<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Теория права имеет для теории ОРД важнейшее методологическое значение. Учение о сущности и функциях государства и регулирующей роли права, такие понятия, как юридический факт, правоотношения, правопорядок, законность и др., лежат в основе теории оперативно-розыскной деятельности.
  История государства и права (и это уже отмечалось) имеет методологическое значение для исследования основных этапов становления, развития ОРД и использования исторических закономерностей.
  Научные положения уголовного права о видах и формах преступлений, основаниях уголовной ответственности, составе преступления, стадиях его развития, видах и условиях применения наказания являются базовыми (вследствие единого объекта познания - преступления) для выявления закономерностей: возникновения и обнаружения оперативно-розыскной информации на различных стадиях развития посягательства; формирования организованных преступных группировок и др.
  Закономерности применения норм уголовно-процессуального права (поводы и основания возбуждения уголовного дела, учение о доказательствах и др.) являются весьма важными для теории ОРД. Среди них особое значение имеют закономерности поиска источников оперативной информации, определения предмета документирования, выбора приемов и средств сбора фактических данных и возможностей их легализации.
  Основы криминологии позволяют теории ОРД использовать научные положения о причинах и состоянии преступности, личности преступника для закономерных выводов об оптимальности расстановки оперативно-розыскных сил и средств, их маневре с учетом криминологического прогноза, соответствующих профилактических мерах по устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и воздействию на лиц с асоциальной направленностью.
  Общеизвестна органическая связь криминалистики и теории ОРД. Неоспорим тот факт, что ОРД зародилось в недрах криминалистики. Их взаимообогащение, взаимопроникновение и, в то же время, отличие обнаруживаются при сравнении предметов этих наук. Даже значительное совпадение их задач не исключает существенных различий в средствах и методах их достижения.
  Важнейшее значение как для теории ОРД, так и для практического применения ее сил, средств и методов имеют следующие научные положения криминалистики: учения об идентификации, уголовной регистрации, розыскных приемах. Они могут выступать методологической основой для формирования целого ряда частных оперативно-розыскных теорий (например, об организации и использовании оперативных учетов, организации личного сыска, розыскной работы и др.).
  Теория оперативно-розыскной деятельности, представляя собой разновидность процесса познания объективной действительности, диалектического отражения предметов и явлений материального мира в сознании людей и других закономерностей, складывающихся в сфере борьбы с преступностью, по своей познавательной сущности не отличается от других наук. Именно поэтому теория оперативно-розыскной деятельности, как и другие отрасли знания, базируется на применении совокупности методов научного исследования, включая современные - ситуационного подхода, системно-структурного анализа, конфликтного взаимодействия и игр, информации и др. Но если вопрос о главенстве всеобщего диалектического метода, являющегося базой для формирования общенаучных и специальных методов познания, общепризнан, то в вопросе о собственных методах теории ОРД у специалистов нет единого подхода.
  Собственно методы теории оперативно-розыскной деятельности выделяют Д.В.Гребельский, В.А.Лукашов, В.Г.Бобров, В.Г.Самойлов, С.С.Овчинский, А.Г.Маркушин и др., относя к ним опрос, наблюдение, обследование зданий, сооружений и других объектов, их исследование, оперативный эксперимент, а также методы информационно-аналитического характера (анализа и оценки оперативной обстановки, получения и обработки сведений личностного характера, обработки оперативно-технической информации), метод системного изучения и внедрения передового опыта, сравнительно-правовой и формально-логический методы толкования правовых норм ОРД.
  Первую группу методов, на наш взгляд, следует отнести к прикладным методам оперативно-розыскной деятельности (основанным на общенаучных методах познания), с помощью которых поставляется эмпирический материал для теоретических исследований. В отношении второй группы следует присоединиться к мнению А.И.Алексеева и Г.К.Синилова о том, что ни в какой науке нет каких-то абсолютно своих методов, а в исследовании проблем оперативно-розыскной деятельности общенаучные методы и специальные методы других наук модифицируются в зависимости от объекта исследования, принимая специфические черты, обусловленные своеобразием предмета теории ОРД. Однако они, "применительно к оперативно-розыскной специфике, пока не настолько глубоко разработаны, чтобы их можно было рассматривать в качестве частных методов теории ОРД". Тем не менее, научно обосновано, что отсутствие собственных методов (к конкретному моменту исследования) не отрицает существования науки в целом.
  Перечисленные положения позволяют сделать вывод о том, что стратегической целью теории ОРД является обеспечение практических мер борьбы с преступностью научно обоснованными рекомендациями по использованию специфических непроцессуальных (прежде всего негласных) средств и методов.
  Вследствие этого основными задачами теории ОРД становятся:
  - изучение истории становления и развития ОРД;
  - изучение закономерностей и общественных отношений, составляющих предмет теории ОРД; разработка понятий, категорий и принципов ОРД, определение ее места в системе научных знаний;
  - исследование методологических проблем теории ОРД, системы методов других наук, используемых в теории ОРД для разработки собственных современных методов;
  - исследование правовых основ ОРД и разработка мер обеспечения законности ее осуществления;
  - исследование теории информационного обеспечения ОРД и разработка стратегии информационно-аналитической работы в оперативных аппаратах ОВД;
  - исследование организационно-структурных и управленческих проблем с целью совершенствования комплекса организации и управления силами и средствами ОРД;
  - исследование теории и практики оперативной работы правоохранительных органов зарубежных стран, творческое использование передовых организационно-тактических форм и приемов борьбы с преступностью.
  Эти задачи возникают из накопленных знаний и опыта в науке и практике и обусловливают необходимость выявления новых проблем теории ОРД, стимулирующих ее развитие.
  Уже сегодня требуют научной разработки проблемы, связанные со стратегической и тактической разведкой80, и другие организационно-тактические аспекты ОРД.
  В связи с этим невозможно игнорировать значение теории ОРД для практики ее реализации.
  В системе научных знаний, обеспечивающих профессиональную деятельность сотрудников оперативных подразделений, оперативно-розыскная теория занимает особое место. Она отражает зафиксированные в научных и профессиональных категориях теоретические, правовые, организационные, тактические и технические стороны оперативно-розыскной функции органов внутренних дел. Творчески приспосабливая современные достижения смежных правовых наук и исследуя положительный опыт оперативно-розыскных подразделений, оперативно-розыскная теория своими научными выводами и рекомендациями непосредственно обслуживает разведывательную работу органов внутренних дел в области борьбы с преступностью.
  Основополагающее значение теории проявляется в двух аспектах. С одной стороны, практика оперативных аппаратов выступает в качестве базы для теории, служит источником формирования научных знаний, с другой - теория оперативно-розыскной деятельности оказывает непосредственное влияние на практику.
  Как отрасль знания теория ОРД, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений, реальных отношений, выдвинутых положений и сводящая открытые в этой области закономерности к единому объединяющему началу, имеет в конечном итоге сугубо практическую направленность, поскольку она как раз и обосновывает роль практики в познании и преобразовании действительности, тогда как практика в свою очередь оказывается предпосылкой, основой, критерием истины, средством и целью познания.81
  Таким образом, практика борьбы с преступностью является объектом исследования для теории оперативно-розыскной деятельности. Познание практики происходит на эмпирическом и теоретическом уровнях. В современных условиях процесс такого познания характеризуется тем, что накопление знаний на эмпирическом уровне переходит в формирование системы знаний на теоретическом уровне. Исследователи не ограничиваются описанием фактов, а на основе их пристального изучения, сопоставления, абстрагируясь от частностей, проникают в глубь явлений и процессов, выявляют объективные связи, отношения и закономерности.
  Такой уровень развития знаний в области теории оперативно-розыскной деятельности позволяет ей оказывать обратное воздействие на практику, причем не путем представления отдельных объективных умозаключений ученых, а посредством внедрения в практику научно обоснованных и всесторонне проверенных на практике рекомендаций по совершенствованию деятельности оперативных аппаратов.
  Поскольку каждый работник органов внутренних дел, выполняющий функции по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, в той или иной мере использует элементы разведывательной работы, состоящей в негласном выявлении и исследовании криминогенных объектов, то оперативно-розыскная теория представляет собой фундаментальное научное знание, необходимое специалисту-профессионалу, получающему юридическое образование.
  Наиболее существенное воздействие на практику борьбы с преступностью теория оперативно-розыскной деятельности оказывает прежде всего путем трансформации научных положений и выводов в правовые нормы, обязательные для исполнения всеми гражданами и органами внутренних дел (начиная с Конституции РФ, Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и завершая ведомственными нормативными актами МВД России).
  Одним из основных направлений внедрения достижений теории в практику оперативных аппаратов является издание соответствующей литературы (учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и др.).
  Важным направлением внедрения достижений теории в практику оперативно-розыскной деятельности является обучение слушателей, курсантов, практических работников в образовательных учреждениях МВД России и других, в т.ч. гражданских, юридических вузах, что не только содействует более активному (в соответствии с требованиями закона) применению оперативно-розыскных сил, средств и методов сотрудниками оперативно-розыскных аппаратов, но и способствует в целом более высокому уровню организационно-правового обеспечения, соблюдению законности. Это соответствует современной тенденции раскрытия сущности оперативно-розыскной деятельности в публичном праве.
 
  ( 2. Оперативно-розыскная деятельность
 как государственно-правовая функция, ее задачи и принципы
 
  Основой познания природных и социальных явлений (в т.ч. негативных, каким является преступность), критерием истинности такого познания является практика. Она представляет собой общественную, материальную и иную целесообразную деятельность людей, направленную на достижение полезных им целей по преобразованию природы и общества.
  Одним из таких видов общественной деятельности является защита жизни, здоровья, собственности и других конституционных прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства. Указанная деятельность в соответствии с Конституцией РФ возложена на государственные правоохранительные органы, которые имеют самостоятельные задачи и наделены соответствующими полномочиями.
  Так, на органы внутренних дел на основе действующих законодательных и подзаконных актов возложено выполнение административно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и уголовно-исполнительной функций.
  Исследование сложной системы правоохранительных функций органов внутренних дел обнаруживает, что оперативно-розыскная функция имеет возможность защищать общество от противоправных посягательств, выявление, предотвращение и раскрытие которых классическими методами расследования недостаточно эффективно. И криминалистика, и уголовный процесс, и административная деятельность, в силу своей правовой природы, лишены возможности применять негласные методы. В то же время криминально активные лица принимают меры по нейтрализации действий правоохранительных органов путем:
  - использования фактора внезапности;
  - выбора или отработки изощренных способов подготовки, совершения преступлений и маскировки их следов;
  - проведения контрразведывательных мер, не позволяющих проникнуть во внутренние структуры криминального мира, к его организаторам и вдохновителям, препятствующих получению объективного представления о процессах, протекающих в преступной среде82.
  Таким образом, автономное положение оперативно-розыскной деятельности позволяет сделать вывод, что она представляет собой самостоятельный социальный институт, обладающий определенным набором характерных признаков. Анализ этих признаков дает возможность уяснить сущность и особенности оперативно-розыскной деятельности.
  1. К первой отличительной черте ОРД следует отнести ее правовой статус. Это означает, что она обеспечена широким кругом правовых источников, содержащих сложную совокупность норм права, согласованных между собой, а именно: законы (Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", УПК РСФСР и др.), подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью), ведомственные нормативные акты МВД России (приказы, наставления, инструкции).
  В правовых актах государства закреплена основная цель оперативно-розыскной деятельности, ее задачи, основные направления и операциональный "инструментарий". ОРД ведется от имени государства и в его интересах. Таким образом, она признана государством как государственно-правовая форма борьбы с преступностью.
  2. Вторым признаком, отличающим ОРД от других государственно-правовых функций правоохранительной деятельности, является ярко выраженный разведывательно-поисковый характер мер, направленных на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.
  Эти меры реализуются в познавательном, деятельном и организационном аспектах ОРД, их особенность проявляется в организованном особым образом применении некоторых специфических приемов оперативно-розыскной работы и научно-технических средств, в противопоставлении тайным действиям преступников оперативно-розыскных мероприятий, носящих разведывательно-поисковый, преимущественно негласный (конспиративный), характер.
  Первый элемент характеристики - "разведывательный" - указывает на направленность деятельности подразделений и сотрудников, ее осуществляющих, которая заключается в обследовании объектов с целью получения сведений о них.
  Второй элемент - "поисковый" - свидетельствует не только об активном, но и об инициативном характере такой работы, направленной на изыскание информации (сведений, данных) об объектах оперативного интереса и ее использование в целях обнаружения юридических фактов противоправного характера, своевременного предупреждения правонарушений.
  Главной же особенностью такой деятельности является негласность осуществления системы специальных мер. Такой конспиративный подход к достижению целей ОРД сложился исторически, на основе значительного опыта противодействия преступности, объективно свидетельствующего, что эффективно бороться с этим социальным явлением лишь одними гласными правовыми мерами невозможно. Современное состояние преступности, ее характеристики и тенденции не только подтверждают актуальность этой формы деятельности на сегодня, но и требуют ее дальнейшего совершенствования.
  В то же время, осуществление определенной части ОРД (например, реализация отдельных тактических приемов ряда ОРМ за счет административно-правовых полномочий, принятие мер профилактического характера, легализация фактических данных при возбуждении дел и др.) не только предполагает гласные действия, но и возможно только при разумном сочетании гласных и негласных форм.
  Система разведывательно-поисковых мер, а также их характер предопределяют:
  1) особую организацию субъектов, осуществляющих ОРД:
  - специально созданных и уполномоченных государством на проведение ОРД подразделений, укомплектованных специалистами, отвечающими целому ряду профессиональных требований;
  - лиц, оказывающих подразделениям, осуществляющим ОРД, помощь на конфиденциальной основе (также имеющих свой правовой статус);
  2) комплекс способов собирания оперативно-розыскной информации (совокупность приемов, действий и операций по познанию объекта воздействия);
  3) совокупность технических, иных средств, а также приемов их использования в решении задач ОРД.
  Указанные характеристики (особенности) послужили критериями построения основной научной классификации теории ОРД ОВД, которая относит к упомянутому "инструментарию" комплекс оперативно-розыскных мероприятий (силы, средства, методы) и организационно-тактические формы ОРД.
  3. Третьей отличительной характеристикой ОРД выступает ее социальная направленность, определяющая основную цель этой специфической формы деятельности органов внутренних дел как борьбу с преступностью путем эффективной защиты жизни, здоровья, прав, свобод человека и гражданина, собственности общества и государства от преступных посягательств.
  Поставив перед ОРД социально полезную цель, законодатель особо выделил среди прочих объектов защиты интересы "человека и гражданина". В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство, таким образом, определяет ОРД в необходимых и допустимых случаях в качестве средства для охранения прав, свобод и других интересов человека и гражданина. С помощью оперативно-розыскных мер государство охраняет и собственность (в том числе и равным образом ее частную, государственную, муниципальную и иные формы).
  Однако, несмотря на категоричное предписание ч.2 ст.5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" о том, что ОРД не допускается для достижения целей, не предусмотренных в законе, ОРД, так или иначе, выходит из обозначенных рамок, что не противоречит ее социально полезной направленности. В соответствии со ст.10 и 11 Закона РСФСР "О милиции" ее структуры вправе осуществлять оперативно-розыскные меры для выполнения возложенных на них обязанностей. Поскольку круг таких проблем включает сферу уголовно-процессуального и административного законодательства, а в соответствии со ст.2 Закона РФ "Об органах, исполняющих наказание" и аспекты уголовно-исполнительного права, можно сделать вывод, что ОРД фактически обеспечивает защиту общества от противоправных деяний, в числе которых и преступления, и административные правонарушения, и нарушения режима содержания в местах исполнения уголовного наказания.
  Основными же направлениями достижения обозначенной цели - задачами ОРД законодатель определил:
  - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.
  Названные задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому они являются вполне самостоятельными. Необходимо учитывать то обстоятельство, что способы решения каждой из задач могут быть самые различные:
  1. Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явным не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.
  Раскрытие преступлений с помощью оперативно-розыскных сил и средств позволяет своевременно:
  - выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;
  - устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.
  Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку профессионально проведенные ОРМ завершаются, как правило, возбуждением уголовного дела. Нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, его совершивших.
  В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией уголовно-процессуальную деятельность, т.е. оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получают фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, и передают их следователю для дальнейшего использования в ходе расследования.
  В процессе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие получение практически всех видов доказательств.
  2. Задача предотвращения преступлений (включая задачу их пресечения) состоит в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению.
  Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения. Само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления.
  3. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, в качестве задачи ОРД представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении.
  Розыск, в отличие от задачи установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по уголовному делу, осуществляется в отношении лица, установленного предварительным следствием (дознанием) в порядке ст.2, 3, 143 и 144 УПК РСФСР, но скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, с целью определения его места нахождения. Другим объектом розыска могут быть также известные лица, уклоняющиеся от отбывания назначенного уголовного наказания.
  Перечисленные характеристики и особенности позволяют сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел есть государственно-правовая функция, основанная на законах и подзаконных правовых актах, осуществляемая специально на то уполномоченными подразделениями и должностными лицами ОВД в виде системы разведывательно-поисковых, преимущественно негласных, мер в целях решения задач борьбы с преступностью.
  Оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, как и любой другой деятельности государственных органов, присущи определенные принципы (основополагающие начала), отражающие убеждения и взгляды общества на сущность, цели и задачи этой государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Эти принципы являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, которая ведется с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов; будучи закрепленными в нормах закона, постановлениях правительства, ведомственных актах, они должны соблюдаться руководящими и другими работниками оперативных аппаратов в своей деятельности.
  Действующим Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", распространяющим свою юрисдикцию не только на органы внутренних дел, установлен ряд принципов, присущих и другим субъектам ОРД. Наряду с этими принципами теорией и практикой ОРД органов внутренних дел выработаны и вытекают из норм Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и ряда ведомственных нормативных актов "собственные" (при сохранении общих) принципы, отражающие ее специфику.
  Общими (присущими всей системе правоохранительных органов) являются следующие принципы: соблюдение законности, уважение прав и свобод человека и гражданина, сочетание централизованного руководства с развитием творческой инициативы местных органов, плановость, научность, гуманизм, равенство прав человека и гражданина перед законом.
  К специальным принципам (определяемым закономерностями оперативно-розыскной работы) относятся: оптимальное сочетание гласных и негласных методов и средств, соблюдение конспирации, высокая оперативная готовность подразделений, осуществляющих ОРД, и наступательность ОРМ.
  Обратимся к содержанию лишь некоторых из этих руководящих идей.
  Принцип законности означает прежде всего безусловное и точное исполнение законов и других нормативных актов (в т.ч. ведомственных актов МВД России), регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов внутренних дел, ее осуществляющими.
  Этот принцип, являясь действительно основополагающим, получил закрепление не только в ст.3 Закона об ОРД ("Принципы оперативно-розыскной деятельности"), но и в целом ряде других. Например, ст.5 запрещает осуществлять оперативно-розыскную деятельность для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом; ст.6 устанавливает возможность изменения и дополнения перечисленных в ней оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст.7 и 8 (соответственно) определяют основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, а ст.20-21 устанавливают формы контроля и надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.
  Положения принципа законности реализуются в соблюдении принципа уважения прав и свобод человека и гражданина.
  Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина проявляется в целях оперативно-розыскной деятельности. ОРД, защищая личность от преступных посягательств, должна обеспечить условия для полной реализации прав и свобод. Таким образом, признается их приоритетность по отношению к другим социальным ценностям. Принцип одинаково распространяется на законопослушных граждан и лиц, замышляющих, подготавливающих и совершивших преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД.
  Защита личности при проведении ОРД может осуществляться предусмотренными Законом об ОРД путями:
  - запрещение либо ограничение проведения оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища (см. ч.2, 7 ст.8);
  - соблюдение положений о постановке гражданина в известность о характере сведений о нем, если таковые имеются в распоряжении органов, осуществляющих ОРД, и это не противоречит требованиям конспирации и исключает возможность разглашения государственной тайны (см. ст.5);
  - запрещение сообщения кому бы то ни было сведений о личной жизни гражданина, касающихся его чести, способных повредить его законным интересам, без его согласия (за исключением случаев, когда это необходимо для предотвращения преступления, а также производства по уголовным делам (см. ч.2 ст.7)). Это требование усиливается в отношении граждан, оказывающих содействие ОВД, в т.ч. на конфиденциальной основе - нарушение их прав путем придания гласности таким сведениям допускается только с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных законодательством (см. ч.2 ст.12);
  - обжалование незаконных (с точки зрения личности) оперативно-розыскных действий, нарушающих ее права, противоречащих ее законным интересам;
  - осуществление ведомственного, прокурорского и судебного надзоров за ОРД, которые позволяют выявлять и устранять допущенные нарушения.
  Принцип сочетания централизованного руководства с развитием творческой инициативы на местах предусматривает развитие демократических начал в деятельности органов внутренних дел в целом и при осуществлении оперативных функций. Этот принцип позволяет в условиях "вертикального" подчинения установить единую ведомственную политику на основе единоначалия при возможности коллективного обсуждения наиболее крупных актуальных проблем деятельности органов внутренних дел и их оперативных аппаратов.
  Принцип плановости находит свое отражение в организации деятельности ОВД и их оперативных подразделений. Перспективное, текущее планирование ГОРОВД, его отдельных служб, а также личные планы должностных лиц позволяют упорядочить осуществление ОРД не только во времени и в пространстве, но и по кругу исполнителей.
  Принцип научности предполагает, что оперативно-розыскные меры разрабатываются с учетом последних достижений науки, проводятся в жизнь с применением современных научно-технических средств и приемов, в т.ч. компьютерной техники, при всемерном использовании обобщенного и теоретически осмысленного положительного опыта работы. Научный подход - это глубокий анализ инфраструктуры преступности и тех социально-экономических факторов, которые на нее влияют, а также эффективности применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.
  Принцип научности должен соблюдаться и в нормотворческой деятельности, при обобщении передового опыта в специальных изданиях МВД России - научно-практических пособиях, методических рекомендациях, экспресс-бюллетенях и других формах информирования практических оперативных подразделений.
  Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность оперативно-розыскной деятельности и означает, что:
  - отдельные оперативно-розыскные мероприятия (прежде всего заимствованные из криминалистики: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов и др.) могут осуществляться как гласно, так и негласно;
  - оперативно-розыскная деятельность связана с другими видами правоохранительной деятельности (административной, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной), которые используются для легализации полученной оперативно-розыскной информации и конспирации ее конфиденциальных источников.
  Принцип соблюдения конспирации означает необходимость и легитимность использования в процедурах осуществления ОРД правил и приемов, обеспечивающих сохранность секретности сведений о способах и источниках получения оперативной информации, принадлежности отдельных структур и сотрудников к оперативным подразделениям.
  Такие меры необходимы в интересах успешной борьбы с преступниками, значительная часть которых активно противодействует органам внутренних дел, используя криминальные формы.
  Соблюдение конспирации в деятельности оперативных аппаратов обусловлено рядом обстоятельств.
  1. Оперативно-розыскная работа для того и существует, чтобы тайно, инициативно выявлять, предотвращать и раскрывать преступные действия, которые готовятся и совершаются скрыто, в так называемых условиях неочевидности.
  Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия.
  2. Принцип конспирации проявляется в отнесении значительного объема сведений оперативно-розыскного характера к государственной тайне.
  В соответствии с Законом об ОРД и Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. к сведениям, составляющим государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности, относятся данные:
  - о силах, средствах, источниках, методах и планах, используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий;
  - результатах оперативно-розыскной деятельности;
  - организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  - лицах, внедренных в организованные преступные группы; штатных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  - лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  - финансировании оперативно-розыскной деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  - методах и средствах защиты секретной информации.
  Разглашение данных сведений, как показывает опыт российских и зарубежных правоохранительных органов, приводит к негативным последствиям, препятствует выполнению задач ОРД, подрывает механизм государственного контроля за криминальными явлениями в обществе, активизирует организованную преступность и коррупцию.
  3. Сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны исключить разглашение оперативных сведений во избежание преждевременной (читай - незаконной) компрометации лиц, в отношении которых они поступили, т.к. условия получения оперативной информации зачастую не могут гарантировать ее полноту и достоверность, что не позволяет считать ее достаточным основанием для признания лица (вне установленной уголовно-правовой процедуры) причастным к совершению преступления и требует дополнительной и тщательной проверки.
  4. Конспирация является в ряде случаев обязательным условием оказания гражданами помощи ОВД в борьбе с преступностью, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, прав на защиту интересов собственных, общественных, государственных, в т.ч. специальных, прав на конфиденциальное содействие (см. ст.17-18 Закона об ОРД). (См. Приложения 7, 8.)
  5. Условия конспирации обеспечиваются и строгим ограничением круга лиц, допущенных к оперативно-розыскным материалам указанного характера (см. п.4), и процедурами заключения контрактов, и использованием оперативных средств и др.
  6. Организация и тактика ОРД регламентированы ведомственными нормативными актами ограниченного доступа, с которыми могут ознакомиться должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В этих нормативных актах принцип конспирации получил наиболее детальную конкретизацию.
  Информационное поле ОРД формируется из трех видов сведений:
  - открытого характера - не имеют ограничений по кругу пользователей, проявляющих интерес к праву. Они формируются государственными органами и обнародуются через популяризацию правовых основ ОРД (Конституции, законов, указов Президента, нормативных актов, комментариев и др.) в средствах массовой информации и иных социально значимых нормах;
  - дозированного характера - предназначены для определенного круга лиц, имеющих допуск к специальным источникам, содержащим сведения "для служебного пользования";
  - закрытого (секретного) характера - ограничивают круг пользователей лицами, допущенными к государственной тайне.
  Необходимость защиты и охраны двух последних уровней информации в силу ее важности для решения задач ОРД возведена в ранг основополагающего начала (принципа) этого вида правоохранительной деятельности.
  Принцип наступательности ОРМ и высокой оперативной готовности подразделений и сотрудников, осуществляющих ОРД, означает определение действий криминально активных лиц, своевременное принятие мер по устранению условий, способствующих совершению преступлений, пресечению и раскрытию совершаемых и совершенных преступлений. Постоянная оперативная готовность подразделений и должностных лиц, осуществляющих ОРД, к выполнению своих задач складывается из следующих факторов:
  - высокое профессиональное мастерство сотрудников и создание благоприятного психологического климата в оперативных подразделениях;
  - наличие специальной (криминалистической и оперативной) техники, обеспечивающей выявление, фиксацию фактов преступлений и их следов (материальных и идеальных), могущих быть доказательствами;
  - достаточный уровень организации ОРД, включающий: заблаговременную подготовку каналов прохождения оперативной информации о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях от граждан в ОВД, а также информационных массивов, содержащих сведения криминального характера (о событиях, лицах и предметах); качественный подбор и расстановку штатных сотрудников оперативных подразделений и конфидентов83 по объектам и линиям оперативного обслуживания; своевременную разработку и введение в действие типовых планов развертывания сил ОВД при необходимости "оперативного реагирования"; комплексное использование сил, средств и методов ОРД.
  Некоторые специалисты в области ОРД относят к ее принципам внепартийность, подконтрольность84, всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств дел оперативного учета, привлечения конфидентов85 и др.
 
  ( 3. Правовые, морально-этические и психологические
 основы оперативно-розыскной деятельности
 
  Правовая основа оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность нормативных актов, регулирующих группы общественных отношений между государством и лицом в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества затруднена или невозможна.
  Такое регулирование носит функционально-служебный характер и осуществляется:
  - федеральными законами РФ;
  - нормативно-правовыми актами РФ;
  - ведомственными и межведомственными подзаконными актами.
  К первой группе нормативных актов относится Конституция РФ как базовый источник регулирования ОРД в России. Так, в ст.2 Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, подлежащие защите; в ст.23 - неотъемлемые права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а в ст.25 - право на неприкосновенность жилища. Ограничение указанных прав допускается только в случаях, установленных федеральным законодательством в той мере, в какой это необходимо в целях защиты от преступных посягательств в отношении жизни, здоровья, прав и интересов других лиц, а также интересов общества и государства. Конституция же гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46).
  "Ядром" правовой основы оперативно-розыскной деятельности являются правовые нормы Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Будучи законодательным актом, закон регулирует отношения в области оперативно-розыскной деятельности, определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскных действий (мероприятий).
  К другим правовым актам этой группы относятся федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с оперативно-розыскной деятельностью. К ним относятся:
  - Уголовный кодекс РФ (вступил в силу 1 января 1997 г.);
  - Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (в ред. от 21 декабря 1996 г.);
  - Уголовно-исполнительный кодекс РФ (от 8 января 1997 г.);
  - Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (от 11 марта 1992 г.);
  - Закон РФ "О государственной тайне" (от 21 июля 1993 г.);
  - Закон РСФСР "О милиции" (от 18 апреля 1991 г., в ред. от 31 марта 1999 г.);
  - Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (от 21 июля 1993 г.);
  - Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (от 20 февраля 1995 г.);
  - Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (от 20 апреля 1995 г.);
  - Федеральный закон "О прокуратуре РФ" (от 17 января 1992 г.);
  - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (от 15 июля 1995 г.);
  - Федеральный закон "О связи" (от 16 февраля 1995 г.);
  - Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" (от 25 июля 1998 г.);
  - Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (от 8 января 1998 г.).
  Ко второй группе относятся акты Президента РФ, парламента (как представительного и законодательного органа РФ), Правительства РФ.
  В настоящее время действуют следующие Указы Президента РФ, связанные с ОРД органов внутренних дел:
  - Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств (от 3 апреля 1995 г. № 334);
  - Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (от 30 ноября 1995 г. № 1203);
  - О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (от 9 января 1996 г. № 21);
  - О мерах по усилению борьбы с терроризмом (от 7 марта 1996 г. № 338);
  - О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (от 18 апреля 1996 г. № 567);
  - Положение о Министерстве внутренних дел РФ (от 22 апреля 1996 г. № 586);
  - Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера (от 6 марта 1997 г. № 188).
  Правительством РФ приняты следующие постановления, регламентирующие отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел:
  - Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью (от 17 ноября 1994 г. № 1272);
  - Об утверждении перечня предметов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения (от 6 марта 1996 г. № 260);
  - О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите (от 17 июля 1996 г. № 831);
  - Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола (от 14 октября 1996 г. № 1190);
  - Об утверждении Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел; и др.
  К третьей группе относятся нормативные акты ведомств, осуществляющих ОРД либо ее контролирующих (в т.ч. совместные). Нормативные акты МВД России содержат детализацию вопросов, раскрывающих сущность сил, средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности, а также организацию и тактику их использования оперативными подразделениями системы МВД России в борьбе с преступностью. Значительная часть этих нормативных актов, как правило, носит закрытый (служебный или секретный) характер.
  Совместные ведомственные нормативные акты регулируют отношения нескольких ведомств по поводу осуществления ОРД. К ним можно отнести:
  - Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп (см. приложение к Приказам Генерального прокурора от 17 мая 1995 г. № 32, Министра внутренних дел от 12 мая 1995 г. № 199, директора ФСБ от 18 мая 1995 г. № 73, директора ФСНП от 22 мая 1995 г. № 278);
  - Межведомственную инструкцию об основах организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий (объявлена совместным Приказом ФСБ, МВД, СВР, ФСО, СБ, ФПС, ФСНП и ГТК РФ от 19 июня 1996 г.);
  - Указание Генерального прокурора РФ от 20 июля 1996 г. № 44/15 и Министра внутренних дел РФ от 25 июля 1992 г. № 1/12812 "О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"; и др.
  К этой же группе относятся нормативные акты (приказы) Генеральной прокуратуры РФ, хотя и не входящие в число правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, но связанные с надзором за ее осуществлением:
  - Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений (от 29 июня 1994 г. № 31);
  - Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (от 9 августа 1996 г. № 48); и др.
  Особую группу правовых норм, регулирующих отношения в сфере ОРД, составляют некоторые договоры и соглашения международно-правового характера. К ним следует отнести:
  - Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.);
  - Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 г.);
  - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (от 10 декабря 1984 г.);
  - Венскую конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств (от 1988 г.);
  - Декларацию ООН о защите всех лиц от насильственного исчезновения (от 18 декабря 1992 г.).
  Разновидностью норм этой группы являются соглашения, заключенные МВД России с аналогичными министерствами государств - членов СНГ (см. Приложение 4).
  Кроме того, МВД России заключило двухсторонние соглашения с правоохранительными органами отдельных зарубежных стран, содержащие положения, касающиеся ОРД (см. Приложение 5), а также двухсторонние договоры о правовой помощи (в т.ч. по уголовным делам):
  - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с преступностью (от 21 июля 1995 г.);
  - Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам (от 6 февраля 1996 г.).
  Анализ правовых норм, регулирующих институты оперативно-розыскной деятельности, позволяет сделать вывод, что они определяют организационные, процессуальные (оперативно-процессуальные) и содержательные - оперативно-тактические (материальные) отношения в этой сфере деятельности ее субъектов.
  Морально-этические основы приобретают особую актуальность в современных условиях осуществления ОРД.
  Являясь непременным условием профессиональной деятельности подразделений и должностных лиц, реализующих эту государственно-правовую функцию, мораль и этика указывают на сложность и разноплановость (многоаспектность) оперативной работы.
  Мораль по отношению ко всем видам человеческой деятельности занимает особое место. Преступное посягательство на права и свободы личности, общества и государства с позиции морали всегда рассматривалось как социальное зло.
  Тяжкие, неочевидные преступления подготавливаются и совершаются, как правило, с применением оружия или новейших научно-технических средств и технологий, с маскировкой или уничтожением следов содеянного и другими ухищрениями. Поэтому государство, защищая конституционные интересы своих граждан, наделяет правоохранительные органы правом использования специальных (оперативно-розыскных) сил, средств и методов для своевременного выявления, предупреждения и раскрытия таких преступлений. В этом прежде всего и проявляется глубоко нравственный и гуманный характер оперативно-розыскной деятельности.
  Нравственное значение цели, средств и практического результата определяет нравственную ценность оперативно-розыскной деятельности. Причем морально-этическим критерием здесь выступает не пресловутая целесообразность, когда "цель оправдывает средства", а интересы государства, выражающие самые разнообразные отношения между людьми. Стратегический аспект этих отношений охватывает моральные ценности (идеалы) и имеют моральную ориентированность. Вот почему в центре внимания находятся проблемы не только обоснования благородства целей, но и оправданности, допустимости средств их достижения.
  Морально-правовая оценка различными представителями общества применяемых в оперативно-розыскной деятельности средств никогда не была единодушной, однозначной. Напротив, она была нередко полярной, в зависимости от того, какое положение относительно преступления занимает тот или иной индивид: одна позиция у потерпевшего, другая - у преступника.
  Моральные, нравственно-этические аспекты борьбы с преступностью всегда вызывали и вызывают серьезные дискуссии. Инструментарий, который государство использует для защиты своих интересов, прав и свобод человека и гражданина, обычно соответствует нравственным ценностям общества. При этом использование одного и того же инструмента может быть оценено как полезное или вредное. В этом смысле негласное наблюдение, перлюстрация корреспонденции, оперативный эксперимент и подобные ОРМ находятся в определенном противоречии с нормами морали. Но в борьбе с преступностью общество вынуждено использует адекватные средства. В связи с этим задачей законодателя является разработка правового механизма их применения, методов контроля и надзора.
  Известны слова знаменитого русского сыщика А.Ф.Кошко: "Конечно, с этической стороны некоторые из применявшихся мною способов покажутся качества сомнительного; но в оправдание общепринятой тут практики напомню, что борьба с преступным миром, нередко сопряженная с смертельной опасностью для преследующего, может быть успешной лишь при условии употребления в ней оружия, если и не равного, то все же соответствующего "противнику"86.
  Отмеченная "полярность" имеет особое значение для оперативно-розыскной деятельности, поскольку она, будучи, по определению, преимущественно негласной, не находится под непосредственным контролем общественности и властных структур.
  Наиболее остро, особенно в последнее время, обсуждались нравственно-этические аспекты использования негласных разведывательных средств оперативной деятельности, в частности конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. Волна дискредитации этого важнейшего государственно-правового института была вызвана, с одной стороны, непониманием многими (в т.ч. представителями СМИ) его места в противоборстве с мимикрирующей преступностью, с другой стороны, умышленным его отрицанием под флагом "демократизации и гласности" теми, кто желал бы избавиться и от этой формы социального контроля.
  Серьезной нравственной ошибкой в этом вопросе явилась многолетняя практика государственных органов скрывать от граждан сам факт объективной необходимости негласной работы. Тем самым была создана ситуация, когда такая работа оставалась "большим секретом" для правопослушных граждан, защищать которых она призвана, и была в большей степени известна "авторитетам преступного мира", лицам, неоднократно судимым.
  Актуальность же и общественная необходимость наличия негласных средств в борьбе с преступностью в современный период, а значит и социальная ценность еще больше возросли. Государственно-правовыми, а следовательно, и морально-этическими предпосылками использования негласных средств являются прежде всего объективная потребность и социальная обусловленность оперативной работы, подтвержденная историческим опытом и направленная на защиту интересов общества и подавляющего большинства его граждан от преступных посягательств.
  Различие между коварным обманом и следственной хитростью рассматривается и криминалистами. По мнению Р.С.Белкина, "следственная хитрость в какой-то степени сродни военной и основана либо на заблуждении противника, либо на учете его психологического состояния. Но если военная хитрость допускает использование прямого обмана противника, игру на его низменных побуждениях, создание в его рядах атмосферы страха и паники, ибо там в буквальном смысле слова идет борьба с врагом, то пределы допустимого в следственной хитрости принципиально иные. Разрабатывая тактические приемы, основанные на следственной хитрости, криминалистика неизменно исходит из принципа законности этих приемов и соответствия их требованиям нравственности"87.
  Таким образом, рассматривая проблему сопоставления обмана и хитрости (применение негласных мероприятий и операций), можно сделать вывод, что эта проблема более нравственная, чем правовая. Усиление преступной экспансии позволяет значительную часть преступников отнести к противникам; но это не значит, что "воевать" с ними следует не считаясь с правилами (конвенциями).
  Право как форма общественных отношений и мораль как форма общественного сознания выполняют общую социальную функцию - регулируют поведение людей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали. Можно сказать, что правосознание и правовые нормы, нравственное сознание и нравственные нормы действуют в единой системе общественных отношений, хотя и регулируют стороны этих отношений специфическими средствами88.
  В нормах права, по идее, должна быть выражена высшая мораль общества. Те же закономерные признаки соотношений права и морали легли в основу регулирования общественных отношений, возникающих в сфере оперативно-розыскной деятельности. Моральность оперативно-розыскного права - это проявление его ценностной характеристики, ибо оно призвано противостоять беззаконию и произволу.
  Морально-этические нормы и правила, лежащие в основе оперативно-розыскной деятельности, предопределяют требования к нравственным качествам личности сотрудников, осуществляющих ОРД. Как уже говорилось, это определяется спецификой оперативно-поисковой работы, и нашло отражение в новых нормативных актах, регулирующих ОРД. Речь идет не только о принятии решения о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, но и недопустимости разглашения сведений, связанных с личной жизнью граждан, ставших известными в ходе ОРД.
  В сложных конфликтных ситуациях борьбы с преступностью с применением оперативно-розыскных мер исключительно важна жизненная позиция сотрудника, правильное определение им своего места и роли в общественной жизни. Это особенно значимо на фоне коренных социальных изменений, происходящих в стране, и связанно с переоценкой ценностей, лежащих в основе жизненной позиции сотрудников. Уходу сотрудников с оперативной работы, позиции выжидания, нейтрального наблюдателя, пассивности, потере оперативного интереса, вероятному малодушию либо прямому предательству работника в случае откровенного или скрытого воздействия путем угроз, шантажа, запугивания, подкупа, провокации, демонстрированию влиятельных связей со стороны преступников может быть противопоставлена морально-нравственная убежденность сотрудников оперативных аппаратов в правоте осуществляемого дела, развитая способность видеть общую перспективу за конкретными и частными задачами, которые им приходится решать.
  Реально требования морали и этики воплощение у оперативного работника в долге, обязанности и ответственности, которые выступают как служебные функции и облечены в морально-этическую форму осознанного практического выполнения оперативно-розыскных задач.
  Знание основ психологической науки приобретает исключительное значение для решения задач ОРД. Это предопределено следующими положениями.
  Главным в работе сотрудников ОВД, осуществляющих ОРД, является работа с людьми как основными источниками информации. Эта деятельность состоит из ряда взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них влияния и т.д.
  Оперативному сотруднику в условиях дефицита информации и неограниченной области поиска приходится устанавливать факты и обстоятельства, вызывающие отрицательные эмоции, и постоянно общаться с людьми - носителями отрицательных психологических качеств. Это крайне затрудняет процесс познания истины и часто приводит к ошибкам.
  Такая работа требует специфических морально-волевых и интеллектуальных качеств. Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника правоохранительных органов, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной деятельности.
  Знание психологии дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональные процессы, влиять на эти процессы у других лиц, правильно принимать решения, т.е. руководить людьми.
  Решение задач оперативно-розыскной деятельности, как и многих других задач, значимых для жизни общества, определяется возрастающей ролью человеческого фактора. Под "человеческим фактором" здесь понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности, в т.ч. в оперативно-розыскной, оказывая влияние на эффективность и качество этой деятельности.
  Когда речь идет о человеке, его потребностях, мотивах поведения и интересах, творческих и других способностях, об интеллекте и эмоциональности, воле и характере, сознании и самосознании, социальной ориентации и ценностных установках (например, личность оперативного сотрудника как носителя профессиональных, в т.ч. психологических, качеств), неизбежно на первый план выдвигается его психика. В настоящее время уже невозможно себе представить высококвалифицированное расследование дела, сопровождающееся использованием оперативно-розыскных возможностей, без привлечения психологических познаний. Актуальным требованием времени является необходимость создания практической оперативно-розыскной психологии, способной надежно диагностировать психологические качества людей, прогнозировать их поведение и, при необходимости, управлять ими с учетом объективных и субъективных обстоятельств противоправного поведения.
  Общей задачей оперативно-розыскной психологии является содействие в борьбе с преступностью психологическими приемами и методами.
  К специальным задачам оперативно-розыскной психологии следует отнести:
  - изучение закономерностей влияния психических явлений субъектов оперативной работы на степень эффективности их деятельности (в т.ч. по отдельным ее направлениям);
  - изучение закономерностей влияния оперативной работы на психику осуществляющих ее субъектов;
  - изучение закономерностей общения субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности;
  - исследование личности объектов оперативно-розыскной деятельности и создание их оперативно-психологической типологии;
  - изучение закономерностей общения сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел между собой и с сотрудниками взаимодействующих с ними неоперативных служб;
  - разработка методик программ отбора и подбора субъектов оперативно-розыскной деятельности;
  - разработка психологических основ обучения и воспитания субъектов оперативно-розыскной деятельности;
  - разработка системы тактических приемов общения в процессе оперативно-розыскной деятельности;
  - разработка тактико-психологических приемов руководства и управления оперативными подразделениями органов внутренних дел.
  Указанный перечень специальных задач не может быть исчерпывающим, поскольку по мере развития оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскной психологии будет происходить их дальнейшее уточнение и дополнение.
 
 
 Лекция 3.
  Субъекты оперативно-розыскной деятельности
  органов внутренних дел и их правовое положение
 
  Теория оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел традиционно относит к субъектам (силам) ОРД подразделения и входящих в них должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление ОРД, а также иных лиц, добровольно участвующих в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий (действий) и реализующих свое право на это в гласной или негласной форме. Будучи наделенными действующим законодательством определенными правами и взявшие на себя обязательства, они, в рамках их полномочий, становятся субъектами этой формы государственной деятельности. Государство, в свою очередь, берет на себя обязанность по их правовой, социальной и иной защите.
  Различное правовое положение, реальные возможности участия в ОРД позволяют разделить всех представителей указанных сил на три основные категории:
  - штатные сотрудники подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  - лица, гласно участвующие в подготовке или осуществлении отдельных оперативно-розыскных мероприятий;
  - лица, конфиденциально содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
  Характеристике каждой категории сил и их правовому положению посвящена настоящая лекция.
 
 ( 1. Подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их задачи, компетенция. Социально-правовая защита сотрудников
 
  В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" правом осуществления ОРД на территории РФ, наряду с оперативными подразделениями органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы, таможенных органов, службы внешней разведки, наделены и оперативные подразделения органов внутренних дел.
  Право на осуществление оперативно-розыскной деятельности отдельными подразделениями органов внутренних дел "продублировано" предписаниями ч.1 ст.118 УПК РСФСР ("Обязанности органов дознания"), ч.2 ст.8 и п.16 ст.11 Закона "О милиции" ("Права криминальной милиции"), а также положениями подзаконных нормативных актов (в т.ч. ведомственных), определяющими правовой статус конкретных подразделений.
  Оперативные подразделения ОВД состоят из штатных сотрудников (т.е. лиц, имеющих специальные звания милиции, внутренней службы), осуществляющих оперативно-розыскную работу гласно либо негласно в объеме, установленном для них соответствующими ведомственными нормативными актами МВД России.
  Таким образом, в силу специфики выполняемых задач персонал оперативных подразделений ОВД подразделяется на штатных (кадровых) сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные функции преимущественно легально (гласно), не конспирируя свою принадлежность к ОВД, и оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам конспирируется (т.е. их работа осуществляется только негласно). Первые вправе сочетать проведение ОРМ с административно-правовыми, уголовно-процессуальными и другими правовыми действиями, вторые применяют только разведывательные методы по добыванию информации.
  Кроме того, в зависимости от компетенции оперативные подразделения осуществляют и различные оперативно-служебные задачи. Указанные обстоятельства позволяют условно разделить все оперативные аппараты ОВД на две группы.
  В полном объеме, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", осуществляют ОРД подразделения и сотрудники:
  - уголовного розыска,
  - по борьбе с экономической преступностью,
  - по борьбе с организованной преступностью,
 - по борьбе с незаконным оборотом наркотиков,
  - по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий89,
  - собственной безопасности,
  - по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте.
  В неполном объеме, установленном ведомственными нормативными актами МВД России, выполняя по поручению (заданию) подразделений первой группы лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия, осуществляют ОРД подразделения и сотрудники:
  - оперативного поиска,
  - оперативно-технических мероприятий,
  - радиоэлектронной безопасности,
  - Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в России,
  - милиции общественной безопасности (МОБ), ведущие борьбу с преступлениями в рамках своей компетенции (в т.ч. экономическими) и работу по установлению личности граждан (см. схему 1).
 
  Схема 1
 
 Общая классификация
 субъектов оперативно-розыскной деятельности
 
 Субъекты, участвующие в выполнении задач ОРД штатные (кадровые) сотрудники оперативных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих ОРД лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД выполняющие оперативно-розыскные функции, преимущественно
 не конспирируя свою принадлежность к правоохранительным органам в силу выполняемых задач конспирирующие свою принадлежность к правоохранительным органам (осуществляющие свою деятельность только негласно) внештатные сотрудники, оказывающие содействие преимущественно
 без конспирации сотрудничества с ними (гласно) лица, оказывающие содействие только на конфиденциальной основе (негласно) выполняющие оперативно-розыскные функции в неполном объеме по контракту без контракта по контракту без контракта возмездно выполняющие оперативно-розыскные функции в полном объеме безвозмездно
  Как видно, функциональные обязанности сотрудников оперативных служб ОВД разнообразны в зависимости от конкретных задач, выполняемых ими, но все они могут быть объединены одной главной особенностью - использованием в борьбе с преступностью оперативно-розыскных возможностей.
  В своей практической деятельности, независимо от осуществляемых задач, сотрудники оперативных подразделений ОВД выполняют организационно-управленческие и исполнительские функции.
  Реализуя первую (организационно-управленческую) функцию, они привлекают к борьбе с преступностью отдельных граждан на негласной (конфиденциальной) и гласной основе, штатных сотрудников других служб ОВД, а также представителей общественных формирований.
  В этих целях ими осуществляется весь управленческий цикл: намечаются цели, определяются пути их достижения, подбираются соответствующие исполнители, которым ставятся конкретные задачи, проводится обучение порядку (технологии) их выполнения, оказывается необходимая помощь, а на заключительном этапе - проводится контроль исполнения, корректируются первоначальное решение или меры по его реализации.
  Элементы управленческого цикла присутствуют при проведении любых сколько-нибудь сложных и объемных оперативно-розыскных мероприятий и операций.
  В рамках исполнительской (функциональной) деятельности сотрудники оперативных подразделений непосредственно (лично) применяют силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности для решения задач, входящих в их компетенцию (см. ч.4 ст.6 Закона об ОРД).
  В зависимости от указанных направлений деятельности и специализации оперативные подразделения ОВД выполняют различные задачи. Остановимся подробно лишь на задачах подразделений первой группы.
  Так, основными задачами подразделений уголовного розыска (УР) являются следующие:
  - предупреждение и раскрытие преступлений против личности;
  - предупреждение и раскрытие имущественных преступлений;
  - предупреждение и раскрытие преступлений несовершеннолетних;
  - содействие подразделениям по борьбе с организованной преступностью;
  - содействие подразделениям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  - осуществление розыскной работы (поиск преступников и лиц, без вести пропавших).
  Для подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) основными задачами являются:
  - борьба с преступлениями в агропромышленном комплексе;
  - преступлениями в промышленности и сельском хозяйстве;
  - преступлениями во внешнеэкономической деятельности;
  - преступлениями на потребительском рынке;
  - преступлениями в сфере приватизации и кредитно-финансовых отношений;
  - фальшивомонетничеством;
  - нарушением правил валютного регулирования.
  Подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (БНОН) выполняют следующие основные задачи:
  - анализ оперативной обстановки по линии наркомании, прогнозирование тенденций этого явления, комплексное планирование борьбы с данным видом преступлений;
  - выявление и перекрытие источников и каналов поступления в незаконный оборот наркотиков на обслуживаемой территории;
  - обеспечение оперативного контроля за деятельностью дельцов наркобизнеса с международными и межрегиональными связями, перевозчиков и сбытчиков наркотических средств;
  - организация работы по пресечению нарушений установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов.
  Подразделения по борьбе с организованной преступностью (БОП) созданы для выполнения следующих задач:
  - пресечение деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп, имеющих региональные, межрегиональные и международные связи;
  - изобличение в совершении преступлений их организаторов и участников;
  - борьба с коррупцией в органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу