<< Пред.           стр. 10 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  - органы полиции могут прибегать к прослушиванию в целях предотвращения реальной опасности;
  - прослушивание в целях предотвращения опасности допустимо лишь в том случае, когда опасность не может быть устранена другим путем;
  - опасность должна быть реальной и являться следствием тяжких и особо тяжких преступных посягательств, в частности таких, как шантаж, взятие заложников, похищение людей, вымогательство с применением насилия и т.п.
  Прослушивание может регламентироваться автономными законами, где его принадлежность к определенному виду правоохранительной деятельности четко не определяется. В США согласно Всеобщему закону 1968 г. о контроле над преступностью и безопасностью предусматривается использование электронного прослушивания194. Его целью считается потребность в получении информации, необходимой для защиты национальной безопасности США и борьбы с организованной преступностью, а также обнаружения лиц, совершивших, совершающих либо готовящихся совершить тяжкие преступления. В качестве последних понимаются деяния, за совершение которых закон предусматривает смертную казнь либо тюремное заключение на срок более года. Наряду с этим § 2516 гл.119 Свода законов США, обозначенный как "Разрешение на перехват телеграфных или устных сообщений", устанавливает, что Министр юстиции или любой из его помощников, специально им назначенный, может уполномочить какого-либо федерального судью компетентной юрисдикции правом на издание в соответствии с § 2518 гл.119 Свода законов США приказа, разрешающего или одобряющего перехват телеграфных или устных сообщений ФБР или каким-либо федеральным агентством, несущим ответственность за расследование посягательства, в отношении которого дано разрешение на перехват, если с помощью этого можно получить или уже получено доказательство совершения любого посягательства, караемого смертной казнью или тюремным заключением на срок свыше одного года в соответствии с ( 2274-2277 раздела 42 Свода законов США (касающихся применения Закона об атомной энергии 1954 г.) или в соответствии со следующими главами: гл.37 (шпионаж), гл.105 (саботаж), гл.115 (измена), гл.102 (учинение беспорядков), а также разделом 29 Свода законов США (о наложении ограничений на выплаты и ссуды профсоюзам), или любого посягательства, включающего тяжкое убийство, похищение человека, ограбление или вымогательство.
  В Великобритании прослушивание телефонных переговоров и перлюстрация корреспонденции регламентируются Законом о перехвате сообщения, принятым в 1985 г. Вопросы установки подслушивающих устройств в служебных помещениях, квартирах и личных автомашинах остались за рамками законодательства и рассматриваются как обычные методы работы спецслужб, не подлежащие раскрытию и обсуждению. В одном из районов Лондона действует центр подслушивания, который позволяет записывать и обрабатывать информацию, поступающую одновременно с тысячи телефонных линий. В составе управления лондонской полиции действует так называемый специальный отдел, который, в частности, занимается формированием своего рода электронных досье, в т.ч. и на правопослушных граждан. Негласная деятельность спецотдела регламентируется ведомственными нормативными актами195.
  В Канаде в 1974 г. вступил в силу Закон об охране личной жизни граждан. Этот закон устанавливал, что полиция должна получить специальное разрешение суда для прослушивания чьих-либо телефонных разговоров. Кроме того, в законе дан перечень противоправных деяний, по подозрению в которых разрешается прослушивать телефонные разговоры. Далее, по истечении срока действия судебного разрешения на прослушивание телефонных разговоров подозреваемого лица суду сообщается об этом в определенные сроки.
  Закон об охране личной жизни граждан, как предполагалось, должен был иметь большое значение для охраны прав личности, т.к. суды не принимали в качестве улики сведения, полученные из незаконно прослушиваемых разговоров без согласия заинтересованных сторон. Однако в 1977 г. в вышеупомянутый Закон были внесены поправки, в соответствии с которыми был расширен список противоправных деяний, в связи с которыми полиция может обращаться в судебные органы с ходатайством о выдаче разрешения на прослушивание телефонных разговоров. Кроме того, поправки делали допустимым использование в судебном разбирательстве сведений, полученных из прослушиваемых телефонных разговоров, независимо от того, законным или незаконным было такое прослушивание. Такие сведения не могут быть использованы лишь в том случае, если суд посчитает, что их обнародование "скомпрометирует" процесс отправления правосудия196.
  В правовом плане данный метод правоохранительных ведомств законодательством зарубежных стран рассматривается как действие, аналогичное обыску и изъятию иного рода доказательств, с поправкой на то, что объектом поиска и изъятия являются в этом случае переговоры между людьми197. Исходя из этого устанавливается, что электронное наблюдение должно практиковаться под контролем суда198 (США, ФРГ); министра внутренних дел, министра иностранных дел, министра по делам Шотландии и Северной Ирландии (Великобритания).
  Несмотря на все эти различия и особенности, принципиально важным считается положение о том, что для поиска и фиксации такого объекта, как переговоры между людьми, в интересах разрешения задач ОРД необходимо обеспечение легитимности методам, гарантирующим сбор соответствующей информации при проникновении в сферу и инфраструктуру общеуголовных и государственных преступлений.
 
  Приложение 17
 
  Контролируемая поставка как элемент
 секретной операции ФБР США
 
  Инструкции Генерального атторнея США, регламентирующие секретную операцию, допускают, что она может включать "приглашение к совершению противозаконных действий", "создание возможностей для противозаконных действий".
  При утверждении плана секретной операции, включающей подобного рода оперативные мероприятия (а они направлены преимущественно на выявление коррупции или внедрение в подпольные сети торговли наркотиками), соответствующий руководитель должен убедиться в том, что:
  - противоправный характер деятельности будет в "разумной степени очевиден" потенциальным объектам;
  - существуют разумные основания предполагать, что планируемая операция выявит противозаконную деятельность;
  - склонение лица к совершению противоправных действий "не является неоправданным" ввиду характера противозаконной сделки, в которой лицо приглашают участвовать.
  Любая секретная операция, предполагающая склонение лица к участию в незаконной деятельности, должна быть в письменном виде санкционирована директором ФБР после того, как Комитет по контролю над секретными операциями определит, что:
  - существуют разумные основания (базирующиеся на информации, сообщенной осведомителями или полученной иными оперативными методами) предполагать, что объект операции занимается, занимался или, по всей вероятности, будет заниматься противозаконной деятельностью, сходной с той, к которой его предполагается склонить;
  - оперативные мероприятия по созданию возможностей для противозаконной деятельности спланированы так, что есть основания полагать, что лица, которым предполагается предложить эти возможности, сами по себе уже склонны к участию в такого рода противозаконной деятельности.
  В инструкциях Генерального атторнея указано, что решение склонить лицо к участию в противозаконной деятельности должно основываться "исключительно на соображениях охраны правопорядка" (§ J (4)). Тем самым в инструкциях сделана попытка предупредить использование данной формы оперативной работы в политико-тактических интересах (например, для дискредитации политических соперников конкретной администрации).
  Несоблюдение указанных предписаний влечет за собой ответственность, например, по Уголовному кодексу штата Нью-Йорк. Здесь в § 40.05 гл.40199 указывается, что в любом преследовании за посягательство утверждающей защитой является то, что обвиняемый осуществил запрещенное поведение в силу того, что его побудил или подстрекал к этому публичный служащий или лицо, действующее совместно с публичным служащим, стремящимся добыть доказательства, направленные против него, с целью уголовного преследования и, если способы получения доказательств были такими, что создавали значительный риск того, что это посягательство было бы совершено лицом, в противном случае не склонным его совершить. Побуждение или подстрекательство к совершению посягательства означает активное побуждение или подстрекательство. Поведение, которым просто предоставляется лицу возможность совершить посягательство, не составляет вовлечения в "ловушку".
 
  Приложение 18
 
  Некоторые методы работы полиции Запада
 
  Скрытое (негласное) наблюдение. В ФРГ законом определен контингент лиц, за которыми в соответствии с Уголовным кодексом (ст.80-109 "г") оно может устанавливаться.
  Полиция США скрытое наблюдение осуществляет прежде всего в отношении лиц, ведущих сомнительный образ жизни и обоснованно подозреваемых в совершении преступлений. Однако есть и другая категория граждан, совершивших преступление, но отпущенных до суда под залог (такая мера пресечения является в Америке традиционной). Использование этого метода полицейские объясняют следующим образом. После совершения преступления отпущенный под залог посещает свои преступные связи, пытается воздействовать на потерпевших и свидетелей, скрыть следы и орудия преступления, похищенное имущество и т.п. В процессе скрытого наблюдения ведется фиксация этих действий, что потом используется в расследовании преступления и в судебном разбирательстве.
  Не считается нарушением закона проведение скрытого наблюдения с использованием, например, приборов ночного видения, телевизионных установок или каких-либо скрытых сигнализаторов, если при этом не производится звукозапись.
  Личный сыск. В 1971 г. в полиции Нью-Йорка появилось новое подразделение для борьбы с уличной преступностью. Сотрудники этого подразделения (их около 150 человек), загримировавшись под обычных прохожих, бродяг или попрошаек, ходят по улицам в наиболее криминогенных районах города. Они имеют радиосвязь как с центральным полицейским пунктом, так и между собой. В их распоряжении малогабаритные контактные радиоприборы, обеспечивающие возможность записи всех переговоров, что имеет важное значение в случае передачи дела в суд. Есть у них и оружие. Однако им запрещено использовать приемы, нарушающие закон. Не должны они совершать и провоцирующие действия (например, изображать пьяных, демонстрировать крупные суммы денег). Когда все готово к операции, в район высылаются разведчики. В случае обнаружения подозрительной группы организуется наблюдение (чаще всего оно ведется сверху, с крыш домов), чтобы проследить маршрут передвижения и место сбора преступной группы.
  Контролируемая поставка позволяет полиции не только найти, обезвредить, задержать правонарушителя, но и проследить весь маршрут движения запрещенного товара (например, наркотика) и в результате выявить отправителей (или организаторов отправки), получателей и распространителей этих товаров.
  В ФРГ считают, что скупка различных предметов (похищенных вещей, оружия, наркотиков и т.п.) нередко является необходимой предпосылкой для завоевания доверия лиц, занимающихся их сбытом, с целью последующего выхода на наиболее опасных преступников. И напротив, отказ от предлагаемой покупки (то ли с целью проверки, то ли в знак доверия) может привести к быстрому разоблачению ведущего тайный розыск сотрудника полиции или осведомителя. Действия служащих полиции и их осведомителей, совершающих такие покупки, в принципе считаются правомерными.
  Полиция США и сотрудники отдела по борьбе с наркоманией Интерпола контролируемую поставку используют в основном для контроля за определенными лицами, представляющими оперативный интерес.
  Кроме перечисленных полиция использует и многие другие мероприятия.
  Под тайными операциями и оперативными "играми" за рубежом подразумевается деятельность полицейских, в течение длительного периода времени выдающих себя за гражданских лиц в целях раскрытия таких преступлений, как торговля наркотиками, содержание притонов для азартных игр, проституция, подпольная торговля запрещенными товарами, а также изобличения граждан, находящихся под подозрением, в преступной деятельности. К этим мероприятиям можно отнести и создание ложных преступных групп.
  В рамках упомянутого понятия различаются два типа тайных операций, требующих легкой или глубокой конспирации, в зависимости от того, насколько глубоко сотрудник полиции внедряется в преступную сеть. Легкая конспирация предполагает обычное несение службы (только без униформы) и чаще всего используется при контактах с осведомителями. Глубокая же конспирация означает полный переход на положение лица, за которое выдает себя сотрудник полиции, на все время выполнения задания. Такая форма конспирации наиболее полно отвечает характеру секретных операций.
  При глубокой конспирации сотрудник полиции выступает в роли разведчика с целью сбора информации о характере деятельности определенных лиц.
  Другое направление связано со сбором информации, необходимой для уголовного преследования. В данном случае речь идет о выявлении преступных кланов либо небольшой группы преступников, не связанных между собой, например уличных торговцев наркотиками. Законспирированный полицейский вступает в сделки, связанные с приобретением наркотиков, оружия, заключением пари в подпольном тотализаторе, а затем оформляет заявление о возбуждении уголовного дела. Производство по таким делам начинается после того, как полицейский переходит на легальное положение.
  Полиция США, ФРГ и других стран использует различные официальные прикрытия ("крыши") в виде создания мнимых фирм, бюро, магазинов и т.п., что способствует получению информации о самых разнообразных преступлениях и преступниках в ходе секретных операций.
  Под секретной операцией в инструкциях Генерального атторнея США понимаются любого рода оперативные мероприятия, связанные с созданием и функционированием фиктивных организаций, деловых предприятий, корпораций, торговых точек, частных учреждений, фирм, снабженных соответствующей "легендой".
  Такого рода подставные организации и фирмы юридически являются собственностью ФБР. Они имеют свой бюджет, осуществляют все деловые операции, необходимые для поддержания "легенды", функционируют под контролем ФБР. Задачи этих организаций - создание видимости заинтересованности в противозаконных сделках, торговых операциях, финансовых махинациях и т.п., установление доверительных отношений с лицами, подозреваемыми в правонарушениях (в сфере "беловоротничковой" или организованной преступности), внедрение в сеть преступных групп "своих людей" и сбор обвинительных доказательств. Кроме того, подставная организация может быть создана с целью выявления коррупции среди должностных лиц государственных органов (наиболее известный пример - операция "АБСКЭМ", в ходе выполнения которой сотрудники ФБР, действовавшие под видом представителей Объединенных Арабских Эмиратов, предлагали взятки членам Конгресса, подозреваемым в коррупции).
  Под "крышей" подставных организаций действуют секретные сотрудники ФБР. Проведение определенной категории секретных операций ФБР регламентировано инструкциями Генерального атторнея, изданными в 1981 г. Данные инструкции касаются секретных операций, направленных против политической коррупции, "беловоротничковой" и организованной преступности.
  В отношении допустимости совершения действий, запрещенных законом, секретным сотрудником (или содействующими частными лицами) в ходе выполнения операций в инструкциях содержатся следующие указания.
  В принципе, секретным сотрудникам (или содействующим частным лицам) запрещено принимать участие "в любых действиях, которые образовывали бы состав преступления по законам штата и федеральным".
  Однако такого рода действия допускаются и могут быть разрешены в случаях, когда необходимо:
  - получить информацию или доказательства, имеющие первостепенное значение для привлечения подозреваемых к уголовной ответственности;
  - поддержать достоверность "легенды" в глазах лиц, деятельность которых расследуется;
  - предупредить опасность для жизни или здоровья людей или избежать этой опасности.
  Гипноз. В университете Ливерпуля специалисты долгое время были заняты поисками возможностей получения наиболее достоверных свидетельский показаний. Свое исследование они начали с тщательного изучения опыта использования гипноза с целью воздействия на свидетелей, проводимого полицией США и Израиля. Английские исследователи пытались ответить на вопросы, способствует ли гипноз обострению памяти человека (свидетеля) и, если способствует, каковы особенности гипнотического воздействия, стимулирующего память.
  Для получения разведывательной информации или оперативного наблюдения за конкретным лицом полиция США иногда прибегает к провокациям. Президент управления уголовной полиции ФРГ Хайприх Боге уверяет, что провокация - это новая, весьма эффективная форма борьбы с преступностью. А начальник полиции земли Баден-Вюртемберг Альфред Штампер полагает, что его сотрудники имеют право абсолютно на все, "вплоть до убийства".
  Полиция Японии применяет так называемое дознание с приманкой. Суть его формулируется как "способ дознания, когда орган дознания или лицо по его поручению, выступая в качестве "приманки", вызывает преступное деяние, ждет его осуществления и производит задержание". Очевидно, что за этим термином вполне может скрываться обыкновенная провокация.
 
  Приложение 19
 
  Об информации, информатизации и защите информации
  Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ
 
  (Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609)
  (Извлечение)
 
  Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения
  В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
  информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
  документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
  информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
  информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
  конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Статья 5. Документирование информации
  1. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.
  2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.
  Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
  4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осущecтвляeтcя на основании лицензии. Порядок выдачи лицензии определяется законодательством Российской Федерации.
  Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа
  1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
  2. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
  3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
  законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
  документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
  4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".
  5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
  Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)
  1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых государственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.
  Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
  2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинении имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.
  Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
  Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанных с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.
  Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов
  1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
  Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
  2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательствa, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.
  Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.
  Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты информации
  1. Собственники документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации.
  2. Владелец документов, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
  Приложение 20
 
  О психиатрической помощи
 и гарантиях прав граждан при ее оказании
 
  Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1
 
  (Ведомости Съезда народных депутатов РФ
  и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст.1913)
  (Извлечение)
 
  Статья 9. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи
  Сведения о наличии у гражданина психиатрического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи.
 
  Приложение 21
 
  Гражданский кодекс Российской Федерации
 
  (Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301)
  (Извлечение)
 
  Статья 139. Служебная и коммерческая тайна
  1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
  2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.
  Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в т.ч. контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
 
  Приложение 22
 
  О перечне сведений,
 которые не могут составлять коммерческую тайну
 
  Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35
 
  (Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1992. № 1-2)
 
  В целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации Правительство РСФСР постановляет:
  1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
  учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
  документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
  сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
  документы о платежеспособности;
  сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных мест;
  документы об уплате налогов и обязательных платежах;
  сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;
  сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  2. Запретить государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:
  о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
  о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;
  о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;
  о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.
  3. Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.
  4. Действие настоящего постановления не распространяется на сведения, относимые в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также на сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну.
 
  Приложение 23
 
  Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера
 
  Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188
 
  В целях дальнейшего совершенствования порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти постановляю:
  Утвердить прилагаемый перечень сведений конфиденциального характера.
 
  Перечень сведений конфиденциального характера
 
  Утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188
 
  (Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст.1127)
 
  1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
  3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
  4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).
  5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
  6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
 
  Приложение 24
 
  Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных)
 для негласного получения информации в процессе
 осуществления оперативно-розыскной деятельности
 
  Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации
  от 1 июля 1996 г. № 770
 
  (Собрание законодательства РФ. 1996. № 28. Ст. 3382)
 
  1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.
  2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.
  3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.
  4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.
  5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.
  6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.
  7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.
  8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
  9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.
  10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.
 
 
  Приложение 25
 
  О прокуратуре Российской Федерации
 
  Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1
  (В ред. Федеральных законов от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ,
  от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ)
 
  (Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст.4472)
  (Извлечение)
 
  Статья 29. Предмет надзора
  Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, a также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
  Статья 30. Полномочия прокурора
  1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
  2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
 
  Приложение 26
 
  0б организации прокурорского надзора
  за расследованием и раскрытием преступлений
 
  Приказ Генерального прокурора Российской Федерации
  от 21 февраля 1995 г. № 10
 
  (Извлечение)
 
  В целях улучшения организации прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия приказываю:
  17. Осуществлять надзор за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких, акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, на законности оперативно-розыскных мероприятий, реализации оперативной информации. Строго следить за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
  ...Активно использовать предоставленное законом право давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации о лицах, совершивших преступления, местонахождении похищенного или подлежащего аресту имущества, других обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых.
  По делам, представляющим особую сложность в расследовании, по которым преступники не установлены в течение месяца со дня возбуждения дела, практиковать обсуждение на оперативных совещаниях с участием работников внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, хода работы по ним в целях выявления допущенных просчетов и нарушений, выработки конкретных согласованных действий по раскрытию преступлений.
  1.11. Регулярно проверять достоверность статистических показателей о состоянии преступности... обеспечить точное отражение в статистических отчетах данных о прокурорском надзоре за расследованием преступлений, оперативно-розыскной деятельностью и на этой основе принимать необходимые управленческие решения.
 
  Приложение 27
 
  О порядке предоставления органами внутренних дел
  материалов для осуществления прокурорского надзора
  за исполнением Федерального закона
  "Об оперативно-розыскной деятельности"
 
  Указание Генерального прокурора Российской Федерации
  от 29 июля 1996 г. № 44/15
  и Министра внутренних дел Российской Федерации
  от 25 июля 1996 г. № 1/12812
 
  (Извлечение)
 
  1. Руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета.
  Учитывать, что сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
  2. Иметь в виду, что надзор за исполнением органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" возлагается на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военных и других специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на заместителей Генерального прокурора России, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями.
  Уполномоченным прокурорам иметь для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом.
  Перечень уполномоченных прокуроров доводить до соответствующих органов внутренних дел.
  Руководителям органов прокуратуры создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в предоставленных прокурору оперативно-служебных документах.
 
  Приложение 28
 
  Об организации надзора за исполнением
  Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
 
  Приказ Генерального прокурора Российской Федерации
  от 9 августа 1996 г. № 48
 
  (Извлечение)
 
  1. Возложить надзор за исполнением органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на заместителей Генерального прокурора России, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.
  Уполномоченным прокурорам иметь для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом.
  2. При осуществлении или организации надзора исходить из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
  3. Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществлять
  а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц, совершивших преступления, без вести пропавших,
  б) по информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, на указания прокурора,
  в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.
  Постановление органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел затребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях органами ФСБ России законодательства Российской Федерации.
  4. Уполномоченным прокурорам требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета. В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этом случае при наличии оснований принимать меры для привлечения к ответственности виновных должностных лиц в установленном законом порядке.
  5. При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям уполномоченным прокурорам использовать определенные законом методы прокурорского надзора:
  а) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий,
  б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требовать их прекращения,
  в) отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п.6 ст.108 УПК РСФСР на основании оперативно-розыскных материалов,
  г) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей,
  д) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий,
  е) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
  ж) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок. При обнаружении признаков преступления проверку проводить в соответствии с требованиями ст.109 Уголовно-процессуального кодекса.
  6. Руководителям органов прокуратуры создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в предоставляемых прокурору оперативно-служебных документах.
  При осуществлении надзора иметь в виду, что сведения о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
  7. Уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание
  а) на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной деятельности,
  б) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде,
  в) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в т.ч. на проведение которых разрешение дано судом,
  г) на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.
  8. Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
  9. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокурорам информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах надзора за законностью в оперативно-розыскной деятельности...
  10. Управлениям и отделам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам обеспечить контроль за организацией надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь, регулярно проверять постановку делопроизводства, учета и сохранности документов оперативно-розыскной деятельности в подразделениях органов прокуратуры.
 
  Приложение 29
 
  Инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности
 
  (Извлечение)
 
  2. Делопроизводство ведется работниками, на которых приказом соответствующего прокурора возложен надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

<< Пред.           стр. 10 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу