<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Если кому-то что-то нужно от Вас, трижды подумайте, прежде чем сказать "да" в ответ на все его обещания и посулы. Это может быть элементарной "заманихой". Подумайте, достаточно ли Вы подстраховались от возможного невыполнения партнером своих обязательств, не обернется ли это для Вас бедой.
 * С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ - НА ЗДОРОВУЮ
  Собеседник, дабы блокировать невыгодный для него разговор или спор, может нагло заявить: "С Вами невыносимо разговаривать, потому что Вы не даете ясных ответов на вопросы" или "...потому что Вы просто не даете сказать и слова". Причем это может происходить в условиях, когда слова не дали сказать именно Вам. Могут быть и более тонкие варианты: "Простите, я не могу с Вами больше вести беседу. Это слишком тонкие материи. Такие мысли - выше моего понимания. Они слишком учены для меня". Хитрец знает, что после такого пассажа продолжать неприятную для него беседу очень трудно.
 * ОТДЕЛЬНО ОТ КОНТЕКСТА
  Если из высказываний оппонента "выдернуть" отдельные фразы и преподнести их в таком урезанном виде как самостоятельную мысль, то можно добиться совершенно противоположного значения. Эта техника, к примеру, была очень распространена в период "холодной войны", а сейчас повсеместно применяется в предвыборных технологиях.
 * ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ "ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ"
  Спросите просто присутствующего при обсуждении человека (приглашенного со стороны, без права голоса) о его мнении по данному вопросу - и подайте его точку зрения за принятое решение, через которое нельзя переступить. В некоторых случаях возможно специальное приглашение специалиста с "мнением в последней инстанции". То, что он не имеет права голоса, сознательно игнорируется.
 * НАГНЕТАНИЕ УСТАЛОСТИ ВТОРОСТЕПЕННЫМИ ВОПРОСАМИ
  Например, в строительной фирме решается вопрос о цене ремонта дома, а клиент с самого начала начинает обсуждать, насколько вообще "глупый" строительный рынок в данном городе, какие бракоделы строители и придирчивые клиенты. Оппонент вовлекается в этот никчемный спор, теряет энергию, а потом, когда всем это уже надоест, клиент задает вопрос: "Ну, ладно, давайте уточним, сколько все-таки это будет стоить?" Оппоненту хочется все быстрее решить - он утомлен, и вероятность принятия нужного клиенту решения возрастает.
  Защита: тщательно следите за логикой разговора и жестко пресекайте "отход от темы".
 * ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕПОЛНОГО КОМПЛЕКТА МАТЕРИАЛОВ
  Когда у человека нет необходимых документов, которые "случайно" "забыли", "потеряли", "взяли для оформления", то он уже не может грамотно участвовать в дискуссии.
 * "СМЕНИТЬ ПЛАСТИНКУ"
  Один из способов обойти "горячее" место в беседе или споре состоит в уходе от атаки путем перехода к обсуждению другого вопроса, не имеющего никакого отношения к только что обсуждавшемуся предмету. Внимание собеседников легко перенаправляется, к примеру, задаванием им вопросов по "отвлекающей" теме.
 * ЗАВАЛИВАНИЕ МАССОЙ ИНФОРМАЦИИ
  Когда дают очень много материалов или / и ставят очень много целей и физически невозможно во все вникать, решение приходится принимать "оптом" - по всем обсужденным и необсужденным вопросам. Данная уловка применима и в дискуссиях, и в организации "нужного" голосования, и в тактике менеджмента.
 2.3.2. Уловки, использующие особенности психики (чувства самолюбия, стыда и др.)
 * ИСПОЛИНСКИЕ ПЛАНЫ
  Ненасытность и алчность характерна для людей, а если это сочетается с азартом, они готовы желать большего до бесконечности.
  Перспективы метаморфозы Васюков во вселенскую шахматную столицу, виртуозно нарисованные Остапом Бендером членам местного шахматного клуба, - один из примеров такого воодушевления грандиозностью. Человек в состоянии душевного подъема - легкая добыча для манипулятора.
 * УПОТРЕБЛЕНИЕ "ЗАУМНЫХ" ТЕРМИНОВ
  Эта уловка использует недостаток интеллекта (хотя ни один человек не может знать все) и стеснительность. Если человеку не знаком какой-то термин, он, чтобы не показать своей некомпетентности, может притвориться, что ему все понятно, но не решится развивать эту тему дальше; или же будет и дальше участвовать в разговоре, но незнание терминологии неизбежно "посадит его в лужу". И.Олейников в своей книге "Жизнь как песТня" рассказывает историю про своего однокурсника Г.Хазанова:
 "Однажды Михаил Иосифович Зильберштейн, доктор искусствоведения, импозантный седовласый мужчина, преподававший нам сатирическую литературу, пытаясь уличить его в незнании предмета, коварно спросил:
  - Геночка, милый, вы случайно не помните, когда в России организовался первый сатирический журнал и как он назывался?
 "Милый Геночка" строго глянул на пожилого доктора и отчеканил:
  - Фрондерствуете, Михаил Иосифович? И не стыдно Вам в ваши-то годы?
 Михаил Иосифович побелел и осекся. В перерыве я завел Гену в туалет и осторожно спросил:
 - Хазан, что означает "фрондерствуете"?
  - Фрондерствуете, - важно ответил он, - производное от слова "фронда". Сиречь французская оппозиция времен революции.
 - Нашей?
 - Ихней.
  Так и не поняв, какое отношение имеет "фронда" к Михаилу Иосифовичу, а Михаил Иосифович к ихней революции, я тем не менее был настолько очарован дивным звучанием глагола "фрондерствовать", а также эффективностью его воздействия, что дал себе слово при случае обязательно им воспользоваться. Срабатывало всегда. Стоило только молвить какому-нибудь зарвавшемуся скандальному собеседнику: "Фрондерствуете, бога душу мать?", как он мгновенно затихал, и беседа переходила в спокойное, нежное русло" [66].
 * ВСЕ - ЧЕРЕЗ МАЛОСТЬ
  Разве откажешь тому, кто просит совсем чуть-чуть? В такой момент как-то не думаешь о том, что малое - часть большого. Но если за это малое "потянуть", то целое вслед за этим запросто может "обрушиться". Суть этой уловки хорошо иллюстрируют поговорка: "Ему палец в рот не клади - всю руку откусит" и притча Р.Тагора:
 У дерева Топор просил, как жалкий нищий:
 "Дай хоть негодный сук, чтоб сделать топорище!"
 И Дуб согласье дал... Был смирным до сих пор,
 А тут заносчивым, свирепым стал Топор:
 Недолго думая, ствол подрубил под корень,
 И рухнул мощный Дуб, обманут, опозорен [1].
 * ОШЕЛОМЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ОБСУЖДЕНИЯ
  Дискутирование "нон-стопом", да еще в таком темпе, когда что-то "схватить", осмыслить, подумать невозможно. Собеседники, навязывающие такой стиль обсуждения, стараются ошарашить партнеров скоростью речи, сменой мыслей, а затем, не дав опомниться, победоносно делают желательный им вывод.
 * МНОГОВОПРОСЬЕ
  Разновидность предыдущего приема. Когда "очередью" задается много вопросов, то ответить даже на часть из них невозможно. Практически - беспроигрышный "наезд".
 * ГНЕТУЩЕЕ БЕЗМОЛВИЕ
  Генри Уилер Шоу когда-то сказал великие слова: "Молчание - один из наиболее трудно опровергаемых аргументов". Тот, кто первый навязывает паузу своим молчанием, получает психологическое превосходство. Умение "держать паузу" - мощный ход в общей стратегии достижения целей. Многие общественные деятели отмечали такую форму психологического давления у индийского лидера Дж.Неру. Его метод борьбы с неприятными вопросами или просьбами заключался в абсолютном молчании. Когда безмолвие делалось уже абсолютно непереносимым, человек повторял свои слова - и снова "молчаньем был ему ответ". В этот момент собеседник уже был рад услышать хоть что-то, даже отказ. Услышав его, он спешил уйти... с благодарностью. Если окинуть взором успехи Неру на международной арене, можно сделать вывод, что молчание обороняло Неру лучше всяких армий.
 * ТОРМОЖЕНИЕ
  Древняя мудрость гласит: "То, что легко дается, как правило, не ценится". В соответствии с ней тому, кто просит что-то побыстрей, дают, наоборот, потянув время. Чем дольше хотят, тем сильнее дорожат.
 * ПРИВЕДЕНИЕ К ОШИБКАМ ЧЕРЕЗ РАЗДРАЖЕНИЕ
  Вывести собеседника из себя можно разными путями: отвернуться, зевнуть, встать и налить кофе, посмотреть презрительно, показать невнимательность, хмыкать и хихикать во время беседы, допускать грубые выходки, оскорбления, издевки, глумление. Если противник "вскипел" - дело выиграно: он потерял много шансов в споре (будет ошибаться). В этот момент "нападающий" может принять вид несказанного добродушия и сказать покровительственным тоном: "Ну, Юпитер! Ты сердишься, значит, ты не прав". Это рождает у человека желание побыстрее закончить "битву". Когда "нападающий" это увидит, то может навязывать свое решение проблемы.
 * УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИСТИНЫ
  Употребление вместо ясных возражений, доводов, фактов абстрактных красивых фраз, проверить справедливость которых невозможно в принципе (например: "Все мужчины - подлецы", "Лучше разумно молчать, чем глупо говорить"), пословиц и др.
 * ДОМЫСЛЫ
  Иногда эта уловка еще называется "Чтение в сердце". При ее использовании "анализируются" не столько слова и доводы собеседника, сколько тайные мотивы, вынудившие их высказать. Разумеется, такие обвинения невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
 * "Вы же по бумажке читаете, потому что, наверное, вообще ничего не соображаете".
 * "Вы себя так ведете, потому что у Вас, наверное, просто зависть разыгралась (варианты: "отомстить захотелось"; "в семье не все в порядке"; "дома не с кем поругаться", "для поднятия своей популярности" и т.п.)..."
 * "Вы так говорите, потому что Вам так приказали говорить..."
 * "Вы мне "двойку" поставили, потому что Вы меня не любите, потому что я Вас тогда нечаянно плечом толкнул в коридоре" (бедный учитель после такого пассажа, наверняка, даже "тройку" будет бояться поставить).
 * НАМЕК НА АБСТРАКТНЫЕ "ВЫСШИЕ" ИНТЕРЕСЫ
 Например: "Ну, Вы же понимаете, на что Вы посягаете, так говоря..."
 * ПАКОСТНЫЙ МЕТОД, или УЛОВКА КОНКУРЕНТОВ
  Перед важным событием, выступлением, соревнованием, разговором сообщают человеку крайне неприятное известие, чем-нибудь расстраивают или выводят из себя оскорблением, рассчитывая, что после огорчения человек будет гораздо хуже владеть собой и плохо выступит или неуверенно себя поведет. Прием крайне подлый, гадкий, против него перед ответственными событиями всегда нужно быть настороже.
 * ОБВИНЕНИЯ В НАИВНОСТИ
  Варианты: "Ну, это банально!"; "Вы что, этим Америку собирались открыть?"; "Да это несерьезно!"; "Химера какая-то!"; "Боже, какая святая наивность...", "Ну не смешно ли?.."; "Да это вообще по-младенчески как-то..."; "Ну к чему это может привести? Детский сад какой-то..."; "Да мы здесь все вроде взрослые люди, а Вы какой-то ерундой занимаетесь..." Все это заставляет человека оправдываться. Прием практически беспроигрышный.
 * ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ
  Один из методов психологического давления - перестать обращать внимание на объект манипулирования. Несмотря на свою простоту, это очень мучительный способ воздействия на человека.
  Один из способов отражения этого приема - показать, что Вы располагаете чем-то, что неминуемо должно заинтересовать манипулятора.
 * КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН
  Уловка исходит от Катона-старшего, который в Римском Сенате заканчивал любую свою речь этими словами. У него была цель - приучить слушателей к данной мысли. Такое многократное повторение одной и той же фразы в конце концов действительно стало настолько привычным для сенаторов, что предстоящее разрушение Карфагена стало для них чем-то естественным.
 * НЕДОМОЛВКА С НАМЕКОМ НА ОСОБЫЕ ПРИЧИНЫ
  "Но, разумеется, это не все мотивы. Вы, конечно, понимаете, что есть и другие, о которых говорить не принято..."
 * ССЫЛКА НА АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
  В спорах меньше всего верят оппоненту. Поэтому в качестве аргумента нередко привлекают мнение специалистов и просто известных людей. В процессе применения уловок такие ссылки нередко бывают "притянуты за уши", т. к. знаменитость могла высказываться совсем о другом. Но для слушателей часто достаточно одного упоминания известного имени: "Даже профессор Пупкин так считает!.."
 * ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ
  В одну единицу времени человек может концентрировать внимание только на одном вопросе: нормальная человеческая психика не в состоянии следить с равным участием за двумя или более делами сразу. Погоня за двумя зайцами (не говоря уже о трех или четырех) может быть полезна только тому, кто ее организовал или спровоцировал...
 * ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР
  Такая уловка по сути представляет собой спорное высказывание, которое отвлекает внимание от замаскированной в этом же предложении нужной мысли. Слушатель в первую очередь замечает в аргументации манипулятора слабое место и опровергает именно его. А другие мысли, содержащиеся в предложении (если они не бросаются в глаза), пропускаются без особого внимания: "Соседи говорят, что хозяин в свое время приобрел квартиру в этом старом доме с помощью какой-то махинации" (фраза покупателя квартиры при торге).
  Согласитесь, что на месте продавца или риэлтера Вам захотелось бы опровергнуть это обвинение. Но главная мысль - что дом старый - останется в этом случае без критики. Повторите ее еще раз - и это уже повод для снижения цены.
  Иногда для того, чтобы подставная мысль, маскирующая нужный довод, гарантированно привлекла критику противника, искусственно стараются показать ему, что сами считают ее своим слабым местом (тоном, выражением лица, игрой пауз).
 * ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЕ ОЖИДАНИЯ
  Если относиться к человеку так, словно он уже таков, каким мы его хотим видеть (каким ему следует быть), это поможет ему в скором времени сделаться таким, каким он в состоянии стать (каким мы ожидаем его увидеть).
  Обвинения в допущенных оплошностях отбирают у человека уверенность в своих силах. Все свои неудачи он начинает воспринимать как что-то неотвратимое.
  Поднятие же человека в его собственных глазах и во мнении окружающих через "само собой разумеющееся почтительное отношение" активизирует внутренние ресурсы личности, повышает самооценку человека до уровня уверенности в том, что он может справиться с любым делом.
 * ЛЕСТНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КАК "ЛОКОМОТИВ" ФРАЗЫ
  Например: "Вы же человек умный, понимаете, что..." или "Конечно, такие примеры приведешь не всякому: человек недостаточно культурный и образованный их не оценит и не поймет..."
 * СТЫДНО ЭТОГО НЕ ЗНАТЬ!
  "Вы вообще знакомы с такой теорией?" Человек, разумеется, если он про нее не слышал (а манипулятор ее можете и выдумать), смущается (происходит затормаживание). Собеседник этим тут же пользуется: "Ну, тогда Вы знаете, что в соответствии с ней (теорией)..."
 * ЛОЖНЫЙ СТЫД С УКОРИЗНОЙ
  В сравнении с предыдущим приемом здесь добавляется упрек: "Как, Вы не знакомы с этой теорией? Ну, о чем тогда можно здесь разговаривать?.." Дальше можно смело игнорировать мнение собеседника и либо навязать свое видение проблемы, либо не допустить обсуждения нежелательной темы.
 * ИРОНИЯ ПО ПОВОДУ ФОРМЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
  Например: "Что-то мне, усредненному доктору таких-то наук, Ваша мудреная формулировка не понятна; может, объясните мне, глупенькому, еще раз?" Ирония всегда принижает собеседника, и он будет вынужден направить свою энергию не на свой материал, а на восстановление своей позиции.
 * МУДРОСТЬ В ДЕТАЛЯХ
  Средство для мгновенного приобретения психологического превосходства, авторитета, в основном - "работа на деталях".
  Есть такой исторический анекдот. Немецкий ботаник Карл Геббель посетил своего друга художника, и тот показал ему свою картину "Грехопадение". Ученый внимательно рассмотрел произведение искусства и сказал: "К сожалению, в картину вкралась ошибка". Художник спросил: "Что-то неправильно в Адаме или Еве?" Ученый ответил: "Дело не в них, а в яблоке. Этот сорт создан всего восемьдесят лет назад".
  В обыденной жизни этот метод часто применяется во фразах, подобных следующей: "Во-первых, не Ваня, а Иван Иванович. Я очень люблю своего отца, и был бы рад, если бы Вы именно так ко мне обращались..."
 * ИГНОРИРОВАНИЕ СМЫСЛА ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  При таком "саботаже" смыслом реплики или вопроса собеседника пренебрегают, а в ответ вкладывают совершенно другой смысл: "Почему Вы на вопрос всегда отвечаете вопросом?" - "А почему Вы об этом спрашиваете?".
 * ПОЗИЦИЯ ОСКОРБЛЕННОСТИ
 - Ну за кого Вы нас, вообще, принимаете? Мы Вам что, пешки какие-то? Кто Вас надоумил такое сказать?
  Более жесткий вариант - применение "принципа Молотова" (министр иностранных дел при И.В.Сталине): "Скажите, Вы сегодня много разговаривали? Так вот то, что Вы сейчас сказали,- это самое глупое из того, что Вами сегодня говорилось!" После этого немедленно разворачиваетесь и уходите! Этот разговор с собеседником все равно через какое-то время будет продолжен, но вестись он будет уже со значительным перевесом в Вашу пользу.
 * АВТОРИТЕТНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  Например: "А я Вам авторитетно говорю, что это так! Я в этом разбираюсь!" Нехитрые фразы, подобные этой, позволяют существенно увеличить вес приводимых доводов.
 * ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ
 ? "Ладно, скажу Вам откровенно, напрямик!.."
 ? "Честно ответить?"
 ? "Если откровенно, то на самом деле это вот так..."
 * ДВОЙНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
  Это одна из самых популярных уловок. Один и тот же довод признается верным в случае, когда это выгодно нам, а когда невыгодно - ошибочным. Когда мы опровергаем с помощью какого-то довода - это истина, когда с его помощью опровергают нас - ложь.
 * ПОДБОР ОДНОСТОРОННИХ АРГУМЕНТОВ
  Целенаправленный сбор и приведение в разговоре только тех фактов и доводов, которые изначально приемлемы и наиболее важны только для одного заинтересованного в чем-то собеседника.
 * ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ
  В отличие от предыдущей, эта уловка предполагает видимость объективности. После слов "давайте рассмотрим это со всех сторон" приводятся аргументы в защиту как своей позиции, так и позиции оппонента. Но при этом за свою точку зрения приводятся самые сильные доводы, а за точку зрения оппонента - самые слабые. Таким образом наглядно демонстрируется несостоятельность идей соперника.
 * МЕХАНИЧЕСКОЕ ЦИТИРОВАНИЕ
  У собеседника, использующего эту уловку, на любую ситуацию найдется цитата с мнениями великих людей. Их высказывания он применяет к месту и не к месту, надеясь на гипнотическое действие авторитета именитых источников. Более опасный вариант - когда цитаты случайно или намеренно искажаются. Кроме того, собеседник может и спросить Ваше мнение по поводу извращенного им суждения, уповая на то, что в точности все высказывания знаменитых личностей помнить невозможно.
  В качестве защиты можно порекомендовать также цитировать. Вам ничто не мешает хорошо подготовиться к разговору с таким человеком и утверждать, что Вы ожидали услышать от него именно эту цитату.
 * КАЖУЩАЯСЯ РАССЕЯННОСТЬ
  Похоже на логическую уловку "Неполное опровержение". Разница лишь в том, что при опровержении только одного из аргументов надо сыграть, что других доводов оппонента Вы просто не заметили, потому что якобы были заняты чем-то своим. Остальные резоны покажутся и Вам, и собеседнику сущей чепухой, если Вы опровергнете первый попавшийся, на который соизволили обратить внимание.
 * ВКЛЮЧИТЬ ДУРОЧКУ
  С дилетантом разговаривать очень трудно. Человека нетрудно привести в замешательство, сбить с толку, если его собеседник, разыгрывая роль бестолкового человека, несколько раз подряд заявит что-то вроде: "Я не понимаю этого, не могли бы еще раз объяснить?"
  Заметив такую уловку, в качестве защиты можно применить уловку "Отсрочка" - сказать, что с удовольствием поговорите об этом позже, а собеседник вскоре все поймет, если будет внимательно слушать.
 * ВЫГОДНОЕ ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ И РЕЗЮМИРОВАНИЕ
  Вы "рассеянно" слушаете собеседника, а затем подводите итог, подавая информацию в выгодном Вам варианте: "Так, насколько я понял, это выглядит..."; "Иными словами..."; "Так, если обобщить сказанное, то получается..." С помощью таких вводных слов можно поменять смысл высказываний собеседника на 180 градусов.
 * ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ
  Например: "Это все теория, а на практике действовать не будет!" Этим заявлением можно обескуражить любого и свести на нет любую систему доказательств.
 * ВЫМОГАТЕЛЬСТВО
  В арсенале манипуляторов немало вопросов, которыми они стремятся уговорить согласиться с их позицией. Такие вопросы можно часто услышать на судебных процессах: "Эти факты Вы, конечно, признаете?" Если такой принудительный вопрос сознательно не проигнорировать и не отбить атаку контрвопросами, то останется лишь возможность защищаться.
 * ССЫЛКА НА БОЛЕЕ РАННИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
 ? "Ну Вы же говорили вот это. А теперь говорите совсем другое...";
 ? "Вот Вы говорили раньше..."
  Прием предполагает: то, что говорил человек, может как соответствовать истине, так и быть выгодной для манипулятора фантазией.
 * НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ, или ДИСКРЕДИТАЦИЯ, ИНСИНУ-АЦИЯ
  Данная уловка обеспечивает создание препятствий в проведении оппонентом своей позиции. Если его доводы неопровержимы, под сомнение ставятся конечные цели их приведения или же вообще доверие к нему как к специалисту и человеку. Может быть как прямым обвинением, подозрением, "озвучиванием мнения", так и коварным намеком.
 * "Да это вообще волюнтаризм!"
 * "Ну кого Вы слушаете? Это же известный обманщик!"
 * "Слушайте его, слушайте... Только Вы не знаете, что его дочь - проститутка!" (Потом выяснится, что у собеседника никогда и не было дочери...)
  В случае, когда подобные заявления имеют место еще до того, как оппонент успеет что-то сказать, такая уловка называется "Отравление колодца" - уничтожение противника еще до того, как он начнет действовать.
  Нейтрализация данного типа уловок: призыв к корректности.
 * ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТИНЫ И ПОЛЬЗЫ
  Вместо того чтобы выяснять, будет действовать или нет неприемлемое для Вас по каким-то причинам предложение собеседника, можно просто "увести" его в сторону выяснением "надо это вообще или не надо": "Вы понимаете, во что это предложение Вам обойдется? Пиррова победа получится!" Более простой и во многом более эффективный вопрос: "А зачем все это?" или просто: "Зачем?"
 * ЛЕКСИЧЕСКОЕ ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ
  Это подбор слов, характеризующий предмет, лицо, событие лишь с очевидной для всех положительной стороны. Например, магнитофон советских лет выпуска, потребляющий много энергии и имеющий "похоронный" вид, можно ведь описать, как имеющий:
 ? две скорости записи и воспроизведения;
 ? надписи на понятном языке;
 ? очень простое управление и т.п.
  Вот несколько возможностей, позволяющих изгнать, например, из словаря бизнесмена некоторые понятия, неосознанно настораживающие партнеров:
  "Этот предмет стоит <...>" - "Мы предлагаем его за <...>", "Его можно приобрести за <...>", "Он обойдется Вам лишь в <...>", "Такие предметы идут по <...>";
  "Контракт", "Договор" - "Соглашение", "Бумаги";
  "Купить", "Покупать", "Продавать", "Продажа" - "Приобрести", "Владеть", "Завладеть", "Желание иметь", "Оформить в собственность", "Добавить в список собственности", "Приобщить к собственности", "Достигнутый по договоренности", "Помощь в содействии покупателю", "Предоставить благоприятную возможность";
  "Подпись" - "Одобрить бумаги", "Утвердить форму", "Уполномо-чить соглашение", "Ратифицировать договоренность".
 * МНИМАЯ ПОДДЕРЖКА, или ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
  Поддержать человека в разговоре можно и наводящими вопросами, и заинтересованным тоном, и просто кивком головы. Это усыпляет бдительность собеседника. Выслушав аргументы оппонента, не возражаем и не противоречим, а скорее приходим на помощь, приводя новые доказательства в его пользу. Но только для видимости, потому что затем следует два варианта действий:
 1. Контрудар (например: "Но Вы забыли в подтверждение Вашей мысли привести и такие факты..."; "Все это так, но, к сожалению, Вам не поможет, так как..."). Затем следуют контраргументы.
 2. Внесение в поддерживаемые доводы потерявшего бдительность партнера чего-то выгодного Вам. Вашему собеседнику в этой ситуации потребуется уже мужество, чтобы попробовать Вам возражать - он ведь лишится поддержки!
 * ВИДИМОСТЬ ЛОЯЛЬНОСТИ
  Более грубый и наглый, в отличие от предыдущего пункта, вариант, потому что применяется не в спорах, а в реальных делах. Человек соглашается с Вами от мала до велика, заявляет, что совершенно убежден всеми Вашей позицией, но делает это с одной лишь целью - расслабить Вас до потери бдительности, а потом коварно обмануть.
 * ОБРАТНОЕ ЖЕЛАНИЕ
  Акцентирование внимания на крайней желательности исполнения просьбы (например, ее неоднократное повторение) сильно уменьшает вероятность осуществления просимого. Таким образом, можно добиться чего-то, настойчиво выражая желание, обратное тому, чего на самом деле хочется.
  Братец Кролик в книге Д.Харриса "Сказки дядюшки Римуса" со своей известной просьбой ("Делай со мной, что хочешь, Братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в этот терновый куст!") полагался как раз на достижение обратного эффекта. Конечно, Лис швырнул его именно в терновый куст, откуда Кролику было легче всего спастись бегством.
 * ПРОТИВОРЕЧАЩАЯ МЫСЛЬ
  Одним из способов защиты у человека может быть уход в "глухую оборону": отметание всех Ваших предложений и доводов. Заметив, что оппонент на этом "зациклился" - выработал определенный стереотип, Вы можете поставить западню. Вместо Вашего главного довода берете противоречащую ему мысль и делаете вид, что хотите употребить как аргумент ее. Противник по инерции, не вдумавшись, отклонит и ее. Что, собственно, и требовалось. Например, Ваш оппонент явно взялся за злостное отрицание, а Вам нужно провести довод "Не все модели компьютеров надежны". Тогда Вы выдвигаете в качестве довода противоречащую мысль: "Ведь Вы же не будете отрицать, что все производители делают абсолютно надежные компьютеры, а ненадежность - это следствие эксплуатации и т. д." Если противник не разгадает ловушки, то применит отработанную тактику и заявит, что это не так. А Вам это как раз и нужно.
 * БИТЬ ВРАГА ЕГО ЖЕ ОРУЖИЕМ
  Метод похож на "троянского коня" с тем лишь отличием, что, добившись доверия собеседника, Вы запоминаете его аргументы (и даже стимулируете высказывать их как можно больше), а затем, указывая на его же доводы, используете их явные просчеты, неточность формулировок или даже каламбур. Этот метод вдвойне эффективен, если применять его с долей иронии и остроумия. Исторический пример: Демосфен (афинский государственный деятель) однажды заявил Фокиону (афинскому полководцу), своему заклятому врагу: "Если афиняне разозлятся, они тебя повесят". На что Фокион ответил: "И тебя, конечно, тоже,- как только образумятся".
 * УПРЕК В НАВЯЗЫВАНИИ "ЛИЧНОГО МНЕНИЯ"
  В ответ на приводимые доводы и факты собеседник заявляет: "Объективно все это не так! Это всего лишь Ваше личное мнение. А со своим личным мнением Вы можете оставаться в одиночестве! Это никому не интересно".
 * ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОСТЬ
  Известнейший способ выведения собеседника из равновесия с целью заставить ошибаться. Вместо того, чтобы парировать доводы и приводить свои аргументы, сознательно задевается достоинство собеседника: "Какого цвета у Вас глаза (серые), такие и мысли"; "Ваша извечная суетливость хороша при ловле блох" и т.п. В качестве защиты можно спросить, может ли собеседник хоть что-то изречь по существу вопроса. На колкость можно отозваться колкостью: "Серый цвет имеет еще и вещество мозга. У Вас глаза карие. Хорошие ассоциации, не правда ли? Кстати, для ленивых все окружающие суетливы. Но вернемся к нашему вопросу..."
 * БЫЛЫЕ ОПЛОШНОСТИ - ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
  В отличие от предыдущей уловки, здесь вместо конкретных возражений собеседник может начать припоминать Ваши прежние ошибки, искать промахи и противоречия в более ранних делах.
  Защита должна быть очень спокойной: прямо заявите о необоснованности обвинений собеседника сегодня (О.Уальд когда-то сказал: "У каждого святого есть прошлое, и у каждого грешника есть будущее"). Хладнокровно отметьте, что Вы тоже не стояли на месте, осознали ошибки, пересмотрели поведение, чему-то научились. Поставьте точки над i: спросите, как долго еще оппонент намерен использовать свою злокозненную тактику.
 * УКОР В НАРУШЕНИИ ОБЩЕПРИНЯТОГО
  В этой уловке часто используется слово "даже". Например, фраза "У тебя даже на рабочем столе беспорядок" сразу же ставит произнесшего ее в доминирующее положение, да и действует сильнее, чем простое указание: "Наведи порядок на рабочем столе!"
 * РАБУЛИСТИКА
  Один из любимых приемов В.И.Ленина. Он почти никогда не спорил именно с оппонентом, а "заваливал" его через апеллирование к свидетелям спора. В первичном разговоре мы добиваемся поддержки свидетеля спора, а затем ведем основной разговор - с главным оппонентом. И вот тут-то мы ждем (или провоцируем), когда этот собеседник "споткнется" на чем-то (пусть даже на малозначительной детали), и обращаемся к свидетелям разговора: "Нет - Вы только вслушайтесь, что Ваш сотрудник несет! Надо же до такого доболтаться! Я вообще не знаю, как Вы с ним работаете! Такому "специалисту" можно доверить разве что только двери открывать и закрывать!" Доверие к этому человеку подорвано, что существенно отнимает у него энергию и желание продолжать спор.
 * УМОЛЧАНИЕ, или НЕ ВСЯ ПРАВДА
  Это искусство утаить правду, не используя ложь. Можно, предлагая свой товар, сравнить его по цене с более дорогим, но умолчать, что тот товар тестируется производителем, а значит, более надежен, или что на него распространяется более длительная гарантия, и тем самым представить свой товар в лучшем виде (по цене).
 * ПРЕРЕКАТЕЛЬ
  В данном случае любитель некорректных способов ведения беседы изводит Вас постоянными скептическими репликами типа: "С чего Вы это взяли?"; "Все это Вы уже говорили"; "И где Вы это слышали?". Одна из форм защиты - сделать долгую запоминающуюся паузу и спросить, можно ли Вам продолжить.
 * ССЫЛКА НА ИСТОЧНИКИ С ОГОВОРКОЙ
  Одностороняя подача информации со ссылкой на неточные или абстрактные источники, например: "Не помню точно,- кто-то говорил по телевизору, или даже в газете писали, что самый лучший провайдер Интернета в этом городе..."
 * ЛОЖЬ
  Грубый и самый ненадежный прием. Как говорил А.Поп, "Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы покрыть первую ложь". Прием основывается на сообщении путаной и ложной информации. Используется для подтасовки фактов, когда в разговоре не хватает работающего на Вас фактического материала, для экономии времени доказательства чего-либо, иногда позволяет "выкрутиться" и с достоинством выйти из неловкого положения. При использовании важен принцип этики: "Поставить ложь на службу правде". Если он не используется, то "работают" злонамеренный обман и откровенное мошенничество.
 * ЛОЖНЫЕ ПОСУЛЫ И КЛЯТВЫ
  Чтобы побудить Вас к каким-то действиям, могут обещать "отблагодарить" после исполнения просьбы. Но как только такой человек получает желаемое, жажда благодарности мгновенно улетучивается. Видимо, не случайно слово "предоплата" относится к самым древним экономическим терминам.
  Не ждите, что благодарность человека, которому Вы сделали добро по своей инициативе, может добровольно приобрести конкретные формы. Он может поклясться: "Я буду Вам вечно признателен",- но это так и останется словами, пока Вы, руководствуясь вышеописанным принципом взаимного обмена, сами не попросите его об ответной услуге.
 * КНУТОМ И ПРЯНИКОМ
  Известный циничный прием, но, как ни странно, по статистике не так уж часто используемый. Между тем еще Аль Капоне сказал: "С помощью доброго слова и пистолета можно сделать вдвое больше, чем с помощью доброго слова". Сначала предлагая поощрение в ответ на необходимое действие, а затем некую кару за попытку сделать ненужное, легче привести человека к желаемым действиям.
 * ДОВОД К СИЛЕ, ВЛАСТИ, ЗАКОНУ
  Сначала человек спорит честно, но если спор не в его пользу, апеллирует к возможному мнению властей (любых уровней), какого-то закона: "Интересно, как это понравится администрации района (города, области)?"; "Любопытно будет узнать мнение Ивана Ивановича по поводу Ваших слов..."; "Вы что, по закону не хотите?" Причем выгодную ему мысль может пытаться проводить выдуманными положениями выдуманного закона и даже грозить, скрытно или открыто, судом, "наездом" силовых структур и т. д.
 * БИТВА МЫСЛИ С ЛОМОМ
  Это скрещение предыдущего типа уловки и уловки "Домыслы", например: "По-Вашему получается, что наши налоговые законы преступны. Вы что же, считаете, что наши законодатели, которых избрал народ, - преступники? Значит, у нас преступный народ?" или "Разве не ясна цель нападок на это предложение? Конечно, тут налицо стремление быть выше закона. Чем больше средневековья в мыслях, тем для таких деятелей это лучше..."
 * ВЫСОКОПАРНЫЕ ФРАЗЫ
  Собеседник пытается призвать Вас к чему-то, оперируя напыщенными фразами: говорит о высших ценностях, например, о патриотизме, любви к матери, благородстве, чести, социальной справедливости. Для защиты отделите зерна от плевел: отметьте, что, с одной стороны, все эти мотивы справедливы (особенно если при беседе присутствуют другие лица), а затем отклоните выспренние аргументы собеседника, используя метод "Да, но...": "В этом вопросе с Вами следует согласиться, но подумали ли Вы о...?"
 * ПРИЗЫВ К СОСТРАДАНИЮ
  С помощью этой уловки многие пытаются "вытеснить" процесс логического рассуждения. Вместо того чтобы вести деловой разговор, оппонент взывает к сочувствию и жалости. Апеллируя к чувствам, спекулируя на абстрактных морально-этических нормах, он ловко подменяет решение деловых вопросов достижением своих целей. Этот метод имеет множество вариаций и используется повсеместно: и для достижения уступок в семейной жизни, и для поднятия популярности известных людей, и в политических интригах.
 * МАСШТАБНАЯ НАТУРА
  Если в беседе Вы обосновываете свое мнение с помощью точных цифр и конкретных фактов, манипулятор может попытаться обвинить Вас в мелочности, в ковырянии в деталях: "Необходимо все-таки думать о главном, об общем направлении, а не тонуть в цифрах!"
  Противодействие может быть осуществлено при помощи уловки "А что Вы имеете против?". Достаточно спросить, что собеседник может противопоставить точным данным - ведь именно из них и состоит общая картина.
 * СКРЫТАЯ ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ
  Генерализация - это употребление слов "все", "каждый", "всегда", "постоянно", "вечно" применительно к чьему-то поведению: "Вечно ты опаздываешь!" Скрытая генерализация - приведенные выше слова-операторы не произносятся, но подразумеваются: "Женщины даже основные правила дорожного движения запомнить не в состоянии..."
 * ПРИЧИСЛЕНИЕ
  Пытаясь отстоять свое мнение и реноме при недостатке аргументов, собеседник причисляет Вас к определенной группе и с негативной окраской обобщает: "У всех торговцев только одна цель..."; "Все предприниматели одинаковы..."
  Отражая эту уловку, задайте вопрос о том, насколько уместны эти обобщения. Приведите параллельный пример. В частности, разве абсолютно все профессоры "лысые, с седой бородкой, палочкой и в сюртуке"?
 * ОБВИНЕНИЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  Средство расположения к себе присутствующих при споре в безнадежной ситуации. Вместо того чтобы признать поражение, манипулятор обвиняет собеседника:
 ? "Конечно, художника каждый может обидеть" (имеется в виду, что люди с творческой натурой более ранимы, не могут постоять за себя);
 ? "Говоря все это, мой соперник очень хорошо знает, что в сложившейся ситуации я не могу ему возражать. Разве такую борьбу можно назвать равной? Судите сами - достоин ли он чести в победе над тем, у кого фактически связаны руки?"
  Подобные фразы направлены на завоевывание симпатий публики к себе и возбуждение негодования против своего противника.
 * ТРЕБОВАНИЕ ДАТЬ ОДНОЗНАЧНЫЙ ОТВЕТ
  Уловка состоит в вынуждении собеседника к конкретному ответу альтернативной формулировкой "или...- или...", например: "Нет, Вы скажите: "Да или нет". Только давайте не будем уходить в дебри - просто скажите: "Да или нет"""; "Я не пойму: Вы хотите деньги за товар получить или не хотите?". Это, кстати, излюбленный прием адвокатов.
 * ПРИЗЫВ К ВЫГОДЕ
  Вместо логического обоснования общей пользы манипулятор может пытаться уговаривать на принятие решения, исходя только из сиюминутной выгоды, не заботясь о последствиях.
 * ПРИЗЫВ К "ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ"
  Вместо настоящего обоснования своей позиции манипулятор применяет обращение к обыденному сознанию, хотя не секрет, что понятие "здравого смысла" чрезвычайно абстрактно и относительно.
 * ПРИЗЫВ К ВЕРНОСТИ
  Вместо обоснования идеи призывают согласиться с ней во имя верности, привязанности или уважения к какому-то конкретному человеку, организации или даже к Родине.
 * ССЫЛКА НА НАРОДНЫЕ МАССЫ
  В качестве примера можно привести всем известные высказывания: "По многочисленным просьбам трудящихся...", "Рабочие нашего завода поступают <вот так>", "Народ нас не поймет", "Коллектив нас поддержит"...
 * НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ССЫЛКИ
  "Есть мнение...", "Говорят, что...", туманное "они".
 * ОТСРОЧКА ОТВЕТА
  Это способ борьбы с неудобными вопросами. Собеседник обещает прояснить свою позицию по какому-либо вопросу, спустя некоторое время.
  Защита: такое поведение партнера - хороший повод перехватить (или, по крайней мере, сохранить) инициативу в разговоре. Нужно добиться от него безотлагательного ответа: скажите, что это кажется Вам особенно важным.
 * А ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ ПРОТИВ?
  Вместо того чтобы что-то обосновывать самому, манипулятор предлагает его мнение опровергнуть. Не принимающий чьих-то доводов человек редко готов в ответ на этот почти невинный вопрос мгновенно сформировать систему контрдоводов и предложить что-то конструктивное. Это верный прием для выигрыша времени.
 * МЕТОД ШТИРЛИЦА
  Название происходит от знаменитой фразы, сказанной диктором в известном фильме: "Штирлиц знал, что по законам человеческой памяти человек запоминает в любом разговоре начало и конец, а середина, как правило, забывается и из памяти выпадает". Только специальные приемы для работы с подсознанием человека могут использовать середину фразы, беседы или рассказа. Искусство обычного разговора заключается в том, чтобы информацией и ярко выраженным несловесным поведением подчеркнуть те слова, которые нужны Вам, и поставить их в конец разговора. Спор выигрывает тот, кто говорит последнюю фразу.
 * ПОРОКИ ВОЗРАСТА
  В нашей стране это одна из самых применяемых уловок. Дельные предложения более молодых партнеров отвергают со ссылкой на недостаток у них жизненного и профессионального опыта. Молодые манипуляторы тоже не остаются в долгу: они всегда готовы заявить старшим по возрасту, что "эти взгляды уже устарели".
  Противодействовать этой уловке можно, спросив у собеседника, что конкретно он может возразить против Ваших аргументов.
 * МОРАЛЬНЫЙ ТУПИК
  Этот метод часто применяют рыночные торговцы. Он заключается в том, что продавец уговаривает не купить, а только "попробовать" или "примерить" свой товар. В этом случае мы имеем ловушку для сознания, т. к. ничего опасного или плохого как будто не предлагается и полная свобода любого решения вроде бы сохраняется. Но на самом деле достаточно отведать или надеть, как продавец сразу задает другой лукавый вопрос: "Ну, понравилось? Классно, правда?" И хотя речь идет о вкусовых ощущениях или внешнем впечатлении, на самом деле это вопрос: "Будете покупать или нет?". А так как товар объективно качественный, то Вы же не сможете на вопрос продавца сказать, что он Вам не понравился, и отвечаете утвердительно, тем самым давая как бы невольное согласие на покупку. И ведь не откажешься, т. к. оказываешься в моральном тупике: соврать, что вещь не нравится, неловко.
  Если Вы хотите не только помнить описанные выше основные манипулятивные принципы и уловки, но и владеть ими, важно каждодневно тренироваться по их применению и по защите от их применения на практике. Привлекая для своих тренировок знакомых и домашних, не применяйте полученные умения против них. У Вас должна работать еще и высшая этика: ведь Вы получаете (не без их помощи!) настоящее оружие. Помните также, что многие методы, описанные здесь, используют в своей практике и мошенники. Поставьте раз и навсегда грань между ними и Вами, определив конечные цели и намерения.
 
 
 2.4. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ
  Возможность управлять окружающими, манипулировать ими с выгодой для себя привлекает очень многих.
  Чтобы не оказаться "куклой" в руках "кукловода-манипулятора", нужно приучить себя непрерывно отслеживать, манипулируют ли Вами или Вы сами добровольно раскрываете какую-либо информацию, оказываете услугу, соглашаетесь на уступки с Вашей стороны. Для организации эффективной защиты запомните схему на рис. 1.
 Профилактическая защита: полезные навыки и привычки v
 Предварительная защита:
 Осознание попыток внешнего управления v v
 Пассивная защита Активная защита Рис. 1. Схема организации эффективной защиты от манипуляций
 2.4.1. Профилактическая защита: полезные навыки и привычки
 Научитесь говорить "нет"
  Одна из самых легких добыч для манипулятора - человек, стесняющийся вовремя произнести слово "нет". Лучше иной раз оказаться неправым, чем сомневаться все время. Не понравившемуся собеседнику "нет" нужно говорить решительно.
 Держите дистанцию
  Ценнейшую информацию о потенциальной жертве дает манипуляторам избыточная доверительность и приближенность. Михаил Булгаков не зря писал: "Не разговаривайте с незнакомцами".
 Будьте непредсказуемы
  Если человек ведет себя с потенциальным манипулятором непредсказуемо, если его невозможно "просчитать" - он неуязвим, манипулятор теряет возможность влияния на него. Невозможно выиграть, если правила игры постоянно меняются. Безусловно, здесь не идет речь об отношениях с близкими людьми.
 Воздержитесь от хвастовства
  Хвастовство - один из лучших способов вызвать зависть. Человеку же, поставившему себе цель манипулировать кем-то - это указание на слабые стороны потенциальной жертвы, на мишень воздействия. Зная это, многие нарочито демонстрируют скромность. Кавээнщики как-то в начале 90-х годов ХХ века очень метко подметили: "Русская народная забава - прибеднение".
 Не обнаруживайте своих слабостей
  Использование слабостей собеседника неизменно лежит в основании любой манипуляции. Кому хочется выглядеть трусом, невеждой, нерешительным, жадным, глупым, безвкусным? Напротив, всякий желает казаться достойным, одобряемым, благородным, значимым, покровительствующим, в чем-то превосходящим, иметь хороший имидж и т. д.
  Все аферы - от маленьких до глобальных - обычно используют:
 * жадность;
 * желание быстро разбогатеть;
 * любопытство, в частности, желание узнать свое будущее, судьбу;
 * жажду острых ощущений;
 * желание произвести впечатление, покрасоваться;
 * нерешительность.
  О последней слабости - нерешительности - хочется сказать особо. Неуверенный в себе человек легко внушаем и управляем извне. Его можно узнать по высказываниям, "смягчающим" речь: он говорит "завоевание определенных позиций" вместо того, чтобы прямо сказать "лидирование" или "победа"; "не очень приятный" - вместо определенного "отталкивающий"; в его речи изобилуют выражения "как бы", "чуть-чуть", "немного", "всего лишь" и т.п. Все это сильно снижает энергетику речи, делает ее оправдывающейся. О собеседнике с такими оборотами речи судят как о слабой личности, легкой жертве манипулятора. Если Вы желаете производить впечатление человека, стойкого к попыткам внешнего управления, нужно в своей речи добиваться большей определенности и решительности.
 2.4.2. Осознание попыток внешнего управления
 Главный признак
  Самое важное в противодействии манипуляции над Вами - осознание, что Вами манипулируют. Важно не смириться с этим, не допустить, чтобы потом возникло омерзительное чувство, что Вас "поимели".
  Существенный признак манипуляции - появляющееся чувство неудобства. Вы не желаете выполнять какие-либо действия, но в силу неких моральных обстоятельств вынуждены их исполнить: в противном случае будет "неудобно", "эгоистично", "по-хамски", "некрасиво", "неловко", "Вы не оправдаете чьего-то доверия", "будете выглядеть в плохом свете" и т.п.
  Одно лишь только осознание факта попытки манипуляции существенно снижает, а то и сводит на нет любую из них. Достаточно сказать себе: "Стоп, манипуляция!" (непременно используя слово "манипуляция" - именно оно действует отрезвляюще). Рассудок быстро подскажет, что Вами играют, нарушают Вашу независимость и совершают психологическое насилие над Вашей личностью.
 Нарушение этикета
  Почти во всякой ситуации скрытого управления можно обнаружить нарушение манипулятором какого-либо из правил этики, в частности, манипулятор может обращаться к Вам в неудобный для Вас момент. Тем самым он усугубляет Ваш недостаток времени еще и тем, что отводит короткое время на принятие Вами решения, навязывая манипулятивный темп разговора. Как правило, при этом манипулятор извиняется, что, дескать, понимает, что Вам некогда, но отнимет "только пару секунд".
  Вывод: ощутив подобное неудобство, нужно тотчас спросить себя, отчего оно возникло. Нарушение этических норм и правил - верный признак манипулирования. Такую неэтичность лучше сразу пресекать.
 Невербальные признаки манипуляции
  Присмотревшись во время разговора к жестам собеседника, нетрудно выявить его неискренность, скрытность, скрытые превосходство и угрозу. Яркое свидетельство этого - жестикуляция левой рукой. Это объясняется тем, что левая рука управляется правым полушарием мозга, т.е. подсознанием, и тем самым выдает тайные помыслы человека. Собеседник, больше жестикулирующий левой рукой, должен настораживать: не исключен обман или скрытая недружественная позиция.
  Кроме того, на возможные попытки манипуляции может указать и некоторая неестественность в поведении собеседника - излишнее возбуждение или же нарочитое равнодушие.
 Вербальные признаки манипуляции
  В высказываниях манипуляторов неизменно присутствует следующее:
 * на Вас целиком ложится ответственность за предлагаемое действие;
 * Ваша "плата" перевешивает Вашу выгоду;
 * наличие элементов принуждения или понуждения;
 * обязательная подготовительная преамбула перед, казалось бы, непринуждающими словами манипулятора;
 * нехватка времени на принятие решения.
 Чувство вины
  Только глупцы и покойники
  никогда не меняют своих мнений.
 
  Дж.Р. Лоуэлл
  Одно из средств манипулирования - формирование чувства вины. Традиционное воспитание прививает образ жизни по неким правилам, нарушение которых вменяется в вину. Вот самые опасные (в манипулятивном плане) из этих неписаных зомби-программ:
 * человек обязан реагировать на речь собеседника и отвечать на задаваемые вопросы;
 * в обязанность каждого вменяется стремление улучшить себя, работать над собой. Например, человек должен стараться "быть хорошим", тактичным, аккуратными во всем, соблюдать правила и т. д.;
 * все должны придерживаться принятого решения и не изменять своих мнений;
 * человек обязан быть понятливым, непонятливость осуждается;
 * человек не должен ошибаться, а если ошибся,- обязан осознавать и переживать свою вину;
 * человек должен быть логичным и предсказуемым.
  Человек, слепо исполняющий перечисленные выше правила, - лучшая мишень для манипулирования. Защититься от чувства вины поможет формулирование соответствующих контрправил. Итак, Вы вовсе не обязаны:
 * отвечать на вопрос, если Вам этого не хочется;
 * стараться всегда казаться привлекательным;
 * быть рабом ранее произнесенных Вами слов;
 * разбираться во всем.
  Каждый имеет право:
 * на ошибки (за исключением случаев должностной халатности);
 * быть непонятливым или что-то не знать;
 * быть нелогичным;
 * сказать "Я не хочу";

<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу