<< Пред. стр. 8 (из 53) След. >>
иголок с кащеевой смертью и так далее. Уместна здесь и аналогия сгистологическим исследованием: для того, чтобы увидеть разные части клетки,
требуется разная степень увеличения. Например, потребность в удовлетворении
или потребность в балансе включает в себя потребность в пище, которую на
ином специфическом уровне мотивации можно назвать потребностью в наполнении
желудка, последняя, в свою очередь, включает в себя потребность в белках,
которая, в свою очередь, включает в себя потребность в определенном типе
белков и т.д. Однако большинство известных нам классификаций потребностей
представляют собой неразборчивую комбинацию потребностей и побуждений разной
степени специфичности. В результате ни у кого не вызывает удивления тот
факт, что в одном списке фигурирует три-четыре потребности, а в другом ѕ
целая сотня. При желании можно создать "перечень", в котором будет
фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет
другой, объединяющий в себе миллион желаний, ѕ все будет зависеть лишь от
того, насколько скрупулезным окажется ученый-каталогизатор. Пора уже
осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей, на самом
деле, представляет собой набор или коллектор разнообразных желаний, и
подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных
категорий. Другими словами, взявшись за "инвентаризацию" фундаментальных
человеческих потребностей, нужно понимать, что дело не ограничится созданием
некоего реестра или каталога желаний, скорее нам предстоит произвести их
абстрактную классификацию (12).
В дополнение к вышесказанному нужно добавить, что все когда-либо
публиковавшиеся перечни потребностей имеют один принципиальный недостаток, и
заключается он в следующем. Эти перечни подразумевают, что человек,
испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать
другую. Однако, как мы уже говорили, отношения между потребностями не
подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, потребности так тесно
переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически
невозможно. Кроме того, если взглянуть критическим взором на существующие
ныне теории позывов, нельзя не заметить, что уже само понятие "позыв"
(drive), как правило, обусловлено нашей склонностью рассматривать все
человеческие потребности по аналогии с потребностями физиологическими. И
действительно, имея дело с потребностями физиологического ряда, совсем
несложно отделить позыв от мотивированного поведения и объекта-цели, однако
это становится практически невозможным, когда мы говорим о человеческом
желании любить и быть любимым. В этом случае позыв, желание, объект-цель и
направленная на его достижение активность предстают перед нами как
неразделимое, интегрированное целое.
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ
Данные, имеющиеся в нашем распоряжении, ясно указывают на то, что
все-таки существует способ выстроить разумную и действительно
фундаментальную классификацию мотивов, но только в том случае, если в ее
основание мы положим фундаментальные человеческие цели, или фундаментальные
потребности. Нельзя начинать строительство с простого перечисления позывов в
обычном смысле этого понятия (позывы скорее "влекут", нежели
"подталкивают"). Динамический подход к мотивации чредполагает за ней
непрерывное движение, непрестанное изменение, и лишь фундаментальные цели
предстают перед нами как постоянные, неизменные величины. Я уже привел
достаточно доводов в пользу такого подхода и не стану их перечислять вновь.
Очевидно, что поведение как таковое не может лечь в основу классификации
мотивов, поскольку, как я уже говорил, один и тот же поведенческий акт может
быть продиктован самыми разными желаниями. Та же самая причина не позволяет
нам принять в качестве основания классификации объект-цель. Поиск пищи,
последующее пережевывание и поглощение ее может быть продиктовано не столько
потребностью в пище, сколько потребностью в безопасности. За сексуальным
влечением, за ухаживанием и последующим совокуплением может стоять и
потребность в сексуальном удовлетворении, и потребность в самоутверждении.
Понятно, что основанием для построения классификации мотивов, которая
отражала бы непрестанную динамику мотивации человека, не может стать ни
объект-цель, ни позыв, осознанный с помощью интроспекции, ни поведенческий
акт, вызванный им. Таким образом, последовательно исключив все основания
классификации, кроме фундаментальных, и, как правило, неосознаваемых целей и
потребностей, мы вынуждены сделать вывод, что именно они и являются
единственным надежным основанием для построения теории мотивации.9
МОТИВАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ЖИВОТНЫХ
Академические психологи, обращаясь к проблеме мотивации, как правило,
опираются на данные, полученные в ходе экспериментов над животными. Гордое
заявление о том, что человек ѕ не лабораторная крыса, может показаться и
банальным, и смешным, но, к сожалению, я вынужден прибегнуть к подобной
аргументации, потому что теоретические рассуждения академических психологов
слишком часто основываются только на результатах подобных лабораторных
экспериментов.10 Разумеется, данные, полученные на животных, могут принести
большую пользу при аккуратном их использовании и разумной интерпретации.
Хочется привести еще несколько доводов в пользу выдвинутого здесь
тезиса о необходимости антропоцентрического подхода к исследованию
мотивации, в противовес зооцентрическому подходу. Обратимся к концепции
инстинкта. Если мы определим инстинкт как мотавационную единицу, в которой
позыв, мотивированное поведение и объект-цель, или желанный аффект,
наследственно детерминированы, то, поднимаясь по филогенетической лестнице,
мы обнаружим устойчивую тенденцию к угасанию инстинктов. Если лабораторная
крыса демонстрирует яркие проявления пищевого, сексуального и материнского
инстинктов, то у обезьян сексуальный инстинкт (в нашем понимании инстинкта)
угасает, а пищевой инстинкт модифицируется; в неизменном виде у обезьян
сохраняется только материнский инстинкт. У человека мы не обнаружим ни
одного из выше перечисленных инстинктов в чистом виде; его поведение,
связанное с выбором объекта-цели, мотивировано сплавом, конгломератом
различных наследственных рефлексов, врожденных позывов, индивидуального и
культурального опыта (см. главу 6). Например, сексуальный позыв, позыв в
чистом виде и у человека имеет наследственную природу, но выбор сексуального
объекта или выбор конкретных форм сексуального поведения является функцией
опыта и научения.
То же самое можно сказать и о пищевом инстинкте. Чем выше уровень
организации животного, тем менее значимой становится роль голода в мотивации
пищевого поведения, и тем более важное значение приобретают вкусы и
пристрастия. Крысы не столь разборчивы в еде, как обезьяны, а обезьяне в
этом отношении очень далеко до человека (302).
И наконец, на вершине филогенетической лестницы, утратив один за другим
все животные инстинкты, мы обретаем культуру как инструмент адаптации. Раз
уж нам приходится подкреплять свои теоретические рассуждения о мотивации
данными, полученными на животных, то мы должны четко осознавать всю
ограниченность этих данных. Может быть, тогда мы предпочтем эксперименты,
проведенные не на крысах, а на обезьянах, хотя бы по той простой причине,
что человек гораздо больше похож на обезьяну, чем на крысу, что вполне
убедительно продемонстрировали Харлоу и другие исследователи приматов (172,
202).
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
До сих пор я говорил только о природе организма, но настало время
сказать хотя бы несколько слов о ситуации, или среде, в которой существует
организм. Прежде всего, мы должны признать, что мотивация редко проявляет
себя в поведении, не связанном с конкретной ситуацией или с конкретными
людьми. Теория мотивации обязана учитывать культуральные факторы и должна
исходить из того, что они определяют не только среду существования
индивидуума, но и его жизнедеятельность.
Акцентировав внимание на факторе среды, мне остается лишь предостеречь
ученых-теоретиков от чрезмерного внимания к этому фактору, придать их не
преувеличивать роль внешних, культуральных, средовых, ситуационных влияний.
В конце концов, главным объектом нашего исследования является организм и его
природа. Не стоит впадать в другую крайность, не стоит преувеличивать роль
среды и видеть в организме лишь один из объектов среды, приравнивать его к
тем целям, к которым он устремлен или к тем преградам, которые препятствуют
его стремлениям. Ведь и объект-цель, и преграда, встающая на пути к ней,
порождены не только средой, но и создаются самим индивидуумом, и обсуждать
их нужно в терминах, учитывающих и то, и другое влияние. Я затрудняюсь дать
универсальное определение понятию "среда", но не вижу иного способа описать
среду, кроме как через призму конкретного организма, функционирующего в ней.
Рассуждая о ребенке, который, стараясь завладеть каким-то ценным для него
объектом, встречает на своем пути преграду, мы должны понимать, что ребенок
не только определяет объект как нужный или важный, он в то же самое время
способен воспринять возникшую на пути преграду именно как преграду. С точки
зрения психологии здесь еще нет барьера, пока это только результат
взаимодействия среды с конкретным индивидуумом, стремящимся к желанной цели.
У меня складывается впечатление, что теории среды и неадекватные,
ошибочные теории мотивации подпитывают друг друга, они жизненно необходимы
друг другу. Например, теория мотивации, построенная только на анализе
поведения, нуждается в теоретических аргументах теории среды, без них она
утрачивает всякий смысл. То же самое можно сказать и о тех мотивационных
теориях, авторы которых склонны преувеличивать роль позыва и принижают
значимость фундаментальных человеческих потребностей и целей, ѕ чтобы быть
хоть сколько-нибудь убедительными, такие теории вынуждены обращаться к
ярким, материальным аргументам теории среды. Напротив, те исследователи,
которые отдают должное изучению фундаментальных человеческих потребностей,
не так привязаны к аргументации инвайронменталистского толка, им известно,
что эти потребности сравнительно постоянны, гораздо более независимы от
ситуации и среды, в которой находится организм. Человек не столь жестко
ограничен в способах адекватного и эффективного удовлетворения
фундаментальной потребности, можно сказать, что сама фундаментальная
потребность организует, а, быть может, даже и творит окружающую человека
реальность. Облекая эту же мысль в другие слова, скажу, что, если
согласиться с предлагаемым Коффкой делением среды на географическую и
психологическую, то понять, каким образом географическая среда обитания
становится психологической средой можно, лишь смирившись с мыслью. что
организм, находясь в определенной среде, постоянно стремится организовать ее
в соответствии со своими психологическими нуждами.
Отсюда мораль ѕ теория мотивации должна учитывать фактор среды. но не
должна при этом превращаться в теорию среды, в противном случае на наших
попытках понять природу постоянства организма и на желании целиком посвятить
себя изучению мира, в котором организм пребывает, можно будет поставить
жирный крест.
Чтобы не продолжать приводить один довод за другим, подчеркну, что
перед нами стоит задача создания теории мотивации, а не теории поведения. На
поведение человека оказывают воздействие очень разнородные факторы, в их
числе есть и факторы мотивации, и факторы среды. Если мы беремся за изучение
мотивации, то это вовсе не означает, что мы будем игнорировать факторы
среды, откажемся от изучения ситуационных детерминант. И те, и другие
факторы по праву должны занять подобающее им место в общей структуре знания
о человеке.
ИНТЕГРАЦИЯ
Теория мотивации основывается на предпосылке, гласящей, что в обычном
состоянии организм функционирует как единое, интегрированное целое, но она
не имеет права не обращать внимания на исключения из этого правила. Речь
идет об отклонениях от нормы, к которым мы относим изолированные,
специфически автоматические, различного рода сегментарные реакции, а также
разнообразные проявления диссоциации или дезинтеграции.
По-видимому, наибольшей степени интеграции организм достигает в моменты
наивысшей радости, творческого вдохновения, успешного решения какой-то
задачи или же в критические моменты, когда он оказывается в ситуации угрозы.
Если угроза слишком велика или организм недостаточно силен, чтобы
противостоять ей, происходит дезинтеграция. Однако чаще бывает, что организм
сохраняет целостность благодаря своей гибкости и способности к
приспособлению.
Я убежден, что большая часть феноменов, которые представляются нам
специфичными, изолированными, на самом деле не являются таковыми. Очень
часто при помощи глубинного анализа обнаруживается, что они логично
вписываются в общую структуру, ѕ ярким примером тому могут служить
конверсионные истерические симптомы. Конечно, иногда интерпретация тех или
иных специфических реакций как проявлений дезинтеграции бывает обусловлена
элементарным невежеством, но в то же самое время в нашем распоряжении уже
имеется достаточно знаний, чтобы понимать, что существуют такие условия,
которые вынуждают организм отвечать изолированными, сегментарными, не
интегрированными реакциями. Мы постепенно свыкаемся с мыслью о том, что
подобные феномены Не всегда следует трактовать как негативные, как
проявления слабости или патологии. Мы уже готовы видеть в них проявления
одной из важнейших способностей организма ѕ способности к избирательности,
благодаря которой организм может сохранить силы для решения более насущных
задач, реагируя на незначимые, известные или несложные ситуации вполсилы, с
помощью парциальных, сегментарных, изолированных действий и реакций(160).
НЕМОТИВИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Зная наперед, что большинство психологов не согласятся со мной, я, тем
не менее, убежден, что далеко не все человеческое поведение, далеко не все
человеческие реакции являются мотивированными, по крайней мере, в расхожем
смысле термина "мотивация". Обычно этим термином обозначают побуждение к
удовлетворению потребности, стремление восполнить некую насущную
необходимость. Однако такие феномены, как психологическое созревание,
самовыражение, личностный рост или самоактуализация, по моему глубокому
убеждению, не подчиняются общему правилу универсальности мотивации, и потому
обсуждать их нужно не в терминах преодоления, а в терминах экспрессии. Мы
еще вернемся к анализу этих феноменов по ходу этой книги, особенно детально
они будут рассмотрены в главах 10 и 14.
Норман Майер (284) обратил внимание на удивительный критерий. которым
часто пользуются теоретики фрейдизма, никогда, впрочем, не формулируя его
явно. В основе большей части невротических симптомов, или невротических
тенденций, лежат импульсы к удовлетворению базовых потребностей, импульсы,
подавленные в силу каких-то причин, или получившие неверное направление, или
перепутанные с другими потребностями, или избравшие для своей реализации
неверные средства. Вся остальная симптоматика не связана с поиском
удовлетворения, а носит чисто защитный характер. Симптомы этой категории не
имеют иной цели, кроме предотвращения ситуаций, угрожающих индивидууму
фрустрацией. Разница же между названными категориями симптомов подобна
различию между двумя борцами: первый еще надеется победить, тогда как второй
уже оставил все надежды и все свои усилия направил на то, чтобы избежать
травм и позора.
Феномен психологической капитуляции, утраты надежд непосредственно
связан с проблемой прогноза успешности психотерапии и обучения, и даже имеет
некоторое отношение к вопросу долголетия, и потому критерию, обнаруженному
Майером и позднее детально исследованному Клием (233), обязательно должно
найтись место в теории мотивации.
ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Дьюи (108) и Торндайк (449) подчеркнули один важный аспект мотивации,
который совершенно не учитывался большинством психологов, а именно,
возможность осуществления мотива. Обычно человек не желает неосуществимого
(я говорю об осознанном стремлении). Мы гораздо более реалистичны в своих
претензиях, чем допускают за нами психоаналитики, с головой ушедшие в
проблему бессознательных желаний.
Получив прибавку к жалованию, вы тут же ловите себя на желании
приобрести нечто такое, о чем до этого даже и не мечтали. Средний
американец, как правило, мечтает о новом автомобиле, холодильнике,
телевизоре и мечтает о приобретении этих вещей потому, что у него есть
возможность их приобрести; он не мечтает о яхте или о самолете, потому что
яхта и самолет ему не по карману. Скорее всего, даже в своих бессознательных
желаниях он не испытывает потребности приобрести яхту и самолет.
Фактор осуществимости мотивации имеет чрезвычайно важное значение для
понимания межклассовых, межгрупповых и межкультуральных различий в
мотивации.
ВЛИЯНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Выше обозначенная проблема напрямую связана с вопросом о том, какое
влияние оказывает реальность на бессознательные импульсы человека. По
Фрейду, импульсы, идущие из Ид, являются совершенно самостоятельной
реальностью, не пересекающейся не только с внешним миром, но и с прочими
импульсами. Постичь Ид можно только при помощи сравнения, и мы называем его
хаосом, называем котлом, полным бурлящего возбуждения. Энергия Ид ѕ это
инстинкты, но это энергия не организованная, не имеющая воли, управляемая
одним лишь стремлением удовлетворить инстинктивные потребности в
соответствии с принципом удовольствия. Для процессов Ид не существует
логики, они не подчиняются закону взаимного уничтожения противоположностей.
Противоречивые импульсы существуют друг подле друга, не уничтожая друг друга
и не уклоняясь от взаимодействия, а порой ради сиюминутной выгоды, ради
разрядки энергии даже идут на компромисс, объединяют свою энергию воедино.
Ид не содержит в себе отрицания, его пример убеждает нас в том, что все-таки
существует исключение из философского принципа, гласящего, что всякий
психический акт протекает в пространстве и времени...
Ид не знает, что такое ценности, не умеет различать добро и зло, ему
неведома мораль. Критерий выгоды или, если угодно, количественный фактор,
тесно связанный с принципом удовольствия, ѕ вот что управляет процессами Ид.
Катексис инстинктов, рвущихся вовне, ѕ это все. что содержит в себе Ид".
(Фрейд 3. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, W. W. Norton, 1933,
pp. 103-105.)
Импульсы, попавшие под контроль, модифицированные или подавленные,
перестают быть Ид и становятся частью Эго.
"Мы имеем все основания считать, что Это является той частью Ид,
которая модифицировалась благодаря близости и влияниям внешнего мира,
которая приспособлена к восприятию раздражений и защите от них. ѕ ее можно
сравнить с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Эта
связь с внешним миром ѕ решающая характеристика Эго. Эго взяло на себя
задачу представлять его Ид для блага Ид, которое без посредничества Эго в
своем слепом стремлении к удовлетворению инстинктов было бы неизбежно
уничтожено мощными внешними силами. Выполняя эту функцию, Эго наблюдает за
внешним миром, сохраняет в следах своей памяти его образ и, сопоставляя этот
образ с реальностью, удаляет из картины внешнего мира все неточности,
искажения, которые привносятся в нее внутренними силами возбуждения. По
поручению Ид Эго контролирует все выходы к моторике, но между желанием и
действием оно делает отсрочку для мыслительных процессов и во время этой
отсрочки вновь обращается к остаточным следам опыта, сохранившимся в памяти.
Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом
процессов в Ид, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом
реальности, который сулит большую безопасность и больший успех" (там же, р.