-динамический паттерн тревожно-мнительной личности, при высоких баллах приближающийся к выраженной акцентуации по психастеническому типу, сопоставимой со слабым типом ВНД и характеризующейся преобладанием динамичности нервных процессов в отношении торможения.
  7. "Сотрудничающий-конвенциальный" тип межличностных отношений - в комплексном исследовании обогатился такими индивидуально-личностными характеристиками как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий - агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление соответствовать экспектациям группы, склонность к сотрудничеству. Отмечена экзальтация, потребность в излиянии Дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Выявлено стремление найти общность с другими, энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы; широкий круг интересов при некоторой поверхностности увлечений.
  Преобладание VII октанта в психограмме ДМО сочеталось с профилями СМИЛ типа '137-/, 21'37-/, 3'742-/, выявляющими вытеснение эгоцентричности и агрессивности у лиц, решающих свои проблемы путем перекладывания трудностей и ответственности на плечи других, маскируя истинные намерения повышенным дружелюбием, конвенциональностью (стремлением к совместной деятельности). Цветовой выбор отличается сочетанием 1-го или 5-го цветов с 4-м или пар 15, 13, 41 со значимой позицией сочетания 17 (психоматика), а также признаками повышенной эмоциональной напряженности, проявляющейся перемещением 6-го или 0-го цвета влево. По 16- факторному анализу личности Кеттелла выявлена корреляция VII октанта с F1, G, Q2, F3 (тревожность, невротический сверхконтроль, слабое "Я", зависимость от мнения группы, чувствительность). Положительная связь обнаружена с факторами влечения h+, hy+ и m+ по Сонди (доброжелательность, демонстративность, теплота чувств), а отрицательная с е-(каиновыми тенденциями). В целом "сотрудничающий-конвенциальный" тип межличностного отношения накладывается на тревожный, эмоционально лабильный тип личности, близкий к типу "неустойчивых" (по Личко) или "ищущих признания" (по Леонгарду) акцентуированных личностей с элементами демонстративности, склонных к психосоматическим расстройствам. Соответствующий тип ВИД - смешанный с преобладанием слабых характеристик, свойства нервной системы отличаются сочетанием тормозимых черт с лабильностью.
  8. "Ответственно-великодушный" тип межличностных отношений сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется; художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления - целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность; стремление к деятельности, полезной для всех людей; проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Артистичность, потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Проблема подавленной ( или вытесненной ) враждебности, вызывающей повышенную напряженность, соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям; вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.
  Коррелирует с профилем СМИЛ типа '3149-/0, '439-/2, 37'49-/, 35'89-/ или '4368-/, 13'687-/, с выбором 5421, 456, 43, 41, 451 на значимых позициях цветового ряда МЦВ. Выявлена корреляция с факторами A, I, F2, Q4, L (эмоциональная теплота, мягкость, экстравертированность, нефрустрированность, доверчивость). Факторы влечений по Сонди s-, hy+, е+, m+, d+ (демонстративность, доброжелательность, экзальтация чувств, достигающая "аффективного половодья") - также положительно связаны с показателями VIII октанта.
  Таким образом, социально-поведенческому паттерну "ответственно-великодушного" стиля межличностных отношений соответствуют характеристики эмоционально-лабильной личности с чертами демонстративности, со смешанным типом реагирования, в котором преобладают характеристики большей по сравнению с VII октантом стеничности. Высокие баллы соответствуют истероидной акцентуации и психосоматическому варианту дезадаптации. Тип высшей нервной деятельности, лежащий в основе темперамента, - смешанный с преобладанием свойств сильного типа ВИД. Организация нервных процессов характеризуется лабильностью.
  Если по факторам, определяющим ведущие тенденции (интроверсия -экстраверсия, тревожность - агрессивность, эмоциональная неустойчивость - ригидность, сензитивность - спонтанность), коэффициент корреляции данных ДМО и показателей других психодиагностических методик достигал уровня p = 0,78, то факторы, измеряющие степень выраженности разных оттенков лидерства и различные нюансы социально-податливых форм поведения, оказались в более сложных отношениях между собой. Часть из них обнаружила положительные связи только с заостренными, неадаптивными вариантами поведения, в то время как отрицательная функция коррелировала с признаком гармоничности и соответствия норме. В целом, в расчет принимались корреляции не ниже 0,36, причем этот уровень достоверности, как уже говорилось, встречался в рамках менее прочных связей, где один фактор с равной вероятностью соотносился с двумя (реже тремя) соседствующими типологическими характеристиками. Таким образом, уровень корреляции был достоверным по всем приведенным выше факторам, однако, достоверность оказалась выше там, где больше выражена их феноменологическая близость.
 
  2. Изучение структуры "Я" с помощью ДМО.
  В связи с достаточной лаконичностью и простотой, диагностика межличностных отношений представляет собой удобный метод для изучения внутриличностной конгруэнтности (согласованности) индивида. Для этого к ранее приведенной инструкции следует добавить такую фразу: "После того, как Вы оценили себя по характеристикам опросника, сделайте то же в отношении образа "Я", к которому Вы стремитесь, т.е. опишите с помощью тех же характеристик "идеал" Вашего "Я". При этом не забудьте включить и те свойства, которыми Вы обладаете, если они не противоречат Вашему представлению об "идеале". Полученные данные обсчитываются и заносятся на психограмму так же, как и в первом случае, после чего проводится анализ и сопоставление оценки испытуемым его актуального и идеального образа "Я". Наиболее простой и часто встречающийся вариант представляет собой наличие незначительных количественных различий, которые позволяют судить о том, какие особенности своего стиля межличностного поведения индивида не устраивают.
  Если в образе "Я" V октант зачерчен больше других, а в образе "идеал Я" он значительно уменьшен и ему противопоставлен увеличенный I октант, то испытуемый считает себя избыточно пассивным, застенчивым и робким в межличностных отношениях и хотел бы от этих свойств избавиться, быть более уверенным в себе. Если образ "Я" включает в себя высокие показатели IV октанта (т.е. выявляет недоверчивость, настороженность недовольство сложившимися с окружающими отношениями), а образ идеального "Я" обнаруживает преобладание VIII октанта и значительно уменьшенные показатели IV, то при интерпретации результатов следует учесть, что испытуемый тяготится межличностным конфликтом и отчасти склонен самокритично оценить свою роль в создавшейся ситуации, стремясь в идеале быть более доброжелательным и конгруэнтным с окружающим и его людьми. Таким образом, каждый раз соотношение показателей полярных (по содержательным характеристикам) признаков противоположных октантов (III и VII, II и VI) говорит о том, каковы пути компенсации тех личностных свойств, которые ухудшают адаптацию личности в социальной среде. Если в первом варианте - актуальное "Я" - преобладают октанты, отражающие характеристики зависимого и конформного поведения (V, VI, VII), а во втором (идеальное "Я") - октанты, выявляющие независимость и доминантность (I, II) или агрессивность (III), то испытуемый болезненно переживает подчиненность своей позиции, страдает его самолюбие и компенсаторные усилия направлены на повышение своего социального статуса. Если соот-ношение обратное, т.е. преобладают независимость, доминантность и агрессивность (I, II, III, IV), а в идеале испытуемый хотел бы быть ближе к окружающим его людям и избавиться от тех черт характера, которые способствуют разладу межличностных отношений: упрямство (III), агрессивности (IV), дистантность (II), самоуверенность (I), то здесь речь идет об усиление самоконтроля над спонтанным (непосредственным) поведением.
  Опыт показывает, что и образ актуального "Я", и "Идеал" являются неотъемлемой частью структуры целостного "Я". Это те противоречивые тенденции, которые нередко затрудняют самопонимание, заставляя человека до конца дней своих размышлять: какой же я на самом деле: тот, кого я одобряю, так как он согласует свои поступки со здравым смыслом, или другой, идущий на поводу у своих эмоций и не умеющий контролировать свои поступки? Окружающими человек чаще воспринимается согласно его идеальному "Я", а его актуальное "Я" нередко представляет собой его внутренние проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые под контроль.
  В норме обычно не наблюдаются слишком выраженные расхождение между "Я" актуальным и идеальным. Умеренное (неконфликтное) расхождение или, скорее, неполное совпадение должно рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования. Неудовлетворенность собой чаше наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (V, VI, VII октанты), а также у лиц, находящихся в состоянии затянувшегося межличностного конфликта (IV октант). Противопоставление в актуальном и идеальном "Я" I и V октантов свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, нереализованной авторитарности; то же в отношении IV и VIII: они выявляют конфликт между стремлением личности к признанию группой и собственной спонтанной агрессивностью (проблема подавляемой враждебности), III - VII октанты выявляют борьбу разнонаправленных мотивов - самоутверждения и аффилиации (стремление к слиянию с другими); II и VI октанты противопоставляются в актуальном и идеальном "Я" у лиц с проблемой независимости-подчиняемости, возникающей в служебной или семейной ситуации и вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.
  Личности, у которых по данным ДМО обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением; при этом возрастание показателей того или иного октанта в образе идеала "Я" определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования. Это имеет большое значение для психолога при выборе методов коррекции поведения индивида с учетом его внутриличностных ресурсов и степени осознания имеющихся проблем. Наличие выраженного внутриличностного конфликта, проявляющегося значительным расхождением показателей ДМО при оценке актуального и идеального "Я", является свидетельством высокой невротизации и рассматривается в специальном разделе.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу