<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  Имя - это символ, и в основе сознания лежит сложная иерархическая структура пространства символов, включающая символы, символы символов, символы символов символов и т.д. В этой иерархии один символ имеет ключевое значение, другие - подчиненное. В работе [25] рассмотрена базисная структура - триада:
 А == (Х,а,1),
  где Х - некоторая совокупность исходных объектов (которые могут быть и символами), I - совокупность объектов, которые сопоставлены исходным и в силу этого анализируются как их имена (символы), а - соответствие между исходными объектами и их именами (символами).
  В такой иерархии нужно рассматривать последовательность триад. Символическое мышление открыло невиданный прорыв, человечества к новым знаниям и технологиям, но оно открыло и дорогу для управления людьми. При этом сознание общества, по меткому выражению Кассирера, может превратиться в театр теней, где самым умелым режиссером окажется дьявол.
  Рассмотрим конкретно внешнее воздействие в пространстве символов. Каюхггмечалось, наше сознание опосредовано, оно оторвано от непосредственной реальности. Символы как бы подменяют жизненное содержание. Обстановка меняется, а символы в сознании остаются. Это может быть использовано для ряда методов воздействия. Приведем примеры, относящиеся к заключительной стадии разгрома СССР.
  1. Использование существующего пространства симво-.лов. В устойчивые старые символы вкладывается новое содержание, и с этим новым содержанием они беспрепятственно входят в сознание людей. К таким понятиям относятся:
  "Демократия". В СССР понятие "демократия" вошло в сознание как позитивное - власть народа. Оно употреблялось всюду: советская демократия, Германская Демократическая Республика. Демократическая Республика Вьетнам. Но-
 
 вый смысл понятия - это власть имущих, власть денежного мешка.
  "Левые". В СССР позитивное понятие. Левые традиционно стояли за ограничение власти капитала, за национализацию. Во время перестройки новый смысл понятия - прямо противоположный, левые и правые поменялись местами. Левыми стали называться "демократы", выступавшие за денационализацию и власть капитала. Когда же СССР был разгромлен, надобность в перемене мест отпала, левые и правые вернулись на круги своя. \
  "Монополия". В СССР это понятие имело негативный 'смысл. Монополиями, грабящими народ, назывались корпорации Запада, широко употреблялся термин - государственно-монополистический капитализм. Монополиями в конце перестройки стали называть единую энергосистему, единую сеть железных дорог, единую газовую систему, что придавало негативный смысл в глазах людей и приводило к выводу о необходимости их раздробления (несущего с собой тяжелые последствия для страны).
  "Первоначальное накопление". Это понятие было вложено в сознание во всех вузах как предварительная стадия капитализма, когда на первый план выходят жулики и воры. После разгрома СССР этот символ использовался и как прикрытие массового жульничества и коррупции. Дескйть, проводится необходимая предварительная стадия перехода к капитализму, зато потом все будет хорошо.
  2. Операции в пространстве символов. Здесь мы имеем дело со вторым характерным приемом, который включает в себя, в частности, объединение разнородных, часто несовместимых символов: красно-коричневые, коммунофашисты (хотя известно, что именно коммунисты Германии были самыми непримиримыми врагами фашизма, а коммунисты СССР разгромили гитлеровскую Германию), совки (так называли советский народ, ассоциируя его с грязью и мусором), СССР - Верхняя Вольта с ракетами. Сюда же входят и определенные ассоциации символов, имеющие характер гиперболы, но подаваемые всерьез: деревянный рубль, эпоха древесно-стружечной колбасы, марксизм - жареный лед, ленинизм - идеология мракобесов, семьдесят лет мрака и тьмы, цивилизованные страны.
 
  3. Преобразование пространства символов. Иерархическую структуру символов удобно представить в виде рельефа с вершинами, склонами, впадинами. Человеческий ум ограничен, поэтому в памяти остаются определенные вершины, вокруг них концентрируются остальные понятия. В психологической войне важнейшей задачей является ликвидация и уничтожение этих вершин. Отмеченные выше в "исторической" войне компрометация и моральное уничтожение таких личностей, как Сталин, Жуков, Ленин, Минин, Петр I, Суворов, героев Отечественной войны - это уничтожение опорных точек менталитета России, подавление способности к сопротивлению.
  4. Связь символов с реальностью (X - I). В стационарных условиях эта связь нуждается в подкреплении. Посылка заведомо ложной информации идеологами КПСС, выступавшими от имени государства, подрывала доверие к нему. В этом смысле известный идеолог В. А. Коротич, в отличие от общепринятого мнения, не менял своих убеждений. Он служил Западу и тогда, когда выступал организатором пропагандистской кампании, направленной на ликвидацию СССР, и раньше, когда писал неправду о США (см. гл. 4).
  5. Ложная дихотомия (противопоставление). В пространстве символов заключена дихотомия типа: ангел - дьявол, друг - враг, и на ее основе проводится группировка символов. Такая группировка, если она адекватна обстановке, дает возможность ориентации людей и служит их сплочению. Эффективным приемом психологической войны является создание ложной дихотомии, например: идеологи КПСС - диссиденты (использовано командой Горбачева при подготовке государственного переворота). Как подробно будет рассмотрено в последующих главах, идеологи и диссиденты составляли единый лагерь. Диссидентским движением дирижировали и управляли идеологи КПСС.
  Кроме отдельных направлений применения символов можно говорить и об общем подходе, который заключается в составлении компьютерной карты взаимосвязей в пространстве символов. В США, например, разрабатываются компьютерные образы конкретных клиентов фирм, чтобы было ясно, какова будет их реакция на тот или иной подход, как нужно с ними взаимодействовать для достижения оптималь-
 
 ного результата. Аналогичную карту можно создать и для общественного сознания. Здесь можно говорить об аналогии с обычным театром военных действий. Направляя информационные бомбы в узловые точки, можно бить прицельно, используя информационно-психологическое оружие наиболее эффективным образом. Чтобы воссоздать такую карту для конца 80-х годов, как учебное пособие можно использовать подшивку "Огонька" под редакцией В. Коротича и по ней восстановить направления главных информационных ударов по СССР и динамику перенесения информационного огня на все новые и новые цели-
  Ключевой момент в таком глобальном информационном воздействии - максимальное использование существующей системы понятий (символов). Суть не в замене самих символов, а в изменении внутреннего смысла, внутреннего содержания понятий. Так, в период перестройки выдвигались лозунги: "Вся власть Советам!", "Фабрики рабочим!", "Земля крестьянам!". Но истинный смысл лозунгов был прямо противоположным: переход к авторитарной президентской власти, бесправие и ограбление рабочих, разорение крестьянства. Как уже отмечалось, это относится и к таким понятиям, как "левые", "демократия", "монополии". В результате система понятий та же, ты сам вроде не изменился, мыслишь привычными символами, но находишься уже во власти внешних сил, твой враг вроде бы в тебе самом. Говоря на языке религии, в тебя вселился дьявол, изменивший внутреннюю сущность твоих понятий. В советский период идеологи КПСС также меняли содержание символов, выхолащивая их содержание. Т. е. мы снова имеем дело с принципом вируса в информационной войне, когда при изменении смысла совокупности понятий система символов начинает работать против самого общества.
 Информационные технологии
  В современном информационном обществе появилось могучее средство реализации приемов и методов психологической войны - средства массовой информации (СМИ). Человек в наше время живет в информационном поле. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты, но
 
 только ту, которую предоставляют СМИ. Любой деятель только тогда существует для масс, если он подается в СМИЯ. Как отмечалось в книге [26], для получения заданного эффекта используется координированная, целенаправленная оргаанизация информации. Весьма образно о воздействии СМИ сказал основатель общества Кришны [27]:
  "Теперь ни для кого не секрет, что с помощью средств мас-совой информации можно с невиданным мастерством созда-ватъ завесу обмана и иллюзии, так что никто не сможет отличить истину от лжи, реальность от подделки". Люди живут в информационном поле и ежедневно черпа-ют информацию из прессы, радиопередач, с экранов телеви-зоров. Находясь часто в мире оторванных от реальности сим-волов, они могут идти даже против своих собственных инте-ресов. Реальность может отходить на второй план, играть подчиненную роль. В этом смысле человек не является сво-бодным, тем более что отработан ряд способов эффективного информационного воздействия. Для них существует термин "брейн уошинг" ("Brain washing") - промывание мозгов. С помощью "брейн уошинг" может осуществляться зомбиро-рование людей, создание пассивного послушного человека, превращение народа в легко управляемую массу. В этом пла-не разговоры о свободе, демократии, возможности волеизъ-явления при выборах являются мистификацией. В статье "Информационный Чернобыль" [28] говорится:
  "Именно на нас с вами проводится сегодня беспримерный по масштабам изощренности эксперимент. Делается настойчивая попытка с помощью средств массовой информации за год-два "перестроить" тип мышления девяноста процентов населения страны: перевернуть с ног на голову нравственные законы и ду-ховные ценности, которые передавались из поколения в поколение. Черное выдается за белое, зло за добро. В условиях полного "охвата" населения теле- и радиовещанием людям, как пел В.Высоцкий, "просто некуда деться" от настойчивого, чтобы не сказать наглого, вколачивания в мозги "новых" ценностей". Средства массовой коммуникации формируют "массово-го" человека нашего времени. В то же время они разобщают людей, вытесняют традиционные непосредственные контак-ты, заменяя их телевидением и компьютерами. В работе [29] приведены характерные черты такого "массового" человека. Там же отмечается, что одновременное распространение
 
 противоречивых взаимоисключающих суждений затрудняв адекватную ориентацию, порождает безразличие и апатию. провоцирует некритичность, возникает социальная дезориентация: большее впечатление производит не аргументированный анализ, а энергичное, уверенное, пусть и бездоказательное, утверждение'. Восприятие формируется не книжной, как раньше, а экранной культурой. На этом фоне отмечается снижение способности к концентрации. "Массовый" человек импульсивен, переменчив, способен лишь к относительно краткосрочным программам действия. Он часто предпочитает иллюзии действительности.
  В работе [29] представлена также характеристика отношений в информационном обществе:
  "Современное информационное общество представляет со бой особый тип и социального структурирования, и власти. После индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, после финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информатизационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путем управления информационными потоками. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информа- \ \ цию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить публику в объект манипулирования. Массовый человек, упрощенный, усредненный, повышенно внушаемый, становится этим искомым объектом. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлении, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики".
  Ранее, на всем протяжении истории, главным источником подавления людей служили физические методы воздействия - от изощренных пыток инквизиции до современных средств массового уничтожения. Сейчас, после разгрома СССР в информационно-психологической войне, стало ясно, что появилось новое средство господства над людьми.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу