<< Пред. стр. 1 (из 53) След. >>
Начало формыАбрахам Гарольд Маслоу. Мотивация и личность
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ И ВТОРОМУ ИЗДАНИЯМ
БЛАГОДАРНОСТИ
Глава 1
Психологический подход к науке
Психология ученых
Сферы приложения психологического подхода к науке
Глава 2
Проблемный и технократический подход в науке
Приоритет средства над целью
Приоритет средств и догматизм в науке
Глава 3
Предисловие к теории мотивации
Индивидуум как интегрированное целое
Голод как парадигма
Цель и средство
Желания и культура
Множественные мотивации
Мотивационные состояния
Взаимосвязь мотиваций
К вопросу о перечнях потребностей
Классификация мотивов
Мотивация и эксперименты на животных.
Окружающая среда
Интеграция
Немотивированное поведение
Возможность осуществления
Влияние реальности
К вопросу о необходимости исследования здоровой мотивации
Глава 4
Теория человеческой мотивации
Введение
Базовые потребности
Другие характеристики базовых потребностей,
Глава 5
Значение концепции удовлетворения для психологической теории
Общие последствия удовлетворения
Научение и удовлетворение базовой потребности
Удовлетворение потребности и формирование характера
Концепция здорового удовлетворения
Феномены, частично детерминированныебазовым удовлетворением
Патология, вызванная удовлетворением
Функциональная автономия высших потребностей
Некоторые феномены, связанные с базовым удовлетворением
Глава 6
Инстинктоподобная природа базовых потребностей
Теория инстинктов
Концепция инстинктоидности базовых потребностей
Глава 7
Потребности высшие и низшие
Различия между высшими и низшими потребностями
Некоторые последствия различения высших и низших потребностей
Глава 8
Психопатогенез и теория угрозы
Депривация, фрустрация и угроза
Конфликт и угроза
Глава 9
Инстинктоподобна или нет деструктивность?
Этологические данные
Данные детской психологии
Антропологические данные
Некоторые теоретические соображения об источниках деструктивного
поведения
Клинический опыт
Данные эндокринологии, генетики и других наук
Глава 10
Экспрессивный компонент поведения
Преодоление и экспрессия
Самоосвобождение и катарсис. Незавершенные акты. Синдром разведчика
Репетиционный синдром; настойчивое и безуспешное преодоление;
обезвреживание проблемы
Определение невроза
Катастрофическое поведение; безнадежность
Психосоматические симптомы
Свободные ассоциации как самовыражение
Глава 11
Самоактуализированные люди: исследование сихологического здоровья
От автора
Метод отбора испытуемых
Как были получены данные и как они будут представлены
Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с
реальностью
Приятие (себя, других, природы)
Спонтанность, простота, естественность
Служение
Отстраненность; потребность в уединении
Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность
Свежий взгляд на вещи
Мистические переживания и высшие переживания
Ge meinschaftsgefbhl
Межличностные отношения
Демократичность
Умение отличать средство от цели, добро от зла
Философское чувство юмора
Креативность
Сопротивление культуральным влияниям; трансценденция культуры
Несовершенство самоактуализированного человека
Ценности и самоактуализация
Самоактуализация и преодоление дихотомий
Глава 12
Любовь и самоактуализация
Предварительное описание некоторых характеристик любви
Самоактуализация и беззащитность в любви
Способность любить и быть любимым
Самоактуализация, любовь и секс
Забота, ответственность и общность потребностей
Любовь как радость и игра
Приятие индивидуальности партнера и уважение к нему
Любовь как высшее переживание. Восхищение, удивление, трепет
Отчужденность и индивидуализм
Эффективность восприятия, хороший вкус и здоровая любовь
Глава 13
Познание индивидуального и общего
Вступление
Рубрификация в процессах внимания
Рубрификация и восприятие
Рубрификация в обучении
Рубрификация в мышлении
Стереотипизация и нехолистичное теоретизирование
Язык и названия
Глава 14
Немотивированные и нецеленаправленные реакции
Примеры относительно немотивированных реакций
Искусство
Созерцание, наслаждение, удивление, вкус к жизни, высшие переживания
Стиль и вкусы
Игра
Идеология, философия, теология, познание
Глава 15
Психотерапия, здоровье и мотивация
Психотерапия и хорошие отношения между людьми
Хорошие человеческие отношения как психотерапевтическое воздействие
Психотерапия и хорошее общество
Роль знания и навыка в современной психотерапии
Аутотерапия и когнитивная терапия
Групповая психотерапия и группы личностного роста
Глава 16
Понятие нормы. Здоровье и ценности
Определения нормы
Новая концепция нормы
Старые и новые представления о человеческой природе
Внутренняя природа человека
Что такое хорошие условия ?
Психологическая утопия
Среда и личность
Природа нормы
КОММЕНТАРИИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А.
Проблемы, связанные с позитивным подходом к психологии
Приложение В.
Холистическо-динамическая, организменная теория. Динамика синдрома
КОММЕНТАРИИ
БИБЛИОГРАФИЯ
----------------------------------------------
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга представляет собой переработанное и исправленное издание моей
работы "Мотивация и личность". Я постарался воплотить в ней итог своих
размышлений за последние шестнадцать лет, а размышлений было очень и очень
много. Я не переписывал все заново, и все-таки полагаю, что это издание
существенным образом отлично от предыдущего, поскольку даже сама главная
идея книги подверглась ревизии, о чем я подробно расскажу ниже.
Впервые вышедшая в свет в 1954 году, эта работа, в сущности,
представляла собой попытку построения такой теории, которая базировалась бы
на классической психологии того времени и в то же самое время никак не
отвергала бы ее и не противостояла бы ей. Я пытался расширить наши
представления о личности, выходя на "высшие" уровни человеческой природы. (Я
даже подумывал назвать ее "Дальние пределы человеческой природы".) Если бы
вы попросили меня кратко изложить основной тезис той книги, то я бы сказал
так: психология много толковала о человеческой природе, но кроме этой
природы человек имеет еще и высшую природу, и эта его природа
инстинктоподобна, то есть является частью его сущности. Если бы вы позволили
мне слегка пояснить этот тезис, я бы добавил, что, в отличие от
бихевиористов и психоаналитиков фрейдистского толка, исповедующих
аналитический, диссекционистский, атомистический, ньютоновский подход к
человеку и к его природе, я убежден в холистичности человеческой натуры.
Иначе говоря, я ценю эмпирический багаж, накопленный экспериментальной
психологией и психоанализом, но мне претят проповедуемые этими науками идеи.
Мне близок экспериментаторский задор бихевиоризма и всеобнажающий,
всепроникающий дух психоанализа, но я не могу согласиться с тем видением
человека, которое они предлагают. Иначе говоря, своей книгой я представляю
иную философию человеческой природы, предпринимаю попытку иначе очертить
образ человека.
Однако, если раньше я воспринимал свои разногласия с бихевиоризмом и
психоанализом как спор, не выходящий за рамки психологии, то теперь я вижу в
них локальное проявление нового Zeitgeist, своего рода знамения времени, я
воспринимаю их как признак зарождения новой генерализованной и
всеохватывающей философии жизни. Это новое гуманистическое мировоззрение
внушает мне радость и оптимизм; оно. как мне кажется, может оказаться
плодотворным в любой области человеческого знания, будь то экономика,
социология или биология, в любой сфере профессионального знания ѕ в
юриспруденции, политике, медицине; оно поможет нам понять истинное значение
таких социальных институтов как семья, религия, образование. Именно это
убеждение побудило меня переработать свою книгу, посвятив ее изложению новой
психологии. Эта психология ѕ лишь часть общего мировоззрения, один из
аспектов всеобъемлющей философии жизни, философии, пока не приобретшей
завершенной формы, но которая видится нам все более и более возможной, а
значит, требует к себе серьезного отношения.
Не могу не упомянуть здесь крайне огорчительный для меня факт,
заключающийся в том, что это поистине революционное знание (новое
представление о человеке, обществе, природе, ценностях, новое понимание
науки, философии и т.п.) до сих пор не попало в поле зрения наших
интеллектуалов, а порой сознательно не замечается ими, особенно теми, в чьем
ведении находятся средства связи с образованной частью общества и молодежью.
(Отчасти поэтому я говорю о "тайной революции".)
Мировоззрение очень многих представителей интеллектуальной элиты
отмечено печатью глубокой безысходности и цинизма, цинизма, доходящего порой
до разъедающей душу злобы, даже жестокости. Эти интеллектуалы отрицают
возможность совершенствования человека и общества, отказываются видеть
внутренние, сущностные ценности, заложенные в каждом человеке, не признают
за ним жизнелюбия и любви.
Ставя под сомнение такие исконно человеческие качества как честность,
доброта, великодушие, любовь, они выходят за рамки умеренного, здравого
скептицизма и проявляют откровенную враждебность по отношению к тем
представителям рода человеческого, которые демонстрируют им эти качества.
Они потешаются над хорошим человеком, считая его глупым и наивным, они
придумывают ему прозвища, называя его то "бойскаутом", то "пай-мальчиком".
Столь агрессивное развенчивание, эту ненависть и уничижение уже нельзя
назвать презрением ѕ порой ато напоминает отчаянную попытку защититься,
оградить себя от людей, которые стараются одурачить их, провести, заморочить
им голову. Я полагаю, психоаналитик увидел бы в этом динамику злобы и мщения
за пережитые в прошлом разочарования и крах иллюзий.
Этой субкультуре безнадежности, этой установке "ты ничем не лучше",
этой антиморали, в основе которой лежат агрессия, безнадежность, где нет
места для доброй воли, прямо противостоит гуманистическая психология,
вооруженная данными предварительных исследований, которые представлены в
этой книге, и трудами, указанными в библиографии. Несмотря на то, что нам
все еще приходится соблюдать известную осторожность, рассуждая о
предпосылках "хорошего" в человеческой природе (см. главы 7, 9, 11 и 16), мы
уже вправе со всей убежденностью отвергнуть лишающее нас надежды суждение об
изначальной порочности и злобности человеческой природы- Нам предстоит
доказать, что убежденность в порочности человеческой натуры не может и
дальше быть делом вкуса. Данные наших исследований позволяют говорить, что в
настоящее время ее могут питать только сознательная слепота и невежество,
только нежелание считаться с объективными фактами. И потому такого рода
предвзятое отношение к человеку следует считать скорее личностной проекцией,
нежели обоснованной философской или научной позицией.
Гуманистическая, холистичная концепция науки, представленная в первых
двух главах этой книги и в Приложении В, получила мощное подтверждение в
виде многочисленных работ, увидевших свет за последние десять лет. Особенно
хочется отметить замечательную книгу М. Полани Personal Knowledge (376).
Мысли, изложенные в этой работе, во многом перекликаются с идеями моей
"Психологии науки" (292). Обе работы очевидно копфронтируют с классическим,
конвенциональным видением науки, обе предлагают отличную от общепринятой
<< Пред. стр. 1 (из 53) След. >>