<< Пред.           стр. 46 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

  ѕ Ты видел? - спросил я у Сатаны. Он кивнул
  ѕ И ты не боишься? Ведь этого хватит, чтобы погубить тебя.
  ѕ Да. Но я не боюсь, и могу сказать тебе почему. Пока она не оказалась
 в руках того человека, это была чудесная, полная жизни истина. Но он
 непременно захочет дать ей название. Потом, придумав ей имя, он захочет
 улучшить ее, он будет мять ее и кроить на свой лад, а когда закончит, она
 будет уже мертва. Если б он ее не прибирал к рукам, оставил там, где она
 была, позволил ей жить, ѕ вот тогда бы она уничтожила меня. Но он завладел
 ею, и потому я могу быть спокоен"
 
  69 "Свободное струение мысли, игра случайных образов, невнятные сны,
 бесцельные прогу\ки оказывают существеннейшее влияние на развитие личности,
 но в этом влиянии нет и следа целесообразности нет и намека на практическую
 пользу и\и материальную выгоду. Наша культура столь механистична, что такого
 рода формы активности, несмотря на чрезвычайную их важность для
 человеческого станов \ения либо вовсе не привлекают к себе внимания ученых,
 либо не принимаются ими в расчет.
  Лишь изжив в себе этот неосознанный механицизм, мы сумеем понять, что
 "бесполезное" играет не менее важную роль в деле человеческого развития, чем
 целесообразное. Даже эволюционисты вынуждены будут признать, что красота ѕ
 не менее существенный фактор эволюции человека, чем польза, и не только с
 точки зрения сексуальной привлекательности, не только в смысле пользы для
 оплодотворения и продолжения рода, как это представлялось Дарвину. Я бы
 сказал, что мифологическое или поэтическое понимание природы, метафорическое
 и ритмическое ее описание нужно приветствовать так же, как мы приветствуем
 смекалку умелого механика, старающегося свести концы с концами, сэкономить
 материал, выполнить работу как можно более эффективно, без излишних затрат.
 Механистическая интерпретация ни в коем случае не более объективна, чем
 поэтическая, и та и другая могут быть одинаково полезны" (347, р 35)
  Гордон Олпорт вполне резонно замечает, что "бытие" не менее активно и
 требует не меньших усилий, чем "преодоление", и поэтому я вынужден уточнить
 свою позицию. Наверное, было бы разумнее противопоставить друг другу не
 преодоление и бытие, а "стремление к восполнению дефицита" и "стремление к
 самоактуализации". Это уточнение поможет нам избежать ложного впечатления о
 том, что "бытие", выражающееся немотивированным поведением и
 нецеленаправленной активностью, требует от человека меньших трат энергии,
 меньших усилий, чем "преодоление". Самоактуализацию нельзя понимать как
 doice far mente [блаженная нега на лоне природы (итал )], ошибочность
 подобной интерпретации можно продемонстрировать хотя бы на примере жизни
 Бетховена, являющей собой образец непрерывного стремления к развитию и
 самосовершенствованию.
 
  70 "Жизнь каждого индивидуума можно рассматривать как непрерывную
 борьбу, как стремление к удовлетворению потребностей, стремление избавиться
 от напряжения и сохранить равновесие" "Таким образом ядром нашей теории
 становится постулат об обязательной взаимосвязи поведения с потребностями и
 целями Если в каком то отдельно взятом случае этот постулат кажется лишенным
 смысла или непригодным к использованию ѕ советуем сначала перепроверить свое
 наблюдение, прежде чем отказываться от теории. Зачастую мы называем
 поведение немотивированным только потому, что не можем установить, какая
 потребность, или какая цель стоит за ним. Порой оно кажется нам бесцельным
 потому, что мы рассматриваем только часть поведения, отдельную реакцию,
 искусственно изолируя ее от общего контекста поведения". "В настоящее время
 ни у кого уже не вызывает сомнений то, что любую реакцию живого существа
 можно считать целенаправленной уже потому, что любая реакция способствует
 выживанию вида, если, конечно, последнему волей судеб суждено выжить в
 борьбе за существование", "...любой поведенческий акт мотивирован и выражает
 ту или иную цель". "Лень, как разновидность человеческой активности, также
 служит определенной цели". "Всякое поведение детерминируется прессингом тех
 или иных потребностей. Поведение ѕ это попытка противостоять натиску
 потребности при помощи взаимодействия с окружающей средой. Следовательно,
 можно утверждать, что любой поступок продиктован личной выгодой".
 "Человеческое поведение направлено на удовлетворение потребностей". "Всякое
 поведение чем-то мотивировано, всякое научение предполагает вознаграждение".
 "Само наличие тех или иных потребяостей, в свою очередь, в значительной
 степени детерминировано степенью их осознания и ѕ учитывая, что всякое
 поведение служит удовлетворению тех или иных осознанных или бессознательных
 потребностей, ѕ степенью адекватности избранной формы поведения". "Любое
 поведение преследует какую-то цель..." "...большинство, если не все реакции
 индивидуума предполагают немедленное вознаграждение или наказание". "Есть
 такие формы поведения, которые позволяют нам сразу же предположить наличие
 конкретного мотива, но есть и другие, которые кажутся относительно
 немотивированными". "Нет ни одной реакции, за исключением простейших
 рефлексов, которую можно было бы счесть абсолютно немотивированной". "Этот
 принцип предполагает, что все формы поведения имеют под собой единую
 фундаментальную мотивацию: все они мотивированы физиологическими
 потребностями организма; неважно, как мы назовем сигнал к действию, который
 посылают нам эти потребности, ѕ "инстинктом", "влечением" или
 "побуждением"". Все эти высказывания огорчительны еще и потому, что
 большинство из них апеллирует лишь к низшим, материальным потребностям.
 
  71 "Селекцией ведает наше сознание: оно актуализирует полезные
 воспоминания и отказывает во внимании бесполезным. То же самое можно сказать
 о восприятии. Оно вычленяет из реальности ту ее часть, которая интересует
 нас; восприятие направлено не столько к вещам как таковым, сколько к смыслу
 вещей, к пользе, которую они могут принести воспринимающему человеку.
 Восприятие классифицирует вещи, обозначает и называет их; нам достаточно
 лишь мельком взглянуть на объект, чтобы отнести его к той или иной
 категории. К счастью, время от времени рождаются люди, которым не
 свойственно столь предвзятое, столь прагматичное отношение к жизни. Природа
 как будто забывает связать воедино их восприятие и поведение. Когда они
 смотрят на объект, они видят объект, а не пользу, заключенную в нем, они
 воспринимают его ради него самого, а не ради себя. Они воспринимают без
 задних мыслей, не имея целью приспособить полученную информацию к
 обыденности, воспринимают, для того, чтобы воспринять, просто так, ни для
 чего, ради одного лишь удовольствия, которое приносит им процесс восприятия.
 Эту особенность их натуры ѕ неважно, является ли она характеристикой
 сознания или чувств, ѕ можно назвать отчужденностью; и в зависимости от
 того, какой именно сфере свойственна эта отчужденность ѕ сфере чувств или
 сознания ѕ они становятся либо живописцами, либо скульпторами, музыкантами
 или поэтами. В искусстве воплощено гораздо более непосредственное видение
 реальности, нежели в обыденном восприятии. Художник способен к более полному
 и более глубокому восприятию реальности уже потому, что не стремится извлечь
 псиьзу из своего восприятия" .(46, pp. 162-163)
 
  72 Для того, чтобы перевести проблему в исследовательскую плоскость,
 достаточно опросить людей, прошедших курс психоанализа или психиатрического
 лечения. Я располагаю данными опроса тридцати четырех испытуемых,
 проведенного более чем через год после завершения курса психотерапии.
 Двадцать четыре испытуемых позитивно оценивали свой опыт, высказывались о
 нем с несомненным одобрением и даже с энтузиазмом. Из прочих десяти
 испытуемых двое высказали неудовлетворенность своими терапевтами, они
 отказались от продолжения курса до тех пор, пока не нашли себе других
 терапевтов, о которых отзывались весьма одобрительно. У четырех человек
 отмечались явные психотические тенденции. Один из них, в течение ряда лет
 общаясь с психиатром, понял, что лечение не приносит успеха, и в конце
 концов отказался от его услуг. Другой просто-напросто прервал курс
 психоанализа, едва успев начать его. Третий четырежды подвергался
 психоанализу и лишь о четвертом психоаналитике отзывался одобрительно.
 Седьмой из группы "неудовлетворенных" утверждал, что психоанализ пошел ему
 на пользу, однако полагал, что эта польза не стоит потраченных денег и
 времени. Он заявил, что психоанализ дал ему толчок для работы над собой.
 Восьмой испытуемый был уличен в гомосексуальных склонностях и был направлен
 на лечение постановлением суда. Лечение не пошло ему на пользу. Девятый
 испытуемый ѕ сам психоаналитик ѕ прошел курс психоанализа много лет тому
 назад и утверждал, что тот психоанализ, которому он был подвергнут, не
 соответствует современным стандартам. На этом основании он считал, что не
 проходил курс психоанализа. И наконец, последний из этих десяти ѕ юноша,
 страдающий эпилепсией ѕ был подвергнут психоанализу по настоянию родителей.
  В контексте нашей дискуссии особенно примечательным мне кажется тот
 факт, что 34 "удовлетворенных" субъекта были вылечены терапевтами,
 представлявшими самые разные психотерапевтические школы, теории и методы!
 
  73 Мы не всегда осознаем ценность дружбы, но это не умаляет ее
 значения, точно так же межличностные аспекты психотерапевтических отношений
 могут не осознаваться нами, однако присущий им целительный потенциал не
 станет от этого меньше. Ясно, что осознание этого потенциала и стремление
 реализовать его повысит эффективность психотерапии.
 
  74 Эти выводы становятся более понятными и приемлемыми, если обратиться
 к рассмотрению мягких случаев нездоровья, когда потребности человека в любви
 и уважении могут быть удовлетворены непосредственно в процессе обычного
 межличностного общения, когда для их удовлетворения еще не требуется
 вмешательство профессионального психотерапевта. Ввиду исключительной
 сложности вопроса я оставляю в стороне проблему удовлетворения невротических
 потребностей, не рассматриваю последствия невротического удовлетворения.
 
  75 Недопонимание этого факта с особой отчетливостью можно наблюдать в
 трудах, посвященных психологии детства. Пролистывая их, неоднократно
 наталкиваешься на заявления вроде: "Ребенку необходимо чувствовать любовь",
 "Ребенок ведет себя хорошо, чтобы сохранить любовь родителей". Но очевидно,
 что с тем же правом мы можем сказать: "Ребенку необходимо любить" или:
 "Ребенок ведет себя хорошо, потому что любит родителей".
 
  76 Эти заявления в силу своей категоричности требуют некоторых
 оговорок. Мои рекомендации ни в коем случае не распространяются на
 хронических невротиков. Как бы мы ни старались победить невроз с помощью
 любви и сочувствия, вряд ли нам удастся обойтись без помощи
 профессионального терапевта (1). Уважение к народной психотерапии ни в коем
 случае не означает, что мы отказываемся от профессиональной психотерапии.
 Бывают случаи, когда без помощи профессионала человек в жизни оказывается
 беспомощным.
 
  77 Считаю нужным предостеречь от излишнего субъективизма в данном
 вопросе. Общество, которое невротик называет плохим, на самом деле, в самом
 объективном смысле является таковым (даже для здорового человека). Оно
 дурное хотя бы уже потому, что порождает невротиков.
 
  78 Различные виды групповой психотерапии также основывается главным
 образом на фрейдовской теории и фрейдовских методах, однако, в их репертуаре
 техник есть и несколько нововведений, такие как: 1) разнообразные техники
 рационального воздействия на пациента, прямой подачи пациенту необходимой
 информации; 2) техники осознания проблемы в процессе обсуждения сходных
 проблем других пациентов в группе. Сказанное лишь в очень малой степени
 можно распространить на методы поведенческой терапии.
 
  79 Уже после того как я написал эти строки, вышли в свет две интересные
 книги, посвященные проблеме самоанализа. Одна из них принадлежит перу Хорни
 (200), а другая ѕ Фарроу (127). Оба автора пишут о том, что человек может
 сам, посредством собственных усилий приблизиться к прозрению, даже к своего
 рода инсайту, достижимому обычно только с помощью профессионального
 психоаналитика. Большинство аналитиков не отрицают такой возможности, однако
 считают ее маловероятной, поскольку достижение инсайта требует от человека
 огромного желания, колоссального труда, мужества и терпения. Примерно та же
 самая мысль звучит во многих трудах, посвященных проблеме личностного роста
 (63,189, 365, 366, 374, 415, 446). Несомненно, желание, настойчивость и
 терпение являются важнейшими факторами личностного роста, но редкий человек
 способен пройти этот путь без помощи профессионала, "наставника", учителя,
 гуру.
 
  80 По мнению Люси Джесснер, неотчетливость потребностей человека
 объясняется тем, что человек, в отличие от животных, склонен к чрезмерному
 их удовлетворению.
 
 
  Приложение А.
  ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЗИТИВНЫМ ПОДХОДОМ К ПСИХОЛОГИИ1
 
 ОБУЧЕНИЕ
 
  Как люди становятся зрелыми, мудрыми, добрыми, изобретательными? Как
 воспитывается хороший вкус и хороший характер? Как научиться
 приспосабливаться к новой ситуации, отличать добро и зло, искать правду,
 понимать прекрасное и распознавать подлинное? Каким образом мы приобретаем
 это внутреннее ѕ а не внешнее ѕ знание (311а)?
  Нас учит собственный опыт, учат пережитые трагедии, брак, дети, успех,
 любовь, болезни, смерть и т.д.
  Нас учат боль, недуги, депрессии, несчастья, неудачи, старость, смерть.
  Многое из того, что относят к ассоциативному научению, фактически
 является защитным механизмом (225): это обучение внутреннее и востребованное
 реальной жизнью, а не относительное, произвольное или случайное.
  По мере самоактуализации человека повторы, вознаграждения и смежность
 идей становятся для него все менее и менее значимыми. Вероятно, реклама
 обычного сорта для таких людей уже не годится. Они менее восприимчивы к
 произвольным ассоциациям, к намекам о престижности, к призывам, рассчитанным
 на снобов и к незатейливым, бессмысленным повторам. Возможно даже, что
 построенная на этих принципах реклама произведет обратный эффект ѕ то есть
 заставит их скорее не покупать, чем покупать.
  Почему в педагогической психологии так много внимания уделяется
 конкретным целям ѕ отметкам, степеням, зачетам, дипломам, а не мудрости,
 пониманию, способности рассуждать, хорошему вкусу?
  В действительности, мы недостаточно знаем о том, как приобретаются и
 формируются эмоциональные установки, вкусы, предпочтения. Мы пренебрегаем
 "познанием души", познанием сути.
  На практике образование довольно часто сводится к тому, чтобы
 приспособить ребенка к миру взрослых: сделать его удобным, не слишком
 надоедливым и хлопотным. Но есть и другое образование, позитивно
 ориентированное, и его цель ѕ развитие ребенка и его будущая
 самоактуализация. Знаем ли мы, как научить ребенка стать человеком сильным,
 с чувством собственного достоинства, умеющим постоять за себя, стойким к
 пропаганде и слепому "окультуриванию", неподдающимся внушениям и веяниям
 моды?
  Мы очень мало знаем о научении бесцельном, немотивированном ѕ например,
 о латентном, неявном, с ориентацией на внутренние интересы и т.п.
 
 ВОСПРИЯТИЕ
 
  Слишком часто восприятие ограничивается изучением ошибок, искажений,
 иллюзий и т.п. Вертхаймер назвал бы это изучением психологической слепоты.
 Почему бы не добавить к этому и изучение интуиции, подпорогового,
 подсознательного и предсознательного восприятия? Не входит ли сюда и
 изучение хорошего вкуса? Истинного, безупречного, прекрасного? А как же
 насчет эстетического восприятия? Почему одни люди чувствуют красоту, а
 другим это не дано? В перечень ѕ под тем же самым заголовком "восприятие" ѕ
 мы можем также внести и конструктивные манипуляции с реальностью: свои
 ожидания, мечтания, воображение, изобретательность, способности к
 организации и упорядочиванию.
  Немотивированное, незаинтересованное, бескорыстное восприятие.
 Оценивание. Благоговейный трепет. Восторг. Неизбирательная осведомленность.
  Огромное множество исследований стереотипов, но очень мало исследований
 новой, конкретной, бергсоновской реальности.
  Свободно плавающее внимание ѕ о котором говорил Фрейд.
  Что позволяет здоровым в психологическом отношении людям воспринимать
 действительность более рационально, точнее предсказывать будущее, без труда
 понимать, что представляет собой другой человек? Чем объяснить их
 способность мириться с неизвестным, непонятным, неопределенным, мистическим,
 а то и наслаждаться этим?
  Почему желания и упования здоровых людей почти не влияют на их
 восприятие, не искажают его?
  Чем человек здоровее, тем теснее взаимосвязаны его способности. Это
 также поддерживает сенсорные модальности, которые делают синестезию
 принципиально более фундаментальным исследованием, чем автономные
 исследования отдельных чувств. Но кроме того и весь сенсорный аппарат связан
 с моторными функциями организма. Эти взаимосвязи требуют более пристального
 изучения: то же самое касается и целостного сознания, познания на уровне
 Бытия, истолкований, трансличностного и трансчеловеческого восприятия,
 познавательных аспектов мистического опыта, высших переживаний и т.д.
 
 ЭМОЦИИ
 
  Положительные эмоции ѕ то есть счастье, спокойствие, безмятежность,
 душевный покой, удовлетворенность ѕ изучены далеко не в полной мере. То же
 самое можно сказать и о чувствах сострадания, участия, милосердия.
  Не до конца поняты и веселье, радость, шутка, а также игры и спорт.
  Экстаз, душевный подъем, энтузиазм, оживление, веселость, эйфория,
 благополучие, мистические переживания, перемена убеждений в политике и
 религии, эмоции, связанные с оргазмом.
  Разница между борьбой, конфликтами, разочарованием, печалью, чувствами
 беспокойства, неловкости, вины, стыда и т.п., психопатологической личности и
 психически здорового человека. Здоровый человек подвержен или может быть
 подвержен благотворным влияниям.
  Организующие эффекты и другие положительные и желательные влияния
 эмоций изучены хуже, чем влияния дезорганизующие. При каких условиях это
 связано с возрастающим влиянием восприятия, обучения, мышления и т.п.?
  Эмоциональные аспекты познания ѕ например, тот душевный подъем, который
 сопровождает озарение; то спокойствие, которое несет познание; то приятие и
 прощение, которые суть продукты глубинного понимания дурного поведения.
  Эмоциональная сторона любви и дружбы, того удовлетворения и
 наслаждения, которые они приносят.
  В здоровых людях когнитивные, конативные и эмоциональные реакции в
 гораздо большей степени являются синергическими, нежели антагонистическими
 или взаимно исключающими. Нам надо выяснить, почему это так, а не иначе, и
 каков механизм функционирования здоровых людей: например, в чем отличие их
 внутренних гипоталамо-церебральных связей? Также мы должны изучить, каким
 образом конативная и эмоциональная мобилизация помогает познанию и как
 когнитивная и конативная синергия поддерживает аффекты, эмоции и т.п. Эти
 три аспекта психической жизни следует изучать в их взаимосвязи, а не по
 отдельности.
  Напрасно психологи обошли своим вниманием так называемого знатока,
 ценителя. Умение наслаждаться едой, напитками, хорошей сигарой или отдавать

<< Пред.           стр. 46 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу