<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
Настоящее учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ, бакалавра менеджмента по направлению 080500 МЕНЕДЖМЕНТ. Пособие содержит ответы по всем темам курсов "Экономика", "Основы менеджмента", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент", "Маркетинг", "Логистика", "Антикризисное управление" составленным в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (№ гос. регистрации 234 эк/сп от 17.03.00г.).
Пособие разработано коллективом авторов: Алесинская Т.В. (разд. IV, VII), Арутюнова Д.В. (разд. III, IV,) Дейнека Л.Н. (разд. I, вопр. 11, 13, 14, 22, 30, 36), Катаев А.В. (разд. V), Орлова В.Г. (разд. I, вопр. 4-6, 10, 12, 15, 20, 24, 28, 29, 33-35, 37), Проклин А.Н. (разд. I, вопр. 1, 2, 9, 17, 39-49), Подопригора М.Г. (разд. II, вопр. 14, 16, 18), Рудикова Е.В. (разд. I, вопр. 27), Седова Т.В. (разд. II, вопр. 13, 17), Серафимович Е.Н. (разд. I, вопр. 3, 16, 31, 32, 38), Фоменко Л.В. (разд. II, История менеджмента, Общий менеджмент вопр. 1-12, 15, 19), Шаронина Л.В. (разд. I, вопр. 7, 8, 18, 19, 21, 23, 25, 26), Татарова А.В. (разд. VI), Ткаченко Г.Б. (разд. VI).
Данное учебное пособие является электронной версией работы:
Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 "МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ", бакалавра менеджмента по направлению 080500 "МЕНЕДЖМЕНТ"/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.
(C) Таганрогский государственный
радиотехнический университет, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ
VII. ЛОГИСТИКА
1. Логистика. Задачи и функции логистики
2. Факторы и тенденции развития логистики
3. Принципы логистики
4. Информационная логистика
5. Механизмы закупочной логистики
6. Логистика производственных процессов
7. Организация материальных потоков в производстве
8. Организация производственного процесса во времени
9. Логистика распределения и сбыта
10. Логистика запасов
11. Транспортная логистика
12. Логистика сервисного обслуживания
13. Организация логистического управления
1. Логистика. Задачи и функции логистики
Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах.
Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:
· доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
· внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
· доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
· передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.
Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:
1) в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;
2) выделении единой функции управления сквозным МП:
3) технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне - различных предприятий, на микроуровне - различных служб предприятия).
Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.
Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.
Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.
Существуют так называемые "шесть правил логистики", которые описывают конечную цель логистического управления:
1. Груз - нужный товар.
2. Качество - необходимого качества.
3. Количество - в необходимом количестве.
4. Время - должен быть доставлен в нужное время.
5. Место - в нужное место.
6. Затраты - с минимальными затратами.
Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Классификация и примеры задач, решаемых в логистике
Глобальные Общие Частные 1.Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами 1.Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП 1.Снижение уровня страховых запасов 2.Разработка способов управления движением товаров 2.Сокращение времени хранения продукции в запасах 2.Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования 3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров 3.Сокращение времени перевозки 4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек 4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории 5.Внедрение системы качества на предприятии 5.Поиски, выбор поставщиков 6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д. 6.Организация приемки, разгрузки, складирования МР 7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями 7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей 8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей 8.Выбор места расположения торговой точки 9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов 9.Кратковременное увеличение мощности ЛС 10.Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций 10.Устранение непроизводительных участков 11.Планирование мощности ЛЦ 11.Оформление заказов 12.Контроль МП 12.Выбор типа торгового посредника 13.Координация деятельности различных подразделений предприятий 13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов 14.Внешняя и внутренняя интеграция 14.Выбор маршрута перевозки 15. Разработка логистической стратегии 15.Оформление внешнеторговой сделки Логистические операции (ЛО) - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.
Логистическая функция (ЛФ) - это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.1.2.
Таблица 1.2
Классификация функций логистики
Признак классификации Вид Описание Характер выполняемых задач
Оперативные Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков Координационные Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ Содержание
Базисные Снабжение, производство, сбыт Ключевые Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг Поддерживающие Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка С концептуальных позиций
Системообразующая Организация системы управления всеми ресурсами Интегрирующая Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ Регулирующая Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат Результирующая Направлена на достижение конечной цели логистического управления - выполнение шести правил логистики Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.
Реализуют ЛФ следующие организации:
· транспортные предприятия;
· торговые предприятия;
· коммерческо-посреднические организации;
· предприятия-изготовители;
· специализированные внешние логистические организации.
2. Факторы и тенденции развития логистики
I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя
До начала 60-х годов XX века в странах с развитой рыночной экономикой имел место рынок продавца. В этих условиях производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. Но к началу 60-х годов начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.
II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции
Повышение требований к качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.
III. Энергетический кризис 70-х годов XX века
Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления материальными потоками на предприятиях.
IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств
Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу "малых партий" повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.
V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики
К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся компьютеризация управления логистическими процессами и развитие средств передачи данных. Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления материальными потоками на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.
VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
Теория систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ.
Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.
VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах
До 1980-х г. международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах.
К современным тенденциям логистики относятся следующие.
1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:
- отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;
- перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;
- массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);
- прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;
- услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;
- синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;
- многое другое.
2. Аутсорсин - передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы.
3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом отношения, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.
4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические цели: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.
Оглавление 3. Принципы логистики
Концепция - это система взглядов, то или иное понимание каких-либо явлений, процессов. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие.
Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам - одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья ЛЦ необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.
Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики - минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.
Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.
Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.
Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.
Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Смысл этого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.
Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).
Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.
Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.
Принцип TQM (total quality management) - всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.
Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.
Принцип устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т.д. В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
4. Информационная логистика
Важность создания и использования информационных систем в логистических системах
В основе процесса управления МП лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Необходимым условием согласованной работы всех звеньев ЛЦ является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. На современном уровне развития общественного производства стало очевидно, что информация - это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы.
Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий МП, занимается созданием и управлением информационными системами (ИС), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования ИС, обеспечивающих функционирование ЛС. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие: 1) нужной информации (для управления МП); 2) в нужном месте; 3) в нужное время; 4) необходимого содержания (для лица принимающего решение); 5) с минимальными затратами.
С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.
Информационный поток. Виды информационных потоков. Взаимосвязь информационных и материальных потоков
Каждому МП соответствует некоторый информационный поток. Информационный поток (ИП) - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным МП в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций. В табл. 4.1 приведена одна из возможных классификаций ИП.
Между МП и ИП не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. ИП может опережать МП (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара):
· опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
· опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
· одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах МП;
· вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Возможным является наличие нескольких ИП, сопровождающих МП.
Таблица 4.1
Классификация информационных потоков
Признак классификации Вид ИП Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные Вид носителей информации На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные Периодичность использования Регулярные, периодические, оперативные Назначение информации Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные Степень открытости Открытые, закрытые, секретные Способ передачи данных Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям Режим обмена информацией "on-line", "off line" Направленность относительно МП В прямом направлении с МП, во встречном направлении с МП Синхронность с МП Опережающие, одновременные, последующие Информационная система. Виды информационных систем на микроуровне
Информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи, например, в логистике - задач по управлению МП. Наиболее часто ИС подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, включает следующие элементы: техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; информационное обеспечение, включающее различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.
На микроуровне различают следующие три вида ИС:
1) Плановые ИС создаются на административном уровне управления для принятия долгосрочных решений: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и др.
2) Диспозитивные или диспетчерские ИС создаются на уровне управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы ЛС, для принятия решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу: распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов; детальное управление запасами.
3) Исполнительные ИС создаются на уровне административного или оперативного управления для исполнения повседневных дел в режиме реального времени: контроль МП; оперативное управление обслуживанием производства; управление перемещениями и т.п.
В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие ЛС с совокупным МП. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт-производство-снабжение", что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы "ввязывают" логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
Вертикальная и горизонтальная интеграция информационных систем
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую ИС. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена на рис. 4.1.
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
Рис. 4.1. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков в микрологистических системах
5. Механизмы закупочной логистики
Важность функции снабжения для эффективного функционирования предприятия
В ЛЦ каждая организация покупает МР у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится свого рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает МП в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика - это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др. Снабжение - это важная функция логистики по двум основным причинам:
1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;
2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия. Цель закупочной логистики - создание надежного и беспрерывного МП в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. К основным задачам закупочной логистики относят:
· Информационные: определение потребности в МР; исследование рынков закупок; задача "сделать или купить"; задача выбора поставщика;
· Задачи реализации;
· Задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:
1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;
2) обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);
3) согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии;
4) анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.
Информационные задачи закупочной логистики: задача "сделать или купить", задача "выбора поставщика"
Задача "сделать или купить"
Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной является задача принятия решения (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. ПР по проблеме "сделать или купить" (MOB - Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии.
К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия; возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др. К плюсам внешних закупок относятся: как правило, более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и др. В табл. 5.1 представлены условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о внешних закупках или собственном производстве.
Таблица 5.1
Условия (выгодность) внешних закупок или собственного производства
Факторы Выгодность внешних закупок собственного производства Потребность невелика стабильна и достаточно велика Необходимые мощности отсутствуют присутствуют Необходимые кадры отсутствуют присутствуют Поставщики исходных МР для производства комплектующих доступны (ассортимент, качество, цены и др.) недоступны Транспортные тарифы невысокие высокие Помимо анализа перечисленных факторов, для принятия такого решения необходимо определить и сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают: затраты на оформление заказа; транспортировку; страхование; упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т.п.); оплату персонала, связанного с закупками и т.п.
Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).
Задача выбора поставщика
Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам - весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
1) объявление конкурса;
2) изучение рекламных материалов;
3) посещение выставок и ярмарок;
4) переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
2. Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
1) цена;
2) качество продукции;
3) надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
4) удаленность поставщика от потребителя;
5) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
6) наличие резервных мощностей;
7) организация управления качеством у поставщика;
8) психологический климат у поставщика;
9) способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
10) финансовое положение поставщика.
3. Оценка потенциальных или существующих поставщиками на основе:
1) критериев выбора поставщика;
2) анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;
3) значимости (важности) каждого критерия;
4) оценок поставщиков по каждому критерию.
Задачи реализации закупок
К задачам реализации закупок относят:
· организацию и осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;
· контроль поставок: соблюдение обоснованных сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;
· подготовку бюджета закупок.
6. Логистика производственных процессов
1. Важность логистики производственных процессов
МП на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление МП на этом этапе имеет свою специфику и называется производственной логистикой. Целью производственной логистики является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования МП в технологических процессах производства ГП. Важность эффективного решения задач производственной логистики за счет оптимизации управления МП определяется снижением себестоимости, времени выполнения заказов, оперативным реагированием на изменения рыночного спроса по количеству и ассортименту продукции и, в конечном счете, повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятий.
Логистическая концепция организации производства, характерная для "рынка покупателя", включает в себя следующие основные положения:
· отказ от избыточных запасов;
· отказ от завышенного времени на выполнение основных транспортно-складских операций;
· устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
· отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
· устранение простоев оборудования;
· обязательное устранение брака;
· превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
Традиционная концепция организации производства, характерная для "рынка продавца", предполагает:
· никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;
· изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;
· иметь максимально большой запас МР "на всякий случай".
Производство в условиях рынка может выжить лишь в случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. В традиционной концепции производства эта задача решается за счет наличия на складах запасов ГП. Логистическая концепция предусматривает адаптацию к изменению спроса за счет запаса производственной мощности, который может быть обеспечен за счет количественной или качественной гибкости производственных систем.
Задачи производственной логистики
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в ГП и заказов потребителей;
2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям;
3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
4) установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
5) оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
6) контроль за количеством и качеством ГП;
7) участие в разработке и реализации производственных нововведений;
8) контроль за себестоимостью производства ГП.
Тянущие и толкающие системы
Толкающая система - это такая организация движения МП, при которой МР подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. МР "выталкиваются" с одного звена ЛС на другое (рис. 6.1). Каждой операции общим расписанием устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт "проталкивается" дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. То есть такой способ организации движения МП игнорирует то, что в настоящее время делает следующая операция: занята выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления продукта для обработки. В результате появляются задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.
Рис. 6.1. Принципиальная схема толкающей системы
Тянущая система - это такая организация движения МП, при которой МР подаются ("вытягиваются") на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения МП отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов МР или ГП происходит, когда их количество достигает критического уровня (рис. 6.2.). Тянущая система основана на "вытягивании" продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая операция готова к данной работе. То есть когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию. И предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу дальше только тогда, когда получает на это запрос.
Рис. 6.2. Принципиальная схема тянущей системы
7. Организация материальных потоков в производстве
Логистические концепции MRP (планирование потребности в материалах) и JIT (точно в срок)
MRP (планирование потребности в материалах)
Идея концепции "планирования потребностей в материалах" - сначала определяется, сколько и в какие сроки необходимо произвести ГП. Затем определяется время и необходимые количества МР для выполнения производственного расписания. Концепции "планирования потребностей/ресурсов" реализуют толкающие системы. Основная цель концепции - обеспечение потока плановых количеств МР и запасов продукции на горизонте планирования.
Необходимые условия реализации концепции "планирование потребностей/ресурсов": использование эффективных математических методов прогнозирования, планирования, организации производственных процессов; наличие средств вычислительной техники, позволяющей автоматизировать решение оптимизационных задач, планирование и управление производством, оперативное управление технологическими процессами.
При выборе метода организации управления МП необходимо выяснить, с каким видом спроса имеет дело организация: зависимым или независимым. Если общий спрос формируется большим количеством отдельных покупателей, каждый из которых независимо от других нуждается в каком-то товаре, то имеет место независимый спрос. Если же, например, производитель использует ряд компонентов для изготовления продукта, то спрос на каждый из этих компонентов связан друг с другом и зависит от производственного плана изготовления конечного продукта. В этом случае имеет место зависимый спрос. При зависимом спросе становится возможным планирование потребности в материалах (material requirements planning) или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, необходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответствующих заказов на поставку.
Преимущества MRP
· MRP оперирует данными не о прошлом потреблении, а о будущих потребностях.
· Снижение объема запасов, т.е. экономия финансов, площадей, персонала и т.д.
· Повышение скорости оборачиваемости запасов.
· Отсутствие задержек, вызванных нехваткой материалов.
· Уменьшение количества срочных заказов.
· Возможность использования данных MRP для планирования других логистических видов деятельности как на предприятии, так и в цепи поставок.
Проблемы MRP
· Требуется большой объем подробной и точной информации и необходимых вычислений.
· Низкая гибкость не позволяет оперативно реагировать на внешние изменения.
· Наличие очень сложных систем управления большой размерности и загруженности, что может повлечь значительное число сбоев в системе.
· Размер заказов, предлагаемый MRP, может быть неэффективен.
· MRP может не учитывать ограничений по мощности и другим параметрам.
· Дорогостоящее и долговременное внедрение.
Одним из масштабных расширений MRP является планирование производственных ресурсов (manufacturing resource planning) или MRPII, предусматривающее планирование всех других производственных ресурсов: сотрудников, оборудование, сооружений, финансов, транспорта и т.д.
Концепция "точно в срок" (JIT)
Идея концепции "точно в срок" - синхронизация процессов доставки МР и ГП в необходимых количествах точно к тому моменту, когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Концепции "точно в срок" реализуют тянущие системы. Цель концепции "точно в срок" - минимизация затрат, связанных с созданием запасов. Необходимые условия реализации концепции JIT:
· Наличие в экономической системе надежных поставщиков;
· Использование систем обмена информацией о требуемых МР, например, канбан для JIT.
· Высокая скорость физической доставки МР, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки.
· Точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее. Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.
В основе этой концепции лежит уверенность, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ и поэтому проблемы прячутся в запасы. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком значении JIT рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество ГП, слишком большой объем бумажной работы и многое другое. Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные мощности, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов по "тушению пожаров" и т.д. Однако на самом деле эти действия только скрывают причины проблем. Конструктивный подход заключается в том, чтобы выявить настоящие проблемы и решить их.
Преимущества JIT
В некоторых организациях, внедривших JIT, произошло сокращение запасов на 90%; площадей, на которых выполняются работы - до 40%; затрат на снабжение - до 15% и т.д. К преимуществам JIT относятся:
- сокращение запасов материалов и незавершенного производства;
- сокращение времени выполнения запасов;
- сокращение времени производства продукции;
- повышение производительности;
- использование оборудования с более высокой загрузкой;
- повышение качества материалов и ГП;
- снижение объема отходов;
- более ответственное отношение сотрудников к работе;
- улучшение отношений с поставщиками;
- появление привычки конструктивно решать возникающие в ходе работы проблемы.
Проблемы реализации JIT
· Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.).
· Неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников поставки и др.).
· Зависимость от высокого качества поставляемых материалов.
· Необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется.
· Снижение гибкости в удовлетворении меняющихся запросов потребителей.
· Трудность сокращения времени на переналадку и связанных с этим затрат.
· Неспособность отдельных поставщиков работать в режиме JIT.
· Проблемы привязки JIT к другим информационным системам партнеров.
· Необходимость изменения общей планировки сооружений.
· Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса.
· Отсутствие духа сотрудничества и доверия между работниками.
· Неспособность отдельных сотрудников взять на себя большую ответственность.
Требования к организации и управлению материальными потоками в производстве:
· Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.
· Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.
· Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.
· Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.
· Обеспечение непрерывности планового руководства.
· Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства.
Оглавление 8. Организация производственного процесса во времени
Законы организации производственных процессов в пространстве и во времени являются базой для решения логистических проблем. К ним относятся:
· закон упорядоченности движения предметов труда в производстве;
· закон календарной синхронизации продолжительности технологических операций;
· закон эмерджентности основных и вспомогательных производственных процессов;
· закон резервирования ресурсов в производстве;
· закон ритма производственного цикла выполнения заказа.
Использование этих законов позволяет спланировать и поддерживать ритмичную работу производственных подразделений предприятия, т.е. работу в форме рациональной организации производственных процессов, при которой процессы изготовления отдельных деталей, комплектов деталей и выполнения отдельных заказов программы сочетаются по заранее определенному плану. Это сочетание и обеспечивает ритмичную работу как непрерывное возобновление всего производственного процесса одновременно во всех производственных подразделениях и на каждом рабочем месте в строгом соответствии с плановой пропорциональностью, технологической прямоточностью и экономической обоснованной надежностью выпуска изделий в установленные сроки и надлежащего качества.
9. Логистика распределения и сбыта
Определение распределительной логистики, ее важность
Распределительная логистика - это управление транспортированием, складированием и всеми логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения ГП до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. В обобщенном виде распределительную логистику можно рассматривать в следующих двух аспектах:
1) как изучение потребностей рынка (маркетинг);
2) как способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем эффективной организации транспортно-экспедиционного, складского процессов, обслуживания потребителей.
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционного подхода к организации сбыта и продажи заключается в следующем:
· подчинение процесса управления МП целям и задачам маркетинга;
<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>