<< Пред.           стр. 15 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 внутреннего покоя, умиротворенности; более насыщенная и более позитивная
 эмоциональная жизнь;
  16. Способность к экстазу, предельным переживаниям, организмичес-ким
 эмоциям, экзальтации, мистическим переживаниям;
  17. Переход на новый уровень желаний;
  18. Более высокий уровень фрустрации;
  19. Движение в сторону метамотивации (314) и высших ценностей,
 ценностей Бытия (293).
 
  В. Когнитивные
  1. Более острое, глубокое, реалистичное восприятие и познание мира;
  2. Развитие интуиции; '
  3. Мистические переживания, переживания откровения, прозрения;
  4. Все большая центрированность на предметной реальности и реальных
 проблемах; все меньшая проекция и центрированность на Я; постижение
 трансперсональной, трансчеловеческой реальности (295, 317);
  5. Хорошее мировоззрение (более правдивое, реалистичное и одновременно
 более целостное, всеобъемлющее; конструктивное восприятие себя и других
 людей);
  6. Рост креативности; развитие художественных, поэтических,
 музыкальных, научных интересов; мудрость;
  7. Снижение уровня конвенциональности, роботизированности,
 запрограммированности в поведении; отказ от стереотипов, от стремления к
 рубрификации (см. главу 13); умение увидеть за ролью, которую исполняет
 человек, за его внешними характеристиками неповторимую индивидуальность,
 уникальность конкретного человека; преодоление склонности к дихотомии;
  8. Изменение базового отношения к миру, базовых установок
 (демократичность, уважение и любовь к людям, уважение к детям, отказ от
 чувства мужского превосходства и т.п.);
  9. Меньшая привязанность к привычным, знакомым вещам; отсутствие страха
 перед незнакомым, новым, неожиданным;
  10. Способность к непреднамеренному или латентному обучению;
  11. Меньшая потребность в простоте; умение получать удовольствие от
 сложных вещей.
 
  С. Характерологические
  1. Спокойствие, уравновешенность, умиротворенность, мир в душе (в
 противоположность напряженности, нервозности, хандре, недовольству);
  2. Доброта, доброжелательность, симпатия к людям, альтруизм (в
 противоположность жестокости);
  3. Великодушие, щедрость;
  4. Широта и величие (в противоположность ограниченности и мелочности);
  5. Самоуважение, высокая самооценка, уверенность в себе, в своих
 |силах, независимость;
  6. Чувство безопасности, защищенности, отсутствия угрозы;
  7. Дружелюбие (в противоположность враждебности);
  8. Все большая фрустрационная толерантность;
  9. Терпимость к индивидуальным различиям, интерес к ним, их поощрение
 и, как следствие, отсутствие предубеждений, вызываемых нетерпимостью (это ни
 в коем случае не означает отказа от собственной точки зрения); чувство
 братства, товарищества, братская любовь и уважение к людям;
  10. Смелость; бесстрашие;
  11. Психологическое здоровье и все связанные с ним феномены; снижение
 вероятности развития невроза, психопатии и, возможно даже, психоза;
  12. Искренняя демократичность (безбоязненное и уважительное отношение
 ко всем, кто заслуживает уважения);
  13. Расслабленность; отсутствие напряженности;
  14. Воля; радостное принятие ответственности.
 
  D. Межличностные
  1. Хороший гражданин, сосед, родитель, друг, любовник;
  2. Политическая, экономическая, религиозная открытость; готовность к
 обучению;
  3. Уважение к женщинам, детям, наемным работникам, к меньшинствам и
 "слабым" слоям общества;
  4. Больший демократизм и меньший авторитаризм (303);
  5. Меньшая вероятность неоправданной враждебности, большее дружелюбие,
 заинтересованность в ближнем, идентификация со своим окружением и
 человечеством;
  6. Умение выбирать друзей, спутника жизни и т.п., более верная оценка
 людей; разборчивость;
  7. Более привлекательная, симпатичная, красивая личность;
  8. Хороший психотерапевт.
 
  Е. Смешанные
  1. Изменение представлений о рае, аде, хорошем обществе, хорошей жизни,
 успехе, провале и т.п.;
  2 Движение к высшим ценностям, к более "высокой", более духовной жизни;
  3. Изменения в экспрессивном поведении (улыбка, смех, мимика, манеры,
 походка, почерк); поведение становится более экспрессивным и менее
 функциональным;
  4. Изменения в энергетике: большая расслабленность и одновременно
 бодрость, хороший сон, спокойствие;
  5. Интерес к будущему, надежда (в противоположность аморальности,
 апатии, агедонии);
  6. Изменение содержания снов, фантазий, детских воспоминаний;
  7. Изменение моральных установок, ценностей;
  8. Отказ от философии "все или ничего", "победа или смерть".
 
 ГЛАВА 6
 
  ИНСТИНКТОПОДОБНАЯ ПРИРОДА БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
 
 ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ
 
  Необходимость пересмотра теории инстинктов
  Теория базовых потребностей, о которой мы говорили в предыдущих главах,
 настоятельно требует пересмотра теории инстинктов. Это необходимо хотя бы
 для того, чтобы иметь возможность дифференцировать инстинкты на более
 базовые и менее базовые, более здоровые и менее здоровые, более естественные
 и менее естественные. Более того, наша теория базовых потребностей, как и
 другие аналогичные теории (353, 160), неизбежно поднимает ряд проблем и
 вопросов, которые требуют Немедленного рассмотрения и уточнения. В их ряду,
 например, необходимость отказа от принципа культурной относительности,
 решение вопроса о конституциональной обусловленности ценностей,
 необходимость ограничения юрисдикции ассоциативно-инструментального научения
 и т.п.
  Имеются и другие соображения, теоретические, клинические и
 экспериментальные, которые подталкивают нас к переоценке отдельных положений
 теории инстинктов, а, быть может , даже к ее полному пересмотру. Эти же
 соображения заставляют меня скептически отнестись ко мнению, особенно широко
 распространившемуся в последнее время в среде психологов, социологов и
 антропологов. Я говорю здесь о незаслуженно высокой оценке таких личностных
 черт, как пластичность, гибкость и адаптивность, о преувеличенном внимании к
 способности к научению. Мне представляется, что человек гораздо более
 автономен, гораздо более самоуправляем, нежели предполагает за ним
 современная психология, и это мое мнение базируется на следующих
 теоретических и экспериментальных соображениях:
  1. Концепция гомеостаза Кэннона (78), инстинкт смерти Фрейда (138) и
 т.п.;
  2. Эксперименты по изучению аппетита, пищевых предпочтений и
 гастрономических вкусов (492, 491);
  3. Эксперименты Леви по изучению инстинктов (264ѕ269), а также его
 исследование материнской сверх-опеки (263) и аффективного голода;
  4. Обнаруженные психоаналитиками пагубные последствия раннего отлучения
 ребенка от груди и настойчивого привития навыков туалета;
  5. Наблюдения, заставившие многих педагогов, воспитателей и детских
 психологов-практиков признать необходимость предоставления ребенку большей
 свободы выбора;
  6. Концепция, лежащая в основе роджерсовской терапии;
  7. Многочисленные неврологические и биологические данные, приводимые
 сторонниками теорий витализма (112) и эмерджентной эволюции (46),
 современными эмбриологами (435) и такими холистами как Гольдштейн (160), ѕ
 данные о случаях спонтанного восстановления организма после полученной
 травмы.
  Эти и ряд других исследований, которые я буду цитировать далее,
 укрепляют мое мнение о том, что организм обладает гораздо большим запасом
 прочности, гораздо большей способностью к самозащите, саморазвитию и
 самоуправлению, чем нам казалось до сих пор. Кроме того, результаты
 последних исследований еще раз убеждают нас в теоретической необходимости
 постулирования некой позитивной тенденции к росту или к самоактуализации,
 заложенной в самом организме, тенденции, в корне отличной от
 уравновешивающих, консервационных процессов гомеостаза и от реакций на
 внешние воздействия. Многие мыслители и философы, в числе которых столь
 разные, как Аристотель и Бергсон, в той или иной форме, с большей или
 меньшей прямотой уже предпринимали попытки постулировать эту тенденцию,
 тенденцию к росту или к самоактуализации. О ней говорили и психиатры, и
 психоаналитики, и психологи. О ней рассуждали Гольдштейн и Бюлер, Юнг и
 Хорни, Фромм, Роджерс и многие другие ученые.
  Однако самым весомым аргументом в пользу необходимости обращения к
 теории инстинктов служит, наверное, опыт психотерапии и особенно опыт
 психоанализа. Факты, которые предстают перед психоаналитиком, неумолимы,
 хотя и не всегда очевидны; перед психоаналитиком всегда стоит задача
 дифференциации желаний (потребностей, импульсов) пациента, проблема
 отнесения их к разряду более базовых или менее базовых. Он постоянно
 сталкивается с одним очевидным фактом: фрустрация одних потребностей
 приводит к патологии, тогда как фрустрация других не вызывает патологических
 последствий. Или: удовлетворение одних потребностей повышает здоровье
 индивидуума, а удовлетворение других не вызывает такого эффекта.
 Психоаналитик знает, что есть потребности ужасно упрямые и своевольные. С
 ними не удастся сладить уговорами, задабриваниями, наказаниями,
 ограничениями; они не допускают альтернативы, каждую из них может
 удовлетворить только один-единственный, внутренне соответствующий ей
 "удовлетворитель". Эти потребности крайне требовательны, они заставляют
 индивидуума осознанно и неосознано искать возможности для их удовлетворения.
 Каждая из таких потребностей предстает перед человеком как упрямый,
 непреодолимый, не поддающийся логическому объяснению факт; факт, который
 нужно вопринимать как данность, как точку отсчета. Весьма показательно, что
 практически все существующие течения психиатрии, психоанализа, клинической
 психологии, социальной и детской терапии, несмотря на принципиальные
 расхождения по многим вопросам, вынуждены сформулировать ту или иную
 концепцию инстинктоподобия потребностей.
  Опыт психотерапии заставляет нас обратиться к видовым характеристикам
 человека, к его конституции и наследственности, вынуждает отказаться от
 рассмотрения его внешних, поверхностных, инструментальных привычек и
 навыков. Всякий раз, когда терапевт сталкивается с этой дилеммой, он отдает
 предпочтение анализу инстинктивных, а не условных, реакций индивидуума, и
 именно этот выбор является базовой платформой психотерапии. Столь насущная
 необходимость в выборе вызывает сожаление, потому что, и мы еще вернемся к
 обсуждению этого вопроса, существуют иные, промежуточные и более важные,
 альтернативы, предоставляющие нам большую свободу выбора, ѕ одним словом,
 дилемма, упомянутая здесь, не является единственно возможной дилеммой.
  И все же сегодня уже очевидно, что теория инстинктов, особенно в тех
 формах, в каких она представлена Мак-Даугаллом и Фрейдом, нуждается в
 пересмотре в соответствии с новыми требованиями, выдвигаемыми динамическим
 подходом. Теория инстинктов, бесспорно, содержит ряд важных положений, пока
 не оцененных должным образом, но в то же время явная ошибочность ее основных
 положений затмевает достоинства других. Теория инстинктов видит в человеке
 самодвижущуюся систему, она основывается на том, что человеческое поведение
 детерминировано не только внешними, средовыми факторами, но и собственной
 природой человека; она утверждает, что в человеческой природе заложена
 готовая система конечных целей и ценностей и что при наличии благоприятных
 средовых воздействий человек стремится избежать болезни, а следовательно
 желает именно того, в чем действительно нуждается (что хорошо для него).
 Теория инстинктов опирается на то, что все люди составляют единый
 биологический вид, и утверждает, что поведение человека обусловлено теми или
 иными мотивами и целями, присущими виду в целом; она обращает наше внимание
 на тот факт, что в экстремальных условиях, когда организм всецело
 предоставлен самому себе, своим внутренним резервам, он проявляет чудеса
 биологической эффективности и мудрости, и факты эти еще ждут своих
 исследователей.
 
  Ошибки теории инстинктов
  Считаю необходимым сразу же подчеркнуть, что многие ошибки теории
 инстинктов, даже самые возмутительные и заслуживающие резкого отпора, ни в
 коем случае не являются неизбежными или внутренне присущими данной теории
 как таковой, что эти заблуждения разделялись не только последователями
 теории инстинктов, но и ее критиками.
  1. Наиболее вопиющими в теории инстинктов являются семантические и
 логические ошибки. Инстинктивистов вполне заслуженно обвиняют в том, что они
 изобретают инстинкты ad hoc, прибегают к понятию инстинкта всякий раз, когда
 не могут объяснить конкретное поведение или определить его истоки. Но мы,
 зная об этой ошибке, будучи предупреждены о ней, конечно же, сумеем избежать
 гипостазирования, то есть смешения факта с термином, не станем строить
 шаткие силлогизмы. Мы гораздо искушеннее в семантике, нежели инстинктивисты.
  2. Сегодня мы обладаем новыми данными, предоставленными нам этнологией,
 социологией и генетикой, и они позволят нам избежать не только этно- и
 классоцентризма, но и упрощенного социального дарвинизма, которым грешили
 ранние инстинктивисты и который заводил их в тупик.
  Теперь мы можем понять, что неприятие, которое встретила в научных
 кругах этнологическая наивность инстинктивистов, было излишне радикальным,
 излишне горячим. В результате мы получили другую крайность ѕ теорию
 культурного релятивизма. Эта теория, широко распространенная и
 пользовавшаяся большим влиянием в последние два десятилетия, сейчас
 подвергается жесткой критике (148). Несомненно, пришла пора вновь направить
 наши усилия на поиск кросс-культуральных, общевидовых характеристик, как это
 делали инстинктивисты, и мне думается, что мы сумеем избежать как
 этноцентризма, так и гипертрофированного культурного релятивизма. Так,
 например, мне кажется очевидным, что инструментальное поведение (средство)
 детерминировано культуральными факторами в гораздо большей степени, чем
 базовые потребности (цели).
  3. Большинство анти-инстинктивистов 20ѕ30-х годов, такие, например, как
 Бернард, Уотсон, Куо и другие, критикуя теорию инстинктов, говорили главным
 образом о том, что инстинкты нельзя описать в терминах отдельных реакций,
 вызванных специфическими раздражителями. В сущности, они обвиняли
 инстинктивистов в приверженности бихевиориостичному подходу, и в целом они
 были правы, ѕ инстинкты действительно не укладываются в упрощенную схему
 бихевиоризма. Однако сегодня такая критика уже не может считаться
 удовлетворительной, потому что сегодня и динамическая, и гуманистическая
 психология исходят из того, что никакая мало-мальски значимая, целостная
 характеристика человека, никакая целостная форма активности не может быть
 определена только в терминах "стимулѕреакция".
  Если мы утверждаем, что любой феномен нужно анализировать в его
 цельности, то это еще не означает, что мы призываем игнорировать свойства
 его компонентов. Мы не против того, чтобы рассматривать рефлексы, например,
 в контексте классических животных инстинктов. Но при этом мы понимаем, что
 рефлекс ѕ это исключительно моторный акт, инстинкт же помимо моторного акта
 включает в себя биологически детерминированный импульс, экспрессивное
 поведение, функциональное поведение, объект-цель и аффект.
  4. Даже с точки зрения формальной логики я не могу объяснить, почему мы
 должны постоянно делать выбор между абсолютным инстинктом, инстинктом,
 завершенным во всех его компонентах, и не-инстинктом. Почему бы нам ни
 говорить об остаточных инстинктах, об инстинктоподобных аспектах влечения,
 импульса, поведения, о степени инстинктоподобия, о парциальных инстинктах?
  Очень многие авторы бездумно употребляли термин "инстинкт", используя
 его для описания потребностей, целей, способностей, поведения, восприятия,
 экспрессивных актов, ценностей, эмоций как таковых и сложных комплексов этих
 явлений. В результате это понятие практически утратило смысл; практически
 любую из известных нам человеческих реакций, как справедливо отмечают Мармор
 (289) и Бернард (47), тот или иной автор может отнести к разряду
 инстинктивных.
  Основная наша гипотеза состоит в том, что из всех психологических
 составляющих человеческого поведения только мотивы или базовые потребности
 могут считаться врожденными или биологически обусловленными (если не
 всецело, то хотя бы в определенной степени). Само же поведение, способности,
 когнитивные и аффективные потребности, по нашему мнению, не имеют
 биологической обусловленности, эти явления либо являются продуктом научения,
 либо способом выражения базовых потребностей. (Разумеется, многие из
 присущих человеку способностей, например, цветовое зрение, в значительной
 степени детерминированы или опосредованы наследственностью, но сейчас речь
 не о них). Другими словами, в базовой потребности есть некий наследственный
 компонент, который мы будем понимать как своеобразную конативную нужду, не
 связанную с внутренним, целеполагающим поведением, или как слепой,
 нецеленаправленный позыв, вроде фрейдовских импульсов Ид. (Ниже мы покажем,
 что источники удовлетворения этих потребностей также имеют биологически
 обусловленный, врожденный характер.) Поведение целенаправленное (или
 функциональное) возникает в результате научения.
  Сторонники теории инстинктов и их оппоненты мыслят в категориях "все
 или ничего", они рассуждают только об инстинктах и не-инстинктах, вместо
 того, чтобы задуматься о той или иной мере инстинктивности того или иного
 психологического феномена, и в этом состоит их главная ошибка. И в самом
 деле, разумно ли предполагать, что весь сложнейший набор человеческих
 реакций всецело детерминирован одной лишь наследственностью или вовсе не
 детерминирован ею? Ни одна из структур, лежащих в основе сколько-нибудь
 целостных реакций, даже самая простая структура, лежащая в основе
 сколько-нибудь целостной реакции, не может быть детеминирована только
 генетически. Даже цветной горошек, эксперименты над которым позволили
 Менделю сформулировать знаменитые законы распределения наследственных
 факторов, нуждается в кислороде, воде и подкормке. Если уж на то пошло, то и
 сами гены существуют не в безвоздушном пространстве, а в окружении других
 генов.
  С другой стороны совершенно очевидно, что никакая из человеческих
 характеристик не может быть абсолютно свободной от влияния наследственности,
 потому что человек ѕ дитя природы. Наследственность является предпосылкой
 всего человеческого поведения, каждого поступка человека и каждой его
 способности, то есть, что бы ни сделал человек, он может это сделать только
 потому, что он ѕ человек, что он принадлежит к виду Homo, потому что он сын
 своих родителей.
  Столь несостоятельная с научной точки зрения дихотомия повлекла за
 собой ряд неприятных последствий. Одним из них стала тенденция, в

<< Пред.           стр. 15 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу