<< Пред.           стр. 40 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 самом общество, среди тех же самых людей, станет утверждать, что общество, в
 котором он живет ѕ это совершенно нормальное, здоровое общество. С
 психологической точки зрения здесь нет противоречия. Каждый глубоко
 нездоровый человек ощущает себя живущим в плохом, нездоровом обществе. Если
 вернуться к нашим рассуждениям о взаимоотношениях между психотерапевтом и
 пациентом, то можно сказать, что психотерапия ѕ это попытка воссоздания
 хорошего общества в миниатюре, в рамках взаимоотношений между терапевтом и
 пациентом.77 Такая интерпретация психотерапевтических отношений уместна даже
 в том случае, если мы имеем дело с обществом, которое большинством членов
 общества воспринимается как больное.
  Выходит, что психотерапия является своего рода социальным противовесом,
 уравновешивающим базовые стрессы и тенденции больного общества. В данном
 случае неважно, насколько запущена болезнь общества, психотерапия дает
 возможность каждому отдельно взятому индивидууму противостоять патогенным
 социальным влияниям. Психотерапия, образно говоря, помогает человеку плыть
 против течения, она восстанавливает природу человека против нездоровья
 общества, она революционна и радикальна в самом корневом смысле этих слов. А
 о психотерапевте в таком случае можно сказать, что это человек, в одиночку
 восставший на борьбу с патогенными социальными влияниями, на борьбу с
 обществом.
  Если бы арена этой борьбы стала шире, если бы психотерапевт имел дело
 не с тремя десятками, а с тремя миллионами пациентов в год, то социальная
 значимость психотерапии ни у кого не вызывала бы сомнений. Общество,
 несомненно, претерпело бы огромные изменения, которые в первую очередь
 коснулись бы характера межличностных отношений. Мы обнаружили бы тогда, что
 люди стали более добрыми, более гостеприимными, более дружелюбными, более
 щедрыми по отношению друг к другу, и это, в свою очередь, стало бы
 предпосылкой преобразования экономической, политической и законодательной
 систем (347). Можно надеяться, что наблюдаемое сейчас стремительное развитие
 всевозможных психотерапевтических групп, групп встреч и так называемых групп
 личностного роста вызовет ощутимые изменения в нашем обществе.
  Однако мне кажется очевидным, что никакое общество, даже самое хорошее,
 самое здоровое, не застраховано от патологии. Угроза неизбежна, потому что
 корни ее лежат не только в природе человека, но и во внешней по отношению к
 человеку реальности. Стихийные бедствия, фрустрация, болезни, смерть ѕ все
 это источники угрозы. Уже сам факт склонности людей к общественной жизни
 наряду с очевидными преимуществами таит в себе и угрозу. Мы вынуждены
 считаться с потребностями и желаниями других людей и при этом зачастую
 должны поступаться своими собственными потребностями и желаниями. Не стоит
 забывать о том, что и в самой человеческой природе нередко произрастают
 ростки зла ѕ не в силу врожденной порочности человека, но в силу невежества,
 глупости, страха и т.п. (см. главу 9).
  Отношения человека с обществом настолько сложны и противоречивы, что
 мы, движимые желанием получить однозначные ответы на все вопросы, нередко
 впадаем в ту или иную крайность, анализируем одну сторону дела, не замечая
 другой, и в результате приходим к ошибочным заключениям. Чтобы не пускаться
 в длинные рассуждения, я отсылаю вас к заметкам, изданным мною в качестве
 пособия к семинару по утопической социальной психологии (311b). Вопросы,
 сформулированные мною для студентов, не следует воспринимать как пустые,
 неосуществимые фантазии, это практические вопросы, которые подлежат
 эмпирическому исследованию. В этих заметках я призываю своих студентов
 мыслить количественными категориями, в терминах сравнений и процентных
 соотношений, предостерегаю их от мышления в терминах "или-или", "да или
 нет", "черное или белое". Задача исследования проблемы взаимоотношений
 человека и общества сформулирована мною в следующих вопросах: насколько
 хорошее общество допускает человеческая природа? Насколько хорошего человека
 допускает общественное устройство? Насколько хорошего человека мы вправе
 ожидать, учитывая естественные ограничения человеческой природы? На сколь
 хорошее общество мы можем надеяться, зная о естественных ограничениях
 общественного устройства?
  Если вы спросите мое мнение, то я скажу, что совершенство для человека
 не только недостижимо, но и немыслимо, однако я уверен, что в каждом
 человеке скрываются гораздо большие возможности для совершенствования,
 нежели мы привыкли думать. Мечта о совершенном обществе так же несбыточна,
 как и мечта о совершенном человеке. Как мы можем ждать совершенства от
 общества, если мы до сих пор не приблизились к нему в самых простых
 отношениях ѕ в супружеских, в дружеских, в отношениях между родителями и
 детьми? Если истинная любовь так редко встречается в семьях, в малых
 группах, то разве можем мы говорить о любви, связывающей миллионы людей? Или
 миллиарды? И все же я не сомневаюсь в том, что даже если отношениям в семье,
 в малых группах и обществе в целом не суждено стать совершенными, все-таки
 их следует совершенствовать. Мы можем добиться того, чтобы они из очень
 плохих превратились в очень хорошие.
  Мы знаем достаточно, чтобы не ждать легких побед и быстрых перемен.
 Совершенствование даже одного индивидуума требует огромной
 психотерапевтической работы, которая может длиться долгие годы, которая
 только приблизит человека к совершенствованию, даст ему возможность для
 дальнейшей работы над собой. Мы можем рассуждать об инсайте, о прозрении или
 пробуждении, но мы должны отдавать себе отчет в том, что мгновенная
 самоактуализация, стремительный переход из одного состояния в другое
 возможен, но настолько нетипичен, что на него не стоит особенно полагаться.
 Психоаналитики уже научились этому, они говорят о необходимости "проработки"
 пациентом открывшейся ему сути вещей, о медленном, постепенном, болезненном
 процессе накопления и использования частных прозрений. Духовные наставники
 восточных религий подчеркивают, что человек в каждый момент жизни должен
 работать над собой, каждый миг должен стремиться к совершенству. К этой же
 мысли постепенно склоняются и наиболее вдумчивые, и наиболее серьезные
 организаторы психотерапевтических групп, групп встреч, групп личностного
 роста и эмоционального обучения, ѕ все они, пусть и нехотя, пусть и через
 силу, но все же начинают признавать, что самоактуализация не выражается
 формулой: "Бац ѕ и готово!"
  Ясно, что любые формулы в этой области должны быть основаны на
 количественных соотношениях. Я могу предложить несколько таких формул: 1)
 чем более здоровым является общество в целом, тем меньше в нем больных
 индивидуумов и, следовательно, тем меньше необходимости в индивидуальной
 психотерапии; 2) чем более здоровым является общество, тем выше вероятность
 того, что отдельные нездоровые индивидуумы могут быть исцелены без
 вмешательства профессиональных психотерапевтов, под воздействием хороших
 жизненных обстоятельств; 3) чем более здоровым является общество, тем легче
 психотерапевту лечить пациента, поскольку пациент в этом случае будет более
 восприимчив к простой гратификационной терапии; 4) чем более здоровым
 является общество, тем выше эффективность инсайт-терапии, поскольку в
 здоровом обществе она подкреплена множеством хороших жизненных
 обстоятельств, наличием хороших межличностных отношений и отсутствием
 социопатогенных факторов, таких как войны, безработица, нищета и т.п.
 Очевидно, что можно выдвинуть еще с десяток столь же легко доказуемых
 теорем.
  Я уверен, понимание взаимосвязи между индивидуальной патологией,
 индивидуальной психотерапией и природой общества в целом поможет нам
 разрешить извечный парадокс, выраженный пессимистическим вопросом: "Можно ли
 сделать здоровым человека в обществе, которое стало причиной его
 нездоровья?" Мне думается, что пессимизм, заключенный в этом вопросе,
 опровергается самим фактом существования самоактуализированных индивидуумов,
 а также фактом существования психотерапии. Однако мы не вправе
 успокаиваться, просто ответив "да", просто признав возможность оздоровления
 человека ѕ мы обязаны найти пути реализации этой возможности, а для этого
 необходимо перевести вопрос в плоскость эмпирических исследований.
 
 РОЛЬ ЗНАНИЯ И НАВЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
 
  По мере усугубления психопатологии ее все труднее победить с помощью
 одних лишь гратификационных методов терапии. По мере разворачивания болезни
 однажды наступает такой момент, когда невротические потребности берут верх
 над базовыми потребностями индивидуума, и тот перестает стремиться к
 удовлетворению последних. После того, как невротик переходит некий рубеж,
 ему уже бессмысленно предлагать удовлетворение его базовых потребностей ѕ он
 не способен принять его и использовать во благо себе. Бессмысленно
 предлагать невротику любовь и дружбу, он боится любви, не верит в нее, ищет
 в ней подвоха и потому отвергнет ваше предложение.
  Если мы имеем дело с больным, оказавшимся по другую сторону этой
 границы, мы обязаны вспомнить про инсайт-терапию. Никакие другие методы ѕ ни
 суггестивные, ни симптоматические, ни гратификационные ѕ уже не помогут
 нашему пациенту. В какой-то миг он оказался в иной реальности, где не
 действуют наши законы, где становятся бессмысленными все предложенные нами
 выше принципы и формулировки.
  Разница между профессиональной и народной психотерапией огромна. Еще
 тридцать-сорок лет тому назад мы вынуждены были бы в этом месте поставить
 точку. Но сегодня мы не можем ограничиться одним лишь анализом механизмов
 народной терапии. Теперь психотерапия ѕ уже не божий дар, психологические
 открытия нашего века, начиная с революционных открытий Фрейда, Адлера и
 других исследователей, постепенно преображают ее, она все более обретает
 черты высокотехнологичной науки. Сегодня, для того, чтобы использовать новые
 техники психотерапии, уже недостаточно просто быть хорошим человеком, теперь
 для этого нужно обладать специальным знанием, пройти серьезную подготовку,
 научиться правильно использовать их. Это очень изощренные техники, в них нет
 ничего от спонтанности или интуитивности народной психотерапии, в известной
 мере они не зависят даже от особенностей характера, от вкусов и убеждений
 психотерапевта.
  Здесь мы рассмотрим только самые важные, самые революционные из этих
 техник, и первое место в их ряду по праву занимает техника инсайта. Техника
 инсайта помогает пациенту осознать его бессознательные желания, влечения,
 внутренние запреты и помыслы (анализ их генезиса, характера, механизмов
 сопротивления им и их переноса). Профессиональный терапевт, без сомнения,
 должен быть хорошим человеком, но благодаря владению данной техникой он
 имеет огромное преимущество над "просто хорошим" человеком.
  Каким же образом терапевт помогает пациенту в осознании? Методы
 инсайт-терапии, которыми пользуются нынешние терапевты не слишком далеко
 ушли от методов, изобретенных Фрейдом. Метод свободных ассоциаций,
 толкование сновидений и обыденных действий ѕ: вот основные пути, которыми
 терапевт ведет пациента к инсайту.78 В распоряжении терапевта имеются и
 другие средства, но они не столь эффективны, как перечисленные выше.
 Относительно методов релаксации и различных техник диссоциации можно
 сказать, что хотя от них и не приходится ожидать столь же радикального
 эффекта, как от традиционных фрейдовских техник, все же в некоторых случаях
 они могут оказаться полезными, и потому на них следует обратить более
 пристальное внимание.
  Владению этими техниками может научиться всякий, кто обладает
 достаточным умом и готов пройти соответствующий курс обучения в институте
 психиатрии или психоанализа или на курсах клинической психологии. Но нет
 ничего удивительного в том, что разные психотерапевты применяют их с разной
 степенью эффективности. Судя по всему, очень многое в данном случае зависит
 от интуиции инсайт-терапевтов. Кроме того, кажется очевидным, что
 существенное влияние на эффективность психотерапии оказывает здоровье
 личности психотерапевта, недаром все институты психоанализа предъявляют к
 своим слушателям особые требования личностного плана.
  Величайшая заслуга Фрейда заключается еще и в том, что он первым
 заговорил о необходимости познания терапевтом самого себя, осознания своих
 собственных бессознательных желаний и запретов. Но необходимость такого рода
 осознания признается в полной мере только психоаналитиками, представители
 других психотерапевтических школ обращают мало внимания на эту сторону дела,
 не отдавая себе отчет в том, что тем самым они загоняют себя в тупик. Я уже
 не раз говорил о том, что любое средство, которое помогает терапевту стать
 более здоровой личностью, одновременно помогает ему стать лучшим терапевтом.
 И в данном случае психоанализ или любая другая глубинная терапия может
 оказать терапевту совершенно реальную помощь. Если даже в результате
 проведенного курса психоанализа терапевт и не станет абсолютно здоровым
 человеком, он, по крайней мере, осознает, что именно представляет для него
 угрозу, где находятся корни его глубинных конфликтов и фрустраций. Он
 получит возможность предвидеть неблагоприятные последствия собственных
 нерешенных проблем, а значит, не станет переносить их на пациента. Помня о
 них, он сможет оставить их при себе.
  Мы уже говорили о том, что еще не так давно личность психотерапевта
 имела гораздо большее значение, чем его знания и умения. Но сейчас по мере
 усложнения психотерапии все большее значение приобретает профессионализм.
 Если мы проследим, как изменялись представления о хорошем психотерапевте в
 последние два десятилетия, то обнаружим, что такие факторы, как личность или
 характер терапевта, постепенно утрачивали свою значимость, тогда как знания,
 подготовка, владение техниками терапии становились все более и более
 важными; можно со всей уверенностью предсказать, что такая динамика
 сохранится и в будущем, что в конце концов психотерапия превратится в
 высокотехничную область человеческого знания. В предыдущем разделе я воздал
 хвалу "народной" психотерапии. Я не отказываюсь от своих слов и сейчас. Еще
 не так давно она была единственным орудием психотерапевтического
 воздействия, и она по-прежнему необходима для здоровья общества и эта
 необходимость не отпадет никогда. Но в наше время человеку уже ни к чему
 подбрасывать монету, решая, пойти за советом к духовнику или обратиться к
 психоаналитику. Хороший психотерапевт оставил далеко позади всех других
 целителей человеческих душ.
  Можно надеяться, что в будущем, особенно если общество станет лучше,
 люди не будут обращаться к терапевту за любовью, поддержкой и уважением,
 сама жизнь станет для них источником удовлетворения этих потребностей.
 Профессиональная же психотерапия будет врачевать более сложные недуги,
 которые не могут быть устранены с помощью простой гратификационной терапии.
  Это может показаться парадоксальным, но предыдущие теоретические
 рассуждения приводят нас и к совершенно противоположному выводу. Если, как
 мы говорили, благотворному воздействию психотерапии в большей мере
 подвержены относительно здоровые люди, то очевидно, что в целях экономии
 времени профессиональная психотерапия будет иметь дело главным образом с
 этими людьми. Ведь лучше помочь в совершенствовании десятку людей за год,
 чем потратить весь год на одного, особенно если эти десять человек сами по
 роду своих занятий оказывают влияние на людей (врачи, учителя, социальные
 работники и т.п.). Зачатки этой тенденции обнаруживаются уже сейчас. Любой
 опытный психоаналитик или экзистенциальный аналитик склонен гораздо больше
 времени тратить на анализ, обучение и подготовку своих молодых коллег,
 нежели непосредственно на излечение больных. Все больше набирает силу
 практика психотерапевтической подготовки медицинских и социальных
 работников, психологов, воспитателей, учителей.
  Завершая анализ инсайт-терапии, необходимо, на мой взгляд, снять
 противоречие, на первый взгляд разделяющее инсайт и удовлетворение
 потребностей. Инсайт может быть чисто когнитивным, сугубо рационалистическим
 (холодное, бесчувственное осознание), но совсем другое дело ѕ инсайт
 организмическии, или совершенный инсаит, о котором говорили некоторые
 последователи Фрейда. Часто оказывается, что само по себе знание о
 симптомах, даже если оно подкреплено пониманием их генезиса и динамической
 роли в психической организации индивидуума, не оказывает должного
 терапевтического воздействия. Инсаит почти бесполезен, если он не
 сопровождается эмоциональным переживанием, чувственным проживанием опыта,
 катарсисом. Совершенный инсаит ѕ это не только когнитивный опыт, в нем
 обязательно присутствует эмоциональный компонент.
  Возможно и несколько иное, более тонкое понимание инсайта, согласно
 которому инсаит может нести в себе конативное, гратификационное или
 фрустрирующее начало. В результате инсайта у человека нередко возникает
 чувство, что он любим, опекаем, или, наоборот, презираем и отвергнут.
 Эмоцию, о которой в данном случае говорит аналитик, можно рассматривать как
 реакцию индивидуума на осознание им того или иного факта. Например, пациент,
 вспомнив все двадцать лет, которые он прожил вместе с отцом, заново
 прочувствовав этот опыт, неожиданно осознает, что отец, несмотря на все
 существовавшие между ними разногласия, на самом деле любил и уважал его; или
 же, пережив некое потрясение, человек вдруг осознает, что ненавидит свою
 мать, хотя всегда считал, что любит ее.
  Этот емкий опыт, вмещающий в себя и когнитивный, и эмоциональный, и
 конативный компоненты, можно назвать организмическим инсайтом. Даже если мы
 возьмемся исследовать чисто эмоциональное переживание, мы неизбежно
 столкнемся с необходимостью расширения понятия "эмоция", мы исподволь
 включим в него конативные элементы, и в конечном итоге наши рассуждения
 будут касаться целостного, организмического, эмоционального опыта. То же
 самое можно сказать и относительно конативного опыта ѕ любой акт
 волеизъявления следует рассматривать как реакцию всего организма. И наконец,
 мы сделаем последний логичный шаг в направлении к холистичному пониманию
 феномена инсайта, если осознаем, что не сущесту-вет объективных различий
 между организмическим инсайтом, организми-ческой эмоцией и организмическим
 волеизъявлением, что само существование отдельных, самостоятельных терминов,
 толкующих одно и то же явление, вызвано факторами субъективного порядка.
 Здесь, как и прежде, мы имеем дело с артефактами атомистического подхода к
 исследуемой проблеме.
 
 АУТОТЕРАПИЯ И КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
 
  Одним из косвенных следствий представленной выше теории должно стать
 переосмысление наших представлений о самолечении, или об аутотерапии.
 Аутотерапия таит в себе огромные возможности, но в то же самое время
 содержит и ряд существенных ограничении, еще не вполне осознанных нами. Если
 каждый человек поймет, чего ему не хватает, каковы его фундаментальные
 желания, если он научится распознавать симптомы, указывающие на
 неудовлетворенность его желаний, он получит возможность сознательного
 восполнения этой неудовлетворенности. Можно смело заявить, что очень многие
 разновидности умеренной психопатологии, столь распространенной в нашем
 обществе, должны отступить перед ауто-терапией. Те самые безопасность,
 любовь, чувство принадлежности, уважение, которые дает нам общение с людьми,
 могут стать панацеей в случае ситуационных психологических расстройств, они
 способны сгладить некоторые. пусть даже не очень серьезные,
 характерологические нарушения. Стоит только человеку осознать, сколь важное
 значение имеет для его психологического здоровья удовлетворение потребностей
 в любви, уважении, самоуважении и т.п., и его стремление к их удовлетворению
 приобретет сознательный характер. Ясно, что сознательный поиск эффективнее
 бессознательных попыток восполнения дефицита.
  Однако, показывая людям широкие возможности аутотерапии, давая им
 надежду на легкое и быстрое исцеление от многих психологических недугов, мы
 обязаны сказать и о естественных ограничениях аутотерапии. Далеко зашедшие
 характерологические нарушения и экзистенциальные неврозы невозможно победить
 с помощью одной только гратификацион-ной терапии или аутотерапии, эти
 расстройства остаются под неоспоримой юрисдикцией профессиональной
 психотерапии. В тяжелых случаях не удастся обойтись без использования
 специальной техники, инсайта ѕ техники, достойной замены которой в настоящее
 время не существует и которая доступна только профессионалам. В случае
 серьезного психологического недуга бессмысленно рассчитывать на помощь
 доброго соседа или мудрой бабушки ѕ они утешат его, дадут здравый совет, но
 не избавят от недуга. В этом и состоит существеннейшее ограничение
 аутотерапии.79
 

<< Пред.           стр. 40 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу