<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Таким образом, важными характеристиками или существенными свойствами сознания являются субъективность и идеальность.
  Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир "второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам, идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других социально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теоретических предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в общественном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отражении мира.
  §2. Отражательно-информационная и
  социальная природа сознания
  Сознание как духовный процесс определения отношений человека к миру, как способ осознания им бытия, реальности, как форма его жизнедеятельности может быть понято через выявление абсолютной , противоположности его существенных свойств- субъективности (идеальности) и материальности. Между сознанием и материей существует и что-то общее, кроме реальности их бытия. Именно это и позволяет понять и раскрыть глубинную сущность и природу свойств сознания, определяет относительность противоположности сознания и материи.
  Безусловно, сознание и все формы проявления его идеальной сущности (представления, взгляды, мысли, идеи, суждения, теории и т.д.) не имеют самостоятельного физического, материально-вещественного существования. Однако это положение и предостерегает от прямолинейного понимания специфической природы сознания, его абсолютной и относительной противоположности материи. Разграничение материального как первичного и сознания (духовного) как вторичного позволяет дать научно обоснованное объяснение их связи, взаимодействия. Таким "мостиком" связи выступает отражение.
  Отражение есть способность материальных систем (тел) изменяться под воздействием других систем (тел), возобновлять в своих изменениях особенности объектов, которые воздействуют на них, сохранять "следы" взаимодействия с ними. Отражающее так или иначе воспроизводит отражаемое, и сведения об этом выступают в форме информации, которая является содержанием отражения.
  Отражение как атрибутивное свойство материального дает неодинаковые результаты. Это зависит от своеобразия форм движения материи, системно-структурной организации материальных объектов. Поскольку отражение есть всеобщее свойство материального, постольку информационные процессы имеют место и в неорганической природе, и в мире животных и растений, и в обществе.
  Человек развивает и реализует себя не как чисто природную силу, которая непосредственно природой детерминируется, а как социальное явление. Поэтому, включая в себя биологическую жизнедеятельность, человеческая жизнедеятельность существенно отличается от последней.
  Деятельность человека имеет активно-преобразующий, систематический, целесообразный и мотиванионно-организованный характер. Она становится непрерывным процессом обновления и преобразования изучаемых человеком явлений и предметов природы. Процесс совместной трудовой деятельности потребовал и новых социальных связей, и новых средств передачи накопленного индивидуального или коллективного опыта.
  Переработка информации для получения конкретной программы обеспечения новых отношений людей между собой и с окружающим миром приводит к возникновению специфического интеллектуального свойства - сознания.
  Носителем сознания всегда выступает человек как отдельно взятый конкретный индивид, субъект. Но его бытие есть бытие общественного человека. В акт сознания всегда включены определенные общественные нормы и ценности.
  Содержание сознания, формы его бытия, уровни и виды проявления, элементы и структура, состояние, функционирование и направленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека, общества, с поло- рением, которое индивид занимает в данной социально-культурной среде. Сознание связано с материальными процессами мозга, обусловлено его деятельностью, которая подчиняется таким же объективным законам, что и окружающий мир.
  §3. Активно-творческий характер сознания.
  Сознание и самосознание
  Содержание связей сознания человека с функционированием мозга помогает найти научные подходы к раскрытию творческих функций сознательной деятельности. К творческим функциям сознания можно отнести: 1) ожидание; 2) выработка плана действий; 3) управление действиями, направленными на решение определенной задачи; 4) предвидение будущего (прогнозирование); 5) формирование гипотез, догадок, суждений; 6) способность человека к активно-преобразующей деятельности. Их исследование свидетельствует, что в психике человека рядом с сознанием существует неосознанное (подсознание). К первому виду относят все приспособительные реакции, которые имеют очень личное, индивидуальное назначение, в том числе оттенки эмоций и их внешнее проявлений, автоматизированные навыки.
  К бессознательному виду деятельности мозга можно отнести творческое "озарение", интуицию, формирование совершенно новых, а. чаще парадоксальных задач, вопросов, гипотез, решений, точек зрения.
  Вне языка мышление как способность оперировать знаниями, осмысливать их содержание (значение) не может ни формироваться, ни функционировать. Слово встает перед нами как общее, а вещь всегда единична. В материальной (знаковой) форме слов и их связи (предложениях, фразах, отдельных суждениях, понятиях) фиксируется, активизируется накопленный опыт взаимодействия с предметным миром, опыт человеческих средств отношений, осуществляется нахождение причинно-результативных и пространственно-временных взаимоотношений. Понятийное, абстрактное мышление отчуждается от реального существования вещей, "надстраивается" над чувственно-практическим опытом человека, организуя его. Иначе говоря, "...язык,- как отмечал Гегель, - делает людей способными постигать вещи как всеобщие, способными достигать сознания своей собственной всеобщности, способными высказывать свое "Я".
  Особая роль в интеллектуальном механизме переработки информации, получении знаний принадлежит эмоциям и воле. Эмоции - это результат оценки самим же организмом своих отношении с окружающим. Они подчеркнуто субъективны, очень "предвзято" оценивают происходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, являясь своеобразным "предмышлением". Эмоции же не только активизируют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные. Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эвристическую роль.
  Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля- это способ связи избирательно-ориентированной деятельности психики и практического поведения (действий, поступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания.
  Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе социальной эволюции выработала способность человеческой психики создавать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный отход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого, является представление- создание разных типов модельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.
  Важнейшей функцией сознания является оценка явлений действительности, в том числе и того, что осуществляется самим человеком (самооценка), представителями общественно-социальных групп и институтов власти, обществом в целом, результатов исторической жизни людей. Оценка является формой отношения человека к действительности, к тому, что происходит или возможно. Она относительно самостоятельна и автономна, поскольку предпосылкой, критерием оценки выступают сам субъект, его потребности, интересы, цели, нормы, идеалы. Оценочная функция сознания опирается на определенный уровень культуры субъекта, его способности отличать рационально-объективную оценку от оценок, которые даются сиюминутно, основываются на эмоциях, чувствах, склонностях, политической конъюнктуре, настроении и просто самочувствии индивида. Эта функция сознания зависит от воспитания и обучения, образования, уровня общей и профессиональной культуры.
  Самосознание - неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития индивида и группы, класса и нации, общества и личности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обогащается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно. Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диалектически взаимодействуют. Знание окружающего мира и самого себя активно-действенные отношения к этому знанию как бы сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения.
 ГЛАВА VI
 ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
  §1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
  Отношение человека к миру, познание и преобразование мира одна из вечных проблем философии. Совсем не случайно, что этот вопрос раскрывает другую сторону основного вопроса философии, где выясняются соотношения наших суждений об окружающем мире с самим этим миром. Не менее важно и то, можем ли мы реально отражать действительность.
  Важное значение при этом имеет положение о том, что основным критерием истинности знаний является предметная, практическая деятельность человека. А это часть всей реальной жизни человека, которая сопровождается мышлением, эмоциями, волей и памятью.
  Субъект и объект. Под субъектом (от лат. subjectum - то, что лежит в основе) в философии понимается отдельный человек или социальная группа, все человечество, общество, которое целенаправленно осуществляет познавательную деятельность. Объектом (от лат. objectum - предмет, то, что противостоит) называется часть материального мира или духовной сферы, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Иными словами, субъект - это тот, кто познает, а объект-это то, что познается.
  В роли объекта могут выступать природа, общество и мышление. При этом важно помнить, что если природные процессы происходят без участия человека, его сознания (имеется в виду "первая природа"), то законы общества реализуются в процессе сознательной, активной деятельности людей и не могут существовать вне общества, вне материального ("вторая природа"), духовного, не задевая интересов людей.
  §2. Чувственное познание и его формы
  Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга. Органы чувств человека - это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир.
  Ощущения - это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, иными словами, - субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. Важно заметить, что ощущение - исходный, самый простой элемент познания.
  Ощущения дают первую, элементарную форму отражения отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира в их непосредственной реальности.
  На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания - восприятие, которое является результатом синтезирования разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме.
  Восприятие - это целостный образ, который отображает предметы и явления, что непосредственно воздействует на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания - представление.
  Представление - это высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств человека. Это уже "отрыв" мысли от действительности, что дает возможность перейти к образно-абстрактному мышлению. Представления, как и другие формы чувственного познания, опосредуются и обогащаются всем предыдущим опытом человека, уровнем его культуры. Создавая представления-образы, человек может творчески; комбинировать ощущения и восприятия и на этой основе создавать новые образы (представления).
  Ощущения, восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира. Они зависят от индивидуальных качеств конкретных людей.
  Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенькой познания, но оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира. Эту задачу человек решает на этапе рационального, умственного познания.
  §3. Рациональное познание. Формы мышления
  Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества. Это значит, что рациональное познание дает такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщенный образ. Формы рационального познания (формы мышления)- понятия, суждения и выводы (умозаключения)- это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира.
  Понятие - такая форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальных предметов и процессов.
  В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо познавать связи между явлениями, отношения между ними. А сделать это можно только объединив понятия в суждения.
  Суждение - это форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь.
  Необходимость повышения степени обобщенности знаний, их углубления и конкретизации проявляется в выводах (умозаключениях).
  Вывод - это рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться формальной или диалектической логике.
  Вывод (умозаключение) как установление определенных связей между суждениями приводит к новым знаниям, связанным с творчеством.
  Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру. Благодаря ему создаются культурные ценности, выявляются новые связи и отношения, формируются законы, разрабатываются методы познания и преобразования действительности. Творческая деятельность по-разному проявляется в науке, производстве, в педагогической и всякой иной практике, искусстве, политике и т.д.
  В творчестве большую роль играет интуиция (от лат. intueri -пристально, внимательно смотреть), под которой понимают возможность познания истины как бы непосредственно: без логических рассуждений. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний.
  Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рациональных отношений человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к отношениям истины.
  §4. Понятие и объективность истины
  Диалектический материализм рассматривает истину как объективное содержание наших знаний, которые не зависят от субъекта (человека и человечества). Такое понимание называют объективной истиной. Она вытекает из материалистической концепции познания.
  Однако признание объективной истины не означает отсутствия в знаниях момента субъективности, ибо человек не просто отражает существующий мир, но при этом проявляет свою волю и эмоции. На познание оказывают влияние потребности, интересы, психологически состояние и социальный опыт субъекта.
  Познание - процесс, который всегда развивается. Знания человека постоянно обогащаются, все более полно отражают строение и свойства объективно существующего мира. В силу этого истина относительна, так как знания на каждом этапе развития науки, общества отражают объект не полностью, а в известных пределах, отношениях. Относительность истины проявляется и в смене концепций, теорий в процессе развития науки. Новые знания не отбрасывают старые, а углубляют, уточняют и расширяют наши представления о материальном и духовном, мире.
  Признавая относительную истину и рассматривая познание как переход от одной относительной истины к другой, важно понимать, что в ней есть и нечто абсолютное.
  Абсолютная истина - это такие знания, которые полностью характеризуют предмет и не могут быть заменены или дополнены в дальнейшем процессе познания. Достигнуть таких знаний невозможно, но это утверждение не есть агностицизм. В каждой относительной истине содержится часть, момент абсолютной. Человечество движется по пути все более полного овладения абсолютной истиной, которую нужно рассматривать как сумму относительных истин. Диалектика относительной и абсолютной истины указывает на постоянное развитие знаний о мире. Преувеличение роли абсолютной истины ведет к догматизму, относительной - к релятивизму.
  Одним из важных моментов диалектического подхода к познанию является понятие конкретности истины. Человек в своей деятельности опирается на знания, законы, однако знания развиваются, в каждом конкретном случае они отражают только определенные предметы и процессы. Использование их требует уточнения, учета места и времени, условий развития самой объективной действительности. Поэтому нет истины вообще - истина всегда конкретна. Игнорирование принципа конкретности истины в социальном познании ведет к абсолютизации устаревших социально-экономических, политических отношений, сдерживает творческий поиск адекватных форм деятельности.
  §5. Понятие практики.
  Практика - основной и всеобщий критерий истины
  Практика (от греч. praktikos - деятельный, активный) - это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества.
  Как по содержанию, так и по способу существования практика носит общественный характер.
  В связи с тем, что деятельность человека качественно разнообразна, есть необходимость классифицировать практику. Во всем разнообразии чувственно-предметной деятельности человека выделяются ее основные виды: а)материально-производственная, б)социально-политическая, в)научный эксперимент.
  К специфическим видам практической деятельности можно отнести семейно-бытовую, художественную, воспитательную, образовательную (педагогическую) деятельность и др.
  Практика служит критерием истинности знаний. Только те знания, которые подтверждаются практикой, могут считаться истинными, потому что практика позволяет соотнести знания об объекте с ним самим.
  Однако противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она не только абсолютна, но и относительна, потому что всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Именно поэтому гипотезы являются неотъемлемым моментом в развитии научных знаний.
  Критерии практической деятельности человека относительны и по той причине, что в своей работе он ограничен объективными возможностями. Выход за их пределы связан уже не с гипотезами, а с фантазией.
  §6. Методы и формы научного познания
  Изучая мир, человек одновременно вырабатывает и приемы (методы) его познания.
  Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического (в том числе философского) освоения человеком окружающего мира (материальной и социальной действительности). Иными словами, метод - это знания, которые превратились в руководство деятельностью. Учение о построении и практическом применении методов называется методологией (греч. methodos - исследование Logos - слово, понятие, учение). Она представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
  Заметим, что не все методы можно применить в конкретной деятельности, нужна их классификация. Условно они делятся. на частные, общие и всеобщие
  К тому же методы можно классифицировать в зависимости от уровня познания. В этом случае выделяют эмпирические и теоретические методы.
  Методы эмпирического исследования. Наблюдение - первая форма отношений человека к миру, его деятельности. Это целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности, в результате которого человек получает первичные знания внешних сторонах, свойствах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов.
  Экспериментом называют такой метод исследования, который допускает изменение объекта, создание специальных, заранее определенных условий прохождения процесса. Успех эксперимента зависит от активности субъекта, который его проводит. От материального эксперимента нужно отличать мысленный эксперимент, который представляет собой систему логических процедур над идеализированными объектами.
  Для систематизации обработки знаний, полученных при наблюдении и эксперименте, применяются анализ и синтез, индукция, дедукция, классификация и другие методы.
  Анализ (от греч. analysis- разложение, расчленение)- это деление целого на части с целью познания каждой из этих частей.
  Синтез (от греч. synthesis - соединение, составление) представляет собой обратную процедуру, когда проводится соединение отдельные элементов в единое целое (системы) с целью его познания.
  Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей, дополняют друг друга.
  В процессе познания знания постепенно расширяются, что даёт возможность увеличить степень обобщенности выводов и на основе отдельных фактов с помощью метода индукции приходить к более общему, создавать условия для формулирования закономерностей.
  Индукция (от лат. inductio - наведение, настраивание) - это такой метод исследования, при котором общий вывод делается на основании знаний меньшей степени общности. Индукция - это движение от единичного и частного к общему.
  Основой индукции является наблюдение, эксперимент, анализ синтез, в ходе которых человек получает знания об отдельных объекта их свойствах и на основании их делает общие выводы.
  Противоположным индукции методом является дедукция (от лат. deductio - выведение), имеющая теоретическую направленность. Индукция и дедукция связаны между собой таким же образом, как синтез и анализ. Классификация содействует переходу научного познания со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического обобщения. Она является наивысшей степенью описания, т.е. упорядочения фактического эмпирического материала в соответствии с выявленными общими, особенными и единичными свойствами, приметами.
  Методы теоретического исследования. Теоретический уровень познания по отношению к эмпирическому характеризуется повышением общности, отражением внутренних, существенных связей и закономерностей мира (природного и социального), его отдельных элементов, объектов. Переход от эмпирического к теоретическому представлен восхождением от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от абстрактных знаний к их синтезу в теории.
  На теоретическом уровне используются методы построения идеального объекта (моделирование, формализация, дедукция, аксиоматизация и др.), обоснование теории (исторический и логический), восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод и др.
  Идеализация как метод представляет собой процесс мыслительного конструирования понятий об объектах, реально не существующих в объективной реальности (например, модель абсолютно черного тела в физике, понятие точки в математике и др.), но таких, для которых в реальном мире есть прообразы. Этим идеализация отличается от фантазии. Идеализированные объекты помогают познавать реальные объекты, строить абстрактные схемы реальных объектов, процессов. В этом смысле идеализация тесно связана с методом моделирования.
  Моделирование - это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), которые берутся вместо оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно, например, термоядерные процессы на Солнце. Этот метод широко применяют в системе образования.
  Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным).
  Формализация как метод представляет собой процесс выявления содержания путем знакового формализма, обобщения формы (см. форма и содержание). Формализация связана с использованием формализованного языка (математики). Формализация имеет в виду единство формы и содержания. Абсолютизация же формы, отрыв ее от содержания ведет к формализму. Особенно опасен формализм в сфере человеческих отношений.
  Дедукция непосредственно связана с индукцией и представляет собой метод получения частных выводов (посылок) на основе общих. качестве общих посылок могут выступать не только научные факты, но и гипотетические суждения.
  Использование дедукции связано с использованием системы определенных мыслительных правил, которая называется логикой. Чаще всего дедукция применяется в математике, теоретической физике и других науках высокого уровня теоретических обобщений.
  В основе аксиоматического метода лежит понятие аксиомы.
  Аксиома - это такое утверждение, доказывать истинность которого нет необходимости. Например, геометрия Евклида была пестрое на посылках, которые считались интуитивно истинными. Заметим, что построение формализованных аксиоматических систем привело к большим успехам в области математики.
  Исторический и логический методы исследования. В основе исторического метода исследования лежит изучение реальной истории, разнообразия ее проявлений. Логический метод раскрывает логику развития реальной истории, бытия.
  Логический и исторический методы выступают как приемы построения теоретических знаний о природной и социальной действительности, отображают одни и те же процессы и поэтому совпадают по содержанию, но отличаются по форме.
  Единство исторического и логического позволяет рассматривать объект или процесс в единстве: прошлое, настоящее и будущее.
  Восхождение от абстрактного к конкретному. Каждый объект или процесс реализует свое объективное бытие через множество связей. отношений, взаимоотношений, познать которые сразу человек не может. В процессе познания что-то фиксируется, а от чего-то человек отходит, абстрагируется. Познавая отдельные стороны вещей, связей и отношений, человек вынужден сводить свои знания в единую систему, что находит отражение в диалектике абстрактного и конкретного.
  Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяете как в естествознании, так и в социальных науках. Конкретное в нем рассматривается на двух уровнях. Во-первых, как чувственно данное, в вторых, как элемент теоретических знаний.
  Гипотетико-дедуктивный метод заключается в том, что развитие знаний идет не от эмпирии (опыта) к теоретическим обобщениям и выводам, а наоборот: сначала создается гипотетическая конструкция (система гипотез), а затем осуществляется опытная проверка суждений (гипотез). Практика или подтверждает их и переводит в ранг истинных, научных знаний, или опровергает.
  В реальном научном познании все методы могут проявлять себя одновременно, во взаимодействии. Их конкретное применение в каждом 124отдельном случае определяется как уровнем научного познания, так ч особенностями объекта или процесса. Они не остаются раз и навсегда данными.
  К формам научного познания относят научный факт, проблему, гипотезу, теорию.
  Формы научного познания. Несколько подробнее рассмотрим сквозь призму отмеченных форм схему развития знания. Факт как форма научного познания характеризует достоверное эмпирическое знание, т.е. установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов.
  Эмпирический факт формируется на основе интерпретации с помощью уже существующего теоретического знания, а затем может быть использован для построения нового, еще не существующего теоретического знания.
  В итоге возникает проблемная ситуация как первая фаза становления научной проблемы. Проблема как форма научного познания характеризует знание о каких-то вновь открытых, ранее неизвестных сторонах какого-то известного объекта. Иными словами, это определенное знание о незнании, фиксация того, что в известном обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению.
  Но если окажется, что имеющихся средств в наличии у исследователя или в целом у научного сообщества недостаточно для ликвидации разрыва, что разрыв носит принципиальный характер, тогда возникает необходимость в разработке нового знания, которое бы устранило возникший разрыв. Это новое знание предстает первоначально в форме научной гипотезы.
  Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию, которые и породили проблемы. Поэтому и возникает необходимость в генерации нового знания, призванного эту проблему решить.
  Гипотеза не может противоречить существующим законам из той же предметной области, к которой относится гипотеза. Однако это требование не является абсолютным.
  Следует отметить, что превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная гипотеза представляет собой сложную, развернутую систему знаний.
  Как система знаний теория имеет сложную структуру. Основными структурными компонентами теории являются теоретическая модель. т.е. система абстрактных объектов, относительно которых строятся все высказывания теории. Эта теоретическая модель сложным образом связана с математическим аппаратом теории.
 ГЛАВА VII
  СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
  §1. Специфика социального познания
  Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели. Социальные качества людей, их духовно-психологическое состояние (потребности, интересы, цели, идеалы, надежды, сомнения, страх, знания и невежество, ненависть и милосердие, любовь и жадность, обман и т.д.) могут оказать существенное влияние на функционирование общественных законов, их модификацию, форму проявления, содержательный аспект анализа и объяснения тех или иных событий и фактов.
  Если в естествознании первоначально можно рассматривать предметы сами по себе, отходя от их связей и от познающего субъекта, то в социальном познании мы с самого начала имеем дело не с предметами или их системами, а с системой отношений, чувств субъектов. Социальное бытие представляет собой органическое единство материального и духовного, объективного и субъективного.
  Социальное бытие есть объективная реальность. В зависимости от того, какая часть этой реальности включена в непосредственную сферу практического, а следовательно, и познавательного взаимодействия людей, она становится объектом социального познания. Благодаря этому обстоятельству субъект социального познания имеет сложный системный характер.
  Успех социального познания зависит от многих моментов: во-первых, от степени зрелости каждого из составляющих элементов субъекта познания, в какой бы форме он ни выступал; во-вторых, от степени согласованности их единства - субъект не сумма элементов, а система; в-третьих, от степени активности характера субъекта в связи с оценкой тех или иных общественных явлений, с которыми человек сталкивается, и действий, происходящих в связи с этой оценкой.
  Общественные отношения, социальные закономерности, социальное бытие не существует безотносительно к людям, их деятельности. Особенность процесса социального познания заключается в том, что он, есть процесс преобразования субъективного в объективное, перехода одного к другому. Эта специфика значительно затрудняла выяснение влияния материализма на ход общественного развития.
  Длительное время в философии доминировал подход, нацеленный на десубъективизацию опыта, стремление очистить опыт от "мысли" и не только при познании природы, но и при познании общества, т.е. специфика гуманитарных знаний игнорировалась, а позже идеалистами преувеличивалась. Поворот осуществился в немецкой классической философии.
  Маркс сформулировал один из основных принципов социального познания: социальное познание не есть пассивное созерцание объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта. Однако в отношениях субъекта к объекту нельзя преувеличивать активность субъекта, ибо на практике это ведет к субъективистско-волюнтаристским методам.
  Следует отметить и другую крайность - объективизм, ведущий к отрицанию необходимости активной деятельности масс, личностей.
  Вследствие своеобразия и уникальности исторических событий повторяемость в общественной жизни выявить значительно сложнее, чем в природе. Однако благодаря многократному осуществлению предыдущими поколениями определенных действий выявляются инвариантные, существенные связи, при этом субъективная сторона активизируется. Формируются законы, не зависящие от сознания следующих поколений, а наоборот, определяющие их деятельность. Законы общества проявляются своеобразно, соотношения исторической необходимости и сознательной деятельности людей всегда специфичны. Это определяет особенности общества как объекта познания и специфичность социального познания.
  Разнообразие социального бытия обусловливает разнообразие типов знаний об обществе. Среди них выделяются в качестве основных гуманитарные, социально-экономические и социально-философские знания.
  Системообразующей основой всех социальных знаний являются социально-философские знания. Они возникают на базе обобщения культуры и практики своей эпохи и ориентированы на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его практических, этических и эстетических отношений к миру. Они вычленяют и основные формы человеческой деятельности, основные законы функционирования и развития их как социальных систем, анализируют их взаимосвязь и соподчиненность.
  Фундаментом социальных знаний являются социальные факты, которые необходимо рассматривать не просто как "мир вещей", а, в первую очередь, как мир субъективных сущностей и человеческих ценностей. В отличие от природных явлений все социальные факты представляют собой единство материального и духовного, субъективного и объективного. Интерпретация фактов может быть как правдивой, так и ошибочной. Поэтому фактические знания имеют смысл лишь в связи с определенной теоретической концепцией, являющейся их обоснованием.
  Важнейшим методом теоретического исследования социальных фактов, его принципом является исторический подход. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрения процесса их становления, связи с порождающими условиями, т.е. выявление сути, объективных причин и связей, закономерностей развития.
  На особенность объективной истины в социальном познании накладывает свой отпечаток диалектика субъекта и объекта. Не все в объекте социального познания становится конкретным предметом исследования, а только то, что интересует субъекта через призму его социальной позиции, практических потребностей. Он рассматривает действительность с такой точки зрения, которая соответствует его исторически обусловленным интересам и целям.
  Включение интересов в социальное познание не отрицает существование объективной истины. Но ее постижение представляет собой сложный диалектический процесс взаимосвязи адекватности и иллюзорности, абсолютности и относительности социальной истины и политики.'
  Критерием достоверности социально-исторического познания является практика. Практика есть не сумма разрозненных, вырванных из исторического контекста действий людей, организаций, а совокупность их всемирно-исторической деятельности.
  В процессе социального познания формируется идеал будущего. Социальный идеал и действительность никогда не бывают абсолютно тождественны, ибо любые социальные знания, в том числе и социальные теории, есть единство абсолютной и относительной истины.
  Таким образом, познавательные возможности общества складываются в результате его практически-познавательной деятельности и изменяются с ее развитием.
  §2. Общество: основы философского анализа
  На первый взгляд очевидно, что общество начинается с человека. существования множества людей. На ранних стадиях развития философии, например, древнегреческой натурфилософии, общество и понимали как совокупность людей. Но сразу же философы должны были задуматься над вопросом: что же объединяет людей, что преобразует совокупность людей в особое целое - общество?
  Чтобы жить, люди должны воссоздавать свою жизнь во всем ее объеме и Содержании. Именно совместная деятельность по производству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека только в том случае, если он вовлечен в человеческую деятельность.
  Важной характеристикой деятельности является то, что она связывает воедино все компоненты общественной жизни: образуются устойчивые и динамичные связи между различными сферами деятельности, эпохами, поколениями людей. Связующими средствами служат предметы и явления материального и духовного мира: орудия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систему - общество.
  Общество возникает и существует, таким образом, при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений.
  Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д.
  Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Общество - это ''сам человек в его общественных отношениях".
  Существует множество философских концепций общества, однако каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.
  §3. Теоретические модели общества и современность
  Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития.
  Концептуальное оформление представления об обществе получили в XVH-XVHI вв. В это время философские проблемы общества выделялись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия. Первые социально-философские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеций, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы. Каковы же исторические, социально-экономические, культурные предпосылки содействовали появлению социальной философии?
  В XVI-XVIII вв. в Европе сложилась и утвердилась буржуазная индустриальная цивилизация. Это эпоха промышленных и социально-политических революций, ускорения общественного развития.
  Возникли объективная возможность и насущная необходимость накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, проникновения в глубинные причины, закономерности общественной жизни, поиска исторических перспектив. Это была эпоха освобождения человеческого разума от прежде незыблемых традиций, главным образом религиозных, эпоха активной деятельности разума, причем сфера его деятельности кажется неограниченной, а любой предмет изучения - принципиально подчиненным его могуществу.
  Концептуально-теоретический уровень философского исследования общества предполагал изучение его объективных основ, закономерностей структуры, существования и развития.
  Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества. Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др. Натуралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным разумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовлетворять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы. "...Воля людей, производящих в этом мире самые поразительные и обширные изменения, приводится первоначально в движение физическими причинами"'.
  Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, организовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, будет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки являются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразования стала Великая Французская буржуазная революция.
  Оказывается, что общество имеет две основы: природную и рациональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так называемая "теория факторов". Согласно ей, общество основано на взаимодействии нескольких факторов: природных (географических, биологических), политических, духовных и т.д. Однако является ли сумма факторов решением проблемы? Каково происхождение это) о взаимодействия? Называли географический (географический детерминизм Ш. Монтескье) и демографический (демографический детерминизм английского экономиста Т. Мальтуса) факторы. Гельвеций подчеркивал особую роль экономического фактора, но сводил его только к "материальным нуждам", т.е. по существу природным началам.
  Натуралистическое объяснение общества в свое время имело большое теоретико-философское значение, поскольку впервые была сделана попытка найти объективно закономерные, рациональные основы общества. Натуралистический подход к обществу сохраняется в определенном смысле и в настоящее время.
  Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж. Вико, И. Гердера. Это направление получило название "историзм". Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой. Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойственность человеческой природы.
  В объективно-идеалистической философской системе Гегеля - классическое понимание общества получило наиболее развитое целостное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его историю. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазвивающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю.
  В структуре общества Гегель ставил на первый план так называемое "гражданское общество", имущественные экономические отношения, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общественные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом социальной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерминированности общественного развития.
  История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.
  Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Однако противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, неидеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".
  Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству. Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей.
  Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия - объективной социальной реальности по отношению к общественному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, определяет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаментальную роль.
  Субъектом истории является в таком случае не дух, не лнчность просветителя, а широкие социальные общности людей, создающие духовно и практически свою действительную жизнь.
  И если классическая философия выводит суть общества из объективной духовной культуры, то Маркс апеллирует к общественной деятельности субъектов, и, в первую очередь, к материально-производственной практике. Значительную роль в социальной философии играли идеи Маркса об обществе как целостной системе, едином социальном организме со сложной иерархической структурой.
  Субъективистская концепция рационалистического толка была предложена О. Контом. Он считал, что общественная жизнь определяется уровнем, качеством интеллектуального развития общества. Именно наука об обществе, позитивная философия должны определять и создавать рациональное общественное устройство.
  Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим типичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и развития общества.
  Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX - начале XX вв. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов.
  В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состояние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социокультурной реальностью", нетождественной материальной реальности.
  Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления. К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки, техники, производства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества.
  Многообразие существующих социальных концепций, безусловно. связано с многообразием существующих обществ, многовариантностью их развития, их внутренней сложностью, многоаснектностью. С этой точки зрения разные социальные концепции существуют как взаимодополняющие друг друга, что, конечно, не исключает необходимых в развитии науки споров, совместных поисков истины, выявления общечеловеческих тенденций развития. В современных социально-философских концепциях в качестве основ общества выделяется деятельность человеческого субъекта вообще, особенно духовная сторона этой деятельности.
  §4. Анализ общественно-исторической практики
  Для построения теоретической модели общества недостаточно определить лишь его основу. Необходимо рассмотреть, как функционирует и развивается целостная общественная система, взятая в единстве всех ее компонентов, т.е. следует проанализировать общественно-историческую практику. Общественно-историческая практика есть постоянное взаимоизменение человека и социума, в реальной человеческой истории она предстает как множество противоречивых тенденций и событий, намерений и поступков, переплетающихся между собой.
  Общественно-историческая практика есть единое, осознанное человеческое существование, человеческое творение собственной истории.
  В общественно-исторической практике в целом можно выделить определенные направления развития, социальные процессы соединения человечества, которые в целом свидетельствуют о возможности общечеловеческой "линии" исторического развития.
  При этом следует отметить также существование закономерных связей в разных сферах общества (экономике, политике, духовной жизни и т.д.) и необходимость изучения их содержания, специфики, роли в конкретно-историческом процессе, их взаимодействия.
  §5. Природа как предмет философского анализа
  Понятие природы. Понятие природы и отношение человека к ней исторически менялись, будучи тесно связанными с человеческой практической деятельностью, с интересами, ценностями, политикой, идеологией.
  Используется понятие природы в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле это все существующее, материя, взятая во всем разнообразии ее форм. В узком смысле природа есть совокупность естественных и созданных человеком условий своего существования.
  Для анализа деятельности человека в природе и учета результатов этой деятельности в философии используются понятия "первая природа" и "вторая природа".
  "Первая" и "вторая" природа. Отношения в системе "общество - природа". "Первая природа" - это то, что существовало и существует до, вне и независимо от сознания человека, его деятельности. Это объективная и первичная реальность. Без нее невозможны жизнь и деятельность человека. "Вторая природа" - это "первая природа", измененная человеческой деятельностью на основе его замыслов, плюс то, что создано человеком. Создается "вторая природа" в процессе труда, который сам имеет два аспекта - природный и социальный - и выступает как социальная форма обмена веществ с природой.
  "Вторая природа" - это единство природного материала и опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности, приобретшей социальное признание. Предметы "второй природы", ставшие реальностью, в свою очередь влияют на человека, предопределяя его дальнейшую жизнь, поступки. "Вторая природа" - это комплексная природно-духовно-социальная реальность. Это - орудия труда, окультуренные поля, города, произведения искусства - вся материальная культура. Это предметы и явления, погруженные во время и пространство человеческого существования, социальное бытие.
  Чтобы "вторая природа" функционировала, удовлетворяя потребности человека, она должна быть постоянно под контролем его живого труда.
  В последнее время человек своей производственной деятельностью значительно ускорил развитие процессов обмена веществ и энергии в биосфере Земли, усилив тем самым взаимозависимость стран, человечества и природы.
  Отметим основные исторические этапы взаимодействия природы и общества:
  1) на первом этапе взаимодействие носит локальный характер, определяясь в первую очередь непосредственными природными условиями творчества. Преобразуются отдельные природные макротела. Доминирует сельское хозяйство, обмен идет в основном готовой продукцией. Место нахождения сырья и производства совпадают. Этот этап охватывает первобытное общество (ранний период) и рабовладельческий, а также феодальный строй (поздний период);
  2) на втором этапе социоприродным взаимодействием охватываются большие регионы. Возникает машинное производство, совершенствуются транспортные средства. Происходит усложнение структуры материального производства, связей между странами. Преобразование природы доходит до молекулярного, частично атомного уровня. Производство все больше зависит не только от природных, но и от социальных условий. Этот этап охватывает эпоху становления и расцвета капитализма;
  3) на третьем этапе начинается всепланетарный охват природы и выход человеческой деятельности в ближайший космос. Затрагивается уровень элементарных частиц. Растет разнообразие связей между странами. Взаимодействие природы и общества приобретает черты единой целостной системы.
  Глобальность экономических проблем все отчетливее выявляет взаимозависимость знаний и оценок, науки и искусства, производства, стран и народов, природы и общества. Задача, стоящая перед человечеством, - найти выход из экологического кризиса. В 60-е годы Б. Коммонер очень сжато сформулировал "четыре закона экологии", которые следует знать и учитывать в своей деятельности каждому: 1) все взаимосвязано; 2) все должно куда-либо деваться; 3) все имеет какую-то стоимость; 4) природа знает лучше. Экологическая культура личности рассматривается как синтез знаний, убеждений и практических экологических действий. Экологическая культура, как и культура вообще, в первую очередь включает в себя определенный уровень образования, т.е. приобретенные знания, представления, понимание экологических проблем, их причин.
  Экологическая культура связана с мировоззрением, идейно-политическими, нравственно-эстетическими стремлениями личности.
  §6. Формации как глобальные этапы исторического развития
  Анализируя опыт общественного развития XIX в., К. Маркс показал, что сами имущественные, материальные отношения, которые лежат в основе политической жизни общества, определяются не идеями людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил.
  Из этого можно сделать следующие выводы. Во-первых, поскольку типы производства различны, постольку различны и общественные отношения. Это значит, что в жизни нет абстрактного общества, общества "вообще", а есть определенное общество, которое соответствует определенному уровню производства, есть та или иная общественно-экономическая формация. Во-вторых, общество есть совокупность, система различных отношений людей.
  Марксизм, принявший за основу существования и развития общества способ добывания средств к жизни, поставил в связь с ним те отношения между людьми, что складываются в процессе производства. Маркс в системе производственных отношений увидел ту основу (базис), которая облекается надстройкой. Каждая такая система производственных отношений является особым социальным организмом, который имеет свои законы зарождения, функционирования и перехода в высшую форму, превращения в иной социальный организм.
  Анализ материальных отношений дал возможность подметить повторяемость и обобщить ступени развития разных стран в одно основное понятие общественно-экономической формации. Только такое обобщение и дало возможность перейти от описания (и оценки с точки зрения идеала) общественных явлений к строго научному их анализу.
  Понятие общественно-экономической формации отражает системный характер общественного устройства и выражает единство сложного исторического процесса, проявляющегося во всем его многообразии.
  Анализ конкретных типов общественно-экономических формаций, выявление того общего, повторяющегося, что присуще всем им, позволили раскрыть не только специфические, но и общие законы общественного развития.
  Различают неодинаковый уровень общности законов, действующих в истории. С этой точки зрения можно выделить две группы законов.
  1. Законы, действующие на протяжении всей человеческой истории, во всех общественно-исторических формациях. Это так называемые общесоциологические законы, к которым принадлежат законы определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, определяющей роли способа производства в развитии общества, определяющей роли производительных сил по отношению к производственным отношениям, определяющей роли экономического базиса к надстройке и др.
  2. Законы, действующие на протяжении большого периода истории. Это, например, закон деления общества на классы, характерный для определенных способов производства; закон классовой борьбы как движущей силы истории, присущий общественно-экономическим формациям, основанным на антагонизме классов.
  Если первая группа законов раскрывает специфику общественной жизни по сравнению с биологическими сообществами, то законы второй группы выражают особенности развития конкретных общественно экономических формаций. Эти законы позволяют выявить общие закономерности развития разных стран, которые находятся на одинаковой ступени развития материального производства, позволяя тем самым использовать для характеристики их общественных отношений тот общенаучный критерий повторяемости, применимость которого в социологии отрицали субъективисты.
  С категорией "формация" тесно связано понятие исторической эпохи, под которой следует понимать определенную стадию развития в рамках данной формации.
  Понятия "общественно-экономическая формация" и "историческая эпоха" не совпадают не только по объему, но и по содержанию. Если категория "общественно-экономическая формация", характеризующая общество на конкретной ступени развития, определяется уровнем производительных сил, то понятие "историческая эпоха", отражая задачи, которые человечество решает в данный период, раскрывает динамику общественного развития и позволяет выявить его направление. "Эпоха" и "общественно-экономическая формация" принадлежат к таким социологическим категориям, без которых невозможно диалектико-материалистическое понимание развития общества.
  Отсюда можно сделать следующий вывод: общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, находящегося на определенной ступени своего развития, со свойственным ему способом производства, базисом и надстройкой, а также всей совокупностью таких общественных явлений и отношений как социальные общности людей, быт, семья, культура и т.д.
  Формационный подход к познанию истории и общества не может сегодня претендовать на глобальную эвристическую функцию в историческом познании вообще, поскольку он оставляет вне поля зрения множество элементов и связей общества как системы, которые тем самым не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Но, с другой стороны, формационный подход к истории единственно способен обеспечить адекватное познание ее объективного аспекта, обоснования идеи закономерности поступательного развития человечества, рассмотрения диалектики производительных сил и производственных отношений как главного источника развития "мотора" прогресса, т.е. процессов, которые складываются из "суммирования" результатов индивидуальных действий общественных индивидов. Он был и остается крупнейшим научным достижением социологической мысли.
  Цивилизационный подход к истории ставит человека - единственного творца истории - в центр при изучении прошлого и настоящего общества. Цивилизационный подход ориентирует исследователя на познание прошлого через все формы объективизации субъекта истории, т.е. на раскрытие его внутреннего "Я" во всех формах деятельности -трудовой, социальной, политической и духовной, во всех общественных связях.
  Выработка цивилизационного подхода означает нечто значительно большее, чем просто выдвижение новых концепций. Речь идет о создании важных предпосылок формирования в обществе новой программы-парадигмы (от греч. paradeigma- пример, образец). Ее краеугольным камнем должен стать общенаучный принцип дополнительности, впервые сформулированный Н. Бором, который исключает возможность абсолютизации какой-то одной точки зрения на предмет исследования. В этой связи надо подчеркнуть, что новая парадигма не может не включать в себя обновленный формационный подход; признание "сущностного" статуса категории цивилизации не отменяет аналогичного статуса категории формации, поскольку формационный подход направлен на исследование механизмов социального изменения, а цивилизационный подход - социальной преемственности.
  Базис и надстройка в структуре общественно-экономической формации. Каждое общество характеризуется, как сказано выше, определенным типом общественных отношений. Чтобы разобраться в этом разнообразии, установить закономерную взаимосвязь общественных отношений, К. Маркс разделил все общественные отношения на материальные и идеологические (базис и надстройку).
  Понятия "базис" и "надстройка" являются соотносительными, они неразрывно связаны с категорией общественно-экономической формации. Базис определяет качественную особенность каждой формации и тем самым отделяет одну от другой. Надстройка же характеризует особенности социальной и духовной жизни каждой данной формации. Поэтому понятия "базис" и "надстройка" вне связи с понятием "формация" утрачивают всякий смысл.
  Экономическую структуру или базис общественно-экономической формации составляет совокупность производственных отношений, т.е. отношений в сфере производства и распределения. К. Маркс подчеркивал, что производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным характером. Объясняя построение и развитие данной общественной формации исключительно производственными отношениями, К. Маркс тем не менее всюду и постоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки.
  В структуру общественно-экономической формации входят и надстроечные явления - идеи, отражающие базис, созданные в соответствии с этими идеями учреждения и идеологические отношения, которые возникают на основе определенного экономического базиса. Наконец, сюда входят и такие явления, которые не принадлежат ни к базису, ни к надстройке, - быт, семья, а также конкретно-исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация) но именно базис и надстройка определяют специфику формации как целостного социального организма.
  Категории базиса и надстройки используются с целью обоснования прежде всего того положения, что главным фактором в жизни общества является общественная практика, а в ее структуре главной формой - материально-производственная деятельность людей и экономические отношения между ними.
  Каков экономический базис данного общества, таковы и господствующие в нем системы политических, правовых, философских взглядов, а также соответствующие отношения и учреждения этого общества.
  В то же время надстройка не пассивна по отношению к экономическому базису, она активно воздействует на него.
  §7. Функционирование общества как сложной социальной системы
  Общественное производство, материальное производство - основа целостности и конкретно-исторической определенности общества. Оно представляет собой общественный процесс производства и воспроизводства социальной жизни, общественных связей, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.
  Общественное производство можно рассматривать в двух планах: в узком, экономическом - как производство средств для жизни, потребительной стоимости и в более широком - философском-как производство непосредственной жизни.
  Определение общественного производства в философском плане дал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи...": "Согласно материалистическому пониманию, - писал он - определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно снова же бывает двоякого рода. С одной стороны - средств к жизни: продуктов питания, одежды, жилья и необходимых приспособлений, с другой - производство самого человека, продолжение рода".
  Итак, общественное производство представляет собой диалектическое единство двух сфер: 1) сферы производства средств жизни и 2) сферы производства самого человека - семьи и всей общественной системы воспитания и образования человека.
  Заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса заключается в том, что они впервые ввели в социальную философию понятие "способ производства материальных благ", которое отражает существование материального производства в исторически конкретных формах и воспроизводство
  материального богатства как непременное условие самого существования общества. Кроме того, создавая материальные блага, люди производят и воспроизводят свои собственные-общественные отношения.
  Определяющая роль материального производства заключается также в том, что основные изменения в обществе начинаются в материальном производстве, а потом - в духовной жизни общества. Основа жизни общества - материальное производство детерминирует деятельность людей через систему потребностей. Однако и потребности людей способны оказывать большое влияние на социальную деятельность. Такой подход дает ответ на вопрос, почему материальное производство является основой общественной жизни. Способ производства материальных благ - это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
  Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений - двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу.
  Производительные силы - это те силы, при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее.
  Из трех компонентов, составляющих производительные силы общества - человек, средства труда (машины, станки и т.д.), предметы труда (сырье и вспомогательные материалы), главным является человек.
  Другую сторону способа производства составляют производственные отношения.
  Прежде всего надо отметить, что, как и производительные силы, производственные отношения принадлежат к материальной стороне жизни общества. Материальность производственных отношений выражается в том, что они складываются в процессе материального производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер. Это происходит потому, что производственные отношения зависят от уровня развития производительных сил общества, определяются ими. Люди не могут выбирать производительные силы по своему желанию. Каждое новое поколение людей застает те производительные силы, которые были созданы предыдущими поколениями. В связи с этим и отношения между людьми в процессе производства складываются независимо от сознания и воли людей.
  Сущность диалектики развития производительных сил и производственных отношений заключается в том, что обе эти стороны любого способа производства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие производства всегда начинается с развития производительных сил, и прежде всего орудий труда как наиболее революционного и подвижного элемента производства. Они являются ведущей и определяющей стороной общественного производства.
  Необходимость удовлетворения все больших потребностей человека вызывает необходимость развития производительных сил. Новый уровень развития производительных сил порождает все новые и новые потребности.
  Вместе с производительными силами развиваются и производственные отношения. Выше уровень одних- выше ступень других. Все здесь взаимосвязано и взаимообусловлено. Но не только стремление к полному материальному благополучию заставляет человека двигаться от "станции" к "станции", а в первую очередь извечная борьба за свободу,
  Взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями выражается в общесоциологическом законе, законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Этот закон, с одной стороны, характеризует зависимость производственных отношений от развития производительных сил. Производительные силы, развиваясь, раньше или позже вызывают соответствующее изменение производственных отношений. С другой стороны, он показывает зависимость производительных сил от изменения производственных отношений. Определенные производственные отношения, возникшие на основе данных производительных сил, в свою очередь воздействуют на их развитие.
  Но диалектика производительных сил и производственных отношений осуществляется не автоматически: на ее темпы и характер влияет осознание людьми своих интересов, потребностей и их оценка.
  §8. Источники и движущие силы развития общества
  Деятельность, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, борьба производителей за свои коренные интересы являются главным источником развития производства вообще, производительных сил в частности.
  Производство и его законы, вся совокупность экономических законов общественного развития через потребности людей и их интересы определяют содержание и форму деятельности. Можно сказать, что объективные законы общественного развития реализуются в деятельности людей, преломляясь через призму их потребностей, интересов.
  Потребность - это такое отношение общества, класса, социальной группы, личностей к условиям существования и развития, в котором выражается определенная необходимость в материальных и духовных ценностях.
  Все потребности человека берут свое начало от мотиваций, что обеспечивает индивидуальное и видовое самосохранение: потребности в пище, одежде, жилье, в продолжении рода.
  Потребности являются двигателем истории и движущей силой поведения отдельного человека, они - действительная и единственная первопричина исторического процесса.
  Потребности имеют объективный характер, они обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений общества.
  Потребности находятся в противоречивом единстве с производством. С одной стороны, потребности обусловливают развитие общественного производства, толкают его к прогрессу. С другой - производство, создавая конкретные виды материального и духовного богатства для удовлетворения потребностей, порождает новую потребность в них.
  Уловить назревшие потребности развития общества-значит реализовать общественный интерес в целом. Интересы совпадают с тем, что мы называем потребностями общественного развития.
  Интерес - это не только определенное психологическое переживание, которое выражается в целевой направленности человека, коллектива, класса на приобретение или освоение тех или иных богатств - материальных или духовных.
  Интересы рождаются и объективно обусловливаются, в первую очередь, экономическим положением, ролью социальной общности в системе экономических отношений.
  "...Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы", - считал К. Маркс.
  Если потребности ориентированы преимущественно на их удовлетворение, то интересы нацелены на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе и направлены или на их укрепление, или на изменение. В интересах отражается социальное положение индивидов, что обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия и движущих сил общественного развития.
  Если в основе прогрессивного развития лежит закономерное изменение способов производства, то творческой силой, определяющей это закономерное изменение и прогрессивное развитие всего общества, является народ.
  Понятно, что роль народных масс нельзя рассматривать абстрактно, в оторванности от классов и партий, от вождей, которые их возглавляют. Как свидетельствует история, роль народных масс во многом зависит от того, какое политическое и идейное руководство они имеют в данный исторический момент в данной стране.
  Марксизм, выявивший закономерности исторического развития, в то же время никогда не отрицал большой, а в определенных обстоятельствах-решающей роли личных качеств.
  Но роль личности в истории нельзя понять вне диалектической связи ее с исторической необходимостью, с решающим воздействием ее на общественное развитие народных масс. Только с учетом этих моментов можно научно объяснить причины появления великих исторических деятелей, способствующих общественному прогрессу.
  Понятие социальной структуры общества. Возникновение классов государства, политической системы общества. Решающим условием жизни общества является производство материальных благ. Однако люди производят эти блага не поодиночке, а вместе, создавая определенные устойчивые общности, различные взаимосвязанные группы и коллективы. Истории известны такие общности людей как род, племя, народность, нация, население города, деревни, разные коллективы - производственные, профессиональные, политические и другие, общественные группы, классы, семья и т.д. Все эти общности и коллективы являются составными частями единого целого - общества и в своей совокупности, во взаимодействии и взаимосвязи составляют его социальную структуру.
  Социальная структура общества исторически изменяется, все ее элементы и составные части находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, в развитии и изменении, основой которых являются изменения в системе общественного производства. Каждый способ производства определяет возникновение и существование соответствующих устойчивых общностей и групп людей, коллективов, семьи. "Возьмите, - писал Маркс, - определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество".
  Появление частной собственности и антагонистических классов повлекло за собой большие перемены в социальной действительности. Во-первых, коренным образом преобразуются те сферы общественной жизни, которые уже сложились (изменяются характер производства, общественное устройство, а также структура и содержание общественного сознания). Во-вторых, зарождаются новые сферы и новые явления общественной жизни, среди которых особое значение имеет сфера социально-политических отношений, институтов, учреждений и организаций - политическая система общества, регулирующая всю совокупность социально-политических отношений данного общества. Политическая сфера- это сфера, где непосредственно осуществляется социально-историческая практика общественных субъектов (классов, социальных групп, партий), которые вступают в определенные отношения друг с другом, используя, разные политические и общественные институты.
  Структура политической системы общества включает в себя государство, политические партии, общественные организации, различные союзы и т.п.
  Основная функция политической системы заключается в мобилизации сил и средств общества для достижения целей и интересов господствующего класса.
  При этом необходимо различать понятия "политическая система общества" и "система политической власти". Если политическая система включает в себя все институты, организации и учреждения, существующие в данном обществе, и помогает реализовать классовые интересы, то система политической власти определенного класса включает в себя только те организации и учреждения, через посредничество которых определенная часть общества осуществляет свою политическую власть.
  Можно сделать вывод: под политической системой общества нужно подразумевать всю систему государственно-правовых, политических и общественных институтов, организаций и учреждений, которые регулируют политические взаимоотношения между социальными группами, классами, нациями, государствами, отношения, которые так или иначе проявляются не только в области политической, но и хозяйственной, культурной и во всех других сторонах общественной жизни.
  §9. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
  История человечества - это закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Эта поступательность исторического развития общества отражается в понятии общественного прогресса.
  Понятие "прогресс" возникло давно. Существует ли общественный прогресс? Что такое общество и что такое прогресс вообще? Не идет ли история вспять? Эти и другие вопросы волновали мыслителей многих поколений. Материалисты древности говорили о том, что первые люди вели тяжелую жизнь в непрерывной борьбе со стихией и голодом и постепенно научились, благодаря опыту, получать пользу от общественной жизни. Одним словом, "потребности научили людей всему". По мнению Лукреция, "потребности, время и разум явились источниками и двигателями прогресса".
  Платон и Аристотель, Вико и Руссо, Кондорсе и Гегель стремились понять ход человеческой истории, высказали немало смелых гипотез и гениальных догадок, которые выходят далеко за рамки условий своего времени.
  Общественный прогресс - это направление развития человеческого общения, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.
  Стремление людей к прогрессу обусловлено природой материального производства и определенных им законов общественного развития. Строя свои отношения с природой, люди всегда стремятся укрепить свои позиции в этих отношениях, усовершенствовать орудия труда и производственные умения, приобрести больше знаний и тем самым более полно удовлетворять свои возрастающие потребности.
  Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность научно решать вопрос о критерии общественного прогресса. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все стороны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать, прежде всего, в сфере материального производства. Развитие и изменение способов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматривать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.
  В чем заключается прогресс развития производительных сил? Прежде всего, в непрерывном видоизменении и совершенствовании технологии средств труда, что обеспечивает постоянный и неуклонный рост его производительности.
  Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит развитие науки как духовной потенции производства.
  Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жизни, которая представляет собой отражение реальных общественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заменить другими и оценивать по современным законам.
  Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека, ибо сущность прогресса заключается в том, чтобы "...обеспечить всем членам общества путем общественного производства не только вполне достаточные и с каждым днем улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и духовных способностей...".
  Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Он включает в себя: а) уровень развития производительных сил общества; б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил; в) социальную структуру, определяющую политический строй общества; г) ступень и уровень развития свободы личности.
  Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием.
  Рассматривая прогресс как объективный закон исторического развития, нельзя вместе с тем понимать его узко, как беспрерывное прямолинейное восхождение от низшего к высшему. Могут быть и зигзаги, скачки назад.
  Единой детерминанты разных социальных изменений нет и быть не может, но общее для всех существует. Это разрешение социальных противоречий в их разных видах и формах. Благодаря чему развитие выступает как саморазвитие.
  Человеческое общество есть живой социальный организм, который находится в постоянном развитии. И поэтому сама история человечества - это процесс постоянного изменения, развития формаций, отдельных элементов, сторон. Он закономерен и необратим.
  Необратимость общественного прогресса - закономерность реального исторического процесса.
  Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.
  Социальный прогресс тесно связан с так называемыми глобальными проблемами. Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства, и решение которых зависит от усилий всех или большинства государств нашей планеты. К ним принадлежат: I) предупреждение мировой термоядерной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости - голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы (экологическая проблема).
  Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией производства, всей общественной жизни.
  Главное сегодня - проникнуться чувством ответственности за свою судьбу и судьбу грядущих поколений, трезво оценить эту ситуацию в которой оказалась цивилизация, понять неотложность решения названных проблем. Необходим психологический перелом, новый интеллектуальный прорыв политиков, ученых, конструкторов в деле налаживания международного сотрудничества в решении глобальных проблем.
  Дальнейший всемирный прогресс возможен только через поиск общечеловеческого консенсуса.
  ГЛАВА VIII
  Проблема человека в философии
  §1. Личность и общество
  На протяжении многих столетий духовного развития человечества проблема человека, а вместе с нею проблема человеческой индивидуальности была одной из самых важных. Философия всегда стремилась дать тот или иной ответ на вопросы: что такое человек, что составляет его сущность, в чем его главное отличие от всего живого на Земле?
  Какая бы проблема природного бытия или общественной жизни ни осмысливалась, она так или иначе касается человека, понимания его природы и сущности, смысла его жизни.
  Философских взглядов на сущность человека, предназначение и смысл его бытия существует очень много. Начало им положили концепции древнегреческих философов, которые понимали человека как существо разумное, более причастное, чем другие существа, к объективному бытию, космосу, природе, логосу, вечным идеям и сущностям. Исключительность положения человека в мире особенно подчеркивал Протагор в известном изречении: "Человек есть мера всех вещей". Все, что необходимо человеку, он должен найти в природе, в обществе и в самом себе.
  В античной философии известны и другие учения о человеке. Так, Платон считал, что собственно человеком является только душа, а тело есть низшая и враждебная для души материя.
  В античной философии заложены основы натуралистического антропологизма, а затем и эволюционизма, а также разнообразные концепции человека, основанные на дуалистических и идеалистических принципах.
  В 30-40-е годы XIX в. осуществился поворот философской мысли к конкретному человеку. Этот поиск велся в нескольких направлениях. Одно из них связано с датским философом Кьеркегором, который создал своеобразную религиозно-философскую концепцию человека. Ее существенной чертой является положение о том, что действительное бытие человека есть отношение человека к самому себе.
  Человек, по мнению философа, первоначально греховное и конечное существо, замкнутая духовная монада, и всякие природные формы человеческой общности (род, семья, государство), как и другие люди, находятся с ним только в чисто внешних отношениях. Эти отношения не имеют глубинного, сущностного характера и поэтому не затрагивают личное, субъективное. Благодаря этому человек и способен к неповторимо-индивидуальному постижению "действительного смысла" своего существования, своих страданий, своего отчуждения от общества, реальных жизненных отношений, в которые "замкнут" не по своей воле. Осознание этого и означает действительную свободу человека. Кьеркегор создал своеобразную религиозную антропологию, которая немногим отличается от традиционной теологии. Призыв к безоглядной преданности Богу, утверждение об абсолютной независимости человеческой субъективности от объективного мира не позволяет решить проблему, что такое человек.
  В этот период формировался и иной подход к проблеме человека. Он связан с именем немецкого философа Л. Фейербаха, который утверждал, что человек есть психофизическое существо, в котором душа и тело не могут быть отделены друг от друга.
  Для того, чтобы "получить" целостную концепцию человека, нужно прежде всего обозначить методологические принципы, опираясь на которые только и можно решить вопросы о его природе, сущности и существовании.
  Человек - самое сложное природно-биологическое создание, которое обладает определенными биологическими потребностями, функциями, инстинктами и другими формами психики.
  Но сущность человека не сводится к биологической жизнедеятельности, ибо сама эта жизнедеятельность специфическая и заключается в том, что человек есть существо социальное. Такие человеческие качества, как мудрость, социальность, способность к целенаправленности, продуктивной деятельности, созданию особенного мира культуры и др. есть результат социальной эволюции, конкретно-исторических общественных связей и отношений, исторических эпох и цивилизаций. Поэтому сущность человека не может быть понята вне общества, в котором он живет. Человек - это продукт и субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры. Он есть единство природы и истории, продукт социальной среды, определенной совокупности общественных отношений и одновременно их творец.
  Определение сущности человека дает возможность понять, что является неотъемлемым и определяющим фактором его бытия как человека, что сделало его человеком и что постоянно обновляет все характерные для человеческого рода качества. Таким фактором, таким вечным и естественным условием человеческой жизни является труд, который только и может осуществляться в определенных общественных отношениях. В процессе преобразования природы преобразуются и сами общественные связи и отношения. Тем самым человек неизбежно преобразует и условия своего существования. Благодаря этому содержание человеческой сущности никогда не остается неизменным. В процессе общественно-исторической практики оно наполняется новым конкретно-историческим содержанием, зависит от характера общественных отношений.
  Включенность человека в разнообразные формы социальной деятельности есть всеобщий признак человека, выражение его универсальной родовой сущности.
  Общественная сущность человека выражается в индивидуальной особенности мыслящего и действующего индивида. Определенная совокупность социально значимых качеств и создает неповторимое индивидуальное целое - человеческую личность, которая обладает своим внутренним миром и своими личными интересами.
  Личность-это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему включаться в общественную жизнь.
  Человек как личность выступает одновременно объектом и субъектом общественной жизни. А способом реализации социальных качеств человека является активное участие личности в общественной жизни. Общество не просто окружает индивида, создавая его как личность, но и живет "внутри" его.
  В отношениях к действительности человек всегда ориентируется на свои стремления, потребности, цели.
  Диалектика исторической необходимости и свободы. Среди философских вопросов, которые всегда находятся в центре внимания мыслителей, важное место занимает проблема свободы. В философских концепциях рассматривается свобода воли, свобода совести, свобода действий, свобода определения и т.д. Общий смысл этой проблемы связан с ответами на вопросы: может ли быть свободным человек, можно ли считать действие человека результатом его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, свобода абсолютна или относительна? Существует несколько вариантов решения проблемы свободы.
  Первый из них связан с полным отрицанием свободы человека. Сторонники подобной позиции считают, что любой поступок причинно обусловлен, а если поступок имеет причину, значит, человек не свободно определяет действие, а только подчиняется воздействию внешних обстоятельств. Подобная аргументация ведет к фатализму, признанию религиозного, мистического предопределения (рока) жизненного пути человека, истории народов и государств. Согласно этой позиции, все действия человека жестко предопределены какой-то сверхъестественной силой: Богом, судьбой, всемирной волей, абсолютным духом и т.д.
  Второй вариант связан с противоположным пониманием свободы. Его сторонники считают человека абсолютно свободным существом. Все поступки и действия, начиная с простейшего поведения и элементарной жизненной практики и заканчивая крупнейшими историческими событиями, решающими судьбу целых народов и стран, зависят целиком и полностью от собственной воли людей. Это позиция так называемого волюнтаризма.
  Третий вариант понимания свободы связан со стремлением преодолеть крайности вышеприведенных позиций. Смысл его раскрывается в признании того, что жизнь человека и общества направляется некой не зависящей от них силой, определяется объективными обстоятельствами, но человек в той или иной степени способен познать природу и характер внешних причин и воздействовать на них, изменять действительность в соответствии с личными представлениями и интересами. Тем самым признается относительный характер свободы. Абсолютной свободы нет, но это не значит, что свобода совсем невозможна. Свобода существует, но есть и границы ее существования, т.е. условия и обстоятельства, которые становятся препятствиями на пути реализации свободы.
  Подобную точку зрения на свободу отстаивает философия марксизма. Здесь свобода трактуется как конкретно-историческая категория, а свобода выбора рассматривается как свобода человека ставить цели и строить идеальные модели поступка. И если экзистенциалисты сводят свободу только к свободе выбора, свободе мысленного преобразования действительности, т.е. фактически к идее свободы, то марксизм считает, что сами по себе идеи ничего не могут изменить, а для существования идеи, в том числе и идеи свободы, требуются практические усилия, реальные действия индивидов и групп людей.
  Еще Спиноза писал о том, что свобода есть познанная необходимость. Ф. Энгельс утверждал, что познание внешних причин и обстоятельств не является самой свободой, а представляет собой только необходимые условия для ее реализации. Свобода есть основанная на познании (но не тождественная ему) возможность принимать решения, возможность "заставлять" законы природы действовать с определенной целью, господство над ними и над внешней природой. Чтобы быть свободным, человек должен иметь возможность осуществить ряд взаимосвязанных действий, которые в своей совокупности создают особое "поле" свободы. Для этого человек должен сознательно, а значит, и свободно выбирать цели своих действий, а также средства для их осуществления. Наконец, признаком действительной свободы является ответственная позиция человека, который осуществляет свой выбор на основе научных знаний о действительности.
  §2. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода
  Многогранность общественных отношений обусловливает разнообразие проявлений свободы. Жизнедеятельность человека осуществляется в разных сферах общественного бытия, и в зависимости от этих сфер выделяют экономическую, политическую, духовную, моральную свободу. Выделяют также два диалектически взаимосвязанных аспекта свободы: субъективный и объективный.
  Путь к свободе - это путь всестороннего развития духовных и физических сил личности в условиях гармонии общественных и личных интересов, которые раскрывают творческий потенциал и смысл жизни человека.
  §3. Философский анализ отчуждения:
  сущность, социально-исторические причины и формы
  Термин "отчуждение" имеет множество разных значений. У Аристотеля он расшифровывается как "исключенный из общества" или как "передача собственности другому". В христианской теологии считается, что язычники "отчуждены от жизни Божьей".

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу