<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>
Авторская школа Васильевыхwww.yugzone.ru
Перевод в электронный вид
Никонов В.О.
vlaimir@mail.ru
Краснодар, 2004 г.
Мани и Эрик де Лиу
"Как научиться быстро читать"
(теория)
Содержание:
ОТ АВТОРОВ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ
ГЛАВА 1. С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ ВЫ ЧИТАЕТЕ?
ГЛАВА 2. СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ
ГЛАВА 3. ЧТЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ
ГЛАВА 4. КОНЦЕНТРАЦИЯ И УСИЛИЯ
ГЛАВА 5. ГЛАЗА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.СТРАТЕГИЯ ЧТЕНИЯ
ГЛАВА 6. БЕГЛОЕ ЧТЕНИЕ
ГЛАВА 7. ПРЕДУГАДЫВАНИЕ
ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
ГЛАВА 9. ВЗГЛЯДЫ ЧИТАТЕЛЯ И ЧТЕНИЕ
ГЛАВА 10.ПАМЯТЬ
ГЛАВА 11.ЧТЕНИЕ КНИГ
ОТ АВТОРОВ
Настоящая книга является самоучителем, предназначенным для улучшения продуктивности в чтении ИНФОРМАТИВНОГО материала. Это - пособие для читателей разных категорий: для предпринимателей и служащих, вынужденных постоянно знакомиться с массой информации, для студентов, штудирующих горы учебных пособий, и преподавателей, проверяющих тонны домашних задании своих учеников, а также для всех, кому приходится постоянно прочитывать печатные или рукописные работы.
Скорость при чтении зависит исключительно от цели читателя и его интереса к материалу, от его знакомства с предметом и способности к пониманию материала, наконец, от его старания. Поэтому главное внимание в книге уделено цели, которую ставит читатель, пониманию текста и методу усвоения материала, - то есть П РОДУКТИВНОСТИ.
Вопрос скорости нас интересует прежде всего в связи с тем, что продуктивность означает быстрое и, разумеется, легкое достижение цели.
Давно замечено, что люди затрачивают на процесс чтения уйму времени и энергии. Почему так происходит? Почему самые плохие читатели - это часто самые способные люди. Почему большинство студентов плохо представляют себе, как справиться с этой проблемой? Почему большинство читателей, не исключая и тех, кто в силу своей работы вынужден много читать, используют те Же приемы чтения, которые они приобрели еще в детстве? Или почему есть люди, которые в разговоре или в ходе дискуссии могут выдержать серьезный спор, требующий глубоких аргументов и внимательного анализа, но способны усваивать лишь самые поверхностные знания из прочитанного, да и то с трудом, а поэтому многие стоящие книги остаются для них недоступными? По нашему мнению, чтение создает технические трудности в общении, предлагая читателям неэффективные средства усвоения информации. Именно по этой причине читатели как класс страшно непродуктивны.
Наши усилия были направлены на то, чтобы предложить простые методы, с помощью которых можно было бы помочь читателю преодолеть чисто технические проблемы усвоения печатного текста, и сделать так, чтобы чтение было активным и гибким, в то же время столь же естественным и ненапряженным, как беседа.
Цель данного пособия:
1. Предложить читателю ряд упражнений, схожих с теми, что мы предлагаем на очных курсах.
2. Объяснить психологические процессы, которые происходят во время чтения, потому что мы поняли, что такие объяснения помогают людям сознательно и подсознательно контролировать свое совершенствование в чтении.
3. Подготовить почву для психологии чтения, в чем ощущается острая нужда.
Существует широко распространенное мнение о том, что большинство людей, когда их тренируют на коротких отрывках, могут увеличить скорость своего чтения на 50 процентов, и при этом они будут лучше понимать смысл прочитанного. Но в реальной жизни при чтении читатель должен не просто читать, а выбирать наилучший метод для решения определенной цели, короче говоря, вырабатывать стратегию чтения. Наша цель как преподавателей состоит в том, чтобы расширить рамки обучения и помочь читателю решать те сложные задачи, которые возникают у него при каждодневном чтении. Увеличение скорости чтения при обучении на коротких отрывках велико, но уровень понимания прочитанного не сильно возрастает. Если же читатель усовершенствует свои способности вырабатывать стратегию чтения, то он сможет в два или три раза увеличить объем прочитанного им.
ВВЕДЕНИЕ
Наш подход отличается от традиционного в двух отношениях. Во-первых, мы полностью не согласны с теорией, исходящей из того, что чтение может быть улучшено тренировкой глаз. Существует достаточно научно проверенных данных, свидетельствующих о том, что глаза нельзя научить делать "хорошие" движения. Хорошие или плохие движения глаз - это продукт привычек чтения, а не причина этих привычек. Мы не будем рассматривать эту проблему сразу же, а вернемся к ней более подробно в главе пятой. Такая отсрочка рассмотрения этого вопроса вызвана тем, что мы убеждены в том, что любые попытки заставить глаза двигаться побыстрее не принесут ничего, кроме вреда. Во-вторых, наша задача состоит не только в том, чтобы привить вам навыки для чтения коротких отрывков, вроде тех, которые используются при традиционных методах обучения, но и помочь вам овладеть стратегией чтения. Мы поэтому предлагаем читателям более длинные отрывки, которые можно читать на разной скорости, разным способом и для различных целей.
В реальной жизни цели и виды чтения могут быть чрезвычайно разнообразными. В одном случае читатель просто должен решить, что стоит ему читать в первую очередь и стоит ли ему читать этот материал вообще. В другом случае требуется полное и глубокое понимание текста. В третьем случае ему нужно получить из текста нужную информацию и только. Читатель может читать длинные статьи или книги под разными углами зрения, а поэтому, возможно, один и тот же материал следует прочитывать несколько раз, но каждый раз по-разному. Наконец, ему может потребоваться срочно ознакомиться с печатным материалом за чрезвычайно короткий срок. Мы не принижаем достоинства коротких упражнений, как форму тренировки. Более того, мы находим их необходимыми для того, чтобы установить степень совершенствования в чтении. Однако, если мы хотим усилить продуктивность читателя в каждодневном чтении, то ему следует использовать более крупные упражнения.
Наши методы основаны на принципах обучения. Чтение - это ОБУЧЕНИЕ. А обучение - это процесс переваривания. Но мозг может переваривать лишь определенные дозы, не более и не менее этих доз. Если читатель увеличит скорость в два раза больше того, что он может усвоить, он усвоит лишь половину прочитанного. Но тогда возникает вопрос: "Зачем стараться читать быстрее?"
Ни один метод, который обращает внимание на скорость, но игнорирует продуктивность, не знает ответа на этот вопрос. Но давайте взглянем на чтение с точки зрения его продуктивности. Так как нет никакой возможности увеличить скорость, с которой мозг будет обрабатывать информацию, то следует поставить целью увеличения продуктивности чтения: добиться максимального за счет возможностей читателя и постараться избежать излишних затрат его энергии. Существуют веские свидетельства того, что читатели затрачивают много своих сил впустую. Самые способные люди являются наименее продуктивными читателями. В значительной степени это связано с технической стороной отношений между автором и читателем через печатное слово. Именно здесь возникают главные препятствия для плодотворного чтения.
Сначала несколько слов о проблеме взаимоотношений между писателем и читателем. Автор, или оратор, рождает мысль как нечто цельное, но должен выразить ее в цепочке слов; читатель, или слушатель, должен взять эту цепочку символов и из них воссоздать первоначальную целостную мысль. В разговоре таких трудностей не возникает, так как слушатель полагается на множество подсказок в виде выражений лица говорящего; происходит диалог, и слушатель может в любой момент прервать собеседника. Преимущество дискуссии в группе состоит в том, что люди могут преодолеть последовательность слов, соединяя мысли из различных направлений; таким образом воссоздается целостность мысли. Читатель же видит перед собой печатные символы, выстроенные в цепочку, но не имеет подсказок в виде гримас, поз и тона говорящего. Не может он и вступить в разговор с писателем. Стараясь преодолеть техническую проблему, он старается сконцентрировать свое внимание на словах, смотря на них, запоминая их, вместо того, чтобы заниматься поиском их значения. В той степени, в какой он прибегает к этому самому неэффективному методу чтения, он растрачивает свои силы.
Во-вторых, усвоение - это активный процесс соединения новых знаний со старыми. Стараясь же лишь запечатлеть в памяти вновь прочитанный материал, читатель превращает свой мозг в место для складирования печатных слов, но он не может использовать имеющиеся у него знания, и его способности растрачиваются впустую.
В-третьих, в силу того, что скорость, с которой мозг обрабатывает информацию, ограничена, читатель, который хочет читать продуктивно, должен постоянно менять скорость, с которой он читает текст. Там, где текст труден для понимания, он должен замедлять скорость и увеличивать ее, когда текст становится легче для восприятия. По этой причине чтение требует разнообразия в скорости. Обычно же печатное слово гипнотизирует читателя, и он не проявляет должной гибкости при чтении. Многие читают на одной скорости, вне зависимости от темы или трудности текста. Негибкость в выборе скорости ведет к растрате возможностей читателя.
Наконец, если читатель становится пассивным, он склонен допускать ошибки или забывать о своей цели. Утрата цели в чтении ведет к огромной растрате усилий читателя.
Поэтому наша цель состоит в том, чтобы обеспечить продуктивное чтение. Возможно, читателю будет приятно узнать, что от него не потребуется тренировать свои глаза. Хотя задачи, стоящие перед читателем в каждодневном чтении, сложны и разнообразны, необходимые навыки продуктивного чтения нетрудно обрести, и читатель может быстро добиться значительных успехов.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ
МЕДЛЕННАЯ, СРЕДНЯЯ ИЛИ БЫСТРАЯ?
Таблица скоростей* (число слов в минуту)
170 - 200 Очень медленно.
200 - 230 Медленно.
230 - 250 Средне.
250 - 300 Выше среднего
300 - 330 Между средней и быстрой.
350 - 450 Быстро.
450 - 550 Очень быстро.
550 - 650 Исключительно быстро.
* Количественные данные о скорости чтения, которые приводятся в данное главе, получены на основе чтения английских текстов, в которых отдельным и словами считаются артикли, а также глагольные частицы "to". Следует учесть, что в русском переводе исчезают не только артикли и частицы "to" но и многочисленные предлоги, которые на русском языке передаются падежными оборотами. По этой причине упражнения в русском перевод содержат меньше слов примерно на 10 - 15 %. В то же время английские слова короче русских. Поэтому установить соответствие между скоростями чтения английских текстов и русских текстов довольно трудно. Однако для читателя данного пособия важно добиться не "мирового рекорда", а увеличить собственную скорость и улучшить качество своего чтения.
В 1956 г. в ходе осуществления исследовательского проекта в Северо-западном политехническом университете К. Напьер и Э. Ф. Харт обследовали 147 читателей: восемьдесят два - среди деловых кругов и шестьдесят пяти - среди остального населения. Средняя скорость составляла 232 слова в минуту. Скорость у деловых лиц составляла 223 слова в минуту, среди остальной публики- 241 слово в минуту. При этом две трети участников читали примерно со скоростью от 200 до 300 слов в минуту.
Дальнейшие обследования показали, что средняя скорость 230 - 250 слов в минуту обычна для большинства читателей, а среди деловых кругов эта скорость может сильно отличаться.
У студентов Гарвардского университета первоначальная средняя скорость составляла около 220 слов в минуту. Возможно, эта цифра не велика. Она была результатом проверки, когда читателям дали прочесть один отрывок. Поэтому читатели, незнакомые с процедурой, читали этот отрывок несколько медленнее обычного.
Наш собственный опыт работы с различными профессиональными группами показывает, что скорость чтения может колебаться. При этом самая высокая скорость составляла 380 слов в минуту. Так читали государственные служащие.
КАК УВЕЛИЧИТЬ НАШУ ПРОДУКТИВНОСТЬ
После завершения нашего заочного курса большинство читателей увеличивают свой уровень скорости, по крайней мере, на две ступени (например, со средней скорости до скорости между средней и быстрой, то есть от 230 - 250 до 300 - 350). Читатели, которые посещали наши курсы, увеличивали скорость чтения в среднем на 60 процентов, а их уровень понимания материала возрастал примерно на 10 процентов.
Мы стали исходить из того, что 250 слов в минуту - это критическая скорость: если люди читают с меньшей скоростью, то они могут рассчитывать лишь на медленный прогресс, если они читают с большей скоростью, то могут рассчитывать на сравнительно быстрое улучшение. Иногда мы, однако, обнаруживали, что читателям, которые начинали с очень быстрой скорости и читали только на этой скорости, приходилось переучиваться, чтобы освоить разные скорости чтения в зависимости от качества материала. Мы установили, что наиболее легких результатов могут добиться те, у кого скорость чтения между средней и быстрой. В группе из десяти психиатров средняя скорость составляла 334 слова в минуту, а уровень понимания - 78 процентов. Закончили же они занятия со скоростью 647 слов в минуту, а уровень понимания текста возрос до 85 процентов.
В то же время мы не стараемся достичь абсолютных рекордов в скорочтении. Самое главное - это продуктивность, способность проработать с минимумом потерь времени и сил. Мы знаем медленных читателей, которые могли опередить более быстрых читателей, когда дело доходило до длинных статей и книг, потому что они умели лучше распланировать и организовать процесс чтения. Часто все читатели, быстрые или медленные, не замечали, что они обладают поразительным диапазоном скоростей проглядывания текста, что этому навыку и этим скоростям можно легко обучиться. В дальнейшем, в главе шестой, мы подробно остановимся на этом навыке и покажем многочисленные возможности для его использования.
Цель состоит в том, чтобы повысить продуктивность чтения. Большинство читателей могут увеличить эту продуктивность вдвое по меньшей мере.
ЧИТАТЕЛИ ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
Как преподавателям нам пришлось проводить различие между двумя категориями читателей, в зависимости от их рода занятий: "общие читатели", такие как домашние хозяйки, административные работники, библиотекари, издатели, управляющие нетехнических организаций; и "специализированные читатели", такие как инженеры и техники различных профессий, адвокаты, врачи, статистики, счетоводы и бухгалтеры. Мы обнаружили больше быстрых читателей в "общей", чем в "специализированной" группе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕДУГ
Американский психолог Роберт Вудворт сообщил, что его коллега Гарольд Шлосберг во время "дня открытых дверей" в его лаборатории следил за движением глаз своих посетителей. В трех случаях он был поражен увиденным. Медленнее всего читали судьи. Правда, мы тут же вспоминаем адвоката, который прочитал первый контрольный отрывок со скоростью 600 слов в минуту. Поэтому трудно делать выводы относительно отдельных профессии. И все же некоторые выводы несомненны.
Работа специалистов требует копания в деталях и аналитичности ума. По необходимости чтение специальных текстов требует медленной скорости. Кажется, что медленное чтение, характерное для чтения специальных текстов, специалисты переносят на общую литературу. Вудворт замечает, что судьи применили свои навыки внимательного и медленного чтения на материалы тестов, хотя здесь такая скорость была совершенно неуместна. Медленное и негибкое чтение, по нашему мнению, является профессиональным недугом.
Наш. вывод сводится к тому, что нет абсолютно плохих или абсолютно хороших способов чтения; существуют скорости чтения, соответствующие различным целям и различным печатным текстам. Главное, что требуется при чтении - это гибкость.
ИЗМЕНЕНИЕ НАШИХ ПРИВЫЧЕК
В ходе занятий на наших курсах читатели должны были решить, казалось бы, неразрешимую задачу: изменить свои привычки чтения, сложившиеся в течение всей жизни, за несколько недель. Они удивлялись, когда им говорили, что они могут увеличить свою скорость чтения на 40 или 60 процентов и увеличить продуктивность чтения в два раза. Они еще более удивлялись, когда им говорили, что их успех зависит от их собственных усилий и никакого "лечения", никаких приспособлений для улучшения зрения, никаких механизмов для обучения глаз двигаться по-иному не потребуется.
Часто читателям приходилось преодолевать глубокое внутреннее сопротивление процессу обучения. Привычки чтения стали частью вашего "я", вашего статуса в обществе как умного, уважающего себя лица; отсюда - подсознательное желание защитить свою личность и свой статус, сопротивляясь необычным способам чтения.
Другим препятствием для изменения привычек, является, как бы это ни показалось смешным, трепетное отношение к печатному слову. Некоторые читатели ощущают неловкость, если они не прочитают каждое слово. У них возникает чувство вины, если они проскакивают слова и фразы или пробегают по тексту глазами. Им кажется, что они обязаны закончить все то, что начали читать, как бы это ни казалось им неприятным и ненужным.
В связи с быстрым изменением привычек возникают новые проблемы. Некоторые читатели довольно успешно меняют привычки чтения, но у них остается недоверие к достигнутым результатам, даже если они видят очевидные свидетельства успеха. Поэтому не раз бывало, что ученик читал быстрее обычного и испытывал удовлетворение достигнутым до тех пор, пока ему не сообщали, с какой скоростью он прочитывал текст. После этого он начинал сомневаться, правильно ли понял его содержание. При этом читатель может написать хорошее изложение текста и все равно считать, что, наверное, много упустил из прочитанного.
Мы говорим об этом, чтобы вы смогли понять проблемы, с которыми сталкиваются другие читатели, потому что, не являясь участником очных курсов, вы можете вообразить, что для других занятия представляются легким делом без сучка и задоринки. Первые трудности - это обычное явление, но их легко можно преодолеть, проявив немного упорства.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЧТЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ
ОТБОР И АНАЛИЗ
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек подвергает свой ум грубому и унизительному обращению, как только он становится читателем, и такое обращение потрясло бы его, если бы он только подозревал, что делает.
Ум, помимо всего прочего, это - вселенная со сложными взаимоотношениями между ее многочисленными элементами. Понимание - это способность видеть отношения, стоящие внимания. Ум - это не собрание отдельных предметов, что-то вроде пуговиц в коробке. Читатель соотносит то, что он читает, с тем, что он уже знает. В работе ума и пищеварительной системы много сходства. Подходящей пищей для ума являются отношения между предметами, которые выражены в структурах мысли (их можно условно назвать "схемами"). Схематические представления о мире позволяют его осмыслить, поэтому схемы удобоваримы. Отдельные детали, не укладывающиеся в схемы, с трудом поддаются перевариванию, и их следует долго пережевывать. По этой причине применяются мнемонические приемы, которые подменяют схемы.
В нашей повседневной деятельности мы игнорируем большинство впечатлений, которые атакуют наши органы чувств. Мы воспринимаем мир выборочно. Читатель создает в своем уме схемы, выбирая то, что относится к сути дела. Цель чтения состоит в том, чтобы создать способ для переваривания схем.
Умственная система, как и физическая, может переварить за один раз определенное количество материала, но не более того. Сложные идеи заставляют ум совершать больше работы, чем простые идеи, а так как умственная система усвоения ограничена, то она требует более медленного чтения. Отдельные детали, которые не укладываются в схему, но читатель вынужден запоминать, также требуют медленного чтения.
С другой стороны, если читатель-знаком с предметом, он может читать довольно быстро, даже если в тексте много сложной информации и много различных подробностей, так как он может сопоставить прочитываемый материал со своими умственными схемами. В этом случае он может достичь цели, выполнив меньший объем работы. Когда читатели начинают экспериментировать со скоростями, они могут прочитать текст слишком быстро или слишком медленно, и при этом не понять смысл прочитанного. При чтении со слишком большой скоростью ум выполняет слишком большую работу за слишком короткое время. Слишком медленное чтение создает чрезмерное давление на ум, снабжая его слишком обильной пищей из малонужных подробностей и мелких мыслей, и даже отдельных слов. Поэтому сравнительно продолжительное время чтения оказывается недостаточно продолжительным, чтобы выбрать и привести в порядок все то, что оказалось за пределами умственных схем читателя.
Часто читатели обнаруживают, что, когда они дошли до конца отрывка, уже забыли его начало. Более ранняя информация оказалась вытолкнутой из сознания новыми сведениями. Это произошло потому, что ранняя информация не успела усвоиться в достаточной степени за время чтения, а ум уже перешел к решению новых задач, в то
время как полупереваренная информация, не имеющая в сознании опор в виде схем, быстро забывается. Представление о чтении как процессе усвоения покоится на двух принципах.
1. ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ
Читатель должен усваивать, или обучаться, через понимание, а не запоминание. Обучение через запоминание пригодно лишь, когда мы имеем дело с несвязанными предметами, которые при чтении общеупотребительной литературы встречаются крайне редко. Суть запоминания состоит в повторении, но даже самое медленное чтение недостаточно для этого; более того, если и возможно запомнить текст наизусть, это не обязательно приведет к тому, что читатель поймет его. Обучение через понимание требует отбора материала и его анализа; при запоминании весь материал поглощается без разбора с помощью многократного повторения.
2. ГИБКОСТЬ
Так как существует предел количеству информации, которая может быть усвоена в определенное количество времени, то читатель должен постоянно менять скорость чтения. Когда смысл понять трудно, он должен читать медленнее; когда смысл понятен, ему требуется меньше времени и он может читать быстрее.
Во второй части мы более подробно остановимся на принципе гибкости. Для того чтобы получить больше времени для усвоения материала, читатель может проглядеть быстро статью, чтобы понять ее суть; затем быстро прочитать ее, чтобы получить общую информацию; и, наконец, просмотреть текст в поисках отдельных специфических деталей, которые можно усвоить с помощью запоминания. Таким образом он переходит от общего к частному и может постепенно сопоставить информацию с существующими у него знаниями; более того, такое повторение является конструктивным, а не механическим. Правильно распределяя свое время и усилия, читатель сберегает время и увеличивает свою продуктивность.
Авторы книги исходят из того, что чтение - это прежде всего процесс усвоения, и под этим углом зрения они рассматривают те навыки, которые хотят привить своим читателям.
ЗАМЕЧАНИЕ О ДАЙДЖЕСТАХ
Часто читатели задают такой вопрос: "А почему писатели не пишут так, чтобы было удобнее читать?" Наше предыдущее наблюдение о том, что читатель должен совершить в уме переваривание прочитанного, нельзя рассматривать как проповедь в пользу литературных адаптации, всевозможных дайджестов. Если есть необходимость в кратком изложении, то его следует сделать для вполне определенной цели; адаптированное изложение, или дайджест - это часто неравномерное сокращение, сделанное посредником произведения, написанного совершенно для другой цели.
Студенты, которые прошли тесты на чтении дайджестов, как правило, не удерживали информацию в памяти столь долго, как те, кто читал произведение в несокращенном оригинальном варианте. Страдал и их уровень понимания: у некоторых было лишь поверхностное представление о прочитанном, как будто они просто посмотрели на текст.
Автор должен дать читателю время для того, чтобы тот мог усвоить написанное. Если в тексте нет пояснений и примеров, нет конструктивного повторения, то материал останется не усвоенным. Поэтому мы не хотим сказать, что отдельные подробности, которые оставляет без внимания продуктивный читатель, излишни в тексте. Эти подробности присутствуют в тексте, потому что они вносят свой вклад
понимание материала, вызывают- интерес у читателя, стимулируют его воображение и дают читателю возможность использовать свои знания. Кроме того, они придают написанному колорит и тональность, которые часто наилучшим образом раскрывают намерение и цель автора. Мы лишь стараемся доказать, что читатель не должен тратить НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНО много времени на предметы, которые он может легко усвоить. Так как существует предел того, что он может усвоить в течение определенного времени, читатель должен менять скорость чтения соответственно природе текста. Гибкость предполагает активность. Материал, который подвергнут адаптированию и превращен в дайджесты, не открывает возможности для активности, а поэтому не представляет собой хорошую пищу для ума.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И УСИЛИЯ
Больше всего вопросов, которые нам задают, связаны с проблемами, как концентрировать внимание и как улучшить память. Существует тесная связь между концентрацией внимания и памятью, и наши предложения по развитию концентрации внимания совпадают с теми, которые мы предлагаем для развития памяти (см. главу десятую).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ХОРОШЕЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
1. Стимул
Если для читателя ясна его цель, то у него есть стимул для чтения и ему легче сконцентрировать свое внимание. Читатель, который читает все подряд и никогда не ставит вопрос о том, почему он читает, часто испытывает трудности в концентрации внимания: у него нет главной цели; его чтение лишено движущей силы.
2. Интерес
По мере того как у читателя развиваются интересы, у него создаются специализированные системы усвоения, удовлетворяющие эти интересы. Это позволяет ему лучше, концентрировать внимание на одних предметах за счет других. Неспособность концентрировать внимание на определенной теме означает, что у читателя нет адекватного интереса и соответствующей системы усвоения, которая может справиться с данным материалом должным образом.
3. Намерение сконцентрировать внимание
Такое намерение дает читателю внутреннюю "установку", которая препятствует отвлекающим моментам.
Под давлением срочности или сознавая непосильность задачи, читатель может проявить чрезмерное усердие в концентрации внимания и, пытаясь устранить отвлекающие моменты, перестать размышлять над текстом, то есть отказаться от активной работы при чтении.
Таким образом, намерение сконцентрировать внимание недостаточно для достижения цели; чтобы сконцентрировать внимание, читатель должен читать активно, осуществляя поиск смысла, скрытого за словами, и использовать имеющиеся у него знания.
4. Активное чтение
Читатель должен думать за себя и не должен ожидать, что автор будет думать за него. Чтобы сконцентрировать внимание, читатель должен быть активным и инициативным, каким он бывает в разговоре или в ходе дискуссии. Ему надо вести себя так, будто он постоянно комментирует текст, делая замечания, вроде: "Согласен", "Это - ясно", "Я вас понимаю, но я с вами не согласен", "Приведите пример", "А вот теперь понятно, куда вы клоните". Разумеется, вовсе не следует высказывать подобные замечания вслух, но важно, чтобы вы настроились на живой контакт с автором.
5. Поиск смысла, скрытого за словами
Правильным методом является обучение через понимание. Слова следует понимать в контексте. Читатель, который усваивает прежде всего смысл, а не слова, может без труда концентрировать свое внимание, так как он сохраняет мысли на своем собственном языке. Он держит текст под своим полным контролем. Если же он позволяет, чтобы мысли были слишком увязаны с точными словами автора, то ему будет нелегко сконцентрировать свое внимание, потому что слова быстро забываются, а смысл уплывает. Если читатель поглощает только слова, то он, скорее всего, ничего не поймет; он просто будет концентрироваться на концентрации внимания.
Вот еще пример того, что происходит, когда человек концентрирует свое внимание лишь на словах. Один наш приятель пошел на собрание, которое проходило в зале, выходящем окнами на шумную улицу. Вернувшись, он сказал, что, хотя мог расслышать выступавших, ему так трудно удавалось разобрать слова, что он почти не понял, о чем шла речь.
6. Использование имеющихся знаний
Когда читатель использует свои собственные знания, он набрасывает сеть, состоящую из своих схем, на новую информацию; это облегчает концентрацию внимания. Активное чтение, поиск смысла, скрытого за словами, использование имеющихся знаний являются сторонами взаимосвязанного процесса понимания. Хорошим способом для концентрации внимания является стимуляция этого взаимосвязанного процесса, когда читатель пытается предугадать, о чем автор поведет речь, прежде чем начинать чтение. Читатель, который использует имеющиеся у него знания, размышляя о теме материала заранее, скорее всего, будет продолжать думать на эту тему и во время чтения. Предугадывание является важным навыком. В дальнейшем мы поговорим об этом более подробно, особенно в главе седьмой.
7. Вызов
Если читателю нужно сосредоточить свое внимание, то он должен иметь перед собой вызов в виде иных точек зрения, новых интересных вопросов, информации, требующей от него сообразительности; без такого вызова он будет терять контроль над своим вниманием. Однако его цели не должны слишком превышать его возможности; цели, поставленные слишком высоко, могут привести к неудаче.
Продуктивность - сама по себе является вызовом вашим способностям. Даже если материал не представляет для вас особого интереса, поиск хорошего способа быстро
и легко справиться с делом может стать самым продуктивным стимулом для концентрации внимания.
На начальных стадиях подготовки читатель должен практиковаться с материалом, который довольно легок, сосредоточивая внимание на методах чтения: в этом состоит серьезный вызов вашим способностям. Трудности - нужно увеличивать постепенно. На последней стадии постарайтесь освоить более трудные задания, постоянно помня о том, что мы сказали о целях и ваших возможностях.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИЙ
Продуктивность определяется не затраченными усилиями, а их использованием. Так как читатель может усвоить лишь определенное количество информации в течение определенного количества времени, он должен читать гибко, меняя скорость и прилагая свои усилия сообразно ситуации.
В начале наших занятий нам бросилось в глаза, что, когда наши учащиеся читали первые длинные отрывки, их скорость была особенно медленной. Поэтому мы стали проводить тестирование, предлагая сначала сравнительно легкий для понимания, но длинный текст, а затем более трудный, но короткий. Большинство из них читали длинный тексты с гораздо медленной скоростью, чем короткий. Резюме, которые составляли ученики, прочитавшие длинный текст, свидетельствовали о том, что они старались уловить точные слова и пытались усвоить больше информации, чем это возможно при первом чтении; их усилия не были распределены должным образом. По этой причине мы склонны считать, что используемые часто данные о скорости чтения среднего читателя, которые получены на основе тестирования людей, прочитывавших короткие тексты, не отражают реальности; читатели читают обычно медленнее и менее продуктивно, чем
свидетельствуют известные данные тестов. У нас сложилось такое же впечатление и на основе наших опросов людей, когда мы выясняли, сколько времени им требуется на то, чтобы прочитать книгу. Однако с помощью соответствующей практики люди могут научиться читать длинные тексты гораздо легче, чем короткие, как только они овладеют умением распределять свои усилия: потому что длинные тексты открывают больше возможностей для гибкого чтения. Во второй части мы увидим, что лучший способ правильно распределять усилия - это перечитать текст: если вы перечитаете длинный текст несколько раз с разной скоростью, то вы сможете сэкономить время и усилия.
УСТАЛОСТЬ
Усилия, потраченные впустую, вызывают усталость; но как бы продуктивно ни работал читатель, он не может применять свои усилия бесконечно долго, не испытывая усталости. Об усталости при чтении мало известно; почти невозможно сделать обобщенные выводы на основе анализа сложного взаимодействия между мотивами и интересами. Тем не менее чтение не всегда захватывает интерес читателя. По этой причине следует обратить внимание на следующие вопросы.
1. Объем и ритм чтения
Существуют определенные пределы того, с чем читатель может справиться в течение дня. Увеличение часов, выделенных для чтения, может не только не увеличить объем информации, которую усвоит читатель, а даже уменьшить его. Дело в том, что существует подсознательное сопротивление чрезмерным усилиям. Сокращение часов, напротив, может значительно увеличить продуктивность чтения и общий объем прочитанного.
У каждого читателя существует свой ритм чтения. Однако кажется, что наиболее благоприятным временем для умственной работы являются утренние часы, прежде чем тело обретет полную активность, а также вечером, когда тело расслабляется, но не слишком устало, но не в середине дня, когда у человека - пик физической активности.
2. Усилия и усталость.
Усталость замедляет процесс умственного усвоения.
Поэтому чрезмерная усталость отрицательно воздействует на понимание. Читатели могут пресытиться даже хорошей интеллектуальной пищей и устать; если это происходит, то много усилий расходуется на то, чтобы заставить мозг работать, в то время как у человека возникает склонность заняться чем-то другим.
Чрезмерная и устойчивая усталость может даже распространиться на нижний центр мозга, который контролирует резервы энергии; следствием этого может быть внезапный выброс неконтролируемой энергии. (То, что спортсмены называют "вторым дыханием".)
3. Отдых
Можно воспользоваться советом специалистов по индустриальной психологии, которые настойчиво рекомендуют "паузы отдыха", то есть перерывы в работе, когда человек НЕ устал. В идеале к таким паузам надо прибегать непосредственно перед началом усталости. Таким образом, человек не устает, во всяком случае не так быстро. Паузы читателя должны быть краткими; иначе много времени уйдет на вхождение в ритм чтения.
Перемена также дает положительный эффект, как и сам отдых. По этой причине некоторые читают сразу несколько книг одновременно. Рекомендуют и полную перемену в чтении; в противном случае читателю трудно различать темы и идеи.
ЗАМЕЧАНИЕ О ОЗВУЧИВАНИИ ТЕКСТА И ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
Озвучивание текста - это движение ртом и губами, когда вы читаете, или же напряжение мускул гортани, не произнося ни слова. Озвучивание - это ненужная и вредная привычка, а поэтому от нее следует избавляться. Однако в своем рвении "преодолеть звуковой барьер" читателям порой советуют избавиться и от внутренней речи. Нам кажется, что это неудачный совет.
Озвучивание
Читатель, который озвучивает текст, концентрирует внимание на самих словах и бессознательно старается запомнить их; озвучивание помогает запоминанию, ? читатели, которые обычно не прибегают к озвучиванию начинают произносить слова, когда сталкиваются трудностями. Как мы видели, запоминание мешает пониманию, и даже делает его невозможным. Единственный способ избавиться от этой привычки, это читать активна, чтобы не слишком перегружать внимание самими словами, Рекомендуют различные приемы, чтобы избавиться от этой привычки. Один метод состоит в том, чтобы читать с карандашом во рту: так можно остановить движение рта, но не помешать мускульным движениям гортани. Другой метод состоит в том, чтобы пытаться повторять алфавит во время чтения для того, чтобы разбить связь между печатным словом и его звуком; но мы, откровенно говоря, не уверены, каким образом кто-нибудь может активно читать, повторяя про себя буквы алфавита: скорее всего, при этом читатель будет обращать еще больше внимания на сами буквы.
Считается, что читатели, которые озвучивают текст, не могут читать быстрее, чем они говорят, то есть о скоростью 180 слов в минуту; однако эксперименты показали, что некоторые читатели способны озвучивать текст со скоростью 400 слов в минуту; мы сами были поражены, что мы, без практики, смогли произносить вполне узнаваемые звуки со скоростью 360 слов в минуту. Обычно же озвучивающие текст редко превышают скорость, с которой говорят; однако не потому, что они не могут озвучивать текст с большей скоростью, а потому, что пытаются запомнить слова.
Читатель, который озвучивает слова, может избавиться от этой привычки лишь с помощью активного чтения.
Внутренняя речь
Если внутренняя речь читателя - это просто повтор слов автора, то дело - плохо. Если же внутренняя речь - это сопровождение собственной активности читателя, то против этого не надо бороться.
Уильям Джеймс предположил, что если мысль испытывает затруднения, то ее поддерживают образы, подобно птичке, порхающей с ветки на ветку: ветки - это образы, а полет птицы - это "мысль без образов": чем быстрее мысль, тем меньше образов. Спор, который развернулся вокруг этого высказывания Джеймса, длился много лет и не дал никаких позитивных результатов. КАКИЕ-ТО образы сопровождают мысль, но каким образом, когда, где и почему, - все это осталось тайной.
У некоторых людей существует яркое визуальное образное мышление. Есть убедительные свидетельства того, что обладающие одними видами образного мышления обладают и другими видами. У некоторых читателей хорошее образное мышление сопровождает внутреннюю речь. Количество внутренней речи зависит от умственной организации читателя. Если он читает активно, то ему нечего боятся.
Порой читатели говорят, что как только они пытаются читать наши упражнения быстрее, они слышат каждое слово текста, как-будто они слышат пластинку. Видимо, на самом деле они пытаются ускорить чтение и поддерживать одинаковую скорость на протяжении всего текста. Вследствие этого у них недостает времени для освоения важнейших идей материала. Не будучи в состоянии понять смысл, они прибегают к запоминанию, что лишь ухудшает дело. Но так как лучшим способом запоминания является использование как можно большего числа чувственных впечатлений, то они начинают озвучивать текст и проговаривать его внутренней речью. Как только они перестают ускорять чтение, они останавливают попытки запомнить текст и шум прекращается.
Мы поражены, что во многих методах обучения придается большое значение этому предмету. Можно подумать, что озвучивание было широко распространено среди медленно читающих; на самом деле это не так. Возможно, что сами методы обучения, в ходе которых обращалось главное внимание на скорость, провоцировали озвучивание и внутреннюю речь.
ГЛАВА ПЯТАЯ
ГЛАЗА
В ходе обсуждения вопроса о том, как сделать чтение быстрым и продуктивным, много было сказано относительно глаз. Было создано немало хитроумных способов, чтобы натренировать глаза таким образом, чтобы обеспечить более продуктивное чтение. Однако есть немало убедительных свидетельств в пользу того, что "хорошие или "плохие движения глаз не порождают определенные привычки чтения, а являются следствием хорошего или плохого чтения.
ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
Глаз не двигается постоянно по линии текста, потому что такое движение приведет к тому, что изображение окажется вне фокуса. Глаз может видеть, когда пребывает в неподвижном состоянии, потому что, когда он движется, то совершает это с огромной скоростью, которая не меняется и не поддается контролю. Наш субъективный опыт убеждает нас в противном: нам кажется, что мы можем заставлять наши глаза двигаться так медленно или так быстро, как мы пожелаем, и это движение кажется протяженным. Если же вы осмотрите комнату, то поймете, что можете отчетливо видеть лишь в том случае, если глаза неподвижны, даже если вы очень медленно перемещаете свой взор: на самом деле глаз совершает большое количество быстрых движений или скачков, а вы наблюдаете в паузах между этими скачками. Вы можете лишь менять число пауз в течение определенного периода времени.
То же самое можно сказать и по поводу чтения. Ваши глаза покрывают напечатанный текст в ходе серии скачков, и вы читаете в паузах между ними, делая меньше остановок, когда читаете быстро, и больше - если читаете медленно.
Вот как медленный читатель может прочесть линию печатного текста (движения его глаз обозначены стрелками, а остановки - точками):
А так можно изобразить движения глаз у быстрого читателя:
ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
Слова читают по обе стороны остановки движения глаза в пределах поля зрения, когда глаза сохраняют неподвижность. Глаз разделяет линию текста на несколько фрагментов, словно делая серию фотоснимков. Глаз не читает текста, за него это делает мозг. Глаз не способен выхватить из текста важные слова. Каким образом и почему глаз останавливается на месте, неясно. Порой он делает остановку на пустом пространстве между печатными словами. Единственное, что очевидно: глаз выбирает точку обзора. Подобно фотоаппарату, глаз делает снимки печатных знаков; мозг интерпретирует их как непрерывное движение в контексте потока осмысленной информации.
"ВИДЕНИЕ" И ЧТЕНИЕ
Эксперименты показали, что, когда изображения слов появлялись на экране на одну сотую секунды, средний читатель, не имевший никакой специальной подготовки, мог увидеть четыре взаимосвязанных слова, в которых содержалось 24 буквы. Если бы дело сводилось только к этому "видению", то человек мог бы читать со скоростью "4 000 слов в минуту, хотя и это не предел, так как некий вундеркинд в США мог "видеть" 40 тысяч слов в минуту. Но когда слова, находящиеся в поле зрения, прочитываются, они должны быть обработаны мозгом, а эта процедура занимает примерно одну пятую секунды; кроме того, при чтении обозреваемые участки необходимо совмещать друг с другом по смыслу и по контексту. Поэтому на чтение уходит больше времени, чем на "видение" .
Самое замечательное в чтении состоит в том, что средняя продолжительность остановок приблизительно равна для всех взрослых читателей одной четвертой секунды, вне зависимости от того, медленно или быстро они читают, и от характера материала, является ли он трудным или легким. Вероятно, причина этого - время, необходимое для того, чтобы мозг обработал информацию. Хотя мы не можем утверждать наверняка. Но ясно одно: быстрые читатели тратят на каждую остановку примерно столько же времени, сколько и медленные читатели. Поэтому медленное чтение связано с большим числом остановок, а быстрое - с меньшим числом. Таким образом, если мы проигнорируем время, которое расходуется на перемещение глаза от одной остановки до другой, то общее время чтения составит число остановок, умноженное на одну четвертую секунды на одну остановку.
На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до двух третей расстояния по горизонтали. Поэтому читатель может охватить, по крайней мере, пять строк печатного текста одним взглядом. "Вертикальное чтение играет большую роль в чтении, и мы в дальнейшем вернемся к нему, когда будем разбирать проглядывания текста. На данном же этапе будем исходить из того, что поле зрения представляет собою плоский эллипс.
Поля зрения неоднократно перекрещиваются, особенно у медленных читателей. Однако медленный читатель не может перестать видеть и фактически смотрит на одно и то же слово несколько раз. Быстрый читатель более полно использует свое поле зрения, и перекрещивание текста случается лишь там, где это наиболее необходимо, в наиболее удаленной части поля зрения, на периферии двух сопредельных полей. Разумеется, когда смысл написанного труден для понимания, быстрый читатель также делает больше остановок, снижает скорость, а поля его зрения все больше перекрещиваются.
"ХОРОШИЕ" И "ПЛОХИЕ" ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
Специалисты фотографировали, анализировали и классифицировали движения глаз читателей. Мы прокомментируем лишь основные положения их выводов, в то же время отвергая их категорические рекомендации и запреты, которые зачастую сделаны в результате неверной интерпретации полученных свидетельств. Характерными чертами хороших читателей являются:
1. Меньшее число остановок.
2. Более ритмичные движения глаз.
3. Меньшее число движений глазами назад.
На основе этих выводов читателю предлагается делать меньше остановок, двигать глазами более ритмично, воздерживаться от возврата назад; кроме того, ему дают совет, каким образом расширить поле зрения.
АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ТРЕНИРОВКИ ГЛАЗ
Остановки и ритмичное движение глаз.
Существуют веские свидетельства того, что у читателей нет ни малейшего представления о том, какие движения совершают их глаза, и они не могут контролировать эти движения с достаточной степенью аккуратности. У нас самих было впечатление, что при чтении определенных материалов, мы останавливались не более двух, раз на строке, но когда мы наблюдали друг за другом с помощью зеркал, то оказалось, что мы делали от трех до четырех остановок на строку. Если читатель сознательно попытается сократить число остановок, то он сможет это сделать, лишь перемещая свои глаза по определенному ритму, однако подобную ритмичность крайне трудно соблюдать. Суть чтения в гибкости; читатель должен менять скорость чтения, и часто делать это довольно быстро, в зависимости от легкости или трудности материала. Читатель, который начинает ритмично "раскачивать" свои глаза, будет проскакивать трудные места, где ему необходимо сбавить скорость. Когда мы опрашивали учеников на наших курсах, то они заверяли нас в том, что никогда не обращали внимание на движение глаз, никогда не пытались "двигать" их "вперед" или "раскачивать , а добивались увеличения скорости, лишь стараясь как можно лучше понять содержание написанного.
Возвращения назад
Эксперименты показывают, что движения глаз назад и остановки в уже прочитанном тексте являются следствием трудностей в чтении, а не их причиной. Доктор прикладной психологии Э.С. Поултон, работающий в Совете исследований в медицине, показал, что, если читателя заставлять читать через небольшое отверстие, которое перемещается вдоль строки текста, его глаза возвращаются назад, даже если слова уже нельзя увидеть. Бесполезно говорить читателю, чтобы он перестал возвращаться назад и "доверял глазам" ; избавиться от постоянных возвращений назад можно, лишь сосредоточив внимание на содержании, а не движениях глаз. Хорошие читатели порой глядят назад, потому что некоторые возвращения необходимы для внимательного и конструктивного чтения.
"Расширение поля зрения"
Разумеется, читатель должен стремиться к тому, чтобы охватить как можно более широко смысл написанного, а поэтому расширить свое поле зрения. Поле зрения среднего читателя поразительно. Как мы уже объясняли, он может "видеть" изолированный отрезок из трех или четырех слов за одну сотую секунды. Однако он вряд ли сумеет ПРОЧИТАТЬ связный текст со скоростью два слова в одну четверть секунды. Это не означает, как воображают некоторые люди, что можно добиться увеличения скорости чтения у среднего читателя в пятьдесят раз, потому что мозг не успеет переработать слова. Из этого следует, что читатель использует только небольшую долю своей зрительной способности.
Методы тренировки часто нацелены на то, чтобы "расширить поле зрения" в смысле улучшения зрительной способности, то есть способности воспринимать изолированные отрезки слов. Все это осуществляется специальными техническими приемами: на экране появляются слова на долю секунды с помощью механического приспособления, читателя заставляют пробегать глазами по середине расширяющейся книзу пирамиде слов, чтобы заставить его расширить поле зрения. Но проблема не в том, как "увидеть" изолированный участок со словами: это может сделать любой человек без всякой подготовки. Проблема состоит в том, как соединить цепочку полей при чтении, как понять цельное значение смысла прочитанного. Свидетельство, которое приведено недавним исследованием Д. Гарри Мак Лафлина из Лондонского университета, показывает, что упражнения по расширению поля зрения не оказали никакого воздействия на скорость чтения и уровень понимания прочитанного.
Мы обратили главное внимание на понимание. Наши глаза не нуждаются в тренировке; на самом деле их нельзя научить читать лучше. Но вы не можете читать без глаз, и продуктивность чтения зависит от того, что вы видите напечатанные строки. Нам потребуется еще раз вернуться к процессу видения в следующей главе, посвященной проглядыванию текста.
ЗАМЕЧАНИЕ О "ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ" ПАМЯТИ
Ум - это не фотографическая пластинка; читатель не может сфотографировать страницу текста, даже если он написан на его родном языке. Однако некоторые читатели могут УВИДЕТЬ этот текст перед собой поразительным образом. Но как мы объясняли, когда речь шла об озвучании и внутренней речи, важна не природа и степень образного мышления читателя, а то, как он осваивает информацию: путем понимания или путем запоминания.
Если читатель, обладающий способностью к воспроизведению зрительных образов в уме, пытается запомнить текст, то у него возникают все проблемы непродуктивного читателя (например, его зрительные образы могут лишь усилить внимание к тривиальному); другая проблема состоит в том, что внутренние зрительные образы известны своей неточностью. Если человек читает, пытаясь обнаружить смысл за словами, он может вообразить, что перед его глазами стоит фотография страницы печатного текста, но на самом деле то, что он вспоминает, это - лишь его субъективная интерпретация содержания. В то же время, пока читатель не старается запомнить наизусть точные слова, нет оснований не пользоваться внутренними образами.
Многие читатели воображают, что, если бы у них была "фотографическая" память в буквальном смысле этого слова, их проблемы были бы решены. Это лишь показывает, как легко считать, что ум - это нечто пассивное, и забывать о том, что ум прежде всего осуществляет отбор и интерпретацию.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СТРАТЕГИЯ ЧТЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
КАК ВОСПРИНИМАТЬ ЦЕЛОСТНУЮ МЫСЛЬ
Технические проблемы чтения - это часть более сложной технической проблемы связи между автором и читателем. Как мы видели, автору приходится выражать свою целостную мысль в линейной последовательности слов; читатель должен воссоздать целостную мысль из линии печатного текста. Чтобы воссоздать целостность мысли автора, читатель должен разглядеть общий вид слов.
Без умения разглядеть общий вид слов не может быть выработана стратегия чтения. Главная цель второй части состоит в том, чтобы научиться воспринимать общий вид слов: БЕГЛОЕ ЧТЕНИЕ (глава 7); ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (глава 8). Идеи никогда не бывают нейтральными; поэтому мы назвали главу 9 "ВЗГЛЯДЫ ЧИТАТЕЛЯ И ЧТЕНИЕ". Способность удержать в сознании информацию и воспроизвести ее зависит от того, каким образом она усвоена; ПАМЯТЬ является предметом главы 10; в этой главе дается общая оценка чтения как процесса усвоения. Применение этих навыков изложено в заключительной главе "ЧТЕНИЕ КНИГ".
ГЛАВА ШЕСТАЯ
БЕГЛОЕ ЧТЕНИЕ
Довольно часто путают хорошее или плохое чтение (в зависимости от того, что под этим подразумевают) с беглым чтением, которое на самом деле является лишь особым методом чтения. Эта ошибка связана с тем, что внимание уделяется только скорости, а не продуктивности.
Беглое чтение применяют в разных целях, и умение им пользоваться представляет собой высший этап в продуктивном чтении. При решении каждодневных задач самым главным является выработка стратегии в чтении, а ее нельзя приобрести без умения читать бегло. Однако не менее важно уметь читать очень медленно. Как мы увидим в дальнейшем, беглое чтение может оказать помощь внимательному чтению, а внимательное чтение может помочь чтению беглому. Чтение - это сложный процесс, в котором беглое чтение является важным элементом.
Прежде всего мы рассмотрим общий метод беглого чтения, а затем - его различные применения. Этот метод и способы его применения могут показаться слишком сложными при объяснении, но освоить беглое чтение не трудно, а значительных успехов можно достичь после нескольких упражнений.
1. ОБЩИЙ МЕТОД
Беглое чтение в читательском процессе
Беглое чтение - это прежде всего умение охватить общую перспективу. Читатель, который читает бегло, подобен наблюдателю на вышке: перед ним -общий вид,
перспектива окружения; он широко раскрыл глаза и реагирует на все моментально. Беглое чтение быстрее, чем скорочтение, потому что читатель использует поле зрения, которое лежит за пределами обозреваемого им обычно участка печатного текста. Если читатель хочет обнаружить число, спрятанное где-то среди текста, то он не будет тратить время на чтение, пока не найдет его: он постарается разглядеть его, посмотрев на всю страницу сразу. Если он хочет найти какое-то слово, то попытается проглядеть страницу сверху донизу.
Хотя беглое чтение не является скорочтением, это тем не менее является процессом чтения. Читатель, который читает бегло, должен связывать ту информацию, которую он получает в новом тексте, с тем, что уже знает: слова не могут прыгать без помощи в пустой и неподготовленный ум. В беглом чтении нет никакого волшебства. Наблюдатель, который следит за появлением самолетов, должен ясно представлять себе их внешний вид и другие свойства. Человек, читающий бегло, является внимательным наблюдателем, который оперирует с небольшим количеством жизненно важной информации на большой скорости. Беглое чтение, применяемое для поиска специфической информации, - довольно простой процесс: читатель знает, что ищет, и может обнаружить искомое путем узнавания. Это все равно, что узнать лицо в толпе. Беглое чтение, применяемое для получения общей информации, - более сложный процесс. Если читатель ничего не знает о трудном и совершенно незнакомом предмете и бесцельно бегает глазами по странице, то он, конечно, увидит много слов и узнает то, что захочет узнать в течение времени" имеющимся в его распоряжении, но это не будет жизненно важная информация, и он не сможет ее истолковать. Если, с другой стороны, он знает предмет от А до Я, то для него страницы текста будут изобиловать значащими словами, которые соответствуют его представлениям. Но оба случая - это крайности. Обычно читателю помогает единство текста, в котором существует движение вниз и движение по горизонтали: допустим, на одной линии находится существительное, на другой - глагол, на третьей - прилагательное. Кроме того, наиболее значительные слова постоянно повторяются, некоторые слова усиливаются другими. Эти слова обращают внимание читателя. Процесс облегчается, если читатели могут предвосхитить подход автора. При просматривании текста беглое чтение может сочетаться с короткими "пробами" текста. Чтение "на пробу" позволяет сложиться в уме читателя определенным представлениям о тексте. Чем яснее эти представления, тем легче бегло читать. При обычном чтении читатель часто приобретает достаточно ясные представления, которые позволяют ему бегло прочитать части текста.
Беглое чтение - это жизненно важная часть обычного чтения. К беглому чтению можно прибегать вне зависимости от того, является ли чтение быстрым или медленным: с его помощью возрастает гибкость чтения и можно достичь огромных скоростей. Порой смысл настолько очевиден, что читателю необходимо лишь прочитать первые несколько слов предложения: он может бегло прочитать или даже пропустить остальное. Иногда он может идти абзац за абзацем, осуществляя общее наблюдение за потоком слов, чтобы знать, когда надо снова начать читать. Искусство гибкого чтения позволяет пропускать слова там, где это возможно, прочитывая бегло или пропуская их, но не теряя контакта с текстом. При правильном использовании беглое чтение не ведет к поверхностности восприятия: позволяя читателю избавиться от ненужной работы и сконцентрировать его усилия там, где это особенно необходимо, беглое чтение увеличивает точность и чувствительность в понимании материала.
Однажды мы попробовали провести простой эксперимент. Читатели, которых проверяли на длинном тексте, содержавшем много ненужных деталей, получали каждые пять секунд сигнал. Как только они слышали его, тут же отмечали место, на котором остановились. Сравнив число слов, которые они читали в течение этих пятисекундных периодов, мы обнаружили, что некоторые из быстрых читателей прочитывали наиболее содержательные части текста столь же медленно, как и медленные читатели; однако они компенсировали свое отставание в чтении за счет того, что бегло прочитывали другие менее содержательные куски. Читатели со средней скоростью проявляли меньше гибкости, хотя и тут были очевидны признаки беглого чтения. Медленные читатели не пропускали ничего, почти не меняя свою скорость. Правда, когда дело доходило до ненужных деталей, они прочитывали эти куски особенно медленно вместо того, чтобы пробежать их взглядом. У самых быстрых читателей был самый высокий уровень понимания.
ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
При беглом чтении читатель полностью использует возможности для вертикального обзора. В главе пятой мы уже говорили о том, что нормальное поле зрения составляет по вертикали примерно от половины до двух третей горизонтального расстояния и охватывает, по крайней мере, пять строк текста. Хотя при обычном чтении вы воспринимаете строки, которые расположены над и под строкой, которую читаете, вы обращаете внимание на единственную строку. По этой причине мы изобразили на рисунках 3 и 4 нормальное поле чтения в виде сплющенного эллипса. Сосредоточьте на долю секунды все свое внимание на нескольких словах печатного текста: у вас останется лишь самое смутное представление о двух или трех строках, расположенных над и под той строкой, которую вы разглядывали. Заметьте разницу в распределении вашего внимания, когда вы постараетесь держать в поле вашего зрения пять или шесть строк. При беглом чтении поле вашего внимания широко раскрыто, а поэтому читатель широко использует возможности для видения по вертикали.
При этом остается действенным прежнее правило: читатель видит только в том случае, когда его глаза остаются в покое. Однако требуется совсем немного остановок, в ходе каждой из которых вы охватываете взором пять или шесть строк печатного текста для того, чтобы преодолеть площадь одной страницы. Для того, чтобы проглядеть страницу этой книги, потребуется от трех до четырех секунд.
Способность видеть слова поистине феноменальна. Когда поле внимания широко раскрыто, то многие слова, которые находятся в пределах обзора, становятся полуосознанной информацией. За столь короткое время читатель не в состоянии понять все возможности этого потенциала знаний: единственное, что он может сделать, это установить контакт с некоторыми словами; для этого он должен выбирать информацию и сопоставлять с имеющимися у него знаниями. Мы уже объясняли, как это происходит; нужно лишь, чтобы нам в этом помогла организация материала для его зрительного восприятия: заголовки, большие буквы, курсив, разбивка на абзацы и так далее. При беглом чтении для движения глаз нет "правильного" порядка. Интересно, что читатели, которые никогда ничего не слыхали про движения глаз, часто начинают энергично двигать глаза вниз при беглом чтении. Другие начинают идти глазами зигзагами по странице. Третьи направляют свои взгляд по диагонали - от верхнего левого угла до нижнего правого. Четвертые ведут пальцем по середине страницы снизу вверх. Пятые смотрят на середину страницы. Шестые ведут глазами снизу вверх по правому полю. К счастью глаза не выполняют покорно эти указания. Если бы глаза подчинялись указанным правлениям, то выбор остановок был бы крайне ограничен и беглое чтение было бы невозможным.
Читатели, которые попали под влияние теории о движении глаз и следуют совету о том, что любой ценой следует избегать движения назад, не могут справиться с беглым чтением, потому что воображают, что сравнительно свободное перемещение центра внимания, неизбежное при беглом чтении, не соответствует "правильному" движению глаз.
ГЛАВНЫЕ ПРИЕМЫ
Здесь мы изложим основные условия и действия при беглом чтении:
1. Не следует сознательно контролировать направление движений глаз.
2. Внимание должно быть обращено на всю широту страницы.
3. Не следует двигать глаза слева направо, чтобы охватить горизонтальную строку.
4. В пределах общего движения наши глаза, насколько мы можем судить, мечутся наугад, то туда, то сюда, по мере того как слова привлекают наше внимание.
5. Если слово активно привлекает наше внимание, мы обследуем район вокруг него.
6. Скорость беглого чтения может быть разной: от трех до двадцати секунд на страницу. При этом часто получается сочетание из быстрого чтения и коротких пропусков. Иногда читатель выбирает три строки и прочитывает их наугад.
7. Когда мы проглядываем текст, то сочетаем беглое чтение с прочтением отдельных образцов текста наугад.
8. Когда смысл написанного очевиден, мы делаем пропуски и бегло читаем, не испытывая сомнений и угрызений совести, если только не поддаемся настроению автора и получаем удовольствие от чтения.
9. Если мы хотим сделать пропуск и уверены в том, что разберемся в содержании, нам часто бывает достаточно прочесть первые несколько слов предложения.
10. Постепенно мы все более живо реагируем на такие обороты, как "Можно предположить", "В ответ на это", "Из этого можно сделать вывод", что помогает нам определить начало тезиса или антитезиса, а также заключения; эти обороты помогают нам в обычном и беглом чтении.
2. ПРИМЕНЕНИЕ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ
<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>