<< Пред. стр. 3 (из 4) След. >>
Анализ политической ситуации в регионе позволяет оценить политические риски, связанные с работой в регионе, сделать вывод об уровне политической активности местной власти.
Уровень политического риска Липецкой области относительно высок. Область занимает 55 место среди регионов России по этому показателю.
4.1 Государственная программа развития региона
В данный момент на территории области действуют ряд программ, направленных на улучшение социально-экономического положения области14.
* Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2003-2006 гг.15
Целью Программы является повышение эффективности работы реформируемых предприятий и увеличение на этой основе налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Государственная поддержка предоставляется на конкурсной основе промышленным предприятиям, включенным в Реестр реформируемых предприятий, и осуществляющим разработку и реализацию планов реформирования и финансового оздоровления.
Основные достигнутые результаты реализации Программы:
1. Разработана процедура "массового" реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий области.
2. Разработана система целевой подготовки и переподготовки специалистов муниципальных образований и предприятий.
3. Сформирован механизм стимулирования процесса реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий области.
4. Созданы условия для привлечения капитала банковских структур к реализации Программы.
Ожидаемые результаты реализация Программы:
* Прирост объемов промышленной продукции за 2003-2005 гг. в сумме 86,4 млрд.руб.;
* Прирост поступлений налогов в бюджеты всех уровней - в сумме 11,2 млрд.руб.
* Программа развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003- 2005 годы16
Основными задачами Программы являются:
* Создание правовых, экономических и организационных условий для развития сферы бытового обслуживания населения;
* Создание цивилизованных рыночных механизмов и благоприятных условий для работы предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
* Увеличение объемов и расширение рынка бытовых услуг;
* Развитие бытового обслуживания в сельской местности;
* Более полное использование трудовых ресурсов общества, увеличение занятости населения.
Реализация мероприятий Программы позволит:
* Закрепить и развить достигнутые положительные тенденции, а также устранить имеющиеся недостатки в развитии сферы бытовых услуг населению области;
* Обеспечить продолжение работы по формированию системы управления процессом организации бытового обслуживания населения;
* Усилить защиту прав потребителей бытовых услуг, повысить уровень безопасности и качество обслуживания населения;
* Расширить сеть предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности;
* Произвести реконструкцию и техническое перевооружение предприятий бытового обслуживания населения;
* Модернизировать имеющиеся и создать новые рабочие места в сфере бытовых услуг;
* Обеспечить подготовку и переподготовку кадров;
* Повысить эффективность работы субъектов рынка бытовых услуг населения за счет действенных мер по их финансовой поддержке;
* Обеспечить развитие конкуренции на рынке сферы услуг.
* "Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Липецке на 2003-2005 гг."
Цели и ожидаемые результаты реализации программы:
1. Обеспечение занятости населения, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях.
2. Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды.
3. Обеспечение социальных программ г. Липецка за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от малого бизнеса.
4. Обеспечение опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах.
5. Усиление роли активных деловых людей, привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в предпринимательскую деятельность.
6. Снижение затрат на содержание и обслуживание городского коммунального хозяйства за счет привлечения к выполнению городского заказа в этой сфере предприятий малого бизнеса.
7. Сохранение традиций и культурного наследия через развитие ремесел и высокохудожественных производств.
8. Укрепление семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности.
9. Увеличение отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
10. Освобождение органов власти от излишних функций за счет передачи их в ведение общественных объединений предпринимателей.
11. Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
Приоритеты Программы:
1. Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных слоев населения.
2. Поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.
3. Поддержка проектов, имеющих высокую бюджетную отдачу.
4. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.
5. Поддержка проектов, имеющих внебюджетное финансирование.
6. Поддержка проектов, направленных на активизацию деловых межрегиональных связей и экспорт продукции.
4.2. Общественные движения, союзы, фонды
Липецкий региональный союз предпринимателей "ОПОРА"17
Липецкий региональный Союз предпринимателей "ОПОРА" является региональной структурой федерального союза "ОПОРА".
Задачи организации:
* Преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства,
* Упорядочение деятельности органов государственного контроля (надзора),
* Кредитно-финансовая поддержка и инвестиции в сферу малого бизнеса,
* Работа с естественными монополиями,
* Содействие безопасности ведения предпринимательской деятельности.
Руководитель - Лопатин Юрий Александрович. Тел: (0742) 77-67-84, E-mail: elt_lip@lipetsk.ru
Организации поддержки и развития малого и среднего бизнеса18
В Липецке создана инфраструктура в поддержку предпринимательства. В ее рамках действуют:
* Комитет по развитию предпринимательства и малого бизнеса администрации г. Липецка;
* Межрегиональный Маркетинговый центр "Липецк-Москва";
* Липецкая областная общественная организация содействия малому бизнесу;
* Липецкая торгово-промышленная палата;
* Липецкий городской центр занятости населения;
* Союз предпринимателей г. Липецка;
* Областная организация "Ассоциация "Рынок"" и др.
Выводы и рекомендации. SWOT-анализ региона
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Экономическое развитие
Инвестиционная привлекательность региона
* Низкий инвестиционный риск региона среди регионов ЦФО и существенное снижение инвестиционного риска региона в 2004 году делает регион привлекательным для инвесторов;
* Высокий темп роста инвестиций в основной капитал, усиление темпа роста инвестиций, высокий объем промышленного производства и положительные темпы прироста объема промышленного производства свидетельствуют о росте экономической активности в регионе;
* Существенный рост доходов бюджета в 2004 году также свидетельствуют о росте экономической активности, что способствует росту расходов бюджета и поддержке внутреннего спроса региона;
* Природно-климатические условия позволяют организовать конкурентоспособное производство основных продуктов питания и технических культур в качестве сырья для предприятий перерабатывающей промышленности.
Социальное развитие
1. Состояние рынка сбыта на территории региона
* Относительно высокий уровень платежеспособного спроса (очень низкий уровень безработицы, высокая среднемесячная номинально начисленная заработная плата, рост величины реальных денежных доходов населения), стимулирует рост спроса на потребительских рынках.
* Интенсивный рост объемов жилищного строительства свидетельствует о высоком уровне платежеспособного спроса и росте реальных доходов населения.
2. Высокий уровень развития человеческого капитала
Высокий уровень развития человеческого капитала способствует снижению социального риска и росту трудового потенциала области.
Технологическое развитие
1. Отраслевая специализация региона
* Наличие источников развития производства - человеческого капитала и рынков сбыта продукции, способствует развитию производства на территории региона и привлечению инвестиций в регион.
* Самый низкий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги среди регионов ЦФО положительно влияет на величину платежеспособного спроса региона.
2. Состояние инфраструктуры региона
* Выгодное географическое положение. Область является связующим звеном центральных и южных регионов России.
* Развитая транспортная инфраструктура способствует как внутрирегиональной миграции населения, так и снижению транспортных расходов предприятий.
* В области ведется работа по реформированию ЖКХ.
Политическое развитие
1. Наличие и реализация программ развития региона свидетельствует о намерениях местной власти по созданию и улучшению условий для привлечения инвестиций и экономическому развитию региона, росту уровня жизни населения.
2. Активная политика местной власти по привлечению инвестиций.
3. Развития система поддержки малого и бизнеса способствует улучшению институциональных условий работы бизнеса.
Экономическое развитие Инвестиционная привлекательность региона * Низкий объем и темп прироста объема сельскохозяйственной продукции при высокой доле сельского населения. Низкое технологическое развитие отрасли делает доходы населения, занятого в сельском хозяйстве низкими, что снижает платежеспособный спрос на территории региона; * Высокий темп инфляции снижает покупательную способность населения. Социальное развитие 1. Состояние рынка сбыта на территории региона Величина внутреннего спроса сдерживается задолженностью по заработной плате, особенно в сельском хозяйстве, и высоким ростом уровня безработицы. Технологическое развитие 1. Высокая зависимость экономики региона от одной отрасли - черной металлургии. 2. Низкий уровень развития организованной розничной торговли (организованные торговые площади). 3. Преобладание в структуре промышленности экологически опасных производств. Как следствие - высокий уровень загрязнения окружающей среды и высокий экологический риск (73 место среди регионов России). Политическое развитие Высокий уровень политического риска региона (55 место среди регионов ЦФО). ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА УГРОЗЫ ДЛЯ РЕГИОНА 1. Преимущества региона * Выгодное географическое положение; * Развитые внешнеэкономические связи региона; * Высокий уровень развития человеческого капитала. 2. Реализация конкурентных преимуществ * Для реализации потенциала сельскохозяйственной отрасли необходимы инвестиции в технологии, квалифицированную рабочую силу, качественный посадочный материал, а также система государственной поддержки отрасли. Перспективным являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, а также организация фермерских хозяйств.
Экономическое развитие
Инвестиционная привлекательность региона
* Низкий объем и темп прироста объема сельскохозяйственной продукции при высокой доле сельского населения. Низкое технологическое развитие отрасли делает доходы населения, занятого в сельском хозяйстве низкими, что снижает платежеспособный спрос на территории региона;
* Высокий темп инфляции снижает покупательную способность населения.
Социальное развитие
1. Состояние рынка сбыта на территории региона
Величина внутреннего спроса сдерживается задолженностью по заработной плате, особенно в сельском хозяйстве, и высоким ростом уровня безработицы.