<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Интенсивность реагирования респондентов на вопрос о влиянии правовых проблем на малое предпринимательство была достаточно высокой. Каждый из опрошенных респондентов отметил от 2-х до 3-х проблем, угрожающих развитию его бизнеса.
  Ниже приводится таблица с ответами на вопрос: "Какие правовые проблемы малого предпринимательства в настоящее время Вы считаете наиболее угрожающими для деятельности Вашего предприятия или для себя, если Вы являетесь индивидуальным предпринимателем?"
 
 Таблица 13
  Встречаемость % к числу опрошенных 1 Частота изменений в законодательной базе 167 55,9 2 Частые изменения в структуре налогов 133 44,5 3 Сложность налоговых постановлений 86 28,8 4 Схемы налогообложения 79 26,4 5 Нарушение прав предпринимателя во взаимоотношениях с различными инспекциями 67 22,4 6 Сложности в получении оперативной, достоверной информации по законодательству и налогообложению в сфере малого бизнеса 61 20,4 7 Не исполнение законов, действие которых связано с малым бизнесом 53 17,7 8 Правовые проблемы, связанные с арендой, куплей и продажей недвижимости 53 17,7 9 Урегулирование взаимоотношений между партнерами через арбитражные суды 21 7 10 У меня нет таких проблем 12 4 11 Работа по составлению договоров 9 3 12 Составление исковых заявлений, жалоб 8 2,7 13 Составление аналитических запросов в налоговую инспекцию по схемам налогообложения 7 2,3 14 Затрудняюсь ответить 4 1,3 15 Другие правовые проблемы 1 0,3 Примечание к таблицам: в виду того, что каждый респондент мог отметить более одного пункта, сумма процентов по столбцу составляет более 100%.
 
  Как видно из таблицы к числу актуальных проблем предприниматели отнесли, прежде всего, следующие: частые изменения в законодательной базе малого предпринимательства (55,9%) и частые изменения в структуре налогов (44,5%).
  На рисунке 3 приведен ранжированный перечень правовых проблем малого предпринимательства в Пермской области:
 
 
 Рисунок 3
  Треть опрошенных предпринимателей отмечают сложность налоговых постановлений и почти такое же количество считают угрожающими для своего бизнеса "схемы налогообложения". Каждый пятый предприниматель считает, что его деятельность протекает в атмосфере неуважения его прав со стороны различных инстанций, как предпринимателя. Такое же количество предпринимателей отмечает наличие проблем в получении оперативной и достоверной информации по законодательству и налогообложению в сфере малого предпринимательства. До 18% предпринимателей испытывают правовые трудности, связанные с арендой, куплей и продажей недвижимости.
  Ниже приводится анализ указанных правовых проблем через призму различных показателей, характеризующих самих предпринимателей и их деятельность. Это, прежде всего, возраст предпринимателя, его пол, образование, стаж работы в сфере малого предпринимательства, организационно-правовая форма его бизнеса, система налогообложения, среднесписочная численность работающих, сфера деятельности, география распространения производимой продукции или услуг. Кроме того, в перечень включены также и такие показатели, как тип поселения, в котором осуществляется деятельность, мотивы занятия малым бизнесом, уровень удовлетворенности итогами предпринимательской деятельности, самооценка положения дел в бизнесе, вероятность возникновения кризиса в делах.
  На частоту изменений в законодательной базе практически одинаково реагируют предприниматели разных возрастов, но больше всего эту проблему отмечают предприниматели, находящиеся в молодом возрасте: от 25 до 34 лет. Острее реакция на эту проблему мужчин-предпринимателей. Чем выше образование предпринимателей, тем болезненнее реакция на изменения в законодательстве. Чем дальше от областного центра живет и действует предприниматель, тем острее он реагирует на эту проблему, особенно сельский предприниматель. Проблема чаще фиксируется предпринимателями со стажем: от 5 лет и более. Острее на неё реагируют ИПБОЮЛ (почти 60%), чем те, кто имеет иную организационно-правовую форму (товарищества и общества - 48%). Чем больше среднесписочная численность работающих на предприятии, тем острее эта проблема. Наиболее остро на неё реагируют те предприниматели, которые работают в торговле и в сфере бытовых услуг. Несколько выше обеспокоенность у тех, чья продукция или услуги реализуются за пределами местности, в которой проживает респондент- предприниматель. Более болезненная реакция на проблему в среде предпринимателей, работающих на едином налоге на вмененный доход (64% против 50% работающих в общепринятой системе налогообложения). Меньше реагируют на эту проблему те респонденты, кто пришел в малый бизнес, чтобы чувствовать себя хозяином положения, собственником. Острее же реакция на изменения в законодательстве, чья мотивация прихода в малое предпринимательство была обусловлена такими соображениями, как: "произошло сокращение штата и не мог найти работу по специальности", "основная работа не давала нормального заработка". Отношение к этой проблеме - частым изменениям в законодательстве - оказывает влияние на рост неудовлетворенности своей предпринимательской деятельностью (см. график ниже).
 
 Рисунок 4
 
  В определенной степени этот фактор оказывает влияние и на оценку перспектив участия в малом предпринимательстве. Так, отвечая на вопрос: " Как Вы считаете, возможна ли потеря Вашего бизнеса в ближайшие год-два?" предприниматели, обеспокоенные частыми изменениями в законодательстве, несколько чаще давали пессимистичные ответы (см. график ниже).
 
 
 Рисунок 5
 
  Проблема частых изменений в структуре налогов занимает в общественном мнении индивидуальных предпринимателей второе место в ряду правовых проблем.
 Чем больше возраст предпринимателя, тем больше и обеспокоенность этой проблемой ( см. график).
 
 Рисунок 6
 
  На адаптацию к этой проблеме оказывает влияние фактор общей образованности предпринимателей: чем менее образованы предприниматели, тем выше их обеспокоенность этой проблемой (см. график)
 
 
 Рисунок 7
 
  Несколько острее реагируют на изменения в структуре налогов предприниматели, живущие вне областного центра, особенно в городах области (49%).
 Чем больше предприниматель работает в этой сфере, тем больше его раздраженность наличием этой проблемы.
 
 Рисунок 8
  На проблему острее реагируют руководители различных товариществ и обществ (58,5%) и несколько меньше ИПБОЮЛ (40,5%), то есть те, где среднесписочный состав работающих больше 15-ти человек. По отраслям деятельности наибольшая обеспокоенность проблемой характерна для предпринимателей, работающих в общественном питании. Лучше с проблемой справляются те предприниматели, кто пришел в малый бизнес с желанием стать собственником и хуже - те, кто в предпринимателях оказался случайно: сократили или захотелось иметь большую зарплату, чем на основном месте работы.
  Сложность налоговых постановлений занимает третье место в ряду правовых проблем малого предпринимательства. Проблема нарастает по мере удаления от Перми в "глубинку", на периферию области, особенно в сельской местности. Острее на эту проблему реагируют те, кто находится в зрелом возрасте: от 25 до 44 лет. Самые молодые и самые старшие по возрасту предприниматели на данную проблему реагируют меньше. Как ни странно, более болезненная реакция на эту проблему в среде более образованных предпринимателей и существенно меньше в среде менее образованных бизнесменов. На сложность налоговых постановлений больше реагируют ИПБЮЛ, чем руководители товариществ и обществ. Особенно это заметно при анализе среднесписочного состава работающих. Предприниматель, работающий в единственном числе, испытывает наибольшую обеспокоенность от наличия указанной проблемы, чем те, кто имеет большую численность работающих. На сложность налоговых постановлении больше сетуют работающие на транспорте и в торговле. Эта проблема больше всего удручает тех, кто пришел в малое предпринимательство для того, чтобы реализовать себя в любимом деле, в своей профессии. Сложность этих постановлений явно формирует недовольство собой и результатами своей предпринимательской деятельности, а также оказывает негативное влияние на оценку перспектив занятия малым бизнесом.
  Схемы налогообложения вызывают большую обеспокоенность у предпринимателей, работающих в городах области и в сельской местности. Выбор схем налогообложения - проблема, более актуальная для предпринимателей со среднеспециальным и незаконченным высшим образованием (32% против 21% у предпринимателей с высшим образованием). Больше волнует эта проблема женщин-предпринимательниц, чем мужчин. Проблема более актуальна в сфере сельского хозяйства и на транспорте. Проблема выбора схемы налогообложения актуальна для предпринимателей, находящихся в различных ситуациях: и для тех, кто полностью удовлетворен результатами своей деятельности в 2004 году и для тех, кто считает, что его деятельность в бизнесе идет на спад.
  Не исполнение законов, связанных с малым бизнесом больше других отмечают предприниматели пожилых возрастов (от 55 до 64 лет), с высшим образованием, занятые в промышленном производстве, те, кто испытывал в качестве побудительного мотива интерес к малому бизнесу. Эта проблема острее отмечается теми, кто находится в стадии развития своего бизнеса; теми, кто имеет стаж на этом поприще от 3-х до 10-ти лет.
  Сложность в получении оперативной и достоверной информации по законодательству и налогообложению в сфере малого бизнеса в большей мере испытывают следующие группы предпринимателей: менее образованные12 чаще ИПБОЮЛ, чем руководители ООО или ЗАО; те, кто трудится в бизнесе в той же местности, что и живет; предприниматели, работающие в единственном числе, то есть у них нет других работников; предприниматели с малым стажем работы в данной системе (до 5-ти лет).
  Правовые проблемы, связанные с арендой, куплей и продажей недвижимости испытывают до 18% опрошенных предпринимателей. Проблема острее среди сельских предпринимателей (31%). Она актуальнее для женщин-предпринимательниц, для занимающихся бытовым сервисом.
  О неисполнении законов, действие которых связано с малым бизнесом больше говорили предприниматели, проживающие в городах области, а также те, кто находится в самом зрелом возрасте - от 55 до 64 лет. Проблема больше всего отмечается предпринимателями, имеющими высшее образование13. Чаще отмечают эту проблему предприниматели, работающие в промышленном секторе и в сфере бытовых услуг. Эта проблема чаще раздражает тех людей, кто пришел в бизнес с мотивацией стать хозяином своего положения, собственником, то есть среди людей не случайных, с основательной мотивировкой к делу. Проблема актуальна в большей степени среди работающих по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.
  В анкету для предпринимателей был включён вопрос о том, из каких источников они чаще всего получают информацию об изменениях в законодательстве, о нормативных документах. Распределение ответов на этот вопрос приводится ниже.
 Таблица 14
  В % к числу опрошенных Из средств массовой информации 63.2 Из различных электронных средств 31.1 Специализированные организации 22.4 От знакомых, друзей, других ЧП 9.7 От бухгалтеров и юристов, информация из семинаров бухгалтеров 3.7 От административных органов (города, района, села) 3.3 Справочники, специальная литература 2.3 Другое 3.0 Затрудняюсь ответить 0.7 Примечание к таблицам: в виду того, что каждый респондент мог отметить более одного пункта, сумма процентов по столбцу составляет более 100%.
 
 Наиболее массовыми источниками информации о правовых аспектах ведения малого бизнеса для предпринимателей являются следующие: СМИ, электронные средства и специализированные организации. Доля остальных источников существенно меньше.
  Исследование полученных ответов по разным аспектам предпринимательского сообщества показывает, что активность пользования указанными источниками в разных средах различна.
 Таблица 15
  г. Пермь Города области Села Из средств массовой информации 46.7 71.3 76.2 Из различных электронных средств 34.6 33.3 14.3 Специализированные организации 36.4 16.0 9.5 Другое 2.8 2.0 7.1 От знакомых, друзей, других ЧП 13.1 6.0 14.3 От бухгалтеров и юристов, информация из семинаров бухгалтеров 6.5 2.7 0.0 От административных органов (города, района, села) 0.0 5.3 4.8 Справочники, специальная литература 0.0 4.7 0.0 Затрудняюсь ответить 0.9 0.7 0.0 Примечание к таблицам: в виду того, что каждый респондент мог отметить более одного пункта, сумма процентов по столбцу составляет более 100%.
 
  В Перми предприниматели чаще пользуются различными электронными источниками, услугами специализированных организаций, часто получают информацию от своих коллег по "цеху", больше учатся на различных семинарах. Зато их коллеги в городах области существенно больше пользуются печатными СМИ и практически также активно пользуются электронными СМИ, как и в Перми. Но зато услуги специализированных организаций, различных семинаров им, видимо, менее доступны, чем пермякам. Поэтому они восполняют пробелы в использовании этих источников другими - чаще взаимодействуют с административными органами на своих территориях, больше читают справочников и другой специальной литературы. Кстати сказать, взаимодействие между коллегами в городах области меньше развито, чем в Перми и в сельской местности. Сельские предприниматели больше всех пользуются печатными СМИ для получения правовой информации, существенно меньше здесь распространен Интернет, специализированные организации, нет семинаров, практически не пользуются специализированной литературой. Но зато они больше общаются с коллегами и со специалистами из административных органов на территории, где они проживают.
 Есть определенные различия в использовании источников в зависимости от возраста предпринимателей.
 Таблица 16
 Источники информации 18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 Из средств массовой информации 52.4 60.0 65.3 67.8 28.6 Из различных электронных средств 38.1 32.3 33.9 26.4 14.3 Специализированные организации 14.3 26.2 17.8 26.4 42.9 Другое 4.8 3.1 2.5 3.4 0.0 От знакомых, друзей, других ЧП 14.3 6.2 12.7 8.0 0.0 От бухгалтеров и юристов, информация из семинаров бухгалтеров 0.0 3.1 4.2 3.4 14.3 От административных органов (города, района, села) 0.0 4.6 0.8 6.9 0.0 Справочники, специальная литература 0.0 3.1 0.0 4.6 14.3 Затрудняюсь ответить 4.8 0.0 0.0 1.1 0.0 Примечание к таблицам: в виду того, что каждый респондент мог отметить более одного пункта, сумма процентов по столбцу составляет более 100%.
 
  Молодые предприниматели меньше пользуются печатными СМИ, услугами специализированных организаций, но зато больше других прибегают к электронным СМИ, а также больше получают информацию от своих друзей и знакомых. При этом они практически не пользуются услугами различных семинаров, справочной литературой и, видимо, нет навыков для получения информации от специалистов административных органов.
 Начиная с 25-ти лет у предпринимателей, вырастает значение такого источника, как печатные СМИ, идет некоторое сокращение доли Интернета, увеличивается значение специализированных семинаров.
  Особую группу представляют предприниматели самого старшего возраста. Они мало читают и печатные СМИ, и Интернет. Но зато у них чаще прибегают к услугам специализированных организаций, семинаров, больше читают справочной литературы.
  Есть определенные различия в пользовании источниками информации в зависимости от образования предпринимателей:
 Таблица 17
  ССреднее и ниже Ср.специальное
 и незаконченное высшее Высшее Из средств массовой информации 60.0 64.4 63.0 Из различных электронных средств 17.8 23.7 44.5 Специализированные организации 24.4 28.1 15.1 Другое 4.4 4.4 0.8 От знакомых, друзей, других ЧП 8.9 9.6 10.1 От бухгалтеров и юристов, информация из семинаров бухгалтеров 6.7 3.0 3.4 От административных органов (города, района, села) 11.1 1.5 2.5 Справочники, специальная литература 2.2 3.0 1.7 Затрудняюсь ответить 0.0 1.5 0.0 Примечание к таблице: в виду того, что каждый респондент мог отметить более одного пункта, сумма процентов по столбцу составляет более 100%.
 
  Чем выше образование предпринимателя, тем он больше читает печатных СМИ и пользуется Интернетом. Чем ниже уровень образования, тем больше такие предприниматели обращаются к услугам специалистов, больше ориентируются на информацию от административных органов своей территории. Независимо от уровня образования все одинаково мало пользуются справочниками и справочной литературой. Во всех образовательных группах практически одинакова доля такого источника, как информация от друзей, знакомых.
 
 Внутренние экономические проблемы
 
  Реакция опрошенных предпринимателей Пермской области и КПАО на вопрос: "Какими внутренними экономическими проблемами Вашего предприятия (или своей деятельности, если Вы индивидуальный предприниматель) Вы озабочены в настоящее время больше всего?" была менее активной, чем на вопрос о правовых проблемах. Ниже приводится перечень ответов на вышеприведенный вопрос о внутренних экономических проблемах.
 
 Таблица 18
  В % числу опрошенных Поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности) 44.3 Анализ и оптимизация всех затрат своего предприятия (своей деятельности) 31.7 Ведение бухгалтерского учета 25.7 Расчет точек безубыточности, поиск наихудшего и наилучшего вариантов своей деятельности 22.3 Эффективность использования капитала (в денежной и в натуральной форме) 20.7 Экономический анализ схем налогообложения 14.3 Оптимизация товарных запасов 12.3 Расчет оптимального объема кредита 8.7 Эффективное использование активов с учетом их целевого назначения 8.3 Оценка и динамика изменения стоимости дебиторской и кредиторской задолженности 6.3 Другие экономические проблемы 5.3 У меня нет таких проблем 3.0 Отказ отвечать на вопрос 0.0 Затрудняюсь ответить 1.3 Примечание к таблицам: в виду того, что каждый респондент мог отметить более одного пункта, сумма процентов по столбцу составляет более 100%.
 
  Самой актуальной проблемой в этом блоке проблем является поддержание своей платежеспособности: это проблема волнует до 44,3% опрошенных.
  До одной трети опрошенных предпринимателей интересуют вопросы анализа и оптимизации затрат на осуществление своей предпринимательской деятельности.
  Четверть опрошенных волнуют вопросы ведения бухгалтерского учета своей деятельности.
  Каждый пятый предприниматель озабочен проблемами эффективности использования капитала и расчетами точек безубыточности своей деятельности.
  Экономический анализ различных схем налогообложения, а также оптимизация товарных запасов волнуют уже меньшее количество: от 9% до 12% опрошенных. Остальные вопросы - эффективное использование активов ( с учетом их целевого назначения), оценка изменения дебиторской и кредиторской задолженности и другие экономические проблемы волнуют от 8 % до 5% сообщества предпринимателей.
  Лишь 3 % опрошенных предпринимателей не волнуют внутренние экономические проблемы.
  Проблема поддержания платежеспособности своей деятельности, как уже говорилось, характерна для 44,3 % опрошенных предпринимателей. Эта проблема в большей степени характерна для женщин-предпринимательниц (57%), мужчины обеспокоены ею несколько меньше (36%). Отношение к проблеме со стороны предпринимателей различного возраста отражено в таблице ниже:
 
 Таблица 19
 в % к числу опрошенных по каждой возрастной группе
  18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 Поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности) 28.6 45.5 44.9 46.0 57.1
 Поддержание платежеспособности в большей мере занимает ИПБОЮЛ (46,8%), и несколько меньше руководителей товариществ и обществ (35,4%).
 Актуальность этой проблемы среди предпринимателей с различным стажем предпринимательской деятельности выглядит следующим образом (см. таблицу).
 
 Таблица 20
  в % к числу опрошенных по каждой группе стажа
  Более 10 лет От 5 до 10 лет От 3 до 5 лет До 3 лет Поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности) 23.1 53.2 48.1 42.9
  По мере увеличения стажа предпринимателей эта проблема не становится менее актуальной, её актуальность увеличивается на протяжении первых десяти лет, и только, по-видимому, после 10-ти лет в малом бизнесе её актуальность резко уменьшается.
  Есть определенная связь между озабоченностью этой проблемой и численностью работающих у предпринимателя:
 
 Таблица 21
  в % к числу опрошенных по каждой группе занятых
  1 чел. 2-5 чел. 6-15 чел. 16-30 чел. Более 30 чел. Поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности) 55.8 53.1 40.6 26.2 34.1
  Наличие у предпринимателя более 5-ти работников - некая условная граница, после преодоления которой, проблема платежеспособности несколько уменьшается.
  Проблема платежеспособности, по-видимому, актуальнее у городских предпринимателей.
 
 
 
 Таблица 22
  в % к числу опрошенных по каждому типу поселения
  г. Пермь Города области Село Поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности) 47.2 44.0 38.1
 
  Интерес к анализу и оптимизации всех затрат своей деятельности проявляют до одной трети опрошенных предпринимателей. Больше в решении этой проблемы заинтересованы мужчины-предприниматели (до 40%), чем женщины (22%). Больше интерес к этой проблеме проявляют предприниматели, находящиеся в возрасте от 25 до 44 лет. Меньше заинтересованность у молодых и пожилых предпринимателей. Самая заинтересованная часть предпринимателей в решении этого класса проблем - в среде, имеющих высшее образование. Оптимизация затрат - это больше проблема тех, кто руководит товариществами и обществами (41%), чем проблема ИПБОЮЛ (29%). Кроме того, интерес к решению этой проблемы больше проявляют те, у кого границы бизнеса переросли границы той территории, в которой они проживают. Обеспокоенность и заинтересованность этой проблемой убывает по мере роста опыта и профессионализма предпринимателя (см. таблицу ниже).
 Таблица 23
 в % к числу опрошенных по каждой социальной группе
  Более 10 лет От 5 до 10 лет От 3 до 5 лет До 3 лет Анализ и оптимизация всех затрат своего предприятия (своей деятельности) 21.2 33.0 29.6 36.9
  Выше всего заинтересованность в решении этой проблемы у тех, кто пришел в малый бизнес с мотивацией "реализовать себя в любимом деле", и самая низкая потребность у тех, кто вошел в бизнес в результате потери заработка, сокращения на основной работе. Проблема актуализируется у предпринимателей по мере увеличения численности наемного персонала (см. таблицу ниже).
 
 Таблица 24
 в % к числу опрошенных по каждой группе привлеченного персонала
  1 чел. 2-5 чел. 6-15 чел. 16-30 чел. Более 30 чел. Анализ и оптимизация всех затрат своего предприятия (своей деятельности) 25.0 25.5 29.7 35.7 52.3
  Заинтересованность в подходе к этой проблеме различна, в зависимости от того, на какой системе налогообложения находится предприниматель (см. таблицу ниже).
 
 Таблица 25
 в % к числу опрошенных по каждой группе налогообложения
  Общепринятая система налогообложения Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности Единый налог на вмененный доход Анализ и оптимизация всех затрат своего предприятия (своей деятельности) 48.9 23.8 23.5
  Большую заинтересованность в решении таких проблем испытывают те, кто находится на общепринятой системе налогообложения.
  Ведение бухгалтерского учета - проблема, в решении которой заинтересован каждый четвертый опрошенный предприниматель. Наибольшая заинтересованность в решении этой проблемы проявляют совсем молодые предприниматели (от 18 до 24 лет). Особенно значителен интерес к этой проблеме у тех, кто работает в малом предпринимательстве меньше 3-х лет. Больший интерес к бухучету проявляют предприниматели, работающие в сфере транспортных услуг и в торговле. Решение этой проблемы больше интересует предпринимателей, работающих в такой системе налогообложения, как единый налог на вмененный доход (см. таблицу ниже).
 
 Таблица 26
 в % к числу опрошенных по каждой группе налогообложения
  Общепринятая система налогообложения Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности Единый налог на вмененный доход Ведение бухгалтерского учета 19.6 23.8 31.4
  Большую заинтересованность в ведении бухгалтерского учета проявляют сельские предприниматели по сравнению с городскими.
  Расчет точек безубыточности, поиск наихудшего и наилучшего варианта своей деятельности - проблема, заинтересованность в решении которой больше заинтересованы женщины-предпринимательницы (29% против 18% мужчин-предпринимателей). Несколько больше интерес к этой проблеме среди предпринимателей в областном центре, а также у тех, кто или совсем не удовлетворен итогами своей деятельности, или, наоборот, очень удовлетворен своими результатами. Анализ показывает, что кризисное состояние бизнеса стимулирует интерес к этой теме.
  Эффективность использования капитала - проблема, несколько больше волнующая женщин, занятых в малом бизнесе. Это проблема более зрелых по возрасту предпринимателей, подходящих к 50-летнему рубежу. Как правило, проблема, больше характерная для тех, у кого есть высшее образование. Бизнес этих людей чаще всего уже перешагнул территориальные границы их местожительства, а стаж работы в малом предпринимательстве составляет более 10-ти лет. Эти люди, пришли в малый бизнес ради своей семьи, поэтому понятна их озабоченность данной проблемой. Проблема больше характерная для тех, кто свой бизнес оценивает так: "мы - на стадии развития". Такие предприниматели чаще оценивают условия для существования малого бизнеса в Пермской области как очень хорошие или хорошие.
  Экономический анализ схем налогообложения - проблематика, волнующая 14% от числа опрошенных предпринимателей. Интерес к исследованию схем налогообложения больше проявляют те, кто работает на общепринятой системе налогообложения, а также сельские предприниматели. Интерес к этой проблематике проявляют все те предприниматели, кто находится на подъёме и в стадии развития.
  Оптимизация товарных запасов - проблема более свойственная мужчинам-предпринимателям, достигшим возраста от 35 до 44 лет. Проблема более актуальная для ИПБОЮЛ, чем для руководителей товариществ и обществ. Проблема характерна для торговли с числом наемных работников от 6 человек до 30-ти человек. Более актуальна для предпринимателей Перми, чем для предпринимателей из "глубинки". Влияние проблемы на уровень удовлетворенности итогами предпринимательской деятельностью косвенное: решением этой проблемы больше заинтересованы те, кто в основном удовлетворен работой и те, кто в основном не удовлетворен своей работой предпринимателя. Проблема актуальна для тех, кто считает, что его деятельность находится на подъеме или в стабильном положении.
  Расчет оптимального объема кредита - проблема, интересующая предпринимателей, чаще работающих за пределами своего местожительства. По мере роста профессионализма в малом бизнесе, актуальность проблемы снижается (см. таблицу).
 Таблица 27
 в % к числу опрошенных по каждой социальной группе
  Более 10 лет От 5 до 10 лет От 3 до 5 лет До 3 лет Расчет оптимального объема кредита 3.8 7.3 13.0 10.7
  Несколько больше эта проблема волнует тех, кто занимается транспортом или услугами в этой сфере. Меньше всего интерес в системе бытовых услуг. Больший интерес проявляют предприниматели с наемным персоналом от 6 до 15 человек. Интерес к этой проблематике характерен для тех, кто пришел в малый бизнес с желанием и интересом работать именно в этой сфере деятельности.
  Интерес к проблеме более четко обозначился у предпринимателей в городах области и КПАО.
  Эффективное использование активов с учетом их целевого назначения - проблема, присущая в наибольшей степени тем предпринимателям, кто имеет высшее образование, руководителям ЗАО И ООО. Интерес к проблеме обозначается по мере увеличения стажа работы в сфере малого предпринимательства. Актуальнее проблема в строительстве и на транспорте. Наибольший интерес к ней характерен для тех предпринимателей, у кого численность наемного персонала больше 30-ти человек, у работающих на общепринятой системе налогообложения. Тема более всего актуальная для г. Перми. Решение этой проблемы оказывает серьезное влияние и на уровень удовлетворенности результатами своей предпринимательской деятельности.
  Оценка и динамика изменения стоимости дебиторской и кредиторской задолженности - проблематика, волнующая небольшое число предпринимателей. Для кого она актуальна? Для руководителей товариществ и обществ, при возникновении проблем урегулирования взаимоотношений через арбитражные суды между деловыми партнерами. Чаще, если бизнес распространяется за пределы своего местожительства. Больше заинтересованность в среде предпринимателей, работающих в строительстве и на транспорте.
 
 
 
 Проблемы управления персоналом
 
  Ни один из опрошенных предпринимателей области и КПАО, отвечая на вопрос: "Какие проблемы управления персоналом имеют к Вам и Вашей деятельности наибольшее отношение?" не отметил, что у него нет такого рода проблем. Это свидетельство того, что проблема управления персоналом является актуальной для всего сообщества пермских предпринимателей. Но основной, глобальной проблемой в этом блоке является одна - "подбор квалифицированных кадров". Остальные проблемы набирают от 11% до 32% ответов. Ниже приведен рейтинг кадровых проблем малого предпринимательства по состоянию на конец 2004 года в нашем регионе:
 Таблица 28
  Проблемы управления персоналом В % к числу ответов 1 Подбор квалифицированных кадров 64.1 2 Формирование команды 32.1 3 Обучение и повышение квалификации персонала 30.8 4 Улучшение качества персонала 26.5 5 Разработка систем стимулирования труда (уровень оплаты, зависимость оплаты от дохода, премии, моральное поощрение) 25.6 6 Создание благоприятных условий труда 23.5 7 Создание благоприятного климата в коллективе 17.1 8 Управление конфликтами 11.5 9 Разработка должностных инструкций 11.5 10 Другие проблемы управления персоналом 0.4 Примечание к таблице: в виду того, что каждый респондент мог отметить более одного пункта, сумма процентов по столбцу составляет более 100%.
 
  В ходе исследования его участникам задавался еще один вопрос: "Не могли бы Вы сформулировать основные причины возникновения проблем в области управления персоналом?". Вопрос этот задавался только тем предпринимателям, которые имеют проблемы в этой области. Ответ формулировался самим респондентом. Ниже приводится таблица, в которой приведены ранжированные (по удельному весу) ответы предпринимателей на вопрос о причинах возникновения проблем в области управления персоналом.
 
 Таблица 29
  Основные причины возникновения проблем в области управления персоналом В % к числу опрошенных 1 Отсутствие на рынке труда квалифицированных специалистов 30.3 2 Низкие морально-нравственные качества работников (недобросовестность и т.п.) 13.7 3 Отсутствие у работников мотивации к труду 10.7 4 Другие ответы 9.4 5 Низкий уровень зарплат в секторе малого предпринимательства 8.5 6 Отсутствие финансовых средств для обучения сотрудников 8.1 7 Низкое образование сотрудников (наличие диплома не означает хорошего образования) 8.1 8 Затрудняюсь ответить 8.1 9 Психологические особенности людей, характер (человеческий фактор) 6.8 10 Неудобные условия работы (плохое помещение, холод, и.т.д.) 5.6 11 Сложности в разработке систем оплаты и стимулирования труда 4.7 12 У предпринимателя не хватает знаний об управлении персоналом 4.3 13 Отсутствие времени для обучения персонала 3.4 14 Отсутствие у работников интереса к повышению квалификации 2.6 15 Отсутствие информации о курсах повышения квалификации специалистов 2.6 16 Проблема удержания кадров, тратятся усилия и время на подготовку, а они потом уходят 2.6 17 Происходит становление предприятия, набор кадров. 2.1 18 Нет информации о вакансиях 0.9 19 Несоблюдение конституционных норм, законов о труде 0.9
 
 
  Как видно из таблицы, в группу причин, которые чаще указывали предприниматели, вошли три основные причины: отсутствие квалифицированных кадров на рынке труда, дефекты в морально-нравственной сфере, а также отсутствие трудовой мотивации.
  Подвергнем социально-демографическому территориальному, экономическому анализу проблемы управления персоналом в сфере малого бизнеса.
  Отсутствие на рынке труда квалифицированных специалистов - проблема, одинаково присущая, как видно, из анализа всем возрастным категориям предпринимателей, не зависимо от жизненного опыта (см. таблицу).
 
 Таблица 30
 в % от числа опрошенных в каждой возрастной группе
  18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 Подбор квалифицированных кадров 46.7 63.5 65.9 65.7 66.7
  Возможно, что лишь молодые предприниматели, или меньше осознают эту проблему или, будучи молодыми, находят адекватные способы решения указанной проблемы.
  Проблема отсутствия квалифицированных кадров, как следует из материалов исследования, характерна для всех территорий региона:
 
 Таблица 31
 в % от числа опрошенных в каждом типе поселения
  г. Пермь Города области Села Подбор квалифицированных кадров 63.2 64.5 64.7
  Несколько острее проблему ощущают предприниматели с более высоким уровнем притязаний к рабочей силе, то есть те, кто имеет высшее образование:
 
 Таблица 32
  Образование среднее и ниже Образование среднеспециальное и незаконченное высшее Образование высшее Подбор квалифицированных кадров 58.1 62.2 67.6
  Анализ остальных показателей по этой позиции показывает, что она носит повсеместный характер и присуща практически всем предпринимателям. Особенно остро ее ощущают те, кто находится на подъёме в развитии своего бизнеса.
  Формирование команды - проблема, которую острее ощущают мужчины-предприниматели. Особенно остро чувство плеча, поддержки ощущают молодые предприниматели (от 18 до 24-х лет), затем значимость этой потребности начинает сокращаться, но ближе к пенсионному возрасту опять нарастает. Решение этой проблемы больше тяготит людей образованных, чем менее образованных. Заинтересованность в команде выше у тех, кто пришел в малый бизнес с любовью и интересом к этому делу, с желанием материально улучшить свое положение. Меньше эта потребность у тех, кто пришел в бизнес с желанием стать хозяином, собственником. Острее данная потребность у тех, кто трудится в строительстве или в сфере строительных услуг. В общественном питании эта потребность, по-видимому, минимальна. Потребность в команде выше у тех, кто работает на упрощенной системе налогообложения. Осознание этой потребности чаще происходит или при нормальной, стабильной работе, или, если деятельность находится в стадии развития.
  Обучение и повышение квалификации персонала - проблема, характерная для всех возрастных групп предпринимателей, но у неё есть достаточно выраженный поселенческий аспект (см. таблицу).
 
 Таблица 33
 в % от числа опрошенных в каждой типе поселения
  г. Пермь Города области Села Обучение и повышение квалификации персонала 25.0 32.3 38.2
  Предприниматели "глубинки", живущие в городах, а особенно в сельской местности острее ощущают эту проблему. Как это ни странно, но то, что кадры нужно обучать острее осознают люди с образованием на уровне среднего и ниже. Проблему острее ощущают ИПБОЮЛ, чем работающие в ООО или ЗАО. Значение проблемы нарастает по мере выхода бизнеса за пределы местности, в которой работает и живет предприниматель. Осознание самой проблемы приходит по мере обретения опыта и профессионализма. Данная проблема острее всего в настоящее время в сельском хозяйстве, в сфере бытовых услуг, в общественном питании.
 Таблица 34
  в % к числу опрошенных в каждой социальной группе
  Более 10 лет От 5 до 10 лет От 3 до 5 лет До 3 лет Обучение и повышение квалификации персонала 40.5 30.3 35.9 21.9
  Обучением сотрудников больше всего намерены заниматься те, кто в малый бизнес пришел, чтобы стать собственником и хозяином, а также те, предприниматели, кто пришел в него для того, чтобы реализоваться в любимом деле. Интерес к обучению сотрудников несколько меньше среди предпринимателей, работающих в такой системе налогообложения, как единый налог на вмененный доход (23% по сравнению с 38% предпринимателей, работающих на общепринятой системе налогообложения).
  Материалы исследования показывают, что среди удовлетворенных результатами своей предпринимательской деятельности в 2004 году был меньше удельный вес озабоченных проблемой обучения сотрудников. И, наоборот, те, кто был не удовлетворен результатами деятельности, в 2 раза чаще были озабочены проблемой обучения кадров. Проблема обучения кадров, как показывает анализ, остра для тех, кто развивает свой бизнес или достиг стабильности.
  Улучшение качества персонала - проблема затрагивает интересы каждого четвертого предпринимателя в области. Среди причин возникновения этой проблемы предприниматели чаще всего указывали две из них: отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров и низкие морально-нравственные качества сотрудников. Где острее всего эта проблема? У предпринимателей старшего поколения, находящихся в возрасте от 45 лет и старше. У предпринимателей, работающих в городах области. Больше озабочены этой проблемой образованные предприниматели. Эта проблема в большей степени удручает тех, кто успешно ведет свой бизнес. Проблема достаточно распространенная по всем отраслям бизнеса. Несколько выше - на транспорте, в торговле, в общественном питании.
  В разработке действенных систем стимулирования труда (уровень оплаты, зависимость оплаты от дохода, премии, моральное поощрение) сотрудников заинтересован каждый четвертый предприниматель Пермской области. Основные причины, обуславливающие возникновение этой проблемы - отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров, сложности при разработке подобных систем своими силами, а также низкие морально-нравственные качества сотрудников. Больше интерес к решению этой проблемы проявляют женщины-предприниматели, а также молодые предприниматели до 34-х лет. Старшие поколения предпринимателей интерес к разрешению проблемы имеют меньше. Выше заинтересованность - в областном центре и в городах области. Предприниматели различно относятся к данной проблеме в зависимости от своей мотивации прихода в малый бизнес. Меньше всего заинтересованы те предприниматели, кто пришли в бизнес, чтобы быть хозяином, собственником. Сказывается также и на отношении к этой проблеме система налогообложения, на которой находятся предприниматели. Меньше заинтересованность у работающих на едином налоге на вмененный доход, больше - у находящихся на общепринятой системе налогообложения. В разработке систем поощрения чаще всего нуждаются те, кто находится на спаде своей деятельности. Больше интерес проявляют к этому вопросу, работающие в торговле и в строительстве.
 
  Создание благоприятных условий труда - тема, интересующая 24% предпринимательского сообщества. Основные причины, из-за которых возникла эта проблема: отсутствие квалифицированных кадров на рынке, плохие условия труда (холод, график и т.д.), а также нехватка средств на обучение работников. На эту проблему в 2 раза острее реагируют женщины, чем мужчины. Осознание проблемы нарастает по мере увеличения возраста самих предпринимателей. Больше этой проблемой озабочены "периферийные" предприниматели - в городах области и в сельской местности. Острее её сознают люди не слишком грамотные (со средним образованием и ниже). Об улучшении условий труда сотрудников больше озабочены те, кто находится на подъеме своего бизнеса. Отраслевой разрез этой проблематики показывает, что больше озабоченность в сфере бытовых услуг и в сельском хозяйстве. Меньше всего - в торговле.
  Создание благоприятного климата в коллективе и управление конфликтами - проблемы, волнующие от 12 до 17% опрошенных предпринимателей. Возникновение этих проблем чаще всего объясняется предпринимателями отсутствием квалифицированных кадров (и, очевидным, желанием удержать нужных людей), а также осознанием роли человеческого фактора в успешности своего бизнеса. Эту проблему чаще осознают молодые предприниматели, чем пожилые. Проблема больше осознается в городах области, чем в областном центре или в сельской местности. Это прерогатива предпринимателей с высоким уровнем образования. Предприниматели менее образованные проблему осознают в три раза реже. Об этой проблеме чаще думают те, кто в большей степени удовлетворен результатами своей деятельности. В частности, те, у кого дела на подъеме или достигнуто стабильное положение в делах.
  Разработка должностных инструкций - как кадровая проблема осознается только каждым десятым предпринимателем. Основные причины, объясняющие возникновение данной проблемы - отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие знаний об управлении персоналом у самого предпринимателя, а также низкое образование у наемных сотрудников. В решении этой проблемы более заинтересованы предприниматели, живущие в городах области и сельской глубинке. Считают особенно нужным заниматься решением этой проблемы предприниматели с низким уровнем образования: среднее и ниже. Заинтересованность в разработке этой проблемы нарастает при наличии более 5-ти наемных сотрудников, а также от применяемой системы налогообложения.
 Таблица 35
  в % к числу опрошенных в каждой группе
  1 чел. 2-5 чел. 6-15 чел. 16-30 чел. Более 30 чел. Разработка должностных инструкций 9.5 5.3 17.9 15.4 11.9
 Таблица 36
 в % к числу опрошенных в каждой группе
  Общепринятая система налогообложения Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности Единый налог на вмененный доход Разработка должностных инструкций 19.7 10.3 5.8
 Проблемы информационного обеспечения
 
  На вопрос о том, какие проблемы информационного обеспечения Вашей деятельности имеют к Вам наибольшее отношение?" 17% опрошенных предпринимателей дали ответ: "У меня нет таких проблем". Таким образом, можно утверждать, что проблемы информационного обеспечения меньше других (правовых, кадровых, экономических) беспокоят предпринимательское сообщество региона. Но справедливости ради, нужно отметить, что 83% опрошенных предпринимателей, так или иначе, отметили наличие информационных проблем.
  В таблице ниже приведены ответы предпринимателей на вопрос об информационных проблемах:
 Таблица 37
  В % к числу опрошенных 1 Отсутствие системы информационного обеспечения деятельности предпринимателей 32.4 2 Недостаток организаций, оказывающих информационно-консультационные услуги для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на льготных условиях 30.1 3 Недостаточное освещение регулирования деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации 29.4 4 Отсутствие информации об организациях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 24.7 5 Недостаточное внимание предпринимателей к этой стороне своей деятельности 14.4 6 Отсутствие доступа к сети Интернет, системам Консультант, Гарант и др. 8.0 7 Другие проблемы информационного обеспечения 1.0
  На отсутствие системы информационного обеспечения деятельности предпринимателей - чаще жалуются мужчины-предприниматели, причем возрастных особенностей в озабоченности данной проблемой не обнаруживается. Острота проблемы нарастает по мере удаления от областного центра (см. таблицу).
 Таблица 38
  в % к числу опрошенных по каждой группе
  г. Пермь Города области Село Отсутствие системы информационного обеспечения деятельности предпринимателей 27.8 31.5 47.6
  Острее других ощущают отсутствие системы информационного обеспечения предприниматели, работающие на транспорте.
  Недостаток организаций, оказывающих информационно-консультационные услуги для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на льготных условиях ощущают предприниматели, живущие вне Перми. Недовольство больше высказывают предприниматели старших возрастов. Больше нуждаются в таких организациях ИПБОЮЛ, работающие в сфере бытового обслуживания и торговли, женщины.
  Недостаточное освещение регулирования деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации - эта проблема беспокоит до одной трети опрошенных предпринимателей. Это чаще предприниматели, живущие вне областного центра: чем дальше от Перми, тем больше потребность в решении этой проблемы. Причем, с возрастом предпринимателей, начиная с 45-ти лет, недовольство этой проблемой усугубляется. Наибольшую потребность в разрешении этой проблемы испытывают те, кто имеет среднеспециальное и незаконченное высшее образование. Эта проблема особенно остра у тех предпринимателей, которые реализуют свои услуги и производимую продукцию в местности, где и живут. Острее потребность у тех, кто работает в торговле и в бытовом сервисе.
  Отсутствие информации об организациях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - беспокоит каждого четвертого предпринимателя области. Об этом хотели бы больше узнать женщины, занимающиеся предпринимательством. Несколько больше интерес к этой проблеме в г. Перми. С возрастом предпринимателей резко увеличивается интерес к решению этой проблемы. Интерес к подобной информации нарастает по мере уменьшения уровня образованности предпринимателя. Особенно нуждаются в этой информации все те предприниматели, чей стаж в малом бизнесе насчитывает менее трех лет. Интерес достаточно равномерно распределен по сферам занятости предпринимателей. Но все-таки несколько выше среди тех, кто работает в промышленности, торговле и в общественном питании. Особенно нуждаются в такой информации те предприниматели, кто пришел в малый бизнес поневоле "Жизнь заставила".
  На отсутствие корпоративной заинтересованности в информационном обеспечении малого предпринимательства сетуют до 14% опрошенных предпринимателей. Эту проблему чаще осознают женщины-предприниматели, жители Перми. По мере увеличения возраста предпринимателей проблема осознается все больше и больше. Большую обеспокоенность этим высказывают предприниматели, работающие в промышленности.
  Отсутствие доступа к сети Интернет, системам Консультант, Гарант и др. - Эта проблема нарастает по мере удаления от Перми (см. таблицу).
 
 Таблица 39
  в % к числу опрошенных по каждому типу поселения
  г. Пермь Города области Село Отсутствие доступа к сети Интернет, системам Консультант, Гарант и др. 4.6 8.1 16.7
  Группы предпринимателей с различным уровнем образования по-разному обеспокоены данной проблемой (см.таблицу).
 
 Таблица 40
  в % к числу опрошенных по каждой образовательной группе
  Среднее и ниже Ср.специальное и незаконченное высшее высшее Отсутствие доступа к сети Интернет, системам Консультант, Гарант и др. 2.2 12.6 5.0 Больше в решении данной проблемы нуждаются предприниматели со среднеспециальным и незаконченным высшим образованием. По поводу предпринимателей, имеющих образование на уровне среднего и ниже, думается, их потребность в Интернете, просто не слишком развита.
  Больше говорили проблемах доступа к Интернету, работающие в торговле, бытовом обслуживании и в сельском хозяйстве. Больше потребность у женщин-предпринимательниц.
 
 Проблемы, влияющие на уровень доходности
 
  Проблемы доходности деятельности актуальны для всех слоев предпринимателей. Ни один респондент не дал ответа о том, что у него нет таких проблем. Ниже приводится список проблем, которые влияют на доходность малого бизнеса в Пермском регионе по состоянию на конец 2004 года.
 Таблица 41
 № п.п Факторы, влияющие на уровень доходности % 1 Неудовлетворительный спрос, связанный с уровнем жизни населения 49.7 2 Высокий уровень налогов 41.0 3 Нехватка оборотных средств 39.3 4 Аренда помещений (уровень арендной платы, условия договора) 35.7 5 Рост оптовых цен 34.3 6 Нестабильное экономическое положение территории 32.0 7 Высокий уровень конкуренции на территории 29.0 8 Высокий уровень транспортных и энергетических тарифов 28.0 9 Проблема получения кредита (% ставка, срок, залог и т.д.) 27.7 10 Уровень инфляции 26.3 11 Невозможность получить нужные площади в аренду или купить их 19.7 12 Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации 19.7 13 Административные барьеры для малого бизнеса (деятельность контролирующих органов, не заинтересованность чиновников) 15.7 14 Нестабильность работы градообразующих предприятий 12.3 15 Сложность приобретения земли в собственность 10.3 16 Недобросовестность деловых партнеров 8.3 17 Отсутствие эффективно действующей общественной организации предпринимателей 7.0 18 Вымогательство чиновников 5.0 19 Местное законодательство в области малого предпринимательства 3.7 20