<< Пред. стр. 18 (из 53) След. >>
объектом целенаправленного научного изучения.8. Данные предварительных клинических и теоретических исследований,
посвященных проблеме самоактуализации, ясно указывают на особый статус
базовых потребностей человека. Удовлетворение именно этих, а не каких-либо
иных, потребностей является условием здоровой, полноценной жизни (см. главу
11). Кроме того, как показывают наблюдения за самоактуализированными людьми,
в большинстве своем эти люди принимают и приветствуют свое импульсивное
начало, предпочитают ладить с ним, остерегаются игнорировать или подавлять
его. Однако нам опять приходится с глубоким сожалением признать, что и эта
проблема, как и проблема психотерапевтических эффектов, еще не исследована
должным образом.
9. В антропологической науке, исповедовавшей принцип культурного
релятивизма, первый ропот недовольства поднялся в стане
исследователей-полевиков, которые довольно быстро поняли, что этот принцип
подразумевает существование гораздо более глубоких различий между людьми
разных культур, нежели наблюдали они, изучая представителей этих культур.
Первым и самым важным уроком, вынесенным мною из моего достаточно
кратковременного пребывания в резервации Черноногих индейцев, стало
осознание того факта, что каждый индеец ѕ это прежде всего человек,
индивидуальность и только потом представитель племени Черноногих индейцев.
Нельзя отрицать различий, разделяющих индейца и белого человека, но эти
различия ѕ ничто по сравнению с тем, что объединяет их. Индейцы, как и все
остальные люди, знают, что такое гордость, они хотят нравиться, ищут
уважения и признания, стремятся избежать тревоги. Конституциональные
различия, известные нам на примере представителей нашей культуры, например,
такие как разница в уровне интеллекта, активности, эмоциональности,
обнаруживаются и между представителями всех других культур.
У меня складывается впечатление, что даже в тех случаях, когда мы
наблюдаем "чисто" культуральные поведенческие проявления, их зачастую можно
трактовать как всеобщие, универсальные человеческие реакции, реакции, на
которые способен любой человек, окажись он в аналогичной ситуации. Я говорю
здесь о таких реакциях как, например, реакция на фрустрацию, тревогу, горе,
победу, приближающуюся смерть и т.д.
Разумеется, впечатления, о которых я говорю, неотчетливы и
приблизительны, я не могу подтвердить их цифрами и диаграммами, и потому их
вряд ли можно назвать научными. Но собранные вместе, эти впечатления в
совокупности с теми наблюдениями, фактами и предположениями, которые были
представлены выше, и с теми гипотезами, о которых я скажу далее, среди
которых гипотеза о слабости инстинктоидных потребностей, неожиданное
наблюдение независимости, высокой степени личностной автономности
самоактуализированных людей и их высокой сопротивляемости социальным
влияниям, возможность отделения концепции здоровья от концепции болезни, ѕ
все это убеждает меня в необходимости переосмысления взаимосвязей,
объединяющих личность и культуру. Наконец, это поможет нам осознать важную
роль внутренней, интраорганизмической предопределенности, свойственной, по
крайней мере, здоровой личности.
Понятно, что принявшись "творить" человека без учета его внутренней,
организмической структуры, мы вряд ли услышим от него крики боли; ясно, что
подобная лепка не вызовет мгновенные, очевидные патологические эффекты,
вроде перелома костей. Однако, по мнению большинства клиницистов, патология
в этом случае неизбежна. Если она сразу и не проявит себя, то затаится в
скрытом виде, и в конце концов обязательно скажется, не раньше, так позже.
Именно поэтому мне кажется оправданным и логичным искать причины невроза в
раннем подавлении насущных (хотя и очень слабых) требований организма.
Неподчинение социальным нормам и требованиям, сопротивление, которое
оказывает человек давлению культуры во имя сохранения собственной
целостности и собственной внутренней природы, должно стать предметом самых
тщательных психологических и социальных исследований. И тогда, возможно, мы
обнаружим, что так называемый "адаптированный" человек, тот, который легко и
охотно подчиняется разрушительным влияниям культуры, не менее болен, чем
какой-нибудь правонарушитель, преступник или невротик, каждый из которых
своими реакциями демонстрирует, что "есть еще порох в пороховницах", что у
него еще достанет храбрости и нахальства, чтобы помешать обществу переломить
его.
Из атого соображения вытекает другое, которое на первый взгляд может
показаться странным, и даже нелепым парадоксом, ставящим все и вся с ног на
голову. Образование, цивилизация, разум, религия, закон, правительство ѕ
большинство людей воспринимает эти институты как силы, направленные на
обуздание инстинктивного начала человеческой натуры, как сдерживающие,
репрессивные силы. Но если принять нашу точку зрения, если согласиться с
тем, что цивилизация более опасна для инстинктов, чем инстинкты для
цивилизации, то нам, возможно, придется пересмотреть и это наше
представление. В конце концов нам, может быть, придется согласиться с тем,
что образование, закон, религия и т.п. должны поступить в услужение базовым
потребностям человека, должны оберегать, сохранять, укреплять и поощрять
такие инстинктоидные человеческие потребности, как потребность в
безопасности, в любви, в самоуважении и в самоактуализации.
10. Я убежден, что стоит нам принять изложенную выше точку зрения, как
мы тут же преодолеем многие из традиционных философских дихотомий, такие как
"биологияѕкультура", "врожденноеѕприобретенное", "субъективноеѕобъективное",
"идиосинкратическоеѕуниверсальное" и так далее, этот ряд можно продолжать до
бесконечности. Моя убежденность зиждется еще и на том, что так называемые
раскрывающие методы психотерапии, терапевтические техники, направленные на
раскрытие и развитие "самости" человека, техники личностного роста
подталкивают человека к обнаружению и обнажению своей объективной,
биологической природы, своего животного начала, видовых характеристик,
приближают его к познанию своей истинной Сущности.
Практически любой психотерапевт, к какой бы школе он ни принадлежал,
столкнувшись с неврозом, ставит перед собой вполне конкретную задачу ѕ
обнаружить, выявить базовую, истинную, реальную сущность человека, обнажить
и высвободить ядро его Я, сердцевину его личности, угнетенную тяжестью
внешней болезни. С особой прямотой эту задачу сформулировала Хорни (199),
заявив, что терапевт должен пробираться через "псевдо-Я" пациента к его
"реальному Я". Понятие "самоактуализация" также содержит скрытый акцент на
реализацию личностного Я, на актуализацию единственно реальной, хотя и
потенциальной, сущности человека. Поиск Идентичности ѕ это, в общем-то, то
же самое, что и "становление" человека, становление тем, кто ты есть. Я бы
назвал этот процесс "дочеловечиванием", или индивидуализацией, или поиском
аутентичности (166).
Очевидно, что, как бы мы ни назвали этот процесс, главное в нем ѕ
осознание человеком того, что он есть на самом деле, осознание своей
биологической, констигуциональной природы, которая одновременно и уникальна,
и универсальна, то есть присуща всем представителям рода человеческого.
Именно к этому ведут своих пациентов все психоаналитики, сколь бы разными ни
были их теоретические взгляды. Любой психоаналитик пытается помочь пациенту
осознать его потребности, импульсы, эмоции, помогает пациенту понять, что
ему нравится и что причиняет боль. Такое осознание по сути своей
феноменологично, это феноменология собственного животного начала, раскрытие
собственной биологии посредством ее познания и проживания ѕ можно называть
это субъективной биологией, интроспективной биологией, прочувствованной
биологией или придумать какие-то другие названия.
Опять же, какие бы названия мы ни изобретали, суть останется
неизменной, и заключается она в субъективизации объективного, то есть в
субъективном познании объективного, в раскрытии специфических видовых
характеристик человечности. Это индивидуальное познание общего и
универсального, персональное раскрытие имперсонального и трансперсонального
(и даже трансчеловеческого). Одним словом, инстинктоидная природа человека
должна изучаться и субъективными, и объективными методами, к в процессе
поиска идентичности, и традиционными метода наблюдения. Биология не может
быть только объективной наукой, в ней обязательно должен присутствовать
субъективный компонент. Перефразируя слова Мак-Лэйша, выражу свою мысль так:
Не ищи в человеке смысла.
Человек ѕ он и есть человек.
ГЛАВА 7
ПОТРЕБНОСТИ ВЫСШИЕ И НИЗШИЕ
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВЫСШИМИ И НИЗШИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В данной главе я попытаюсь показать, что можно говорить о реальных
основаниях для подразделения потребностей на "высшие" и "низшие".
Аргументация, которую я приведу ниже, поможет подтвердить выдвигаемое мною
положение о том, что организм сам диктует иерархию ценностей, а ученый лишь
наблюдает за ней и описывает ее. К сожалению, мне придется доказывать
очевидные вещи, и все оттого, что в науке почему-то утвердилось
представление о том, что иерархия ценностей творится ученым, что она несет
на себе печать его вкусов и предубеждения, основывается лишь на его
интуитивных догадках и допущениях, бездоказательных и недоказуемых. Во
второй части главы я перечислю ряд возможных позитивных последствий
дифференциации потребностей на высшие и низшие.
Невнимание к проблеме ценностей, нежелание признать ее
научно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку,
не только препятствует ее полному развитию, но и подталкивает человечество к
гипернатурализму, к этическому релятивизму, к хаосу и нигилизму. Если же нам
удастся продемонстрировать, что способность совершать выбор между высшим и
низшим, между сильным и слабым заложена в самой природе организма, то
разговоры об относительности ценностей и ценностного выбора, об отсутствии
естественных критериев разграничения добра и зла, о том, что одна ценность
ничем не лучше другой, прекратятся за отсутствием предмета обсуждения.
Принцип естественного выбора уже выдвигался мною в главе 4. Базовые
потребности естественным образом выстраиваются в совершенно отчетливую
иерархию, в которой более сильная, более насущная потребность предшествует
менее сильной и менее насущной. Например, мы уже можем вполне определенно
заявить, что потребность в безопасности сильнее, чем потребность в любви,
ибо при фрустрации этих потребностей первая явно доминирует в организме.
Физиологические потребности (взаимоотношения между которыми также
подчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в безопасности,
которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою очередь, сильнее
потребности в уважении, более сильной, чем потребности идиосинкратического
уровня, которые мы обобщаем в рамках одной потребности ѕ потребности в
самоактуализации.
Именно таков порядок потребностей, в соответствии с которым организм
совершает выбор, или отдает предпочтение. Но с этим порядком связан не
только процесс выбора, его отчетливое влияние обнаруживает себя и в иных
сферах. Перечислим их:
1. В филогенетическом, или эволюционном плане более высокая потребность
представляет собой более позднее образование. Если потребность в пище ѕ
общая для всех живых организмов, то потребность в любви присуща только
человеку и, возможно, высшим человекообразным обезьянам, а потребность в
самоактуализации, бесспорно, ѕ одному лишь человеку. Чем выше потребность,
тем более специфична она для человека.
2. В процессе онтогенетического развития высшие потребности
обнаруживаются позже, чем низшие. При рождении человек обладает одними лишь
физиологическими потребностями и, возможно, в очень слабой, зачаточной форме
ѕ потребностью в безопасности, которая проявляется в реакции испуга и
наличие которой косвенно может быть подтверждено общим наблюдением, согласно
которому ребенок развивается лучше, если окружающий его мир отличается
стабильностью и регулярностью. Только спустя несколько месяцев ребенок
начинает выказывать первые признаки социальной привязанности и избирательной
любви, и еще позже, если чувстует себя в безопасности и если окружен любовью
родителей, обнаруживает стремление к автономности, независимости,
потребность в достижении, в уважении, в оценке, в похвале. Что касается
потребности в самоактуализации, то даже Моцарт обрел ее не раньше, чем в
трехчетырехлетнем возрасте.
3. Чем выше место потребности в иерархии потребностей, тем менее
насущна она для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворенной
и тем выше вероятность ее полного исчезновения. Потребности высших уровней
отличаются меньшей способностью к доминированию и меньшей организационной
силой. Если низшие потребности требуют немедленного удовлетворения,
мобилизуют все силы организма и вызывают автономные реакции, призванные
обеспечить их удовлетворение, то высшие потребности не так настоятельны.
Отчаянное, маниакальное стремление к безопасности наблюдается гораздо чаще,
чем маниакальное стремление к уважению окружающих. Депривация высших
потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как депривация
низших потребностей. По сравнению с пищей и безопасностью уважение кажется
просто роскошью.
4. Жизнь на более высоких мотивационных уровнях означает большую
биологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньшую
подверженность болезням, лучший сон, аппетит и т.п. Исследования в области
психосоматики вновь и вновь показывают нам, что следствием тревоги, страха,
отсутствия любви, деспотизма становятся крайне нежелательные физические и
психологические последствия. Удовлетворение высших потребностей в конечном
итоге не только повышает жизнеспособность организма, оно служит его росту и
развитию.
5. С субъективной точки зрения высшие потребности менее насущны. Намеки
высших потребностей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглушается
громкими и ясными требованиями других потребностей и желаний, их интонации
очень похожи на интонации ошибочных убеждений или привычек. Умение
распознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самом
деле ѕ само по себе огромное психологическое достижение. Все, что мы сказали
здесь, вдвойне справедливо для потребностей высших уровней.
6. Удовлетворение высших потребностей приводит человека к субъективно
желанному состоянию, он испытывает чувство покоя, умиротворенности, счастья,
богатства внутренней жизни. Удовлетворение потребности в безопасности в
лучшем случае может принести чувство облегчения и расслабленности, но не
может подарить человеку мгновений экстаза, высших переживаний, исступленного
счастья, восторга, как не может вызвать чувства умиротворенности, понимания,
гордости и тому подобных чувств.
7. Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших
потребностей означает движение в сторону здоровья, прочь от психопатологии.
Аргументы в пользу этого тезиса приведены в главе 5.
8. Для актуализации высшей потребности требуется больше предварительных
условий, чем для актуализации низшей потребности. Мы можем говорить об этом
уже потому, что для пробуждения высшей потребности необходимо удовлетворение
более сильных, препотентных ей потребностей. Например, актуализация
потребности в любви требует выполнения большего количества условий, чем
актуализация потребности в безопасности. В более общем плане можно сказать,
что "высокая" жизнь несоизмеримо сложнее, чем "низкая" жизнь. Для того,
чтобы испытать потребность в уважении и статусе, человек должен
взаимодействовать с большим числом людей, должен иметь более широкую арену
деятельности, должен ставить перед собой более долговременные задачи, должен
уметь оперировать более разнообразными средствами и парциальными целями,
должен сделать большее количество промежуточных шагов, чем это необходимо
для актуализации потребности в любви. То же самое можно сказать и
относительно потребности в любви, если мы сравним ее с потребностью в
безопасности.
9. Для актуализации высших потребностей необходимы хорошие внешние
условия. Для того, чтобы люди перестали убивать друг друга, необходимы
соответствующие внешние условия, но для того, чтобы люди еще и любили друг
друга, необходимо несколько большее. И наконец, только очень хорошие условия
делают реальной возможность самоактуализации.
10. При условии удовлетворения и низшей и высшей потребности последняя
приобретает большую субъективную значимость для человека. Ради высшего
удовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готов
мириться с депривацией низших потребностей. Зачастую ради принципов и
убеждений человек согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается от
богатства и престижа во имя возможности реализовать себя на избранном
поприще. Человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такое
самоуважение и самореализация, как правило, ставит их выше сытого желудка и
чувства безопасности.
11. Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовной
идентификации (тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше
степень любовной идентификации). Любовную идентификацию можно определить как
слияние мотивационных иерархий двух или нескольких людей. Человек принимает
потребности и желания любимого человека как свои собственные, не различает
их. Желание любимого становится его собственным желанием.
12. Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших
потребностей вызывает желательные, благоприятные гражданские и социальные
последствия. В какой-то степени здесь справедлива следующая закономерность:
чем выше потребность, тем она менее эгоистична. Голод чрезвычайно
эгоцентричен, утоление голода ѕ это всегда самоудовлетворение. Но стремление
к любви и уважению обязательно предполагает взаимодействие с другими людьми.
Более того, его невозможно реализовать, не осознав необходимость
удовлетворять потребности других людей. Люди, в достаточной мере
удовлетворившие свои базовые потребности (потребность в пище и в
безопасности), устремленные к любви и уважению, обнаруживают такие черты,
как верность, дружелюбие, гражданское самосознание; именно из таких людей
получаются хорошие родители, супруги, учителя, общественные деятели и т.п.
13. Удовлетворение высших потребностей в большей мере приближает
человека к самоактуализации, чем удовлетворение низших потребностей. Это
различие имеет чрезвычайно важное значение для теории самоактуализации.
Помимо всего прочего оно означает, что люди, живущие на высоких уровнях
мотивационной жизни, многими чертами похожи на самоактуализированных людей и
похожесть эта очень заметна.
14. Жизнь на высоких мотивационных уровнях и удовлетворение высших
потребностей приводит к более сильному и более естественному, истинному
индивидуализму. Данное положение как будто вступает в противоречие с
предыдущим заявлением о том, что "высокая" жизнь означает более сильную
любовную идентификацию, то есть социализацию. Однако, несмотря на всю
кажущуюся алогичность, его следует воспринимать как эмпирическую реальность.
Самоактуализированные люди отличаются как высокой степенью
идиосинкратичности, так и способностью любить человечество, и этот факт
полностью соответствует теоретическим размышлениям Фромма относительно
синергической природы взаимоотношений между любовью к себе (или вернее,
самоуважением) и любовью к другим людям. В данном контексте интересны также
его размышления об индивидуальности, спонтанности и роботизации (145).
15. Чем выше уровень потребностей, тем более податлив человек для
психотерапевтического воздействия, тем эффективнее оно может быть;
психотерапевт не в состоянии оказать помощь человеку, находящемуся на низких
уровнях мотивационной жизни. Психотерапевтические методы ничем не помогут
голодному человеку.
16. Низшие потребности имеют более четкую локализацию, более осязаемы и
ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более "соматичны",
чем потребность в любви, которая, в свою очередь, более соматична, чем
потребность в уважении. Кроме того, удовлетворители низших потребностей
гораздо более осязаемы и очевидны, чем источники удовлетворения высших
потребностей. Ограниченность низших потребностей проявляется еще и в том,
что для их удовлетворения требуются конкретные удовлетворители. Чтобы
утолить голод, достаточно съесть определенное количество пищи, но