<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕССКОГО РАЗВИТИЯ
 ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
 
 
 
 
 
 
 Маркетинговое исследование социально-экономического развития регионов ЦФО. STEP - факторы. Смоленская область. (2004 г.)
 
 
 
 
 Исполнитель:
 НП "Институт социально-экономического развития ЦФО"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва 2005г.
 
 
 Содержание
 
 
 Введение 3
 Краткая характеристика региона 5
 
 1. Экономическое развитие региона 6
 1.1 Промышленное производство 6
 1.2 Сельское хозяйство 7
 1.3 Инвестиции 8
 1.4 Инфляция 10
 1.5 Бюджет региона 10
 Выводы 12
 
 2. Уровень социального развития региона. 13
 2.1 Состояние рынка сбыта на территории региона 13
 2.1.1 Численность населения и безработица 14
 2.1.2 Уровень жизни населения 15
 2.1.3 Развитие розничной торговли 18
 2.1.4 Жилищное строительство и рынок платных услуг 20
 2.2 Характеристика человеческого капитала 21
 Выводы 23
 
 3. Развитие промышленности региона 24
 3.1 Отраслевая специализация региона 24
 3.2 Состояние инфраструктуры региона 28
 3.2.1 Развитие банковской сферы 28
 3.2.2 Развитие транспортной инфраструктуры 29
 3.2.3 Состояние ЖКХ 30
 3.2.4 Развитие ипотечного кредитования 31
 Выводы 31
 
 4. Политическая ситуация в регионе 33
 4.1 Государственная программа развития региона 33
 4.2 Общественные движения, союзы, фонды 33
 
 Выводы и рекомендации. SWOT-анализ региона 35
 
 Список литературы 38
 
 
 
 
 Введение
 
 Актуальность темы исследования.
 
 Анализ социально-экономического развития Смоленской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная - относительно высокий интерес инвесторов, как российских, так и иностранных, к вложениям в экономику регионов России, и Центрального федерального округа в частности.
 
 Данное исследование представляет интерес и потому, что на рынке представлен крайне небольшой объем систематизированной информации по социально-экономическому развитию регионов, а также отсутствуют исследования социально-экономических процессов и STEP-факторов в регионе в маркетинговом разрезе.
 
 
 Цели и задачи исследования.
 
 Целью настоящего исследования является определение текущего социально-экономического развития Смоленской области, определение рисков, с которыми компании могут столкнуться при работе в регионе, и выработка рекомендаций относительно рынков, перспективных для вложения средств.
 
 Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи: составить краткое описание Смоленской области, провести анализ экономического, социального, технологического и политического развития области.
 
 Метод сбора информации.
 
 Данное исследование является кабинетным исследованием и предполагает поиск информации по открытым источникам - Интернет, СМИ, статистические данные госорганов (Госкомстат), данные компаний-участников регионального рынка, информационно-аналитические порталы, посвященные данному региону.
 
 Целевая аудитория.
 
 Данное исследование будет представлять интерес для компаний, планирующих организацию деятельности в Смоленской области, как подробное описание их возможного рынка сбыта. Они, опираясь на данное исследование, могут строить прогнозы ситуации на потенциальном рынке сбыта своей продукции, будут иметь
 представление о ситуации в регионе, адаптировать под эту ситуацию свою стратегию развития и маркетинговую стратегию.
 
 Также исследование может быть интересно региональным и столичным компаниям, уже работающим на рынке Смоленской области, как подробное описание среды их деятельности.
 
 Также исследование будет интересно некоммерческим организациям, занимающимся привлечением инвестиций в регионы, разрабатывающим механизмы развития регионов.
 
 Краткая характеристика региона
 
 Смоленская область расположена в центральной полосе европейской части России, в 400 км к северо-западу от Москвы.
 
 Территория области составляет 49,8 тыс. кв. км (0,17% территории России). Граничит с Тверской, Московской, Калужской, Брянской, Псковской областями и республикой Беларусь. Население области (на 01.01.2004 г.) - 1032,4 тыс. человек (0,7% населения России). Плотность населения области составляет 20,7 человека на кв. км, область занимает 16 место среди регионов ЦФО по этому показателю.
 
 Работа на региональном рынке требует детального понимания условий работы на этом рынке, характеристик спроса и предложения, конкурентной среды рынка, институциональной среды и рисков, которые приходится учитывать в работе.
 
 Для характеристики этих процессов на региональном уровне удобно пользоваться STEP-факторами.
 
 Анализ экономического развития региона позволяет определить привлекательность регионального рынка для работы на нем, инвестиционную привлекательность рынка, уровень жизни населения.
 
 Анализ социального развития позволяет охарактеризовать уровень развития человеческого капитал региона, и определить состояние платежеспособного спроса. Анализ социального развития позволяет сделать вывод о наличии потенциального спроса на продукцию, его величину и характеристики, а также состояние рабочей силы в регионе.
 
 Анализ промышленного (технологического) развития региона представляет собой анализ конкурентной среды на рынке региона и наличие инфраструктуры для обеспечения деятельности в регионе.
 
 Анализ политической ситуации в регионе показывает институциональные условия для работы бизнеса, позволяет выявить необходимые для взаимодействия с местными властями механизмы работы.
 
 
 1. Экономическое развитие региона
 
 Оценка уровня экономического развития региона позволяет сделать вывод о том, насколько развита среда для работы бизнеса, насколько благоприятны условия для развития бизнеса, о рисках, с которыми сталкивается бизнес при работе в регионе.
 
 Уровень экономического развития региона также влияет на уровень доходов населения, который в свою очередь определяет потребности населения. Поэтому степень экономического развития позволяет установить наличие платежеспособного спроса в регионе и его характеристику.
 
 Характеристику экономического развития региона удобнее всего проводить по следующим показателям:
 
 * Промышленное производство
 * Сельское хозяйство
 * Инвестиции
 * Инфляция
 * Бюджет
 
 1.1 Промышленное производство
 
 Промышленное производство региона характеризуется индексом и объемом промышленного производства.
 
 Объем промышленного производства Смоленской области в 2004 году составил 55,95 млрд. рублей, или 2,9% объема промышленного производства ЦФО.
 
 Индекс промышленного производства региона показывает темп роста показателя промышленного производства области. Сравнение значений индекса промышленного производства разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы бизнеса, изменениях рисков региона, изменении ситуации на рынках сбыта продукции отраслей региона.
 
 Индекс промышленного производства Смоленской области по итогам 2004 года составил 99,5 %. В целом по России значение индекса составило 106,1%.
 
 Низкое значение индекса Смоленской области по сравнению с российским показателем в 2004 году объясняется более низкими темпами роста, чем в России, практически всех отраслей, составляющих основу промышленного производства области. Кроме того, более чем в половине всех отраслях, кроме шести входящих в структуру промышленности Смоленской области, наблюдались отрицательные темпы роста:
 
 * Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность - снижение на 17,4%,
 * Электроэнергетика - снижение на 12,5% (при высокой ее доле в объеме промышленного производства1),
 * Легкая промышленность - снижение на 12,0%,
 * Топливная промышленность - снижение на 10,2%,
 * Химическая и нефтехимическая промышленность - снижение на 3,3%,
 * Пищевая промышленность - снижение на 1,9% (при высокой ее доле в объеме промышленного производства),
 * Полиграфическая промышленность - снижение на 0,6% (см. Табл. 1).
 
 Рост российского показателя промышленного производства обеспечивался ростом практически всех отраслей за исключением легкой и мукомольно-крупяной промышленностей, по которым произошло незначительное снижение производства (см. Табл. 1).
 
 Таблица 1. Индекс промышленного производства по отраслям
  Смоленская область
  2004 г. в % к 2003г.
 Россия
 2004 г. в % к 2003г.
  Объем промышленной продукции - всего 99,5 106,1 из общего итога по отраслям: электроэнергетика 87,5 100,3 топливная 89,8 черная металлургия 119,3 105,0 цветная металлургия 114,8 химическая и нефтехимическая 96,7 107,4 машиностроение и металлообработка 105,8 111,7 лесная и деревообрабатывающая 117,7 103,0 строительных материалов 107,1 105,3 стекольная и фарфорофаянсовая 110,2 легкая 88,0 92,5 пищевая 98,1 104,0 мукомольно-крупяная и комбикормовая 82,6 97,3 полиграфическая 99,4 Источник: Госкомстат Смоленской области
 
 1.2 Сельское хозяйство
 
 Сельское хозяйство региона характеризуется объемом и индексом сельскохозяйственного производства.
 
 Объем продукции сельского хозяйства, производимый регионом, показывает уровень развитости сельского хозяйства. В связи с относительно низкой стоимостью продукции сельского хозяйства, особенно растениеводства, уровень жизни населения, занятого в сельском хозяйстве (сельского населения), - более низкий по сравнению с городским населением.
 
 Выпуск продукции сельского хозяйства в Смоленской области всеми сельхозпроизводителями (сельхозпредприятиями, хозяйствами населения, фермерами) в 2004 году составил 10,4 млрд. рублей, что составляет 18,6% от объема промышленного производства области.
 
 Область специализируется на выращивании зерновых, технических и кормовых культур. Во всех районах области возделываются зерновые культуры. Второй по важности земледельческой культурой является картофель.
 
 Животноводство является важнейшей отраслью сельского хозяйства области, дающей основную массу товарной продукции. Главнейшие отрасли животноводства - это крупный рогатый скот молочно-мясного направления, коневодство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство.
 
 Индекс производства продукции сельского хозяйства определяет динамику доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Поскольку потребности этой группы населения еще достаточно неразвиты, с ростом доходов этой группы населения существует большой потенциал для развития потребностей, и соответственно, для роста рынков, удовлетворяющих эти потребности.
 
 Объем производства сельскохозяйственной продукции в Смоленской области в 2004 году составил 103% к уровню предыдущего года. В 2003 году темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 104% по отношению к аналогичному периоду 2002 года. Падение темпа роста объема сельскохозяйственного производства в 2004 году по сравнению с 2003 годом вызвано существенным снижением объема производства по основным видам сельскохозяйственной продукции в области животноводства (сокращение поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, птицы, снижение объемов производства мяса, молока и яиц).
 
 Рост объема производства сельскохозяйственной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом означает и рост доходов людей, занятых в сельском хозяйстве.
 
 1.3 Инвестиции
 
 * Объем и темп роста инвестиций в основной капитал
 
 Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. К условиям работы в данном случае относятся низкие риски деятельности, наличие возможностей для развития за счет привлеченных средств, законодательный климат и политика местной власти по отношению к бизнесу в регионе.
 
 От уровня инвестиционной привлекательности региона зависит и величина платежеспособного спроса. Высокая инвестиционная привлекательность создает условия для развития бизнеса в регионе, а значит создания рабочих мест и повышению доходов населения. Высокие доходы стимулируют спрос на все товары и услуги, продающиеся в регионе, и способствует возникновению спроса на новые товары и услуги.
 
 Источником выводов об условиях работы в регионе служат показатели объема инвестиций в основной капитал, темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал и объема иностранных инвестиций в экономику региона.
 
 Объем инвестиций в основной капитал показывает, какой объем денежных средств был вложен в создание и воспроизводство основных средств предприятиями данного региона в данном году.
 
 В Смоленской области в 2004 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 10,34 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.
 
 Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал показывает динамику инвестиций в регионе и позволяет определить тенденцию развития инвестиционной привлекательности региона.
 
 Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал в 2004 году составил 80%. Этот показатель существенно снизился по сравнению с показателем 2003 года (100,6%). Снижение темпа роста вложений в основной капитал в 2004 году по сравнению с 2003 годом говорит о некотором снижении инвестиционной привлекательности области в 2004 году, и о вероятном снижении возможностей для инвестирования в объекты области.
 
 Темп роста показателя физического объема инвестиций в основной капитал в России в 2004 году составил 110,9%.
 
 * Инвестиционный риск, инвестиционный потенциал, инвестиционный климат2
 
 Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и доходов от них.
 
 Смоленская область, по данным "Эксперт РА", занимает 29 место среди регионов России по уровню инвестиционного риска (в 2002-2003 годах область была на 36 месте). Наибольший вклад в объем инвестиционного риска Смоленской области вносят политический и криминальный риски.
 
 Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.
 
 Смоленская область занимает 54 место среди регионов России по уровню инвестиционного потенциала (в 2002-2003 годах область была на том же 54 месте). Наиболее негативное влияние на инвестиционный потенциал Смоленской области оказывают ее природно-ресурсный, инновационный, институциональный и финансовый потенциалы.
 
 По состоянию инвестиционного климата Смоленская область, наравне с большинством регионов ЦФО, входит в состав регионов с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском и занимает 14 место среди регионов ЦФО по состоянию инвестиционного климата.
 
 1.4 Инфляция
 
 Темп инфляции определяется индексом потребительских цен. Индекс потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги показывает темп роста цен на товары данных категорий. Если рост цен на товар одной категории опережает рост цен на товар другой категории в данном регионе, можно сделать вывод, что рынок товара с большим индексом цен растет быстрее и в настоящее время является перспективным (объем спроса превышает объем предложения).
 
 Индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары в Смоленской области в 2004 году составил 113,4%. Значение индекса цен в 2004 году чуть выше показателя 2003 года, который составлял 112,9%.
 
 Источником роста потребительских цен является интенсивный рост цен на платные услуги (122,5%). Рост цен на продовольственные товары составил 111,7%, на непродовольственные товары - 109,7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.
 
 
 1.5 Бюджет региона
 
 * Величина и структура доходов консолидированного бюджета региона
 
 Доходы регионального бюджета складываются из налоговых доходов и сборов, доходов от деятельности государственных предприятий, от сдачи в наем государственного имущества, безвозмездных перечислений федерального бюджета (субсидий, субвенций и дотаций). Налоговые доходы составляют 50-70% доходов бюджета региона, вторыми по значимости являются безвозмездные поступления в бюджет региона (до 30% доходов), остальные неналоговые доходы составляют незначительную часть доходов бюджета.
 
 Высокая доля налоговых доходов в доходах регионального бюджета характеризует уровень экономического развития региона, и в частности прибыльность предприятий, работающих в регионе.
 
 Доходы бюджета Смоленской области по данным на 1 января 2005 года составили 9,47 млрд. рублей, что на 23% больше аналогичного показателя за январь-декабрь 2003 года. В структуре доходов на налоговые поступления приходилось 72,4%. Основными статьями доходной части бюджета в 2004 году были:
 
 * Налог на доходы физических лиц - 2746,9 млн. рублей, или 29% доходов бюджета;
 * Безвозмездные перечисления - 1994,3 млн. рублей, или 21,1% доходов бюджета;
 * Налог на прибыль организаций - 1333,8 млн. рублей, или 14,1% доходов бюджета.
 
 Основу налоговых доходов составляли налог на доходы физических лиц (40% величины налоговых поступлений), налог на прибыль предприятий и организаций (19,4%) и акцизы (13%).
 
 По данным Управления Министерства налогов и сборов РФ по Смоленской области, за 2004 год собрано налогов и других обязательных платежей на 8,4% больше, чем в соответствующем периоде 2003 года.
 
 * Величина и структура расходов консолидированного бюджета региона
 
 Величина расходов регионального бюджета за январь-декабрь 2004 года составила 9,46 млрд. рублей, что на 20,2% больше аналогичного показателя за 2003 год.
 
 Структура расходов регионального бюджета показывает приоритетные направления вложения бюджетных средств. В Смоленской области в 2004 году наибольший объем финансирования приходился на социально-культурные мероприятия (57,1% величины расходов регионального бюджета), из них на образование (26%), на здравоохранение и физическую культуру (15,8%). На жилищно-коммунальное хозяйство израсходовано 12,1% расходов бюджета.
 
 * Состояние консолидированного бюджета региона (дефицит/профицит)
 
 По итогам 2004 года бюджет Смоленской области исполнен с профицитом. Объем доходов регионального бюджета превысил объем расходов бюджета на 0,009 млрд. рублей.
 
 В 2003 году региональный бюджет был сведен с дефицитом в 0,171 млрд. рублей.
 
 Выводы
 
 В 2004 году экономическое состояние Смоленской области несколько ухудшилось по сравнению в 2003 годом. Снижение темпов роста основных отраслей экономики региона и существенное снижение объема инвестиций в экономику региона в сочетании с высокими темпами инфляции свидетельствуют о снижении покупательной способности населения.
 
 Тем не менее, наравне со снижением производства и высокой инфляцией в регионе произошло существенное снижение инвестиционных рисков, рост объема производства сельскохозяйственной продукции и существенный рост профицита регионального бюджета, вызванный существенным ростом доходов бюджета.
 
 Но сельское хозяйство все же остается "слабым местом" экономики области, благодаря высоким рискам при существующих технологиях и методах ведения бизнеса в этой отрасли рисками.
 
 2. Уровень социального развития региона.
 
 Анализ уровня социального развития региона позволяет определить наличие на территории региона платежеспособного спроса и характеристику этого спроса. Характеристика платежеспособного спроса показывает, какие потребности существуют у населения данного региона, за счет каких товаров и услуг этот спрос можно удовлетворить и какие методы продвижения продукции использовать.
 
 Таким образом, анализ социального развития региона позволяет сделать вывод о том, какие рынки в регионе являются наиболее перспективными, какие будут развиваться быстрее, какие уже насыщены и какие ниши на насыщенных рынках могут существовать.
 
 Социальное развитие региона характеризуется состоянием человеческого капитала региона и состоянием рынка сбыта продукции в регионе. Для характеристики социального развития региона удобнее всего пользоваться следующими показателями:
 
 1. Состояние рынка сбыта на территории региона
 
 * Численность населения и безработица
 * Уровень жизни населения
 * Развитие розничной торговли
 * Жилищное строительство и рынок платных услуг
 
 2. Характеристика человеческого капитала
 
 * Уровень образования
 * Научная деятельность на территории региона
 
 
 2.1. Состояние рынка сбыта на территории региона
 
 Состояние рынка сбыта не территории региона характеризуется как величиной спроса, так и его качеством. Величина спроса зависит от таких характеристики, как уровень доходов населения, а качество спроса определяется потребностями населения, которые также зависят от уровня доходов. Состояние и характеристика спроса на территории региона также позволят определить методы продвижения продукции.
 
 Для определения потенциальной величины рынка сбыта региона используются показатели численности населения, доли городского и сельского населения региона, уровня безработицы, динамики безработицы, уровня номинально начисленной заработной платы, задолженности по заработной плате, величины реальных денежных доходов населения, объемы жилищного строительства и объема рынка платных услуг.
 
 2.1.1 Численность населения и безработица
 
 * Численность населения
 
 Показатель численности населения позволяет определить потенциальный объем спроса на продукцию данного рынка в данном регионе. Чем выше численность населения данного региона по сравнению с окружающими регионами, тем больше возможностей для сбыта продукции на территории данного региона.
 
 Численность населения Смоленской области (на 01.01.2004 г.) - 1032,4 тыс. человек (0,7% населения России). По численности населения Смоленская область находится на 15 месте среди регионов ЦФО. В Смоленской области проживает 2,7 % населения ЦФО.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу