<< Пред. стр. 26 (из 26) След. >>
МОДЕЛЬ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА (PORTER-LAWLER MODEL) - ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ (MODEL, CUSTOMER EXPECTATION) - прогноз, основанный на изучении потребителей организации.
МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ВРУМА-ЙЕТТОНА (VROOM-JETTON LEADERSHIP DECISION MODEL) - вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ (MODEL, INVENTORY) - модель, используемая для оптимизации графика размещения и размера заказов на ресурсы, а также размера необходимых запасов.
МОДЕЛЬ ХОМАНСА (HOMANS'S MODEL) - теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.
МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (MULTINATIONAL CORPORATION) - фирма, владеющая и управляющая предприятиями, которые расположены более чем в одной стране.
МОТИВАТОРЫ (MOTIVATORS) - в двухфакторной теории Герцберга это - факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов, проистекают из сущности самой работы.
МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.
МОТИВАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ КНУТА И ПРЯНИКА (CARROT - AND STICK-MOTIVATION) - намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.
Н
НАПРЯЖЕНИЕ (STRESS) - ситуация в управлении, характеризуемая повышенной психологической или физиологической напряженностью.
НЕЗАВИСИМЫЙ СПРОС (INDEPENDENT DEMAND) - тип спроса, который не зависит от намерений организации производить другие изделия.
НЕЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ (DECISION, NONPROGRAMMED) - выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации, или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.
НЕОБХОДИМОСТЬ КООРДИНАЦИИ (NEED FOR COORDINATION) - ситуация, возникающая при вертикальном и горизонтальном разделении труда. Без соответствующей координации люди не смогут работать вместе.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (UNCERTAINTY, ENVIRONMENTAL) - функция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.
НЕСТАБИЛЬНАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА (TURBULENT ENVIRONMENT) - внешнее окружение с высоким уровнем взаимосвязанности факторов, что влечет за собою сложность, подвижность и неопределенность среды.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (INFORMAL ORGANIZATION) - спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
О
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ВЕРТИКАЛИ (COMMUNICATION, VERTICAL) - движение информации с уровня на уровень в пределах организации.
ОБМЕН НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ (COMMUNICATION, NONVERBAL) - обмен содержащими информацию знаками без использования слов.
ОБРАЗ КОРПОРАЦИИ (CORPORATE IMAGE) - впечатление, которое организация оказывает на сотрудников, клиентов и общественность в целом.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (FEEDBACK) - реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, воспринята ли отправленная им информация.
ОБУЧЕНИЕ НОРМАМ ЭТИКИ (ETHICS TRAINING) - процесс формирования в среде рядовых работников и руководителей представления об этике ведения дела.
ОБЪЕМ РАБОТЫ (JOB SCOPE) - количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.
ОБЪЕМ УПРАВЛЕНИЯ (SPAN OF MANAGEMENT) - число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСОВАНИЯ (COMPULSORY CONSULTATION) - форма административных полномочий, при которой линейные руководители ОБЯЗАНЫ обсуждать соответствующие вопросы с персоналом, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству.
ОКРУЖЕНИЕ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (DIRECT-ACTION ENVIRONMENT) - внешняя среда, факторы которой непосредственно воздействуют на организацию, а сама организация непосредственно воздействует на эти факторы.
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (OPERATING SYSTEM) - общая система производственной функции организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей подсистемы, подсистемы обеспечения и планово-контрольной подсистемы.
ОПРОС ЭКСПЕРТОВ (JURY OF OPINION) - метод прогнозирования, при котором мнения экспертов в разных областях сводятся воедино и усредняются.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (STRUCTURE, ORGANIZATIONAL) - логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПОКУПАТЕЛЯ (CUSTOMER DEPARTMEN-TATION) - тип организационной структуры, где отделения формируются в соответствии с основными группами покупателей.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТИПА КОНГЛОМЕРАТА (CONGLOMERATE ORGANIZATION) - один из видов адаптивной структуры, используемый очень крупными предпринимательскими организациями, действующими в различных областях. Конгломераты в целом не имеют единой структуры организации; в отдельных частях используют структуры различных типов.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО (LEADERSHIP, ORGANIZATIONAL) - способность оказывать влияние на отдельных людей и группы в их деятельности для достижения целей организации.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ (DECISION, ORGANIZATIONAL) - выбор, который совершает предприниматель для выполнения обязательств, связанных с положением организации для того, чтобы достичь стоящих перед организацией целей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДАРВИНИЗМ (ORGANIZATIONAL DARWINISM) - концепция, согласно которой организация, чтобы выжить, должна приспосабливаться к изменениям внешней среды.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ УСПЕХ (SUCCESS, ORGANIZATIONAL) - достижение поставленной цели.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (PROJECT ORGANIZATION) - временная структура, образуемая для выполнения конкретной, точно определенной цели.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ (FREE-FORM ORGANIZATION) - организация, состоящая из ряда различных структур в противоположность последовательной, (логически) устоявшейся структуре.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ (ORGANIZATION, FORMAL) - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
ОТБОРОЧНЫЙ ЦЕНТР (ASSESSMENT CENTER) - испытательное заведение, в котором способности к выполнению трудовых навыков оценивают методами моделирования.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (RESPONSIBILITY) - обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (DISTINCTIVE COMPETENCE) - задача или процесс, реализуемые организацией гораздо лучше, чем ее конкурентами.
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (PERFORMANCE APPRAISAL) - формальная процедура оценки работы сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных задач.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (SOCIAL AUDIT) - оценка социального воздействия деятельности и программ организации с составлением соответствующего отчета.
П
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (CONCURRENT AUTHORITY) - форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководства.
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) - психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ПО ГОРИЗОНТАЛИ (COMMUNICATION, HORIZONTAL) - движение информации из одного подразделения в другое в пределах организации.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ СВЕРХУ ВНИЗ (COMMUNICATION, DOWNWARD) - движение информации с верхних уровней организации на нижние.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ СНИЗУ ВВЕРХ (COMMUNICATION, UPWARD) - Движение информации с нижних уровней организации на верхние.
ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА (CONVERSION SUBSYSTEM) - подразделение в организации, которое выполняет производственную работу, непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию.
ПЕРЕСТРОЙКА РАБОТЫ (WORK REDESIGN) - в прогрессивных организациях - это процесс переформулирования целей и задач путем расширения должностных инструкций и функциональных обязанностей для обеспечения больших внутренних вознаграждений.
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕШНИХ ОПАСНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ - ПВОВ (ЕТОР) - получен при помощи анализа окружающей среды.
ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (MATERIAL REQUIREMENTS PLANNING-MRP) - система управления материально-техническими запасами, нацеленная на то, чтобы иметь в запасе лишь то, что нужно для выполнения ближайших планов производства.
ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ (PERFORMANCE INDICATOR) - специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей. Используется в процессе контроля.
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ (HUMAN RESOURCE PLANNING) - применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы для удовлетворения этих потребностей.
ПЛАНИРОВКА С ФИКСИРОВАННЫМ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ (FIXED POSITION LAYOUT) - система, которая в основном используется при осуществлении проектов. При этом объект работы остается неподвижным, а производственные ресурсы доставляются на место работ по мере необходимости.
ПЛАТЕЖНАЯ МАТРИЦА (PAYOFF MATRIX) - статистический метод принятия решений, помогающий руководителю выбирать из возможных альтернатив.
ПЛОСКАЯ СТРУКТУРА (SHORT STRUCTURE) - структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.
ПОВЕДЕНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА КОНТРОЛЬ (CONTROL-ORIENTED BEHAVIOR) - стремление служащих вкладывать больше усилий в те области деятельности, которые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать деятельностью в тех областях, которые объектом пристального контроля не являются.
ПОДВИЖНОСТЬ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ (VOLATILITY, ENVIRONMENTAL) - относительная быстрота изменения внешней среды организации.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (SUBUNIT) - формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом.
ПОДСИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ (SUPPORT SUBSYSTEM) - подразделение организации, которое выполняет функции, необходимые для работы производственной подсистемы.
ПОДСИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ (PLANNING AND CONTROL SUBSYSTEM) - подразделение, которое получает информацию из производственной подсистемы о состоянии системы и незавершенном производстве. На основе комплексной информации, полученной из внешней и внутренней среды, подсистема планирования и контроля принимает решения по перспективным целям и функциям.
ПОЛИТИКА (POLICY) - общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.
ПОЛНОМОЧИЯ (AUTHORITY, ORGANIZATIONAL) - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.
ПООПЕРАЦИОННАЯ ПЛАНИРОВКА (PROCESS LAYOUT) - группирование производственных ресурсов по принципу выполняемой работы.
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ КОМИТЕТ (STANDING COMMITTEE) - сформированная в организации и постоянно действующая группа, направленная на решение какой-либо конкретной задачи.
ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (DEPARTMENTATION) - процесс формирования структуры организации. Может называться также департаментализацией.
ПОТРЕБНОСТИ (NEEDS) - психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
ПРАВИЛА (RULES) - точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (PRELIMINARY CONTROL) - фаза процедуры контроля, осуществляемая до начала собственно работы. На этой фазе происходит оценка планов, разработка процедур и правил работы, а также составление должностных инструкций в письменной форме.
ПРЕДПОСЫЛКА (PREMISE) - предположение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решений.
ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (ENTREPRENEURIAL MANAGER) - менеджер, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ENTREPRENEUR) - человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.
ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕНИЙ (EXCEPTION PRINCIPLE) - концепция, согласно которой только значительные отклонения от стандартов и правил должны побуждать срабатывать систему контроля.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ (PARITY PRINCIPLE) - принцип, согласно которому руководство должно делегировать индивиду достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответственность.
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (MODELING, CAUSAL) - способ пробного прогнозирования будущего по результатам статистического анализа зависимости между рассматриваемым и другими факторами.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (FORECASTING) - метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
ПРОДУКТОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (PRODUCT DEPARTMENTATION) - структура, основным элементом которой являются отделения, ответственные за выпуск основных типов продукции.
ПРОЕКТНАЯ КОНВЕРСИОННАЯ СИСТЕМА (PROJECT CONVERSION SYSTEM) - тип конверсионного процесса, в котором каждое выпускаемое изделие или услуга уникальны по своей сути, решаемым задачам, области применения и т.п.
ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (PROJECT ORGANIZATION) - временная организационная структура, формируемая для достижения конкретной, четко очерченной цели.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (PRODUCTIVITY) - в количественном выражении - это объем выпуска, деленный на объем потребленных ресурсов. В широком смысле - относительная эффективность и экономичность организации.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (OPERATIONS FUNCTION) - виды деятельности, которые производят товары или услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
ПРОИЗВОДСТВО ПО ПРИНИЦИПУ "ТОЧНО BO-ВРЕМЯ" (JUST-IN-TIME PRODUCTION) - система управления материально-техническими запасами, в которой продукция, комплектующие изделия и материалы поступают только тогда и в таком количестве, когда и сколько их требуется. Основная цель системы заключается в том, чтобы сократить издержки капитала и издержки хранения.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (INTERVENING MANAGEMENT PROCESS) - важный аспект деятельности, перекрывающий и связывающий четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Его часто называют связующим процессом.
ПРОЦЕДУРЫ (PROCEDURE) - предписание относительно того, какие действия предпринять в конкретной ситуации.
ПРОЦЕСС ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ (COMMUNICATION PROCESS) - обмен информацией между двумя или большим числом людей.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENT PROCESS) - общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ (PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT) - подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.
Р
РАБОЧАЯ ГРУППА (WORK TEAM) - группа, состоящая из лиц, работающих вместе.
РАВЕНСТВО КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА (EQUIFINALITY) - принцип, согласно которому один и тот же результат может быть получен различными способами при различных начальных условиях.
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ORGANIZATION DEVELOPMENT (OD)) - долгосрочная программа усовершенствования возможностей организации решать различные проблемы и способностей к обновлению, в особенности путем повышения эффективности управления культурой организации. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук о поведении, в т.ч. и теории операций.
РАЗУМНАЯ ВЕРА (RATIONAL FAITH) - влияние, основанное на вере исполнителя в то, что оказывающий влияние имеет соответствующий опыт. Знания руководителя принимаются на веру.
РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА РАБОТЫ (JOB ENLARGEMENT) - реорганизация труда с расширением объема выполняемых работ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ (DECISION, RATIONAL) - выбор, подкрепленный результатами объективного анализа. Рациональное решение в отличие от основанного на суждении не зависит от опыта, накопленного в прошлом.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (TERRITORIAL DEPARTMENTATION) - тип дивизиональной структуры, в которой используется географический принцип построения.
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ (SLACK) - разница между самым ранним возможным временем завершения проекта и самым поздним допустимым временем его завершения. Резерв времени дает свободу при планировании выполнения тех событий, которые не лежат на критическом пути.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (ADVISORY AUTHORITY) - форма административных полномочий, предполагающая, что линейные руководители обращаются за административными решениями и рекомендациями, но не обязаны их принимать.
РЕЛЕВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ (RELEVANT INFORMATION, FOR DECISION MAKING) - данные, отбираемые под конкретные задачу, лицо, цель и период времени.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) - в передовых организациях изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников.
РЕШЕНИЕ (DECISION) - выбор альтернативы.
РИСК (RISK) - уровень неопределенности в предсказании результата.
РОБОТ (ROBOT) - программируемое устройство для выполнения операций с материалами и инструментами, которые иначе пришлось бы выполнять рабочим. Роботы особенно полезны при выполнении монотонных повторяющихся операций.
РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕГО ЗВЕНА (TOP MANAGER) - руководитель, отвечающий за решения для организации в целом или для. значительной части этой организации.
РУКОВОДИТЕЛИ НИЗШЕГО ЗВЕНА (ЛИНЕЙНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ) (SUPERVISORS) - руководители в организации на уровне, находящемся непосредственно над уровнем неуправленческого персонала.
РУКОВОДИТЕЛЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ENTREPRENEURIAL MANAGER) - руководитель, который активно ищет новые возможности и добровольно принимает на себя риск, вводя изменения и усовершенствования.
РУКОВОДИТЕЛЬ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ НА ТРУДЕ (JOB-CENTERED MANAGER) - руководитель, занимающийся прежде всего организацией работы и разработкой системы вознаграждений с целью повышения производительности труда.
РУКОВОДИТЕЛЬ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ НА ЧЕЛОВЕКЕ (EMPLOYEE-CENTERED MANAGER) - руководитель, который заботится в первую очередь о людях и повышает производительность труда путем совершенствования человеческих отношений. В континууме руководства Лайкерта такой тип руководителя располагается на противоположном конце от руководителя, сосредоточенного на труде.
РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ (LEADERSHIP, ORGANIZATIONAL) - способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.
С
СБОРОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР (MOVING ASSEMBLY LINE) - устройство, которое перемещает детали или обрабатываемые изделия от рабочего к рабочему. Каждый рабочий выполняет закрепленную за ним работу.
СВЯЗУЮЩИЙ ПРОЦЕСС (LINKING PROCESS) - в управлении - это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации, мотивации и контроля. Основные связующие процессы - это принятие решений и общение (коммуникация). Руководство тоже можно рассматривать как связующий процесс.
СЕМАНТИКА (SEMANTICS) - изучение способа использования слов и передаваемых ими значений.
СЕТКА УПРАВЛЕНИЯ (MANAGERIAL GRID) - двухразмерный подход к оценке эффективности руководства. Согласно этому подходу в руководстве различаются 5 основных стилей: вертикальная ось сетки представляет "заботу о людях", а горизонтальная - "заботу о производстве".
СИСТЕМА (SYSTEM) - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.
СИСТЕМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (FEEDBACK SYSTEM) - в управлении - любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана.
СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ТИПУ ПРОЕКТОВ (PROJECT CONVERSION SYSTEM) - вид производственного процесса, в котором каждая выпускаемая единица продукции уникальна по своей конструкции, выполняемым задачам, месторасположению или по каким-либо другим важным признакам.
СИСТЕМА С НЕПРЕРЫВНЫМ ПРОЦЕССОМ ПЕРЕРАБОТКИ (CONTINUOUS PROCESS CONVERSION SYSTEM) - вид процесса с выпуском больших количеств однородного продукта.
СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ (FIXED PERIOD SYSTEM) - метод периодического восстановления уровня материально-технических запасов, например, раз в две недели. Объем заказа при этом зависит от объема наличия на момент заказа.
СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ (FIXED QUANTITY SYSTEM) - метод, при котором осуществляется постоянный контроль уровня материально-технических запасов. Заказы размещаются только тогда, когда этот уровень падает ниже заданной и неизменной величины. Объем заказа всегда остается одним и тем же.
СИТУАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФИДЛЕРА (FIEDLER'S CONTINGENCY MODEL OF LEADERSHIP) - модель, в которой выделены три фактора, влияющих на эффективность руководства: отношения между руководителем и членами коллектива, структура задания и должностная власть, т.е. законная власть, данная руководителю по должности.
СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ (PROCESS THEORY OF MOTIVATION) - модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД (CONTINGENCY APPROACH) - концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания определенных приемов. Концепция управления в конкретных ситуациях для более эффективного достижения целей организации. Известен под названием "конкретный подход".
СЛУХИ (GRAPEVINE) - информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения.
СОБЫТИЕ ПРОЕКТА (PROJECT ACTIVITY) - любой элемент проекта, требующий определенного времени исполнения, отсутствие которого может задержать начало других событий. События не обязательно включают в себя задачи, относящиеся к выполнению работ.
СОВОКУПНОЕ МНЕНИЕ ТОРГОВЫХ АГЕНТОВ (SALES FORCE COMPOSITE) - метод прогнозирования спроса по "предчувствиям" персонала отдела сбыта и по мнению управляющего сбытом и некоторых торговых агентов.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ (JOB DEPTH) - относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и на производственную среду.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ (CONTENT THEORY OF MOTIVATION) - теория мотивации, основанная на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Девида Макклеланда.
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ORGANIZING) - процесс создания структуры организации, которая дает возможность ее сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.
СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ (PATH - GOAL APPROACH) - модель руководства, согласно которой руководители должны реализовывать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ (ORGANIZATIONAL SOCIALIZATION) - процесс знакомства новых работников с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (SOCIAL RESPONSIBILITY) - действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (SOCIOTECHNICAL SYSTEM) - система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации представляют собой социотехнические системы.
СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ (SOCIOTECHNICAL SUBSYSTEM) - внутренние переменные организации, представляющие людей и технические компоненты.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (SPECIALIZED DIVISION OF LABOR) - с точки зрения технологии - это ситуация, при которой лица, как лучшим образом справляющиеся с данной работой, выполняют ее для всей организации. Термин относится к горизонтальному разделению труда при малых составляющих компонентах - на сборочном конвейере.
СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (INDIRECT ENVIRONMENT) - внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но, тем не менее, влияют на нее.
СТАНДАРТ (STANDARD) - конкретная цель, продвижение к которой поддается измерению.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ (STANDARDIZATION) - использование в процессе производства и сборки однородных взаимозаменяемых деталей и узлов.
СЛОЖНОСТЬ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ (COMPLEXITY, ENVIRONMENTAL) - определяется числом внешних факторов, на которые организации приходится реагировать, а также степенью переменчивости каждого такого фактора.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА (LEADERSHIP STYLE) - обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (STRATEGIC PLANNING) - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) - общий, всесторонний план достижения целей.
СТРАТЕГИЯ ОГРАНИЧЕННОГО РОСТА (LIMITED-GROWTH STRATEGY) - стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статичной внешней средой.
СТРАТЕГИЯ РОСТА (GROWTH STRATEGY) - стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.
СТРАТЕГИЯ СОКРАЩЕНИЯ (RETRENCHMENT STRATEGY) - стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением целей ниже достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.
СТРУКТУРНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ (STRUCTURAL TECHNIQUES FOR CONFLICT RESOLUTION) - четыре метода разрешения конфликтов: уточнение перспектив, связанных с должностными обязанностями; использование механизмов координации и интеграции; установление новых, более сложных целей; использование механизма поощрений.
Т
ТАКТИКА (TACTIC) - краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ (CONCURRENT CONTROL) - этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ.
ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (LIFE CYCLE THEORY) - ситуационная теория поведения руководителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение достигается тогда, когда оно меняется в зависимости от "зрелости" подчиненных, т.е. от их способности взять на себя ответственность, от их стремления достичь каких-либо целей, уровня их образования и качества профессиональной подготовки.
ТЕОРИЯ ИГР (GAME THEORY) - метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов.
ТЕОРИЯ "X" (THEORY X) - термин Дугласа МакГрегора, относящийся к оценке автократического руководителя его исполнителей. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности, главный вывод - людей надо принуждать работать.
ТЕОРИЯ "Y" (THEORY Y) - термин Дугласа МакГрегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории большая часть населения обладает творческим потенциалом.
ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ (EXPECTANCY THEORY) - концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАККЛЕЛЛАНДА (MCCLELLAND'S THEORY OF NEED) - модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.
ТЕОРИЯ СИСТЕМ (SYSTEMS THEORY) - концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достигнуть разнообразных целей в изменяющейся внешней среде.
ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (EQUITY THEORY) - ситуационная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ВУДВОРД (WOODWARD'S TECHNOLOGY CATEGORIES) - широко известная система типов классификации технологий. Типы технологий включают малосерийное, крупносерийное и непрерывное производство.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ТОМПСОНА (THOMPSON'S TECHNOLOGY CATEGORIES) - система классификационных технологий. Они включают устойчивые или долговременные, среднесрочные и интенсивные типы технологий.
ТЕХНОЛОГИЯ (TECHNOLOGY) -любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы - для получения желаемых продукций или услуг.
У
УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) - приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.
УГЛУБЛЕНИЕ РАБОТЫ (JOB ENRICHMENT) - реорганизация труда с углублением содержания выполняемых работ.
Ф
ФИЛЬТРАЦИЯ (FILTERING) - тенденция искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или на каком-либо уровне в пределах организации.
ФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА (FORMAL GROUP) - группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее целью обычно является выполнение какого-либо конкретного задания.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (FUNCTIONAL DEPARTMENTATION) - тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ (FUNCTIONAL AREAS) - области деятельности, в которых функционируют подразделения в интересах организации в целом. Сюда относятся маркетинг, производство, обучение кадров, планирование финансовых ресурсов.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (FUNCTIONAL AUTHORITY) - форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (FUNCTIONAL CONFLICT) - конфликт, который ведет к повышению эффективности деятельности организации.
Х
ХАРИЗМА (CHARISMA) - влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.
Ц
ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (MANAGEMENT BY OBJECTIVES - МВО) - процесс, состоящий из четырех независимых этапов: 1) выработка ясной сжатой формулировки целей; 2) разработка реалистичных планов их достижения; 3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов; 4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.
ЦЕЛЕВОЙ КОМИТЕТ (AD НОС COMMITTEE) - временная группа, созданная для достижения определенной цели.
ЦЕЛИ (OBJECTIVES) - в организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. формальные организации определяют цели через процесс планирования.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ (CENTRALIZATION) - условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.
ЦЕПОЧКА "ПРОИЗВОДСТВО - ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ" (OPERATIONS-TO-CUSTOM NEEDS CHAIN) - основное предназначение организации, характеризующее задачу производства - выпуск тех товаров или услуг, которые служат для удовлетворения основных потребностей потребителя.
ЦЕПЬ КОМАНД (CHAIN OF COMMAND) - иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий. Известна также как "скалярная подчиненность" или "скалярная цепь".
ЦИКЛ ЖИЗНИ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (PRODUCT-PROCESS LIFE CYCLE) - ситуация, когда цикл жизни производственного процесса идет нога в ногу с циклом жизни продукта, т.е. разработка и производство данного вида продукта соответствует спросу потребителей на данный конкретный тип продукта.
Ч
ЧЕТЫРЕ СИСТЕМЫ ЛАЙКЕРТА (LIKERTS FOUR SYSTEMS) - постулат Рэнсиса Лайкерта, согласно которому существует четыре системы управленческого стиля: диктаторски-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический и вовлеченно-демократический.
Ш
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (SCIENTIFIC MANAGEMENT SCHOOL) - первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным.
ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИХ НАУК (BEHAVIORAL SCIENCE SCHOOL) - концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения, сложившегося после второй мировой войны. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организации и управлению ими, повышая тем самым их эффективность.
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENTSCIENCE SCHOOL) - подход к управлению, для которого характерны применения научного метода, моделей и системной ориентации. Иногда называется количественным подходом.
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (HUMAN RELATIONS SCHOOL) - исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.
ШУМ (NOISE) - все, что искажает значение при обмене информацией.
Э
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ECONOMIC ANALYSIS) - многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности.
ЭТАЛОННАЯ ВЛАСТЬ (REFERENT POWER) - влияние, основанное на личных свойствах оказывающего влияние. Такое воздействие приводит к тому, что исполнитель тянется к руководителю или даже отождествляет себя с ним.
ЭТИКА (ETHICS) - принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (CODE OF ETHICS) - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (OPERATIONS PERFORMANCE) - рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные за траты ресурсов организации.
ЭФФЕКТ ХОТОРНА (HAWTHORNE EFFECT) - условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышение внимания к исследуемому вопросу приводит к искажению, слишком благоприятному результату во время эксперимента.
??
??
??
??
2
<< Пред. стр. 26 (из 26) След. >>