<< Пред.           стр. 1 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 Начало формы
 Абрахам Гарольд Маслоу. Мотивация и личность
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 
  ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ И ВТОРОМУ ИЗДАНИЯМ
 
  БЛАГОДАРНОСТИ
 
 Глава 1
 
  Психологический подход к науке
  Психология ученых
  Сферы приложения психологического подхода к науке
 
 Глава 2
 
  Проблемный и технократический подход в науке
  Приоритет средства над целью
  Приоритет средств и догматизм в науке
 
 Глава 3
 
  Предисловие к теории мотивации
  Индивидуум как интегрированное целое
  Голод как парадигма
  Цель и средство
  Желания и культура
  Множественные мотивации
  Мотивационные состояния
  Взаимосвязь мотиваций
  К вопросу о перечнях потребностей
  Классификация мотивов
  Мотивация и эксперименты на животных.
  Окружающая среда
  Интеграция
  Немотивированное поведение
  Возможность осуществления
  Влияние реальности
  К вопросу о необходимости исследования здоровой мотивации
 
 Глава 4
 
  Теория человеческой мотивации
  Введение
  Базовые потребности
  Другие характеристики базовых потребностей,
 
 Глава 5
 
  Значение концепции удовлетворения для психологической теории
  Общие последствия удовлетворения
  Научение и удовлетворение базовой потребности
  Удовлетворение потребности и формирование характера
  Концепция здорового удовлетворения
  Феномены, частично детерминированныебазовым удовлетворением
  Патология, вызванная удовлетворением
  Функциональная автономия высших потребностей
  Некоторые феномены, связанные с базовым удовлетворением
 
 Глава 6
 
  Инстинктоподобная природа базовых потребностей
  Теория инстинктов
  Концепция инстинктоидности базовых потребностей
 
 Глава 7
 
  Потребности высшие и низшие
  Различия между высшими и низшими потребностями
  Некоторые последствия различения высших и низших потребностей
 
 Глава 8
 
  Психопатогенез и теория угрозы
  Депривация, фрустрация и угроза
  Конфликт и угроза
 
 Глава 9
 
  Инстинктоподобна или нет деструктивность?
  Этологические данные
  Данные детской психологии
  Антропологические данные
  Некоторые теоретические соображения об источниках деструктивного
 поведения
  Клинический опыт
  Данные эндокринологии, генетики и других наук
 
 Глава 10
 
  Экспрессивный компонент поведения
  Преодоление и экспрессия
  Самоосвобождение и катарсис. Незавершенные акты. Синдром разведчика
  Репетиционный синдром; настойчивое и безуспешное преодоление;
 обезвреживание проблемы
  Определение невроза
  Катастрофическое поведение; безнадежность
  Психосоматические симптомы
  Свободные ассоциации как самовыражение
 
 Глава 11
 
  Самоактуализированные люди: исследование сихологического здоровья
  От автора
  Метод отбора испытуемых
  Как были получены данные и как они будут представлены
  Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с
 реальностью
  Приятие (себя, других, природы)
  Спонтанность, простота, естественность
  Служение
  Отстраненность; потребность в уединении
  Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность
  Свежий взгляд на вещи
  Мистические переживания и высшие переживания
  Ge meinschaftsgefbhl
  Межличностные отношения
  Демократичность
  Умение отличать средство от цели, добро от зла
  Философское чувство юмора
  Креативность
  Сопротивление культуральным влияниям; трансценденция культуры
  Несовершенство самоактуализированного человека
  Ценности и самоактуализация
  Самоактуализация и преодоление дихотомий
 
 Глава 12
 
  Любовь и самоактуализация
  Предварительное описание некоторых характеристик любви
  Самоактуализация и беззащитность в любви
  Способность любить и быть любимым
  Самоактуализация, любовь и секс
  Забота, ответственность и общность потребностей
  Любовь как радость и игра
  Приятие индивидуальности партнера и уважение к нему
  Любовь как высшее переживание. Восхищение, удивление, трепет
  Отчужденность и индивидуализм
  Эффективность восприятия, хороший вкус и здоровая любовь
 
 Глава 13
 
  Познание индивидуального и общего
  Вступление
  Рубрификация в процессах внимания
  Рубрификация и восприятие
  Рубрификация в обучении
  Рубрификация в мышлении
  Стереотипизация и нехолистичное теоретизирование
  Язык и названия
 
 Глава 14
 
  Немотивированные и нецеленаправленные реакции
  Примеры относительно немотивированных реакций
  Искусство
  Созерцание, наслаждение, удивление, вкус к жизни, высшие переживания
  Стиль и вкусы
  Игра
  Идеология, философия, теология, познание
 
 Глава 15
 
  Психотерапия, здоровье и мотивация
  Психотерапия и хорошие отношения между людьми
  Хорошие человеческие отношения как психотерапевтическое воздействие
  Психотерапия и хорошее общество
  Роль знания и навыка в современной психотерапии
  Аутотерапия и когнитивная терапия
  Групповая психотерапия и группы личностного роста
 
 Глава 16
 
  Понятие нормы. Здоровье и ценности
  Определения нормы
  Новая концепция нормы
  Старые и новые представления о человеческой природе
  Внутренняя природа человека
  Что такое хорошие условия ?
  Психологическая утопия
  Среда и личность
  Природа нормы
 
 КОММЕНТАРИИ
 
 
 ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
  Приложение А.
  Проблемы, связанные с позитивным подходом к психологии
 
  Приложение В.
  Холистическо-динамическая, организменная теория. Динамика синдрома
 
 КОММЕНТАРИИ
 
 
 БИБЛИОГРАФИЯ
 
 
  ----------------------------------------------
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
 
  Эта книга представляет собой переработанное и исправленное издание моей
 работы "Мотивация и личность". Я постарался воплотить в ней итог своих
 размышлений за последние шестнадцать лет, а размышлений было очень и очень
 много. Я не переписывал все заново, и все-таки полагаю, что это издание
 существенным образом отлично от предыдущего, поскольку даже сама главная
 идея книги подверглась ревизии, о чем я подробно расскажу ниже.
  Впервые вышедшая в свет в 1954 году, эта работа, в сущности,
 представляла собой попытку построения такой теории, которая базировалась бы
 на классической психологии того времени и в то же самое время никак не
 отвергала бы ее и не противостояла бы ей. Я пытался расширить наши
 представления о личности, выходя на "высшие" уровни человеческой природы. (Я
 даже подумывал назвать ее "Дальние пределы человеческой природы".) Если бы
 вы попросили меня кратко изложить основной тезис той книги, то я бы сказал
 так: психология много толковала о человеческой природе, но кроме этой
 природы человек имеет еще и высшую природу, и эта его природа
 инстинктоподобна, то есть является частью его сущности. Если бы вы позволили
 мне слегка пояснить этот тезис, я бы добавил, что, в отличие от
 бихевиористов и психоаналитиков фрейдистского толка, исповедующих
 аналитический, диссекционистский, атомистический, ньютоновский подход к
 человеку и к его природе, я убежден в холистичности человеческой натуры.
  Иначе говоря, я ценю эмпирический багаж, накопленный экспериментальной
 психологией и психоанализом, но мне претят проповедуемые этими науками идеи.
 Мне близок экспериментаторский задор бихевиоризма и всеобнажающий,
 всепроникающий дух психоанализа, но я не могу согласиться с тем видением
 человека, которое они предлагают. Иначе говоря, своей книгой я представляю
 иную философию человеческой природы, предпринимаю попытку иначе очертить
 образ человека.
  Однако, если раньше я воспринимал свои разногласия с бихевиоризмом и
 психоанализом как спор, не выходящий за рамки психологии, то теперь я вижу в
 них локальное проявление нового Zeitgeist, своего рода знамения времени, я
 воспринимаю их как признак зарождения новой генерализованной и
 всеохватывающей философии жизни. Это новое гуманистическое мировоззрение
 внушает мне радость и оптимизм; оно. как мне кажется, может оказаться
 плодотворным в любой области человеческого знания, будь то экономика,
 социология или биология, в любой сфере профессионального знания ѕ в
 юриспруденции, политике, медицине; оно поможет нам понять истинное значение
 таких социальных институтов как семья, религия, образование. Именно это
 убеждение побудило меня переработать свою книгу, посвятив ее изложению новой
 психологии. Эта психология ѕ лишь часть общего мировоззрения, один из
 аспектов всеобъемлющей философии жизни, философии, пока не приобретшей
 завершенной формы, но которая видится нам все более и более возможной, а
 значит, требует к себе серьезного отношения.
  Не могу не упомянуть здесь крайне огорчительный для меня факт,
 заключающийся в том, что это поистине революционное знание (новое
 представление о человеке, обществе, природе, ценностях, новое понимание
 науки, философии и т.п.) до сих пор не попало в поле зрения наших
 интеллектуалов, а порой сознательно не замечается ими, особенно теми, в чьем
 ведении находятся средства связи с образованной частью общества и молодежью.
 (Отчасти поэтому я говорю о "тайной революции".)
  Мировоззрение очень многих представителей интеллектуальной элиты
 отмечено печатью глубокой безысходности и цинизма, цинизма, доходящего порой
 до разъедающей душу злобы, даже жестокости. Эти интеллектуалы отрицают
 возможность совершенствования человека и общества, отказываются видеть
 внутренние, сущностные ценности, заложенные в каждом человеке, не признают
 за ним жизнелюбия и любви.
  Ставя под сомнение такие исконно человеческие качества как честность,
 доброта, великодушие, любовь, они выходят за рамки умеренного, здравого
 скептицизма и проявляют откровенную враждебность по отношению к тем
 представителям рода человеческого, которые демонстрируют им эти качества.
 Они потешаются над хорошим человеком, считая его глупым и наивным, они
 придумывают ему прозвища, называя его то "бойскаутом", то "пай-мальчиком".
 Столь агрессивное развенчивание, эту ненависть и уничижение уже нельзя
 назвать презрением ѕ порой ато напоминает отчаянную попытку защититься,
 оградить себя от людей, которые стараются одурачить их, провести, заморочить
 им голову. Я полагаю, психоаналитик увидел бы в этом динамику злобы и мщения
 за пережитые в прошлом разочарования и крах иллюзий.
  Этой субкультуре безнадежности, этой установке "ты ничем не лучше",
 этой антиморали, в основе которой лежат агрессия, безнадежность, где нет
 места для доброй воли, прямо противостоит гуманистическая психология,
 вооруженная данными предварительных исследований, которые представлены в
 этой книге, и трудами, указанными в библиографии. Несмотря на то, что нам
 все еще приходится соблюдать известную осторожность, рассуждая о
 предпосылках "хорошего" в человеческой природе (см. главы 7, 9, 11 и 16), мы
 уже вправе со всей убежденностью отвергнуть лишающее нас надежды суждение об
 изначальной порочности и злобности человеческой природы- Нам предстоит
 доказать, что убежденность в порочности человеческой натуры не может и
 дальше быть делом вкуса. Данные наших исследований позволяют говорить, что в
 настоящее время ее могут питать только сознательная слепота и невежество,
 только нежелание считаться с объективными фактами. И потому такого рода
 предвзятое отношение к человеку следует считать скорее личностной проекцией,
 нежели обоснованной философской или научной позицией.
  Гуманистическая, холистичная концепция науки, представленная в первых
 двух главах этой книги и в Приложении В, получила мощное подтверждение в
 виде многочисленных работ, увидевших свет за последние десять лет. Особенно
 хочется отметить замечательную книгу М. Полани Personal Knowledge (376).
 Мысли, изложенные в этой работе, во многом перекликаются с идеями моей
 "Психологии науки" (292). Обе работы очевидно копфронтируют с классическим,
 конвенциональным видением науки, обе предлагают отличную от общепринятой

<< Пред.           стр. 1 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу