<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>
42180? 2003 г.
А.Л. МАРШАК
СОЦИОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
(обзор учебной литературы 1990-х-2000-х годов)
МАРШАК Аркадий Львович - доктор философских наук, профессор, первый проректор Российской Академии предпринимательства.
Обзор учебной литературы хотелось бы начать с ориентирования читателя в направлениях ее выбора. Как и любое издание, учебник отражает определенный научный и методический уровень той науки, которой он посвящен. Это означает, что учебник должен включать в себя материал, представляющий в полной мере концептуальный уровень современной социологии. В этом смысле большую пользу приносят учебники и учебные пособия, где рассматриваются в равной степени и вопросы возникновения и развития социологии как науки, и вопросы теории социологии, и методология, процедуры и техника социологического исследования. Именно такой учебник должен стать основным для получения социологических знаний.
Для его выбора немаловажное значение имеет автор и школа, к которой они принадлежат. Здесь можно посоветовать исходить из трех позиций: первая - авторы известные социологи, крупные исследователи, имеющие значительные труды по социологии; вторая - авторы представляют серьезные научные и учебные центры, в рамках которых ведется фундаментальная разработка социологических подходов; третья - за плечами автора многолетний опыт преподавательской и организационной работы, он не только лектор, но и исследователь. Такие учебники, как правило, обобщают опыт преподавания, написаны с учетом знания конкретной ситуации в образовании и науке. Наконец, выбор учебника в значительной степени определяется профессиональной принадлежностью студента к гуманитарному знанию или естественным наукам. Одно дело - готовить себя как профессионального социолога, другое быть гуманитарием, специалистом в какой-либо области общественных наук и проявлять в этой связи утилитарный интерес к социологии; третье - когда студент-естественник или он изучает технические профессии и должен получить сумму необходимых знаний по социологии в плане так называемой гуманитаризации образования.
Нельзя не остановиться еще на одном обстоятельстве, связанном с использованием учебников по социологии. Хотя мы в определенной степени и пережили "социологический бум", социология продолжает оставаться "модной" наукой. Лучшее свидетельство этому - внимание, с которым население относится к многочисленным данным социологических опросов. Да и книги по социологии не залеживаются на прилавках магазинов - свидетельство того, что сегодня многие занимаются социологическим самообразованием.
Этот важный аспект деятельности требует правильного выбора учебной литературы, справочных изданий, методических пособий. Основные критерии подбора данных публикаций те же: авторство, уровень научно-методической компетенции, доступность изложения. Но для самообразования существенное значение имеет и учебно-методический аппарат книги. Его привлекательность оценивается с точки зрения удобства использования, объема качества знаний, содержащихся в нем.
Нужно учитывать, что ныне получение самостоятельных знаний существенно расширилось за счет так называемых дистанционных форм обучения: индивидуальные средства, создание образовательных модулей, возможности Интернета. Однако не следует забывать, что хороший учебник способен заменить современные средства образования, дает возможность получить информацию, осознать и усвоить ее.
Когда я начинал заниматься социологией, то отечественных учебников и учебных пособий не было. В то время довольствовались многочисленными переводами польских, венгерских и болгарских авторов. Только в 1968 г. появилась книга, которая для многих людей, изучающих социологию, стала главным учебником. Это было ротапринтное издание книги В.А. Ядова "Методология и процедура социологических исследований", выпущенной в Тарту.
70-е годы XX в. были богаты на социологические издания, в которых освещались различные проблемы общественной морали, описывались результаты исследований, разрабатывалась марксистская теория. Предпринимались попытки издания учебной литературы. Отсутствие вузовской практики подготовки социологов не способствовало изданию фундаментального учебника. Отдельные пособия, курсы лекций не восполняли этот пробел.
Прорыв произошел в 1996 г., когда было выпущено коллективное учебное пособие "Социология. Основы общей теории" с грифом "Учебник для вузов" [1]1. В нем впервые дано систематическое изложение учебной концепции социологии. Структурно работа состоит из четырех разделов, введения и заключения. Изложение учебного материала начинается с исторического экскурса развития социологии; описываются различные этапы становления, и развития социологической мысли, дается ее четкая периодизация. В книге содержится обширный материал по историческим судьбам отечественной социологии, впервые излагается история российской социологии, в научный оборот вводятся забытые имена русских социологов ХIХ в., рассматривается их вклад в развитие социологического знания; анализируются вопросы объекта, предмета и структуры социологического знания и основных достижений в области его изучения; материалы основных дискуссий по данному вопросу, представляются различные точки зрения. Во втором разделе рассматривается общество как система; даются описание социологического осмысления проблем воздействия природы на общество, уровней социальной реальности; типы социальных систем в том числе социальных и социетальных; анализируются социальное взаимодействие и социальные отношения; проблема культуры общества и личности в обществе. Как и в первом разделе, каждая глава завершается приложением, где описывается состояние соответствующего социологического знания, достигнутое российскими учеными. Третий раздел посвящен социальной структуре и социальным процессам: представлены проблемы социальной стратификации, ее сущность, основные понятия, подходы к анализу социального расслоения и механизмы стратификационного деления. Главы о социальных институтах, социальных организациях, социальной коммуникации, социальных изменениях и социальной стабильности, по своей архитектонике, охватывают те же вопросы. В четвертом разделе авторы раскрывают структуру и процесс социологического исследования, принципы программирования, дают описание исследовательской стратегии; представляют методы сбора данных и процесс анализа и интерпретации эмпирических результатов. Последняя глава описывает методы математического анализа, характеристики социальных показателей, графическую интерпретацию и статистические методы анализа.
Эти два издания и по прошествию ряда лет остаются фундаментальными учебными пособиями для социологов. Их достоинство в том, что авторы сумели объемно и вместе с тем на популярно-научном уровне изложить достижения социологии как мировой науки. Велико их информативное содержание и доступность для восприятия достаточно сложных методологических проблем; в определенной степени авторам удалась попытка - сопоставить достижения западной социологии с уровнем разработанности аналогичных проблем в отечественной науке.
В то же, 1996 г., было издано пособие "Социология: наука об обществе" 2 [2]. В нем также системно изложены основы социологии. По своей структуре и ее компонентам оно во многом схоже с теми, о которых говорилось ранее. Использовали авторы и прием соотношения описания общих достижений социологии с уровнем изучения этих проблем, но уже в Украине. Однако многие вопросы они рассмотрели более подробно. Так, например, дифференцированно представлены этапы развития социологии как науки, ее возникновения; дали анализ учения об обществе в Древнем мире, в эпоху Средневековья, отдельно выделили период ХVII- ХVIII веков, т.е. в основу периодизации заложили привычный для нас формационный принцип. Что касается раскрытия проблемы "общество как система", то и здесь содержалось много нового материала, например, такие важные вопросы, как социология политики, социология производства и труда, свободного времени. Рассматриваются этносоциальные процессы, социология семьи, социальная экология; фундаментально анализируется состояние социологии культуры, образования, науки, воспитания. Учитывая учебную направленность издания, эти вопросы анализируются тщательно, дают определенный уровень знаний по проблемам социального развития человека, становления общества, базисных компонентов социальной жизни - социальным действием, связям, институтам, общностям; при рассмотрении социальной структуры общества и ее динамики, кроме традиционных проблем социально-классового расслоения, общественного разделения труда, социальной мобильности, раскрываются процессы социально-территориальной структуры общества и социокультурный аспект урбанизации с учетом миграционных передвижений населения; освещаются отдельные специальные социологические теории - социология молодежи, социология труда. Пожалуй, впервые на уровне специального раздела в учебнике дается анализ сравнительно нового для нашей социологии направление - социальной экологии. Его издание позволило устранить недостатки в обеспечении учебной литературой социологов. Во-первых, авторы включили в одну книгу обширный материал, раскрывающий значительные стороны и проблемы социологии. Во-вторых, учебник структурно выстроен по привычным для нашего студента канонам. Знания излагаются в традиционной учебно-методической форме, привычной для усвоения. В-третьих, материал не перегружен западной терминологией, все дефиниции и категории излагаются на научном, но понятном языке. Вместе с тем, в книге заметна склонность к фрагментарному изложению: многие очень существенные проблемы лишь обозначены, но не раскрыты. Явно урезан раздел о теории, методологии, методики социологических исследований. Учебнику мешает "украинизированность" изложения материала, что влияет на полноту информации по многим кардинальным проблемам общественного развития. Впрочем, последнее, с учетом того, что мы очень мало знаем об уровне развития социологии бывших союзных республик, что учебник рассчитан на студентов украинских вузов, это же можно отнести и к его достоинствам.
Еще одно пособие было выпущено в 1996 г. [3] 3. Оно примечательно тем, что имеет узко профессиональную направленность и предназначено для студентов высших педагогических учебных заведений. Лекции охватывают все традиционные проблемы социологии, включая описание предметно-объектной области социологического знания, истории становления социологии как науки, социальных изменений, социологии личности, семьи, культуры, образования, методики и техники исследований. Лекции подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом, что делает их универсальными. Однако авторы делают упор на темы, которые представляют специальный интерес для выпускников педагогических вузов и учителей, - "Поколения как субъекты общественной жизни", "Девиантное поведение", "Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация". Подобное издание полезно, прежде всего, тем, что в нем компактно изложены проблемы, соответствующие требованиям высшей школы. Оно удобно для подготовки к экзаменам; студент имеет конспективное изложение материала, который входит в учебную программу. Такие книги заставляют желающих "добрать" знания в других источниках и вместе с тем позволяют удовлетворить интерес к предмету. В данном издании вполне взвешенно представлены концепции различного толка, отдается дань марксизму, теориям немарксистского содержания, рассматриваются взгляды классиков западной и русской социологии, современные социологические теории. Многие положения иллюстрируются данными статистики и социологических исследований. В целом, изложение материала осуществляется в традиционном стиле, что придает изданию особый характер и особое значение.
До сих пор я анализировал книги, подготовленные авторским коллективом. В 1994 г. в издательстве "Прометей" был выпущен учебник "Социология. Общий курс" [4]4. Он примечателен тем, что положил начало изданиям учебной литературы по социологии, которые написаны одним автором. Подготовил его профессор Ж.Т. Тощенко (за прошедшие годы этот учебник несколько раз переиздавался). К настоящему времени подобных работ - множество. Но я остановлюсь на анализе некоторых, наиболее известных.
Специфика учебника Ж.Т. Тощенко заключается в том, что это было первое систематизированное издание по социологии, которое было рассчитано как на студентов, так и на широкий круг читателей. Известно, первому легко и одновременно трудно: можно предлагать свою структуру, описывать проблемы, которые ближе автору, высказывать личную позицию по многим вопросам. Определяющим принципом данной работы является то, что она представляет не только учебное пособие, но и обобщающий труд одного из известных отечественных социологов. Прежде всего, автор предлагает оригинальную структуру изложения своего общего курса, в основе которого не структурное содержание социологии, а специальные социологические теории, производные от основных сфер жизни. При этом в изложении соблюдается принцип историзма и научность. Ж.Т. Тощенко сумел обобщить богатый материал, характеризующий уровень и состояние отечественной социологической науки. Автор не выделяет специального раздела по истории западной социологии, но говорит о вкладе западных социологов в развитие науки. Вся работа посвящена развитию отечественных социологических исследований и методологии социологии. Осветив вопросы структуры социологического знания, определив место социологии в системе общественных наук, коснувшись методологии и методики социологических исследований, ученый переходит к освещению основных сфер общественной жизни. Как и положено серьезному исследователю, он начинает с базисных проблем общества, которыми занимается экономическая социология, предлагая данные по состоянию социологии труда, города, села, экологических проблем. Проблемы излагаются с привлечением многочисленного фактического материала, описанием вклада отдельных социологов в анализируемую сферу знаний. Завершается первый раздел главой "Социальная инфраструктура", что несколько необычно с точки зрения традиционного изложения материала по социологии.
Следующий раздел посвящен социологии социальных процессов, где Ж.Т. Тощенко, наряду с традиционными проблемами социальной структуры, которая рассматривается как отражение форм собственности, раскрывает и анализирует социологию науки, образ жизни, семьи, гендерную социологию, социологию отклоняющегося поведения. В учебнике подробно излагаются точки зрения различных авторов, обозначиваются многочисленные подходы в оценке таких ключевых понятий социологии, как "социальная структура", "класс", "физический и умственный труд". Пожалуй, впервые здесь мы встречаемся с обстоятельным анализом новейших тенденций национальных отношений и классификацией негативных явлений и процессов. Этот раздел снабжен данными социологических исследований, статистики, многочисленными конкретными примерами. Многие описанные проблемы носят обобщающий характер.
В разделе "Политическая социология" рассматривается, прежде всего, проблема социологии власти. В книге дается описание состояния государственной власти и органов самоуправления. В главах, где речь идет о социологии правосознания и социологии общественных организаций, автор аргументировано раскрывает сложнейшие социальные проблемы правовой информированности, правового воспитания и активности. Подобные подходы к социологии политики, на мой взгляд, больше никто из отечественных авторов не осуществлял, что придает концепции Ж.Т. Тощенко особое значение.
В обширной форме в данной работе представлена социология духовной жизни. Автор концептуально исходит из того, что центром духовной жизни является личность. Поэтому он начинает рассматривать проблему духовного развития с социализации личности, роли сознания в процессе социализации, средств социализации, каковыми он считает пропаганду, - с воспитания. Далее анализируются социологические проблемы образования, культуры, средств массовой информации, науки и религии. Здесь рассматриваются не только различные подходы в изучении конкретных институтов духовной жизни, но и описания эмпирических данных исследований образования, науки, культуры. Интересно представлены материалы по социальному климату науки, вопросы социологического изучения религии. Многие социологические выводы оригинальны и своеобразны, трактовка отдельных положений и сторон духовной жизни актуальна и не теряет своего значения до сих пор. Как и в других разделах, исследователь опирается на труды известных социологов, культурологов, религиоведов. Это только усиливает степень научного обобщения и практическую значимость выводов автора.
Завершает учебник раздел по социологии управления. Ж.Т. Тощенко приводит данные и описание сравнительно "молодых", недавно сложившихся направлений социологической науки: прогнозирования, проектирования, социального планирования. Раскрыв их сущность, методы, типы и показатели, он переходит собственно к социальному управлению, где, как это и принято, анализируется суть управления и его кадровое обеспечение.
Существенно обогащает данную работу библиография, которая ценна еще и тем, что классифицирована под отдельные направления социологического знания.
Труд Ж.Т. Тощенко, несомненно, занимает особое место в учебной литературе. Это связано с научной позицией автора по многим проблемам, с тем, что он, являясь одним из зачинателей нового этапа в развитии нашей социологии, владеет огромной информацией. Преимущества данного учебника заключается и в том, что актуальнейшие проблемы теории и практики социологии раскрываются на базе трудов современных отечественных социологов. В книге отчетливо прослеживается советская, российская школа социологии, показаны ее достижения и проблемы, место отечественной социологии в системе мировой социологической мысли.
Еще одним своеобразным образцом учебной литературы, на мой взгляд, является второе, переработанное и дополненное издание книги С.С. Фролова [5]5. Типичность его "Социологии" проявляется не только в традиционном содержании разделов и глав, в привычном изложении материала с использованием ссылок на концепции известных зарубежных и отечественных авторов, но и в том, что автор часто высказывает свою позицию, структурирует социологическое знание под собственное понимание социологической науки. Это - характерно для учебных изданий, авторами которых являются преподаватели высших учебных заведений, привыкшие делать учебный процесс не только образовательным, но и воспитательным. Подобная позиция может вызвать любое отношение, но не должна игнорироваться. При ознакомлении с таким учебным материалом, нужно иметь в виду, что информационная основа его, как правило, вторична, автор часто оставляет право за читателем делать выводы и обобщения, приводя различные точки зрения. Пространные иллюстративные рассуждения чаще всего выражают позицию автора учебника. В этом смысле типичен перечень учебных целей, которые решает данное издание. Это - утилитарная задача посмотреть "под новым углом зрения" на знакомые и обыденные отношения между людьми и в тоже время привить студентам навыки научного анализа. При этом, как правило, подчеркиваются деполитизированный характер изложения и объективность. Противоречивость таких задач уже сама по себе говорит о степени необходимости и полезности подобной учебной литературы. Вместе с тем, этот тип учебников не лишен должного уровня научной информации и оригинальности некоторых подходов и методики изложения материала.
Конец 90-х годов XX в. ознаменовал собой серьезные изменения в методологии и теории социологии. На Западе появились концепции, подхваченные нашими социологами, которые модернизировали классическую социологию. Речь идет о формировании новой социологической культуры, которая пытается объединить наиболее известные социальные теории и выстроить на их основе полипарадигмальный подход к анализу современного общества. Такая позиция отражена в учебнике С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканяна и Н.Е. Покровского [6]6. Авторы рассматривают основные социальные институты, структуру, социальную динамику, социологию личности через систему парадигм. Предварительно они анализируют классические типы парадигм, знакомя читателя с концепциями М. Вебера, Д. Мида, У. Кули, Г. Блумера, представляющих интерпретивные парадигмы, относя сюда же концепции психоанализа по З. Фрейду и Э. Фромму. Большое место в книге занимают парадигмы структурные, к которым авторы относят функционализм Э. Дюркгейма, структурный функционализм школ Р. Мертона и Т. Парсонса. Отдельную интерпретацию получают конфликтные парадигмы марксизма и современная западная конфликтная парадигма. Завершается анализ интегральной парадигмой П. Сорокина и объединительной парадигмой Э. Гидденса и П. Бурдье.
Полипарадигмальный подход, сторонниками которого являются данные авторы, обосновали тем, что общество из своего традиционного, замкнутого состояния переходит в новую фазу. Социальная жизнь на этой фазе существования не может интерпретироваться с позиции классической и неклассической социологии; требуется новейшая постклассическая социология для изучения открытой и подвижной общественной системы, готовой для контактов с другими культурами, организации транснационального производства и участия в едином мировом рынке. Такой подход позволяет изучать общество как социальную трансформацию с позиций ожидаемых и неожиданных последствий человеческого действия. С этих позиций авторы рассматривают проблемы человека в социокультурной системе, включая ценности: нормы, аномалию и девиантное поведение, секс, любовь, брачные отношения, труд и досуг. Так же анализируются социальные структуры и группы, институты общества и социальные изменения. Заключительный раздел посвящен методологии, программе и методам конкретных социологических исследований.
Данный учебник - первая попытка экстраполировать новые подходы в современной социологии на образовательный процесс в России, ознакомить нынешнее поколение студентов на уровне учебника с изменениями в теориях и школах мировой социологической мысли. Это интересно, но это должно быть рассчитано на уже определенную сумму элементарных социологических знаний.
Продолжение развития подобных идей содержится в авторском учебнике С.А. Кравченко [7]7. Он прослеживает весь период становления и развития социологии в ее западноевропейском и американском вариантах. Читатель найдет в книге объемный и содержательный материал по ведущим концепциям мировой социологической мысли от О. Канта до постмодерна. Достоинством работы является то, что, во-первых, она нацеливает студента на активное восприятие учебного материала, дает возможность для самоконтроля; во-вторых, содержит много интересных данных, которые позволяют идентифицировать теорию социологии с политической и социальной практикой современной жизни, дают сравнительный анализ российских реалий западными и восточными объединениями социальных институтов; в-третьих, информирует о научно-биографических сведениях основных представителей социологической мысли. Ценно, что авторы не обошли своим вниманием периоды становления российской социологической мысли, подробнейшим образом раскрыли сущность и содержание диалектико-материалистической социологии. В целом пособие можно отнести к числу учебников нового поколения, которые отличаются инновационным изучением материала.
К числу добротных учебников, выпущенных в последнее время нужно отнести две книги, авторами которых являются Ю.Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин8 и Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов [8]9. Написанные практически одними и теми же авторами эти учебники существенно рознятся друг от друга. Издание 1999 г. не даром имеет подзаголовок "Курс лекций", что во многом определяет содержание и стиль изложения материала, он компактен и лапедарен. По существу это учебная лекция, где можно найти сложившиеся взгляды и оценки по главным направлениям социологического знания. В достаточном объеме приводится информация о предмете, структуре и методах социологии, рассматривается понятийный аппарат социологии. Студент найдет обстоятельный исторический очерк об основных этапах становления и развития социологии, о концепциях и взглядах классиков западной социологии ХIХ и ХХ веков. Затем рассматриваются в рамках социологической традиции общество и его системы, социальные структуры и институты, социальные организации и т.п. Отличной от опубликованных в других изданий подобного рода является тема "Социальные технологии", где рассматриваются главные направления той сферы социологического знания, которая получила название "Социальная инженерия". Данный учебник дает возможность познакомиться с многими школами и направлениями социологической науки в их реальном состоянии и с учетом адаптации этих взглядов и существующих общепринятых оценок.
Совсем другого плана является учебник, изданный в 2000 г. Он приближается и по материалу, и по своей структуре к классическим западным учебникам Э. Гидденса, Н. Смелзера и др. Но в содержательном плане работа представляет собственно российские традиции и достижения. Полнота материала, определенная методологическая точность изложения, обоснованная авторская позиция, оценка дискуссионных вопросов с учетом последних достижений социологии приближает ее к числу фундаментальных вузовских пособий по социологии, в которых нуждается университетская практика.
Еще одно издание этих авторов10 посвящено комплексному изложению почти 200-летней истории социологической мысли от О. Конта до Э. Гидденса, показу диалектики исторического развития социологии [9]. Предложенный авторами порядок изложения материала удобен, созвучен формальной логике и позволяет из отдельных частей, коими являются научные идеи отдельных стран, составить общее представление о путях развития и состояния социологии в обществе на различных его временных этапах. Учебник ростовских авторов информативен, в нем содержится огромное количество данных о представителях социологической мысли, раскрывается содержание теорий и школ, вскрываются социально-экономические и исторические условия для появления тех или иных взглядов. Исследователи показывают, что социология это не только наука об обществе, это система взглядов, развивающихся вместе с обществом. При этом, авторы сумели сохранить предельно взвешенный тон изложения, отказавшись от критических замечаний и идеологических ярлыков. Излишний академизм изложения материала не позволил им показать борьбу, характер дискуссий, которые сопровождали социологическую науку на протяжении ее истории. Вместе с тем, в учебнике дается возможность получить важные и объективные знания по истории западной социологии.
Завершая обзор этого класса учебной литературы, нужно назвать еще одно издание: В.А. Ядов. "Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности" [10]11. Этот учебник представляет обобщенный взгляд на процедуры и методы сбора социологических данных. В нем описываются и раскрываются "альфа и омега" социологической профессии. Изучив его содержание, осознав опыт проведения эмпирических исследований, можно с определенной долей убежденности говорить о приобщении к социологии. Книга своеобразна по стилю изложения, но главным образом по уникальной интерпретации методик, описываемых автором. Она не осваивается за один раз, требует серьезного, углубленного прочтения с одновременным использованием полученных знаний на практике. Материал дает возможность усвоить и грамотно применять различные процедуры социологических измерений, методы сбора эмпирических данных, "жесткий" анализ и качественные методы интерпретации результатов социологических опросов. Существенная информация содержится по проблеме организации исследования. Учебник не случайно в своем названии имеет слово "стратегия". Этот важнейший аспект научного уровня исследований получил всестороннее раскрытие в тексте. Освоению, главным образом, исследовательской стратегии и посвящена данная книга.
В последнее время появились учебные пособия по истории общей, зарубежной и отечественной социологии. Изданием общего порядка явилась "История социологии" под редакцией А.Н. Елсукова, Г.Н. Соколовой, А.А. Грицанова [11].12 В ней излагаются основные этапы становления и развития социологии; описываются взгляды и концептуальные установки О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, П. Сорокина; раскрываются социальная доктрина марксизма, концепция социал-дарвинизма, психоаналитическая концепция З. Фрейда. Специальный раздел посвящен анализу так называемой формальной социологии Г. Зиммеля, Ф. Тённиса. В разделе, посвященном современной западной социологии, рассматриваются социологические школы, возникшие и существовавшие на протяжении ХХ в. в Западной Европе и США; освещены такие направления, как эмпирическая социология, структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта, неофрейдистские концепции, теория символического интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология. Раздел, посвященный описанию отечественной социологии, раскрывает состояние этого процесса в соответствии с предложенной авторами периодизацией. Так, вначале характеризуется состояние социальной мысли на предсоциологическом этапе ХVIII - 2 половина XIX столетия: просветительская философия, в т.ч. либерального толка, затем антропологическая социология, социология историзма, социология П.Я. Чаадаева, славянофильство и западничество. Во второй половине XIX в. возникает российская социология как популяризация позитивизма, а позднее как натуралистическая социология (Н.Я. Данилевского) и психологическая школа Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева. В конце XIX столетия появляются оригинальные самостоятельные школы: ортодоксального и экономического материализма. Позднее появляется "легальный" марксизм. В разделе подробно рассматриваются основные направления теоретической эволюции российской социологии, ее школы. Кратко представлены периоды развала социологии в 20 - 30 годы и этап возрождения 60-х годов XX века. Учебник белорусских социологов по истории социологии был одним из первых по этим проблемам. В своем изложении он несет печать сдержанности и краткости. Однако этим изданием было положено начало освещения мировой истории социологической мысли, где отводилось определенное место российской социологии.
Рассмотрение развития социологии в едином потоке мировой социальной мысли нашло свое отражение в учебнике Э.А. Капитонова [12]13. Автор ограничил изложение материала от 20 - 30-х до 80-х годов XX в., проследив состояние социологии в соответствии с важнейшими социальными проблемами. Это позволило ему рассматривать советскую социологию в соотношении с периодом эмпирического направления 20-40-х годов в США наряду с теоретическими разработками Дж. Морено доктрины "человеческих отношений", концепцией символического интеракционизма. Автор придерживается принципа параллельного изложения, освещая и рпдругие периоды развития социологии, разумеется, исключая 50-е и 60-е годы, когда социология на Западе развивалась "в одиночестве". Сопоставимость в изложении позволяет понять сильные и слабые стороны западной и советской (российской) социологии, выяснить и усвоить уровень научных достижений, определить самостоятельный характер и необходимость синтеза научного знания. Характеризуя последний этап в развитии отечественной социологии в 60-е и 70-е годы, автор показывает накал борьбы, в которой формировалась социология. Историческая канва изложения дополняется описанием основных теоретических поисков, которыми были озабочены социологи в то время. В качестве приложения в учебнике содержится обширная глава, где приведены процедурные вопросы технологии разработки программы социологического исследования, дается описание типов выборок, методика их обсчета, а также примерный тип исследовательских документов. В целом Э.А. Капитонов успешно решил поставленную задачу, показав, что социология является, по сути, аналитической и эмпирической наукой.
В серии учебников и пособий по социологии появились издания, посвященные истории развития социологии в России. Здесь определяются две группы изданий: те, в которых охватывается вся история российской социологии, включая ее советский и современный период развития, и те, в которых рассматриваются социологические идеи социологии, начиная с ее возникновения в 60-70 гг. XIX в. до прекращения ее эволюции в 20-е годы ХХ века. Так, работа С.С. Новиковой14 предлагает рассмотрение истории российской социологии в соответствии с этапами, охватывающими различные периоды времени [13]. Первый этап (1860 - 1890 гг.) - развитие социологической теории парадоксов. Субъективная школа в социологии, натуралистическое направление, школа М.М. Ковалевского и ортодоксальный марксизм Г.В. Плеханова. Второй этап (1890 г. - начало ХХ в.) - идеи неокантианства в русской социологии, легальный марксизм, социальные идеи большевизма. Третий этап (первая четверть ХХ в.) - развитие идей неопозитивизма и институализация социологии. Четвертый этап (20 - 30-е годы ХХ в.) - развитие марксистской социологии, новые центры и институты, становление эмпирических исследований. Борьба против буржуазной социологии. Пятый этап (конец 50-х - 90-е годы ХХ в.) - возрождение социологии, развитие социологических исследований, институциализация социологии в современных условиях. Пособие содержит библиографический словарь, куда вошли краткие справки о социологах и терминологический словарь с пояснениями по приоритетным понятиям социологии. Оно пока единственное, в котором излагаются все этапы развития отечественной социологии.
Учебник А.Н. Медушевского15, изданный в 1993 году был одним из первых в серии учебной литературы по социологии и первым современным учебником по истории русской социологии [14]. Автор придерживается "естественно-исторического" порядка описания русской социологии, идет от философских основ социологии, исследуя переход русских мыслителей от метафизической теории к позитивистскому пониманию общественных процессов, рассматривает, как русская юридическая школа постепенно трансформируется в идеи политической социологии; затем, согласно истории социологии в России, прослеживает путь поиска метода социологии, определяет место социологии среди других общественных наук. А.М. Медушевский завершает свой анализ показом процесса политической социологической теории П.А. Сорокина. В данном пособии видится оригинальное изложение естественного пути развития социальной мысли, ее философских, правовых и исторических предпосылок. Это был первый удачный опыт изложения истории русской философии, но не получивший, к сожалению, своего развития.
Все другие учебники по истории российской социологии в своей основе изложения прибегают к другой структуре - описанию социологических школ в последовательности их исторического возникновения и эволюции. Такова, например, структура книги Г.Я. Миненкова [15]16. В тринадцати ее главах рассматриваются предсоциологические концепции в России, субъективная социология П.Л. Лаврова, этнопсихологическая концепция Н.К. Михайловского, натуралистическая социология и ее синтез с психологизмом, объективная социология Е. Де Роберти, социологические взгляды Н.И. Кареев, школа М.М. Ковалевского, экономический материализм и российские модификации марксизма, неокантианская социология, идеи христианской социологии и социальной философии, социология П.А. Сорокина. Преимуществом данного издания является то, что, история социологии представлена как взаимодействие в едином проблемном поле двух ключевых ее составляющих - объективной и субъективной социологии. В него включены работы социологов, изданные в эмиграции. Книгу отличает и то, что в ней наряду с простым изложением учебного материала, содержатся суждения и выводы, которые могут нацеливать студентов на самостоятельный научный поиск. Этому способствует справочный аппарат пособия, где каждая глава сопровождается обширным списком литературы.
В этой связи в образе нельзя не коснуться еще одного направления в обеспечении учебной литературой - издания переводных учебников по социологии. Только за последнее время переведены на русский язык классические учебники ведущих университетов США и Великобритании. Значимость такой литературы еще и в том, что она принадлежит перу известных теоретиков социологии. Это прежде всего учебник Н. Смелзера17 - одного из патриархов современной американской социологии, исследователя в области экономической социологии, теоретика коллективного поведения, социальных изменений и методологии сравнительных исследований [16]. Он содержит авторскую концепцию по таким существенным понятиям социологии, как культура, социальная структура, социализация, социальное взаимодействие, девиантное поведение. В учебнике представлены концепции и теории по основным социальным институтам - семье, образованию, религии, экономике и политике. Другим классическим учебником является книга известных ученых Оксфорда-Томпсона Д. и Пристли Д. [17]18. По этому пособию учатся студенты многих стран мира. Ориентируясь на состояние социальной жизни в Великобритании, авторы рассматривают проблемы социально-классовых отношений, гендерные и сексуальные связи, проблемы домохозяйства, семьи и брака, институт труда и образования. В работе разбираются вопросы социальной защиты, дается краткий экскурс истории развития социологии.
Наконец в России издан самый известный на Западе учебник по социологии, автором которого является крупнейший современный социолог, внесший существенный вклад в теоретическую социологию Энтони Гидденс [18]19. Книга охватывает четыре важнейших направления социальной жизни: культуру, власть, социальные институты и социальные изменения. Ученый излагает общие вопросы социологического мышления, определяет статус социологии как науки, роль социолога в обществе. Завершается учебник обзором основных методов и теорий в социологии и описанием этапов развития социологической теории. Автор дает собственное понимание социологии, в центре которой стоит человек активный, "социальный агент". Э. Гидденс, будучи представителем постклассической парадигмы в социологии рассматривает основные социологические проблемы через призму критики многих классических теорий. Главный принцип, которого он придерживается в изложении, показ того, что из классики прошлого и настоящего остается ценным, а что требует серьезного переосмысления. Книга содержит новейший материал изменений, происшедших в мире в конце 80-х годов XX в.
Обзор переводной учебной литературы по социологии будет неполным, если в него не включить ряд изданий, отличающихся своеобразием. Это университетский учебник Югославии [19]20. В нем содержится классическое изложение социологии, характерное для учебников прошлых лет. Книги финского социолога Э. Аспа [20]21 и французского исследователя А. Мендра [21]22. К ним можно отнести и издание популярного изложения по социологии американского социолога Питера Бергера "Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива" [22]23. Эти работы интересны тем, что они знакомят читателя с различными подходами к социальным проблемам, социальным теориям и социологической науке. В методическом плане подобные пособия значимы тем, что они развивают кругозор, пробуждают аналитическое мышление и закрепляют интерес к социологии. Информативное содержание этих работ существенно, они дополняют научное знание социологии.
Таким образом, можно сделать заключение, что различные проблемы социологии нашли отражение во многих учебных изданиях, которые позволительно классифицировать по различным уровням их информационного содержания, научной оснащенности и структуре изложения. Выбор остается за читателем. Но важно то, что учебная литература не унифицирована, она многообразна, дополняет друг друга, делает познавательным учебный процесс, нацеливает читателей на инновационный поиск.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М.: Аспект Пресс, 1996. 461 с. См. так же существенно дополненное и переработанное издание: Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Изд-во НОРМА, 2002. 912 с.
2. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие. Под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлага. Харьков, 1996. 688 с.
3. Социология. Курс лекций. Под ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. М.: Соц.-полит. журн., 1996. 256 с.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994. 384 с.
5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений, 2-ое изд., переработанное и дополненное. М.: Изд. Корпорация "Логос", 1996. 360 с.
6. Социология: парадигмы и темы. Учебник для высших учебных заведений. Изд. 2-ое, дополненное, переработанное. М.: Изд. "АНКИЛ", 1998. 507 с.
7. Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. "Экзамен", 2002. 512 с.
8. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 512 с.; Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник. Под ред.проф. Ю.Г. Волкова. М.: Гардарики, 2000. 474 с.
9. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов-на Дону: Феникс, 1999. 672 с.
10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: "Добросвет", 1999. 596 с.
11. История социологии: Учебное пособие. Минск: "Вышейшая школа", 1993. 319 с.
12. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на Дону: Изд. Феникс, 1996. 512 с.
13. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. М.: Изд. "Институт практической психологии", 1996. 288 с.
14. Медушевский А.Н. История русской социологии: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1993. 317 с.
15. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск: ЗАО "Экономпресс", 2000. 343 с.
16. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 688 с.
17. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс. Пер. с англ. Львов, 1998. 496 с.
18. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
19. Маркович Д. Общая социология. Пер. с серб.-хорв. Ростов-на-Дону: Изд. Рост.ун-та, 1993. 272 с.
20. Асп Э.К. Введение в социологию. Пер. с финского. Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Изд. Алетейя, 1998. 249 с.
21. Мендра А. Основы социологии. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. Дом NOTA BENE, 1999. 344 с.
22. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. Пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект пресс, 1996. 168 с.
??
??
??
??
5
<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>