<< Пред.           стр. 18 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Страх перед слушателями сводит на нет самую лучшую концепцию доклада и любую положительную реакцию на заявленную интересную тему. Страх публичного выступления - одно из самых сложных препятствий на пути к овладению свободной речью; уст-
 562
 ранение её - одна из важнейших задач любого наставника по ораторскому искусству.
 Возникновение чувства боязни.
 Собственного говоря, симптомы её известны любому оратору. Сила её у различных людей различна и в экстремальных случаях может привести к параличу речи - со всеми признаками коллапса. Неплохо знать, что страх перед выступлением ни в коем случае не является признаком бездарности; напротив, многие талантливые ораторы и чтецы страдали им в большой степени, и это после многих лет ораторской деятельности, каждый раз перед новым выступлением под прессом почти панического страха.
 Причиной очень часто становится (может быть, вполне обоснованно) чувство, что высказываются не достаточно важные вещи. И наоборот: чрезмерный эгоцентризм, перерастающий в тщеславие, может привести к сильной заторможенности; стремление всем понравиться и никого не разочаровать увеличивает страх при мысли о собственной дерзновенности.
 Средства преодоления страха.
 Необходимо осознать, что доклад в первую очередь предназначен для передачи фактов и мнений в ясной и доступной форме, что группу людей, в целом доброжелательно настроенных, следует побудить к совместным размышлениям, и наконец: что от такого рядового выступления никто не ждёт блеска античных ораторов.
 Страх уходит, если докладчик провёл основательную подготовку и полностью владеет материалом. Опытные ораторы и преподаватели придают большое значение самовнушению в деле преодоления страха перед выступлением. Овладение собой с помощью собственных сил с целью совершить определённый поступок - так примерно можно истолковать понятие самовнушение - в данном случае заключается в том,
 563
 чтобы идеи запечатлелись (были "внушены"); ведь в жизни же он может постоять за себя, а предстоящая речь не претендует на роль события мировой значимости. Попытайся правильно её построить; убеждай себя, что вероятная оговорка не является непоправимой бедой.
 Многие настраиваются другими средствами: чашка кофе перед выступлением, отказ от плотного обеда, весьма рекомендуется отдохнуть час в затемнённой комнате, углублённое дыхание. Если удалось создать настрой на преодоление всех препятствий, значит в, большинстве случаев так оно и будет.
 ПРИВЕТСТВЕННЫЕ РЕЧИ И РЕЧИ ПО ТОРЖЕСТВЕННЫМ ПОВОДАМ - ANSPRACHEN UND GELEGENHEITSREDEN
 Общие замечания. Allgemeines zur Ansprache
 Приветственная речь отличается от просто речи прежде всего своей краткостью. Из самого выражения речь по случаю торжества уже видно, что для неё должен быть какой-либо повод, причина, будь это семейное торжество, производственное или общественное событие. Подобная речь не является центром этого события, а лишь обрамляет его; чаще всего она в начале события, когда дело касается какого-либо более или менее торжественного мероприятия.
 Приветственная речь может рассматриваться как предварительный этап какой-либо большой речи. Поэтому для обучающегося она играет большую роль. Анализируя её и сам выступая с такими речами, он может почерпнуть многое для своей последующей деятельности на этом поприще. Имеет смысл вначале
 564
 прослушать несколько выступающих с речами по тому или иному поводу, а потом попытаться и самому со всей серьёзностью заняться подготовкой подобных приветственных речей.
 Подготовка приветственной речи - Vorbereitung der Ansprache
 В вводной части отмечено, что приветственная речь должна быть хорошо подготовлена. Потому что хорошая подготовка - это уже полдела.
 Перед составлением конспекта речи поставьте себе некоторые вопросы:
 1. Каков повод приветственной речи?
 2. Какова исходная позиция оратора? Другими словами: какова его взаимосвязь с темой?
 3. Какие качества подвигают оратора к этой задаче? Можно также сказать: почему именно он выбран, назначен или его попросили произнести приветственную речь?
 4. Каков круг слушателей? Как он соотносится социально и в возрастном отношении?
 5. Какие частные или профессиональные или политические интересы объединяют слушателей?
 6. Сколько времени отпущено на выступление? За какие временные рамки позволительно выйти?
 7. Допустимо ли говорить на диалекте?
 Из ответа на эти вопросы и возникает остов самого текста. Его теперь нужно оформить в соответствии с требованиями приветственной речи. Кроме того, в ней принято придерживаться принятых обычаев, которых следует строго придерживаться.
 Трёхчленная композиция для обычных речей соблюдается и здесь; части называются: введение, основная часть и заключение.
 565
 Манера себя держать и языковой стиль Auftreten und Sprachstil
 Все приветственные речи должны быть четко сориентированы на общее настроение слушателей. Недостаточно подчеркнуть, что следует избегать банальностей и общих мест. Краткость и яркость в любом случае лучше, чем многословие. Большую опасность представляют искусственная многозначительность и излишнее пристрастие к иноязычным словам нашего века управленцев.
 Выступающий с речью по какому-либо поводу может существенно повлиять на общее настроение собравшихся. Ибо неуверенность, нервозность и страх перед выступлением или, что ещё хуже, неукротимое многословие быстро убьют любое искреннее чувство единения, настроят на ироническо-критическую волну и отвратят от неё. Как при беседе следует прочувствовать склад ума собеседника или собеседников, точно так же следует поступать и в приветственной речи. Тот, кто "утратил эту способность чувствовать настрой, будет не способен удержать внимание широкого круга слушателей. Поэтому оратору, даже если у него всего лишь несколько минут для выступления, нужно суметь своими словами, в деловой, но сердечной, доброжелательной форме найти подходящий тон. Это относится как к радостному, так в не меньшей степени и к печальному событию.
 Семейные торжества. In der Familie
 В кругу семьи для любого человека время от времени возникает необходимость произносить речь. Кто хотя бы раз на этом поприще пользовался успехом, становится семейным "оратором на все руки", что чревато опасностью приобретения бездушной сноровки в этом деле. К речам по торжественным случаям даже в семейной об-
 566
 становке мы советуем тщательно готовиться, чтобы она соответствовала исключительному, неповторимому характеру события.
 Всё время не выпускайте из виду тот факт, что для соответствующего члена семьи крестины, свадьба или день рождения являются событием исключительным. Поэтому центральный пункт речи - виновник торжества; поэтому хороший признак, когда сам оратор при этом держится в тени.
 Некоторые рекомендации относительно различных поводов
 Речь на крестинах (Taufrede).
 Здесь важно, чтобы оратор не угощал лексикой священнослужителей; ведь он на торжестве в качестве друга семьи. Разумеется, это не означает, что следует полностью пренебречь значением обряда крещения как таинства; но оратору следует обратить особое внимание на то, какое значение будет иметь восприятие вновь окрещённого в христианское общество для его будущего поиска своего места в нём. Если оратор подготовлен соответствующим образом, он может обратиться и к семейной истории.
 Представим себе, что некий Георг, как лучший друг Мартина Зайферта, стал крёстным отцом его маленького Маттиаса. После церковного обряда крещения маленькое общество собирается в домашнем кругу за накрытым столом отметить событие. Все приятно удивлены, когда Георг начал свою речь: "Liebe, gluckliche Eltern, liebe Anwesende! Gerne hatte ich gleich hinzugefugt: lieber Matthias, denn nun gehort er ja wirklich ganz zu uns, und wir konnen ihn nicht einfach mehr ubersehen. Herr Pastor Eckardt hat uns in seiner schonen Predigt so recht klargemacht, welche Bedeutung die Taufe fur den Christen besitzt. Vielleicht hatten wir
 567
 vorher nicht alles bedacht, und so wollen wir unserem Pfarrer fur die ein dringliche Worte von Herzen dankbar sein. Ich habe mir aber auch - jetzt, da unser Herr Pastor nicht mehr in der Nahe weilt, darf ich es ja verraten-, ich habe mir also ganz genau gemerkt, was er in seiner Ansprache noch nicht gesagt hat, und das will ich jetzt in aller Kurze nachholen. Wir haben gehort, was dem kleinen Matthias mit dieser christlichen Taufe an Pflichten auferlegt ist. Mir wurde angetragen, diesem jungen Menschenkind ein Pate zu sein, und ich habe dieses Amt nicht ubernommen, ohne mich vorher uber meine Aufgabe grundlich zu informieren. Ich habe festgestellt, da? die Verpflichtungen des Paten und seine Verantwortung sehr gro? sind, so da? ich zweifle, ob ich allem gewachsen sein werde. Doch wenn ich jetzt um mich blicke und in all diese freudig bewegten Gesichter sehe, so ist mir nicht bange, da? es mit unser aller Hilfe gelingen wird, den Jungen auf den rechten Weg zu fuhren. Nicht zuletzt werden ihm aber seine Eltern zur Seite stehen, seine Mutter, unsere liebe Frau Elisabeth vor allem wird uber ihn wachen - und dann sein Vater - ich kenne ihn doch, er wird das schon schaffen. Und ich furchte, er wird es vielleicht so gut schaffen, da? ich als Pate uberflussig werde - und das mochte ich nun wiederum auch nicht. Zu gehoriger Zeit werde ich mich schon vordrangen und auf mein Amt pochen! Korperlich, das sehe ich schon, werde ich meinen Patenjungen allerdings nie so gut beschutzen konnen wie seine Eltern, die ihn wie einen Augapfel vor allem Bosen bewahren werden. Deshalb will ich meine Patenrolle auf geistige Gebiet beschranken.
 Aber ich vertraute auf seinen Namen. Matthias ist namlich hebraisch und hei?t "Geschenk Gottes". Und ich glaube: mit diesem schonen Namen wird er sich auch stets den rechten Weg selber finden. So gut ich es vermag, will ich nach Kraften dazu beitragen. Als er geboren wurde, habe
 568
 ich mich einfach nur gefreut, da? meinem lieben Freund Martin von seiner lieben Elisabeth dieser Sohn geschenkt wurde. Heute aber in der Kirche ist mir, und sicher nicht nur mir, sondern allen anwesenden aufgefangen, da? das kleine Wesen ein bi?chen auch uns anderen gehort - und dieses kleine Stuckchen, das wir von ihm besitzen mochten, das werden seine Eltern doch wohl abgeben wollen! Liebe Eltern, ich wunsche Euch und Eurem Kinde alles Gute, wir alle freuen uns, an diesem Tage dabeigewesen zu sein, um etwas an der gro?en Freude teilhaben zu konnen, die vor allem Euch gegonnt sei. Moge der Taufling, unser lieber, kleiner Matthias die Kraft haben, dieses Leben zu bestehen!"
 Для подобной речи оратору необходимо найти такой верный тон, который бы протянул ниточку между религиозным обрядом и следующим за тем встречей в семейном кругу. По стилю подобная речь не должна далеко уходить от проповеди, а с другой стороны, не выходить за семейные интимные рамки.
 Как старому другу семьи, в нашем примере оратору дозволителен доверительно-приветливый тон. Большинству присутствующих он придётся по душе, возвращая их от празднично-торжественной церковной атмосферы в обычную обывательскую жизнь. Следует также учесть и то обстоятельство, что большинство при этом уже выпило и закусило или собирается приступить к этому, так что большинство умов настроено на такие слова, которые спустят с небес на землю.
 Совсем необязательно говорить гладко, нагромождать завалы сложных предложений, всё время говоря в приподнятом тоне. Уместно и скромно пошутить. Допустимо оборвать предложение и начать новое (средство риторики, которое древние греки называли анаколуф) - тут, в тесном семейном кругу это воспринимается совершенно естественно. И, в конце кон-
 569
 цов, от этого зависят естественность, простота, благожелательность, смягчённая добродушной шуткой.
 Свадебная речь (Hochzeitsrede).
 Особая деликатность необходима в приветственной речи на свадьбе. Следует избегать дешёвого юмора и любых личных намёков. Следует учесть местные традиции и социальные условия; свадьба в сельской местности предоставляет удобный и благодарный случай построить речь на основе народных обычаев и традиций. Можно также с успехом использовать тесную взаимосвязь между событиями человеческой жизни и ходом природных явлений.
 После такого общего вступления можно уже упомянуть и о каких-то личных событиях юной пары; вот здесь уместно осторожно прибегнуть и к давно ожидаемой шутке. У каждого в жизни случаются милые смешные моменты. Выдвижение на первый план брака как испытания на прочность дружеских отношений в счастливые и трудные времена важнее, чем примитивные шуточные пожелания множества детей. Тем не менее, стоит напомнить о важности семьи как ячейки государства. Можно при этом подчеркнуть, что в основе любой настоящей семьи лежит стремление к сохранению её интимной, сокровенной атмосферы.
 Речь по поводу дня рождения (Geburtstagsrede).
 Вопрос о возрасте виновника торжества является отличительной чертой этой праздничной речи. Более, чем для других праздничных речей здесь важно доверительное отношение к дате рождения. Явления профессиональной и личной жизни чествуемого здесь должны быть связаны в единую подлинную картину, отмечая его заслуги и достоинства. После того, как были перевёрнуты все серёзные страницы земного путника, речь можно завершить оптимистическим взглядом в будущее виновника торжества. Тост в кон-
 570
 це такой речи явится разрядкой и сигналом перехода к неформальному общению.
 ЧТЕНИЕ. LESEN
 Отдельная дисциплина исследования круга чтения людей занимается проблемой воздействия чтения. Она, с одной стороны, рассматривает человека как индивидуум и как социальное существо, а с другой -анализирует соответствующий материал для чтения. Методы в этой области в большой степени заимствованы из американской социологии и психологии и обогащены исследованиями в сфере коммуникации.
 Так как материал для чтения растет просто не по дням, а по часам, а выбор чтения становится всё сложнее, огромное значение приобретает воспитание читательского вкуса как противовеса навязчивой издательской рекламе. Причём здесь имеется в виду не обучение чтению, то есть усвоение прочитанного, а "сделать пригодными для прочтения объективные и смысловые связи, нашедшие своё отражение в текстах". (Lesen - Ein Handbuch. Hrsg. von Alfred Clemens Baumgartner. Hamburg 1973, S. 355).
 При этом речь идёт о попытке способствовать критическому усвоению письменного текста, что предполагает, что тексты прежде всего должны пониматься во всей их полифоничности. Воспитание читательского вкуса - задача, среди прочего, школьного образования и обучения взрослых и в то же время поле для исследований педагогической науки - должна вести к формированию личности и тем самым является составной частью культуры чтения.
 571
 Наука о чтении. Die Wissenschaft vom Lesen
 Уже с середины нашего столетия читатель и чтение стали все больше привлекать пристальное внимание науки. Но под наукой имеется в виду не педагогика, которая занимается обучением чтению, а также не медицина и психология, которые исследуют отказ от чтения, легастению, которые не очень сочетаются с данным контекстом. Предметом науки, которую мы имеем в виду в данном случае, является обычный читатель, его читательское поведение, воздействие чтения и воспитание читательского вкуса.
 Основание для подобного научного интереса заключается в том, что чтение, иными словами деятельность по пониманию и переработке записанных текстов, вообще впервые открывает возможность ориентироваться и утверждаться в нашем всё усложняющемся мире. Современное общество уже не может обходиться без газет, журналов и книг, без писем, инструкций по эксплуатации, формуляров и записей. Письмо, но прежде всего чтение, принадлежат самым важным разновидностям и способностям всех членов современного человека.
 В истории европейской культуры в отношении к чтению утверждается принципиальные изменения. Если прежде ограничивались постоянным чтением нескольких книг, таких, например, как Библия или Книга Песней (интенсивное чтение), то со временем стали поначалу знакомиться с рукописями (экстенсивное чтение). При этом во взаимодействии возрастал и сам объём материала для чтения, а книгопечатание и библиотечное дело стали важным фактором национальной экономики. Эти изменения происходят с 18-го столетия и частично и по наши дни.
 Отношение к чтению определяется мотивами, интеллектуальными способностями, возрастом, принад-
 572
 лежностью к той или иной социальной или профессиональной группе отдельного читателя.
 Личное отношение к книге и автору. Das personliche Verhaltnis zum Buch und zum Autor
 Иногда дело доходит до весьма личностного взаимоотношения между читателем и определённой книгой. При этом текст какой-либо книги может стать причиной решающих переживаний или книга хранится как предмет вследствие своего красивого оформления или посвящения. В этом втором случае речь идёт уже не о сопереживании читателя, поскольку книга уже рассматривается как предмет в ряду прочих предметов, с которыми также могут быть связаны особые воспоминания. Но здесь нас это не интересует.
 Между этими случаями может быть промежуточное состояние. Имеется ввиду книга с личным посвящением автора. Это можно рассматривать только в положительном смысле, поскольку значит, что какая-то книга произвела настолько глубокое впечатление, что он в результате этого ощущает особое родство с автором. Ибо посвящение становится вещным знаком тех сил, которые от автора посредством книги переходят к читателю.
 ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ, КНИГА - Zeitung, Zeitschrift, Buch
 Нашу современную жизнь мы уже не можем представить себе без написанного или отпечатанного текста. Фактически невозможно существование современного индустриального государства, если многие его граждане неграмотны. Первый шаг на пути к созданию современного развитого общества всегда лежит в обучении чтению. Радио и телевидение в данном случае ничего не меняют.
 573
 Книга, газета и журнал пришли к их сегодняшнему состоянию с момента изобретения книгопечатания в ходе длительного развития. В более ранние времена были известны другие виды книг и иные формы газет и журналов. Они требовали иного читателя. И тогдашние читатели требовали иных книг, газет и журналов. Общество, отдельный человек, пресса и книжное дело сопрягались друг с другом трудноразличимым образом.
 Существующие сегодня формы газетно-журнальных и книжных изданий грубо можно разделить на две группы: на периодически выходящие печатные издания, так называемую периодику (поскольку она появляется в определённые временные отрезки - периоды), и на однократно выходящие печатные издания, книги. Важнейшими формами периодики являются газеты и журналы.
 Газеты. Zeitungen
 
 Общепризнанного определения газет не существует. Принято под ними понимать регулярно выходящие печатные издания, которые в качестве ежедневных выходят шесть раз в неделю или в качестве еженедельника один раз, обычно в конце недели. Также и внешнее оформление позволяет отличать газеты от журналов.
 Виды газет (Arten der Zeitung).
 В соответствии с потребностями читателя газеты подразделяются по их содержанию. Как любая содержательная классификация она весьма расплывчата и не точна. Также и классификация по частоте выхода далеко не исчерпывающа. Поэтому в дальнейшем мы отказываемся от более подробного разделения и останавливаемся только на двух самых важных аспектах:
 Часть газет объявляют о своей принадлежности к какой-либо партии, в то время как другая часть заяв-
 574
 ляют о том, что они независимые газеты, хотя эта независимость в большинстве случаев весьма относительна.
 Содержание газет зависит от того, ежедневные они или еженедельные. Ежедневные газеты должны быть более актуальными, чем еженедельники, которые в свою очередь потому, что предлагают обзорные материалы за больший промежуток времени, обязаны Давать обозрения и аналитические материалы под определённым углом зрения.
 Наряду с политическими ежедневными газетами и еженедельниками существуют и другие периодические издания, которые могут быть отнесены к газетам. Имеются ввиду официальные бюллетени, бюллетени общин и листки клубов, отраслевые газеты, а также различные школьные и студенческие газеты. Все они выходят примерно с одинаковой периодичностью и имеют примерно одинаковые задачи.
 То, как эти предпосылки реализуются в форме и содержании, определяет лицо газеты.
 Структура газеты (der Aufbau einer Zeitung).
 Как внешний вид, так и её компоновка в зависимости от обработки отдельных материалов весьма важны для читателя. Эти представляющиеся второстепенными элементы на практике оказываются связующим звеном между газетой и её читателем, который в большинстве своём консервативен и вряд ли смирится с резкими изменениями вида своей газеты с приходом нового главного редактора.
 По внешней организации наши ежедневные газеты можно прежде всего разделить на два типа. К первому, который претендует на звание серьёзной газеты, относятся такие, которые на первых двух полосах публикуют важные политические сообщения и передовую статью на актуальную тематику, интересующую
 575
 в данный момент общественность. И только затем следуют сенсационные материалы, местные новости и сообщения о событиях местной политики, раздел по культуре с сообщениями, рассказами и романами с продолжением и лишь в самом конце - спортивный раздел. Что касается ярко выраженной местной газеты, то тот раздел, что посвящен местной политике, разумеется, самый большой, тогда как в немногих газетах межрегионального значения он весьма ограничен. В политических еженедельниках очень часто большое место отводится явлениям культуры. Таким образом они частично восполняют утрату прежде многочисленных литературных ежемесячников.
 Другой тип газет, который более ориентируется на сенсации, прежде всего публикует много фотографий и шапок, крупных заголовков на первой полосе. Политические события в них не имеют преимущественного права, и сообщения оцениваются в первую очередь по их привлекательности для читателя. Это не обязательно ведёт к безответственности, однако подобная опасность не исключена. Различия в обоих типах газет помимо прочего отражаются и в стиле.
 Журнал. Zeitschriften
 Между газетой и журналом существует множество переходных форм. Они похожи между собой и тем, что стремятся обрести свой особый облик. И в журналах в каждом номере стараются в соответствии с планом размещать материалы на тех же местах материалы по схожей тематике. Как сохраняется заглавие газеты, так и журнал сохраняет прежнюю обложку или похожее графическое оформление.
 Виды журналов (Arten der Zeitschriften). Насколько многообразны потребности читателя, настолько разнообразны и журналы. Одни предназначены для раз-
 576
 влечения широких масс читателей, другие обращены к избранному кругу специалистов в какой-нибудь области науки. Одни информируют о какой-нибудь экономической отрасли, другие - об определённом виде спорта. Журналы - намного более специализированные издания, чем газеты. Тиражи их подвержены более сильным колебаниям, а цены между ними сильно отличаются.
 Непросто сделать полный обзор огромного перечня предлагаемых журналов. Если речь идет об одной из научных отраслей, то необходимую справку можно получить в читальном зале какой-нибудь большой научной библиотеки, в котором можно ознакомиться с большинством из журналов. Захватывающее занятие листать их. Часто находишь то, что искал и зачитываешься какой-нибудь иной статьёй. Иногда вместо того, чтобы быстро прочесть материал и уйти, засиживаешься подолгу. Лучше всего выписывать хотя бы один журнал по той специальности, которая является предметом ваших интересов.
 Общеобразовательные, политические и растущие как грибы развлекательные журналы читатель может обнаружить в любой научной или большой публичной библиотеке.
 Использование журналов (Auswertung einer Zeitschrift). Если газетную статью можно вырезать и поместить в собственный архив на хранение, то журнал таким образом использовать невозможно. С ним мы должны обходиться как с книгой, поскольку не можем распотрошить журнал, если собираемся его выписывать и дальше и сделать из него подшивку или он принадлежит кому-то другому.
 К выписке из журнала или указанию на него мы должны подходить строже, чем из книги, постоянно задавая себе вопрос, действительна ли важна та или
 577
 иная выписка или ссылка. Газетная статья, как правило, живёт одним днём, журнальная является подготовительной ступенью к более обширному сочинению, появление которого перекроет её. Кроме того, все публикации можно прочесть в библиотеке.
 Книга. Das Buch
 Книга всегда есть нечто окончательное. Это конечный результат. Нельзя считать, что она обязательно имеет преимущества перед журналом. В журнале материал пока бродит: в этом своя прелесть. В книге же вино уже тем или иным способом осветлили. Журнал покупают, чтобы узнать о развитии какой-нибудь отрасли знания, чтобы познакомиться с последним поэтическим творением, животрепещущими проблемами. Книгу покупают, надеясь на постоянного друга.
 Купить или взять напрокат? (Kaufen oder leihen?)
 Журнал предназначен для удовлетворения общих потребностей. Как собиратель марок, фотограф-любитель или историк литературы, я заказываю журнал, наиболее отвечающий моим интересам, и отменяю подписку, если она не отвечает моим ожиданиям. Относительно книги я решаюсь сразу и на долгое время; я выбираю яркую индивидуальность.
 Не существует рецептов относительного того, когда лучше пойти в библиотеку и взять книгу, а когда пойти в магазин и купить её для удовлетворения своих потребностей. Собиратель книг исходит из других соображений, чем тот, кто рассматривает книги как вспомогательное средство для работы или развлечения. Книги покупают:
 для наведения справок,
 те, которые любят и постоянно время от времени перечитывают,
 которые нужны, но их нельзя взять в библиотеке напрокат.
 578
 В этом третьем случае есть ещё один выход, если книг нет и в продаже: можно заказать микрофильм.
 Обширный мир книг.
 Если журнал удовлетворяет многие интересы читателя, то насколько шире это сможет сделать книга! В их совокупности мир книги непостижим и неисчерпаем. В них уже есть нечто готовое: и для поучения, и для утешения, и для развлечения, и для постижения себя. Для того, чтобы пламенная искра книги вошла в душу читателя, важны не только актуальное содержание, её язык, даже не литературный уровень, а неординарный метод: чтобы духовное излучение, которое исходит от автора, было в том же диапазоне, что и приёмник (der Empfanger der Leser) читателя.
 Несколько уроков чтения. Kleine Leseschule
 Мы живём во времена массовой культуры. Она проникает с помощью огромного предложения, мобильной розничной торговли, которая отличается постоянным поиском нового. Предложение огромно, новые издания обрушиваются на нас лавиной. Век гусиных перьев и чернильных клякс, в котором шиллеровский Карл Моор в отчаянии ломал себе руки, сменился веком печатных станков, ксероксов и компьютеров, производящих поток печатной продукции, в которой нам немудрено утонуть. С уверенностью можно сказать, что сегодня нет ни одного человека, который бы знал обо всех новинках на немецком книжном рынке, не говоря уже о том, чтобы учёный или писатель мог сказать, что знаком с литературой всего образованного мира.
 Сегодня мы находимся в сложном положении. Поскольку печатное слово издать стало так легко, мы и относимся к нему более легковесно. А практически многое пишется для сиюминутного употребления и не может восприниматься иначе, как нечто легковесное.
 579
 Но при таком потоке таится опасность, что мы забудем, что существует и серьёзная литература. Поэтому необходимо в этом потоке уметь разбираться.
 Выбор материала для чтения Auswahl des Lesestoffes
 Огромный объём печатной продукции, сваливающийся на нас, требует, чтобы мы чётко себе уяснили, что нам следует читать, а что можно просто проглядывать.
 В прошлые столетия знали лишь вдумчивое чтение. Возникавшее при этом сопереживание было более цельным и глубоким. Сегодня мы пресыщены всем в нашем обществе всеобщего потребления и для достижения его так растратили свою индивидуальность, что у нас уже нет сил отправиться на поиски сокровищ. А без труда не вынешь и рыбку из пруда.
 Заглавие и рекомендация (Titel und Empfehlung).
 Название книги должно броситься в глаза. Название книги должно привлечь к себе и вызвать желание обладать книгой с таким названием. Всеми правдами (а частенько и неправдами) издательство старается привлечь наше внимание названием и оформлением книги. Но мы не отданы на произвол рекламе. Случай делает нам предложение, но от нас самих зависит, пойдём ли мы на него.
 Также дело обстоит и с рекомендацией. С ней мы знакомимся ещё на школьной скамье. Наш сосед по парте протягивает нам "отличную" книгу перед тем, как прозвонит звонок на урок. И сейчас ничего не изменилось. Бестселлер взбирается на вершину успеха на волне массовых рекомендаций. Здесь случай становится психологическим законом. Бестселлер не результат обдуманного чтения.
 580
 Существуют целые жанры книг, написанных для "случайного читателя", например детективные романы и прочая лёгкая развлекательная литература. С другой стороны, существуют и виды литературы, предназначенные исключительно для вдумчивого чтения: учебники, научные труды, научно-популярные книги.
 "Цепная реакция" в чтении (das "Kettenlesen"). Очень часто случайное знакомство с книгой ведет к планомерному чтению: человек случайно натолкнулся на название книги в витрине, или это рекомендация знакомого, библиотекарши или книготорговца или даже экранизация романа, которая в нас рождает желание прочесть книгу. У нас появляется желание прочесть ещё и нечто подобное. При этом важно, что в книге, волей случая врученной нам, захватило нас: сам материал или его изображение.
 Если это изображение, то мы проявляем живой интерес к автору; мы прочитаем его другие произведения и, вероятно, в конце концов обратимся к его личности и методу работы. Если же нас захватил материал самой книги, то впоследствии мы будем искать книги, близкие той по содержанию. Если нас не заинтересовало ни то, ни другое, разочарование неизбежно.
 Выдающиеся произведение может пленить нас и объективной стороной повествования. Так магнетизм, исходящий от "Мадам Бовари" Флобера, может с полным основанием быть перенесён как на другие его произведения и персонажи, так и на его писательскую технику, изучение проблем женской эмансипации или историю культуры Франции. Вдохновленный фильмом "Унесённые ветром" по роману Маргарет Митчелл читатель может обратиться к американской литературе или американской истории.
 581
 Этот магнетизм рождает в нас зачатки планомерного чтения, как того требует стремление к обширным знаниям и глубокому проникновению в различные отрасли науки.
 Если настоящее усвоение содержания книг требует интенсивного чтения, то читать необходимо планомерно, чтобы делать прочитанное своим достоянием и суметь ответить на определённые вопросы. При планомерном чтении необходимо придерживаться определённых правил.
 Программное чтение. Planma?iges Lesen
 Профессия и обучение требуют планомерной целенаправленной работы. Врач, инженер или коммерсант в курсе последних достижений благодаря чтению своей специальной литературы. Для учащихся и студентов большая часть необходимой литературы обязательна для прочтения. В некоторых университетах перешли даже к тому, чтобы составлять для студентов литературоведческих специальностей обязательный список литературы для прочтения, включающий стихотворные и прозаические произведения, необходимые для сдачи экзамена.
 Иначе обстоит дело с программами для чтения, которые мы составляем для самих себя. Они должны полностью отвечать как нашим специфическим задачам, так и нашим способностям. При этом мы не имеем в виду тот круг чтения, который нам необходим как любому образованному человеку. Надо быть снобом, чтобы обращать на это отдельное внимание, обычно так поступают те, кто желает самоутвердиться в каком-либо обществе. Такие люди в детстве хвастаются перед сверстниками тем, что прочитали все романы Карла Мая, а взрослыми составляют себе списки литературы, чтобы где-нибудь за чашкой кофе
 582
 небрежно порассуждать о современных модных течениях в литературе.
 В данном случае мы не станем говорить об общеобразовательных программах, включающих выдающиеся произведения мировой литературы, которые уже составлены до нас (например "Vergleichen der Zeittafel der Weltliteratur" von Adolf Spemann или "Eine Bibliothek der Weltliteratur" von Hermann Hesse). Нашей задачей является тема интеллектуальной работы и развитие такой программы для чтения, которая вела бы нас от простого к сложному, от популярного к научному, от общего к частному.
 Программа чтения (der Leseplan).
 План чтения не что иное как вспомогательное средство, с помощью которого мы внедряемся в незнакомую для нас область знаний. Кто хочет приобщиться к духовному миру Гёте, не должен начинать со второй части "Фауста" или его естественнонаучных сочинений. Кто желает познакомиться с творчеством Рильке, тому не следует сразу браться за "Дунайские элегии".
 То же самое можно сказать и о научной литературе. Так называемая научно-популярная литература затрагивает научные проблемы лишь поверхностно, однако она достаточно чётко обрисовывает рамки самой проблемы, так что у читателя возникает заинтересованность дальнейших поисков и работы в направлении этой тематики. Хорошая научно-популярная литература вводит дилетанта в круг проблем данной отрасли науки; такая литература может стоять в первой строчки программы для чтения.
 Как же нам составить этот план? Где найти названия книг, которые нам хотелось бы прочесть?
 Большинство библиотек помимо алфавитного именного каталога имеют предметный или тематиче-
 583
 ский каталог, по которым мы можем выбрать книги для нашей программы для чтения. Для начала удобны библиотеки со свободным доступом.
 Если положено начало таким образом, дальше работа уже пойдёт сама собой. В больших энциклопедических словарях, как правило, можно найти обширный список литературы по интересующим областям знаний. Если нужных книг нет в местной библиотеке, то их можно заказать по межбиблиотечному абонементу.
 Итак, любая программа для чтения - только лишь набросок, начало, зародыш. Потому-то для него и невозможно назвать универсальный образец.
 Библиография (die Bibliographie)
 Целью списка литературы, составленного специалистом, является полнота: все работы, написанные по определённой тематике, должны быть им охвачены. Для этого в последние десятилетия были проведены обширные мероприятия, в их числе реорганизация библиотечного дела и документирования.
 Библиография, от которой мы до сих пор ещё зависим, является традиционным вспомогательным средством. Под библиографией понимают указатель, в котором перечислены книги, брошюры или журналы по авторам, отраслям или предметным наименованиям. Различают общую и библиографию по отраслям, в зависимости от того, охватывают они определённый временной промежуток или учитывают публикации, выходящие в определённой стране или же публикации по определённой отрасли. Библиографии выходят в виде книг, журналов или реферативных изданий.
 По всей немецкой литературе в нашем распоряжении в первую очередь имеются каталоги "Borsenverein fur den deutschen Buchhandel". С 1916 "Borsenverein" издаёт в Лейпциге служебную библиографию: das
 584
 Wochentliche Verzeichnis, с 1931 под названием Deutsche Nationalbibliographie, полугодовой каталог в качестве его дайджеста и das Deutsche Bucherverzeichnis в виде каталога с предметным указателем, выходящего раз в пять лет. Во времена раскола Германии в Федеративной Республике выходило параллельное издание под редакцией Немецкой библиотеки. Оно называется Deutsche Bibliographie и состоит из еженедельного указателя (с 1946), сводного каталога, издающегося раз в полгода (с 1951) и каталога Bucher und Karten (с 1945/50), выходящего раз в полгода.
 На этом мы ограничимся. Научный работник должен владеть библиографией своей отрасли знания. Она сбережёт ему силы и время при создании собственных сочинений. Читателю-любителю, который хочет читать планомерно, советуем просматривать в читальном зале научной библиотеки вспомогательные библиографические каталоги. Любой библиотекарь-библиограф поможет ему в этом.
 Чтение на досуге. Lesen in Mu?e
 Как мы организуем наш досуг? В чём мы его находим? Тем важнее правильно распределять свободное время, ибо досуг - это не количество свободных часов, а их использование во благо.
 Утреннее и вечернее чтение (Morgen- und Abendlesen). Есть люди, которые жалуются, что вечером постоянно засыпают за книгой, поскольку очень устали на работе. Для них было бы неправильно взбадривать себя крепким кофе или какими-то другими стимулирующими средствами. В исключительных случаях это допустимо; но долго это не может длиться. Поэтому выясните, сова вы или жаворонок. В последнем случае мы бы посоветовали вам вставать на один час раньше и потратить его на серьёзное чтение. Разумеется, речь идёт о тех людях, ко-
 585
 торые начинают свой рабочий день относительно поздно.
 Могут возразить: ну что даст один час?! Регулярность и здесь принесёт свои плоды. Час интеллектуальной сосредоточенности и целенаправленного чтения, которые превратятся в привычку, сформируют значительный капитал.
 Те же люди, у которые вынуждены начинать рабочий день очень рано, но пик активности которых приходится на вечер, не в лучшем положении, чем тот, кто любит вставать рано. Но и ему можно помочь. Такие люди должны после работы полностью отключиться. Лучше всего - короткий сон. Можно приучить себя поспать глубоким сном после работы двадцать-тридцать минут и встать абсолютно свежим.
 Тогда вечер освобождается для полнокровного интеллектуального труда. По меньшей мере, час или полтора вы можете посвятить чтению хорошей книги. Останется время и на семью, друзей или неизбежные домашние хлопоты.
 Выходные дни и отпуск (Wochenende und Urlaub).
 Счастливые дни для книгочеев наступают с началом выходных или отпуска. Кажется, что свободному времени не будет конца.
 В свободные выходные мы можем отправиться в библиотеку или читальный зал библиотеки. Мы можем взять любимую книгу и погрузиться в чтение. Но до наступления этого благословенного времени нам необходимо решить, какие книги мы собираемся прочитать и собирать плоды нашего чтения в хранилище. В свободное время нам следует завести свою картотеку, архив или тетрадь для заметок, о чём мы ещё поговорим.
 Профессиональные читатели (Berufsleser).
 То, что было сказано выше, не относится к профессиональ-
 586
 ным читателям. К ним принадлежит много людей -это журналисты, научные работники, учителя, преподаватели и многие другие, большая часть рабочего времени которых посвящена чтению. Чтение за рабочим столом переходит в чтение дома.
 Впрочем, подобное можно сказать и о некоторых других группах людей. Особенно ученики школ являются "профессиональными читателями". Чтение и переработка прочитанного является основной и явно не самой лёгкой работой в старших классах и высших учебных заведениях. Наша западная наука основывается на системе поддающегося проверке изложения знаний и открытий. Таким образом, любая научная деятельность начинается с чтения и уже завершается письмом.
 Техника чтения. Die Technik des Lesens
 Читатель от случая к случаю не обладает какой-то особой техникой. Как правило, он начинает с первой страницы и идёт от предложения к предложению со скоростью, которую ему позволяет текст и его способность к восприятию. Он старается постичь то, что говорит автор. Но поскольку он не магнитофон, который только записывает, а человек, который через свой опыт и мысли пытается выработать своё отношение к прочитанному, в нём часто растёт расхождение с тем, что ему рассказывает писатель. И в ходе чтения читатель начинает рассуждать и критиковать. Это критичное отношение к тексту и есть первая предпосылка для техники чтения.
 Внешние же формы проявления деятельности активного читателя являются его техникой чтения. Существует несколько основных форм, знакомство с которыми для неискушённого читателя может быть полезным.
 587
 Разновидности техники чтения. Arten des Lesens
 Любой автор хочет, чтобы его читали полностью -слово за словом. Он считает, что в каждом предложении высказывает нечто важное. Неискушённый читатель, таким образом, поступит правильно, если станет читать подряд и внимательно.
 Но существуют и другие виды техники чтения. Мы пробегаем текст (uberfliegen den Text), когда хотим убедиться, что в нём есть то информация, которая нам необходима.
 Пробегая глазами текст, мы наталкиваемся на некий оптический раздражитель, которым выступает искомое нами слово или совокупность слов. Как только мы их обнаруживаем, мы принимаемся внимательно перечитывать предложение за предложением вверх и вниз, стараясь убедиться, то ли мы нашли.
 Подобно этому чтение по диагонали (das diagonale Lesen). Под ним понимается такая техника, при которой большие куски текста пропускаются, а внимательно прочитываются только важные его отрывки. Читатель пытается быстро получить общее представление о содержании книги и манере изложения автора. Иногда при чтении по диагонали текст захватывает читателя и он начинает внимательно читать его целиком.
 О чтении вслух. Vom Vorlesen
 Известный критик Август Вильгельм фон Шлегель уже в конце 18-го столетия жаловался, что читают вслух мало, а ведь жил он в эпоху, когда высокое искусство чтения вслух в Германии процветало. Ещё в 19-м и начале 20-го столетия в кружки чтения (Lesezirkel) или, как их немного насмешливо называли, Leserkranzchen (Kranzchen - дамское общество) входили представители привилегированных слоев буржу-
 588
 азного общества. Постепенно всё это утрачивалось, что достойно сожаления.
 Чтение в избранном кругу. Vorlesen im kleinen Kreis
 В издаваемом им журнала "Атеней" ("Athenaum") Шлегель делает такие замечания по поводу искусства чтения вслух: "Vorlesen und deklamieren ist nicht einerlei. Dieses erfordert den richtig hochsten, jenes einen gema?igten Ausdruck. Deklamation gehort fur die Ferne, nicht in das Zimmer. Die laute Stimme beleidigt ein feines Gehor. Alle Wirkung geht in der Betaubung verloren. Der Ton, statt sich zu erheben, mu?, um die Wirkung durch ein anderes Mittel hervorzubringen, gedampft, in der Tiefe gehalten und der Akzent nur so bezeichnet werden, da? das Verstehen dessen, was man liest, angedeutet wird, ohne das Gelesene ganz auszudrucken. Bei epischen Gedichten und dem Roman insbesondere sollte der Vorleser nie von seinem Gegenstand hingerissen scheinen, sondern die stille Superioritat des Verfassers selbst behaupten, der uber seinem Werke ist."
 На практике чтение вслух ограничено маленьким кругом слушателей. Конечно, бывают исключения -чтение Библии перед общиной, провозглашение декларации и иные мероприятия проводятся перед относительно большим числом слушателей. Чтение же вслух в таком кругу подобно рассказыванию: небольшая группа слушателей собирается вокруг чтеца как рассказчика. Но здесь запрещено привлечение к себе внимания с помощью пафоса и разных других эффектов. Это не означает, что чтец должен монотонно следовать за ходом повествования. Ему необходима предварительная подготовка, если он решился читать слушателям незнакомый ему текст, даже если чтецу знаком стиль этого автора и он не предполагает особых трудностей в тексте. Подобная ситуация напоминает
 589
 ту, когда музыканты и певец исполняют произведение с листа.
 Рекомендуется текст перед чтением прорабатывать. Сначала отрывок прочитывают про себя, делая пометки. Подчёркивают слова, на которые в предложении падают основное и второстепенное ударение и в сложных абзацах отмечают большие и малые паузы. Пунктуация не полностью отвечает этой задаче. Отметка пауз особенно важна, когда чтец не владеет или владеет недостаточно техникой дыхания.
 Чтение по ролям. Lesen mit verteilten Rollen
 При чтении по ролям мы учимся произносить драматургический текст как диалог. Но мы ещё неподготовлены к этому, нам остаётся неизвестен сам нерв драматического языка - взаимодействие слова и движения, языка и мимического воздействия.
 Актёр преодолевает этот барьер уже на читке пьесы, поскольку когда он уже произносит текст с листа, он уже воображает соответствующие жесты и движения. Совсем иначе с неопытным любителем. Он становится только тогда "раскрепощённым" и входит в роль, которую произносит, лишь когда усвоит, овладеет текстом целиком. Но поскольку как правило читать нужно без ознакомления, с листа, большинство таких опытов воспринимается участвующими в чтении по ролям с неудовольствием.
 Тот, кто желает постичь стихотворение, должен заставить его прозвучать, причём постижение смысла и образность в декламации обуславливают друг друга, взаимовлияют. Если тяжело понять прозаический текст, помогает чтение вслух. Но совершенно другая картина нежели в этих обоих случаях с драматическим текстом. Он требует собственно образного воплощения на сцене. Любая его читка остаётся полумерой, причём читателю, который читает пьесу про себя и в своём во-
 590
 ображении создал сцену, на которой разворачивается действие, часто удаётся это лучше, чем когда пьеса читается вслух по ролям.
 Правда, бывают исключения. Если группа лиц желает сообща познакомиться с содержанием пьесы, этот путь оказывается наиболее приемлемым, так как очень тяжело одному прочесть вслух всю пьесу. Существует целый ряд драматических произведений, которые по различным причинам не могут быть представлены на сцене.
 Они предназначены специально для прочтения.
 Вечера чтения. Ein Vorleseabend
 В данном случае речь может идти не только о публичной декламации. Она - удел профессиональных актёров и декламаторов, которые не нуждаются в наставлениях. Мы говорим о вечере чтения, который может состояться в кругу семьи или друзей или на общественном вечере. Подобные мероприятия могут рухнуть, если они послужат удовлетворению честолюбия какого-нибудь тщеславного человека, который вознамерится стать центром внимания. Успех может быть обеспечен общей заинтересованностью (das gemeinsame Interesse). Вечер чтения планируется и проводится всем обществом.
 Но это ещё не самое главное, удача его проведения зависит от желания участвовать. К сожалению, в наши дни организованные вечера и культурные мероприятия быстро предаются забвению, похвальны лишь индивидуальные усилия. Если мы планируем провести вечер чтения, нам сразу следует отказаться от мысли, что он будет безупречным, а основное значение придать тому, чтобы он оказался оригинальным, живым и привлек к себе искреннее участие.
 591
 Учебное издание
 Лутц Маккензен
 Немецкий язык
 Универсальный справочник
 Gutes Deutseh in Schrift und Rede
 Главный редактор
 Валентин Дольников
 Дизайн и верстка
 Асмик Захарян
 Подписано в печать с готовых диапозитивов 31.07.1997. Формат
 84Х108 1/32. Печать высокая с ФПФ. Бумага типографская. Усл. печ.
 л. 31,08. Тираж 10 000 экз. Заказ 180.
 Гигиенический сертификат № 1-11/Д-1721 ЛР № 061681 от 22 октября 1997 г.
 Издательство "Аквариум". 107066, Москва, ул. Ольховская, д. 16, стр. 6. т. (095) 264-43-45 264-54-12
 ООО "Издательство АСТ-ЛТД". Лицензия В 175372 № 02254 от 03.02.97. 366720, РИ, г. Назрань, ул. Фабричная, 3
 Наши электронные адреса:
 WWW.AST.RU E-mail: AST@POSTMAN.RU
 При участии ООО "Харвест". Лицензия ЛВ № 32 от 27.08.97. 220013, Минск, ул. Я. Коласа, 35-305.
 Ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат ППП им. Я. Коласа. 220005, Минск, ул. Красная, 23.
 Богатый выбор учебников, словарей, справочников по решению задач, пособий для подготовки к экзаменам. А также разнообразная энциклопедическая и прикладная литература на любой вкус. Все эти и многие другие издания вы можете приобрести по почте, заказав
 БЕСПЛАТНЫЙ КАТАЛОГ
 по адресу: 107140, Москва, а/я 140. "Книги по почте".
 Москвичей и гостей столицы приглашаем посетить московские
 фирменные магазины издательства "АСТ" по адресам:
 Каретный ряд, д. 5/10. Тел. 299-65-84
 Арбат, д. 12. Тел. 291 -61 -01 Татарская, д. 14. Тел. 235-34-06
 Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
 update 19.02.10
 
 

<< Пред.           стр. 18 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу