<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Анализ политической ситуации в регионе позволяет оценить политические риски, связанные с работой в регионе, сделать вывод об уровне политической активности местной власти.
 
 Уровень политического риска Липецкой области относительно высок. Область занимает 55 место среди регионов России по этому показателю.
 
 4.1 Государственная программа развития региона
 
 В данный момент на территории области действуют ряд программ, направленных на улучшение социально-экономического положения области14.
 
 * Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2003-2006 гг.15
 
 Целью Программы является повышение эффективности работы реформируемых предприятий и увеличение на этой основе налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
 
 Государственная поддержка предоставляется на конкурсной основе промышленным предприятиям, включенным в Реестр реформируемых предприятий, и осуществляющим разработку и реализацию планов реформирования и финансового оздоровления.
 
 Основные достигнутые результаты реализации Программы:
 
 1. Разработана процедура "массового" реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий области.
 2. Разработана система целевой подготовки и переподготовки специалистов муниципальных образований и предприятий.
 3. Сформирован механизм стимулирования процесса реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий области.
 4. Созданы условия для привлечения капитала банковских структур к реализации Программы.
 
 Ожидаемые результаты реализация Программы:
 
 * Прирост объемов промышленной продукции за 2003-2005 гг. в сумме 86,4 млрд.руб.;
 * Прирост поступлений налогов в бюджеты всех уровней - в сумме 11,2 млрд.руб.
 
 * Программа развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003- 2005 годы16
 
 Основными задачами Программы являются:
 
 * Создание правовых, экономических и организационных условий для развития сферы бытового обслуживания населения;
 * Создание цивилизованных рыночных механизмов и благоприятных условий для работы предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
 * Увеличение объемов и расширение рынка бытовых услуг;
 * Развитие бытового обслуживания в сельской местности;
 * Более полное использование трудовых ресурсов общества, увеличение занятости населения.
 
 Реализация мероприятий Программы позволит:
 
 * Закрепить и развить достигнутые положительные тенденции, а также устранить имеющиеся недостатки в развитии сферы бытовых услуг населению области;
 * Обеспечить продолжение работы по формированию системы управления процессом организации бытового обслуживания населения;
 * Усилить защиту прав потребителей бытовых услуг, повысить уровень безопасности и качество обслуживания населения;
 * Расширить сеть предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности;
 * Произвести реконструкцию и техническое перевооружение предприятий бытового обслуживания населения;
 * Модернизировать имеющиеся и создать новые рабочие места в сфере бытовых услуг;
 * Обеспечить подготовку и переподготовку кадров;
 * Повысить эффективность работы субъектов рынка бытовых услуг населения за счет действенных мер по их финансовой поддержке;
 * Обеспечить развитие конкуренции на рынке сферы услуг.
 
 * "Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Липецке на 2003-2005 гг."
 
 Цели и ожидаемые результаты реализации программы:
 
 1. Обеспечение занятости населения, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях.
 2. Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды.
 3. Обеспечение социальных программ г. Липецка за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от малого бизнеса.
 4. Обеспечение опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах.
 5. Усиление роли активных деловых людей, привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в предпринимательскую деятельность.
 6. Снижение затрат на содержание и обслуживание городского коммунального хозяйства за счет привлечения к выполнению городского заказа в этой сфере предприятий малого бизнеса.
 7. Сохранение традиций и культурного наследия через развитие ремесел и высокохудожественных производств.
 8. Укрепление семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности.
 9. Увеличение отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
 10. Освобождение органов власти от излишних функций за счет передачи их в ведение общественных объединений предпринимателей.
 11. Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
 
 Приоритеты Программы:
 
 1. Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных слоев населения.
 2. Поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.
 3. Поддержка проектов, имеющих высокую бюджетную отдачу.
 4. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.
 5. Поддержка проектов, имеющих внебюджетное финансирование.
 6. Поддержка проектов, направленных на активизацию деловых межрегиональных связей и экспорт продукции.
 
 
 4.2. Общественные движения, союзы, фонды
 
 Липецкий региональный союз предпринимателей "ОПОРА"17
 
 Липецкий региональный Союз предпринимателей "ОПОРА" является региональной структурой федерального союза "ОПОРА".
 
 Задачи организации:
 
 * Преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства,
 * Упорядочение деятельности органов государственного контроля (надзора),
 * Кредитно-финансовая поддержка и инвестиции в сферу малого бизнеса,
 * Работа с естественными монополиями,
 * Содействие безопасности ведения предпринимательской деятельности.
 
 Руководитель - Лопатин Юрий Александрович. Тел: (0742) 77-67-84, E-mail: elt_lip@lipetsk.ru
 
 
 
 Организации поддержки и развития малого и среднего бизнеса18
 
 В Липецке создана инфраструктура в поддержку предпринимательства. В ее рамках действуют:
 
 * Комитет по развитию предпринимательства и малого бизнеса администрации г. Липецка;
 * Межрегиональный Маркетинговый центр "Липецк-Москва";
 * Липецкая областная общественная организация содействия малому бизнесу;
 * Липецкая торгово-промышленная палата;
 * Липецкий городской центр занятости населения;
 * Союз предпринимателей г. Липецка;
 * Областная организация "Ассоциация "Рынок"" и др.
 
 
 Выводы и рекомендации. SWOT-анализ региона
 
 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
 Экономическое развитие
 
 Инвестиционная привлекательность региона
 
 * Низкий инвестиционный риск региона среди регионов ЦФО и существенное снижение инвестиционного риска региона в 2004 году делает регион привлекательным для инвесторов;
 * Высокий темп роста инвестиций в основной капитал, усиление темпа роста инвестиций, высокий объем промышленного производства и положительные темпы прироста объема промышленного производства свидетельствуют о росте экономической активности в регионе;
 * Существенный рост доходов бюджета в 2004 году также свидетельствуют о росте экономической активности, что способствует росту расходов бюджета и поддержке внутреннего спроса региона;
 * Природно-климатические условия позволяют организовать конкурентоспособное производство основных продуктов питания и технических культур в качестве сырья для предприятий перерабатывающей промышленности.
 
 
 Социальное развитие
 
 1. Состояние рынка сбыта на территории региона
 
 * Относительно высокий уровень платежеспособного спроса (очень низкий уровень безработицы, высокая среднемесячная номинально начисленная заработная плата, рост величины реальных денежных доходов населения), стимулирует рост спроса на потребительских рынках.
 * Интенсивный рост объемов жилищного строительства свидетельствует о высоком уровне платежеспособного спроса и росте реальных доходов населения.
 
 2. Высокий уровень развития человеческого капитала
 
 Высокий уровень развития человеческого капитала способствует снижению социального риска и росту трудового потенциала области.
 
 
 Технологическое развитие
 
 1. Отраслевая специализация региона
 
 * Наличие источников развития производства - человеческого капитала и рынков сбыта продукции, способствует развитию производства на территории региона и привлечению инвестиций в регион.
 * Самый низкий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги среди регионов ЦФО положительно влияет на величину платежеспособного спроса региона.
 
 2. Состояние инфраструктуры региона
 
 * Выгодное географическое положение. Область является связующим звеном центральных и южных регионов России.
 * Развитая транспортная инфраструктура способствует как внутрирегиональной миграции населения, так и снижению транспортных расходов предприятий.
 * В области ведется работа по реформированию ЖКХ.
 
 
 Политическое развитие
 
 1. Наличие и реализация программ развития региона свидетельствует о намерениях местной власти по созданию и улучшению условий для привлечения инвестиций и экономическому развитию региона, росту уровня жизни населения.
 
 2. Активная политика местной власти по привлечению инвестиций.
 
 3. Развития система поддержки малого и бизнеса способствует улучшению институциональных условий работы бизнеса.
 
  Экономическое развитие Инвестиционная привлекательность региона * Низкий объем и темп прироста объема сельскохозяйственной продукции при высокой доле сельского населения. Низкое технологическое развитие отрасли делает доходы населения, занятого в сельском хозяйстве низкими, что снижает платежеспособный спрос на территории региона; * Высокий темп инфляции снижает покупательную способность населения. Социальное развитие 1. Состояние рынка сбыта на территории региона Величина внутреннего спроса сдерживается задолженностью по заработной плате, особенно в сельском хозяйстве, и высоким ростом уровня безработицы. Технологическое развитие 1. Высокая зависимость экономики региона от одной отрасли - черной металлургии. 2. Низкий уровень развития организованной розничной торговли (организованные торговые площади). 3. Преобладание в структуре промышленности экологически опасных производств. Как следствие - высокий уровень загрязнения окружающей среды и высокий экологический риск (73 место среди регионов России). Политическое развитие Высокий уровень политического риска региона (55 место среди регионов ЦФО). ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА УГРОЗЫ ДЛЯ РЕГИОНА 1. Преимущества региона * Выгодное географическое положение; * Развитые внешнеэкономические связи региона; * Высокий уровень развития человеческого капитала. 2. Реализация конкурентных преимуществ * Для реализации потенциала сельскохозяйственной отрасли необходимы инвестиции в технологии, квалифицированную рабочую силу, качественный посадочный материал, а также система государственной поддержки отрасли. Перспективным являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, а также организация фермерских хозяйств.
 Экономическое развитие
 
 Инвестиционная привлекательность региона
 
 * Низкий объем и темп прироста объема сельскохозяйственной продукции при высокой доле сельского населения. Низкое технологическое развитие отрасли делает доходы населения, занятого в сельском хозяйстве низкими, что снижает платежеспособный спрос на территории региона;
 * Высокий темп инфляции снижает покупательную способность населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Социальное развитие
 
 1. Состояние рынка сбыта на территории региона
 
 
 Величина внутреннего спроса сдерживается задолженностью по заработной плате, особенно в сельском хозяйстве, и высоким ростом уровня безработицы.