<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 Александр Любимов
 Психотехнология Успеха 1
 Пресуппозиции НЛП
 
 
 
 1. Карта - это не территория. У каждой личности - своя собственная карта мира.
 
 2. Разум и тело - части одной и той же кибернетической системы.
 
 3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
 
 4. Самый тонкий элемент системы определяет ее стабильность.
 
 5. Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
 
 6. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.
 
 7. Не бывает поражений - бывает только обратная связь.
 
 8. Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный на данный момент.
 
 9. Намерение любого поведения - позитивно.
 
 10. Каждый из нас обладает всеми ресурсами, нужными для достижения собственных целей. Каждый создает свою собственную реальность.
 
 11. Если хотя бы один человек на Земле умеет делать что-то, то этому могут научиться все.
 12. Вселенная, в которой мы живем, дружелюбна и изобильна.
 
 Рамки НЛП.
 
 Результат
  Первая рамка - ориентация на результат, а не на проблему. Это означает, что вы думаете о том, что вы хотите получить, находите необходимые решения и используете их для продвижения вперед.
 Ориентацию на проблемы часто называют "рамкой обвинения". Заключается она в тщательном анализе причин того, что что-то идет не так, как нужно. Это обычно приводит к тому, что человек чувствует себя еще хуже, но при этом никак не продвигается к решению проблемы. КАК?
  Вторая рамка заключается в том, чтобы задавать себе вопрос "как?", а не "почему?". Вопрос "как?" приведет вас к пониманию структуры проблемы. Вопрос "почему?", скорее всего, поможет найти оправдывающие обстоятельства и причины, ничего не изменяя. Обратная Связь
  Третья рамка - это обратная связь вместо неудачи. Не существует такой вещи, как неудача, существуют только результаты. Они могут быть использованы в качестве обратной связи, корректировке, прекрасной возможности заметить то, чему вы раньше не придавали значения. Неудача - это всего лишь способ описания результата к которому вы стремитесь. Это два принципиально различных способа мышления. Возможность.
  Четвертая рамка в том, чтобы рассматривать возможность, а не необходимость. И снова это лишь изменение точки зрения. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать, на имеющихся возможностях, а не на ограничивающих вас обстоятельствах. Часто барьеры оказываются не столь неприступными, как казалось вначале. Право на ошибку.
  Пятая рамка в том, что когда мы чему-то учимся, мы можем ошибаться. Страх ошибки только мешает пробовать что-то новое. Если разрешить себе ошибаться (используя ошибки для обучения как обратную связь по поводу собственных действий), то, скорее всего, мы сможем это делать гораздо быстрее и легче. Ресурсы.
  Еще одна полезная идея заключается в том, что все мы имеем или можем создать внутренние ресурсы, необходимые для достижения наших целей. Вы с большей вероятностью добьетесь успеха, если будете действовать в предположении, как будто это верно, нежили предполагая обратное. Экология.
  И одна из самых важных рамок - экология. Следите за тем, чтобы то, что вы делаете, не вредило вам и другим людям. Или по другому: не станет ли хуже вам или другому человеку от ваших попыток сделать лучше?
 "Думайте о чем вы молитесь, а то вы можете это получить".
 
 Якоря.
  Якорь - метка в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного состояния. Якоря могут возникать естественным образом и устанавливаться намеренно.
 Якорение - процесс, посредством которого любое событие (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение) внутреннее или внешнее, может быть связано с некоторой реакцией или состоянием и запускать ее проявление.
 Положительный Якорь - якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное переживание).
 Отрицательный Якорь - якорь, вызывающий нересурсное состояние (неприятное переживание).
 Стимул (триггер) - событие, которое собственно является якорем и запускает переживание: прикосновение, характерный голос, жест и т.д.
 Переякорение - замена стимула (триггера), вызывающего состояние Правила установки якорей.
  Максимум переживания.
 Якорь ставится на "пике" переживания. И именно в момент "пика". Это очень важно. Только в этом случае произойдет связывание: наш мозг свяжет состояние и внешнее событие.
 Например, телевизор скорее всего не является якорем на страх и радость, хотя возможно вы и регулярно испытываете их, когда смотрите на те картинки, которые он вам показывает. Просто телевизор вы видите не только в тот момент, когда вы испытываете именно эти чувства. Чистота состояния.
 Желательно, чтобы состояние было чистым: чёткие ощущения, мысли, образы связанные именно с этим конкретным состоянием.
 Иногда полезно несколько раз ввести Клиента в состояние, чтобы состояние было более определённым. Нестандартность.
 Якорь - это что-то нестандартное, не совсем обычное. Это может быть движение, звук, прикосновение, которые не совсем привычны для данного человека. Точность.
 Вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.
 Например, некоторые считают, что если при воспроизведении кинестетического якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет интенсивнее. Ан нет! Результат будет хуже (если вообще будет). Якорем может быть:
 1. Прикосновение.
 2. Интонация.
 3. Звук.
 4. Время.
 5. Место.
 6. Образ.
 7. Предмет.
 8. Движение.
 9. Последовательность действий.
 10. Запах.
 
 Наложение якорей.
  Наложение якорей - организация якорения таким образом, чтобы один и тот же якорь (стимул) запускал несколько состояний.
 При наложении якорей состояния не смешиваются, у человека просто появляется быстрый доступ к каждому из заякорённых состояний.
 Наложение обычно используется для "сборки" ресурсных состояний. Интеграция якорей
 Объединение якорей, обычно одной полярности. В результате интеграции появляется некое новое состояние, получившееся из объединения предыдущих.
 Коллапс якорей
  Если интегрировать якоря разной полярности то происходит "схлопывание", коллапс. Якоря как бы уничтожают друг друга. Например, если вы попробуете запустить один из уже сколлапсированных якорей, то у человека не будет меняться состояние.
 Коллапс якорей используется для устойчивого изменения состояния в различных ситуациях, уничтожения нежелательных якорей, для изменения отношения и т.д. Ставим якорь: по шагам.
 Если вы работаете с Клиентом - помните о том, что вначале надо установить раппорт.
 0. Определяем состояние.
 Сначала определитесь: какое состояние нужно для работы.
 1. Вызов состояния.
 Вызовите состояние, которое определили в предыдущем пункте. Старайтесь вызвать максимально "чистое" состояние.
 2. Калибровка и установка якоря.
 Если вы получили доступ к нужному состоянию - вы калибруете, то есть запоминаете невербальные признаки состояния, и ставите якорь. Помните, что якорь надо ставить на пике состояния.
 3. Разбивка состояния.
 Теперь нужно Клиента отвлечь, перевести в какое-нибудь нейтральное состояние. Например, можете предложить ему оглядеться вокруг или спросите "который час".
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
 4. Проверка якоря.
 Вы воспроизводите стимул и калибруете реакцию (из шага 2). Это может быть в совершенно любом контексте: вы просто проверяете. Если реакция есть, пусть даже не столь интенсивная, как при калибровке - всё нормально.
 Если реакции нет:
 1. Проверьте, точно ли вы воспроизвели стимул. Попробуйте её раз, но более точно.
 2. Если вы уверены, что воспроизвели стимул точно, возвращайтесь на шаг "1" и повторите процесс.
 5. Использование якоря.
 Вы воспроизводите якорь в нужном вам контексте, чтобы в нужный момент Клиент вошёл в желаемое состояние.
 
 Шкалирование состояния.
 1. Состояние.
 Определите состояние, управлять которым вы хотите научиться.
 2. Шкала.
 
 
 Представьте себе шкалу. Для этого просто определите максимально возможный в принципе уровень эмоции как 100%. И определите, какой уровень этой состояние по этой шкале у вас прямо сейчас. Это может быть хоть 1%, хоть 65%.
 3. Максимальный уровень.
 Ваша задача постепенно увеличивая интенсивность состояния достигнуть стопроцентного уровня.
 4. Путешествие по шкале.
 Аккуратно пройдитесь несколько раз по шкале от нуля до ста процентов и обратно, с шагом в три-пять процентов.
 5. Обобщение.
 Оцените результаты процесса.
 Что он вам дал?
 Как вы можете пользоваться полученным навыком в жизни?
 
 Хорошо сформулированный результат.
 1. Цель позитивно сформулирована;
 2. Контролируется вами.
 3. Описывается сенсорным языком.
 4. Соответствует контексту.
 5. Цель экологична.
 6. Подходящего размера.
 7. Включает необходимые ресурсы.
 1. Позитивно сформулирована.
 Цель сформулирована как то, "что вы хотите достичь", а не то "от чего вы уходите".
 Купить машину, выйти замуж, сделать карьеру, поехать в отпуск в Испанию.
 Избавиться от неудач, перестать болеть, уйти с этой работы, не опаздывать.
 ? Утвердительно ли сформулирована ваша цель?
 Если нет - сформулируйте цель позитивно.
 2. Контролируется вами.
 Мы можем контролировать свои мысли и эмоции, но не можем этого делать с другими людьми. Хотя можем определённым образом воздействовать на этих людей при помощи нашего поведения.
 Замотивировать Иванова подписать договор, обрести уверенность в себе, убедить мужа сделать ремонт.
 Совершить мировую революцию, чтобы муж не пил, изменить представления о фирме.
 ? Контролируете ли вы и только вы ваш результат?
 ? Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь ещё?
 Если нет - определите свою зону ответственности и переформулируйте цель.
 3. Описывается сенсорным языком.
 Достижение цели можно проверить сенсорно, на уровне органов чувств.
 ? Как вы узнаете, что достигли результата?
 ? Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете результата?
 4. Соответствует контексту.
 Определите ситуации, для которых желаемое поведение является подходящим, и для которых оно не подходит.
 ? Где, когда и с кем вы хотите этого?
 5. Цель экологична.
 При достижении цели вы сохраните все выгоды текущего состояния.
 ? Что вы потеряете, если достигните результата?
 ? Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
 ? Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?
 Если не согласны и не можете обойти препятствие - вернитесь на первый шаг и переформулируйте цель.
 6. Подходящего размера.
 ? Имеет ли результат подходящие размеры?
 Если он слишком велик, разбейте конечный результат на более мелкие. Сделайте их достаточно ясными и достижимыми.
 7. Включает необходимые ресурсы.
 Определите ресурсы, нужные вам для достижения цели.
 ? Какие ресурсы нужны вам для достижения цели?
 ? Можете ли вы иметь к ним доступ?
 Если нет - сформулируйте доступ к ресурсам как цель.
 8. Исследование препятствий.
 ? Что мешает вам начать достигать (достигнуть) цель прямо сейчас?
 ? Какие препятствия могут встретиться на вашем пути?
 ? Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?
 Если препятствия на данный момент "не преодолимы" - переформулируйте их преодоление в цель и пройдите весь процесс для этой новой цели.
 10. Подстройка к будущему.
 Определите первые конкретные шаги, с которых в начнёте процесс достижения ваших целей.
 ? Какой будет первый шаг по достижению цели?
 
 Логические уровни.
 Карта человека представляет из себя достаточно стройную иерархию. Каждый последующий уровень более обобщен и влияет на все низлежащие уровни. То есть изменение более верхнего уровня ведет к изменению всех нижних уровней, но изменение нижнего уровня не обязательно ведет к изменению верхнего уровня.
 
 Логический Уровень. Характерный вопрос. Фокус внимания. Миссия Духовность Зачем?
 Ради чего? Взгляд в будущее.
 "Я" и Вселенная. Личностное своеобразие. Кто Я? Понятие "Я". Убеждения.
 Ценности. Почему? Разрешение,
 мотивация. Способности КАК? Направление.
 Стратегия.
 План. Поведение. ЧТО? Действие.
 Реакция. Окружение. Где? Когда? С кем? Контекст.
 
 
  Текущее состояние Желаемое состояние. Миссия Индивидуальность Метафора:
 Метафора: Ценности/
 Убеждения Метафора:
 Ценности:
 
 
 
 
 Убеждения:
 
 
 
 
 
 
  Метафора:
 Ценности:
 
 
 
 
 Убеждения: Способности Метафора: Метафора: Поведение Метафора: Метафора: Окружение Метафора: Метафора:
 Субмодальности
  Визуальные. Положение Где находится картинка?
 Где этот образ расположен в пространстве?
 Покажите местоположение образа руками.
 Картинка слева или справа от центра?
 Эта картинка наклонна? Расстояние Как близко (далеко) от вас находится образ?
 Попробуйте показать рукой расстояние до образа. Цветной - ч/б Это цветное или черно-белое?
 Есть ли в картинке цвета? Цвета. Какие цвета в этом образе?
 Цвета живые, яркие или блеклые? Яркость Эта картинка скорее яркая или темная?
 В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно? Фокус Этот образ резкий или он размыт?
 Картинка в фокусе или размыта? Детальность Насколько детализирован этот образ?
 Деталей много или мало?
 Вы видите только общие контуры или можете различать детали? Фон Есть ли фон? Форма Какой формы эта картинка - круглая, квадратная, прямоугольная? Ассоциация - диссоциация Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
 Если диссоциация:
 Вы видите себя справа, слева или сверху?
 Вы видите свое лицо или спину? Панорамность. Вы находитесь внутри образа?
 Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны? Граница Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
 Имеет ли граница цвет?
 Как широка эта граница? Движение Это кино или слайд (фотография)?
 Есть ли в этом образе движение или он статичен?
 Насколько быстро это движение? Пропорции Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше? Размерность Это плоское или объемное? Аудиальные. Положение Вы слышите это изнутри или снаружи?
 Источник звука расположен внутри вас?
 Откуда этот звук исходит? Высота Какова высота звука?
 Звук скорее высокий или низкий? Громкость Какова громкость этого?
 Звук громкий или тихий? Моно/стерео Звук объемный?
 Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас? Монотонность Это монотонный звук или скорее мелодия? Темп Это быстро или медленно? Ритм Есть ли в этом звуке ритм?
 Если есть, попробуйте его показать движением ладони. Длительность Это непрерывное или прерывистое?
  Кинестетические. Качество Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение... Интенсивность Насколько сильно это ощущение? Положение Где находится это ощущение?
 Покажите рукой местоположение этого. Движение Это ощущение двигается или статично?
 Это движение непрерывно или оно происходит волнами? Направление Откуда это движение стартует?
 Каково направление его движения?
 Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его? Скорость Ощущение перемещается быстро или медленно?
 Есть ли рывки или это плавное движение? Размер Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?
 Регулирование интенсивности переживаний.
 1. Выбор ситуации.
 Выберите неприятную ситуацию, интенсивность переживаний относительно которой вы хотите изменить.
 Определите, что для вас более в ней важно: то, что вы видите или то, что вы слышите (что говорят)?
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 2 а. Работа со звуком.
 * Обычно в аудиальном канале субмодальность отвечающая за интенсивность переживания это громкость.
 Уменьшайте громкость звука до тех пор, пока интенсивность переживания не станет более приемлемым. Можно представить, что перед вами регулятор громкости. Или дистанционный пульт от телевизора и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой.
 2 б. Работа с изображением.
 * В визуальном канале субмодальности обычно отвечающие за интенсивность переживания это
 расстояние до картинки;
 размер картинки;
 яркость;
 размытость.
 Отодвиньте картинку на такое расстояние, чтобы эта ситуация вызывала у вас чувства приемлемой интенсивности. Если не получается сразу, можно попробовать "взять ее руками" и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. Посмотрите, что влияет сильнее, с этим и работайте.
 3. Изменение интенсивности переживания.
 После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь. Потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость (отодвиньте картинку). Так надо сделать раз 5-7.
 Учтите, что уменьшать громкость (отодвигать картинку) надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук (отодвигать картинку) надо стараться чрезвычайно быстро.
 * Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью...
 4. Проверка.
 Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает - звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. (Картинка отдвигается, становится более размытой и тому подобное). Если нет - попробуйте проделать пункт "3" еще раз, но на большей скорости.
 5. Создание навыка.
 Теперь мы можем создать навык "автоматического" управления интенсивностью переживания. Так, чтобы процесс проходил вполне бессознательно.
 Для этого проделайте пункты 1-4 еще с 3-4 ситуациями из различных контекстов.
 6. Проверка работоспособности.
 Теперь вспомните несколько неприятных ситуаций из различных контекстов. Если ситуации сами изменяются так, что интенсивности переживаний уменьшается, то всё работает. Если нет - вернитесь на предыдущий шаг и проделайте процесс ещё с 3-4 ситуациями из различных контекстов.
 
 
 В данном упражнении стоит обратить внимание на следующее. Для некоторых главное в ситуации будет отдаление картинки, а звук будет не столь важен. Для других основное - это звук, что ему говорят. Тогда ему лучше и работать, в первую очередь, со звуком. Обычно у таких людей одновременно с уменьшением звука, картинка тоже либо отдаляется, либо темнеет, либо покрывается туманом и т.п.
 
 Смена субмодальностей неприятной ситуации.
 В парах: Оператор и Клиент.
 1. Ситуации.
 Клиенту нужно выбрать из собственного опыта две ситуации:
 "Рабочую" - отношение к которой вы хотите изменить.
 "Эталонную" - ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.
 Оператор калибрует внешние невербальные признаки Клиента в каждой ситуации.
 2. Субмодальные отличия.
 Составьте список субмодальных отличий "Рабочей" и "Эталонной" ситуации (3-5).
 3. Изменение.
 Замените субмодальности "Рабочей" ситуации на субмодальности "Эталонной".
 4. Проверка.
 Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на шаг "2" и найдите еще несколько отличий.
 5. Новые возможности.
 Попросите Клиента вспомнить "Рабочую" ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.
 От замешательства к пониманию.
 В парах: Оператор и Клиент.
 1. Замешательство и понимание.
 Клиенту нужно выбрать из собственного опыта две вещи, относительно которых:
 1. Он испытывает "замешательство" - то есть у него есть информация, но пока она еще организована неправильно.
 2. То, что он может характеризовать как "понимание". "Понимание" должно быть из той же области, что и "замешательство". Например, если вы хотите понять устройство трактора можно взять понимание устройства миксера.
 Оператор калибрует внешние невербальные признаки Клиента в каждой ситуации.
 2. Субмодальные отличия.
 Составьте список субмодальных отличий "Рабочей" и "Эталонной" ситуации. Чем больше, тем лучше.
 3. Критическая субмодальность.
 Меняйте субмодальности по одной (после каждого шага возвращая всё к исходному состоянию) до тех пор, пока не найдете критическую субмодальность - то есть субмодальность, изменение которой превратит "замешательство" в "понимание". Одновременно с этим должны измениться и остальные субмодальности "замешательства".
 4. Проверка.
 Спросите Клиента, понимает ли он то, что раньше вызывало "замешательство". Калибруйте его невербальную реакцию.
 Если "Да" - то вы закончили.
 Если "Нет" - то вы возвращаетесь на предыдущий шаг.
 Если "Частично нет" - то вы "подгоняете" субмодальности нового понимания более точно под субмодальности понимания.
 Здесь вы действуете как в технике "Смена субмодальностей неприятной ситуации".
 * Помните, что никто никогда ничего не понимает до конца. Это нормально. Это сохраняет интерес к жизни.
 
 "Взмах".
 1. Определение визуального ключа.
  Определите визуальный ключ - это либо образ, запускающий поведение (что лучше), либо образ, обязательно присутствующий в процессе. Например, рука с сигаретой, в случае с курением.
 Также важно сделать ключ как можно менее специфичным (универсальным), то есть чтобы он повторялся во всех системах. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а рука с сигаретой.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу