<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 Маркетинговое исследование рынка выпускников ВУЗов
 
  Маркетинговое исследование на трудовом рынке выпускников высшей школы инициировал и выполнил коллектив кафедры маркетинга и менеджмента Московской Государственной Академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова под руководством автора. Необходимость проведения такого исследования определялась объективными проблемами, возникшими перед академией в новой экономической ситуации, сложившейся в России в начале 90-х годов.
  Объективно экономическая реформа в начальный период структурных преобразований в экономике имела свою цену, что проявилось в резком падении совокупных объемов материального производства и росте безработицы. Поэтому формирование рынка труда в России являлось одним из основных направлений осуществления экономических реформ.
  Высокие темпы падения производства, которые имели место в России, в странах с развитой рыночной экономикой привели бы к потрясению на рынке труда, сопоставимому со временами "Великой депрессии" развитых странах мира. Однако в России рост официальной безработицы оставался довольно незначительным, чем можно было ожидать по аналогии с другими странами, переживающими экономические кризисы в подобных ситуациях (Рис. 1).
 
 
  Рисунок 1.1.
  Безработица, существовавшая, в основном, в латентной форме, могла принять массовый характер. По прогнозам на 1992 год в России она должна была составить 5.6% или 5 млн. человек, еще выше этот показатель ожидался в Москве и других промышленных центрах. Наиболее серьезно безработица должна была затронуть молодежь, в том числе выпускников вузов.
  Темп роста безработицы в первой половине 1992 года быстро возрастал, однако затем его скорость значительно уменьшилась, а во II-IV квартале 1993 года уровень безработицы даже снизился по сравнению с предыдущим периодом и не превышал 2% трудоспособного населения (половина из которого получала пособие по безработице). Несмотря на то, что по темпам падения объемов производства Россия и другие страны СНГ превосходили страны Восточной Европы, официальный уровень безработицы в них был меньше по сравнению с Польшей, Венгрией в 5-8 раз. Это было вызвано рядом объективных факторов, и прежде всего, тем, что сокращение занятости оказалось не таким большим, как сокращение объемов промышленного производства вследствие падения производительности труда
  На структуру занятости населения оказывали влияние изменения в структуре форм собственности в экономике различных отраслей. Если в 1991 году на долю негосударственного сектора приходилось около 25% общей численности работающих, то в 1994 году - более половины2.
  Увеличение доли населения, занятого на частных предприятиях, с одной стороны, было связано с развивающимися процессами приватизации, а с другой с перераспределением трудовых ресурсов. Основным фактором, способствовавшим перетоку трудовых ресурсов в частный сектор, являлся более высокий уровень заработной платы на частных предприятиях по сравнению с государственными предприятиями (рис ...). Особенно велик был разрыв оплаты труда для высокопрофессионального состава работников.
  Наблюдался отток научных кадров из-за недостаточного уровня финансирования науки и научного обслуживания. Одновременно с этим увеличивалась доля населения, занятого в отраслях с относительно благополучным финансовым положением, таких как кредитование и страхование, газовая промышленность, электроэнергетика, посредническая деятельность.
  Одним из основных факторов стабильности трудовых ресурсов в отдельных отраслях являлась заработная плата, которую не могли поддерживать на надлежащем уровне отрасли, испытывающие депрессию. В 1992 г. в топливно-энергетических отраслях промышленности не было резкого падения объема производства и уровень заработной платы возрастал или его падение было незначительным3 (рис. 2).
 
 
 Рисунок 2
 
 В значительной степени экономические процессы влияли не только на распределение занятого населения в отраслевом разрезе, а также и на профессиональный состав участников трудовых процессов. Многие работники, особенно с высшим образованием, при падении своего жизненного уровня были вынуждены менять характер своей деятельности: проходить подготовку по новой профессии, пользующейся в рыночных условиях спросом.
  Особую актуальность приобретала проблема адаптации существующих трудовых ресурсов к изменяющимся рыночным условиям. Данная проблема, включала в себя следующий комплекс задач:
 * разработка мер по осуществлению государственного регулирования перемещения трудовых ресурсов в отраслевом и территориальном разрезе;
 * обеспечение переподготовки рабочей силы с учетом текущего и перспективного спроса на требуемые рынку профессии;
 * адаптация процесса подготовки новых специалистов к рыночным требованиям.
  Государственные органы трудоустройства не обладали соответствующим потенциалом, чтобы проводить активную политику в области рынка труда, что не способствовало осуществлению эффективных мер по перемещению и переподготовке рабочей силы. Отсутствие у государственных органов опыта регулирования трудового рынка не позволяло проводить эффективную политику в области занятости, соответствующую огромным масштабам проводимой экономической перестройки.
  Учебные заведения, связанные с подготовкой специалистов (в том числе выпускников высшей школы), при разработке учебных программ и проведении процесса обучения в недостаточной мере учитывали необходимость в осуществлении кардинальных изменений. Действующая многие годы система высшего образования в стране, основанная на директивном планировании подготовки специалистов, утратила свою эффективность. В условиях рыночной экономики органы управления высшей школы оказались не в состоянии традиционными методами определять структуру, количество и качество подготовки молодых специалистов, а также обеспечить их рациональное распределение.
  Отсутствие опыта своевременной адаптации высшей школы к изменяющимся условиям на трудовом рынке привело к образованию разрыва между спросом и предложением на рынке труда высококвалифицированных специалистов из-за того, что система высшего образования готовила молодых специалистов без учета конкретной потребности народного хозяйства в профессионалах определенной специализации; подготовленные по устаревшей программе специалисты не отвечали новым рыночным требованиям.
  Поставленные в силу сложившихся обстоятельств в новые экономические условия студенты и выпускники вузов были вынуждены более активно заниматься поиском места работы. Этому способствовал высокий уровень безработицы среди молодежи, около трети безработных в 1994 году была молодежь в возрасте до 30 лет. Среди обратившихся в органы службы занятости доля учащихся и студентов, желающих работать в свободное от учебы время, возросла с 3% в 1992 году до 8% в 1994 году.
  Еще более сильно возросла значимость этой проблемы в последующее время. В 1995 году из-за отсутствия заявок от предприятий и организаций не получили направления на работу 35 тыс. выпускников вузов, что составляло 14% от выпуска. В конце первого полугодия 1996 года около 650 тыс. выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, общеобразовательных школ не имели работы и активно ее искали, из них 191 тыс. человек были зарегистрированы в службах занятости как безработные.
  Высокий уровень образования не является защитой от безработицы. В 1996 году около 38% безработных имели высшее или среднее профессиональное образование.
  Формирующийся рынок труда оказывал определенное влияние на деятельность высших учебных заведений, которая должна быть направлена в том числе и на выявление и изучение спроса на специалистов различного профиля и образовательного уровня. Информация, полученная при изучении, анализе количественных и качественных характеристик спроса на выпускников вуза, должна позволить вузам обеспечить оптимальное насыщение рынка труда работниками нужной квалификации, предупредить возникновение избытка или дефицита рабочей силы в той или иной области занятости.
  Ликвидация жестких экономических связей работников с предприятиями, строгого регулирования сверху донизу системы подготовки кадров, распределения специалистов меняло ориентацию и практику работы вузов по подготовке молодых специалистов и организации учебного процесса. Новые условия требовали от вузов изучения перспектив и конъюнктуры рынка труда молодых специалистов, своевременно изменять учебные планы подготовки в соответствии с требованиями рынка. В конечном итоге, должен быть выпущен специалист, соответствующий запросам потребителей и требованиям научно-технического прогресса. Это в свою очередь должно способствовать улучшению материального положения вуза, позволит поднять его престиж, а, следовательно, увеличить приток абитуриентов, улучшить социальное самочувствие коллектива вуза. Для решения этих задач необходимо согласовать интересы четырех сторон, которые состоят в следующем:
  * общества - обеспечить политическую и социально-экономическую стабильность;
  * потребителя - решить свои кадровые проблемы;
  * выпускника - решить проблему трудоустройства, имея при этом альтернативу по заработной плате и социальным условиям, и прежде всего, по возможности получить (приобрести) жилье;
  * вуза - на основе выпуска необходимых потребителям выпускников повысить престиж и, следовательно, усилить конкурсность при поступлении; получить определенные средства для улучшения материального обеспечения учебного процесса, увеличить заработную плату, остановить текучесть кадров.
  Подготовка кадров молодых специалистов в системе высшей школы представляет собой комплекс взаимодействий между четырьмя относительно самостоятельными субъектами: государством в лице органов управления; вузами; студентами (молодыми специалистами); предприятиями и организациями, как потребителями молодых специалистов.
  Эти отношения могут иметь как рыночную, так и нерыночную природу. Сфера высшего образования развивается под влиянием как рыночных тенденций, так и государственного регулирования, базирующегося на приоритете общественных интересов.
  Роль государственных органов управления заключается в регулировании и финансировании учебного процесса. На практике это означает, что государственные органы управления берут на себя функции контроля за подготовкой специалистов не престижных в условиях рынка профессий. Государством также осуществляются финансирование программ подготовки таких специалистов и соответствующих научных исследований в вузах, установление особых стипендий, социальная защита работников высшей школы и т.п..
  Особенно важной функцией государства в условиях рынка является проведение политики в области занятости. С этой целью оно осуществляет стимулирование создания новых рабочих мест на предприятиях, организует сеть бирж труда, которые решают в том числе проблемы трудоустройства молодых специалистов.
  Субъектами рыночных отношений в системе высшего образования выступают: вузы, осуществляющая подготовку и переподготовку молодых специалистов (функция производителя товара); предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов (функция покупателя товара) и сами молодые специалисты как специфической товар.
  Специфика данных отношений выражается в активной роли студента как будущего молодого специалиста при осуществлении сделок между вузами-производителями и предприятиями-покупателями. Он является равноправным участником таких сделок, имеет право заявлять о своих интересах и отстаивать их.
  Поскольку в треугольнике рыночных отношений вузы реализуют функцию производителя товара, то им важно знать на ближайшие годы, какие предприятия готовы приобрести молодых специалистов, какими характеристиками должны обладать выпускники, сколько потребители готовы заплатить и требуемый уровень качества их гуманитарной, общеинженерной и специальной подготовки.
  Изучение требований потенциальных потребителей, учет их при подготовке молодых специалистов позволяет вузам не только полнее и точнее удовлетворить спрос на работников определенных профессий и квалификаций, тем самым предупреждая или минимизируя безработицу, но и укрепить свое финансовое положение. Удовлетворяя потребности предприятий в молодых специалистах посредством заключения коммерческих договоров вузы получают возможность роста своих доходов и, следовательно, укрепления материальной и научной базы. Указанные обстоятельства позволяют также поднять престиж вуза, увеличить приток абитуриентов и, в конечном счете, упрочить свое положение среди других высших учебных заведений. Эта оказывает немалое влияние на социальный климат в трудовом коллективе вуза.
  Решение перечисленных проблем в условиях рынка может быть получено с использованием маркетинга, как инструмента работы на рынке. Отсюда, прикладной целью данной работы для МГАТХТ являлось определение потенциального платежеспособного спроса на выпускников химико-технологических вузов, исследование составляющих данного спроса и в дальнейшем разработка на этой основе учебных планов и программ, позволяющих подготовить конкурентоспособных на рынке труда молодых специалистов, адаптировать в соответствии с рыночным условиям систему приема, обучения и распределения студентов, разработать для высшего учебного заведения методику ежегодного исследования рынка молодых специалистов.
  Исследователи поставили перед собой широкую цель: создать действующую систему, позволяющую проводить непрерывное исследование рынка молодых специалистов высшего учебного заведения химико-технологического профиля, в которую должны входить:
  * типовая структура служб, ответственных за проведение маркетинговых исследований в Вузе и конкретно выполнящих весь комплекс необходимых работ;
  * типовая программа работ по исследованию трудового рынка выпускников;
  * методика проведения маркетингового исследования на трудовом рынке выпускников вуза;
  * механизм реализации результатов исследования как с целью адаптации системы функционирования вуза к условиям рынка, так и получения необходимых вузу финансовых средств;
  * система стимулирующих нормативов для подразделений вуза.
  Методика должна была обеспечить выявление спроса на молодых специалистов, требования к их профессиональному уровню, конкретные возможности предприятий и организаций по приему молодых специалистов этого профиля, условий трудоустройства, разработку рыночно-ориентированной программы подготовки специалистов, скорректировать учебные планы специальностей, планы приема абитуриентов на конкретные специальности в соответствии с рыночной ситуацией, вести конкретную работу по заключению договоров по подготовке специалистов между вузом и предприятиями.
  Основой системы является маркетинговое исследование как инструмент работы на рынке, позволяющее определить потенциальный платежеспособный спрос на выпускников химико-технологических вузов, определить факторы, влияющие на спрос, и в дальнейшем на основе полученных знаний разработать учебные планы и программы, обеспечивающие подготовку конкурентоспособных на рынке труда молодых специалистов.
  Как правило, в маркетинговых исследования такого типа используются стратифицированные выборки, в которых в качестве типических групп выступают предприятия и организации различных форм собственности, отраслей и подотраслей промышленности, в которых в соответствии со специализацией вуза могут работать молодые специалисты. Для химико-технологических вузов наиболее интенсивные потребители молодых специалистов это - промышленные предприятия и научно-исследовательские организации химической, нефтехимической, металлургической, электронной, медицинской промышленности различных форм собственности. Маркетинговая служба вуза должна иметь полный список потенциальных потребителей своих выпускников, контактные телефоны и адреса, периодически обновлять эту информацию, используя для этих целей имеющиеся научные, учебные, производственные связи вуза с предприятиями и выпускниками, статистическую информацию. Как правило, список таких предприятий - интенсивных потребителей выпускников химико-технологических вузов , ограничен, поэтому может быть использован вариант сплошного опроса. Тем более, что при почтовом опросе даже в условиях заинтересованности предприятий и организаций возврат анкет не превышает 30-40%.
  Достоверность полученной информации определяется количеством опрошенных экспертов в каждой подотрасли или отрасли, рынок молодых специалистов которых исследуется, и согласованностью мнений этих экспертов.
  Специально разработанный для данного маркетингового исследования типовой вопросник включал следующие блоки вопросов:
 * первый блок вопросов должен был выявить перспективные требования потенциальных потребителей к модели специалиста. Предлагалось охарактеризовать перспективную модель специалиста по трем химическим специальностям, по которым осуществляется подготовка в вузе. При этом было учтено, что институт может осуществлять двухуровневую подготовку: бакалавров-химиков (срок обучения - 4 года) и специалистов-химиков или магистров-химиков (срок обучения - 6 лет). Кроме того, на основании предварительного зондажа рынка труда выпускников в анкету может быть включена модель подготовки специалиста принципиально нового для института направления - маркетинг и менеджмент в отраслях химической промышленности. В первом блоке вопросов определялась оптимальная модель знаний и навыков молодых специалистов различных уровней подготовки по следующим параметрам:
 * второй блок вопросов детализировал потребность рынка выпускников, а именно: требуемое количество молодых специалистов, изменение спроса на выпускников при наличии вузов-конкурентов и т.д., предпочтения по возрасту , полу;
 * третий блок вопросов позволял составить прогноз социально-экономических условий приема на работу молодых специалистов, прежде всего, ожидаемый уровень заработной платы и перспективы с получением жилья;
 * четвертый блок вопросов ставил целью определить общий потенциальный платежеспособный спрос в денежном выражении- сумму дохода, который институт может получить от предприятий за своих выпускников при условии удовлетворения требований предприятий-потребителей;
 * пятый блок составили вопросы, позволяющие определить оптимальные с позиций потребителей формы распределения молодых специалистов, источники информации и характер рекламной деятельности вуза;
 * шестой блок вопросов определял перспективные направления переподготовки кадров, которые мог бы развивать институт.
  Непосредственным результатом маркетингового исследования рынка молодых специалистов является анализ ответов на вопросы специально разработанной для условий конкретного вуза анкеты, полученные от экспертов, работающих на предприятиях и в учреждениях различных отраслей страны. В результатах маркетингового опроса содержится следующая информация:
 * отраслевая принадлежность экспертов;
 * специальность, потенциальный спрос на которую изучается;
 * готовность данного предприятия принимать на работу молодых специалистов;
 * количественная потребность в таких специалистах;
 * цена, которую готовы заплатить предприятия за подготовку специалистов;
 * условия труда, в том числе оплата труда и социальные условия, которые могут быть предоставлены молодым специалистам на данном предприятии (возможность получения или льготного приобретения жилья);
 * предпочтительные для предприятий формы трудоустройства молодых специалистов;
 * предпочтительные каналы информирования предприятий о выпуске молодых специалистов.
  Полная количественная оценка потребности данной отрасли или подотрасли в молодых специалистах рассматриваемого направления специализации определяется экстраполяцией результатов опроса экспертов на общее количество предприятий отрасли, подотрасли.
  Наиболее интенсивным является сегмент рынка труда, показывающий максимальную потребность в данных специалистах среди всех потенциальных отраслей - потребителей. В зависимости от того, чьи интересы учтены при определении интенсивного сегмента рынка, таких сегментов может быть несколько. И в этом случае субъекты рынка получают возможность сопоставить свои требования и возможности с аналогичными показателями других участников рыночного процесса.
  Потребность в молодых специалистах, выявленная с учетом только интересов промышленных, научных и других организаций, является максимальной, так как она показывает спрос в случае, когда условия этих организаций отвечают полностью и интересам вузов и студентов.
  Если эта потребность больше потребности, выявленной с учетом интересов вузов или студентов, то это - важная информация для предприятий, прежде всего, в понимании своих возможностей в решении проблем кадровой и социальной политики. Возможно, что для привлечения требуемого количества молодых специалистов предприятиям отрасли необходимо обеспечить определенный уровень оплаты труда, поскольку за счет предоставления лучших условий другими отраслями может быть отток кадров из данной отрасли, в том числе и молодых специалистов.
  С другой стороны, оплата предприятиями данной отрасли подготовки молодых специалистов в вузе может не компенсировать осуществленных затрат или оказаться меньше, чем предлагаемая предприятиями других отраслей компенсация. И, следовательно, вузы будут ориентироваться при разработке моделей подготовки специалистов на предприятия тех отраслей, которые показывают наибольший платежеспособный спрос. А это означает потерю перспективы в кадровой работе и отказ от участия в процессе формирования специалиста с необходимым набором знаний для отрасли с меньшим потенциалом платежеспособного спроса.
  Дальнейшие шаги по реализации программы маркетинговых исследований на рынке выпускников должны предусматривать:
 * сопоставление требований потенциальных потребителей с сегодняшними характеристиками выпускников;
 * внесение, при необходимости, корректив в учебный процесс;
 * экономическую и юридическую проработку типовых договоров на распределение выпускников;
 * проведение договорной и рекламной кампании;
 * разработку и согласование с кафедрами и подразделениями системы нормативов распределения потенциального дохода от распределения выпускников.
  Интерес промышленных и научных предприятий и учреждений заключается в максимальном удовлетворении собственных потребностей в молодых специалистах, т.е. полном обеспечении предприятий-потребителей кадрами. Потребность в специалистах является основным критерием модели. Требования вузов и молодых специалистов в модели выступают в качестве ограничений. Это означает, что обеспечение предприятий молодыми специалистами должно происходить в увязке с интересами вузов и выпускников. При расчете потребности в молодых специалистах не учитывается потребность тех предприятий, социальные условия которых не удовлетворяют молодых специалистов, а предлагаемый такими предприятиями размер оплаты за подготовку специалистов не устраивает вузы. Так, например, отказ вуза от сотрудничества с предприятиями может быть обусловлен тем, что предлагаемая ими оплата услуг вуза в недостаточной степени покрывает затраты на подготовку специалиста того качества, который требуется данным предприятиям.
  Выявленный спрос на молодых специалистов на рынке труда позволяет вузу перейти к решению задачи формирования рыночнозависимой программы подготовки молодых специалистов.
  Апробация методики рыночного исследования спроса на молодых специалистов в МГАТХТ в 1991-1992г.г. позволила не только выявить растущую потребность в специалистах нового профиля - бакалаврах и магистрах-менеджерах по профильным технологиям, но и обозначить подходы к созданию качественной модели данного специалиста, сформировав ее на основе требований потенциальных потребителей.
  Институт традиционно специализировался на подготовке инженеров химиков-технологов для работы в производственных и научных организациях химической, металлургической, фармацевтической, электронной промышленности, академических научно-исследовательских институтах. Именно такие государственные организации и составили основу респондентской сети, среди которых производственных предприятий было 45%, академических НИИ - 15%, отраслевых НИИ и проектных институтов - 40%. С учетом быстрого роста в стране альтернативных рыночных структур в респондентскую сеть были включены кооперативы, малые и совместные предприятия. Всего было разослано более 800 анкет. Получены ответы от 215 респондентов предприятий различных форм собственности, академических и отраслевых НИИ, представительств инофирм. Должностная структура респондентской сети была следующая: генеральные директора - 45%, начальники ведущих отделов - 30%, другие специалисты - 25%.
  Полученные результаты маркетингового исследования показали, что с одной стороны, половина предприятий не планировала в 1992 году принимать на работу выпускников высших учебных заведений, в том числе по причинам укомплектованности кадрами - 15%, ожидаемым сокращением - 7%, отсутствием средств - 7%, недоверием к уровню подготовки - 20%. С другой стороны, имелся устойчивый спрос на традиционных выпускников МГАТХТ даже в условиях конкуренции аналогичных вузов, близких по специализации: 60% респондентов показали, что они примут на работу именно выпускников МГАТХТ. Однако этот спрос составлял примерно 80% от выпуска последних лет, что было первым сигналом для института о необходимости совершенствовать подготовку своих выпускников.
  Важнейшим результатом маркетингового исследования для коллектива института явилось представление потенциальных потребителей о модели будущего выпускника института. Некоторые результаты, характеризующие модель выпускника в представлении потенциальных потребителей приведены на рис. 3 Они позволили сделать некоторые выводы о целесообразной корректировке направлений подготовки специалистов и направлениях формирования рыночной зависимой программы работы вуза.
 Модель выпускника МГАТХТ с позиций потенциальных потребителей
 
 
 Рисунок 3
  В отношении бакалавров-химиков вузу потребуется усилить подготовку в области классических дисциплин: физики, химии и математики, уделив больше времени практике работы с химическим веществом, обработке результатов экспериментов, общей химической технологии современных производств, использованию современной вычислительной техники. При подготовке магистров-химиков, кроме вышеперечисленных направлений, потребуется корректировка подготовки в области вычислительной математики, специальных дисциплин химического профиля, маркетинга, автоматизированных систем.
  Конечно, вуз должен не только ориентироваться на сегодняшние требования потребителей, но и активно формировать рыночные потребности, ориентируясь на новейшие достижения науки, знания и интуицию ученых и преподавателей вуза.
  Исследование показало, что спрос на выпускников института значительно (на 20%) возрастет, если МГАТХТ начнет выпускать специалистов в области маркетинга и менеджмента с углубленным знанием химической технологии.
  Что касается модели специалиста "магистр-менеджер", то проведенное маркетинговое исследование позволило расставить акценты в учебном плане их подготовки. Респонденты в большинстве случаев отмечают в качестве обязательных следующие дисциплины: маркетинг на внутреннем и внешнем рынках, менеджмент, экономико-математические методы и экономическая статистика, работа с ЭВМ, экономика и организация производства, внешнеэкономическая деятельность, бухгалтерский учет, хозяйственное и трудовое право.
  Более поздний (сентябрь-октябрь 1993 г.) выборочный опрос московских респондентов подтвердил ранее полученные результаты, показав, что уровень спроса на специалистов данной квалификации, даже в условиях экономического спада, по прежнему высок. Уточнение расчетов платежеспособного спроса, проведенное в 1993 году в связи с потерей части рынка предприятий-потребителей молодых специалистов из-за распада СССР и сокращения производства, позволило определить план их набора в 1994 г. Сокращение спроса по данной причине оценивается как двухкратное. Это означает, что план набора на вновь открывающиеся в МГАТХТ специальности "бакалавр-менеджер" и "магистр-менеджер" не может превышать этот показатель, что означает возможность формирования двух полных академических групп. Именно эти данные маркетингового исследования позволили обосновать перед московским правительством план приема на это направление в размере 40 человек и получить соответствующее разрешение.
  В результате проведенного исследования была разработана модель подготовки специалиста-менеджера4. Она представляет собой совокупность дисциплин и предметов, которые в процессе обучения должны быть освоены студентами данной специальности. Эти дисциплины и их приоритеты были выявлены на основе балльных оценок значимости дисциплин. Распределение основных учебных дисциплин для подготовки магистров-менеджеров по их значимости показано в таблице 1. Респонденты давали дисциплинам оценки от 0 до 2 в зависимости от их значимости.
 Таблица 1.
 Балльная оценка дисциплин для уровня магистра-менеджера
 NN
 пп Направление углубленной подготовки Балльная оценка значимости 1 Маркетинг на внутреннем рынке 1,83 2 Экономика и организация производства 1,77 3 Организация внешнеэкономических связей 1,77 4 Работа с ЭВМ и программным обеспечением 1,75 5 Маркетинг на внешнем рынке 1,71 6 Теория и практика менеджмента 1,65 7 Чтение и перевод иностранных текстов
  по специальности 1,62 8 Зарубежное и российское хозяйственное право 1,8 9 Финансово-кредитные отношения 1,5 10 Экономико-математические методы и
  экономическая статистика 1,0 11 Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности 1,6 12 Информатика 1,1 13 Свободное владение иностранным языком 1,0 14 Умение объясняться на одном из иностранных языков 1,34 15 Социальная психология 1,32 16 Охрана труда и окружающей среды 1,24 17 Общая химическая технология 1,20 18 Классическая физика, математика, химия 0,93 19 Вычислительная математика 0,86 20 Общественные дисциплины 0,69 21 Техническая механика, инженерная графика 0,36
  Да базе этих оценок с выделением ведущих дисциплин формируется рыночная модель выпускника химико-технологического вуза.
  Современный уровень подготовки молодого специалиста - менеджера в технологическом вузе диктует необходимость сбалансированного подхода к расчетам объема часов, который должны занимать гуманитарная и технико-технологическая составляющие учебного процесса. Указанные принципы заложены в проекты учебных планов МГАТХТ по подготовке специалистов-менеджеров в отраслях химической технологии первого (бакалавр) и второго (магистр) уровней.
  Проведенное исследование позволило определить общий платежеспособный спрос на выпускников МГАТХТ в условиях конкуренции, который оказался равным примерно 30% от бюджета института 1991 года, что не позволяло вузу работать на условиях самофинансирования и предполагало необходимость проведения серьезной работы по совершенствованию своих выпускников, изучению рынка молодых специалистов для их эффективного распределения. Различные предприятия готовы заплатить за специалистов различных направлений подготовки неодинаково. Так, за подготовку магистров-менеджеров плата предприятий в среднем выше на 10%.
  В 1994 году исследование рынка молодых специалистов МГАТХТ в области маркетинга и менеджмента со знанием химической технологии было повторено для уточнения ряда позиций подготовки специалистов этого направления. Была использована 20%-ная случайная выборка.
  Анализ статистических данных показал, что подготовка в России специалистов в области менеджмента и маркетинга происходит очень интенсивно: в 1995 году рост обучающихся этим специальностям вырос на порядок (рис. 4).
 
 
 
 Рисунок. 4
 
  Спрос на выпускников МГАТХТ, специализирующихся в менеджменте и маркетинге для химических предприятий, по прежнему стабилен на уровне 40-50 человек в год (табл...). Это дает вузу основание сохранять в настоящее время ежегодный прием на этом уровне.
  За период с 1991 г. по 1994 г. несколько претерпела изменения модель требований к специалистам в области маркетинга и менеджмента со знанием химической технологии . По сравнению с результатами предшествующего исследования возросла значимость таких предметов как общая химическая технология, теория и практика менеджмента. Выросла также значимость таких предметов, как маркетинг на внешнем рынке, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности и социальные дисциплины. Данные изменения отражают общее повышение значимости знаний управления производством как в экономическом, так и в производственном аспектах. Высоко оценивали респонденты знания выпускников в области маркетинга: по результатам двух исследований предмет "Маркетинг на внутреннем рынке" получил наивысший ранг.
  С совершенствованием рынка труда предприятия начинают использовать более разнообразные формы приема на работу молодых специалистов. Они начинают более широко использовать возможности служб занятости и различные формы договоров (рис. 5).
 
 Рисунок 5
  Предприятиях, которые готовы были заплатить вузам за подготовку молодых специалистов, намерены были брать выпускников на работу при условии прохождения испытательного срока в среднем в течении трех месяцев. Предприятия, не готовые платить вузу за подготовку, предпочитали совмещение испытательского срока с выполнением дипломного проекта.
  Для качественного анализа активности респондентов в анкету был включен расширенный вопрос о причинах отказа брать на работу молодых специалистов. Результаты ответов на эти вопросы представлены на рисунке 6.
 
 Рисунок 6
  Наиболее распространенная причина отказа - убеждение руководителей в том, что предприятие в принципе не нуждается в специалистах в области маркетинга и менеджмента. Более 25% респондентов, отказавшихся брать на работу в 1995 году молодых специалистов, сослались на сложное финансовое положение своих предприятий.
  Проведенное маркетинговое исследование дала вузу возможность на основании количественной и качественной оценки выявленного спроса определить оптимальную структуру специальностей, по которым должна осуществляться подготовка выпускников в услосвиях рынка и план приема по ним, а также сформировать требования к каждой специальности, основанные на запросах потенциальных потребителей. Оно явилось основой для формирования учебных планов и программ специальностей, обеспечивающих подготовку специалистов требуемого качества.
  Исследование показало, что может дать дополнительный доход институту (примерно 20%) стажировка молодых специалистов для приведения их знаний в соответствие с изменившимися требованиями научно-технического прогресса. На это указали 15% респондентов. Вузу следует серьезно рассмотреть вопрос об организации на широкой снове системы переподготовки своих выпускников, изучать отдельно этот рынок и работать в соответствии с его требованиями.
  Большое количество потребителей молодых специалистов МГАТХТ (40%) в условиях конкуренции колебались в своих предпочтениях на рынке выпускников, что также заставляет вузы работать на этом рынке максимально активно, чтобы не терять потенциальных потребителей. Здесь важная роль принадлежит правильному определению наиболее эффективных рапределительных каналов: биржа труда, прямое распределение, распределение через ассоциации. В проведенном исследовании удалось определить, что подавляющее большинство потенциальных потребителей (93%) предпочитают иметь с институтом прямой договор на распределение выпускников. Анализ каналов рекламы показал, что потенциальные потребители предпочитают информационное письмо, полученное непосредственно от института.
  В результате исследования удалось выяснить и ожидаемые социальные условия будущей работы выпускников: это - средняя заработная плата, примерно равная заработной плате квалифицированного рабочего, 3-8% обеспечиваемых жильем, 25-35% - общежитием, 4-6% имеют возможность получить ссуду на решение своих социальных проблем. Более высокие показатели относятся к магистрам-менеджерам, это - новый продукт с "открытым рынком" труда. Рынок - не только для предприятий, выпускник института также является полноправным участником этого процесса и его отношение к конкретным предложениям работы может быть решающим.
  Проведенное МГАТХТ маркетинговое исследование рынка труда молодых специалистов показало, что это сделано своевременно и позволило определить перспективу деятельности вуза на ближайшие несколько лет, определить направления совершенствования учебной подготовки выпускников и сделать вывод о том, что маркетинг является весьма эффективным и оперативным инструментом на рынке труда.
 1 Мир в цифрах. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых стран. М. 1996 с.43.
 2 Социально-экономическое положение России, Госкомстат, М., 1994, стр.139.
 3 Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. М., ИНФРА-М, 1995, стр. 210
 4 Stud5ies on russian economic development 1993 N4 page 521,5
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 5
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу