<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Глава 4 Как рассказывать истории
  Можете ли вы представить себе
 женщину, которая позволила бы
 своему возлюбленному 1001 ночь рассказывать сказки?
 Станислав Ежи Лец
  Я умею рассказывать истории. А вы? Хотите научиться? Ну, слушайте.
 Все это началось примерно год назад. В то время я уже вовсю занимался психологией, проводил тренинги и был вполне доволен жизнью. Но вот как-то раз мой учитель Игорь Вагин спросил меня: "А почему бы тебе не написать книгу? У тебя наверняка накоплена масса интересного опыта, тебе есть чем поделиться с людьми". Предложение застало меня врасплох, и я немедленно отказался. Но мой душевный покой был уже нарушен. Чтобы я ни делал, мысли невольно обращались к книге. "А как бы я описал этот случай?" - часто задавал я себе вопрос. Признаться честно, от литературы я всегда был далек. Но вот прошло несколько месяцев, и я начал записывать свои мысли. О содержании я не беспокоился - мне, действительно, было о чем рассказать. После многих недель тайного труда я собрался с духом и показал Игорю первую главу.
 - Послушай, - сказал он наконец, отложив рукопись. -Я написал много книг, но, похоже, ты пишешь не хуже. Ты, оказывается, умеешь подавать материал!
 И внезапно случилась интересная вещь: я впервые в жизни осознал себя рассказчиком - и теперь я могу подтвердить, что это оказалось правдой.
 Зачем это нужно - рассказывать людям истории? Ведь если вы задумаетесь, то вы поймете, что мы только и делаем, что слушаем и рассказываем истории на протяжении всей своей жизни. Как воздух, которым мы дышим, рассказывание историй является составной частью нашего существования, вы принимаем это как само собой разумеющееся, но не умеем распознать силу, которое имеет это искусство над нами и над окружающими. В самом деле, хорошо рассказанная история может быть забавной, обезоруживающей, поучительной, дающей мотивацию; она может помочь вам достичь цели, приобрести друга, заключить сделку. В этой и последующей главах я собираюсь совлечь покров тайны с искусства повествования, представив вам некоторые практические приемы успешного построения и рассказывания историй.
  История должна быть интересной
  Что делает историю интересной? Напряжение, нарастающее в процессе повествования, и открытие, которое мы совершаем вместе с автором истории.
 Напряжение и открытие - это то, что привлекает аудиторию, удерживает ее внимание, делает историю захватывающей. Напряжение существует и в реальной жизни, поскольку никто из нас не знает наверняка, что случится в следующий момент. Но разве не это делает жизнь интересной? Мы любопытствуем, мы предвкушаем события. Драма разворачивается завтра. Напряжение в жизни вполне естественно, не так ли? Хорошо рассказанная история похожа в этом на жизнь - за исключением того факта, что напряжение в истории создано искусственно. Рассказчики выстраивают напряжение, задавая или провоцируя вопрос, как можно раньше. Как только найден ответ - когда совершается открытие - напряжение спадает.
 Я помню, как однажды в гостях мой приятель Алексей Н., довольно известный писатель, буквально загипнотизировал всех присутствующих своим монологом. В течение двадцати минут народ слушал его раскрыв рот. В чем заключалась его история? Он рассказывал байку из своих студенческих времен, когда на лекции на протяжении полутора часов ловил рукой муху. Это вся история Алексея - начало, середина и конец.
 На самом деле он наполнил историю удивительными деталями, но сила ее была в простоте и, конечно, в напряжении.
 Алексей рассказывал о том, как за ним исподтишка, сдавленно хихикая, следила половина аудитории, а он с невозмутимым видом сосредоточенно продолжал свое занятие; как заключались пари на то, поймает он муху или нет; как преподаватель тщетно пытался понять причину веселья, внезапно одолевшего дремлющих студентов... История заканчивалась поимкой мухи под конец лекции и взрывом аплодисментов, совершенно озадачившим бедного преподавателя.
 Когда вы читаете или слушаете подобные короткие истории, обращайте особое внимание на то, каким образом создается напряжение. Несмотря на краткость таких историй, вы можете обнаружить, что каждое действие цепляет за собой последующее, один вопрос рождает другой. А сюжет таким образом усложняется.
 Любая история будет интересной, если в ней есть напряжение и открытие.
 Вообще-то, мне приходится чаще выслушивать людей, чем рассказывать истории самому. Однако многие случаи из моей практики бывают очень поучительными.
  История Людмилы
  Эту историю рассказала мне Людмила, женщина лет шестидесяти, проходившая курс лечения от депрессии. Людмила тяжело переживала скоропостижную смерть мужа. Говорят, время лечит, но это был не тот случай - ее горе день ото дня только усиливалось. После похорон женщина полностью замкнулась в себе: перестала общаться со всеми родственниками, в том числе с дочерью и трехлетней внучкой, не отвечала на телефонные звонки, никуда не выходила. Дочь приезжала к ней, оставляла продукты под дверью и уезжала. Через месяц Людмила слегка оправилась, но глубокое горе наложило отпечаток на всю ее жизнь. Любая мелочь, напоминавшая ей о покойном муже, мгновенно вызывала у нее поток слез; если кто-нибудь говорил ей слова соболезнования, Людмила с рыданиями выбегала из комнаты. Дочь старалась уберечь ее от переживаний и с самых похорон ни разу не заговорила о своем отце.
 Через несколько недель Людмила поняла, что соскучилась по внучке, позвонила дочери и сказала, что хочет прийти. "Наконец-то мать успокоилась. Дай Бог, скоро утешится", - обрадовалась дочь. Людмила вошла в квартиру, ей навстречу с радостным криком побежала внучка. Внезапно девочка остановилась и громко спросила: "Бабушка, а где дедушка? Почему он не пришел?" Людмила пошатнулась, словно ее ударили, и закрыла лицо руками. Все замерли. Девочка поняла, что сделала что-то не так, и заплакала. Мать схватила ее за руку, шлепнула и с руганью потащила в комнату. Но в этот момент Людмила воскликнула: "Не надо, не наказывай ее!" - обняла девочку и заплакала вместе с ней. С того времени душевное состояние Людмилы начало улучшаться.
  История Яны
  Одна моя пациентка, Яна М., рассказала мне, как однажды она и ее сестра пошли выбирать матери подарок и чем это кончилось. Надо сказать, сестры с детства во всем соперничали друг с другом, но родители старались всячески сгладить конфликт. Внешне сестры были в прекрасных отношениях, но это только внешне.
 Как-то раз Яна и Марина пошли в магазин, чтобы купить матери подарок на день рождения. Яне понравилось красивое колечко, но Марина немедленно сказала, что это дешевка, и предложила купить картину.
 - Сначала я ее уговаривала, - рассказывала Яна, - Я приводила разумные доводы - картина нам не по карману, мама не любит живопись - но Марина словно оглохла и стояла на своем. Я начала злиться, но сдерживалась. Ладно, сказала я, отдай мне половину денег и ступай, куда хочешь. "Мы купим картину, - как ни в чем не бывало, сказала Марина, - я не могу доверить тебе деньги, у тебя слишком плохой вкус". Теперь я разозлилась по-настоящему. С криком "Быстро отдавай деньги!" я начала вырывать кошелек из рук сестры. Продавцы смотрели на нас в полном замешательстве, а между тем драка завязалась нешуточная. Мы отнимали друг у друга кошелек и выкрикивали оскорбления. "Что ты вечно прешь, как танк! -вопила сестра, - ты всю жизнь заставляешь меня делать то, что желаешь ты сама! Прекрати на меня давить!" Как будто все, что копилось в нас долгие годы, в один момент выплеснулось наружу.
 Нас еле разняли, мы были словно не в себе. Нас вывели на улицу, и мы пошли в разные стороны. Но через несколько секунд я услышала шаги за спиной. Марина подбежала ко мне и обняла меня. "Это какое-то безумие, - прошептала она, - прости меня, Яночка".
 Впоследствии она сказала: "Когда мы расстались, что-то во мне словно перевернулось. Это же моя сестра, подумала я, а мы ведем себя как злейшие враги. Да, мне обидно, но ей, наверно, ничуть не лучше, чем мне. Я все еще злилась, но вдруг мне стало ужасно совестно. И тогда я решила просто подойти и признать свою неправоту. Пусть она оттолкнет меня, но я хотя бы попытаюсь. Ведь найти обратную дорогу всегда очень трудно".
 В итоге мы подарили маме цветущую азалию в горшке. Мама была очень рада.
 А теперь я отвлекусь от "случаев из практики". Следующий рассказ, который мне самому очень нравится, будет для разнообразия из истории Олимпийских игр.
  История марафонца
  Без десяти семь, темным холодным вечером, в Мексике Сити в 1968 году Джон Стефеи Аквари из Танзании с трудом дохро-мал до финиша на Олимпийском стадионе - последним закончив марафонскую дистанцию.
 Победитель был уже увенчан, а победная церемония давно закончилась. Так что стадион был почти пуст, когда Аквари - в одиночестве, с забинтованной и кровоточащей ногой - сумел завершить финальный отрезок дистанции. Когда Аквари спросили, почему он продолжал тягостную борьбу до последней черты, он ответил: "Моя страна послала меня за девять тысяч миль не для того, чтобы я начал гонку. Меня послали за девять тысяч миль, чтобы я закончил дистанцию".
  Задача 8. Вопросы, которые мы задаем
  * Три истории, которые я предложил вашему вниманию, по своей структуре так же просты, как и рассказ Алексея о ловле мухи.
 Уверен, что вы заметили, что в каждой из этих кратких историй не очень много слов. А подумайте - вызывают ли они интерес читателя, и если да, то за счет чего?
 Возьмите листок бумаги и запишите вопросы, которые, на ваш взгляд, задают напряжение в этих трех историях. Не тратьте на это задание больше одной или двух минут. Когда вы напишите три вопроса, отложите на некоторое время листок в сторону.
 Чем же нас трогают истории?
 Дело в том, что лучшие истории содержат основную правду жизни. Мы можем идентифицировать себя с их участниками и проиграть, пережить эти события, как свои собственные. Они имеют для нас значение. А самые великие из историй проходят сквозь пространство и время. Вот один старинный пример.
  У последней черты
  Все вы слышали о Диогене - древнегреческом философе, который жил в бочке и среди бела дня бродил по Афинам с фонарем в руке в поисках честного человека.
 Диоген был совершенно нестандартным мыслителем, человеком, который верил, что люди в самих себе хранят ключи к счастью, а простая жизнь является самой здоровой и естественной.
 В старости он был таким же активным, как и в прежние годы. Когда один из учеников предложил ему идти медленнее, Диоген ответил примерно так: "Я знаю, что многие люди считают, что старому человеку нужен покой. Но если сравнить жизнь с эстафетой, то я сейчас нахожусь на последнем участке дистанции. И что же, я должен бежать медленнее перед самой финишной чертой?"
 И так великий Диоген жил вплоть до девяностолетия.
 А тем, кто слушал его, он передал свою эстафетную палочку.
 Вы можете представить себе, сколько раз на протяжении веков рассказывалась история о Диогене? Разве она не побуждает вас остановиться и задуматься на мгновение - а может быть, и не на мгновение? Не спрашиваете ли вы себя: "С какой скоростью я продвигаюсь к моей финишной черте?"
  Где искать интересные истории
  Истории повсюду. Давайте присмотримся к происходящему вокруг нас. Если верить словам Ахматовой "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...", то вы свои сюжеты можете найти даже на ближайшей обочине.
 Во-первых, у вас всегда под рукой поистине неисчерпаемый и самый популярный источник - ваш жизненный опыт. Эти истории могут оказаться едва ли не самыми интересными. Дети любят слушать, как родители или дедушки с бабушками рассказывают им о своем собственном детстве. С другой стороны, взрослые не придают значения тому, насколько они сами тоже любят послушать подобные байки. Они забывают, как часто, чуть ли не ежедневно, сами требуют подобных историй: когда мы задаем кому-нибудь вопрос на личную тему, разве мы не просим в этот момент, чтобы нам рассказали нечто занимательное? Так что поищите в своем прошлом события, которые были радостными, глупыми или болезненными.
 Теперь подумайте - почему именно эта история так запомнилась вам? Может быть, она будит у вас сильные эмоции?
 Давайте сделаем еще один шаг: посмотрите вокруг себя. Наверняка вам попадется на глаза какая-нибудь вещь, которая давно уже находится в вашем доме. Подумайте, откуда она взялась, что предшествовало се появлению и в связи с чем она появилась. А теперь задайте себе вопрос: когда вы впервые осознали, что данный предмет вызывает в вас какие-то чувства? Вот вам и история.
 Когда вы рыщете в поисках историй, не уподобляйтесь маленьким рыбкам, которые замучили свою маму просьбами рассказать им, где искать океан. Большая рыба ответила им: "Океан вокруг вас. Вы плаваете в нем". Маленькие рыбки возразили: "Нет, нам говорили, что океан обширен. А здесь только вода. Мы хотим найти океан!" Истории вокруг нас, рядом с нами, в нас самих - так близко, что их можно не заметить. И вы, мой Друг, не только рассказчик, вы есть сама история.
 Другой богатый источник - история вашей семьи. Поговорите с родителями, бабушками и дедушками, другими старейшими членами вашей семьи. Собирайте истории. Обратитесь к своему наследию. У каждой семьи есть свои предания -и чем богаче семья историями, тем величественнее ее наследство.
 Вы обнаружите, что газеты, радио и телевизионные репортажи ежедневно полны историй. Сходите в библиотеку. Вы без труда найдете сборники фольклора и волшебных сказок, юморесок, страшных и приключенческих рассказов.
 Оглянитесь вокруг. Истории повсюду. Прочитайте надпись на старом могильном камне и заставьте поработать свое воображение. Посетите исторические места или побудьте один в старом доме. Взгляните в лицо незнакомцу. Обратите внимание на его одежду. Нет ли здесь ключа к истории? Ручаюсь, вы что-нибудь найдете. И снова - дайте пищу своему воображению, заставьте его поработать.
 Пусть фраза "Ни дня без истории" станет вашим лозунгом. Заведите себе коробку (можно из-под обуви) и каждый вечер бросайте в нее листочек с записанной историей, которую вы узнали сегодня. Пусть это будет ваша копилка. Вы даже не представляете себе, как она вам пригодится! А всего-то дел: услышал, тут же записал на листочек, пришел домой, опустил в коробку. В конце недели достал листочки, просмотрел и рассказал сам себе то, что показалось самым интересным.
 Фильмы и телевизионные представления или спектакли обычно лишают нас шанса самостоятельно создавать историю, придумывать. А рассказывание историй, наоборот, вовлекает нас в творчество. Например, если рассказчик сказал, что заколдованная принцесса красива, вы представляете красоту в соответствии со своим опытом - в том смысле, в каком слово "красота" существует для вас. Если вам говорят, что злодей выглядел чудовищно, вы воображаете чудовищное иначе, чем другой слушатель, сидящий рядом с вами. Именно это делает рассказывание историй особым делом. Фильмы можно показывать в помещении без зрителей. Телевизор может надрываться в пустой комнате. Но рассказывание историй требует присутствия аудитории. Как неразделимы рассказчик и сам рассказ, также неразделимы история и ее слушатели. Большая разница и в том, как рассказывают историю, и в том, как ее слушают.
  Задача 9. Все вопросы - хорошие вопросы
  * А теперь пришло время вернуться к тому листку из задачи 8, на котором вы записали вопросы, создающие напряжение в каждом из трех коротких рассказов. Итак, история Людмилы, история Яны и история марафонца. Сравните ваши записи с теми вопросами, которые задавали участники треннинга. История Людмилы
 1. Что случилось с Людмилой?
 2. Что должно было случиться, когда Людмила впервые встретилась с внучкой после смерти деда?
 3. Что случается, когда беззащитный человек совершает ошибку, способную ранить другого?
 История Яны
 1. Что сделала Марина?
 2. Почему сестры подарили маме азалию, если одна хотела купить кольцо, а другая картину?
 3. Могут ли быть сняты конфликты, возникающие между близкими людьми?
 История марафонца
 1. Почему он закончил дистанцию?
 2. Кто был человек, закончивший марафонскую дистанцию последним, и в чем причина его настойчивости?
 3. Зачем продолжать дело, когда все уже потеряно?
 Ваши ответы похожи на какие-нибудь из этих? Если абсолютно нет, то не удивляйтесь. Понимаете, не существует неверных ответов: очень многое зависит от того, как рассказывают историю, и оттого, как ее слушают. И хотя я сам написал все три истории, я уверен, что если бы я прочитал их год спустя, я сам стал бы задавать вопросы, не похожие на те, что интересуют меня сейчас. И это правильно. Мы растем и меняемся, и каждый раз привносим что-то другое в историю, которую слушаем. Данная глава направлена на то, чтобы помочь вам развить свои способности создавать истории. В следующих главах я собираюсь показать вам, как произнести историю, как подать ее наиболее эффективно. Помните, что напряжение присутствует в реальной жизни, напряжение искусственно создает историю. А как мы этого достигаем? Задавая и провоцируя вопросы. Как только мы даем ответ на поставленный вопрос, напряжение спадает, и мы открываем нечто для себя.
  Глава 5 Как использовать истории
 
 Недостаточно, чтобы твои слова
 были сказаны к месту, надо, чтобы
 они были обращены к людям.
 Станислав Ежи Лец
  Находитесь ли вы перед аудиторией, состоящей из одного или из миллиона слушателей, рассказываете ли вы шутку своему другу или выступаете от имени компании на серьезном политическом форуме - следуйте двум правилам:
 1. Выбирайте историю, которая нравится вашей аудитории.
 2. Выбирайте историю, которая нравится вам.
 Если вы выбрали вашу историю, учтя эти правила, честно подготовились и прорепетировали ее, то вы многократно увеличите эффект ее воздействия. Далее я расскажу вам о том, как строить беседу в целом. Но прежде чем мы подойдем к этой задаче, я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
  Задача 10. "А вот еще свежий анекдот"
  * Вы все знаете, каким успехом пользуются в компаниях завзятые анекдотчики. Анекдоты сыплются из них как горох, к месту и не к месту. Вокруг них всегда стоит гомерический хохот. Вот вам пример использования истории для того, чтобы создать себе статус в группе. Выучите десятка два свежих анекдотов (их вы найдете в интернете или в любом сборнике, в газете) и затем появитесь в малознакомой компании. Дальше вы произносите одну фразу: "А вот еще свежий анекдот". И затем рассказываете все, что вы вызубрили. Все! Вас в этой компании будут считать веселым, покладистым человеком и не дураком, заметьте! А если вы еще научитесь копировать еврейский или грузинский акцент, то ваши выступления будут проходить "на ура".
 Это, конечно, примитивный способ использования историй, но многие получают с его помощью немалую выгоду.
 Роль истории в нашей жизни и развитии столь велика, сколь и не заметна. Что такое Библия как не сборник историй! Все священные книги всех религий - это рассказывание историй. А суфийские притчи и дзенские коаны - это не только истории, но еще и методические указания в духовной практике. Правда, раскрываются они только посвященному. А человек обыденный видит в них только забавные рассказы.
 Как видите, истории были всегда одним из самых верных путей, для того чтобы научить человека чему-то, убедить его и даже загипнотизировать, заставить его сделать то, что ему совсем не хочется. Даже в телерекламе, которая длится 40 секунд, очень часто рассказывается история. И она нас восхищает, убеждает. И мы бежим, как подопытные кролики, и покупаем. "Шок, - это по-нашему!"
 Сейчас мы с вами разберем, чем нам помогут истории в рамках курса уверенности в себе.
 Вы научитесь использовать истории для убеждения, доказательства и даже для представления других людей. Давайте посмотрим, как это делается.
  Убеждение и доказательство
  Есть два основных требования к истории, которую вы собираетесь рассказать.
 История должна быть убедительной. История должна быть доказательной.
 Чтобы наглядно проиллюстрировать эти правила, приведу две короткие истории из жизни моих друзей.
  Навстречу шторму
  Андрей был робким ребенком, а больше всего боялся воды. Он боялся даже переплыть неширокую реку на лодке, а небольшое волнение на море приводило его в ужас.
 Однажды ночью, когда он был уже молодым человеком, ему пришлось заночевать в палатке на берегу Ладожского озера. Той ночью, как назло, на озере разыгрался настоящий шторм. Андрей лежал без сна и ощущал себя последним трусом. Его единственным желанием было заткнуть уши, закрыть глаза и закрыться с головой одеялом, как в детстве. "Хватит!" - внезапно разозлился он, вылез из палатки и пошел прямо к воде. Андрей остановился там, где волны обрушивались прямо к его ногам, и дал себе зарок: "Я не повернусь спиной. Буду смотреть страху прямо в лицо".
 И он сделал это.
 В последующие годы Андрей занимался подводными съемками, пересекал Тихий океан. Он летал на самолетах, водил гоночные автомобили, путешествовал в Антарктике.
 Робкий маленький мальчик стал одним из самых отважных путешественников. Но, по иронии судьбы, его самое отчаянное приключение не было запечатлено на пленке: ночь, когда он шел навстречу шторму.
  Остаться в игре
  Представьте себе ситуацию: солнечное теплое утро, по улице идет красивая девушка. Вдруг - удар, боль, темнота... Лену сбил грузовик. Когда ее доставили в больницу, врачи сказали, что у нее тяжелая черепно-мозговая травма, и она, скорее всего, умрет. Но Лена выжила, несмотря на этот мрачный прогноз, хотя ей пришлось лечиться почти год, заново учиться ходить, говорить. Правда, танцевать она уже не могла - а это было ее профессией и любимым делом. .
 Лена занялась частным предпринимательством и вполне успешно. Но три года спустя разразился кризис, и она продала свой бизнес. Она ушла в совершенно новую для нее область, юриспруденцию. Все ее знакомые - как когда-то врачи - сказали, что с ней все кончено.
 Но прошло несколько лет, и Лена стала одним из самых известных адвокатов страны, снова опровергнув предсказания обывателей.
 Когда я спросил эту талантливую, смелую женщину, почему она не сломалась, она ответила: "Все терпят поражение. Все получают свои удары судьбы, но удача улыбается тому, кто умеет возвращаться к жизни. Именно они остаются в игре".
 Запомните: храбрость заключается в том, чтобы действовать, испытывая страх, а не забыв о нем.
 Многие думают, что храбрые люди не знают страха. Они заблуждаются.
 Я спрашивал об этом Лену. Вот ее ответ: "Не думаю, что многие понимают, какое беспокойство и сомнения охватывают тех, кто достигает большого успеха. Все почему-то считают, что добившиеся успеха люди не бывают неуверенными в себе. На самом деле большинство из них крайне неуверены, но они используют свою неуверенность и незащищенность как мотивирующий фактор. Они хотят преодолеть свое беспокойство, а потому с двойным усердием толкают себя вперед".
 Андрей являет собой замечательный пример храбрости. Когда мы однажды разговаривали о том, что такое храбрость, я заговорил о постоянном риске, который теперь является стержнем его жизни. Ответ Андрея был неожиданным: он назвал себя "трусом-перестраховщиком", а потом объяснил: "Для того чтобы обеспечить максимальные шансы на успех в ситуации риска, мы должны очень хорошо подготовиться. Например, я всегда так делаю, когда прыгаю с парашютом. Я проверяю абсолютно все. Надо мной даже иногда смеются, глядя, как я по списку тщательно проверяю каждую мелочь. Но у меня нет ни малейшего желания погибнуть. Я действительно проверяю абсолютно все. Если бы вы знали, сколько людей погибает из-за обычной халатности, нашей всегдашней надежды на "авось". Хорошая подготовка снижает тревожность и вероятность непредвиденных случаев".
 Толковый совет, не правда ли?
 Когда вы планируете что-либо, когда вы сосредотачиваетесь на решении проблемы, вы держите ситуацию под контролем. Ваше беспокойство, страх и гнев становятся союзниками, способными помочь вам. Не забывайте, если задача важна для вас, вы, естественно, нервничаете.
 Храбрость заключается в том, чтобы действовать, испытывая страх, а не забыв о нем.
 О том, как стать смелым и как научиться рисковать, вы прочитаете дальше, а сейчас я просто продемонстрировал вам то, как можно использовать истории для убеждения аудитории.
 Вам ведь теперь не страшно, правда?
  Представление с историей
  Я давно обнаружил, что прорепетировать рассказ и понять, как строится напряжение, легче, если вы включаете историю в конкретный контекст.
 Например, посмотрим, как можно использовать историю для представления человека. Вы уже знаете две истории о знаменитых людях, но давайте посмотрим, как можно внести небольшие изменения в их концовки.
 Вспомним первую историю "Навстречу шторму".
 Андрей был робким ребенком, а больше всего боялся воды. Он боялся даже переплыть неширокую реку на лодке, а небольшое волнение на море приводило его в ужас.
 Однажды ночью, когда он был уже молодым человеком, ему пришлось заночевать в палатке па берегу Ладожского озера. Той ночью, как назло, на озере разыгрался настоящий шторм. Андрей лежал без сна и ощущал себя последним трусом. Его единственным желанием было заткнуть уши, закрыть глаза и закрыться с головой одеялом, как в детстве. "Хватит!" - внезапно разозлился он, вылез из палатки наружу и пошел прямо к воде. Андрей остановился там, где волны обрушивались прямо к его ногам, и дал себе зарок: "Я не повернусь спиной. Буду смотреть страху прямо в лицо".
 И он сделал это.
 В последующие годы Андрей занимался подводными съемками, пересекал Тихий океан. Он летал на самолетах, водил гоночные автомобили, путешествовал в Антарктике.
 Робкий маленький мальчик стал одним из самых отважных путешественников. Но, по иронии судьбы, его самое отчаянное приключение не было запечатлено на пленке: ночь, когда он шел на-
 встречу шторму.
 Уважаемые участники конференции, познакомьтесь - Андрей Л.
 А вот как можно представить почетного гостя, используя историю "Остаться в игре".
 Представьте себе ситуацию: солнечное теплое утро, по улице идет красивая девушка. Вдруг - удар, боль, темнота... Лену сбил грузовик. Когда ее доставили в больницу, врачи сказали, что у нее тяжелая черепно-мозговая травма, и она, скорее всего, умрет. Но Лена выжила, несмотря на этот мрачный прогноз, хотя ей пришлось лечиться почти год, заново учиться ходить, говорить. Правда, танцевать она уже не могла - а это было се профессией и любимым делом.
 Лена занялась частным предпринимательством и вполне успешно. Но три года спустя разразился кризис, и она продала свой бизнес. Она ушла в совершенно новую для нее область, юриспруденцию. Вес ее знакомые - как когда-то врачи - сказали, что с ней все кончено.
 Но прошло несколько лет, и Лена стала одним из самых известных адвокатов страны, снова опровергнув предсказания обывателей.
 Когда я спросил эту талантливую, смелую женщину, почему она не сломалась, онаответила: "Все терпят поражение. Все получают свои удары судьбы, но удача улыбается тому, кто умеет возвращаться к жизни. Именно они остаются в игре".
 И ей это удается. Друзья, разрешите вас познакомить... это Лена.
 Вы создали напряжение в представлении гостя, поскольку до самого последнего момента воздерживались от того, чтобы указать на человека, который находится среди вас.
 Если вы построили свое выступление так, что имя человека не было произнесено вплоть до последних слов приветствия - является ли этот гость очень известным или нет - вы создали напряжение. И обычно такое оттягивание момента, когда имя будет названо, обеспечивает не только более интересное вступление, но и дает вам реальный практический шанс заставить аудиторию аплодировать, когда вы укажете, наконец, на нужного человека, а это гарантирует, что ваш особый гость или докладчик будет тепло принят.
  Могущество паузы
  А теперь я хотел бы познакомить вас с одним из важнейших аспектов эффективного выступления перед публикой.
 Когда я спросил моего знакомого писателя-сатирика, почему - после того, как я бессчетное количество раз видел его выступления - я продолжаю смеяться над шуткой, которая мне давно известна, он ответил: "Ты смеешься не над шуткой, а над тем, в каком ритме я все это рассказываю".
 Когда я готовился к проведению тренинга, этот писатель дал мне совет по выбору темноритма: " Когда ты выступаешь на сцене или перед аудиторией, то время течет по-другому, поэтому нужно говорить в замедленном темпе", - сказал он. Вскоре я убедился в его правоте: каждая секунда для говорящего тянется дольше, чем для слушающего - и потому пауза кажется выступающему бесконечной. Но именно паузы чрезвычайно важны для эффективного выступления - потому что паузы управляют нашим вниманием.
 Самый громкий звук - это тишина.
  Задача 11. Держите паузу!
  * Я думаю, вам понравятся все три части этого задания.
 Во-первых, прочитайте вслух - медленно - приведенные выше истории "Навстречу шторму" и "Остаться в игре", словно вы представляете публике Андрея и Лену. Запишете свою декламацию на магнитофон, а потом прослушайте то, что получилось. Особенно важно потренироваться в постановке пауз (два или три раза на протяжении истории), проверить разные варианты их расположения.
 Например, "Андрей был робким ребенком (ПАУЗА), а больше всего боялся воды". Или: "Андрей был робким ребенком, а больше всего боялся (ПАУЗА) воды". Можете попробовать и так: "Андрей был (ПАУЗА) робким ребенком, а больше всего боялся воды". Поиграйте с текстом. Не сомневайтесь, где можно или нельзя делать паузу - но обязательно, когда вы подойдете к последней фразе любой краткой истории, попробуйте сказать с паузой и без паузы: "Уважаемые участники конференции, познакомьтесь (ПАУЗА) Андрей Л.", или "Уважаемые участники конференции, познакомьтесь-Андрей Л." Во-вторых, прошу вас понаблюдать за профессиональными и. непрофессиональными комиками. Посмотрите телевизор или сходите на представление, приглядитесь к записным остроумцам из числа собственных знакомых. И обращайте особое внимание на то, как они используют паузы. Вы обнаружите, что лишь немногие действительно рассказывают шутки или смешные истории. Вместо этого, они чаще всего говорят некие вполне заурядные байки, повторяют простые фразы. Например, сатирик осматривает полупустой зал и говорит: - Похоже, в зале полно "новых русских". (ПАУЗА)
 - Я вижу, каждый из вас купил по четыре-пять мест. В-третьих, в течение следующих семи дней, везде, где только возможно, сознательно вставляйте паузы в свои разговоры - и внимательно следите за реакцией ваших собеседников. Делайте паузы на работе, в семье, в магазине - используйте любой шанс. Мне в свое время помогло держать паузу простое упражнение - я считал в уме "раз, два, три" каждый раз, когда делал паузу. И не смущайтесь, не пренебрегайте этим заданием. Я точно знаю, что данная задача, более чем многие другие, даст вам возможность почувствовать невероятную силу тишины, молчания - вы увидите, как точно поставленная пауза привлекает и удерживает внимание окружающих. И не напрягайтесь в попытке сделать все "правильно". Просто делайте.
 Запомните еще одну важную вещь. Пауза - ваше сильнейшее оружие в споре. Например, если от вас хотят добиться чего-то такого, что вам не по душе, держите паузу. Убеждающий вас человек будет вынужден искать все новые и новые аргументы в пользу своего предложения, чтобы заполнить паузу. Выхода два: либо ваш собеседник найдет действительно веские аргументы и убедит вас, либо он "сядет в лужу", и вы со спокойной совестью ему откажете.
 Глава 6
 Как организовать идеальное выступление
 Творите о себе мифы,
 боги начинали только так.
 Станислав Ежи Леи,
 Вас попросили выступить перед большой группой людей. Вы чувствуете дрожь в коленках? Приходилось ли вам вести беседу с тремя друзьями, тремя сотнями коллег, тремя тысячами незнакомцев? Количество не имеет значения. Коленки могут дрожать вне зависимости от размеров аудитории.
 Могу вас порадовать - вы отлично справитесь и проведете прекрасную беседу. И хотя сейчас вы в этом вовсе не уверены, вы сможете даже получить удовольствие от этого. Почему? Потому что вы подошли к тому, чтобы изучить четыре простых принципа эффективного выступления.
 Четыре принципа эффективного выступления
 1. Изучите то, что вы хотите сказать.
 2. Структурируйте все то, что вы хотите сказать.
 3. Отрепетируйте.
 4. Скажите это.
 Изучите то, что вы хотите сказать
 Начнем с домашней работы. Все прекрасные речи начинаются здесь, с выполнения трех конкретных задач.
 Во-первых, надо ответить на вопрос: "В чем состоит суть моего сообщения?" Вы собираетесь представить людям нечто. Что оно собой представляет?
 Во-вторых, запишите в порядке важности ключевые позиции вашего сообщения. Соберите воедино необходимые факты, статистические данные, а также истории, которые будут иллюстрировать все ключевые позиции.
 В-третьих, ответьте на вопрос: "После того как я завершу свое блестящее выступление, какова будет реакция аудитории?" Вы должны точно знать, зачем и с кем вы будете разговаривать. Вам нужно для себя определиться: кто эти люди, которые будут составлять аудиторию? Где они смогут применить информацию, которую я собираюсь им сообщить? Как я смогу узнать, добился ли я успеха?
 Самое главное ваше сообщение должно быть адресовано конкретном аудитории.
 Верите ли вы сами в то, что хотите сказать? Вы можете споткнуться и упасть по дороге на сцену, скомкать половину фраз, забыть подготовленный текст. Но если вы совершенно искренни, если вы верите в то, что вы говорите - аудитория охотно даст вам второй, третий, даже четвертый шанс. Почему? Искренность всегда находит отклик в душах людей.
 Однако, если вы не верите в то, что говорите, не имеет значения, насколько совершенна ваша техника выступления - вы почти наверняка провалитесь. Действуйте разумно: выберите то сообщение, по поводу которого вы испытываете искренний энтузиазм. И хорошо бы еще дать своему выступлению какой-нибудь завлекательный эпиграф.
 Структурируйте все то, что вы хотите сказать
 Итак, вы собрали материала больше, чем достаточно. Отлично! Теперь давайте приведем его в порядок. Вы уже составили список ключевых позиций. Что же теперь делать? Запишите каждую позицию в виде короткой простой фразы. Затем выберите три факта (если можно - меньше) в качестве подтверждения каждой ключевой позиции. После этого продумайте: если вам пришлось бы оставить не больше одного факта для каждой позиции, какой именно вы бы выбрали? Сформулируйте каждый факт в виде простого предложения и разместите их возле соответствующих ключевых позиций.
 Двигаемся дальше: какую краткую историю вы можете подобрать, чтобы проиллюстрировать ваше сообщение в целом?
 Давайте посмотрим, что мы имеем к настоящему моменту:
 - Вы искренне верите в то, что собираетесь сообщить.
 - У вас есть замечательный эпиграф, с которого вы можете начать свое выступление.
 - У вас есть ключевые позиции, которые подкреплены очевидными и убедительными фактами.
 - У вас есть подходящая история, которая связывает все воедино.
 Мне кажется, вы имеете полное право рассчитывать на яркое и по-настоящему хорошее выступление. Пойдем дальше.
 Отрепетируйте
 Вы уже структурировали свое выступление, используйте эту схему для своей репетиции:
 * заголовок;
 * ключевые позиции;
 * подтверждение;
 * история.
 Прежде чем пойти дальше, давайте проверим вашу историю. Она должна соответствовать двум базовым правилам рассказывания историй, о которых шла речь в предыдущей главе.
 1. Выберите историю, которая нравится вашей аудитории.
 2. Выберите историю, которая нравится вам.
 И снова: состоит ваша аудитория из одного человека или из одного миллиона, оба правила работают с одинаковой неизбежностью.
 Ну что же, теперь вы готовы.
 Список того, что от вас теперь требуется, не займет даже одного листка бумаги: у вас есть идея, структура, несколько
 ключевых фраз. С этим материалом устройтесь поудобнее, по-; лежите ваши часы так, чтобы вы могли следить за временем своего выступления - и приступайте к делу.
 Начните с самого начала и рассказывайте в той же последовательности, в какой разворачивались события. Сначала расскажите свою историю.
 Например, наш школьный учитель физики всегда начинал первый урок в новом классе с такой истории:
 "Много лет назад жил в Москве маленький мальчик. Жил он с мамой и братом, так как отец у них погиб. В классе у мальчика была кличка Тормоз. Понятно, почему?
 Однажды мама, пришла с родительского собрания ужасно расстроенная, накричала на пацанов, схватилась за ремень. И вдруг сказала: "Все, хватит! С сегодняшнего дня вы будете каждый день прочитывать по одной книжке - и вечером мне ее пересказывать. Не расскажете - выпорю, расскажете - рубль дам". Мальчишки уже давно мечтали о велосипеде, хотя бы одном на двоих, а тут такая удача. Если мать будет давать каждый день по рублю - они смогут накопить к лету на новый велик! И пацаны наперегонки набросились на книжки. Пришлось даже записаться в библиотеку, так как дома все непрочитанные книжки быстро закончились.
 Но вот однажды на уроке биологии учитель показал черный блестящий камень и спросил, кто в классе знает, что это такое. Никто не мог ответить. И тут руку поднял Тормоз. Этот момент он запомнил на всю жизнь: "Все на меня обернулись и посмотрели так, как будто увидели живую обезьяну".
 Но он встал и рассказал про этот камень все, что знал. Дело в том, что как раз вчера он пересказывал матери книгу "Занимательная геология". Его одноклассники были потрясены. Позднее он говорил: "Это был момент, когда я впервые осознал, что я вовсе не тормоз".
 К середине шестого класса он стал самым лучшим учеником класса, а в седьмом выиграл городскую олимпиаду по физике. И каждая прочитанная книжка давала ему гораздо больше, чем мамин рубль. Она давала ему знания, уверенность в себе и открывала перед ним невероятные горизонты. Он отлично учился в старших классах, а затем закончил МГУ.
 В тридцать лет у него было запатентовано десять изобретений и написано три книги.
 И знаете, кто это был? Это был я!
 Если не верите - оглянитесь назад, видите - на почетном месте стоит тот самый велосипед, который мы с братом купили вскладчину на честно заработанные деньги".
 Вам понравилась эта история? Если она тронула вас, она тронет и аудиторию.
 Хорошо, предположим, вы начали с истории. Теперь следует представить ваши ключевые позиции. Говорите медленно. Про цитируйте факты в подтверждение своих позиций. Говорите медленно. В заключение вернитесь к своей истории, например, так:
 "Вот видите, а вы сидите, как сонные мухи. А если бы я в свое время не взялся за ум, где бы я сейчас был?
 (Пауза)
 Обернитесь назад - велосипед все еще там. И в ваших силах заработать на свой велосипед или на ролики, поверьте моему опыту. Цените то, что вам могут дать в школе, и думайте головой.
 У вас все получится, надо только захотеть.
 (Пауза)
 Спасибо".
 Слушатели могут не запомнить все ваши ключевые позиции и тем более все факты. Но едва ли они скоро забудут маленького мальчика, о котором вы рассказали. В этом ваша сила.
 Вы - рассказчик. Как я уже писал, всю свою жизнь вы слушаете и рассказываете истории. Действительно, хорошо рассказанная история может и развлечь, и обезоружить, и подтолкнуть к действию, она может подарить вам друга и помочь в заключении сделки.
 И еще раз повторяю: следуйте двум базовым правилам при выборе истории: выбирайте историю для своей аудитории, выбирайте историю, которая вам нравится.
 Расскажите эту замечательную, выбранную вами историю как можно проще и короче. Сложные, запутанные истории трудно рассказывать, а еще труднее воспринимать на слух. Рассказывайте просто.
 И предоставьте истории говорить самой за себя. Никогда не комментируйте: "Это очень забавная история" или "Подождите, вы еще не слышали, как дело закончилось!" Просто расскажите историю, вспомните, как создается напряжение, как вы должны подвести слушателей к открытию, которым разрешается каждая хорошая история. Помните, что напряжение и открытие - это то, что привлекает аудиторию, удерживает ее внимание и делает историю захватывающей.
 Мы уже выяснили, что напряжение присутствует и в реальной жизни, поскольку никто из нас не знает наверняка, что произойдет в следующий момент. Именно подобное напряжение делает жизнь интересной. Хорошо рассказанная история построена по образцу самой жизни - за исключением того, что напряжение в истории задается искусственно. Рассказчики выстраивают напряжение, задавая и провоцируя вопросы как можно ближе к началу истории. Как только ответ на такой вопрос найден, когда открытие сделано - напряжение спадает.
 Обдумайте вопросы, которые с самого начала возникают в вашей истории. Кто такой этот мальчик? Купит ли он велосипед? Будет ли он всегда "тормозом"? Помогут ли ему книги? Отважится ли он поднять руку в классе? Испытает ли он унижение? Но есть еще один универсальный вопрос, который за- трагивает каждого из нас: А что я буду делать, когда они обнаружат, что я - это я? Самое страшное, с чем мы сталкиваемся, это позволить окружающим увидеть, кто мы есть на самом деле: когда мальчик встает перед классом, все мы встаем вместе с ним. Так что главный вопрос - сможет ли он справиться с ситуацией? Именно поэтому история должна продолжаться до того момента, когда мы узнаем (открываем), кем стал этот мальчик.
 Вы уверены в том, что в истории, которую вы выбрали, есть; напряжение?
 Итак, с хорошей историей про запас, с заглавием, ключевыми позициями и фактами в руках - вы готовы к репетиции своей речи.
 Давайте вернемся к этому моменту: приготовьте свои записи, включите магнитофон, проверьте часы - и говорите.
 Прорепетируйте выступление еще раз, на этот попробуйте говорить более эмоционально.
 Представьте себя перед аудиторией. Вы очень сильно хотите, чтобы они все правильно поняли.
 Видите вы их глаза? Смотрите людям в глаза.
 Не позволяйте предложениям обрываться и путаться. Это недостаток многих выступающих. Говорите ясно, держите фразу до самого конца.
 Как вы стоите? Не сутультесь.
 Еще раз прорепетируйте - теперь перед зеркалом.
 Действуйте, как будто это настоящее выступление. И не цепляйтесь за дурные привычки: не чешите нос, не поправляйте очки и не теребите волосы. Все хорошие танцоры, певцы, актеры во время репетиции работают с такой же отдачей, как и во время выступления. Именно поэтому они добиваются такого успеха. Если вы готовитесь спустя рукава, не ожидайте, что перед аудиторией вы выступите блестяще.
 Выучите свои записи наизусть, как таблицу умножения. Это поможет вам контролировать свое волнение. Впрочем, любой человек с обычными способностями может запомнить текст после нескольких репетиций. Так что репетируйте! Но еще важнее то, что если вы хорошо знаете свой текст, вы спокойно можете обойтись без листов бумаги.
 Отложить в сторону свои записи?
 Да!!!
 Главная ваша цель - общение. Вы находитесь перед аудиторией не для того, чтобы просто говорить, вы вышли туда, чтобы убеждать. Если вы не знаете свою речь наизусть, вы теряете один из самых важных своих инструментов: вашу способность наблюдать и реагировать.
 Спросите себя: "Когда я говорю с кем-нибудь, разве я не обращаю внимания на то, как реагирует мой собеседник?" Я прошу вас внимательно присмотреться к окружающим. Например, если кто-то отворачивается или прячет глаза, когда вы говорите, попробуйте изменить темп речи, заговорить более эмоционально или вообще попробуйте замолчать. Мы постоянно корректируем свое поведение по реакции окружающих. То же самое происходит на сцене или перед микрофоном. Почему?
 Люди сидят все вместе, но слушают вас каждый по отдельности.
 Выступление или беседа всегда носят личный характер. Состоит ли ваша аудитория из восьми коллег за круглым столом или из восьми миллионов зрителей, расположившихся перед экранами телевизоров, в каждый конкретный момент вы занимаете разговором одного человека.
 Теперь, давайте еще раз взглянем на ваше выступление. Нет ли там воды? Не попробовать ли вам изложить факты более ясно, более живо или - просто короче? Чтобы добавить выразительности, не подобрать ли вам несколько анекдотов или забавных историй, которые помогут вам проиллюстрировать ключевые позиции?
 Хорошо. Пошли дальше.
 Отложите свои записи в сторону. Не подсматривайте. Поверьте, вы можете обойтись без них, а результаты станут гораздо лучше. Положив часы в удобное место и включив магнитофон, встаньте перед зеркалом, взгляните прямо себе в глаза и j еще раз произнесите свое выступление.
 Что со временем? Проговаривали ли вы тщательно до самого конца каждую фразу? Как вы стоите?
 Задача 12. Смотрим телевизионную передачу
 * Для того чтобы обрести уверенность в себе во время выступления, необходима поддержка нашего подсознания. Самое лучше средство для этого - техника "Телевизор", которая была описана в книге "Практика эффективного поведения". Начнем. Сядьте на мягкое кресло или на диван. Сделайте несколько глубоких вдохов. Теперь освободитесь полностью, вплоть до кончиков пальцев. Начиная с пальцев ног, почувствуйте, как расслабляются сначала ступни, потом ноги, как тепло переходит в грудь. Дайте расслабиться своим пальцам, рукам, запястьям, плечам, шее.
 Когда вы полностью освободитесь от напряжения, закройте глаза и представьте перед собой ваш любимый, привычный телевизор. Вы нажали кнопку на пульте, засветился экран. И на экране 3 появились вы в полный рост: вы стоите на сцене и произносите вашу речь. Рассмотрите внимательно, как вы одеты, причесаны. Вы выглядите очень уверенно, говорите ясно, четко заканчивая каждое предложение. Ваши жесты свободны и естественны. Вы смотрите в глаза слушателям. Вы полны энтузиазма. Вам нравится то, что вы делаете. Вы улыбаетесь. Вот вы произносите заключительные слова. Гром аплодисментов. Выключайте телевизор.
 Какое впечатление произвело на вас это выступление? Оно вам понравилось? Может быть, вам следует его немножко откорректировать?
 После того, как вы посмотрели на себя со стороны, вернитесь к своему надежному спокойному месту, где лежат часы и стоит магнитофон - и проговорите свою речь еще раз.
 Репетиции закончены, уберите все лишнее. Отдохните, переключитесь на фильм, телевизионную передачу, книгу. Хорошенько выспитесь. Вы заслужили это.
 Скажите это
 Начните следующий день с тренировки на слушателях, которые не знают, что для вас это "проба пера". По возможности, остановитесь на ключевых позициях. Наблюдайте за реакцией на вашу речь, но не просите об одобрении.
 Мы уже почти завершили подготовку.
 Репетируйте ваше выступление, как только остаетесь наедине с собой - и пробуйте его снова и снова на разных группах слушателей. Не грозит ли вам опасность "переренетировать"? Я решительно отвечаю: нет, потому что если вы искренне во что-то верите, вы каждый раз будете говорить об этом с энтузиазмом.
 Постоянно используя возможность проговорить выступление, вы увеличиваете свои шансы на успех.
 Вот и наступил долгожданный момент вашего выступления.
 Теперь нам осталось только одно - расслабиться.
 Вы не собираетесь умирать - и земля не поглотит вас во время выступления. На деле вы вскоре обнаружите, что чем больше вы говорите, тем увереннее себя чувствуете. И дальше ваше желание говорить со слушателями будет только увеличиваться. И вы сможете свободно варьировать и перестраивать вашу речь. Как только вы ощутите искреннюю заинтересованность аудитории, вы узнаете, как это вдохновляет.
 Беспокойство, которое испытывает любой нормальный человек перед публичным выступлением, является естественным и здоровым, оно неоценимо. Волнение - ваш союзник. Оно достигает пика непосредственно перед выступлением, когда ладони становятся мокрыми, пальцы дрожат, мышцы напряжены. Могу вас успокоить, даже величайшие актеры и политики, имеющие колоссальный опыт публичных выступлений, чувствуют то же самое. Без волнения не может состояться по-настоящему яркая речь. Это попросту невозможно.
 Отличное выступление требует энергии, которую вам может дать только беспокойство и волнение.
 Так что дышите глубже. Расслабьтесь, как вы делали это во время репетиций.
 Вы готовы.
 Скажите это.
 Но прежде чем вы выйдете к микрофону, я хочу поделиться с вами несколькими ценными уроками, которые я получил в общении с публикой.
 Пять секретов "хорошей" аудитории
 1. Люди, находящиеся в зале будут смотреть вам в рот, - если вы смотрите им в глаза. Установите прямой контакт с максимально возможным количеством людей. Включайте в общение каждого человека. Когда мы общаемся с маленькой группой людей, нам легче включить в разговор всех присутствующих. Иначе это выглядело бы грубо и невежливо. Мы должны уважать свою аудиторию.
 Мысленно поделить помещение на секции, выбрать в каждой секции одного человека, с которым устанавливается контакт "глаза в глаза", и в дальнейшем постоянно возвращаться взглядом к этому слушателю. Многие люди, сидящие вокруг такого человека, будут уверены, что вы обращались непосредственно к ним. Если вы находитесь на сцене и из-за света рампы не видите лиц слушающих вас людей, вообразите себе полный зал, разбейте его на сегменты, и ведите себя так, словно вы видите их на самом деле.
 2. Выступление - не монолог, а диалог с аудиторией. Ориентируйтесь на слушателей. Помните, каждый из них слушает вас. Даже если вы не задаете вопросов, которые требуют ответа, люди все равно отвечают на ваше высказывание. Они вы-
 рожают согласие и несогласие, заинтересованность или скуку, радость или сочувствие. Вы спросите, как? Смехом, кашлем, вздохами, гробовым молчанием. Слушайте аудиторию, а не самого себя. Не уподобляйтесь токующему тетереву, если вы будете заниматься самолюбованием, провал вам обеспечен. Вас . не интересуют люди, которые вас слушают, и все видят это.
 Для того чтобы показать людям, что вы внимательны к ним, можно, например, отметить оживление в зале, вызванное вашей историей, такими словами: "Спасибо. Вы понимаете, насколько важно это для меня, как и для вас". Это естественно и легко принимается слушателями.
 3. Аудитория хочет смеяться. Когда мы отслеживаем реакцию аудитории и когда мы знаем свою речь наизусть, мы можем выйти за пределы намеченного плана, если того требуют
 обстоятельства.
 Например, вы оговорились. Но вы засмеялись над собой -как вы отреагировали бы на свой промах в компании друзей. Скорее всего, аудитория тоже засмеется вместе с вами. Ошибка ликвидирована. Аудитория хочет смеяться. То, что не кажется смешным в компании из двух или трех человек, иногда может рассмешить полный зал.
 4. Аудитория любит делать открытия. "Я собираюсь убедить вас в том, как важно хорошо учиться. Я начну с истории..."
 Хорошо, это один из способов представить преподавателя. Вот другой вариант: "Много лет назад жил в Москве маленький
 мальчик. Жил он с мамой и братом..." Если вы выберете второе начало, не сомневайтесь, что аудитория сумеет понять смысл истории. Затем, если вам так хочется, можете добавить: "Важно хорошо учиться, правда?" Ваша аудитория охотно согласится. Слушатели - разумные люди.
 Конечно, порой случается, что единственный способ начать выступление - произнести сразу ключевое утверждение. Начать с шутки - простейший путь. Он хорош, но не забывайте, что это всего лишь костыль, помогающий вам двинуться с места - возможно, он вам уже не нужен.
 Почему?
 Потому что вы умеете рассказывать истории.
 5. Аудитория любит поспать под чтение речи по бумажке.
 Если только нет абсолютной необходимости, никогда не читайте выступление с листа. Говорите своими словами. Если вы вынуждены читать, вы должны знать текст настолько хорошо, чтобы ваши глаза могли скользить по бумаге и отмечать реакцию людей в зале. И не забывайте главного правила: пауза, пауза, пауза.
 Если вы твердо убеждены в необходимости записей, вы можете сделать следующее: на отдельном листке бумаги запишите ваши ключевые позиции в нужном порядке. (Поскольку вы хорошо знаете, с какой замечательной истории собираетесь начать свое выступление, чтобы в конце вернуться к ней, вам не придется записывать саму историю.) Положите листок с планом выступления прямо перед собой.
 Если вы планируете использовать какие-то дополнительные материалы, карты, иллюстрации, не оборачивайтесь к ним лицом. Когда вы говорите, смотрите на аудиторию. Ничего не ставьте между собой и слушателями.
 Ключ к успеху - ваше искреннее желание общаться. Верите ли вы в то, что говорите? Важно ли для вас донести свое сообщение до слушателей? Если да, то аудитория будет разделять ваш энтузиазм, и все примут как должное ваше волнение.
 Глава 7 Измените себя
 Время неподвижно.
 Это мы движемся в нем не туда.
 Станислав Ежи Лец
 Помните ли вы свой первый день в школе? Начало порой бывает по-настоящему ужасным. Внезапно мир превращается в некое таинственное место под названием "Что если?".
 Что если я запнусь?
 Что если я упаду?
 Что если они обнаружат, что я - это я?
 Но еще хуже, когда вы провалились, и нужно все начинать сначала.
 Смогу ли я начать снова?
 Должен ли я всегда оставаться таким, какой я есть?
 Могу ли я стать кем-то большим?
 Нет, в самом деле - смогу ли я начать все снова?
 Мы боимся изменений
  Можно сказать, что теперь вы знаете уже достаточно, для того чтобы попытаться изменить себя Вы задали себе вопрос: Кто я? И попытались на него ответить. И вы смогли взглянуть на себя с точки зрения другого. Теперь для вас настало время перемен.
 Мы можем сделать другую прическу, купить новую одежду, поменять весь свой гардероб, перекрасить стены, наладить финансовые дела, но только не начать все сначала. Мы отказываемся шагнуть вперед, даже если абсолютно уверены, что это будет правильно.
 Почему?
 Боимся перемен. Это страх неизвестного.
 Мы цепляемся за привычное, знакомое, даже если оно причиняет нам неудобства и страдания.
 В моей практике был тяжелый, но характерный случай. Светлана, женщина лет тридцати, жалуется, что ее избивает муж. "Первый раз он ударил меня через месяц после свадьбы: я, видите ли, слишком долго не возвращалась с лекций, и он, уж не знаю, приревновал, что ли... Я его простила - сама виновата, задержалась. А через несколько дней он снова избил меня, на этот раз из-за того, что я рано ушла в институт и не приготовила ему завтрак. Наверное, он в чем-то был прав... институт я вскоре бросила, думала, муж успокоится. Как бы не так: теперь чуть что - кулаком в зубы... Уже пять лет живем вместе, а у меня синяки не переводятся..."
 - А ты его еще любишь? - спрашиваю я.
 - Нет! - вздрагивает Светлана. - Посоветуйте, как мне себя вести, чтобы муж хотя бы не так часто бил меня? У меня,
 наверно, очень плохой характер - я постоянно вывожу его из себя.
 - Ты не любишь его, он тебя бьет - что же тебя удерживает возле него?
 Светлана качает головой. Нет, она не может подать на развод. И дело даже не в том, что она боится. Она не знает другой жизни, она привыкла к такой. Муж жесток, но предсказуем, к тому же он бьет ее не всегда. Кроме того, он ее кормит, содержит. "Что я сама могу? Я же недоучка, никогда в жизни не работала..." Светлана находит десятки причин, но главное в другом - ей удобнее ничего не менять, необходимость решительных действий ее пугает сильнее, чем побои мужа.
 Это как раз тот случай, когда на помощь нам приходят три союзника - беспокойство, страх и гнев. Конечно, сначала нужно их приручить. Но об этом позже.
 Светлана последовала моему совету и временно перебралась жить к родителям - хотя бы для того чтобы разобраться в собственных переживаниях.
 - Я чувствую себя брошенной и никому не нужной, - жаловалась она мне через несколько дней. - Муж не звонит уже
 третий день - наверняка, уже нашел себе какую-нибудь...
 Горечь и печаль, охватившие Светлану, мешают ей логично и здраво мыслить, о чем я ей и сказал. Это просто-напросто ваши эмоции - они берут верх над рассудком. В глубине души мы знаем, что переживем это событие, но мы снова и снова задаем себе один и тот же вопрос: "Смогу ли я преодолеть это?"

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу