<< Пред.           стр. 27 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  1 John Naisbitt, Megatrends (New York: Wanner Books, 1984), pp. 53,59.
  2. Ibid., р. 61.
  3. James L. Riggs and Glenn H. Felix, Productivity by Objectives (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1983), p. 5.
  4. See R. E. Winter, "Many Corporates Named to National Slowdown of Productivity Gains", The Wall Street Journal, October 21,1980, pp. 1,24; "Many Businesses Blame Governmenral Policies for Productivity Lag", The Wall Street Journal, October 28,1980, pp. 1,22.
  5. Noel M. Tichy, Managing Strategic Change (New York: Wiley, 1983), pp. 51-52, 4
  6. Thomas J. Peters and Robert H. Waterman, Jr., In Search of Excellence: Lessons from America's Best Run Companies (New York: Harper & Row, 1982).
  7. Riggs and Felix, op. cit., p. 4.
  8. "Playing It Safe and Losing Out", Washington Post, January 17,1982.
  9. "A Work Revolution in U.S. Industry", Business Week, May 16,1983, pp. 100-110.
  10. Ibid., p. 100.
  11. Peters and Waterman, op. cit.
  12. Ibid., p. 321.
  13. Ibid., p. 240.
  14. William Ouchi, Theory Z (Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1981); Richard T. Pascale and Anthony G. Athos, The Art of Japanese Management (New York: Wanner Books, 1981).
  15. Riggs and Felix, op. cit., pp. 106-107.
  16. Naisbitt, op. cit.
  18. Ibid., p. 8.
  19. "A New Era for Management", Business Week, April 25,1983, p. 50.
  20. Peters and Waterman, op. cit., p. 26.
  21. Riggs and Felix, op. cit., p. 9.
  22. Peters and Waterman, op. cit., p. 263, 248, 259, 29
 
 ЧАСТЬ ПЯТАЯ
  СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 1
  Повышение эффективности работы организаций "Блю Кросс - Блю Шилд"
  Пауль Т. Шонеманн Школа бизнеса Университета Сан-Франциско
 
  Организации "Блю кросс - Блю шилд" в Калифорнии действуют как некоммерческие организации по страхованию здоровья отдельных лиц и групп служащих. Условия деятельности организаций, предоставляющих подобные услуги в Калифорнии, характеризуются высоким уровнем конкуренции. Коммерческие страховые компании, различные программы страхования с предварительной оплатой страховки типа фонда Кайзера, ряд организаций, поддерживаемых местной медицинской ассоциацией, и много других организаций предоставляют услуги по страхованию здоровья.
  Важной отличительной чертой организаций "Блю кросс - Блю шилд" является то, что они - посреднические организации, традиционно не занимающиеся вопросами стоимости медицинского обслуживания, а просто оплачивающие его.
  Одной из основных причин озабоченности руководителей программ по страхованию здоровья было то, что в последнее десятилетие рост стоимости медицинского обслуживания значительно превосходил темпы инфляции. Средняя стоимость страхования здоровья служащего дошла почти до 8% уровня его зарплаты. Частично этот рост объяснялся более высокой стоимостью новой техники, используемой в здравоохранении. Вместе с тем врачи, больницы, лаборатории и т.д. не беспокоятся об уровне затрат, у них нет ни экономических, ни каких-то других стимулов для учета экономической эффективности своего труда. Основная их цель - вылечить и восстановить здоровье больных. Обычные мерки эффективности не приложимы к медицине - "Стоимость человеческой жизни измерить нельзя".
  Чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке, "Блю кросс" нужно было разработать стратегический план удовлетворение потребностей клиентуры. Организация предоставляла два основных вида услуг. Первый вид - срочная обработка заявлений клиентов. Это означало быстрое, без каких-либо проволочек возмещение оплаченных клиентом медицинских услуг по разумным ценам. Для этого нужно было организовать эффективное управление внутренней деятельностью организации. Эта внутренняя эффективность должна была обеспечиваться с учетом общих эксплуатационных расходов, своевременности выплаты компенсаций, уровня административных расходов (коммерческих, финансовых, управленческих, накладных и т.д.).
  Второй вид услуг заключался в том, что нужно было найти метод для сдерживания темпов роста стоимости медицинского обслуживания, предоставляемого клиентам организации "Блю кросс". Что можно было сделать, чтобы повлиять на цены за обслуживание их клиентов врачами, больницами, лабораториями и прочими учреждениями здравоохранения? Это была особенно трудная проблема, поскольку медики традиционно противодействовали любым внешним попыткам повлиять на стоимость предоставляемых ими услуг. Обычно организации "Блю кросс" располагались в городских районах, оперативную работу вел централизованный аппарат работников. Значительный объем бумажной работы выполняли работники, нанимавшиеся из этих же городских районов. Некоторые из них сохранили прочные связи со своими профсоюзами. Профсоюзы, совсем не случайно, тоже интересовались вопросами контроля стоимости медицинского обслуживания, поскольку они согласовывали вопросы оплаты такого обслуживания с администрацией, и часть денег, которая шла на оплату все дорожающих услуг, могла бы быть использована на зарплату работникам.
  Характерной чертой этих городских работников был довольно низкий уровень подготовки, отмечалась большая текучесть кадров и высокий уровень прогулов. Работа по обработке заявлений на страхование была монотонной и утомительной, перспектив перевода на какую-нибудь более интересную работу не было.
  По мере расширения использования ЭВМ для выполнения текущей работы выяснилось следующее. Во-первых, было установлено, что есть довольно большая категория относительно хорошо подготовленных работников, проживающих в местных пригородах, которые не хотели ездить на работу в город и согласились бы работать по местным, более низким, тарифам. Несколько лет тому назад крупная нефтяная компания перенесла свой центр по обработке кредитных карточек в пригород, удаленный на 45 миль от Сан-Франциско, и обнаружила, что производительность труда возросла почти на 20%, текучесть кадров почти исчезла, количество прогулов резко сократилось. Во-вторых, в "Блю кросс" поняли, что при надлежащем управлении малочисленные группы могут работать более эффективно, чем большие группы. Для этого "Блю кросс" должен был модернизировать целый ряд должностей, переделать должностные инструкции и квалификационные характеристики и, может быть, переобучить некоторых руководящих работников. Одна из организаций "Блю кросс" проанализировала вопрос о переезде из города и решила, что ей лучше расположиться в виде отделений в нескольких пригородах, чтобы можно было воспользоваться рабочей силой, имеющейся там. С учетом прогнозируемой нагрузки нужно было обосноваться в восьми - двенадцати пригородах. Возможный выигрыш за счет характеристик рабочей силы, имеющейся в пригородах, мог быть перечеркнут увеличением расходов на компьютерное обеспечение в рассредоточенном географически районе, необходимостью административного обеспечения (по руководителю в каждой точке), а также ростом расходов на транспортировку документов. Кроме того, традиционный стиль руководства в организации характеризовался высокой степенью централизации и относительно небольшим делегированием прав. Стало ясно, что для рассредоточения службы по обработке заявлений клиентов по нескольким пригородам, необходимо провести большую планомерную подготовку.
  Одновременно проводилась работа и по организации внешнего контроля за стоимостью медицинского обслуживания. Исследования показали, что клиент к этому вопросу обычно не имел никакого отношения. Само обслуживание было построено так, чтобы исключить возможность участия клиентов в решении вопросов о его стоимости. Наниматели платили страховой взнос, а страховая компания оплачивала счет. Даже в пределах одного населенного пункта разброс ставок за пользование больницами был весьма значительным. Разные врачи прописывали разные курсы лечения при одном и том же заболевании, что, естественно, и стоило по-разному. Одновременно в больницах оказался избыток больничных коек, персоналу пришлось принять участие в конкурентной борьбе за заполнение свободных коек.
  Были проанализированы различные стратегии маркетинга и действий, которые позволили бы установить контроль над платой за медицинское обслуживание. Некоторые мероприятия предусматривали подключение клиентов путем расширения их информированности о наличном выборе и разнице в уровне цен, путем требования освидетельствования у второго доктора перед серьезными хирургическими операциями, а также просто путем участия клиента в оплате минимальной суммы за медицинское обслуживание, что должно было сократить число ненужных обращений к врачам. Другие меры предусматривали экономическое воздействие, в том числе согласование выгодных ставок с госпиталями и клиниками в обмен на обязательство ускоренной оплаты по заявлениям и рекомендации клиентам пользоваться услугами данного госпиталя или клиники. Еще один вариант предусматривал создание организации по сохранению здоровья, в которой руководство госпиталями и врачами осуществлялось бы со стороны финансирующей организации, и она могла бы в таком случае влиять на решения о стоимости медицинского обслуживания. Все эти стратегии предусматривали некоторое ограничение выбора для клиентов и проведение переговоров с больницами, которые не имели особого опыта общения с внешними силами, стремящимися повлиять на их ставки. Для того чтобы внедрить предполагаемые изменения, нужно было как следует поработать и с теми, и с другими.
  Одна из организаций "Блю кросс" успешно децентрализовала свои бюро по обработке заявлений клиентов и организовала 10 региональных центров с числом работающих от 200 до 300 человек, каждый со своим руководством и службой обеспечения. Некоторые ввели программы, по которым требовалась консультация второго врача и участие в оплате медобслуживания в обмен на более низкие страховые взносы. Ряд организаций договорились с клиниками и больницами о более низких тарифах в обмен на обещание рекомендовать клиентам "Блю кросс" пользоваться именно этими больницами или клиниками.
 
  Вопросы
  1. Как вы определите эффективность работы организаций типа "Блю кросс"?
  2. Какие мероприятия по подготовке трудовых ресурсов необходимо провести для успешного комплектования штатов организации "Блю кросс" при осуществлении рассматриваемых в тексте стратегий?
  3. Как бы вы разработали службу контроля качества для рассмотренных выше видов деятельности?
  4. Какие основные информационные системы потребуются для управления производительностью в новых условиях работы организаций "Блю кросс - Блю шилд"?
 
 
  СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 2
  Управление производством и распределением в масштабах страны
  Пауль Т. Шонеманн Школа бизнеса Университета Сан-Франциско
 
  Одна из крупнейших компаний страны по производству строительных и изоляционных материалов в условиях быстрого роста почувствовала, что в ее системе планирования производства и распределения появились признаки перегрузки. Компания имела 5 заводов, разбросанных по всей стране - в Нью-Джерси, Огайо, Джорджии, Техасе и Калифорнии. Заводы выпускали изоляционные и кровельные материалы, звукоизоляционную и прочую плитку, а также материалы для обшивки стен. В компании разрабатывался ежеквартальный общий производственный план, в котором учитывался общий прогноз сбыта и плановые остановки заводов на профилактику. Недельные планы производства разрабатывались руководством предприятий на местах с учетом имеющегося на руках портфеля заказов.
  Производственные затраты на заводах были неодинаковыми в силу различий оборудования, тарифных ставок оплаты труда, стоимости сырьевых материалов и возраста оборудования. Кроме того, компания оплачивала доставку материалов заказчикам, причем эти расходы зависели от имеющегося вида транспорта и тарифов на перевозки. Складирование готовой продукции из-за ее слишком малой удельной плотности обходилось слишком дорого. Готовая продукция занимала много места при относительно невысокой стоимости.
  Продукция сбывалась по всей стране. Среди клиентов были оптовые торговцы стройматериалами, крупные строительные фирмы, изготовители бытовой техники, которые использовали изоляционные материалы в своих изделиях. Коммерческие работники различных бюро сбыта, расположенных по всей стране, могли размещать заказ на любом из заводов своей компании с учетом наличия нужной продукции и обещаемых сроков поставки.
  Руководство компании было озабочено частыми случаями нехватки продукции и дисбалансом производства на предприятиях во всех частях страны. Продукция, изготовленная в Калифорнии, отгружалась потребителям на восточном побережье и, одновременно, продукция из Нью-Джерси направлялась, например, в Колорадо. И хотя обычно это была не совсем аналогичная конечная продукция, но во всяком случае, ее можно было производить и на том, и на другом заводе. Когда руководство компании провело анализ сложившейся ситуации, управляющие заводов заявили, что на своих заводах они придерживаются стратегии производства с наименьшими затратами с учетом имеющегося портфеля заказов. Работники отдела сбыта заявили, что они размещают свой заказ там, где обеспечивают наиболее сжатые сроки поставки. Дальнейший анализ показал, что коммерческие службы вообще игнорируют принципы загрузки мощностей на заводах и стремятся добиться лишь самых сжатых сроков поставки. Было установлено, что в некоторых случаях службы сбыта, размещали заказ сразу на нескольких заводах, а затем после первой отгрузки проводили аннулирование лишних заказов.
  Прогноз для целей планирования производства выполняла планово-производственная служба, расположенная в центральной конторе компании. Поступление входных данных от коммерческой службы и службы маркетинга было при этом минимальным. Прогнозы часто корректировали под план доходов и прибыли без учета реальных условий рынка. Ни одна группа не отвечала за качество прогнозов, и никто в полной мере не отдавал себе отчета о влиянии ошибок прогноза на общие затраты всей компании.
  Система вознаграждения различных групп руководителей была построена на конфликтных принципах. Коммерсантов премировали за выполнение или перевыполнение заданий по объему продаж и разработку новых рынков. Соблюдение обещанных сроков поставки в этой ситуации имело весьма важное значение. Руководство производственных подразделений и экспедиционной службы оценивали по их способности произвести и доставить продукцию с минимальными затратами при сохранении приемлемого уровня качества. Все пытались повысить эффективность своей работы без малейшего учета общих соображений рентабельности для всей компании.
  При остановке завода на профилактический ремонт, авралы на других заводах были явлением совершенно обычным. Когда мощности были загружены полностью, не было четкого представления о том, как определять приоритетность распределения заказов между заводами, не было никаких правил по созданию материальных запасов при подготовке к плановой остановке производства.
  Высшее руководство компании проанализировало собранную информацию и пришло к выводу о необходимости перестройки структуры организации так, чтобы можно было скоординировать работу по всей стране, включить в эту систему информацию, которую сейчас изолированно друг от друга используют различные группы, создать комплексную систему планирования производства и распределения продукции, которая бы учитывала потребности как службы маркетинга, так и руководителей производств.
  Для успешной разработки такой системы управления необходимо было решить несколько вопросов организационного характера, комплектации кадров и разработки системы оплаты и материального стимулирования. Для разработки прогнозов нужно было обеспечить сбор достаточно большого количества данных, отражающих реальный спрос. Систему вознаграждений надо было переработать так, чтобы она могла стимулировать работу разных групп руководителей в направлении реализации общих целей всей компании по удовлетворению потребностей заказчиков при минимальных общих издержках. Это означало, что если затраты на производство и доставку продукции превысят какой-то определенный уровень, то от продажи продукции нужно отказаться. Управляющих производством могли заставить выпускать продукцию без заявки в портфеле заказов, но с учетом будущего спроса. Это означало, что компании нужно было создать центральную планово-производственную службу, которая осуществляла бы общую координацию работы. Для этой службы нужно было приготовить квалификационные характеристики, штатное расписание, распределение прав и обязанностей, четкие должностные инструкции и т.д. Кроме того, поскольку в систему прогнозирования и планирования производства предполагалось внедрить новые методы работы, нужно было по мере разработки и внедрения новой системы обеспечить солидную переподготовку руководителей службы маркетинга и руководителей производства.
  На разработку системы комплексного управления прогнозированием и планированием производства и распределения продукции было затрачено порядка 300 000 долл. В первый год после внедрения системы экономия, в основном за счет снижения транспортных расходов, составила порядка 3 млн. долл.
 
  Вопросы
  1. По каким критериям компания должна распределять заказы на производство между различными заводами?
  2. В какой информации нуждается высшее руководство компании для контроля за работой производства и службы распределения?
  3. Какие должности могли бы вы порекомендовать для центральной планово-производственной службы? Основные обязанности по каждой из рекомендованных вами должностей?
  4. Какую систему вознаграждения вы предложили бы для:
  а) работников службы маркетинга;
  б) управляющих заводов;
  в) плановиков?
  5. Дайте определение оценки степени производительности труда представителей каждой из указанных выше групп.
 
 ГЛОССАРИЙ
 
  А
 
  АВТОКРАТИЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (AUTOCRATIC LEADER) - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.
  АСУ - АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (САМ - COMPUTER-ASSISTED MANUFACTURING) - ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.
  АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (CAD - COMPUTERASSISTED DESIGN) - применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.
  АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СКЛАДСКИЕ СИСТЕМЫ (AS/RS - AUTOMATED STORAGE AND RETRIEVAL SYSTEMS) - управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также называют автоматизированными складами.
  АДАПТИВНАЯ СТРУКТУРА (ADAPTIVE STRUCTURE) - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.
  АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (STAFF AUTHORITY) - форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.
  АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (ENVIRONMENTAL ANALYSIS) - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.
  АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ (TIME-SERIES ANALYSIS) - анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.
  АНАЛИЗ НА БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ (BREAK-EVEN ANALYSIS) - метод, используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.
  АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ (JOB ANALYSIS) - определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда.
  АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ (JOB ANALYSIS) - определение задач, которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников.
 
  Б
 
  БАЗИСНЫЕ (ОСНОВНЫЕ, ПЕРВИЧНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) - обычно врожденные потребности, такие как потребность выжить.
  БЮДЖЕТ (BUDGET) - план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона.
  БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) - тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
 
  В
 
  ВЕРОЯТНОСТЬ (PROBABILITY) - уровень вероятности конкретного события.
  ВВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (VERTICAL DIVISION OF LABOR) - разделение и координации усилий и выполнения составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления.
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (INTERRELATEDNESS, ENVIRONMENTAL) - сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
  ВЛАСТЬ (POWER) - возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
  ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ (AUTHORITY, ORGANIZATIONAL) - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.
  ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ (REWARD POWER) - власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие.
  ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ (COERCIVE POWER) - влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или се, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.
  ВЛИЯНИЕ (INFLUENCE) - поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей.
  ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ХОД РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (OD INTERVENTION) - один из видов мероприятий, осуществляемых организацией, подразделением или рабочей группой в ходе организации программы развития организации.
  ВНЕШНИЕ ПООЩРЕНИЯ (EXTRINSIC REWARD) - сюда относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами такого рода поощрений являются: заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т.п.
  ВНЕШНЯЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (UNCERTAINTY, ENVIRONMENTAL) - это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.
  ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (INTRINSIC REWARD) - ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например, удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего порядка.
  ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ (INTERNAL VARIABLES) - ситуационный фактор внутри организации. К основным внутренним переменным относятся цели, структуры, задания, технологии и люди.
  ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРТА (EXPERT POWER) - влияние, основанное на убеждении последователей в том, что их лидер обладает особыми знаниями, позволяющими удовлетворить возникшую потребность.
  ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (COMPENSATION) - в рамках теории мотивации - это все, что человеку может казаться ценным.
  ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.
  ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПРИЕМКЕ (ACCEPTANCE SAMPLING) - метод контроля качества, при котором решение о приемке крупной партии принимается по результатам контроля небольшого количества образцов данной партии.
 
  Г
 
  ГИБКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ (FMS-FLEXIBLE MANUFACTURING SYSTEMS) - процессы производства, реализующие все достоинства высокой степени автоматизации без потери гибкости.
  ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (HYGIENE FACTORS) - согласно двухфакторной теории Герцберга - это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.
  ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА (HORIZONTAL DIVISION OF LABOUR) - разделение работы в организации на составляющие компоненты.
  ГРУППА (GROUP) - два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.
  ГРУППА РУКОВОДИТЕЛЯ (COMMAND GROUP) - группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.
  ГРУППОВОЕ МЫШЛЕНИЕ (GROUPTHINK) - тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.
 
  Д
 
  ДВИЖУЩАЯСЯ СБОРОЧНАЯ ЛИНИЯ (MOVING ASSEMBLY LINE) - приспособление для перемещения производимого продукта от одного работника к другому, каждый работник при этом выполняет отдельные конкретные задания.
  ДЕЛЕГИРОВАНИЕ (DELEGATION) - передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.
  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (DEMOCRATIC LEADER) - руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.
  ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ (DECISION TREE) - схематическое представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче.
  ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (DECENTRALIZED ORGANIZATION) - организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.
  ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ГЕРЦБЕРГА (HERZBERG'S TWO-FACTOR THEORY) - модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотивы.
  ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (DIVISIONAL DEPARTMENTATION) - тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя.
  ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (DYSFUNCTIONAL CONFLICT) - конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации.
  ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ (JOB DESCRIPTION) - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.
  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ (SUPPLEMENTAL BENEFITS) - виды компенсации сверх заработной платы, включающие оплату больничных, медицинское страхование и т.п. Их также называют дополнительными выплатами.
 
  Е
 
  ЕДИНОНАЧАЛИЕ (UNITY OF COMMAND) - принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.
 
  З
 
  ЗАВИСИМЫЙ СПРОС (DEPENDENT DEMAND) - тип спроса, который зависит от намерений организации производить другие изделия. Характерен прежде всего для рынка компонентов, используемых в составе более сложных изделий.
  ЗАДАНИЯ (TASKS) - предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.
  ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ (LEGITIMATE POWER) - влияние, основанное на традиции. Исполнитель верит, что руководитель имеет изначальное право отдавать приказания.
  ЗАКОН ЭФФЕКТА (LAW OF EFFECT) - концепция теории мотивации, согласно которой люди стремятся повторять тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет удовлетворить их потребности, и избегать поведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потребностей.
  ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ (DECISION, PROGRAMMED) - выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено.
 
  И
 
  ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (TALL STRUCTURE) - организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
  ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOW'S HYERARCHY OF NEEDS) -- подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.
  ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА (METHODS STUDY) - анализ всех составляющих производственных операций для определения возможности их совершенствования.
  ИМИТАЦИЯ (SIMULATION) - процесс разработки модели реальной ситуации и выполнения экспериментов с целью понять, как будет реально изменяться ситуация.
  ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (SKILLS INVENTORY) - письменный учет навыков рабочих и служащих с указанием количества лиц, владеющих ими.
  ИНСПЕКТОРЫ (SUPERVISORS) - руководители низшего звена, непосредственно контролирующие деятельность рядовых исполнителей.
  ИНТЕГРАЦИЯ (INTEGRATION) - процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.
  ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА (MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM (MIS)) - формальная система обеспечения руководителей информацией, необходимой для принятия решений.
 
  К
 
  КАНАЛ СВЯЗИ (CHANNEL) применительно к обмену информацией - средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи.
  КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (PROCESS CONTROL CHART) - инструмент контроля качества, позволяющий контролировать качество продукции или услуг в ходе производства или предоставления услуг. Корректирующие меры принимаются сразу же при обнаружении каких-либо отклонений.
  КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ (QUALITY OF PERFORMANCE) - концепция качества, отражающая ту степень, в которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды клиентов.
  КАЧЕСТВО КОНСТРУКЦИИ (QUALITY OF DESIGN) - концепция качества, отражающая уровень качества самой конструкции.
  КАЧЕСТВО СООТВЕТСТВИЯ (QUALITY OF CONFORMANCE) - концепция качества, отражающая ту степень, с которой продукция или услуги, предоставляемые организацией, соответствуют внутренним спецификациям организации.
  КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ (QUALITY OF WORK LIFE) - степень удовлетворения важных личных потребностей через деятельность в трудовой организации.
  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (JOB DESCRIPTION) - краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям в организации.
  КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (CLASSICAL SCHOOL OF MANAGEMENT) - подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.
  КОММУНИКАЦИЯ, ОБЩЕНИЕ (COMMUNICATION) - обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.
  КОМПЕНСАЦИЯ (COMPENSATION) - денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией своим сотрудникам за выполненную ими работу.
  КОМПЕНСАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ "КАФЕТЕРИЯ" (CAFETERIA SYSTEM OF COMPENSATION) - система компенсации, в соответствии с которой служащим позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений, в наибольшей мере отвечающих их потребностям.
  КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО (CIM - COMPUTER-INTEGRATED MANUFACTURING) - применение гибких производственных систем, управляемых интегрированной системой управления производством.
  КОНВЕРСИОННАЯ СИСТЕМА МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА (MASS PRODUCTION CONVERSION SYSTEM) - тип конверсиционного процесса, в ходе которого производятся большие количества относительно стандартизированной продукции.
  КОНКУРЕНТНОЕ ОТЛИЧИЕ (COMPETITIVE ADVANTAGE) - высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает организации наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру.
  КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) - процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.
  КОНФЛИКТ (CONFLICT) - несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.
  КОСВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (INDIRECT ENVIRONMENT) - факторы окружающей среды, которые могут не оказывать немедленного и непосредственного воздействия на деятельность организации, но тем не менее влияют на ее деятельность.
  КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ (DECISION CRITERIA) - нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.
  КРИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ (CRITICAL PATH) - самая длительная последовательность событий при выполнении проекта. Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчайшее время.
  КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) - группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлять проблемы, связанные с качеством.
  КУЛЬТУРА КОРПОРАЦИИ (CORPORATE CULTURE) - атмосфера или социальный климат в организации.
 
  Л
 
  ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (LAISSEZ-FAIRE LEADER) - руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроля за своей работой.
  ЛИДЕР ОРГАНИЗАЦИИ (ORGANIZATIONAL LEADER) - человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.
  ЛИНЕЙНАЯ ИЛИ ПОТОЧНАЯ ПЛАНИРОВКА (PRODUCT LAYOUT) - метод размещения оборудования массового производства, где производственные операции почти аналогичны для всей выпускаемой продукции. Производственные ресурсы располагаются в виде последовательности рабочих станций в соответствии с производственными операциями.
  ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (LINE AUTHORITY) - полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным.
 
  М
 
  МАСШТАБ ОТКЛОНЕНИЙ (RANGE OF DEVIATION) - заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.
  МАТРИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (MATRIX ORGANIZATION) - тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.
  МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ СТИЛЬ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ (INTERPERSONAL STYLES FOR CONFLICT RESOLUTION) - пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, искусственное форсирование, использование компромиссов, решение сути конфликтной проблемы.
  МЕЛКОСЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (JOB SHOP CONVERSION SYSTEM) - тип организации производственного процесса, при котором подразделения или обрабатывающие центры специализируются на определенных операциях. Обрабатываемые изделия (или обслуживаемый клиент) небольшими партиями проходят через систему.
  МЕТОД КРИТИЧЕСКОГО ПУТИ (CRITICAL PATH METHOD) - техника осуществления руководства проектом, основной целью, которой является обеспечение соблюдения графиков производства и конечных сроков работ. В основе ее лежит допущение того, что длительность событий поддается достаточно точной оценке.
  МЕТОД ПЕРТ - МЕТОД ОЦЕНКИ И ПЕРЕСМОТРА ПЛАНОВ (PROJECT EVALUATION AND REVIEW TECHNIQUE - PERT) - система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности событий.
  МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК (DELPHI TECHNIQUE) - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.
  МЕХАНИЗАЦИЯ (MECHANIZATION) - использование машин вместо людей.
  МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) - традиционно-бюрократическая форма организации, в противоположность органической или адаптивной структуре.
  МИССИЯ (MISSION) - в планировании основная общая цель или задача организации.
  МОДЕЛЬ (MODEL) - представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета. Модели играют полезную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.
  МОДЕЛЬ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ (MODEL, LINEAR PROGRAMMING) - модель, используемая для оптимизации распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями.
  МОДЕЛЬ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (QUEUING MODEL) - модель, используемая для определения оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в них. Называется также моделью очереди.
  МОДЕЛЬ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА (PORTER-LAWLER MODEL) - ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.
  МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ (MODEL, CUSTOMER EXPECTATION) - прогноз, основанный на изучении потребителей организации.
  МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ВРУМА-ЙЕТТОНА (VROOM-JETTON LEADERSHIP DECISION MODEL) - вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ (MODEL, INVENTORY) - модель, используемая для оптимизации графика размещения и размера заказов на ресурсы, а также размера необходимых запасов.
  МОДЕЛЬ ХОМАНСА (HOMANS'S MODEL) - теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.
  МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (MULTINATIONAL CORPORATION) - фирма, владеющая и управляющая предприятиями, которые расположены более чем в одной стране.
  МОТИВАТОРЫ (MOTIVATORS) - в двухфакторной теории Герцберга это - факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов, проистекают из сущности самой работы.
  МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.
  МОТИВАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ КНУТА И ПРЯНИКА (CARROT - AND STICK-MOTIVATION) - намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.
 
  Н
 
  НАПРЯЖЕНИЕ (STRESS) - ситуация в управлении, характеризуемая повышенной психологической или физиологической напряженностью.
  НЕЗАВИСИМЫЙ СПРОС (INDEPENDENT DEMAND) - тип спроса, который не зависит от намерений организации производить другие изделия.
  НЕЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ (DECISION, NONPROGRAMMED) - выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации, или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.
  НЕОБХОДИМОСТЬ КООРДИНАЦИИ (NEED FOR COORDINATION) - ситуация, возникающая при вертикальном и горизонтальном разделении труда. Без соответствующей координации люди не смогут работать вместе.
  НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (UNCERTAINTY, ENVIRONMENTAL) - функция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.
  НЕСТАБИЛЬНАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА (TURBULENT ENVIRONMENT) - внешнее окружение с высоким уровнем взаимосвязанности факторов, что влечет за собою сложность, подвижность и неопределенность среды.
  НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (INFORMAL ORGANIZATION) - спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
 
  О
 
  ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ВЕРТИКАЛИ (COMMUNICATION, VERTICAL) - движение информации с уровня на уровень в пределах организации.
  ОБМЕН НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ (COMMUNICATION, NONVERBAL) - обмен содержащими информацию знаками без использования слов.
  ОБРАЗ КОРПОРАЦИИ (CORPORATE IMAGE) - впечатление, которое организация оказывает на сотрудников, клиентов и общественность в целом.
  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (FEEDBACK) - реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, воспринята ли отправленная им информация.
  ОБУЧЕНИЕ НОРМАМ ЭТИКИ (ETHICS TRAINING) - процесс формирования в среде рядовых работников и руководителей представления об этике ведения дела.
  ОБЪЕМ РАБОТЫ (JOB SCOPE) - количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.
  ОБЪЕМ УПРАВЛЕНИЯ (SPAN OF MANAGEMENT) - число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.
  ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСОВАНИЯ (COMPULSORY CONSULTATION) - форма административных полномочий, при которой линейные руководители ОБЯЗАНЫ обсуждать соответствующие вопросы с персоналом, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству.
  ОКРУЖЕНИЕ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (DIRECT-ACTION ENVIRONMENT) - внешняя среда, факторы которой непосредственно воздействуют на организацию, а сама организация непосредственно воздействует на эти факторы.
  ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (OPERATING SYSTEM) - общая система производственной функции организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей подсистемы, подсистемы обеспечения и планово-контрольной подсистемы.
  ОПРОС ЭКСПЕРТОВ (JURY OF OPINION) - метод прогнозирования, при котором мнения экспертов в разных областях сводятся воедино и усредняются.
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (STRUCTURE, ORGANIZATIONAL) - логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПОКУПАТЕЛЯ (CUSTOMER DEPARTMEN-TATION) - тип организационной структуры, где отделения формируются в соответствии с основными группами покупателей.
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТИПА КОНГЛОМЕРАТА (CONGLOMERATE ORGANIZATION) - один из видов адаптивной структуры, используемый очень крупными предпринимательскими организациями, действующими в различных областях. Конгломераты в целом не имеют единой структуры организации; в отдельных частях используют структуры различных типов.
  ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО (LEADERSHIP, ORGANIZATIONAL) - способность оказывать влияние на отдельных людей и группы в их деятельности для достижения целей организации.
  ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ (DECISION, ORGANIZATIONAL) - выбор, который совершает предприниматель для выполнения обязательств, связанных с положением организации для того, чтобы достичь стоящих перед организацией целей.
  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДАРВИНИЗМ (ORGANIZATIONAL DARWINISM) - концепция, согласно которой организация, чтобы выжить, должна приспосабливаться к изменениям внешней среды.
  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ УСПЕХ (SUCCESS, ORGANIZATIONAL) - достижение поставленной цели.
  ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (PROJECT ORGANIZATION) - временная структура, образуемая для выполнения конкретной, точно определенной цели.
  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ (FREE-FORM ORGANIZATION) - организация, состоящая из ряда различных структур в противоположность последовательной, (логически) устоявшейся структуре.
  ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ (ORGANIZATION, FORMAL) - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
  ОТБОРОЧНЫЙ ЦЕНТР (ASSESSMENT CENTER) - испытательное заведение, в котором способности к выполнению трудовых навыков оценивают методами моделирования.
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (RESPONSIBILITY) - обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
  ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (DISTINCTIVE COMPETENCE) - задача или процесс, реализуемые организацией гораздо лучше, чем ее конкурентами.
  ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (PERFORMANCE APPRAISAL) - формальная процедура оценки работы сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных задач.
  ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (SOCIAL AUDIT) - оценка социального воздействия деятельности и программ организации с составлением соответствующего отчета.
 
  П
 
  ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (CONCURRENT AUTHORITY) - форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководства.
  ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) - психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.
  ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ПО ГОРИЗОНТАЛИ (COMMUNICATION, HORIZONTAL) - движение информации из одного подразделения в другое в пределах организации.
  ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ СВЕРХУ ВНИЗ (COMMUNICATION, DOWNWARD) - движение информации с верхних уровней организации на нижние.
  ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ СНИЗУ ВВЕРХ (COMMUNICATION, UPWARD) - Движение информации с нижних уровней организации на верхние.
  ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА (CONVERSION SUBSYSTEM) - подразделение в организации, которое выполняет производственную работу, непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию.
  ПЕРЕСТРОЙКА РАБОТЫ (WORK REDESIGN) - в прогрессивных организациях - это процесс переформулирования целей и задач путем расширения должностных инструкций и функциональных обязанностей для обеспечения больших внутренних вознаграждений.
  ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕШНИХ ОПАСНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ - ПВОВ (ЕТОР) - получен при помощи анализа окружающей среды.
  ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
  ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (MATERIAL REQUIREMENTS PLANNING-MRP) - система управления материально-техническими запасами, нацеленная на то, чтобы иметь в запасе лишь то, что нужно для выполнения ближайших планов производства.
  ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ (PERFORMANCE INDICATOR) - специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей. Используется в процессе контроля.
  ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ (HUMAN RESOURCE PLANNING) - применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы для удовлетворения этих потребностей.
  ПЛАНИРОВКА С ФИКСИРОВАННЫМ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ (FIXED POSITION LAYOUT) - система, которая в основном используется при осуществлении проектов. При этом объект работы остается неподвижным, а производственные ресурсы доставляются на место работ по мере необходимости.
  ПЛАТЕЖНАЯ МАТРИЦА (PAYOFF MATRIX) - статистический метод принятия решений, помогающий руководителю выбирать из возможных альтернатив.
  ПЛОСКАЯ СТРУКТУРА (SHORT STRUCTURE) - структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.
  ПОВЕДЕНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА КОНТРОЛЬ (CONTROL-ORIENTED BEHAVIOR) - стремление служащих вкладывать больше усилий в те области деятельности, которые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать деятельностью в тех областях, которые объектом пристального контроля не являются.
  ПОДВИЖНОСТЬ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ (VOLATILITY, ENVIRONMENTAL) - относительная быстрота изменения внешней среды организации.
  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (SUBUNIT) - формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом.
  ПОДСИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ (SUPPORT SUBSYSTEM) - подразделение организации, которое выполняет функции, необходимые для работы производственной подсистемы.
  ПОДСИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ (PLANNING AND CONTROL SUBSYSTEM) - подразделение, которое получает информацию из производственной подсистемы о состоянии системы и незавершенном производстве. На основе комплексной информации, полученной из внешней и внутренней среды, подсистема планирования и контроля принимает решения по перспективным целям и функциям.
  ПОЛИТИКА (POLICY) - общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.
  ПОЛНОМОЧИЯ (AUTHORITY, ORGANIZATIONAL) - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.
  ПООПЕРАЦИОННАЯ ПЛАНИРОВКА (PROCESS LAYOUT) - группирование производственных ресурсов по принципу выполняемой работы.
  ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ КОМИТЕТ (STANDING COMMITTEE) - сформированная в организации и постоянно действующая группа, направленная на решение какой-либо конкретной задачи.
  ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (DEPARTMENTATION) - процесс формирования структуры организации. Может называться также департаментализацией.
  ПОТРЕБНОСТИ (NEEDS) - психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
  ПРАВИЛА (RULES) - точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации.
  ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (PRELIMINARY CONTROL) - фаза процедуры контроля, осуществляемая до начала собственно работы. На этой фазе происходит оценка планов, разработка процедур и правил работы, а также составление должностных инструкций в письменной форме.
  ПРЕДПОСЫЛКА (PREMISE) - предположение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решений.
  ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (ENTREPRENEURIAL MANAGER) - менеджер, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии.
  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ENTREPRENEUR) - человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.
  ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕНИЙ (EXCEPTION PRINCIPLE) - концепция, согласно которой только значительные отклонения от стандартов и правил должны побуждать срабатывать систему контроля.
  ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ (PARITY PRINCIPLE) - принцип, согласно которому руководство должно делегировать индивиду достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответственность.
  ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (MODELING, CAUSAL) - способ пробного прогнозирования будущего по результатам статистического анализа зависимости между рассматриваемым и другими факторами.
  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (FORECASTING) - метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
  ПРОДУКТОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (PRODUCT DEPARTMENTATION) - структура, основным элементом которой являются отделения, ответственные за выпуск основных типов продукции.
  ПРОЕКТНАЯ КОНВЕРСИОННАЯ СИСТЕМА (PROJECT CONVERSION SYSTEM) - тип конверсионного процесса, в котором каждое выпускаемое изделие или услуга уникальны по своей сути, решаемым задачам, области применения и т.п.
  ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (PROJECT ORGANIZATION) - временная организационная структура, формируемая для достижения конкретной, четко очерченной цели.
  ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (PRODUCTIVITY) - в количественном выражении - это объем выпуска, деленный на объем потребленных ресурсов. В широком смысле - относительная эффективность и экономичность организации.
  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (OPERATIONS FUNCTION) - виды деятельности, которые производят товары или услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
  ПРОИЗВОДСТВО ПО ПРИНИЦИПУ "ТОЧНО BO-ВРЕМЯ" (JUST-IN-TIME PRODUCTION) - система управления материально-техническими запасами, в которой продукция, комплектующие изделия и материалы поступают только тогда и в таком количестве, когда и сколько их требуется. Основная цель системы заключается в том, чтобы сократить издержки капитала и издержки хранения.
  ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (INTERVENING MANAGEMENT PROCESS) - важный аспект деятельности, перекрывающий и связывающий четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Его часто называют связующим процессом.
  ПРОЦЕДУРЫ (PROCEDURE) - предписание относительно того, какие действия предпринять в конкретной ситуации.
  ПРОЦЕСС ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ (COMMUNICATION PROCESS) - обмен информацией между двумя или большим числом людей.
  ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENT PROCESS) - общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.

<< Пред.           стр. 27 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу