<< Пред. стр. 28 (из 53) След. >>
радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться,поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и
разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык,
которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувством
новизны (483). Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его в
сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его
впервые; любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, может
предстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем веку
тысячу цветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи,
благоволения судьбы не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы;
его шестидесятилетняя жена кажется ему такой же красивой, как и сорок лет
назад. Даже повседневность становится для него источником радости и
возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг. Разумеется,
это не означает, что они постоянно пребывают в экстатическом состоянии или
прилагают осознанные усилия, чтобы добиться этого; столь интенсивные чувства
они испытывают лишь время от времени, и эти чувства настигают их внезапно.
Человек может десяток раз переправиться через реку, а в одиннадцатый раз к
нему вдруг возвращается то чувство трепетного восторга, которое он испытал,
впервые увидев живописный ландшафт, открывшийся ему с парома (115).
Люди, которых я обследовал, умеют ценить прекрасное, хотя прекрасное
каждый из них понимает по-своему. Для одних источником красоты становится
природа, другие обожают детей, третьи получают наслаждение от музыки; но
всех их объединяет одно ѕ они черпают вдохновение, восторг и силу в базовых,
основополагающих ценностях жизни. Так, например, никто из них не
исповедовался мне в том, что испытал восторг от посещения ночного клуба или
вечеринки, никто не назвал в качестве источника вдохновения деньги.
И еще одно впечатление, которое я вынес из общения с этими людьми. Для
некоторых моих испытуемых секс и все связанные с ним плотские удовольствия ѕ
не только источник чувственного удовлетворения, но и источник возвышенных,
обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, что дарят им музыка
и природа. Подробнее я остановлюсь на этом феномене в следующем разделе.
Очень может быть, что причиной для такой насыщенности субъективного
опыта, для такой пронзительности восприятия является особая эффективность их
восприятия, умения воспринимать реальность в ее конкретных проявлениях,
восприятие реальности perse. Можно, пожалуй, сказать, что именно склонность
к рубрификации замыливает нам глаза; если явление, человек или ситуация не
интересны нам, не содержат в себе прямой выгоды или угрозы, мы отмахиваемся
от них, торопимся наклеить какой-нибудь ярлык и забросить в дальний угол
привычной категоризации (46).
Я все более и более укрепляюсь во мнении, что неспособность радоваться
жизни ѕ один из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий.
Мы с легкостью привыкаем к хорошему, мы воспринимаем его как само собой
разумееющееся и потому недооцениваем; как часто мы отказываемся от радостей
жизни, без сожаления и раскаяния меняя их на чечевичную похлебку. Как это ни
прискорбно, но мы не бережем своих родных, друзей, детей и раскаиваемся в
этом только тогда, когда теряем их. А ведь то же самое можно сказать и о
нашем отношении к своему здоровью, об отношении к политическим правам и
материальному благополучию, ѕ только лишившись их, мы начинаем понимать их
истинную ценность.
Рассуждения Герцберга о производственной "гигиене" (193), понятие St.
Neot margin, предложенное Уилсоном (481, 483), равно как и результаты моего
собственного исследования "жалоб низших уровней, жалоб высших уровней и
мета-жалоб" (291) ѕ все говорит нам за то, что жизнь наша станет несравненно
лучше, счастливее, если мы научимся радоваться ей, если мы испытаем по
отношению к ней такое же глубокое чувство благодарности, которое испытывают
самоактуализированные люди.
МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ВЫСШИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Экспрессивные акты, получившие название мистических переживаний, так
хорошо описанные Уильямом Джеймсом (212), достаточно характерны для
самоактуализированных людей, хотя и не для всех. Восторг, о котором мы
говорили в предыдущем разделе, иногда бывает настолько мощным, пронзительным
и всеохватывающим, что его можно назвать мистическим переживанием. Я впервые
заинтересовался этим вопросом после общения с некоторыми из моих испытуемых.
Когда эти люди рассказывали мне о своих переживаниях, сопровождающих оргазм,
у меня поначалу возникало чувство, что я где-то когда-то слышал нечто
подобное. Позже я вспомнил, где мне приходилось сталкиваться с очень
похожими описаниями ѕ в книгах, описывающих опыты мистического переживания.
И в том, и в другом случае речь шла о бескрайних горизонтах, открывающихся
взору, о внезапном ощущении абсолютного всемогущества, а одновременно с тем
и полной ничтожности, беспощадной беспомощности, о чувстве экстаза,
восторга, благоговейного трепета, об утрате ориентации во времени и
пространстве, и наконец, о пронзительном ощущении важности происходящего, о
чувстве духовного перерождения, личностной трансформации. И те, и другие
переживания порой настолько сильны, что в корне изменяют жизнь человека.
Однако считаю нужным сразу же оговориться, что не стоит искать в этих
переживаниях следы божественного промысла или влияние каких-то
сверхъестественных сил, пусть даже многие тысячи лет своей истории человек
связывал воедино мистическое и божественное. Эти переживания имеют под собой
естественную природу, они могут быть изучены с помощью научных методов, и
потому я предлагаю более нейтральное определение им ѕ "высшие переживания".
По мере все более тесного знакомства со своими испытуемыми я все более
утверждался во мнении, что высшие переживания не обязательно должны быть
предельно интенсивными, экстатическими. Описания мистических переживаний в
теологической литературе обычно толкуют о них как о состоянии совершенно
особом, качественно отличающемся от всех иных переживаний. Однако если мы
откажемся от поисков божественных предпосылок высших переживаний, если мы
решимся подступиться к ним как к естественному феномену, то очень скоро
обнаружим, что высшее переживание ѕ вполне измеримая субстанция, что оно
может быть едва выраженным и, наоборот, предельным. Мы обнаружим также, что
эти переживания, но только умеренной интенсивности, знакомы очень многим
людям, быть может, даже большинству людей, и что некоторые люди ѕ и я отношу
их к психологически привилегированному сословию ѕ переживают их очень часто,
чуть ли не ежедневно.
Можно предположить, что высшее переживание являет собой сгусток всех
тех состояний и переживаний, при которых происходит утрата или
трансценденция Я, например, таких как состояние полной погруженности в
проблему, предельной концентрации, или описанное Бенедикт состояние муга
(40), или интенсивное чувственное наслаждение, не говоря уже о самозабвенной
поглощенности музыкальным или художественным произведением. Я не стану
останавливаться на этой теме, она достаточно подробно обсуждена в других
работах (252, 293, 295, 310, 315).
За годы своего исследования самоактуализированных людей, которое я
начал в 1935 году (и до сих пор продолжаю), я почти совершенно уверился в
том, что людей, причастных к высшим мгновениям постижения Бытия, и людей
просто здоровых, людей, живущих в долинах житейских забот, на уровне
плато-познания, разделяет гораздо больше, чем это может показаться на первый
взгляд. Разумеется, это различие только количественное, оно состоит лишь в
степени интенсивности их переживаний, но тем не менее оно крайне существенно
и влечет за собой весьма важные последствия, некоторые из которых детально
изложены в другой моей работе (315). Если изложить кратко мое отношение к
этой проблеме, то можно сказать, что, на мой взгляд, здоровые,
самоактуализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания,
живущие на уровне житейского постижения мира, еще не прошли весь путь к
истинной человечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном мире
и успешно взаимодействуют с ним, но полностью самоактуализированные люди,
которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в
более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии,
эстетики, трансценденуии, в мире религии в ее мистическом, очень личном, не
канонизированном значении, в реальности высших переживаний. Я думаю, что в
этом различии есть некие предпосылки для того, чтобы оно стало
операциональным критерием "касты" или "класса". Этот критерий может
приобрести особую значимость в сфере общественной жизни, ѕ уже на основании
тех данных, которыми я располагаю на сегодняшний день, я могу сказать, что
из "просто здоровых" самоактуализированных людей получаются хорошие
политики, общественные деятели и социальные реформаторы, в то время как
люди, живущие на уровне Бытия, больше склонны творить поэзию, музыку,
философию, религию.
GEMEINSCHAFTSGEFUHL36
Это слово, изобретенное Альфредом Адлером (2), каз мне единственно
подходящим для описания тех чувств, которые испытывают самоактуализированные
люди к человечеству в целом. Самоактуализированного человека отличает
глубочайшее чувство идентификации с человечеством, симпатия и любовь к
людям, хотя эти самые люди, как я уже отмечал, могут и раздражать его, и
вызывать его гнев. Можно сказать, что самоактуализированный человек ощущает
себя членом большой семьи, воспринимает людей как своих братьев. Именно
потому, что он любит их, их недостатки и глупость огорчают его, а порой даже
выводит из себя. Но он прощает им их слабости, потому что других братьев у
него нет.
Это чувство идентификации с человечеством не выражается явно, осязаемо,
порой его можно "проморгать". Но самоактуализированного человека нельзя
мерить одной меркой с обычными людьми, ѕ в своих мыслях, побуждениях,
эмоциях, поведении он коренным образом отличается от них. Я уже говорил, что
порой он чувствует себя чужестранцем, пришельцем, странником в окружении
"нормальных" людей. Мало кто способен понять его, хотя он, как правило, не
обделен любовью и уважением. Несмотря на внешнюю холодность, несмотря на
отчужденность, он глубоко переживает за окружающих его людей, их слабости и
пороки печалят его, а иногда даже повергают в отчаяние. Он остро чувствует
свою принадлежность к человеческому роду, свое родство с людьми, с этими
слабыми, несовершенными созданиями, которых он мог бы презирать, а вместо
этого он относится к ним снисходительно, осознавая, что они просто не умеют
делать того, что умеет он, не умеют понять тех вещей, которые понятны ему,
не умеют увидеть истину, которая так очевидна для него. Такое отношение к
людям Альфред Адлер называл братским.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Если в самых общих чертах обрисовать отношения самоактуализированного
человека с близкими ему людьми, то можно сказать, что они гораздо глубже,
чем отношения обычного взрослого человека. Самоактуализированный человек
склонен полностью забыть о себе, о своих нуждах, он сливается с близким ему
человеком, растворяется в нем, становится его частью. Его интимные отношения
являют собой пример абсолютной, предельной идентификации. Однако, одним из
непременных условий таких отношений является соответствие партнера. По моим
наблюдениям, сблизиться с самоактуализированным человеком могут только
здоровые люди, люди, приблизившиеся к самоактуализации. Если же мы вспомним,
что таких людей относительно немного, то, пожалуй, стоит сделать вывод о
разборчивости самоактуализированного человека в его взаимоотношениях с
людьми.
Одним из следствий этой его разборчивости или избирательности
становится тот факт, что у самоактуализированного человека, как правило,
немного друзей. Круг его общения достаточно узок ѕ пожалуй, хватит пальцев
одной руки, чтобы пересчитать тех людей, которых он действительно любит, с
которыми поддерживает по-настоящему дружеские отношения. Отчасти это можно
объяснить высокой его требовательностью к качеству этих отношений, любовь и
дружбу самоактуализированный человек понимает как отношения, требующие от
человека огромной самоотдачи и огромных затрат времени. Один из моих
испытуемых высказался по этому поводу так: "Мне не нужно много друзей. У
меня просто не хватит времени на них! Настоящая дружба требует времени".
Примерно то же самое мне приходилось слышать и от других моих испытуемых.
Единственным исключением была одна дама. Эта дама была настолько общительна,
настолько мила и приветлива, так живо интересовалась жизнью своих
многочисленных знакомых, родственников и друзей, так хорошо умела строить
свои отношения с ними, что у меня сложилось впечатление, что именно в этом
она видит свое главное жизненное предназначение. Эта женщина не работала, и,
может быть, именно этим можно объяснить ее пристрастие. Избирательность в
общении, свойственная самоактуализированным людям, не вступает в
противоречие с присущим им чувством общности (Gemeinschansgefuhl), с их
человеколюбием, добротой, благожелательностью. Они добры или, по крайней
мере,терпимы по отношению ко всем людям, причем особую любовь они питают к
детям. Они по-настоящему человеколюбивы и сострадательны.
Во взаимоотношениях самоактуализированного человека с близкими ему
людьми нет места слащавости, сюсюканью и "телячьим" нежностям. Он может быть
жестким и даже резким по отношению к своим близким, если они заслуживают
того; особенное неприятие вызывают у него напыщенность, самодовольство,
претенциозность. Но в повседневном общении самоактуализированные люди, даже
имея дело с неприятными им людьми, не считают нужным демонстрировать свою
неблагосклонность. Один из моих испытуемых сказал по этому поводу примерно
следующее: "В конце концов, человек несовершенен. Но ведь он может достичь
совершенства. Он делает глупости, а потом мучается и страдает, не понимая,
почему его добрые намерения завели его не туда. Он расплачивается за свою
глупость своим собственным несчастьем. Его можно только пожалеть".
Однако если самоактуализированный человек иногда бывает враждебным и
нетерпимым, то его враждебность всегда обоснована и всегда служит благу
ближнего. Вслед за Фроммом мы можем сказать, что эта враждебность имеет
реактивный, или ситуационный характер, что в ней нет ничего личностного.
Пожалуй, стоит упомянуть здесь и о том, что каждый из тех людей, с
которыми я общался, имеет своих поклонников, почитателей и обожателей. Его
отношения с ними можно охарактеризовать как односторонние.
Поклонники требуют от него гораздо больше, чем он готов им дать. Их
любовь и обожание отличаются особой настоятельностью, почитатели слишком уж
назойливы, и потому эти отношения часто тяготят самоактуализированного
человека. Способ его взаимодействия с армией поклонников примерно таков: он
любезен и благожелателен с ними, но стремится как можно скорее и по
возможности изящно отделаться от них.
ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ
Каждого из моих испытуемых можно охарактеризовать как демократичного
человека, и это не внешняя, не показная демократичность, она заложена в его
характере. Я делаю этот вывод на основании исследования авторитарной и
демократичной структур характера (303), ѕ это достаточно сложное
исследование, и поэтому я не стану здесь подробно останавливаться на
глубинной подоплеке демократичности, опишу лишь внешние ее проявления.
Самоактуализированный человек демократичен в своем поведении. Он готов
общаться с любым человеком вне зависимости от его классовой принадлежности,
уровня образования, политических убеждений, цвета кожи. Порой может
сложиться впечатление, что он просто не замечает, искренне не осознает этих
внешних различий, которые для среднестатистического человека столь
принципиальны, столь существенны.
Пожалуй, можно предположить, что именно демократичность лежит в основе
такой особенности самоактуализированных людей, как их готовность к обучению.
Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто
может открыть им что-то новое. Они не стремятся во что бы то ни стало
доказать собеседнику свое превосходство, они не щеголяют эрудицией, не
пытаются произвести впечатление своим высоким статусом или жизненным опытом.
Пожалуй, можно даже сказать, что они не прочь признать свою
незначительность. Каждый из них отдает себе отчет в том, сколь малы его
познания в сравнении с тем, что он мог бы знать, с тем, что известно другим
людям. С искренним пиететом они относятся к людям, которые знают больше них
или умеют делать что-то такое, чего не умеют они. Они готовы восхищаться
мастерством столяра, сапожника, шофера, ѕ любой мастер своего дела может
рассчитывать на их уважение и даже на восторг.
Эта демократичность не имеет ничего общего с неразборчивостью, со
слепой уравниловкой. Самоактуализированный человек прекрасно знает цену
разным способностям и разным людям. В дружбе он очень даже разборчив, его
друзья, как правило, ѕ из числа элиты, но их элитарность определяется не
породой, не происхождением, не цветом кожи, титулом или общественным
положением, а исключительно характером, способностями и талантами.
Демократичность самоактуализированных людей проявляется еще в одном
присущем им качестве, и это качество, хотя и не столь очевидно, является, на
мой взгляд, абсолютной формой выражения рассматриваемой характеристики.
Самоактуализированные люди с уважением относятся ко всякому человеку. В
любом человеке, будь это подзаборный пьянчуга, преступник, закоренелый
подлец, они видят человека. Это не значит, что им неведомы понятия "добро" и
"зло", напротив, их представления о добре и зле совершенно четкие и
однозначные, они твердо знают, "что такое хорошо и что такое плохо".
Оказавшись лицом к лицу со злом, они не прячутся за сомнениями, не
демонстрируют ложное великодушие, но смело вступают в единоборство с ним.
УМЕНИЕ ОТЛИЧАТЬ СРЕДСТВО ОТ ЦЕЛИ, ДОБРО ОТ ЗЛА
Я обнаружил, что самоактуализированным людям не свойственны терзания по
поводу правомерности того или иного своего поступка. Все мои испытуемые,
независимо от того, насколько уверенно они формулировали исповедуемые ими
нравственные принципы, твердо придерживались их в повседневной жизни.
Поведение самоактуализированного человека высоконравственно, а, кроме того,
оно и более последовательно, более логично и более однозначно, чем поведение
среднестатистического человека. Это люди с твердыми моральными устоями,
люди, которые никогда не совершают дурных поступков. Понятно, что их
понимание добра и зла, их представления о хорошем и плохом не всегда
совпадают с общепринятыми.
Доктор Дэйвид Леви как-то сказал, что в средние века таких людей
называли божьими или святыми людьми. Некоторые из моих испытуемых говорили о
том, что верят в Бога, но в их описаниях Бог представал скорее как некое
метафизическое понятие. Если мы определим веру в терминах социальных
отношений и поведения, то всякого самоактуализированного человека, даже
самого закоренелого атеиста, мы должны будем признать глубоко верующим
человеком. Но если придерживаться общепринятого понимания религиозности,
если понимать ее как веру в некое сверхъестественное начало и отправление
культовых обрядов, тогда мы придем к прямо противоположному выводу.
В поведении самоактуализированных людей четко проявляется их умение
отличать средство от цели. Можно было бы сказать, что эти люди ориентированы
на цель, что средства не имеют для них большого значения и всегда подчинены
цели. Но это заявление толкает нас к слишком простому пониманию проблемы, в
некоторых деталях искажает истину. Дело в том, что самоактуализированные
люди часто очень своеобразно понимают саму цель, их поступки зачастую
нацелены не на достижение какого-то конкретного результата, хотя и он в
конце концов не безразличен им. Как правило, причины их поступков кроются в
самой деятельности и в переживаниях, связанных с этой деятельностью. Они
умеют получать удовольствие от самого процесса, умеют чувствовать
самоценность деятельности, и она важна для них не меньше, а быть может, и
больше, чем результат. Они устремлены к цели, но и дорога любопытна им.
Путешествие так же приятно для них, как и момент прибытия. Даже самая
обыденная, самая рутинная работа в их руках становится веселой игрой,
способом самовыражения. Этим они похожи на детей, как, впрочем, и многим
другим. Вертхаймер заметил как-то, что дети настолько креативны, что