<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 Взаимоотношения субъектов малого предпринимательства с крупным бизнесом
 
  Среди опрошенных предпринимателей 53,7% имели опыт работы с крупными предприятиями, расположенными на территории Пермской области. Из них 46,2% указали на наличие серьёзных проблем во взаимодействии между крупным и малым бизнесом. Тем не менее, 63,2% опрошенных посчитали, что в Пермской области сегодня существуют хорошие перспективы взаимодействия между малым и крупным бизнесом.
  Каким образом можно выстроить взаимовыгодное сотрудничество между малыми и крупными предприятиями? На этот вопрос респонденты отвечали в свободной форме, формулируя свои собственные предложения. Всего было получено 294 ответа, которые в целях анализа были сгруппированы в 11 блоков - от простых деклараций типа "надо укреплять сотрудничество" или "взаимовыгодное сотрудничество между крупным бизнесом и МП невозможно", до выдвижения конкретных условий такого сотрудничества (см. таблицу 85). (Полностью ответы респондентов приведены в приложении к отчёту):
 Таблица 85
 в % от всех опрошенных
 1 Укреплять и развивать сотрудничество в сфере производства между крупными предприятиями и малыми предприятиями 16,0 2 Сотрудничество должно быть взаимовыгодным, ответственным, равным, основанным на общих интересах 11,9 3 Сотрудничество возможно только на основе договоров 9,9 4 Сотрудничество возможно на взаимовыручке, доверии, уважении и т.п. 8,2 5 Сотрудничество возможно, если будут решаться различные финансовые вопросы взаимодействия крупных предприятий и МП 6,8 6 Сотрудничество возможно при оказании помощи государства и крупных предприятий малым предприятиям 5,4 7 Сотрудничество возможно только при изменении отношения крупных предприятий к малым предприятиям: партнерство, долговременность и т.п. 3,4 8 Укреплять и развивать сотрудничество в сфере сбыта и реализации продукции крупных предприятий малыми предприятиями 3,4 9 Сотрудничество возможно, если будут решены вопросы информационного взаимодействия между крупными предприятиями и малыми предприятиями 1,7 10 Другие ответы 8,2 11 Взаимовыгодное сотрудничество между крупным бизнесом и МП невозможно 7,1 12 У меня нет опыта взаимодействия с крупными предприятиями и нет соображений на эту тему 2,4 13 Затрудняюсь ответить 15,6 Таким образом, можно сделать вывод, что представители малого бизнеса Пермской области, безусловно, готовы к сотрудничеству с большим бизнесом, хотя 2/3 представителей малого бизнеса констатируют наличие серьёзных проблем в таком сотрудничестве. И основа этих проблем, во-первых, в отсутствии доверия друг к другу, неравных правах и неравной ответственности в процессе сотрудничества и, во-вторых, в необходимости посредничества между крупным и малым бизнесом со стороны государства.
 Политические приоритеты представителей малого бизнеса.
 
  Одним из важнейших условий развития малого бизнеса в регионе является уровень доверия предпринимателей к различным социальным институтам, действующим как на территории всего региона, так и на каждой территории.
  В ходе опроса была сделана попытка оценить уровень доверия представителей малого бизнеса Прикамья к ряду государственных и политических институтов, действующих у нас в регионе. Для этого респондент оценивал уровень своего доверия к каждому из 21-го социальных институтов по шкале: "полностью доверяю", "в основном доверяю", "не очень доверяю", "совершенно не доверяю". В таблицах ниже представлены результаты опроса по всей выборке22.
 
 Таблица 86
 в % от всех опрошенных
 Социальные институты Доверяют
  Президенту Путину В.В. 71 Церкви 57,7 Администрации Пермской области 54,9 И.о. губернатора Пермской области Чиркунову О.А 51,2 Правовой системе: суду, прокуратуре 44,7 Радио и телевидению 41,7 Армии 40 Местной администрации города (района) 39,4 Главе города (района) 39,1 Прессе 36,4 ФСБ 35,6 Областному Законодательному Собранию 35,2 Местным представительным органам - Думе, Земскому Собранию и т.п. 34,3 Правительству Фрадкова М.Е. 32,1 Милиции 29,6 Совету Федерации РФ 27 Главному федеральному инспектору по Пермской области 23,9 Государственной Думе РФ 22,4 Профсоюзам 18,1 Администрации Коми-Пермяцкого округа (вопрос задавался только жителям округа) 15,7 Политическим партиям и общественным движениям 9,4
 
 
 
 Таблица 87
 в % от всех опрошенных
 Социальные институты Не доверяют
  Политическим партиям и общественным движениям 77,7 Государственной Думе РФ 71,6 Милиции 67,1 Профсоюзам 63,1 Совету Федерации РФ 62,1 Прессе 60,9 Радио и телевидению 55,6 Главе города (района) 54,4 Местной администрации города (района) 53,4 Армии 52,5 Правительству Фрадкова М.Е. 51,2 Областному Законодательному Собранию 50 Местным представительным органам - Думе, Земскому Собранию и т.п. 50 Правовой системе: суду, прокуратуре 48,5 Администрации Коми-Пермяцкого округа (вопрос задавался только жителям округа) 43,2 ФСБ 41,7 Администрации Пермской области 38 И.о. губернатора Пермской области Чиркунову О.А 35,8 Главному федеральному инспектору по Пермской области 35,7 Церкви 27,4 Президенту Путину В.В. 25
  Итак, свыше 50% доверия у индивидуальных предпринимателей имеют: Президент РФ Путин В.В., церковь, администрация Пермской области и и.о. губернатора О.А. Чиркунов. Самый низкий уровень доверия (менее 50%) у следующих социальных институтов (по степени возрастания уровня доверия):
 
 1. Политические партии и общественные движения
 2. Государственная Дума РФ
 3. Милиция
 4. Профсоюзы
 5. Совет Федерации
 6. Пресса
 7. Радио и телевидение
 8. Глава города (района)
 9. Местная администрация
 10. Армия
 11. Правительство Фрадкова М.Е.
 
  Несмотря на то, что политические партии и движения и Государственная Дума РФ имеют самый низкий рейтинг доверия у представителей малого бизнеса Прикамья, респондентам было предложено определиться с их политическими симпатиями, смоделировав в ходе данного опроса выборы в Государственную думу РФ. Электоральные предпочтения предпринимателей представлены на рисунке...
 
 
 Рисунок 16. Ответы на вопрос: "Если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Госдуму РФ, то за какую из следующих партий Вы бы проголосовали?" (в % от всей выборки)
 
  Для того, чтобы выяснить позиции представителей малого бизнеса относительно понимания остроты социальных проблем, имеющихся сегодня в обществе, респондентам было предложено из списка 17-ти проблем обозначить три наиболее важных, с их точки зрения, проблемы. В целях сопоставления позиций предпринимателей и населения Пермской области по данному вопросу в таблице 88 приведены ответы жителей Прикамья, полученные в ходе 21-го областного социологического мониторингового опроса "Весна-2004"23
 
 
 Таблица 88
 
 "Какие проблемы общества тревожат Вас больше всего?"
  Предприниматели,
 % от всех респондентов
  Население
 "Весна-2004",
 % от всех респондентов
  Расхождение в оценках Кризис в экономике, спад производства в промышленности и сельском хозяйстве 50,3 21,8 28,5 Преступность 36,7 37,2 -0,5 Слабость, беспомощность государственной власти 28,3 12,0 16,3 Кризис морали, культуры, нравственности 27,0 13,6 13,4 Расслоение на богатых и бедных 24,7 29,1 -4,4 Распространение наркомании, алкоголизма 21,7 15,5 6,2 Угроза безработицы 19,7 27,4 -7,7 Рост платности, недоступности образования 15,0 14,9 0,1 Высокие цены 12,3 32,9 -20,6 Ухудшение здоровья населения 10,7 17,5 -6,8 Обострение межнациональных отношений 7,0 2,0 5,0 Военные действия в Чечне 6,0 7,6 -1,6 Ухудшение состояния окружающей среды 5,7 11,3 -5,6 Угроза взрывов и других террористических актов в моей местности 5,0 5,8 -0,8 Положение дел в российской армии 3,3 8,6 -5,3 Ограничение гражданских прав, демократических свобод (свобода слова, печати, передвижения и др.) 2,7 2,0 0,7 Задержка выплаты заработной платы, пенсий, пособий 2,0 8,3 -6,3
  Вполне объяснимо, что для предпринимателей больше, чем для населения имеет значение кризис в экономике России. У представителей малого бизнеса большее значение приобретает такой фактор как слабость и беспомощность государственной власти. Можно предположить, что респонденты-предприниматели, конечно же, имели в виду, в первую очередь, роль государства в развитии малого бизнеса. Привлекает также внимание факт, что такой аспект общественной жизни как кризис морали, культуры и нравственности также в большей степени волнует предпринимателей, нежели всё население Прикамья. Скорее всего, это объясняется большой значимостью порядочности и культуры в деловых взаимоотношениях представителей малого бизнеса. Остальные расхождения между позицией предпринимателей и населения в данном вопросе вполне логичны и объяснимы. В первую очередь это относится к таким позициям как высокие цены, угроза безработицы, ухудшение здоровья населения и т.д.
 3. Основные итоги и выводы
 
 
  Обобщая анализ результатов данного исследования, можно сделать следующие выводы. Хотя в целом около 80% опрошенных предпринимателей удовлетворены (в той или иной степени) тем, что они занимаются малым предпринимательством24, более детальный анализ проблем, с которыми представители малого бизнеса Прикамья сталкивались в своей деятельности, показывает, что существуют ещё большие резервы для развития этой отрасли экономики.
 
 1) Серьёзным препятствием, сдерживающим развитие малого бизнеса в Прикамье является практически полное отсутствие взаимодействия между предпринимателями и социальными институтами, действующими на территории Пермского края. Более того,
 * около половины предпринимателей (40%) не видят никакой помощи от имеющихся в стране социальных институтов;
 
 * среди государственных институтов более всего содействуют развитию малого бизнеса администрации городов и районов (17,4% ответов), но они же в немалой степени и противодействуют этому процессу (13,5%)25;
 
 * наибольшее противодействие развитию малого бизнеса, с точки зрения предпринимателей, оказывают налоговые инспекции (27,7%), затем следует пожарная охрана (15,9%) и органы санэпиднадзора (15,2%); следует обратить внимание на редкое единодушие опрошенных относительно роли налоговых органов и пожарной охраны - только 1,3% опрошенных посчитали, что налоговые органы способствуют развитию малого бизнеса, и никто не отметил положительной роли пожарной охраны; отмеченный факт хотя и является ещё одним доказательством наличия социально-психологического конфликта, существующего между представителями бизнеса и налоговых органов (вполне, впрочем, естественного), тем не менее, свидетельствует о недостаточных усилиях налоговиков в деле развития малого бизнеса в Прикамье;
 
 
 * правоохранительные органы, по мнению предпринимателей, в равной мере с криминальными структурами противодействуют развитию малого бизнеса на территории Пермской области.
 
 2) В ходе опроса 44,5% предпринимателей отметили, что по отношению к ним были примеры административного произвола, особенно со стороны органов местного самоуправления и налоговых инспекций. Особенно это касается различного рода инспекционных проверок. В среднем каждый предприниматель подвергался в 2004 г. не менее чем 15 проверкам. При этом 63,3% предпринимателей считают, что такого рода проверки только мешают их работе, т.к. в более, чем половине случаев проверяющие не находят никаких нарушений.
 
 3) Наиболее актуальными проблемами малого предпринимательства в Пермской области являются следующие кадровые, законодательные и экономические проблемы, а именно:
 
 1. Подбор квалифицированных кадров;
 2. Частые изменения в законодательной базе;
 3. Неудовлетворительный спрос, связанный с уровнем жизни населения;
 4. Частые изменения в структуре налогов;
 5. Поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности);
 6. Высокий уровень налогов;
 7. Нехватка оборотных средств
 8. Аренда помещений (уровень арендной платы, условия договора)
 9. Рост оптовых цен
 10. Формирование команды
 11. Нестабильное экономическое положение территории
 12. Анализ и оптимизация всех затрат своего предприятия (своей деятельности)
 13. Обучение и повышение квалификации персонала
 14. Недостаточное освещение регулирования деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации
 15. Высокий уровень конкуренции на территории
 16. Сложность налоговых постановлений
 17. Высокий уровень транспортных и энергетических тарифов
 18. Проблема получения кредита (% ставка, срок, залог и т.д.)
 19. Улучшение качества персонала
 20. Схемы налогообложения
 21. Уровень инфляции
 22. Ведение бухгалтерского учета
 23. Разработка систем стимулирования труда (уровень оплаты, зависимость оплаты от дохода, премии, моральное поощрение)
 24. Создание благоприятных условий труда
 25. Нарушение прав предпринимателя во взаимоотношениях с различными инспекциями
 26. Расчет точек безубыточности, поиск наихудшего и наилучшего вариантов своей деятельности
 27. Эффективность использования капитала (в денежной и в натуральной форме)
 28. Невозможность получить нужные площади в аренду или купить их
 29. Отсутствие на рынке труда требуемых специалистов нужной квалификации
 30. Не исполнение законов, действие которых связано с малым бизнесом
 31. Правовые проблемы, связанные с арендой, куплей и продажей недвижимости
 32. Создание благоприятного климата в коллективе
 33. Административные барьеры для малого бизнеса (деятельность контролирующих органов, не заинтересованность чиновников)
 34. Недостаточное внимание предпринимателей к этой стороне своей деятельности
 35. Экономический анализ схем налогообложения
 
 4) В значительной степени снизить остроту этих проблем могло бы решение ряда вопросов информационного характера, а именно:
 
 1. Налаживание системы информационного обеспечения деятельности предпринимателей
 2. Увеличение числа организаций, оказывающих информационно-консультационные услуги для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на льготных условиях
 3. Создание системы информации об организациях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
 4. Создание условий для получении оперативной, достоверной информации по законодательству и налогообложению в сфере малого бизнеса
 
 5) Анализ взаимодействия субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и представителей малого бизнеса показал их недостаточную эффективность. А именно:
 * только 41,4% предпринимателей знакомы с термином "инфраструктура поддержки малого предпринимательства";
 * лишь 24,7% знают о существовании системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Пермской области;
 * всего 38% предпринимателей знают о существовании общественных объединений;
 * менее 10% предпринимателей региона обращались за последние два года в организации структуры поддержки малого предпринимательства Пермской области;
 * 10,7% опрошенных предпринимателей участвовали в программах поддержки малого предпринимательства;
 * 6,3% участвуют в работе общественных объединений.
 
  Таким образом, тема "уровень информированности предпринимателей о существующей в регионе инфраструктуре и оценка эффективности её работы" нуждается в отдельном и репрезентативном социологическом исследовании.
 
  Приведённые результаты дают основания сделать следующие вывод, что для повышения эффективности предпринимательской деятельности в Пермской области необходимо принять ряд мер как со стороны государственных органов, так и со стороны самих предпринимателей.
  Что касается государственных органов, то в первую очередь необходимо:
 1. Отрегулировать нормативные акты, регламентирующие порядок и частоту проверок
 2. Навести порядок в сфере лицензирования
 3. Принять меры к разъяснению нормативных актов, регулирующих деятельность малого бизнеса, особенно вновь принимаемых.
 4. Усилить контроль за деятельностью чиновников, регулирующих деятельность индивидуальных предпринимателей.
 
  Со стороны предпринимателей необходимо:
 1. Считать важнейшим условием роста эффективности своего бизнеса повышение собственной правовой грамотности
 2. Вести постоянный и достоверный учёт всех фактов наличия разногласий и противоречий, возникающих в ходе взаимодействия предпринимателя и государственных организаций.
 3. Активизировать деятельность предпринимательских объединений
 
 6) При решении вышеназванных проблем государственные органы должны учитывать их остроту в зависимости от таких социальных параметров как территория, на которой работает предприниматель, его возраст и стаж предпринимательской деятельности, а также отраслевую принадлежность. Все эти характеристики существенно влияют на степень остроты и способы решения тех или иных проблем.
 
 7) И, наконец, необходимо обратить внимание на такой важный аспект в работе малого бизнеса как взаимоотношение предпринимателей с населением. Ведь именно поддержка (или противодействие) населением территорий, где работает предприниматель, его действий, значимость его работы в глазах населения является важнейшим условием и серьёзным резервом для развития малого бизнеса. Но это задача уже другого исследования.
 
 
 
 Аналитический отчёт составлен сотрудниками сектора социологического мониторинга управления внутренней политики аппарата администрации области: В.А. Бурко, В.В. Петуховой, Т.Н. Белокопытовой. Форматирование текста проводилось с участием К. Петухова.
 31.01.05
 1 В виду отсутствия статистических данных о численности индивидуальных предпринимателей по территориям области и сфере их деятельности (генеральная совокупность) сектором социологического мониторинга была составлена выборка, исходя из доли численности населения по каждому городу или району. Представительство индивидуальных предпринимателей по сферам деятельности рассчитывалось, исходя из среднеобластных показателей.
 
 2 Большая часть опрошенных предпринимателей проявили большой интерес к опросу и охотно отвечали на вопросы интервьюеров. Однако, следует отметить, что почти треть предпринимателей отнеслась к опросу настороженно, несмотря на то, что ряд пермских СМИ сообщили о целях и задачах проводимого социологического исследования. Такие респонденты весьма неохотно соглашались на проведение с ними интервью даже при условии полной анонимности опроса. В определённой степени этот факт характеризует сложившийся на сегодня уровень взаимоотношений малого бизнеса и общества. Несколько затрудняло работу с анкетой также большое число вопросов. Поэтому ближе к концу интервью большая часть респондентов испытывало большое интеллектуальное напряжение и усталость. Все замечания и предложения опрошенных предпринимателей по организации данного исследования будут обобщены сектором социологического мониторинга для учёта их в дальнейших исследованиях.
 3 Точнее, можно говорить об общекраевых оценках, т.к. в опросе участвовали и предприниматели КПАО.
 
 4 Численность данных подвыборок следующая: г. Пермь - 108 чел. (макс. стат. ошибка ? 10,8 %), города - 150 чел. (макс. стат. ошибка ? 8,2 %), село - 42 чел. . (макс. стат. ошибка ? 20,0 %)
 5См. "Областная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 2003-2004 годы".
 
 
 6 Полный список ответов приведён в приложении к отчёту.
 7 Респондентами назывались и другие причины занятия предпринимательством ("продолжить семейную традицию", "стать известным, уважаемым, богатым человеком", "желание приносить пользу обществу", "заниматься полезным делом", "узаконить свою деятельность", "веяние времени" и т.д.), но все эти ответы составили в сумме не более 10%. Полный список ответов приведён в приложении к отчёту.
 
 8 1,3% респондентов не ответили на этот вопрос.
 9 Ответ "мы - на спаде" выбрали 29,6% предпринимателей г. Перми и только 14,7% и 9.5% предпринимателей из городов и сельской местности соответственно.
 10 Список причин был предложен в анкете. Респондентам предлагалось наиболее важной проблеме присвоить ранг 1, наименее важной - ранг 5.
 11 Респондентам предлагалось наиболее важной проблеме присвоить ранг 1, наименее важной - ранг 3
 
 12 Причем, здесь явно обнаруживается тенденция: чем ниже уровень образования, тем актуальнее проблема и наоборот.
 13 Чем выше образование, тем проблема актуальнее
 14 "Вот тогда-то было лучше, чем сейчас" - такие суждения, свойственны пожилым людям.
 15 Об этом трудно судить уверенно, так как выборка по отраслям занятости невелика.
 
 16 Выборка по отраслям имеет слишком большую погрешность
 17 Данный вопрос задавался только тем, кто утвердительно ответил на предыдущий вопрос.
 18 Под молодыми мы имеем ввиду возрастной интервал от 18 до 24лет, а под пожилыми - возрастной интервал от 55 до 64-х лет.
 19 То есть проценты подсчитаны не от общего числа опрошенных предпринимателей, а только от числа знакомых с термином "инфраструктура поддержки малого предпринимательства".
 20 Следует отметить, что этот массив для последующего анализа слишком мал, поэтому выводы статистически не слишком достоверны.
 
 21 Это сузило круг опрашиваемых, то есть оценку производили немногочисленные активисты в среде предпринимателей. При реализации основного, полноценного проекта, можно предъявить список все предпринимателям.
 22 В целях более наглядного представления данных ответы "полностью доверяю" и "в основном доверяю" были объединены в одну группу - "доверяют", а ответы - "не очень доверяю" и "совершенно не доверяю" - в группу "не доверяют".
 
 23 Социологическое исследование "Весна-2004" было проведено сектором социологического мониторинга управления внутренней политики и взаимодействия с территориями администрации Пермской области в период с 22 по 30 апреля 2004 года. Опрос проводился методом стандартизированного интервью по месту жительства респондентов. Опрашивалось население старше 18 лет, постоянно проживающее в Пермской области. Опрос проводился во всех административных образованиях области. В каждой территории (городе, районе) было опрошено не менее 100 респондентов. Общее число опрошенных респондентов в данном проекте составило 6128 чел. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию респондента, а также по соотношению городского и сельского населения. Сельское население представлено в выборке, исходя из удельного веса поселений по числу домохозяйств. Максимальная ошибка выборочных оценок составляет ± 2,2% при вероятности 0,95.
 
 24 Вопрос был сформулирован следующим образом: "Удовлетворены ли Вы в целом тем, что занимаетесь малым предпринимательством" (очень удовлетворён, в целом удовлетворён, не очень удовлетворён, совсем не удовлетворён)
 25 В приложении к отчёту приведены высказывания респондентов на просьбу организаторов опроса высказать свои конкретные вопросы и предложения руководству Пермской области, связанные с развитием малого предпринимательства.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 39
 
 
 
 
 
 4
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу