<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Больше ссылаются на влияние оптовых цен в своем бизнесе на транспорте, в торговле и в общественном питании.
 
  Труднее справляться с ростом оптовых цен индивидуальным предпринимателям, чем их коллегам, занятых в иных организационно-правовых формах предпринимательства.
 Таблица 60
  Общества и товарищества ИПБОЮЛ Рост оптовых цен 29.2 35.6
  Нестабильное экономическое положение территории отмечают до 32% предпринимателей. Влияние этой проблемы, судя по результатам, больше сказывается на женском бизнесе, на женщинах-предпринимателях (38,5%), на тех, кто работает в единственном числе (44,2%), на упрощенной системе налогообложения (35,6%). Это проблема чаще звучит среди предпринимателей, живущих в городах области и на селе (40% в городах, 35% на селе и 19% в Перми). Об этой проблеме больше говорили те предприниматели, что пришли в малый бизнес по необходимости ("сократили" и т.п.), а "не по зову души".
  Высокий уровень конкуренции на территории - опять-таки чаще женская проблема, неумение с ней справляться свойственно в большей степени предпринимателям-одиночкам. Высокий уровень конкуренции отмечают предприниматели г. Перми (38%) и предприниматели, работающие на селе (31%). Исследование этой проблемы через призму стажа работы в малом предпринимательстве показывает, что осознание проблемы конкуренции приходит после трех лет работы. Затем, после преодоления 10-летнего рубежа, актуальность проблемы, по-видимому, несколько снижается. Больше об этой проблеме говорят занятые в общественном питании, торговле и в бытовом обслуживании. Влияние этой проблемы меньше всего на транспорте, в строительстве и в промышленности. О большей неготовности к решению этой проблемы свидетельствуют высказывания тех, кто пришел в малый бизнес, чтобы работать на себя и свою семью, а также те, кто стал предпринимателем вынужденно. Большую "закалку" при обнаружении этой проблемы проявляют те, кто пришел в малый бизнес осознанно, с желанием посвятить себя этому делу.
  Высокий уровень транспортных и энергетических тарифов чаще отмечают те предприниматели, у кого численность наемного персонала больше 5-ти человек. Эта проблема формирует ярко выраженное недовольство результатами своей деятельности в малом бизнесе. Проблема обостряется по мере удаления в "глубинку": если в Перми озабоченность этой проблемой составляет 23%, в городах области - 29%, то на селе уже 38%. Особенно отмечают эту проблему те предприниматели, чья продукция и услуги реализуется за пределами их местожительства (39% против 24% у тех, кто реализует продукцию на местных рынках). Проблема особенно актуальна для тех предпринимателей, кто занимается сельским хозяйством, транспортными услугами и общественным питанием.
  Проблема получения кредита (% ставка, срок, залог и т.д.), как проблемы, влияющей на доходность предпринимательской деятельности - актуальная для 28% опрошенных. Кто о ней говорит больше других? Чаще это предприниматели с числом работающих в их бизнесе до 15-ти человек. После преодоления рубежа численности в 15 человек, проблема становится менее актуальной. Проблема остра для молодых по возрасту предпринимателей, после 44-х лет актуальность проблемы несколько снижается.
  Проблему инфляции, как фактора, влияющего на доходность деятельности от малого предпринимательства, отметили до 26% опрошенных.
 Озабоченность этой проблемой различна в зависимости от системы налогообложения, по которой работает предприниматель:
 Таблица 61
  Общепринятая система налогообложения Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности Единый налог на вмененный доход Уровень инфляции 23.9 25.7 30.4
  Острее реакция на это фактор среди предпринимателей, работающих в системе "единый налог на вмененный доход" (30,4%). Фактор весьма активно формирует неудовлетворенность результатами бизнеса. Реакция в самой молодой группе предпринимателей на эту проблему составляет всего лишь 9,5%. Затем после 25-ти лет доля предпринимателей, которые понимают, что это за проблема, практически стабильна во всех возрастных группах. Осознание инфляции выше среди предпринимателей с низким уровнем образования (38%) и её влияние на бизнес в среде более образованных респондентов существенно меньше (23%). Острее на инфляцию реагируют предприниматели, занятые на транспорте и в сельском хозяйстве.
  Невозможность получить нужные площади в аренду или купить их - чаще отмечали молодые предприниматели, а также предприниматели, работающие в сельской местности, женщины-предпринимательницы. Проблема острее (в 2 раза) стоит для ИПБОЮЛ, чем для руководителей товариществ и обществ. Проблема резче просматривается в сфере бытовых услуг.
  Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации, как проблемы, влияющей на доходность малого предпринимательства, отметил каждый пятый предприниматель. Особенно остра эта проблема для тех, чей бизнес нуждается в большем числе наемного персонала, чем 5 человек (см. таблицу).
 
 Таблица 62
  1 человек 2-5 человек 6-15 чел. 16-30 чел Более 30 чел Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации 9.6 14.3 26.6 26.2 27.3
  Несколько большую тревогу проявляют те предприниматели, которые работают на традиционной системе налогообложения (см. таблицу).
 Таблица 63
  Общепринятая система налогообложения Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности Единый налог на вмененный доход Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации 28.3 16.8 15.7
  Острее всего эта проблема, по мнению опрошенных предпринимателей, в городах области. Меньше в Перми, и в сельской местности.
  Осознание проблемы происходит по мере увеличения возраста предпринимателя и расширения границ своего бизнеса (см. таблицы 58,59).
 Таблица 64
  18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации 9.5 19.7 20.3 20.7 28.6
 
 Таблица 65
  В местности, где живу За пределами местности, где живу Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации 17.0 26.1
  Обеспокоенность отсутствием квалифицированных кадров больше среди предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве и в промышленности.
 
  Об административных барьерах для малого бизнеса (деятельность контролирующих органов, не заинтересованность чиновников) в 2 раза чаще говорят мужчины-предприниматели, чем женщины, то есть это "мужская проблема". Проблема административных барьеров по-разному и осознается, и артикулируется предпринимателями. О них чаще свидетельствуют те, кто работает на упрощенной системе налогообложения и отчетности (20% против 13,7%, кто работает на едином налоге на вмененный доход). Судя по распределению этой проблемы в зависимости от типа проживания предпринимателей, есть предположение, что административные барьеры выше в сельской местности, чем, например, в Перми или в городах области. Об административных барьерах чаще говорят совсем молодые предприниматели, а затем с увеличением возраста происходит уменьшение удельного веса высказываний. Есть еще один вывод: об административных барьерах в два раза чаще говорят индивидуальные предприниматели, чем руководители ООО и ЗАО. Чаще о них говорят предприниматели, работающие на селе и в сфере транспорта.16
  Сложность приобретения земли в собственность чаще отмечают предприниматели, работающие в сельской местности. Проблема острее стоит для индивидуальных предпринимателей.
  Недобросовестность деловых партнеров - эту проблему подняли в ходе исследования до 8% опрошенных предпринимателей. Проблему чаще поднимали предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения (11%). О недобросовестности несколько больше говорили пермские предприниматели, а также те, кто работает на селе. Пожилые предприниматели, по-видимому, чаще сталкиваются с этим явлением. Явление недобросовестности больше, видимо, распространено тогда, когда предприниматель занимается реализацией продукции за пределами своей малой родины. Чаще о нем говорили те, кто работает в сельском хозяйстве и в строительстве. Наиболее болезненная реакция на это явление в среде тех, кто пришел в бизнес всерьез и надолго, ради своего любимого дела.
  Отсутствие эффективно действующей общественной организации предпринимателей отметили до 7% опрошенных предпринимателей. Как мы уже отмечали, больше в такой системе нуждаются женщины, занимающиеся малым предпринимательством, проживающие в городах: в Перми и в других городах области. Их уровень образования на уровне среднего и ниже. Анализ этой потребности показывает, что с увеличением числа занятых у предпринимателя потребность в этом сокращается до 2%. Скорее, это проблема, когда весь бизнес осуществляется силами одного человека - самого предпринимателя (а вернее, предпринимательницы). Особенно велика потребность в такой системе у тех, кто совсем не удовлетворен результатами работы за прошедший год. Заинтересованность в такой поддержке обостряется примерно через первые три года работы в малом предпринимательстве. Больше эта потребность в таких отраслях, как сельское хозяйство и общественное питание.
  О вымогательстве чиновников высказались всего лишь 5% опрошенных. Несколько чаще говорили мужчины, чем женщины, а также работающие по единому налогу на вмененный доход. Это явление больше распространено в г. Перми (9%) и, по-видимому, меньше в городах области (2%). С вымогательством чаще сталкиваются менее образованные предприниматели (см. таблицу).
 Таблица 66
  Образование среднее и ниже Образование среднеспециальное и незаконченное высшее Образование высшее Вымогательство чиновников 6.7 5.9 3.4 С вымогательством чаще сталкиваются руководители товариществ и обществ:
 Таблица 67
  Общества и товарищества ИПБОЮЛ Вымогательство чиновников 7.7 4.3
  Анализируемое явление, по всей видимости, чаще встречается в строительстве, на транспорте и в сфере бытовых услуг.
  Местное законодательство в области малого предпринимательства, как фактор, снижающий доходность малого бизнеса, был отмечен в одинаковой степени и теми, кто работает и на "упрощенке" и по "единому налогу на вмененный доход". Чаще местное законодательство в этой связи упоминали предприниматели, работающие в сельской местности (4,8%) и в городах области (4,0 %). Несколько острее реакция на этот фактор в среде предпринимателей со стажем в малом бизнесе до 3-х лет. Видимо, больше других местное законодательство затрагивает интересы предпринимателей, работающих в торговле, и в бытовом обслуживании.
  Про вымогательство криминальных структур дали ответы всего лишь 1,7% опрошенных предпринимателей. Это, чаще всего, пермская проблема. Проблема, несколько больше касающаяся мужчин. Предпринимателей менее образованных. Об этом чаще говорили предприниматели со стажем работы до 3-х лет в бизнесе. О вымогательстве несколько больше говорили, работающие в сфере транспортных услуг.
 
 
 Рейтинг всех проблем, влияющих на развитие малого предпринимательства в Пермской области и КПАО
 
  В этом разделе мы решили свести воедино все проблемы, которые были отмечены предпринимателями в ходе данного исследования, чтобы представить всю "лестницу" проблем, мешающих развитию малого предпринимательства в регионе. Рейтинг составлен по удельному весу высказываний опрошенных предпринимателей по каждой проблеме. Проблемы с большими удельными весами занимают первые места в этом "проблемном" рейтинге. Проблемы, о которых предпринимательское сообщество беспокоится меньше или эти проблемы почти решены, стоят в конце рейтинга. Рейтинг дает наглядное представление о проблемах, по которым следует искать решение в первую очередь.
 
 Таблица 68
 Место проблемы Проблемы
  %
  1 Подбор квалифицированных кадров 64.1 2 Частота изменений в законодательной базе 55.9 3 Неудовлетворительный спрос, связанный с уровнем жизни населения 49.7 4 Частые изменения в структуре налогов 44.5 5 Поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности) 44.3 6 Высокий уровень налогов 41.0 7 Нехватка оборотных средств 39.3 8 Аренда помещений (уровень арендной платы, условия договора) 35.7 9 Рост оптовых цен 34.3 10 Отсутствие системы информационного обеспечения деятельности предпринимателей 32.4 11 Формирование команды 32.1 12 Нестабильное экономическое положение территории 32.0 13 Анализ и оптимизация всех затрат своего предприятия (своей деятельности) 31.7 14 Обучение и повышение квалификации персонала 30.8 15 Недостаток организаций, оказывающих информационно-консультационные услуги для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на льготных условиях 30.1 16 Недостаточное освещение регулирования деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации 29.4 17 Высокий уровень конкуренции на территории 29.0 18 Сложность налоговых постановлений 28.8 19 Высокий уровень транспортных и энергетических тарифов 28.0 20 Проблема получения кредита (% ставка, срок, залог и т.д.) 27.7 21 Улучшение качества персонала 26.5 22 Схемы налогообложения 26.4 23 Уровень инфляции 26.3 24 Ведение бухгалтерского учета 25.7 25 Разработка систем стимулирования труда (уровень оплаты, зависимость оплаты от дохода, премии, моральное поощрение) 25.6 26 Отсутствие информации об организациях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 24.7 27 Создание благоприятных условий труда 23.5 28 Нарушение прав предпринимателя во взаимоотношениях с различными инспекциями 22.4 29 Расчет точек безубыточности, поиск наихудшего и наилучшего вариантов своей деятельности 22.3 30 Эффективность использования капитала (в денежной и в натуральной форме) 20.7 31 Сложности в получении оперативной, достоверной информации по законодательству и налогообложению в сфере малого бизнеса 20.4 32 Невозможность получить нужные площади в аренду или купить их 19.7 33 Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации 19.7 34 Не исполнение законов, действие которых связано с малым бизнесом 17.7 35 Правовые проблемы, связанные с арендой, куплей и продажей недвижимости 17.7 36 Создание благоприятного климата в коллективе 17.1 37 Административные барьеры для малого бизнеса (деятельность контролирующих органов, не заинтересованность чиновников) 15.7 38 Недостаточное внимание предпринимателей к этой стороне своей деятельности 14.4 39 Экономический анализ схем налогообложения 14.3 40 Оптимизация товарных запасов 12.3 41 Нестабильность работы градообразующих предприятий 12.3 42 Управление конфликтами 11.5 43 Разработка должностных инструкций 11.5 44 Сложность приобретения земли в собственность 10.3 45 Расчет оптимального объема кредита 8.7 46 Эффективное использование активов с учетом их целевого назначения 8.3 47 Недобросовестность деловых партнеров 8.3 48 Отсутствие доступа к сети Интернет, системам Консультант, Гарант и др. 8.0 49 Урегулирование взаимоотношений между партнерами через арбитражные суды 7.0 50 Отсутствие эффективно действующей общественной организации предпринимателей 7.0 51 Оценка и динамика изменения стоимости дебиторской и кредиторской задолженности 6.3 52 Вымогательство чиновников 5.0 53 Местное законодательство в области малого предпринимательства 3.7 54 Работа по составлению договоров 3.0 55 Составление исковых заявлений, жалоб 2.7 56 Составление аналитических запросов в налоговую инспекцию по схемам налогообложения 2.3 57 Вымогательство криминальных структур 1.7
 В группу самых актуальных проблем малого предпринимательства в Пермской области вошли:
 
 1. Подбор квалифицированных кадров;
 2. Частые изменения в законодательной базе;
 
 В группу актуальных проблем малого предпринимательства включены следующие:
 
 3. Неудовлетворительный спрос, связанный с уровнем жизни населения;
 4. Частые изменения в структуре налогов;
 5. Поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности);
 6. Высокий уровень налогов;
 7. Нехватка оборотных средств
 
 В группу проблем со средними значениями озабоченности предпринимателей вошли такие, как:
 
 1. Аренда помещений (уровень арендной платы, условия договора)
 2. Рост оптовых цен
 3. Отсутствие системы информационного обеспечения деятельности предпринимателей
 4. Формирование команды
 5. Нестабильное экономическое положение территории
 6. Анализ и оптимизация всех затрат своего предприятия (своей деятельности)
 7. Обучение и повышение квалификации персонала
 8. Недостаток организаций, оказывающих информационно-консультационные услуги для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на льготных условиях
 9. Недостаточное освещение регулирования деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации
 10. Высокий уровень конкуренции на территории
 11. Сложность налоговых постановлений
 12. Высокий уровень транспортных и энергетических тарифов
 13. Проблема получения кредита (% ставка, срок, залог и т.д.)
 
  В группу проблем с низкими значениями озабоченности вошли следующие проблемы:
 
 22. Улучшение качества персонала
 23. Схемы налогообложения
 24. Уровень инфляции
 25. Ведение бухгалтерского учета
 26. Разработка систем стимулирования труда (уровень оплаты, зависимость оплаты от дохода, премии, моральное поощрение)
 27. Отсутствие информации об организациях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
 28. Создание благоприятных условий труда
 29. Нарушение прав предпринимателя во взаимоотношениях с различными инспекциями
 30. Расчет точек безубыточности, поиск наихудшего и наилучшего вариантов своей деятельности
 31. Эффективность использования капитала (в денежной и в натуральной форме)
 32. Сложности в получении оперативной, достоверной информации по законодательству и налогообложению в сфере малого бизнеса
 33. Невозможность получить нужные площади в аренду или купить их
 34. Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации
 35. Не исполнение законов, действие которых связано с малым бизнесом
 36. Правовые проблемы, связанные с арендой, куплей и продажей недвижимости
 37. Создание благоприятного климата в коллективе
 38. Административные барьеры для малого бизнеса (деятельность контролирующих органов, не заинтересованность чиновников)
 39. Недостаточное внимание предпринимателей к этой стороне своей деятельности
 40. Экономический анализ схем налогообложения
 
 
  В группу проблем менее актуальных вошли такие, как:
 
 1. Оптимизация товарных запасов
 2. Нестабильность работы градообразующих предприятий
 3. Управление конфликтами
 4. Разработка должностных инструкций
 5. Сложность приобретения земли в собственность
 6. Расчет оптимального объема кредита
 7. Эффективное использование активов с учетом их целевого назначения
 8. Недобросовестность деловых партнеров
 9. Отсутствие доступа к сети Интернет, системам Консультант, Гарант и др.
 10. Урегулирование взаимоотношений между партнерами через арбитражные суды
 11. Отсутствие эффективно действующей общественной организации предпринимателей
 12. Оценка и динамика изменения стоимости дебиторской и кредиторской задолженности
 13. Вымогательство чиновников
 14. Местное законодательство в области малого предпринимательства
 15. Работа по составлению договоров
 16. Составление исковых заявлений, жалоб
 17. Составление аналитических запросов в налоговую инспекцию по схемам налогообложения
 18. Вымогательство криминальных структур
 
 
 Уровень информированности предпринимателей о существующей в регионе инфраструктуре по поддержке малого предпринимательства и оценка эффективности её работы
 
  Одной из задач данного исследования было выяснение позиций предпринимательского сообщества региона относительной действующей инфраструктуры, об эффективности её работы.
  Но с начала нужно было понять, вошел ли сам термин "инфраструктура поддержки малого предпринимательства" в обиход, в повседневную, деловую жизнь предпринимателей, что под этим термином понимается.
  С этой целью в ходе опроса были заданы два вопроса:
 1. Знаком ли Вам такой термин, как "инфраструктура поддержки малого предпринимательства?"
 2. Что Вы понимаете под термином "инфраструктура поддержки малого предпринимательства"? 17
 
  На графике ниже видно, что термин "инфраструктура поддержки малого предпринимательства" знаком 41,4% опрошенных предпринимателей. Большая часть опрошенных - 58,6% - с данным термином не знакомы.
 
 
 Рисунок 9
  С этим термином чаще знакомы мужчины (47%), меньше женщины (32%). Меньше знают о термине молодые18 (15%) и пожилые предприниматели (16%).
  Знание термина увеличивается по мере роста образования респондентов: от 15% среди предпринимателей, имеющих образование на уровне среднего и ниже до 59% среди тех, кто имеет высшее образование. Больше знакомы с термином руководители товариществ и обществ, меньше индивидуальные предприниматели.
  Понимание термина "инфраструктура поддержки малого предпринимательства" теми, кто знаком19 с данным термином раскрыто в таблице ниже:
 Таблица 69
 № п.п. Что Вы понимаете под термином "инфраструктура поддержки малого предпринимательства"? В % к числу знакомых с термином 1 Организация (структура), которая занимается: поддержкой, развитием малого предпринимательства 28.3 2 Это объединения предпринимателей, их добровольные сообщества 8.7 3 Это фонды, ассоциации, фирмы и т. д.( без указания принадлежности) 7.1 4 Это различные программы, законы, мероприятия, направленные на развитие малого бизнеса 7.9 5 Это система помощи государства на разных уровнях, направленные на развитие малого бизнеса 8.7 6 Это "скорая помощь", опека над начинающими предпринимателя 1.6 7 Приводятся конкретные названия организации (например, торго-промышленная палата, Уральский фонд поддержки малого предпринимательства и т.п.) 2.4 8 Подчеркиваются функции - заказы, кредиты, помощь и т.п. 9.4 9 Другое 19.7 10 Затрудняюсь ответить 6.3 Итого 100.0 Всем участникам исследования был задан вопрос: "Знаете ли Вы о существовании в Пермской области организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства?". Ответы приведены на графике ниже.
 
  Рисунок 10
 
  Анализ связи между ответами на два вопроса : "Знаком ли Вам термин "инфраструктура поддержки малого предпринимательства" и вопросом "Знаете ли Вы о существовании в Пермской области организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства?" показывает определенное замешательство, некую "зыбкость" в понимании, что же такое инфраструктура, есть ли организации в Пермской области (см. таблицу ниже).
 
 Таблица 70
 ЗНАКОМ ЛИ ВАМ ТАКОЙ ТЕРМИН "ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?" ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О СУЩЕСТВОВАНИИ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?
 
 
  Да Что-то слышал Нет Итого Да 41.8 32.0 26.2 100.0 Нет 12.7 16.2 71.1 100.0
  Среди тех, кто сказал. что знает термин "инфраструктура поддержки малого предпринимательства" лишь 73,8% (сумма ответов "Да" и "Что-то слышали") слышали о существовании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Пермской области. Те же респонденты, которые заявили, что они не знакомы с этим термином, все же, оказывается, некоторые из них слышали о существовании организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Пермской области (28,9%). Доля предпринимателей, которые "не путаются" ни по поводу термина, ни по поводу подобных организаций в Пермской области составляет всего лишь 17 %. Таким образом, о существовании организаций, поддерживающих малый бизнес в Пермской области, знает примерно от 17% до 25% предпринимателей региона.
  Тем, кто знает о существовании организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Пермской области, мы задали вопрос о том, из каких источников они узнали об их существовании.
 Таблица 71
  % от общего числа опрошенных 1 Из газет 43.3 2 От коллег по бизнесу 27.0 3 По ТВ 22.7 4 От администрации области, города (района) 19.9 5 По радио 14.2 6 От знакомых и родных 7.8 7 Затрудняюсь ответить/Не помню 5.7 8 Из других источников 5.0
  Основным источником являются газеты, а также общение предпринимателей между собой и телевизионные передачи. Немалую роль играют городские и районные администрации.
  На вопрос обращались ли Вы за последние год-два в организации инфраструктуры малого бизнеса, утвердительный ответ дали 26 человек20 из 300 опрошенных, в процентах это составило 8,7%.
  Исследуем логику поведения тех предпринимателей, которые обращались за помощью. В какие организации, прежде всего, обращаются предприниматели, нуждающиеся в помощи?
 Таблица 72
 Ранг Наименование организации В % к числу предпринимателей, обращавшихся за поддержкой 1 Фонды поддержки малого предпринимательства 73.1 2 Администрация города (района) 34.6 3 Администрация Пермской области 19.2 4 Торгово-промышленные палаты 15.4 5 Общественные организации предпринимателей 11.5 6 Консалтинговые агентства 7.7 7 Областное Законодательное Собрание 7.7 8 В органы местной законодательной власти 7.7 9 В другие организации 3.8 10 Структуры бизнес-образования 0
  Чаще предприниматели обращаются в фонды поддержки малого предпринимательства. На втором месте по обращаемости - администрации городов и районов.
 Какого рода поддержка обычно нужна предпринимателям?
 Таблица 73
  % 1 Получение кредита 73.1 2 Правовые аспекты работы предприятия 30.8 3 Обучение персонала (владение психологическими приемами продаж, развитие навыков общения с клиентами) 26.9 4 Анализ потребности в кредитных ресурсах и увеличение объема продаж 19.2 5 Способы управления персоналом (стимулирование работы персонала, формирование команды, разрешение конфликтов и т.п.) 11.5 6 Оптимизация налогообложения предприятия (деятельности), в т.ч. минимизация налоговых платежей правовыми способами 7.7 7 Бизнес-планирование работы предприятия (деятельности) 7.7 8 Изучение спроса методами маркетинговых исследований 7.7 9 Ведение бухучета, подача сведений в ИМНС, Пенсионный фонд 3.8 10 Анализ затрат, схем безубыточности, разработка ценовой политики 3.8 11 Финансовый анализ деятельности предприятия (деятельности), в том числе анализ экономических показателей, влияющих на доходность, поиск путей повышения доходности и др.) 3.8 12 Формирование имиджа фирмы (создание положительного образа с использованием современных психотехнологий) 3.8 13 Применение компьютеров и информационных технологий в предпринимательской деятельности 3.8 Примечание к таблице: в виду того, что каждый респондент мог отметить более одного пункта, сумма процентов по столбцу составляет более 100%.
 
  Основной темой обращения за поддержкой является получение кредита для своего бизнеса (73%). Каждый третий обращающийся за помощью хотел бы получить правовую помощь, а также помощь в обучении персонала. Остальные темы получения помощи практически мало выражены.
  Как в целом предприниматели оценили результативность оказанной им помощи и поддержки?
 
 Таблица 74
  В % к числу обратившихся за помощью Обращение принесло пользу (дало положительные результаты) 42.9 Обращение не принесло пользы (отсутствие результата) 25.0 Обращение дало только отрицательный результат 10.7 Обращение дало противоречивый результат ( были и "плюсы", были и "минусы") 7.1 Другая оценка 10.7 Затрудняюсь ответить 3.6 ИТОГО 100
  По-видимому, оказанная помощь все-таки дает положительный результат (43% оценивают оказанную помощь положительно). Но большинство ответов либо уклончивы, либо отрицательны.
  Помимо вопроса о знании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Пермской области, участникам исследования был задан вопрос: "Принимали ли Вы участие в мероприятиях поддержки малого предпринимательства?". На этот вопрос нами были получены следующие ответы:
 
  Рисунок 11
 
  Как показывают результаты исследования, в программах поддержки приняла участие одна десятая часть опрошенных предпринимателей.
  Зададим себе вопрос: "В программы поддержки попали те же самые предприниматели, которые обращались за помощью и поддержкой в систему инфраструктуры или это были другие люди?"
 Таблица 75
 в % к итогу по строке
 
 ПРИНИМАЛИ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА? ОБРАЩАЛИСЬ ЛИ ВЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД- ДВА В ОРГАНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА ИЛИ НЕТ?
 
  Да Нет ИТОГО Да 46.2 53.8 100 Нет 13.3 86.7 100
  По нашим данным получается, что в программах поддержки малого предпринимательства каждый второй - это предприниматель, обращавшийся за помощью в организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
  Всем кто, принимал участие в программах поддержки малого предпринимательства, был задан вопрос о том, какую конкретную помощь они получили. Ответы участников программ поддержки малого предпринимательства приведены ниже.
 
 Таблица 76
  В % к числу принявших участие в программах Участие в выставках 18.8 Информационная поддержка, консультации, консалтинговые услуги 28.1 Финансовая поддержка, помощь в получении кредита 25.0 Другие виды помощи 3.1 Сотрудничество было, но не привело к ожидаемому результату 9.4 Другие ответы 15.6 ИТОГО 100.0
  Нам достаточно трудно сделать выводы по этому блоку информации из-за недостаточного (в статистическом смысле) массива участников программ. Необходимо проведение полноценного исследования, так как здесь мы имеем дело лишь с результатами пилотажного проекта.
  Всем участникам исследования был задан вопрос: "Знаете ли Вы о существовании на территории Пермской области объединений предпринимателей?"
 
 Рисунок 12
  Около 40% опрошенных предпринимателей знают о существовании общественных объединений предпринимателей. Кто чаще знает о них? Это чаще мужчины-предприниматели (45%), чем женщины (30%). Удельный вес предпринимателей, знающих об общественных объединениях среди молодых составляет всего лишь 19%, а среди предпринимателей пожилого возраста уже 57%.. Больше других об этих объединениях знают предприниматели с высшим образованием (56%), в то время как у их коллег по цеху с меньшим уровнем образования эта доля достигает лишь 28%. Чаще о существовании объединений знают руководители ЗАО или ООО (60%). Среди индивидуальных предпринимателей доля осведомленных об общественных объединениях составляет (33%). Каждый второй из числа знающих о существовании объединений, знает и о существовании системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Каждый пятый, знающий об объединениях, обращался за помощью и поддержкой в учреждения инфраструктуры, а также участвовал в программах поддержки малого предпринимательства.
  Если о существовании объединений знают 38% опрошенных предпринимателей области, то реально участвуют в них лишь 6,3%.
  Мы предъявили список организаций, проектов, программ, входящих в систему инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Пермской области, которые принимают21 участие в общественной жизни предпринимателей региона для того, чтобы понять знают ли они конкретные организации, проекты, мероприятия, которые включены в эту систему.
 Таблица 77
 Знаете ли Вы о существовании... % по столбцу Уральского фонда поддержки малого предпринимательства 86.4 Пермской торгово-промышленной палаты 86.4 программы поддержки малого предпринимательства на территории вашего города (района) 72.7 комитета потребительского рынка и развития предпринимательства администрации области? 63.6 областной целевой программы поддержки малого предпринимательства на территории Пермской области на 2002-2004гг. 63.6 Пермской областной организации российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса 45.5 Концепции политики Пермской области по развитию предпринимательства на 2002-2006гг.? 45.5 Уральского агентства поддержки предпринимательства 40.9 регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" 27.3 делового предпринимательского клуба "Единение" 22.7
  Больше всего активисты знают об Уральском фонде поддержки малого предпринимательства и о Торгово-промышленной палате. Меньше всего знают о региональном отделении общероссийской организации малого и среднего бизнеса "Опора России", а также о деловом клубе "Единение".
 
 Итак, подведем некоторые итоги.
  41,4% знакомы с термином "инфраструктура поддержки малого предпринимательства";
  24,7% знают о существовании системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Пермской области;
  8,7% предпринимателей региона обращались за последние два года в организации структуры поддержки малого предпринимательства Пермской области;
  10,7% опрошенных предпринимателей участвовали в программах поддержки малого предпринимательства;
  38% предпринимателей знают о существовании общественных объединений;
  6,3% участвуют в работе общественных объединений.
 
  Тема "уровень информированности предпринимателей о существующей в регионе инфраструктуре и оценка эффективности её работы" нуждается в отдельном и репрезентативном социологическом исследовании.
 
 
 Взаимоотношения субъектов малого предпринимательства с кредитными учреждениями
 
  Как показывает анализ, получение кредита для предпринимателей, обращающихся за помощью в учреждения инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в нашем регионе является основной темой. Поэтому имеет смысл более подробно рассмотреть позиции опрошенных предпринимателей и по поводу взаимодействия с кредитными учреждениями, и позиции по поводу инвестиционного климата малого предпринимательства в регионе.
  Ниже приведены ответы опрошенных предпринимателей на вопрос: " Как бы Вы в целом оценили финансово-кредитное и инвестиционное обеспечение малого предпринимательства на территории Пермской области в настоящее время?"
 
 Рисунок 13
  Преобладающая оценка финансово-кредитного и инвестиционного обеспечение малого предпринимательства в регионе - "удовлетворительно" (38%). Однако, следует обратить внимание, что получено почти такое количество и негативных высказываний (34,3%). При этом доля позитивных оценок составляет всего лишь 13%. В целом можно утверждать, что отношение предпринимательского сообщества к тому, как осуществляется финансирование и инвестиции в малый бизнес, скорее, негативное. Несколько лучше оценивается ситуация в городах области и хуже всего на селе. Чуть лучше оценка климата, которую дают руководители обществ и товариществ. Негативнее оценка ПБЮОЛ.
  Исследуем опыт взаимодействия предпринимателей региона с банками.
 
 
 
 Рисунок 14
  Как видно из графика, расположенного выше, 53% опрошенных предпринимателей обращались в коммерческие банки с просьбой о получении кредита.
  Ниже приводится список коммерческих банков, в которые обращались предприниматели:
 
 Таблица 78
 Рейтинг обращаемости Наименование банка В % к числу обращавшихся в банки 1 Сбербанк (в том числе его филиалы на территории Пермской области) 63.7 2 Уралсиб 14.6 3 Банк Москвы 8.9 4 Кама-банк 8.3 5 Урал ФД 3.8 6 Транскапиталбанк 2.5 7 Банк Прикамье 1.9 8 Пермский коммерческий банк 1.9 9 Петрокоммерцбанк 1.9 10 Собинбанк 1.9 11 Агробанк 1.3 12 Альфа-банк 1.3 13 Дзержинский 1.3 14 Металлинвест-банк 1.3 15 Перминвестбанк 1.3 16 Прикамье 1.3 17 Русский стандарт 1.3 18 Банк межотраслевой промышленной интеграции 0.6 19 Банк ФД 0.6 20 Гута-банк 0.6 21 Драгоценности Урала 0.6 22 Западуралбанк 0.6 23 Коми-Пермбанк 0.6 24 Кредит-ФД 0.6 25 Менатеп 0.6 26 Пермкредит 0.6 27 Развитие 0.6 28 Русское золото 0.6 29 СДМ-банк 0.6 32 Эталон-банк 0.6
  Участникам исследования был задан вопрос: "Сколько раз за время существования своего бизнеса, Вы получали кредит в коммерческом банке?", ответы на него приводятся ниже:
 Таблица 79
 № п.п. Варианты ответов В % к числу обращавшихся за кредитом 1 Ни разу не получали 30.1 2 Один раз 26.9 3 2-3 раза 17.9 4 От 3 до 5-ти раз 5.1 5 От 5 до 10- ти раз 6.4 6 Регулярно 11.5 7 Затрудняюсь ответить/ я не оформлял кредит 1.9 ИТОГО 100.0
  Из 53% опрошенных предпринимателей, которые обращались когда-либо в коммерческий банк за получением кредита, 30% так и не смогли получить кредит. 27% получили кредит один раз. В пересчете на все число опрошенных доля тех, кто получал кредит хотя бы один раз, составляет 35% . Причем, доля предпринимателей, регулярно получающих кредит, составляет всего лишь 6% от всего числа опрошенных предпринимателей.
 
  На вопрос: "Удовлетворяет ли Вас существующий механизм кредитования малого бизнеса со стороны коммерческих банков, включая Сбербанк?" мы получили следующие ответы:
 
 Рисунок 14
 
  Большинство (60%) предпринимателей региона выразили неудовлетворенность действующим механизмом кредитования, причем 34% не удовлетворены работой этого механизма полностью.
  Сравнение ответов предпринимателей об удовлетворенности существующим механизмом кредитования через призму опыта обращения в коммерческие банки показано в таблице
 Таблица 80
 Удовлетворяет ли Вас существующий механизм кредитования малого бизнеса со стороны коммерческих банков? Обращались ли Вы когда-нибудь в коммерческие банки с целью получения кредита Да Нет Полностью удовлетворяет 5.8 4.3 В основном удовлетворяет 29.2 10.1 Сумма ответов "полностью удовлетворены и "в основном удовлетворены" 35.1 14.4 В основном не удовлетворяет 24.7 29.5 Полностью не удовлетворяет 39.6 28.1 Сумма ответов "полностью не удовлетворены и "в основном не удовлетворены" 64.3 57.6 Затрудняюсь ответить 0.6 28.1
 Напрашиваются интересные выводы:
 
 1) с одной стороны, те, кто обращается в банки, все-таки больше удовлетворены механизмом кредитования, чем те предприниматели, кто вообще не обращался в банки;
 2) с другой стороны, доля неудовлетворенных механизмом кредитования все-таки значительна; она даже "перекрывает" долю недовольных среди предпринимателей, не имевших опыта взаимодействия с банками;
 3) особенно удивительно то обстоятельство, что при отсутствии собственного личного опыта взаимодействия с банками по поводу получения кредита почти 58% предпринимателей выносят негативные суждения о механизме кредитования; возможно, срабатывает "эффект молвы"; хотя справедливости ради 28% из числа этих предпринимателей не стали выносить суждений о механизме кредитования.
 
  Почему все-таки такая большая доля предпринимателей недовольна механизмом кредитования? Рассмотрим взаимосвязь ответов на вопросы об удовлетворенности механизмом кредитования и о том, как часто предприниматели получали кредит в коммерческих банках.
 
 
 
 
 
 Таблица 81
 Удовлетворяет ли Вас существующий механизм кредитования малого бизнеса со стороны коммерческих банков? Сколько раз за время существования Вашего бизнеса Вы получали кредит в коммерческом банке? Ни разу не получали Один раз 2-3 раза От 3 до 5-ти раз От 5 до 10 ти раз Регулярно Полностью удовлетворяет 0.0 9.5 3.6 12.5 10.0 11.8 В основном удовлетворяет 13.0 33.3 35.7 37.5 50.0 47.1 Сумма ответов "полностью удовлетворены и "в основном удовлетворены" 13.0 42.9 39.3 50.0 60.0 58.8 В основном не удовлетворяет 30.4 19.0 28.6 25.0 20.0 23.5 Полностью не удовлетворяет 54.3 38.1 32.1 25.0 20.0 17.6 Сумма ответов "полностью не удовлетворены и "в основном не удовлетворены" 84.8 57.1 60.7 50.0 40.0 41.2
  Анализ таблицы показывает, что удовлетворенность механизмом кредитования увеличивается по мере частоты получения кредитов: больше всего раздражения испытывают те, кто обратившись в банки не получил кредита, но затем раздражение несколько сокращается. Возможно, это связано с обретением определенного опыта и культуры во взаимодействии с кредитными учреждениями, может быть, потому, что возникает доверие между кредитуемым и кредитором. Но, тем не менее, даже среди предпринимателей регулярно получающих кредиты, доля не удовлетворенных механизмом кредитования все-таки значительна (41%).
  На вопрос: "Что Вас конкретно не удовлетворяет в механизме кредитования малого предпринимательства?" были получены следующие ответы:
 Таблица 82
 Ранг Основные причины неудовлетворенности механизмом кредитования малого бизнеса % к числу опрошенных 1 Большой (высокий) процент (ставка) за пользование кредитом 45.2 2 Не удовлетворяют требования к документации 21.0 3 Долгое оформление кредита (теряешь время, быстрее найдешь на стороне) 18.5 4 Кредит выдают на короткий срок 9.3 5 Требование залога 8.1 6 Необходимость большого числа поручителей 5.2 7 Не удовлетворяет размер кредита 4.0 8 Сложно получить кредит вовремя и в нужном объеме 4.0 9 Другое 4.0 10 Проще оформить кредит как физическому лицу, а не как ИП 3.6 11 Банки предвзяты к клиентам: одним дают, другим - нет 3.2 12 Чрезмерная и подозрительная "дотошливость" банков 2.8 13 Одни банки кредит дают больше, другие -меньше 0.4
 
 
 
 
  Среди основных причин недовольства выделяются три: высокий процент за пользование кредитом (убежден в этом практически каждый второй предприниматель), не удовлетворяют требования к документации при оформлении кредита (каждый пятый), долгая процедура оформления кредита (18%).
 
  В связи с тем, что каждого пятого предпринимателя не устраивают требования к документации, в исследовании был задан вопрос: " Как Вы оцениваете требования, предъявляемые банками к документации, необходимой для получения кредита?". На него были получены следующие ответы:
 Таблица 83
 Высказывания о требованиях, предъявляемых банками к документации на получение кредита В % к числу опрошенных
  Требования нормальные, обоснованные, законные 27.2 Слишком много документов 17.9 Многие документы излишни, слишком много хотят знать 2.8 Сложные, запутанные бумаги 3.4 Требования банков излишние, завышенные, жесткие 30.0 Требование предоставить документы, которые не ведутся у ИП 0.7 Другие ответы 4.5 Затрудняюсь ответить/ я не оформлял кредит 13.1
  Около 30% опрошенных предпринимателей, по сути, не имеет претензий к требованиям на оформление документации на получение кредита, но определенная часть предпринимателей (около 30%) считает требования банков излишними, жесткими, завышенными. Почти 18% предпринимателей полагают, что документов слишком много. Вот основные претензии, прозвучавшие о требованиях банков к документации на получение кредита.
 
  С какими надеждами живет предпринимательское сообщество региона в плане финансового и инвестиционного обеспечения? 54% надеются на улучшение ситуации, 40% опрошенных считают, что улучшения ожидать не приходится, остальные затрудняются ответить.
 
  На вопрос: "На какие источники финансовой поддержки малого предпринимательства в Пермской области, прежде всего, рассчитываете Вы?" мы получили следующие ответы:
 
 
 
 
 Таблица 84
 Источники поддержки В % к числу опрошенных Собственные средства 88.0 Частный кредит 19.3 Банковский кредит 23.3 Из фондов поддержки малого предпринимательства 6.7 Через лизинг, франчайзинг 3.3 Косвенное финансирование (льготы по налогам, нормы аморти 3.0 Иностранный капитал 1.7 Кредитные кооперативы 0.0 Венчурный капитал 0.3 Прямое государственное финансирование (субсидии, дотации) 2.3 Другое 1.0
  Большинство надеется только на собственные средства (88%), около одной четвертой предпринимателей рассчитывают на банковский кредит, каждый пятый полагается на частный кредит. Надежда на другие источники поддержки минимальна. Но из них большая надежда предпринимателей связана с фондами поддержки малого предпринимательства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу