<< Пред. стр. 8 (из 8) След. >>
Святой Фома, апостол современности
239
была фактически передана доминиканцам. Широко развернулась и миссионерская деятельность ордена, которая затем стала его многовековой традицией. С.221"'. Облат- человек,живущий в монастыре и предоставивший ему свое
имущество (франц.).
С.22 Г"'. Графиня Теодора Лацдольф - мать Фомы Аквинского.
С.222''. Тяжело слышать такие речи (лат.).
С.222"'. На пути открытий (лат.).
С.222"*'. На пути рассуждений (лат.).
С.226''. Орем, Никола (Oresme, Nicolas, 1323-1382) - франц. ученый. Разрабатывал теорию отношений, ввел дробные показатели степени. С его именем связывают первые попытки построения системы прямолинейных координат, введение понятия ускорения и средней скорости. Автор трудов по астрономии.
Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия в области математики, естествознания, механики; отстаивал мнение о решающем значении опыта в познании
природы.
Галилей, Галилее (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания. Заложил основы современной механики. В области астрономии активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции, вынудившему его отречься от учения Коперника (в 1992 г. папа Иоанн Павел 11 объявил решение суда ошибочным и реабилитировал Галилея). Боролся против схоластики, считал
основой познания опыт.
С.226"'. В Евангелии от Матфея Иисус на вопрос одного из фарисеев - "какая наибольшая заповедь в законе?" - отвечает: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем разумением твоим" - сия же есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф 22, 35-40; аналог.: Мк 12, 28; Лк 10, 27)
С.227''. Гульельмо ди Токко (Guglieimo di Tocco, род. около 1238 - ум. между 1323 и 1325 гг.) - монах-доминиканец, быв. ученик Фомы Аквинского, генеральный инквизитор Неаполя (с 1309 г.), собирал документы о жизни св. Фомы в связи с его предстоящей канонизацией, автор первой биографии Фомы Аквинского.
С.227"1. О борьбе Фомы Аквинского со сторонниками св. Августина см.:
Честертон Г. Вечный человек. М. 1991.
С.228*'. Красноречивый, необуэданнейший, исключительный, почтенный
зачинатель (лат.).
С.228"'. Мудрость снаружи вещает, на улицах голос подает (лат.).
С.228'"'. Прекрасный риск (греч.).
С.23 Г'. Регинальд (Реджинальд да Пиперно)- монах, друг, секретарь и врач Фомы Аквинского, завершивший работу над его основным трудом "Сумма
теологии".
С.231"'. "Руководство к научным занятиям" (лат.).
С.232'·. Имеется в виду орден францисканцев. Орденом меньших братьев (миноритов) его назвал основатель этого нищенствующего монашеского ордена католиков св. Франциск Ассизский. Под этим названием в 1223 г. орден был утвержден папой римским.
С.232"'. Если не стать как маленькие дети (лат.).
С.232""'. Природная (от Бога прирожденная) (лат.).
С.232""'. См. молитву царя Соломона к Богу (3 Цар 3, 7-8).
С.233''. И которая учит постижению умом (лат.).
С.234''. Я вас назвал друзьями (лат.).
С.234"'. В 1274 г. папа Григорий ? созвал в Лионе вселенский собор, в котором приняли участие около 500 епископов не только западной, но и восточной ветвей христианской церкви, так как в замысел папы входила попытка воссоединить восточное и западное христианство. Для участия в этом соборе Григорий ? пригласил и Фому Аквинского. Тот согласился и отправился в Лион, но по дороге внезапно заболел и скончался в беиедиктинском монастыре в Фоссануове 7 марта 1274 г.. Спустя шесть веков в 1879 г. папа Лев XIII издал энциклику "Aeterni Patris" ("Отцу вечному"), в которой обратился к памяти и авторитету св. Фомы и признал его философскую систему "единственно истинной философией" католицизма.
С.234'"'. Католический праздник Пресвятого Тела и Крови Христа отмечается 3 июня.
С.235*'. ПстрЛомбардский(Ре1ги5ГотЬагаи8)(ок. 1100-1160) -итал. схоласт, епископ (с 1159 г.). В четырех "Книгах сентенций" (Sententiarum libri IV) суммировал изречения теологических авторитетов, положив начало понятию и жанру "суммы". Эта литературная форма была воспринята и развита последующими теологами и философами.
С.235"'. Александр Гэльский (Alexander Halcnsis) (1170/1180-1245) - англ. схоласт, принадлежал к монашескому ордену францисканцев. Известен своим динамико-реалистическим учением об идеях. Его главный труд "Summa theologica" был издан по указу Папы после смерти автора, и это сыграло большую роль в углублении доказательства бытия Божия в духе Аристотеля и св. Августина.
С.237"'. Постижение разумом (лат.).
СОДЕРЖАНИЕ
ЗНАНИЕ И МУДРОСТЬ 7
Примечания автора ....................................................................··...··. 29
Комментарии переводчика ............................................................... 30
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА 33
Предисловие ......................................................·.·.·····..........········..····.· 35
Введение автора к изданию 1946 г. ................................................. 37
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава /. Природа и культура ............................................................ 39
1. Культура - требование человеческой природы ........... 39
2. О некоторых неясностях .................................................... 40
3. Цивилизация и религия ...................................................... 42
Глава II. Католическая религия и культура ................................. 45
1. Особенности "современного мира" ................................ 45
2. Антропоцентризм и подлинный гуманизм ................... 48
3. Политические и экономические отголоски
картезианского дуализма .................................................. 51
4. Христианство должно оживить культуру ..................... 54
5. Христианство трансцендентно по отношению к любой культуре ................................................................. 56
Глава III. Практические соображения ........................................... 57
1. "Христианский мир" - это не Церковь .......................... 57
2. Злостное обмирщение духовного .................................... 59
3. Истинная светская деятельность христиан ................... 62
Глава IV. О католическом мышлении
и о миссии католицизма ......................................................... 67
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава! .................................................................................................... 71
1. О понятии порядка .............................................................. 71
2. Созидание порядка .............................................................. 72
Глава II .................................................................................................. 74
1. О гуманизме .......................................................................... 74
2. Амбивалентность истории ................................................ 75
3. Об историческом манихействе ......................................... 77
4. Соблазн Истории ................................................................. 78
5. Одна трудность антропоцентрического гуманизма ... 78
6. Миф об имманентности ..................................................... 80
7. Диалектика современной культуры ................................ 82
Глава Ш ................................................................................................. 84
1. Культура и религия ............................................................. 84
2. Опасности обмирщения духовного ................................. 84
3. Церковь и христианский мир ........................................... 86
4. Понятие конкретного исторического идеала ............... 87
5. Различие, подлежащее пересмотру ................................ 91
Глава IV ................................................................................................. 94
1. Исторический парадокс ..................................................... 94
2. Внешняя несостоятельность христианского мира ...... 96
3. Светская миссия христианства ......................................... 100
4. Масштабы требуемых изменений ................................... 105
Комментарии ........................................................................................ 106
I. Человеческая природа и политическая жизнь .............. 106
II. Плодовитость денег ........................................................... 108
III. Teatrum mundi .................................................................... 109
IV. Цивилизация ...................................................................... 111
Примечания автора ............................................................................ 115
Комментарии переводчика ............................................................... 120
О ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ ? з ? Предисловие ......................................................................................... 133
I. Проблема христианской философии .......................................... 134
Рационалистическая позиция ............................................... 135
Позиция г-на Блонделя ........................................................... 137
II. Природа и фактическое положение .......................................... 139
Природа философии ............................................................... 141
III. "Христианское положение" философии ................................. 143
Объективные вклады .............................................................. 145
Субъективные приобретения ................................................ 149
Выводы относительно христианской философии ........... 151
IV. Богословие и философия ............................................................ 154
Правильно понимаемая нравственная философия ......... 157
Последние замечания .............................................................. 161
Комментарии ........................................................................................ 165
I. О природе апологетики .................................................... 165
II. О нравственной философии ............................................. 170
О естественной этике ......................................................... 170
О правильно понимаемой нравственной
философии ............................................................................ 172
Примечания автора ............................................................................ 196
Комментарии переводчика ............................................................... 203
СВЯТОЙ ФОМА, АПОСТОЛ СОВРЕМЕННОСТИ 211
Примечания автора ............................................................................ 237
Комментарии переводчика ............................................................... 238
Научное издание
Жак Маритен ЗНАНИЕ И МУДРОСТЬ
"Научный мир" 119890. Москва, Знаменка, 11/11 Тел./факс (095) 291-28-47. E-mail: naumir@ben.irex.ru Л ? №030671 o-r09.12.95r. Гигиеническое заключение № 77.99.6.953.П.3619.6.99 от 29.06.1999 г.
Подписано к печати 12.10.99.
Формат 60х90/16 Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 15.25
Тираж 3000 экз. 'Заказ 771 Издание отпечатано в типо! рафии
ОАО Внешторгиздат 127576, Москва, ул. Илимская, 7
<< Пред. стр. 8 (из 8) След. >>