<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 Информа-ционный - Разовый объём передаваемой информации; - Разделение информа-ции на единицы хранения; - Объём данных, подлежащих реорганиза-ции; - время передачи; - начало и окончание хранения; - время на реорганиза-цию; - форма передачи документа; - носители информа-ции; - используемые коды; - информационные магистрали (например: телефонная сеть), топология сетей - место хранения, накопитель информа-ции. - перекодировка в пункте отправки или получения данных.
 2. Материальные потоки в логистике
 
  Материальные потоки (ключевое понятие логистики) образуются в результате операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
  Классификация материальных потоков:
 1) по отношению к логистической системе: - входной (разгрузка железнодорожных вагонов, автомобильного транспорта); - выходной (погрузка); - внутренний (операции внутри предприятия); - внешний (движение грузов, к которым предприятие имеет отношение);
 2) по натурально-вещественному составу: одноассортиментные (хранение в картофелехранилище) и многоассортиментные (торговля на рынке);
 3) по количественному признаку:
 - массовые (железнодорожный состав, колонна машин, караван судов);
 - крупные (несколько вагонов, автомашин, судов);
 - средние (одиночные вагоны, автомобили, суда);
 - мелкие, не позволяющие заполнить грузоподъемность транспорта и требующие совмещения с другими грузами;
 4) по весу грузов: - тяжеловесные (металлы) и легковесные (1 т занимает объем более 2 , пример - табачные изделия).
 5) по степени совместимости образующих - совместимые и несовместимые;
 6) по консистенции грузов:
 * насыпные (например, зерно) могут перевозиться в открытых вагонах, в контейнерах, на автомашинах;
 * навалочные, как правило, минерального происхождения, могут смерзаться, спекаться (соль, уголь, руда, песок и т.д.), перевозятся без тары;
 * тарно-штучные имеют самые разнообразные физико-химические свойства. Могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках. Крупные грузы могут транспортироваться без тары;
 * наливные - перевозятся в цистернах и наливных судах.
  Варианты направленности материального потока внутри торговой базы демонстрирует рис. 2.1.
  Объём работ по отдельной логистической операции за определённый период времени выражается в единице материального потока.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2.1. Схема материального потока на торговой базе
 
  Размерность материального потока -
  Единица измерения груза (шт., т.)________
 Единица измерения времени (сутки, месяц, год)
 
  Пример расчёта материального потока приведён в табл. 2.2.
  Если материальный поток рассматривается для заданного момента времени, его можно назвать материальным запасом. Запас отражает результат изменения и накопления потока
  (2.1.).
  Если запасы на предприятии не используются, то выходной поток равен входному.
 
 
  Таблица 2.2
 
  Расчет годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тысяч квадратных метров.
 
 №
 п/п Наименование логистической операции Величина материального потока, т/год 1. Разгрузка вагона и укладка товаров на поддоны 4383 2. Разгрузка вагона и укладка товаров на электротележку 487 3. Перемещение сформированного пакета
  - на участок приёмки
  - в экспедицию
  - до зоны хранения
 2922
 730
 1218 ИТОГО: 9740
  Совокупный материальный поток (товарно-материальные ценности, рассматриваемые в свете приложения к ним логистических операций в определенном интервале времени) для всего предприятия определяется суммой потоков на отдельных участках.
  Пример логистической оптимизации материального потока в сфере обращения. Материальный поток в виде сахарного песка направлен от завода - изготовителя через оптовую базу "Бакалея" к магазинам розничной сети. При производстве сахарный песок затаривается в мешки емкостью 50 кг. Покупатели приобретают в основном расфасованный сахар.
  Задание. Снизить затраты на логистику за счет оптимизации упаковки товара.
  Постановка задачи.
  Возможны четыре варианта расфасовки:
 1) за прилавком магазина во время обслуживания очередного покупателя;
 2) в магазине, в помещении для подготовки товара к продаже;
 3) на оптовой базе в цехе фасовки;
 4) на заводе - изготовителе.
 1 - минимальный эффект; 4 - максимальный эффект, т.к. здесь сосредоточено наиболее высокопроизводительное оборудование.
  Почему в настоящее время расфасовка не ведется на заводе? Завод не имеет от этого никакой выгоды, зато осуществляет лишние затраты.
  В результате завоза в магазины нерасфасованного сахарного песка участники процесса товародвижения упускают часть возможной прибыли. Этого не произойдет, если они объединятся и решат следующие задачи:
 1) определить размер дополнительной прибыли за счет расфасовки сахара на заводе-изготовителе, установить порядок ее распределения - экономическая задача;
 2) выбрать средства для доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов: - тару; - виды транспортных средств; - погрузочно-разгрузочные механизмы - техническая задача;
 3) договориться о едином процессе обработки материального потока от цеха фасовки на заводе до торгового зала магазина - технологическая задача;
 4) решить оптимизационные задачи: - оптимизировать запасы на каждом участке движения материального потока; - определить оптимальный размер поставляемых партий и т.д. - математическая задача.
 
 
 
 
 3. Информационные потоки в логистике
 
  Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в бумажной и электронной формах. Взаимодействие материального и информационного потоков показано на рис. 2. 2.
  Выделяют следующие информационные потоки:
 * -по направлению движения: горизонтальный и вертикальный;
 * -по отношению к системе: внутренний, внешний, связующий (входной и выходной).
 * по времени функционирования: стационарные, периодические (с жесткими ограничениями времени передачи), оперативные (обеспечивающие связь абонентов в диалоговом режиме);
 * в зависимости от назначения: директивные, нормативно-справочные, отчетные, вспомогательные.
 
  И
 
  М
  И
 
  М
 
  М И
  М
 
  И Опережающий информацион-ный поток во встречном направлении (сведения о заказе) Опережающий информационный поток в прямом направлении (уведомление о прибытии груза) Одновременный информационный поток в прямом направлении (све-дения о количе-ственных и каче-ственных пара-метрах мате-риального потока - сопровождаю-щие документы) Запаздывающий информацион-ный поток во встречном направлении (претензии, подтверждения) Рис. 2.2. Виды взаимодействия материального и информационного потоков
  Информационный поток характеризуется следующими показателями:
 - источник;
 - направление движения;
 - скорость передачи и приема;
 - интенсивность.
  Соответственно управлять потоком можно:
 - изменяя направление потока;
 - ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
 - лимитируя объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
  Измерение информационного потока:
 
 
 единица информации , то есть байт, бит . единица времени час, мин., сек.
 
  В практике хозяйственной деятельности информационный поток может измеряться:
 - количеством обрабатываемых и передаваемых документов;
 - суммарным количеством документострок.
  В качестве примера рассмотрим структуру общего объема информации в магазине продовольственных товаров (табл. 2.3).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Таблица 2.3
 
 Структура общего объема информации в магазине
 продовольственных товаров (%).
 
 №
 п/п
 Наименование вида информации Отделы Всего
 (%) бухгалте-рия плано-вый 1. Поступающая в магазин - всего
 В т.ч.
 - от поставщиков
 - от подотчетных лиц 74,8
 
 
  63,0
 
  11,8 0,1
 
 
 0,1
 
 - 74,9
 
 
  63,1
 
  11,8 2. Выходящая из магазина - всего
 В т.ч.
  - в вышестоящие организации
  - в банк 4,9
 
 
  1,8
 
  3,1 0,3
 
 
 0,3
 
 - 5,2
 
 
  2,1
 
  3,1 3. Внутренняя - всего
 В т.ч.
 - для управления торгово-хозяйственной деятельностью
 - для расчетов как вспомогательный материал
  Итого 12,5
 
 
  3,8
 
 
 
  8,7
 
  92,2 7,4
 
 
 7,2
 
 
 
 0,2
 
 7,8 19,9
 
 
  11,0
 
 
 
  8,9
 
  100
  Проводим анализ данных. Наибольшую часть информации составляет входящий информационный поток, поступает от поставщиков (товарно-сопроводительные документы) - 63% и от подотчетных лиц - 11%.
 4. Концепция логистики
 
  Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась человеком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.
 Основные положения концепции логистики:
  1. Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм.
  2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает оборудованию, созданному специально для этой работы. Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенклатуры средств производства).
  3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна. Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.
  4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издержек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.
  5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара. Потребитель выбирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д.
  6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопределенностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы.
  Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики:
 1) груз - нужный товар;
 2) качество - необходимое;
 3) количество - заданное;
 4) время - доставка в указанное время;
  5) место - доставка в указанное место;
  6) затраты - с минимальными затратами.
 
 
 5. Функции логистики
 
  Принципы логистики реализуются через ее функции. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
  Выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисные - это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.
 Рассмотрим ключевые логистические функции:
 1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.
 2. Управление закупками, включающее:
 - выбор поставщиков материальных ресурсов,
 - планирование потребности в ресурсах,
 - определение рациональных сроков и объемов поставок,
 - выбор форм поставок и товаропроводящих путей,
 - выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.
 3. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает:
 - выбор перевозчика и экспедитора,
 - выбор вида транспорта,
 - определение рациональных маршрутов,
 - подбор транспортного средства под определенный вид груза.
 4. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.
 5. Управление процедурами заказов.
 6. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности производственного цикла.
 7. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаёт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю.
  Поддерживающие логистические функции включают:
 1. Складирование, т.е. управление пространственным размещением заказов, предусматривающее выполнение следующих задач:
 - определение числа, типа и дислокации складов,
 - расчёт площади хранения материальных ресурсов,
 - планирование размещения запасов,
 - проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки - разгрузки,
 - выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования.
 2. Грузопереработка, т.е. перемещение материальных ресурсов на складе, сортировка или комплектование грузов, поддержание рационального объёма грузооборота склада.
 3. Защитная упаковка.
 4. Обеспечение возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного послепродажное срока службы. обслуживание
 5. Обеспечение запасными частями.
 6. Ремонт и другие виды сервиса.
 7. Сбор возвратных отходов.
 8. Информационно-компьютерная поддержка, во многом обеспечивающая выполнение интегрирующей функции логистики, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
  Каждая из функций представляет собой достаточно однородную с точки зрения цели совокупность действий.
  Укажем на две особенности приведенного комплекса логистических функций:
 1) все функции взаимосвязаны и подчинены единой цели - управлению материальным потоком;
 2) носителями функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе, ключевыми из которых являются:
 - предприятия - изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные коммерческие операции;
 - коммерческо-посреднические организации;
 - предприятия оптовой торговли;
 - транспортные предприятия, экспедиционные фирмы.
 
 6. Функциональный цикл логистики
 
  Совокупность функций логистики образует функциональный цикл или цикл исполнения заказа.
  Динамику функциональным циклам придаёт необходимость согласования потребностей в ресурсах "на входе" и "на выходе". Потребности функционального цикла "на входе" определяются заказом на конкретное количество определенных ресурсов. Обычно для выполнения крупного заказа требуется комбинация функциональных циклов, включающих на разных стадиях различные сделки и операции.
  Потребности "на выходе" - это ожидаемые результаты работы. В той мере, в какой удовлетворены эти потребности, можно говорить об эффективности функционального цикла.
  В зависимости от предназначения конкретного функционального цикла необходимые для его завершения операции могут находиться в полном ведении одного предприятия, а могут потребовать участия нескольких предприятий. По сути, функциональные циклы формируют снабженческо-сбытовую цепь и связывают между собой её участников.
  Разным функциональным циклам присуща разная частота операций. Некоторые циклы предназначены для обеспечения единоразовой покупки-продажи. В подобных случаях цикл планируется, осуществляется и по завершении операции прекращает своё существование. Другие же функциональные циклы предполагают исполнение долгосрочных контрактов.
  Любая операция или объект в рамках конкретного логистического контракта одновременно могут быть причастны ко множеству других функциональных циклов. Например, складское предприятие может регулярно приобретать товары сразу у нескольких производителей. В то же время транспортное агентство, предоставляя услуги многим предприятиям, обслуживает несколько функциональных циклов. Поэтому для предприятия, имеющего многочисленные связи с поставщиками и потребителями, часто трудно вычленить отдельный функциональный цикл.
  Функциональные циклы в физическом распределении и снабжении имеют, как общие черты, так и различия.
  Физическое распределение сводится к обработке и выполнению заказов потребителей до непосредственной поставки продукции. Отметим, что всю деятельность, связанную с привлечением и сохранением клиентов, можно грубо разделить на две составляющие: заключение сделок и их реальное исполнение. Физическое распределение ведает реальным исполнением сделок и складывается из таких видов деятельности, как систематизация и передача заказа, идентификация заказа, комплектование заказа, доставка заданных грузов потребителям (рис. 2.3.).
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу