<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Таблица 5. Инфляция в регионах ЦФО в 2004 году
  Величина индекса потребительских цен, % Величина индекса цен производителей, % Темп роста цен на платные услуги, % Темп роста цен на продовольственные товары, % Темп роста цен на непродовольственные товары, % Белгородская 111,7 150 118,9 112,4 105,9 Брянская 112,9 114,4 122,7 112,4 111,7 Владимирская 113,5 121 122,8 113,1 107,7 Воронежская 113,7 115,2 119,5 116,5 107 Ивановская 112 107,8 124,9 110,1 107,4 Калужская 114 111,1 116,5 115,8 110,7 Костромская 112,9 114,1 121,6 112,7 107,6 Курская 109,9 127,9 111 110,2 108 Липецкая 112,9 145,3 115 116,3 107,3 Московская 112,3 111,1 119,5 109,6 110,6 Орловская 111,7 113,2 115,9 113,7 107,3 Рязанская 111,7 127,5 119,4 111,7 107,9 Смоленская 113,4 112,2 122,5 111,7 109,7 Тамбовская 114,4 112,9 129,9 113,5 107,8 Тверская 111,8 115,5 120,9 112 105,7 Тульская 114,1 130,8 127,5 113,3 108,5 Ярославская 111,7 112,6 113,9 113,5 107,9 Москва 111,5 114,8 119 110,6 108,1 ЦФО 112,1 Источник: "ИНСЭР" по данным облстатов
 
 В большинстве регионов ЦФО в 2004 году рост цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги превысил общероссийский уровень в 111,7% и уровень инфляции в целом по ЦФО (112,1%). Максимальный рост цен на товары и услуги отмечен в Тамбовской, Тульской, Калужской областях (114,0-114,4%), минимальный - в Курской области - 110% (см. Табл. 5, Рис. 11). Высокие темпы роста потребительских цен отрицательно сказываются на покупательной способности населения регионов, а также свидетельствуют о нестабильной экономической ситуации на региональных рынках.
 
 Рисунок 11
 
 Источник: "ИНСЭР" по данным облстатов
 
 Рост цен на платные услуги практически во всех регионах ЦФО превышал российский показатель (см. Рис. 12). Максимальный рост цена на платные услуги в течение 2004 года наблюдался в Тамбовской, Тульской и Ивановской областях. Темп роста цен на платные услуги в каждом регионе ЦФО превышал показатель роста потребительских цен, что свидетельствует об интенсивном развитии рынка платных услуг в регионах ЦФО. В случае роста доходов населения региона на рынке платных услуг ожидается существенный рост спроса.
 
 Рисунок 12
 
 Источник: "ИНСЭР" по данным облстатов
 
 Во всех регионах ЦФО в 2004 году минимальный рост цен наблюдался на рынке непродовольственных товаров (см. Рис. 12). Максимальный рост цен на рынке непродовольственных товаров наблюдался в Брянской, Калужской, Московской и Смоленской областях.
 
 
 1.5 Бюджет региона
 
 Доходы регионального бюджета складываются из налоговых доходов и сборов, доходов от деятельности государственных предприятий, от сдачи в наем государственного имущества, безвозмездных перечислений федерального бюджета (субсидий, субвенций и дотаций). Налоговые доходы составляют 50-70% доходов бюджета региона, вторыми по значимости являются безвозмездные поступления в бюджет региона (до 30% доходов), остальные неналоговые доходы составляют незначительную часть доходов бюджета.
 
 Индикатором прибыльности предприятий, работающих в отраслях региона, является величина налоговых доходов бюджета региона. Поэтому анализ величины доходов регионального бюджета позволяет сделать вывод о прибыльности предприятий, работающих в регионе. Высокий объем доходов позволяет увеличить расходы бюджета и делает регион более стабильным и менее рисковым с точки зрения инвестиционных вложений.
 
 В 2004 году доходы консолидированного бюджета в целом по округу составили 30% от консолидированного бюджета по России. На г. Москву и Московскую область приходится 70% консолидированного бюджета округа3.
 
 Таблица 6. Структура доходов бюджетов регионов ЦФО в 2004 году
  Величина доходов бюджета, млрд. рублей Доля налоговых доходов в структуре доходов бюджета, % Доля безвозмездных перечислений в структуре доходов бюджета, % Доля неналоговых доходов в структуре доходов бюджета, % Величина доходов бюджета на душу населения, тыс. рублей на человека Белгородская 16,96 82,1 10,1 5 11,2 Брянская* 13,04 42,2 28,4 4,6 9,6 Владимирская 13,55 68,2 15,5 6,8 9,0 Воронежская 19,63 65,8 24,7 9,5 8,3 Ивановская 10,53 50,3 35,2 4,6 9,3 Калужская 12,11 60,2 27,8 4,7 11,8 Костромская 9,61 42,5 22,1 4,6 13,2 Курская н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. Липецкая 24,91 83,6 2,1 2,7 20,8 Московская н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. Орловская 8,64 72,1 23 3,4 10,2 Рязанская 11,82 72,8 14,6 6,9 9,8 Смоленская 9,47 72,4 21,1 6,5 9,2 Тамбовская 16,53 60,6 32 4,2 14,3 Тверская 14,63 71,6 20 6,5 10,1 Тульская 16,15 74,9 9,7 4,2 9,8 Ярославская 17,48 86,5 6,3 6,3 12,9 Москва 394,45 82,4 -9,9 13,1 38,0 Источник: "ИНСЭР" по данным облстатов
 
 Основные доходы, получаемые бюджетами регионов ЦФО, формируются за счет налоговых поступлений (см. Табл. 6).
 
 Рисунок 13
 
 Прим: без учета г. Москвы (317 млрд. руб.) и Московской области (72 млрд. руб.)
 Источник: "ИНСЭР" по данным Минфина
 
 Высокая доля налоговых доходов в структуре бюджетных доходов региона свидетельствует о благоприятной экономической ситуации в регионе, высоком уровне развития промышленности и торговли, высоком уровне платежеспособного спроса. Наибольший уровень налоговых доходов в структуре бюджетных доходов наблюдается в Ярославской, Липецкой, Белгородской областях и Москве (более 80% доходов бюджета). О высоком экономическом развитии этих регионов свидетельствуют также самые низкие доли безвозмездных перечислений в доходную часть бюджета региона (см. Табл. 6, Рис. 13).
 
 Наименее экономически развитыми являются Ивановская, Костромская и Брянская области, доля налоговых доходов в бюджете которых составляет менее 50% доходов, а доля безвозмездных перечислений в доходную часть бюджета доходит до трети величины бюджетных доходов (см. Табл. 6, Рис. 13).
 
 Наибольший объем доходов на одного жителя в ЦФО наблюдается в промышленно развитых регионах (Москве, Липецкой, Ярославской, Калужской, Белгородской областях), а также в регионах с низкой численностью населения (Тамбовской, Костромской областях) (см. Табл. 6).
 
 Таблица 7. Динамика доходов и расходов бюджетов регионов ЦФО в 2004 году
  Величина расходов бюджета, млрд. рублей Величина профицита/дефицита (-) бюджета, млрд. рублей Темп роста доходов бюджета, % Темп роста расходов бюджета, % Белгородская 15,73 0,962 153 133,9 Брянская* 13,18 -0,14 121,9 112,2 Владимирская 13,5 0,051 116,2 112,8 Воронежская 19,79 -0,156 119,8 113,8 Ивановская 10,49 0,034 117,4 115,5 Калужская 12,62 -0,51 114,7 121 Костромская 10,03 -0,415 117,3 110,4 Курская н.д. н.д. н.д. н.д. Липецкая 21,47 3,44 157,2 137,2 Московская н.д. н.д. н.д. н.д. Орловская 8,68 -0,034 112,9 117,2 Рязанская 11,92 -0,108 101 104,5 Смоленская 9,46 0,009 123 120,2 Тамбовская 21 4,46 116,5 115,9 Тверская 14,55 0,079 123,1 123,7 Тульская 16,33 -0,177 119,3 109,9 Ярославская 19,44 -1,96 113,7 118,2 Москва 408,21 -13,76 116,3 114,6 * за январь-ноябрь 2004 года Источник: "ИНСЭР" по данным облстатов
 
 В большинстве регионов ЦФО в 2004 году наблюдался существенный рост доходов бюджета по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что свидетельствует об улучшении экономической ситуации в регионах ЦФО (см. Табл. 7). Кроме того, высоким был и рост расходов бюджета, что способствовало поддержке внутреннего спроса, нормализации экономической ситуации в регионах и улучшению инвестиционного климата.
 
 Структура расходов регионального бюджета показывает приоритетные направления вложения бюджетных средств. В большинстве регионов ЦФО в 2004 году наибольший объем финансирования приходился на образование (20-25% величины расходов регионального бюджета), на здравоохранение и физическую культуру (15-20%) и на жилищно-коммунальное хозяйство (около 10%). Приоритет в финансировании образования и здравоохранения позволяет сделать вывод о стимулировании развития человеческого капитала на областном уровне.
 
 
 Выводы
 
 Экономическое положение регионов ЦФО в 2004 году в целом улучшилось по сравнению с 2003 годом. Во всех регионах кроме Смоленской области наблюдался рост промышленного производства; в большинстве регионов также наблюдался рост объемов инвестиций в основной капитал; рост доходов и расходов региональных бюджетов. Большинство регионов ЦФО имеют относительно благоприятный инвестиционный климат, что способствует росту их инвестиционной привлекательности.
 
 "Слабыми сторонами" экономики большинства регионов ЦФО является сельское хозяйство, объем производства которого относительно невысокий из-за отсутствия государственной поддержки отрасли, а также высокий темп инфляции, который негативно воздействует на величину платежеспособного спроса в регионах.
 
 Наиболее экономически развитыми среди регионов ЦФО являются г. Москва, Московская, Белгородская, Липецкая, Ярославская, Воронежская области. К наименее экономически развитым относятся Брянская, Ивановская, Костромская, Тамбовская области.
 
 2. Уровень социального развития регионов ЦФО. Состояние рынка сбыта на территории ЦФО
 
 Анализ уровня социального развития региона позволяет определить наличие на территории региона платежеспособного спроса и характеристику этого спроса. Характеристика платежеспособного спроса показывает, какие потребности существуют у населения данного региона, за счет каких товаров и услуг этот спрос можно удовлетворить и какие методы продвижения продукции использовать.