<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  12 Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - С. 11.
  13 См.: Философская энциклопедия. - М., 1970. Т.5. - С.462; ФЭС. - М.,1982. - С.65.
  14 Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - С., 344.
  15 Содержательный анализ западной аксиологии XX века дан в учебном пособии С.Ф. Анисимова "Введение в аксиологию" (М., 2001).
  16 См.: Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.
  17 См.: Пороховская Т.И. Ценности и оценки в морали. - М., 1988; Кузнецова А.Г., Максимов А.В. Природа моральных абсолютов. - М., 1996; Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Соц.-полит. журнал. - 1994. - № 3-6; Его же, Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1995. - № 6, 1996. - № 1; Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. - 1994. - № 1-2; Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред.: Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. - М., 1996; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. - 1996. - № 4; Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. - М., 2001. и др.
 
  18 См.: Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред.: Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. - М., 1996.; Н.И. Лапин. Пути России: социокультурные трансформации. - М., 2000.
  19 Понятие объективности многозначно. Можно выделить несколько важнейших значений понятия "объективное": 1) объективное - это существующее вне субъекта, вне человека; 2) объективное - это существующее вне субъекта и независимо от его сознания, в частности, вне человека и независимо от человеческого сознания; 3) объективное - это не зависящее от воли, желаний субъекта. Мы, отмечая объективность моральных ценностей, будем использовать понятие объективного в последнем значении.
  20 Это был один из аргументов ещё Сократа против нравственного релятивизма софистов, и эта же идея использовалась неокантианцами, как отмечено выше, в подтверждение трансцендентальности моральных ценностей.
  21 Быт 1, 3-4.
  22 Рим 1, 20.
  23 Рим 8, 19-22.
  24 Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. - СПб., 1994. - С. 89.
  25 2 Кор. 11, 14-15
  26 На это обратил в своё время внимание Дж. Мур, отстаивая самоценность части в том или ином целом: "Возьмём типичный пример: руку, отрезанную от живого человеческого тела, мы всё равно продолжаем называть рукой. Но рука, являющаяся частью живого тела, несомненно, отличается от мёртвой руки, и поэтому мы можем легко прийти к выводу, что рука, которая является частью живого тела, не была бы тем, чем она есть, если бы она не была именно частью тела, и при этом считать, что выраженное в данном выводе противоречие есть в действительности характерная черта данной вещи. Фактически же мёртвая рука никогда не была частью тела; она лишь частично идентична живой руке. Те части мёртвой руки, которые идентичны частям живой руки, остаются в точности теми же самыми независимо от того, принадлежит она живому телу или не принадлежит; и в этом случае мы имеем убедительный пример вещи, которая в один момент времени образует часть того, что мы назвали "органическим целым", а в другое время - не входит в его состав. С другой стороны, те свойства, которые имеет только живая рука и не имеет мёртвая, не существуют, даже в изменённой форме, в последней: здесь они просто не существуют вообще" ( Дж. Мур. Принципы этики. - М., 1984. - С. 95-96)
  27 Charles Williams. All Hallows Eve.
  28 Митр. Антоний Сурожский. Беседа о притчах // Труды. - М., 2002. - С. 622..
  29 Войтыла К. Основания этики // Вопр. философии. - 1991. № 1. - С. 52.
  30 Достоевский Ф.М., Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь - декабрь // Полн. собр. соч.: В 33 т., - М., 1982. Т. 24. - С.48.
  31 "На вопрос: "Что такое добро?" я скажу, что добро - это добро, и это весь мой ответ. На вопрос же: "Как следует определить добро?" я отвечаю, что это понятие не может быть определено, и это всё, что я могу сказать о нём" (Дж. Мур. Принципы этики. - М., 1984. - С. 63.).
  32 Дж. Мур. Указ. соч. - С. 63.
  33 Дж. Мур. Там же. - С. 66-67.
  34 См.: Добротолюбие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1992. Т.1-5.
  35 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1986. Т.1. - С.456.
  36 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1994. - С. 183.
  37 Берман Г.Дж. - Там же. - С. 183.
  38 См., например: Дж. Ролз. Теория справедливости. - С.140.
  39 Быт. 3,5.
  40 Ис. 14, 12-15.
  41 См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М., 1990.
  42 Вебер М. - Там же. - С.697.
  43 Вебер М. - Там же. - С. 704.
  44 Вебер М. - Там же. - С. 705.
  45 В российской этике данная точка зрения отстаивалась Лисичкиным, Нуйкиным и др.
  46 Цит. по кн.: А. Рих. Хозяйственная этика. - М., 1996. - С. 564.
  47 Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. - М., 1989. - С. 24.
  48 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. - С. 28.
  49 Смит А. Теория нравственных чувств. - М., 1997. - С. 31.
  50 Смит. А. Там же. - С. 101.
  51 Смит. А. Там же. - С. 101.
  52 Смит. А. Там же. - С.101.
  53 Смит А. Там же. - С. 167.
  54 Кант И. Основы метафизики нравственности // И. Кант. Соч.: В 6 т., Т. 4, Ч.1, - М., 1965. - С. 286.
  55 Кант И. Основы метафизики нравственности // И. Кант. Соч.: В 6 т., Т. 4, Ч.1, - М., 1965. - С. 286.
  56 См.: Мур Дж. Принципы этики. - М., 1984. - Гл. III и др.
  57 Мур Дж. Там же. - С. 125.
  58 См. об этической оценке концепции рыночной экономики А. Смита: А. Рих. Хозяйственная этика. - М., 1996. - С. 520-525.
  59 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990. - С. 85.
  60 Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. - М., 1994. - С. 208.
  61 На подобное противоречие в индивидуализме в своё время правильно обратил внимание советский философ Ю.А. Замошкин: "Для индивидуалистического сознания и индивидуалистически ориентированной личности характерен постоянный и внутренне неразрешимый конфликт между нормами-целями и нормами-рамками, причём главной, доминирующей стороной в этом конфликте, как правило, являются нормы-цели" (Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. - М., 1966. - С. 40).
  62 См. об этом: Матвеев П.Е. Метафизика успеха в этике православия // Этика дела. Ведомости. Вып. 7. - Тюмень. 1997; Его же: Хозяйственная этика православия // Рынок. Право. Мораль: Сб. научн. тр. - Владимир. 1995.
  63 Мф. 25, 29.
  64 Еф. 4, 28.
  65 Деян. 20, 35.
  66 34 Бес. на Первое посл. к Кор.
  67 20 Бес. На Ев. И.Бог.
  68 Пр. Иоанн Лествиничник. Лествица. - Св.-Тр. Монастырь, 1994. - С. 259-260.
  69 Мф. 6, 19-21
  70 Мф. 19, 24.
  71 Лк. 6, 24.
  72 1 Кор. 7, 31.
  73 Дьяченко Г. (Прот.). Полный церковно-славянский словарь. - М., 1993. - С.307.
  74 Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковнослужителя. Ч.2. - М., 1993. - С. 1695.
  75 Булгаков С.В. Там же. - С. 1696.
  76 См.: Палама Григорий. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. - С. 85-87.
  77 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2001. - С.51.
  78 См.: Рих А. Хозяйственная этика. - М., 1996.
  79 Рих. А. Там же. - С. 282.
  80 Булгаков С.Н. Философия хозяйства // С.Н. Булгаков. Соч.: В 2 т. - М., 1993. Т.1. - С. 85.
  81 См., об этом: Рих А. Хозяйственная этика. - М., 1996. - С. 286.
  82 Рих А. Там же. - С. 292.
  83 Рих А. Хозяйственная этика. - М., 1996. - С. 534.
  84 На игровой характер хозяйственной деятельности обращали внимание многие исследователи. См.: Д. Мак-Дональд. Игра называется бизнес. - М., 1979; В.А. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. - Тюмень. 1992 и др.
  85 См.: Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск. 1995. - С. 84-89.
  86 Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М., 1974. - С. 65.
  87 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // И.А. Ильин. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1994. Т. 4. - С. 80.
  88 О четырёх концепциях справедливости, реально функционирующих в обществе, отмечено, например, в книге Р. Пиндайко и Д. Рубинфельда "Микроэкономика" / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. Микроэкономика. - М., 1992. - С. 432-436. К выделенным концепциям надо добавить пятую - элитарную, которую отметил Дж. Ролз в своей книге "Теория справедливости" (См.: Ролз Дж. Теория справедливости. - С. 76-77).
  89 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М., 1992. - С. 432.
 
  90 См.: Ролз Дж. Теория справедливости. - С. 72-77.
  91 См.: Ролз Дж. Теория справедливости. - С. 239.
  92 Мур Дж. Принципы этики. - С. 76-79.
  93 Ролз Дж. Теория справедливости. - С. 76.
  94 Человечеству известны случаи, когда талантливые люди сознательно отказывались от особых социальных привилегий именно потому, что считали себя уже награждёнными самой природой. К таковым принадлежали А. Швейцер, Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой, например, отказался от гонораров, премий, считая безнравственным быть отмеченным и со стороны общества, поскольку он уже отмечен от природы талантом.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 64
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу