<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Психиатры рассматривают различные виды психопатий как проявление различных типов высшей нервной деятельности (ВНД). Последнее понятие в атеистической науке заменяет собой понятие души. Не будем вдаваться в критику материалистического понимания болезней души, достаточно того, что их эмпирические (опытные) наблюдения вполне согласуются с пониманием гордости, эгоизма как главного патогенного фактора, а разновидностей психопатий - как следствие различий склада души.
  В зависимости от того, какая из сторон души у человека более активна, болезни получают свою окраску. Так, душа мыслительного склада страдает неврастенией, шизофренией; деятельная душа страдает истерией; сердечная (чувствительная) душа страдает циклотимией; артистичная, непосредственная душа страдает депрессией (а также астеническим синдромом, который есть прямое следствие конфликта желаний и чувств, который парализует деятельность души, действовать - нет сил); сухая, сдержанная - психастенией; безвольная - паранойей.
  Кто-то может возразить: паранойей страдал Сталин, но разве он безвольный человек? Не надо путать волю с жестокостью и упрямством. Эти качества как раз и свидетельствуют о безволии. Воля - это сила, направленная к конечной цели и подавляющая, отбрасывающая дурные (ложные, мешающие) чувства и желания и дающая силу добрым желаниям и чувствам. Другое дело: цель может быть такова, что для ее достижения нужны отнюдь не добрые чувства и чистые желания. Но об этом мы поговорим ниже.
  Закончим разговор о типах и видах душевных болезней. Вот как различают психологи типы конфликтных личностей (по исследованиям психологов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряка, 1986; В.П. Захарова, Е.С. Сидоренко, 1990).
  Конфликтная личность демонстративного типа:
  1. Хочет быть в центре внимания.
  2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.
  3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
  4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.
  5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
  6. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.
  7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
  8. Кропотливой систематической работы избегает.
  9. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
  10. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
  Конфликтная личность ригидного типа:
  1. Подозрителен.
  2. Обладает завышенной самооценкой.
  3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.
  4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.
  5. Прямолинеен и негибок.
  6. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
  7. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
  8. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
  9. Малокритичен по отношению к своим поступкам.
  10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
  Конфликтная личность неуправляемого типа:
  1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя.
  2. Поведение такого человека плохо предсказуемо.
  3. Ведет себя вызывающе, агрессивно.
  4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.
  5. Характерен высокий уровень притязаний.
  6. Несамокритичен.
  7. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
  8. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.
  9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
  10 Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.
  Конфликтная личность сверхточного типа:
  1. Скрупулезно относится к работе.
  2. Предъявляет повышенные требования к себе.
  3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается.
  4. Обладает повышенной тревожностью.
  5. Чрезмерно чувствителен к деталям.
  6. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
  7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
  8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.).
  9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.
  10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
  Конфликтная личность бесконфликтного типа:
  1. Неустойчив в оценках и мнениях.
  2. Обладает легкой внушаемостью.
  3. Внутренне противоречив.
  4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.
  5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
  6. Недостаточно хорошо видит перспективу.
  7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.
  8. Излишне стремится к компромиссу.
  9. Не обладает достаточной силой воли.
  10. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
 
  Авторы подчеркивают, что речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих "специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности".
  Нетрудно заметить, что "базовым свойством" всех перечисленных типов конфликтных личностей является гордость, которая находит для себя различные формы проявления (удовлетворения). Православие учит не осуждать таких людей, не указывать им на недостатки характера, если они об этом не попросят ("не указывай на сучок в глазу брата твоего, сначала вынь бревно из своего глаза"). Победить чужую гордость можно только собственным смирением, кротостью, любая же попытка исправить другого только подливает масла в огонь гордости.
  Впрочем, о душевных болезнях лучше скажут психиатры, нам же достаточно отметить, что причина душевных болезней одна - гордость, - а проявлений её очень много. Когда дух слабеет, душа расстраивается, тело начинает править бал. Душа становится телолюбивой, подверженной чревоугодию, пьянству, сластолюбию и т.д. Подчиняясь плоти, человек падает ниже скота несмысленного. Потому что скот не имеет духа, его жизнь "расписана" строго по функциям. Человек же ищет телесной пищи, телесных наслаждений, чтобы утолить духовный голод, и не может найти, падает в самые крайности, в самые изощренные поиски, но так и не получает то, что ищет. Классификация грехов - самая разработанная часть учения святых отцов. Это и неудивительно, слишком богатый материал для изучения.
  Почему же в душе поселяются гордость, эгоизм, которые ведут к нарушению, расстройству всех сторон души? Потому что дух сделал неверный нравственный выбор, утратил связь с Богом и плохо руководит душой. Дух "голодает" и мечется, вслед за этим и душа не получает свой "пищи", то есть истинной работы для всех своих сторон, оттого и слабеет, и болеет. Человек утрачивает свою главную силу - творческую, предназначенную для управления окружающей природой.
 
 Заключение к первой части
  Есть такое выражение: "Всё, что естественно, то небезобразно". Оно справедливо по отношению к природе, но его почему-то чаще применяют по отношению к поступкам человеческим, а это в корне неверно. Человек наделен свободой воли и его поступками управляет не Бог, человек сам совершает их. Всё, что делает человек - не естественно (не от Бога), а искусственно - от человека.
  Более того, всё, что естественно для животных, то менее всего приличествует человеку. Человек призван управлять природой (в том числе и в себе), владеть искусством, быть искусным, а значит искусственным. Но не лживым.
  Мы убедились, что православное учение о человеке, об его устроении, нисколько не противоречит данным наук - психологии, теории информации, теории управления, теории систем. Скорее наоборот, последовательное применение православной методологии в изучении человека помогает нам глубже понять человека, непротиворечиво объяснить процессы его развития, различия в качествах отдельных людей.
  Человек - очень сложное существо, объединяющее в себе две противоположности, два мира - мир материи и мир идей. Человек имеет материальное тело, нематериальный дух и промежуточную, материально-идеальную форму бытия - душу.
  В деятельности человека сталкиваются субъективное и объективное, идеальное и материальное. Активной стороной является идеальное, субъективное.
  Устроение человека представляет собой структуру управления, и это закономерно, если принять, что человек предназначен управлять. Во главе системы управления стоит дух, который определяет самые общие направления деятельности, находя возможности и предугадывая общие конечные результаты, осуществляя контроль. Для этого он наделен свойствами веры (предвидения), отношения и внимания.
  Под его началом работают силы души - чувство (сердце) оценивает возможности и выбирает наиболее предпочтительные, желание помогает воле выбрать цель. Мышление вырабатывает порядок действий, алгоритм достижения цели.
  Под началом сил души - силы физического тела. Они представляют собой исполнительную часть системы управления, а также систему обратной связи. Тело - орудие для осуществления заключительной операции в системе управления, а именно: преобразования. Именно тело дает возможность внести реальные изменения в объективный мир.
  Человеку даны десять способностей, которые являются активной, движущей стороной потребностей. Встречаясь с объективным миром, эти способности-потребности конкретизируются в пятнадцати способностях-талантах, определяемых типами объектов в мире вещей, в мире людей и в мире идей.
  Человек преобразует объекты внешнего мира, управляет окружающей средой, а среда через обратную связь управляет им, формируя категории мышления, понятия, смыслы и навыки в душе человека. Переходной формой, через которую взаимодейстует в человеке материальное и идеальное, являются знаковые системы. Обозначенное материальное становится доступным для идеального, получает свое отражение.
  В течение жизни человек наполняет свою внутреннюю, идеальную структуру самоуправления конкретными знаниями, навыками в соответствии с избранной целью, смыслом жизни.
  Итак, мы рассмотрели происхождение, предназначение и устроение человека. То есть провели структурный анализ. Но Человек в своей сущности - не только и не столько индивид, сколько единство и неслиянность личностей, то есть коллектив, народ, общество.
  В то же время Человек - это не только структура, но и процесс деятельности, процесс управления, для которого и создан человек, как сказано в Откровении. Все свойства человека проявляются в его жизни и деятельности. Поэтому нужно изучить человека в движении, в деятельности, то есть провести функциональный анализ, как говорят специалисты по теории систем.
  Деятельность человека осуществляется в природе и в обществе. Что же такое человеческая деятельность, в чем ее сущность и особенности? Если мы поймем законы, по которым протекает деятельность, то мы поймем и законы образования общественных форм бытия человека, формирования культуры и возникновения социальных катаклизмов.
 Продолжение следует
 
 Примечания
 * 1) Виктор Франкл. Человек перед вопросом о смысле. - Электронная версия.
 * 2) А.С. Панарин. Православная цивилизация в глобальном мире. - "Москва", №№ 3-12, 2001 г.
 * 3) Быт. 1, 26. 4 Быт. 3, 1-7.
 * 5) Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - Л., 1991.
 * 6) Указ. соч.
 * 7) Евр. 11: 1.
 * 8) Мф. 17: 20
 * 9) Мк. 4, 30-32.
 * 10) Гусарова В.Ф. Возрастная психология. - Электронная аерсия.
 * 11) Владимир Соловьев. Вера, разум, опыт. - Вопросы философии, №,
 * 12) Лк. 22, 31.
 * 13) В.Я. Семке. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.
 * 14) Савва, схиигумен. О главных христианских добродетелях и о гордости. - Йошкар-Ола, 1991.
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ:
 Пролог
 Введение
 Часть первая. Личность
 Введение
 Глава 1. Происхождение человека
 Глава 2. Устроение человека
 Устройство тела
 Устроение души
 Свойства духа
 Сознательное и бессознательное
 Типы личности
 Глава 3. Способности и потребности
 Глава 4. Эволюция личности, или Возрастная психология
 Источник развития
 Психическое развитие
 Духовное развитие
 Глава 5. О душевном здоровье и о болезнях души
 Заключение к первой части
 Часть вторая. Общество
 Введение
 Глава 6. Управление
 Понятие об управлении
 Источники управления, субъекты
 Сущность управления
 Структура управления
 Почему возможно самоуправление
 Глава 7. Деятельность
 Определение деятельности
 Развитие деятельности
 Происхождение видов деятельности
 Происхождение средств деятельности
 Материальная деятельность
 Социальная деятельность
 Идеальная деятельность
 В заключение о деятельности
 Глава 8. Отношения
 Из чего "состоит" общество?
 Социальные институты
 Глава 9. Природа социальных институтов
 Власть
 Собственность
 Идеология
 Глава 10. Классификация социальных институтов
 Глава 12. Институты организации
 Государство
 "Гражданское общество"
 Глава 13. Институты руководства и контроля
 Глава 14. Функционирование социальных институтов
 Дисфункции социальных институтов
 Бюрократия
 Глава 15. Типы обществ
 Смысл общества
 Заключение для второй части
 Часть третья. История
 Введение
 Глава 16. Что такое цивилизация
 Глава 17. Природа цивилизаций-этносов
 Причины возникновения этносов
 Глава 18. Цивилизация-культура
 Глава 19. Периоды жизни и типы цивилизаций
 Стадии развития и типы обществ
 Глава 20. Смысл существования народов-цивилизаций
 Глава 21. Цивилизация Россия
 Как возникла Русь?
 Отличие России от других цивилизаций-этносов
 Глава 22. Глобализм и смысл существования России
 Кризис цивилизации "золотого миллиарда" и глобализм
 Поиск виноватых
 Возможная альтернатива западной цивилизации дарение и бытие
 Альтернатива для России?
 Заключение к третьей части
 Заключение
 Вместо эпилога. О смысле жизни человека
 Литература
 
 Максимов В.Н., Человек: личность, общество, история. Попытка православного осмысления наук о человеке. Часть первая. Личность // "Академия Тринитаризма", М., Эл № 77-6567, публ.13231, 19.04.2006
 
 [Обсуждение на форуме "Наука"]
 
 
 (c) Академия Тринитаризма
 info@trinitas.ru
 • Главная | Структура | Институты | Образование | Обучение | Форумы •
 
 www.trinitas.ru
 
 
 
 
 
 Адрес документа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161236.htm
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу