<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Истоки идеи отчуждения можно найти в работах теоретиков "общественного договора" Гоббса и Руссо. Для них отчуждение - это акт добровольной передачи человеком своих прав государству, в результате чего государство приобретает самодовлеющее значение, становится как бы над человеком, превращается в источник "добровольного" насилия над ним. В понимании Гегеля эта категория означает акты отчуждения абсолютной идеи в природу, мир объектов, который трактуется как мир "отчужденного духа".
  Фейербах использовал категорию отчуждения для объяснения природы религии и сущности идеалистического мировоззрения. Религию он трактовал как отчуждение человеческой сущности, а идеализм - как отчуждение разума. Процесс преодоления отчуждения Фейербах связывал с переориентацией сознания и утверждением культа Богочеловека.
  Большое внимание анализу отчуждения уделял Маркс. Он связывал отчуждение с определенной ступенью в развитии общества, считал его причиной разделения труда, в результате чего происходит отчуждение родовой сущности человека, "частичным" носителем определенных функций, рабочей силой определенного качества, личностью, которой извне навязана определенная роль. Маркс показал, что сама экономическая природа общества, основанного на господстве принципа частной собственности, эксплуатации наемного труда, порождает отчуждение в экономической сфере, которая и обусловливает все остальные формы отчуждения:
  * отчуждение человека от общества, результатом которого является индивидуализм и эгоизм;
  * отчуждение человека от политики, которое ведет либо к пассивной позиции равнодушного наблюдателя, либо к конформизму, неосмысленному соглашательству;
  * отчуждение от социальных институтов, которые превращаются в сознании индивида в бюрократические организации, стоящие над ним;
  * отчуждение человека от труда, его содержания и результатов, что порождает эксплуатацию труда, товарный фетишизм, безудержное потребление;
  * отчуждение человека от культуры, что выражается в бездуховности, замене действительно культурных ценностей эрзацами "всеобщей культуры", контркультуры и т.д.;
  * отчуждение человека от достижений науки и техники, что порождает сциентистские ориентации, индустриальный фетишизм;
  * отчуждение от морали, что проявляется в аморализме, оправдании зла, насилия, безжалостности и эгоизма;
  * отчуждение человека от человека, которое характеризуется кризисом отношений, нарушением коммуникативных связей, одиночеством;
  * отчуждение человека от самого себя, что ведет к "разделению" человеческого "Я", деперсонализации личности и др.
  В марксистской интерпретации понятие "отчуждение" характеризует процесс и его результат в определенных социально-экономических условиях, превращение результатов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека во что-то независимое, внешнее, чаще враждебное ему. Для того чтобы уничтожить отчуждение, недостаточно только осознать неразумность, недействительность нахождения человека в ситуации отчуждения (как это видим у Гегеля). Маркс связывал этот процесс с уничтожением бесчеловечных структур, институтов и общественных отношений.
  Понятие отчуждения широко используется в современной западной философии. Так, представитель неофрейдизма Фромм считает отчуждение болезнью современного общества, следствием "досконально человеческой ситуации", сущность которой в наличии глубокой бездны между человеком и природой.
  Теоретик постиндустриального общества Белл, полемизируя с Марксом, видит причину отчуждения в социотехнических и технологических факторах труда, а возможности преодоления отчуждения связывает с процессами гуманизации труда, сокращением рабочего дня, привлечением рабочих к управлению и т.п.
  Анализ исторической практики, характерным моментом которой является движение за социальное освобождение, наглядно показывает, что преодоление отчуждения в одной его форме может вести к усилению в другой.
  §4. Проблема смысла жизни и смерти
  в духовном опыте человечества
  Разум и труд резко отличают человека от животного, но не приносят ему полного осознания противоречивости и принципиальной незавершенности бытия. С одной стороны, в процессе деятельности человек удовлетворяет свои потребности, но никогда не останавливается на достигнутом, перед ним возникают новые проблемы, трудности, которые приходится преодолевать. С другой - он хорошо знает, что наступит момент, когда жизнь оборвется, и ничто больше не вернет его к повседневным хлопотам, наполненным поиском благосостояния для себя и общества. В результате внутренняя напряженность, которая толкает человека к решению вопроса: в чем смысл жизни? Философия дает несколько ответов:
  * человечество не имеет никакого значения, оно - ошибка природы, человек всегда остается один на один с нерешенным вопросом о смысле своего бытия (точка зрения экзистенциалистов);
  * определение смысла человека имеет сверхъестественный и внебиологический смысл. Если разгадка проблемы не достигается в мире телесном несмотря на напряженные поиски, следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и отнесенную к бесконечности (теологический ответ на вопрос);
  * стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением человека с обществом: конечность (смертность) отдельного человека входит в вечное существование человечества, и смысл существования индивида заключается в служении обществу. Это, вероятно, наиболее разумное решение вопроса. Однако оно не в полной мере объясняет тот факт, что индивид как существо не только рациональное, но и чувственное, эгоистическое, желает бесконечности для себя, а не для общества. Мало выяснить акценты, перенесенные из индивидуальной сферы в плоскость общественного прогресса, надо, чтобы люди видели и осознавали определенные конечные цели своей жизни.
  Представления о жизни, смерти и бессмертии в ходе истории менялись в зависимости от состояния знаний людей. Они всегда противопоставлялись друг другу, как абсолютно противоположные. Религия, например, всегда считала, что после смерти у человека начинается что-то более ценное, чем при его земной жизни.
  Заметим, что жизнь- это постоянное самообновление, сущность которого заключена в развитии клеток и органов, и этот процесс обновления и есть время жизни человека. Значит, живое есть единство противоположностей - жизни и смерти.
  Смерть - это остановка жизнедеятельности всего организма в Целом, регресс, переход от более высокого уровня движения к более низкому, что носит закономерный характер. И тем не менее человек всегда воспринимает смерть как самое страшное и непонятное ему явление.
  Важной философской проблемой всегда был вопрос, для чего живет человек, в чем смысл его жизни. Этой темой интересуются как материалисты, так и идеалисты, но по-своему ее трактуют. Так или иначе, жизнь и смерть исключают одно другое, но не абсолютно, ибо смерть является необходимым моментом и закономерным итогом жизнедеятельности организма, осознание неизбежности смерти, убеждение в том, что человек живет только один раз, требует активности, побуждает людей создавать материальные и духовные ценности, бороться за осуществление определенных идеалов. Ощущение границы жизни заставляет человека принимать какие-то решения, действовать.
  Если человек осознает необходимость и пользу своего общественного труда, то проблема личной смерти для него не исчерпывается фактом физической смерти. Такие люди составляют часть целого, всего общества, они смотрят в будущее. Из этого вытекает, что смерть индивида как определенного представителя человеческого рода ни в коем случае не перечеркивает творческое наследие личности. Из деятельности талантливых людей в прошлом складываются, например, наши сегодняшние достижения в искусстве и культуре, которые по своей сущности бессмертны, ибо будут служить новым и новым поколениям, обогащая духовное наследие человечества.
  Смысл жизни человека в том, чтобы он осуществил свою свободную деятельно-творческую сущность. По мере развития общества, это понятие всегда означает что-то новое, иное, учитывая опыт прошлого и прогнозы на будущее.
  §5. Ценности, их классификация и роль
  в жизни общества и человека
  В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выражение "социальная ценность", "приоритет", "ценное в человеке", "ценное открытие", "моральные и эстетические ценности", "честь", которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство - быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.
  Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или моральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо определить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. "Приписывание" предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы "человек - окружающий мир", ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие.
  Безусловно, необходимо отметить существование общих ценностей, которые выступают как определенные регулятивные принципы человеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы "вечных ценностей". Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя.
  Действительно, общество есть живой организм, который функционирует и развивается. Каждая система имеет свои законы зарождения, функционирования и перехода, превращения в другой социальный организм со своими социально-культурными ценностями. Но не только они создают основное содержание развития общества. Механизм социализации человека значительно сложнее и противоречивее, чем это кажется на первый взгляд, ибо само функционирование ценностей и ценностно-ориентировочной деятельности человека связано не только и не столько с простым механизмом приспособления взглядов, становлений, мотиваций установок к существующим нормам, стандартам поведения, к выполнению ролевых функций и социальным институтам. Конечно, каждый человек оценивает свое поведение с точки зрения социальных ценностей, которые осознаны им как необходимые, целенаправленные и полезные прежде всего для себя. Это значит, что социальные нормы наиболее действенны и эффективны только тогда, когда они отражают или удовлетворяют интересы и потребности личности, становясь компонентами ее индивидуального сознания. Только в этом случае можно говорить о высших формах социализации - саморегулировании и самоконтроле за своим поведением. Фиксация только идеальных мотивов "выбора" ценностей совсем не отвечает на ряд так называемых "вечных" вопросов, в том числе и на вопрос, что является связующим звеном между культурными ценностями и человеком, личностью в конечном итоге. Однако только ль личный выбор тех или иных ценностей определяет действие личности? Конечно, нет. Сюда можно причислить и отношение человека к природе и самому себе, предметно-вещественному миру, истории и ее смыслу, к существующему обществу, его идеалам, традициям, общепринятым нормам поведения, началом и связующим звеном всех этих отношений является предметно-практическая деятельность людей, которая осуществляется в разнообразных организационно-коммуникативных формах.
  Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено в сферу действенно-практических связей системы "человек - окружающий мир". Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-исторический базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.
  Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в целом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценностей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.
  Ценности можно разделить на предметные (материальные) и идеальные (духовные).
  К материальным ценностям относятся потребительные стоимости, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д.
  Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.
  Политические ценности - это демократия, права человека.
  Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этические- это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические - область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей - предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.
  Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. Например, добро, справедливость как ценности существуют не фактически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития.
  Человечество не только создает ценности в процессе общественно-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оценки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценности. Как один из сложных и специфических моментов познания действительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная. Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта, а также в том, что в ней выявляется объективная истина.
  Научная оценка - оценка достижений и неудач науки, деятельности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.
  Политическая оценка - это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы с позиций которых делается оценка.
  Моральная оценка представляет собой важнейший элемент морали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления - как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д.
  Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые сами в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.
  Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззрения, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества.
  Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей является обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию человека. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, выступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловеческие. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации. Развитие человечества - естественно-исторический процесс. Общечеловеческие ценности - результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализируются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.
  Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем культуры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет человек, формируется как личность. Они - действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопределению, включению в конкретно-исторические условия культурного бытия.
 ГЛАВА IX
 ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
 §1. Понятие духовной жизни общества и общественного сознания. Закономерности развития общественного сознания
  Духовная жизнь общества - это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей. Духовная жизнь отражает природное и социальное бытие и воплощается во всем разнообразии идей, взглядов, понятий, представлений и нравов людей, социальных групп, классов, в развиваемых и создаваемых ими ценностях духовной культуры. Духовная жизнь общества включает в себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.
  Духовное производство составляет деятельность людей по познанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях. Она осуществляется учеными, идеологами, художниками, которые создают духовные ценности - научные теории, произведения искусства и т.д., способные передавать людям (выражать) чувства знания, представления о мире.
  Духовное общение - это деятельность людей по обмену, распространению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание) информация о приобщении к духовным ценностям - их духовном потреблении. Средствами духовного общения являются язык, мимика, письменность, средства массовой информации (печать, радио, кино, телевидение). Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры и других организациях.
  В процессе духовного общения и потребления духовных ценностей формируется индивидуальное сознание людей, развивается сознание общества, в том числе и общественное сознание.
  Общественное сознание - это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего материальных условий жизни людей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей.
  Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой материальной деятельности людей и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, "люди, которые развивают свое материальное производство и свое материальное общение (производственные отношения), изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание"1.
  Отражение общественного бытия - сложный и многократно опосредованный процесс. В нем играют определенную роль разные стороны общественного бытия: экономика, классовые отношения и т.д.
  Общественное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности, которые возникают в процессе жизни, практической деятельности людей. Эти потребности (личные и общественные) проявляются в чувствах людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление, желание удовлетворить потребности. Этими интересами (скрытыми за ними потребностями) люди руководствуются в своей практической деятельности. Социальная практика показывает, что люди привыкли объяснять свое поведение своими мыслями, идеями, но их деятельность определяется их потребностями, которые осмысливаются как личностные или же групповые.
  Общественное сознание по своему содержанию и специфическим формам носит исторический характер. Сознание существует только как сознание определенной исторической эпохи, определенной общественно-экономической формации. Разное общественное бытие в каждой формации порождает разнообразные типы общественного сознания.
  На ранних ступенях развития общественное сознание не делилось на разные формы. Примитивному общественному бытию первобытных людей, низкому уровню материального производства соответствовало примитивное недифференцированное сознание. Умственная работа не отделялась от физической, сознание людей было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальные отношения людей, условия реальной жизни. Но уже в доклассовом обществе на определенных ступенях трудовой деятельности возникли зародыши таких форм общественного сознания, как искусство, мораль, религия.
  С разделением труда, с появлением частной собственности, классов и государств общественная жизнь стала значительно сложнее. Соответственно усложнилось и приобрело иной характер общественное сознание. Разделение труда на физический и умственный, превращение последнего в монополию господствующего класса означало все большее обособление сознания от материальной практики людей. Сознание приобрело относительную независимость от общественного бытия, именно поэтому общественные идеи и теории обладают известной степенью независимости, определенной самостоятельностью по отношению к экономическому строю общества.
  Под относительной самостоятельностью подразумевается способность общественного сознания развиваться по свойственным ему специфическим законам, действующим в рамках общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.
  Чем же обусловливается относительная самостоятельность общественного сознания?
  В гносеологическом плане - природой самого сознания как отражения бытия, его творчески действенной активностью. Сознание не просто копирует действительность, а стремится ее познать, осмыслить, проникнуть в ее сущность и в известном смысле "идеально" преобразовать.
  В социологическом смысле - отделением умственного труда от физического. По этой причине духовное производство в некоторой степени "обособляется" от материального, хотя в конечном итоге они существуют в органическом единстве.
  Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:
  а). в преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе идейного материала предшествующих эпох, под воздействием предыдущих этапов развития. Причем различные общественные группы черпают в мыслительном материале прошлого разное идейное содержание;
  б). в том, что общественные теории, идеи имеют способность опережать ход исторического развития через моделирование будущего;
  в). общественному сознанию в целом свойственна тенденция отставания от общественного бытия. Пережитки прошлого особенно упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки и традиции, укоренившийся строй мыслей, чувств, представлений. Они обладают огромной силой инерции;
  г). в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зависит от степени распространения их в массах, поскольку для осуществления идей требуются люди, которые должны употреблять практическую силу. Чтобы осуществиться в действительности, идеи должны захватывать массы, воодушевлять их, побуждать к действию.
  Опыт истории свидетельствует о том, что активная и преобразующая роль передовых идей с наибольшей силой проявляется в эпоху коренных социальных преобразований, когда в историческую деятельность включаются широкие народные массы.
 §2. Диалектика общественного и индивидуального сознания
  Поскольку общественное сознание является продуктом духовной деятельности людей, оно не существует вне и независимо от индивидуального сознания. Индивидуальное сознание человека - это его духовный мир, который непрерывно развивается, обогащается, изменяется. Оно складывается в процессе усвоения знаний и включает в себя чувства, идеалы, интересы, волевые качества, взгляды.
  Общественное сознание как бы впитывает, поглощает духовные достижения отдельных людей, а индивидуальное - несет в себе черты общественного. Общественное и индивидуальное сознание соотносятся как общее и единичное. Индивидуальное сознание - это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае своеобразно сочетаются черты, общие для сознания данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида.
  Индивидуальное и общественное сознание существуют в диалектическом единстве. Формирование индивидуального сознания происходит под влиянием условий жизни индивида и вследствие его активного взаимодействия с другими людьми, с окружающей социальной средой, куда входит и общественное сознание. Можно выделить два основных момента, которые характеризуют значение общественного сознания для формирования индивидуального.
  Во-первых, именно связь с общественным сознанием позволяет отражать действительность в форме индивидуального (идеального). Как известно, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Чтобы правильно понять это положение, -необходимо учитывать, что "человеческая голова" существует в обществе, что, изолированная от общества, от общественного сознания, она не способна "по-человечески" превращать материальное в идеальное. Идеальное существует только будучи привязанным к трем пунктам: объекту, человеку и общественному сознанию, которое аккумулирует в себе социально выработанные предшествующим развитием человечества формы отражения действительности. Средством связи индивидуального и общественного сознания является язык. Усвоение языка, закрепленных в нем значений и есть линия становления индивидуального сознания с его способностью деятельности в духовном плане.
  Во-вторых, с помощью общественного сознания человек получает необходимые знания, усваивает культуру, идеологию, систему ценностей, норм и т.д. Общественное сознание создает атмосферу, в которой осуществляются практическая деятельность, повседневная жизнь людей, отражаются большие и малые проблемы, которые возникают в жизни отдельных коллективов, наций, всего общества.
  Сознание личности в сущности своей является сознанием общественным, поскольку всякий индивид является продуктом общественных условий своего времени.
  Отношение индивидуального сознания к общественному опосредуется многими обстоятельствами: возрастом, образованием, способом жизни и характером деятельности индивида, его потребностями, интересами, уровнем культуры и т.д. Поэтому усвоение индивидом общественного сознания является избирательным, ив этом отборе также проявляется индивидуальность человека.
  В общественное сознание индивидуальное входит не во всем объеме, а частично, отдельными своими сторонами, моментами. Общественное сознание сохраняет то, что их роднит, то, что для них является общим, повторяющимся, характерным.
  Индивидуальное и общественное сознание исторически возникают одновременно, поскольку человек с самого начала является по своей сути существом общественным. Общественное сознание формируется на протяжении всего периода развития общества.
  Определяющая роль общественного сознания по отношению к индивидуальному является объективной закономерностью, которая проявляется прежде всего в том, что индивидуальное сознание в основном, главном может совпадать или не совпадать с общественным. В свою очередь несовпадение индивидуального сознания с общественным имеет двойственный характер: оно или опережает общественное сознание, или отстает от него. Но во взаимодействии общественного и индивидуального сознания ведущим выступает первое. Оно является предпосылкой возникновения индивидуального сознания, условием формирования духовного мира человека. Своей идеологической стороной общественное сознание определяет социальную направленность духовной жизни человека, его мироощущение и миропонимание.
  Другой важнейшей закономерностью развития духовной жизни общества является противоречивый характер взаимодействия общественного и индивидуального сознания. Противоречивое взаимодействие между общественным и индивидуальным сознанием проявляется в том, что первое представляет собой непрерывный духовный процесс, в время как другое развивается прерывисто.
 §3. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
  Общественное сознание имеет сложную структуру, в нем выделяются разные формы и уровни, которые взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Вместе с тем, сознание целостно, и люди обладают разными его формами и уровнями одновременно.
  К уровням общественного сознания относятся: обыденное (повседневное) сознание, массовое сознание, общественная психология и теоретическое сознание.
  Обыденное сознание - это повседневное, будничное понимание людьми разнообразных общественных явлений, например, собственности, классов, государства, их оценки событий, общественной мысли. На основе обыденных знаний (правильных и неправильных) и интересов у людей возникают разнообразные (политические, моральные, эстетические и т.д.) цели и задачи повседневной деятельности.
  Общественная психология - это совокупность разнообразных чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий и традиций, которые формируются стихийно под влиянием повседневных условий социальной жизни людей на основе их жизненного опыта и личных наблюдений.
  Общественная психология выступает духовным стимулом разнообразной практической деятельности людей. В соответствии с моральной психологией (моралью) складывается мораль общества, нравственные отношения людей- их поведение, которое регулируется моралью, на основе эстетических понятий, вкусов, идеалов и интересов возникает художественная деятельность людей по созданию произведений искусства, а также эстетические отношения в обществе; в соответствии с религиозной психологией складываются религиозные отношения, религиозные обряды и т.д.
  Конкретные исторические условия порождают определенный тип общественной психологии, который складывается на основе данных экономических отношений.
  К теоретическому сознанию следует отнести идеологию и научные знания, теории. В соответствии со своими коренными интересами и ДЛЯ их осуществления социальные группы создают разные теории, определяют цели и задачи, совокупность которых составляет идеологию.
  Идеология - это система идей, взглядов и теоретических принципов, которые отражают (правильно или иллюзорно) экономические отношения в обществе с позиций определенных социальных групп, классов и определяют перспективы развития. Идеология и общественная психология имеют одну общую основу, общественное бытие, положение разных социальных групп в системе общественных отношений. Но между ними существуют глубокие различия.
  Идеология - это систематизированное и теоретически осмысленное отражение общественного бытия с позиций определенных классов Она не возникает стихийно (как общественная психология) и не разрабатывается всем классом, а создается идеологами того или иного класса.
  Сущность идеологии заключается в отражении общественного бытия с точки зрения интересов определенных социальных групп классов.
  В сфере общественного сознания идеологии принадлежит ведущая роль. Она оказывает глубокое влияние на всю жизнь общества: направляет деятельность людей, объединяет класс, приводит к образованию разных организаций, политических партий и учреждений, возникновению идеологических отношений, например политики.
  Идеология не может обойтись без науки, вынуждена использовать ее достижения. И только на основе научных разработок она в состоянии эффективно регулировать социальные действия людей.
  Общественное сознание существует и проявляется в разных формах, основными из которых являются политическое сознание, правосознание, эстетическое сознание, религиозное и моральное сознание, философия, наука. Но в реальном общественном сознании эти формы сливаются - социальные группы людей отражают общественные явления целостно, одновременно с моральной, эстетической и иных точек зрения.
  В материальной жизни общества, в единстве разнообразных общественных отношений и в единой и неделимой исторической деятельности людей заключается объективная основа единства разнообразных форм общественного сознания.
  Богатство и разнообразие объекта создают лишь возможность появления разных форм общественного сознания. Однако реальной основой рождения тех или иных форм общественного сознания является общественная потребность, уровень развития общества.
  Формы общественного сознания отличаются:
  1) по предмету отражения общественного бытия. Каждая форма отражает определенную сторону общественного бытия. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, моральное сознание - отношения индивида к коллективу, обществу;
  2) по способу отражения. Если, например, философии свойственна логическая форма отражения, то искусство отражает общественную жизнь в чувственном восприятии художественных образов, мораль - форме определенных принципов и правил поведения людей;
  3) по отношению уровней отражения - теоретико-идеологического, обыденного и социально-психологического, которое характернее для всех форм, за исключением науки;
  4) по их происхождению и сущности, а также классовой природе, свойственной в классовом обществе всем формам, кроме естествознания;
  5) по своей социальной функции в жизни и развитии общества;
  6) по их месту среди других форм;
  7) по характеру их связи с экономическим базисом общества.
 
  ГЛАВА XХ
  КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  §1. Философское понятие культуры.
  Ее структура и социальные функции
  Понятие "культура" многозначно. Это объясняется тем, что разнообразные виды культуры рассматриваются многими науками - археологией, этнографией, историей и др. Существует около 250 определений культуры. Это слово латинского происхождения и точный его перевод обозначает способ обработки земли, ее культивирование. Начиная с XVII-XVMI вв. о культуре стали говорить как о процессе и результате превращения "первой природы" во "вторую", искусственную, которую создает человек.
  Культура определяет меру власти человека над личной, внутренней природой, а также общества - над внешней природой. Она есть показатель уровня каждого отдельного человека и определяется богатством социально-человеческих качеств, уровнем развития природные данных. Вне человеческой деятельности культура не существует и существовать не может. Но при этом сама деятельность становится источником культуры только тогда, когда продукт этой деятельности приобретает значение не только для того, кто его создает, но и для другого, для всех.
  В культуре человеческая деятельность представлена со стороны своего всеобщего (классового, национального, общечеловеческого) содержания. Возможность закрепления в культуре всеобщего результата человеческой деятельности объясняется тем, что субъектом культурного творчества является не изолированный индивид, а индивиды, объединенные в определенную социальную и историческую общность. Культура всегда предстает как продукт общественной деятельности, в какой бы форме - индивидуальной или непосредственно коллективной - она ни осуществлялась. Она обусловлена потребностью общества в закреплен и передаче совокупного опыта овладения природой (знаний, умение идеалов и т.д.).
  С одной стороны, в понятии "культура" фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. И в этом смысле культура есть специфически человеческий способ жизнедеятельности, который осуществляется в разных сферах социальной активности человека, в его творчески интеллектуальном при образовании природы, общества, самого себя. Именно поэтому мы говорим о культуре труда, производства, общества, человека, быта, средств общения, мышления, языка, поведения и чувств; о культуре моральной, политической, эстетической, физической, духовной, внутренней, внешней, технологической, организационной, общечеловеческой, национальной, классово-сословной, художественной и т.д.
  С другой стороны - чтобы выявить творческое (культурное) начало в разных ипостасях (формах, способах) деятельности, культура как своеобразный ее продукт должна быть закреплена, зафиксирована в соответствующих культурных ценностях, социальных правилах, требованиях, нормах, традициях, знаниях, идеалах, законах и т.д. Иначе говоря, результаты культурной деятельности человека (общества, класса, группы, общественных слоев и сословий, эпох и народов, цивилизаций) должны быть объективированы в форме соответствующих знаний, умений, навыков в разных знаково-символических системах естественных и искусственных языков; в разнообразных формах общественного сознания (мифологии, религии, философии, морали, искусстве, политическом и правовом сознании). Благодаря этой особенности культуры возможна социализация человека, включенность каждого в культурное творчество общества. Становятся более понятными и близкими положения о том, что историю творят реальные, конкретные "живые человеческие индивиды",- "действительно деятельные люди"', которые ставят перед собой определенные цели, добиваются их реализации, удовлетворяют свои потребности и интересы. Изменение целей, усложнение человеческой деятельности обязательно вызывают изменение культур. В свою очередь культура оказывает существенное влияние на характер и содержание всех форм человеческой деятельности, ибо культура, как и всякое общественное явление, приобретает относительную самостоятельность и, значит, специфические законы функционирования и развития.
  Главное, что необходимо для выяснения сущности культуры, заключается в понимании ее глубокой укорененности в основных, определяющих социальных видах деятельности, факторах, процессах, благодаря которым только и возможно существование, обновление, развитие человека, общества. Поэтому можно дать такое ее определение. Культура - это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение.
  Культура обеспечивает общество всем необходимым для его успешного взаимодействия с природой, т.е. культура содействует установлению целесообразных отношений "общество- природа". Ибо общим Фундаментом культуры является предметно-вещественная (продуктивная) и технико-технологическая культура, которая помогает обществу осваивать природу в соответствии со своими потребностями, что содействует прогрессивному развитию общества, постоянному повышению уровня организации практической деятельности людей, усовершенствованию материального производства, всех форм материально-производственной практики. Существенной функцией культуры является обеспечение не только материальных условий, но и духовных (имеются в виду все достижения интеллектуально-познавательной деятельности) для непрерывного самоусовершенствования общества, его мобильности, динамичности. Такое обеспечение должна осуществлять духовная культура. К ней относятся все знания, зафиксированные в разных формах (народные приметы, каждодневный жизненный опыт, здравый смысл, научные знания), нормы, традиции и обычаи, материальные и художественные достижения. Кроме того, она включает также все разнообразные средства и способы освоения и использования духовных ценностей и приобщение человека к соответствующему социуму - это система обучения образования и воспитания, языка и мышления.
  Духовная культура, выполняя функцию социализации индивида, формирует мировоззренческие представления, состав мыслей и действий (поведения), выполняет задачу связи между представителями одно; поколения и разных поколений. Общечеловеческие ценности (идеи г; манизма и духовности, равноценности каждого индивида и каждого народа, нации) выступают необходимым средством развития и укрепления сотрудничества между народами, совместного разрешения глобальны: проблем современности.
  Бесспорно, разделение культуры на материальную и духовную довольно условно. Оно соответствует двум основным формам творчески преобразующей деятельности человека: материально-производственной и духовно-художественной, которые диалектически связаны друг с другом, взаимодействуют, взаимовлияние, ибо человеческая деятельность есть всегда единство, диалектически противоречивая связь и различие материального и духовного. Так и культура есть единый, диалектический, противоречивый процесс предметно-вещественного производства и духовной жизни, использования и освоения накопленного опыта и знаний, условие и стимул, способ и средство дальнейшего прогрессивного развития общества и человека.
  Однако сам этот процесс носит всегда конкретно-исторический характер. Об этом свидетельствуют техника и технология, архитектура скульптура, литература и искусство, морально-правовые и религиозно-философские представления о мире и человеке, добре и зле, справедливости и несправедливости, свободе. Поэтому так важно при характеристике общественно-политического строя учитывать уровень распределения и использования культурных ценностей между отдельными классам группами и слоями, степень их интегрированности в процессе культурного творчества, ибо культура - активное средство освоения действительности, ее преобразования.
  Выражая интересы, стремления, симпатии и антипатии разных социальных групп, наций, культура выступает важнейшим социально-организующим фактором всей их жизнедеятельности, средством ценностной ориентации личности, общества в целом.
  Особенно огромна роль культуры в интеллектуальном, моральном, эстетическом и физическом совершенствовании людей, формировании их мировоззрения, творческого начала. Иначе говоря, культура полифункциональна. Она выполняет весьма разнообразные функции. Наиболее важные среди них - познавательная, информационная, воспитательная, ценностная, социально-организующая, коммуникативная. В единстве всех функций культура выступает как условие, стимул, средство, ориентир познавательной и практически преобразующей деятельности людей, их собственного развития как личностей.
  Развитие культуры имеет поступательный характер, и ей свойственны определенные объективные закономерности. Основной закономерностью развития духовной культуры является ее зависимость от развития материального производства. Определенной формации соответствует свой, присущий ей тип духовной культуры, характер духовной жизни. Тип культуры формируется на основе социально-экономических отношений данной формации. Так, капиталистическому способу производства соответствует иной вид духовного производства, чем средневековому. Если само материальное производство не рассматривать в его специфической форме, то невозможно понять характерные особенности соответственного ему духовного производства и взаимодействия обоих. Типы культур отличаются, исходя из особенностей характеристик производства: культура первобытнообщинного строя, рабовладельческого, феодального, буржуазного общества. Вместе с тем необходимо учитывать, что на развитие духовной культуры накладывают отпечаток политическая система общества, интересы его социальных сил, господствующая идеология, национальные отношения и другие социально-политические факторы; особенности географического положения народа. Духовная культура - активное средство освоения действительности, ее относительная самостоятельность выявляется во взаимодействии материального производства и общественной жизни людей.
  Развитие культуры - восходящий, поступательный процесс, связанный с дальнейшим познанием человеком сил природы, своей собственной сущности. В этом выявляется еще одна важнейшая объективная закономерность развития культуры, обусловленная историческойсменой способов производства, общественно-экономических формаций. Именно переход к более высокой ступени в развитии производительных сил и производственных отношений характеризует поступательное, прогрессивное развитие культуры общества. Однако культурный прогресс не сводится только к накоплению материальных и духовных ценностей, а связан также и с развитием личности, с духовным раскрепощением её с активным участием личности в историческом творчестве. В этом заключается наиболее общий и главный критерий оценки поступательного развития культуры. Безусловно, процесс развития культуры не происходит по прямой восходящей линии. В обществе иногда те или иные достижения культуры служат силам, которые препятствуют социальному прогрессу.
  Духовная культура обладает относительной самостоятельностью и может опережать социально-экономический прогресс, не переставая быть зависимой от условий материального производства.
  Одной из важнейших закономерностей, которые действуют на протяжении всей истории всемирной культуры, является преемственность. Поступательное развитие культуры обусловлено возможностью связи времен, диалектической преемственностью идей и способом деятельности поколений, с одной стороны, и внесением в жизнь людей инноваций, с другой. Каждый новый этап в процессе исторического развития культуры, отрицая предшествующий, включает в себя все прогрессивное его содержание, все то, что было приобретено человечеством на предшествующих ступенях. Связывая настоящее с прошлым и будущим преемственность тем самым обусловливает устойчивость целого. Преемственность выступает как одна из наиболее существенных сторон закона отрицания, который проявляется в природе, обществе и мышлении как объективная связь между новым и старым в процесса развития. Сущность преемственности всемирной культуры - в неразрывном единстве наследования и использования, накопленных поколениями культурных ценностей, творческой переработке этих ценностей на основе качественно нового опыта.
  Духовная культура представляет собой единство национального и общечеловеческого. Именно благодаря этому культура как сложное полифоническое явление не может быть, например, только буржуазной или пролетарской. Можно иметь классовое влияние на искусство, но нет классового искусства как такового: есть хорошее искусство или подделки под него. Культура выявляет и характеризует то универсальна ценное, что становится общим приобретением человечества.
  Если интересы класса совпадают с прогрессивным направлением человеческой истории, в его духовной культуре выявляется поступательное развитие общества. Именно поэтому Шекспир и Сервантес, Руссо и Бальзак, Пушкин и Л. Толстой, М. Богданович, Я. Купала и Я. Колас теперь представляют для нас большую ценность.
  Культура может определяться не только классовыми, но и национальными отличиями, особенностями исторического развития того или иного народа. Эти отличия находят свое отражение в национальной форме культуры. Культура каждого народа хотя и уникальна, но всего только одна из ветвей огромного дерева всемирной культуры.
  Один из показателей жизнедеятельности национальной культуры - это ее способность усваивать достижения культуры других народов.
  Для более глубокого понимания соотношений развития общества вместе с понятием культуры социальная философия вводит понятие "цивилизация".
  Французские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на началах разума и справедливости. 8 ХХ в. это понятие означало высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и было частью концепции евроцентризма. Одновременно понятие "цивилизация" употреблялось как характеристика капитализма в целом.
  Согласно концепции О. Шпенглера (начало XX в), цивилизация- это определенная стадия развития любой культуры. Ее характерные приметы: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, большое скопление людей в городах, превращение народов в "безличные массы". История складывается как бы из ряда независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, особенных сверхорганизмов, которые имеют индивидуальную судьбу и переживают периоды рождения, становления и конца. Множественность культур выводится из факта своеобразной прерывистости исторического процесса. Отсюда доказательство отсутствия связи между историко-культурными звеньями: античность - средние века (Возрождение) - Новое время, среди которых античность и Возрождение Шпенглер считал обособленными, внешними по отношению к европейскому духу культурными феноменами. Поэтому цивилизация - это этап упадка культуры, ее старение.
  Концепция Тойнби отличается тем, что понятие "цивилизация" используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технического развития. Всемирная история рассматривалась им как "сумма цивилизаций", которые проходят одинаковые фазы: рождение, рост, разложение, крушение, гибель. Но в отличие от Шпенглера Тойнби доказывал возможность спасения "западной цивилизации" путем укоренения клерикализма (главенствующей роли церкви).
  Диалектико-материалистическая концепция цивилизации сформулирована Ф. Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Энгельс считал, что культура возникает вместе с общественным человеком. Пройдя стадии дикости и варварства (доисторические ступени), культура в своем историческом развитии поднимается до уровня цивилизации. Основные признаки цивилизации: разделение труда (на высшей стадии варварства) между земледелием и ремеслом, зарождение частной собственности, возникновение противоположностей между городом и деревней, появление классов, металлических денег. Причем высшая ступень варварства, которая непосредственно предшествовала цивилизации, "начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для записывания словесного творчества".
  И культура, и цивилизация в своем развитии подчиняются действию общих законов, что и является одним из основных показателей единства человеческой истории. Разные культуры и цивилизации развиваются не как отдельные, самостоятельные и внутренне замкнутые образования, а взаимодополняют друг друга.
  Культура и цивилизация - два близких понятия. Их близость становится особенно видимой при сопоставлении понятий "культурность" и "цивилизованность". Цивилизованность есть показатель, признак, мера овладения богатствами культуры, ее актуализации в наличном опыте общества; культурность - свидетельство гуманистического содержания и направленности цивилизации. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком общественную историю, являясь соцнокультурным феноменом.
  Культура характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, а цивилизация характеризует уровень овладения самой культурой. Поэтому эти понятия выполняют важную методологическую функцию в научном познании общества, содействуют более глубокому осмыслению богатства форм развития человека и общества. Разделение этих понятий ведет не только к раздвоению единой целостности производства, но и целостности самого человека.
  Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу и средства этого преобразования человека, который освоил культуру и способен жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форму организации культуры, которые обеспечивают ее существование и продолжение. Формационное разделение общества придает цивилизации социально-историческую определенность, историческую конкретность.
  Цивилизация - понятие более глобальное, чем формация. Формационные отличия в обществе, которые вышли из первобытного состояния, - это отличия внутри цивилизации. Реальное общество не укладывается в рамки таких понятий, как способ производства или общественная
  формация. Это только один из аналитических подходов. Не менее важен теоретически и практически иной подход - цивилизационный.
  В настоящее время вряд ли можно оспаривать, что человеческая цивилизация представляет собой динамическую, нелинейную суперсистему, которая самоорганизуется и саморазвивается.
  §2. Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
  Понятия "гражданское общество" и "правовое государство" - концептуальные категории философии, политологии, социологии.
  Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.
  Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII - началу XIX вв. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу материально-экономической жизни, в основе развития которой он видел "мировой дух", "абсолютную идею". К гражданскому обществу он относился как к инобытию духа, идеи; во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).
  Маркс и Энгельс развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Концептуальное значение имеет выдвинутый ими тезис о диалектике государства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. В общество как важнейший элемент политической надстройки входит государство.
  Если государство знает различные формы правления господствующих классов - демократические, монархические, диктаторские, то для гражданского общества характерна демократическая форма существования. Поэтому, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.
  В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения. В рабовладельческом обществе раб был совершенно бесправен, его можно было продать, купить, убить. Несколько иное положение было у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он обрел уже право на жизнь. С возникновением буржуазного государства пролетариат, постепенно включаясь в структуры гражданского общества, стал гражданином государства с определенным объемом прав и обязанностей. Буржуазное государство было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений со всем населением, существенно перестроить свои собственные властные структуры.
  Передовые мыслители XVII XVIII вв. - Локк, Монтескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной; во-вторых, уравновешивать другие. Принцип разделения властей послужил основой (фундаментом) для теории правового государства.
  Признаки правового государства отрабатывались и совершенствовались человечеством веками. К ним относятся:
  1) господство права, его приоритет над государством. Это означает, что правовой закон, принятый парламентом, не может быть изменен отменен, приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями. Государственный орган, издавший закон, также не вправе его нарушать;
  2) четкое разграничение компетенции властей на законодательную, исполнительную и судебную при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках правового закона, на основе конституционно-правовой регламентации разделения властей;
  3) незыблемость свободы личности, ее прав, чести, достоинства их охрана и гарантии. Это важнейший вопрос для любого демократического правового государства;
  4) взаимная правовая ответственность личности и государства Это означает, что человек становится центром, вокруг которого функционирует весь общественный механизм. Но и личность ответствен перед государством;
  5) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией правовых .законов, других нормативных актов.
  Из этого следует, что первооснова правового государства заключается в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в неукоснительном осуществлении прав граждан, в их уважении и соблюдении со стороны государства. Итак, правовое государство - это правовая форма организации деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
  Гражданское общество - сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. Разнообразие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения в гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы. Лишь полное и разумное самовыражение каждого человека рождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамичное развитие. В таком обществе призваны действовать многообразные политические силы, которые, прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д., должны достигать своих целей.
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу