<< Пред. стр. 2 (из 5) След. >>
* текущая ликвидность - соотношение фактической величины оборотных средств и срочных обязательств (по нормативам она должна быть не меньше 200%).Особенности финансирования вытекают из функций торговли. Основу его должны составить скидки, предоставляемые ей производителями. При этом, там, где торговля создает дополнительные услуги (повышенное качество, удобный режим работы, возможность релаксации) она может финансироваться потребителем. Примерами такой оплаты на практике являются: более высокие цены в магазинах с 24 часовым режимом работы, в торговых Домах, работающих по принципам индивидуального (престижного) обслуживания клиентов.
Торговля имеет относительно низкие издержки, что связано с невысоким уровнем заработной платы продавцов. Последнее вытекает из особенности рынка труда торговых работников. Малоквалифицированный труд, возможность частичной занятости, широкое вовлечение женщин в процесс продажи - факторы, способствующие снижению размеров оплаты труда..
Предпосылками для регулирования торговли являются два базовых принципа:
* вторичность роли торговли в системе общественного разделения труда. Она не создает продукта и прибавочной стоимости.. Исключение составляют те издержки - производственные или чистые, по словам Маркса, - которые включены в стоимость товара как отражение повышенных потребительных свойств: расфасовка, упаковка. Это объясняет необходимость контроля за ценами. Источником основного финансирования торговли должен быть производитель, но никак не потребитель.
* необходимость антимонопольной деятельности государства.
Оно обязано защитить население от возможного ценового сговора торговых предприятий. Все цивилизованные страны осуществляют ценовое регулирование путем запрещения торговых надбавок выше, соответствующего типу предприятия. По ряду товаров социального назначения применяется механизм жесткого регулирования уровня цен, предельного размера рентабельности, допустимого роста их изменений. За этими нарушениями следят как налоговые инспекции, так и специальные инспектора по ценам
Другими направлениями регулирования являются санитарно эпидемиологической контроль, деятельность общественных организаций по защите прав потребителя, ассоциации (комитеты) по проверке достоверности рекламы.
Основой государственного регулирования торговли в России являются: "Закон о правах потребителя" и антимонопольное законодательство, регулирующее цены на товары и услуги предприятий - естественных монополистов.
"Закон о правах потребителя" был принят в 1993г. Его суть заключается в защите прав населения на:
* продажу товаров гарантированного качества (продажа некачест- венной продукции, даже по сниженным ценам недопустима),
* получение информации о товаре,
* возврат некачественной продукции (с возмещением затрат на доставку) в течении определенного срока в случае скрытого брака,
* возврат ненужной - при наличие чека и в пределах контрольного срока,
* бесплатный ремонт, если обнаружатся поломки в объявленный гарантированный срок.
У. Типы торгового предприятия.
* Оптовая торговля: роль, типы предприятий, тенденции развития.
* Розничная торговля: типы предприятия и тенденции развития.
* Биржа как макроэкономический регулятор движения товарных потоков.
Деление торговлю на оптовую и розничную осуществляется по двум критериям: а) конечность продаж, б) размеры продаваемой партии. Оно свидетельствует о продолжении разделения труда, закрепившее уже в рамках торговли предприятия, специализирующиеся на отдельных функциях (хранение, складирование, непосредственное обслуживание покупателей, реклама, изучение спроса и маркетинг произведенной продукции).
Оптовые предприятия - неотъемлемая часть торговли. Мировая практика свидетельствует о том, что на одно оптовое должно приходится 4 розничных предприятий. Сейчас в США - 2 миллиона оптовых баз и складов.
В зарубежной литературе принято выделять 4 типа оптовых предприятий Изменение их численности и динамика, а также классификация по видам деятельности приведены в табл. 8 и 9.
Основной критерий качественного деления - степень ответственности оптового предприятия за процесс продажи. Фирмы, не несущие ее, а лишь сводящие покупателя и продавца друг и другом - брокеры, их вознаграждение - незначительные комиссионные.
Табл. 8 Динамика числа различных типов предприятий оптовой торговли
_____________________________________________________________
предприятия 1950 1982
_____________________________________________________________
1. Торговые агенты промышленных предприятий 293 383
2. Чисто оптовые предприятия 384 1020
3. Базы при розничной торговле 1239 2969
4. Агенты сферы услуг 608 2208
_____________________________________________________________
Оптовики, поддерживающие с производителем постоянную связь, но, продающие одновременно и товары конкурирующих фирм, а также выплачивающие производителю цену после продажи его товара - дилеры. Их особенность - знание рынка товара, специализация на определенной группе товара, наличие связей с покупателями. Их вознаграждение - выше
Самый престижный вид соглашений - дистрибьютерский договор. Он предполагает продажу оптовиком только товаров данного производителя, зависимость производителя и оптовика друг от друга и от скорости продажи, частичную материальную ответственность дистрибьютера за счет, например, предоплаты.
Табл. 9. Классификация оптовых фирм по видам деятельности (в %)
-----------------------------------------------------------------------------------------------
предприятия кол-во объем число
фирм продаж работников
_____________________________________________________________
Независимые оптовые фирмы 80,2 53,7 76,4
Филиалы промышленных фирм 10,6 35,9 18,0
Базы и хранилища 7,0 17,6 13,8
Конторы и дилерские фирмы 3,6 18,3 4,5
Агенты брокерских фирм 7,0 17,6 5,0
торговые брокеры 1,2 2,4 0,8
сбытовые брокеры 5,2 3,8 2,2
комиссионные организации 1,9 2,2 1,2
аукционная торговля 0,4 0,9 0,7
_____________________________________________________________
Столь же подробно разработана и классификация предприятий розничной торговли. Необходимость ее заключается в обосновании допустимого размера надбавок (скидок) к ценам. В соответствии с позицией, занимаемой предприятием по классификации в Европейском мониторинге, оно получает право на скидки с цены производителя и надбавки к цене, осуществляемые дорогими магазинами за индивидуальное обслуживание.
В основу этой классификации положены:
* объем продаж,
* количество групп продаваемых товаров,
* численность сотрудников,
* торговые площади.
Основными типами предприятий розничной торговли по Европейскому мониторингу являются:
-соnvinient store - ограниченный ассортимент, удобный график работ (с 7 до 23 часов), основа - продукты и промышленные товары повседневного спроса (5% по числу, но очень популярны и поэтому имеют большой товарооборот);
-универмаги - более 25 продавцов, не менее 5 товарных групп, основа - промышленные товары, но могут продаваться и отдельные виды продуктов (как исключение);
-дисконтные магазины - мебель, ковры, электротовары, т.е. одна ассортиментная группа, но из-за специфики товара требуются особые условия продажи - большие торговые площади;
-крупные универмаги - Super Store - широко использующие продажу промышленных .товаров по принципам самообслуживания;
-Super Market - крупнейшие (по площади, товарообороту, количеству товарных групп) продуктовые (на 70%) магазины;
-Veriety - огромный ассортимент (основа - продукты) 100% самообслуживание, средние размеры, обеспечивающие население товарами по месту жительства;
- Торговые Дома - крупные магазины, фирменная торговля, повышенное качество обслуживания, основа - промышленные .товары.
- торговые центры сочетающие торговлю с оказанием бытовых услуг или рынками;
- церковные ларьки,
- посылочная торговля.
К новым формам организации продажи отнесятся кейеты - организованный сбор фруктов с полей. К специфическим торговые фирмам- церковные ларьки, кооперативная торговля, drug store (аптеки, совмещенные с кафе).
Наибольший объем продаж приходится на специализированные магазины (универмаги или универсамы) - более 60%, крупнейшие магазины (супермаркеты) - 12%, ярмарки ( рынки) и палатки по 5%.
К сожалению, российская статистика таких расчетов не проводит. Имеются данные о структуре продаваемых товаров в розничной торговле. Так, наибольший удельный вес составляет колбаса и колбасные изделия (12%), алкоголь (более 11%), хлеб и хлебобулочные изделия (10%), кондитерская продукция - менее 8%. Что касается качественной оценке предприятий торговли, то статистические сведения об этом - минимальны.
.Особое место среди торговых предприятий занимают товарные биржи. Являясь посредниками движения товарных потоков в рамках одной специализации, они, осуществляя процесс купли-продажи этого вида товаров, находятся в центре информации и могут управлять им на макро уровне.
Исходя из такого понимания социально-экономической задачи биржи, можно сформулировать систему требованиям к ним:
- ограниченное количество (их не может быть много, иначе они превратятся в магазины, потеряв возможность макро регулирования),
- специализация (в США существуют мясная, сахарная и т.д.),
- высокие этические требования, запрещающие членство предприятий, нарушивших договор купли-продажи,
- престижность членства на ней для предприятий (условиями членства помимо членского взноса является два поручительства от фирм-членов, размер уставного капитала и известность предприятия в национальном масштабе), обязательство честных сделок.
Руководят биржами советы директоров, состоящие наполовину из представителей независимых предприятий-членов и непосредственных руководителей биржи. Операции на биржи могут осуществлять лишь члены, число которых ограниченно (на Нью-Йоркской фондовой их 1469).
Различают две основные категории сотрудников на бирже:
* биржевые брокеры (сотрудники фирм-членов, исполняющие приказы клиентов своих форм на куплю-продажу партий товаров). К ним относятся:
-брокеры торгового зала, выполняющие поручения своих фирм и других клиентов,
-биржевые маклеры, выполняющие операции за свой счет;
* . специалисты (члены фондовых бирж, курирующие определенную группу товаров или регионов, также осуществляющие операции непосредственно в операционном зале, к ним относятся еще и ассоциированные члены, допускающиеся в зал, но не имеющие права участия в торгах: директора, управляющие).
Торговля на бирже представляет собой "двойной аукцион", т.е. одновременный аукцион покупателей и продавцов. Брокеры, работающие по приказу своих фирм, могут иметь 3 вида установок:
- рыночный приказ (по наиболее выгодной рыночной цене),
- лимитный (в рамках оговоренных "коридоров" цен),
- буферный - определяющий куплю-продажу, в случае, если цены выйдут за пределы установленного "коридора".
Приказы различаются по срокам (они могут даваться на день, на неделю, на месяц).
Финансирование биржи состоит из 3-х источников:
* членские взносы,
* отчисление (фиксированный процент) от сделки,
* плата за коммерческие услуг, предоставляемые биржей.
Составной частью деятельности "западных" бирж является вторичный (фьючерсный) оборот. Суть его заключается в оплате вперед за товар по текущим ценам. Это - вид спекулятивной сделки, так как имеет место разрыв между актами оплаты и поставки товара, однако, вторичный рынок обоснован. Он дает возможность покупателю оплатить товар вперед по фиксированным ценам, что особенно удобно для товаров, спрос или предложение которых подчиняется сезонным колебаниям. Например, фермеры, продав осенью товар, заинтересованы в оплате осенью бензина, необходимого при весенних посевных .
Итак, биржа это предприятие оптовой торговли, которое, выполняя операции по купле - продаже крупных партий специализированного товара, имеют возможность контролировать движения товарных потоков в национальном масштабе. Биржа позволяет привлекать новых производителей, в случае намечающегося дефицита, или искать новые направления реализации - при перепроизводстве.
Выполняя этим важнейшие макроэкономические функции, биржа, хоть и является коммерческой организацией, ориентирована не столько на получение прибыли, сколько на упорядочивание обращения товаров. Исходя из этого, биржи имеют особый механизм государственного регулирования. Их финансирование достаточно жестко оговаривается правительством, с тем, чтобы коммерческие функции не "захлестнули" макро регулирующие. Определенные ограничения накладываются на оплату труда работников. Это делается для того, чтобы прибыль шла на увеличение оборота, нарастание материальной базы, не "проедалась". В обмен на эти "жесткости" государство снижает с бирж налог на прибыль (до 20%), уменьшает ставку НДС.
2. БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
1.Понятие "бытового обслуживание населения", этапы его становления как отрасли услуг
2. Мировые тенденции современного развития БОН
3. Отечественные проблемы и динамика.
4. Регулирование сферы БОН.
1.Понятие "бытового обслуживание населения", этапы его становления как отрасли услуг
Бытовое обслуживание - часть непроизводственной сферы, цель которой - помощь в организации быта (перепоручение домашней работы или части трудовых затрат по самообслуживанию) сторонним людям (прислуге) или фирмам. К БОН относятся: прачечные, парикмахерские, всевозможный ремонт, отдельные виды организации отдыха и досуга, фотография, похоронное обслуживание, пошив обуви и одежды на заказ и т.д.
Предприятия БОН характеризуются рядом признаков:
- их деятельность ориентирована на помощь в самообслуживании клиентов,
- они заняты обслуживанием, т.е. выясняют пожелания клиента, согласовывают их с возможностями производства, демонстрируют ему конечный продукт, общение с клиентом рассматривается как способ его релаксации.
- индивидуальный характер потребления услуг.
БОН - одна из древнейших сфер производства, т.к. слуги (помощники по дому) появились сразу же с появлением излишков продуктов, т.е. в период дикости. Работники, занятые обслуживанием хозяина, обладали низким социальным статусом. Они были практически бесправными (рабы и слуги), обязаны всеми доступными способами угождать хозяину. И хотя их труд был легче непосредственных производителей - крестьян и рабочих, как носители низкой квалификации, легко заменимые работники, теряющие способность "радовать глаз" по мере старения - они не были защищены ни законом, ни логикой (разумом) хозяина.
Исходя из распространения сферы БОН, характера потребления, можно выделить 3 этапа ее становления: начальный, рыночный и демократичный. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Начальный этап характеризовался чрезвычайно неравномерным потреблением услуг среди населения: одни - потребляли очень много, другие - ничего. Обслуживание по дому концентрировалось вокруг богатых людей. Естественно, что "ублажение" хозяев превалировало над качеством (содержанием труда) самих услуг, накоплением и закреплением передового опыта.
Рыночный этап характеризовался расширением спроса на БОН. По мере роста благосостояния населения, повышения уровня образования и социальной самооценки индивидов, равно как и удешевления себестоимости услуг за счет их механизации, автоматизации, роста разделения труда, закрепления за фирмами-производителями. В целом потребление услуг приводит к экономии общественных затрат труда, поскольку тяжелая, малопроизводительная работа по дому вытесняется механизированным трудом.
Современный (демократичный) этап характеризуется двумя тенденциями. Первая - излишнее потребление услуг. Социологи считают, что в развитых странах наблюдается избыточное потребление услуг. В большей мере это связано с действием средств массовой информацией, рекламой, вызывающими у населения склонность к обслуживанию, отсутствующую у него ранее. Частично эту избыточную склонность к обслуживанию оправдывает возросшая напряженность жизни, необходимость в новых формах релаксации, чему и способствует БОН. Специфика человека, испытывающего нервное перенапряжение в зависимости от хозяина, покупателя, внешних условий, предполагает стремление человека самому воспользоваться правом на обслуживание. Вторая тенденция - новая природа труда по обслуживанию дома. На место слуг (прислуги), работающей в семье длительное время, пришли работники, нанимаемые для определенных операций по дому: чистке мебели, ванн, мойке окон, уборке помещений и т.д. Такой подход деперсонифицирован. Заказчик не знает исполнителя, он платит деньги за проделанную работу, за подбор людей, которым можно доверить квартиру. Современные исследователи отмечают рост спроса на деперсонифицированное обслуживание. Работники, осуществляющие эти работы, не испытывают проблем с занятостью. Их труд специализирован и максимально механизирован, хорошо оплачиваем, дает определенную свободу времени.
Итак, социальная роль бытового обслуживания заключается в том, что он является способом:
* освобождения человека от монотонного и ручного труда по дому,
* повышает, таким образом, эффективности общественного труда и производства:
* экономит время для творчества, отдыха, общения с друзьями и семьей, саморазвития.
По мере перехода к массовому потреблению бытовых услуг происходит процесс социального выравнивания людей, так как эти услуги стали доступными каждому. Выбор профессии, связанной с бытовым обслуживание, является результатом их доброй воли, а не проявлением желания хозяина (как при феодализме) или невозможностью получить другую работу вследствие низкого образования (капитализм).
2. Мировые тенденции современного развития БОН
Современный этап характеризуется количественным ростом и качественным многообразием бытовых услуг. Эта сфера становится объектом роста разделения труда, механизации и автоматизации.
При этом, в различных странах проявляются особые тенденции, что отражает специфику ментальности, уровня благосостояния и другие факторы. Так, наибольшую развитость БОН имеет в США, где уровень дохода населения высок, доля работающих женщин велика, имеется общая склонность населения к потреблению услуг.
В Германии потребление бытовых услуг на душу населения несколько ниже, что вызвано прежде всего их дороговизной, меньшей, чем в Америке, занятостью женщин в общественном производстве У населения преобладает разумное отношение к рекламе, умение внутренне осмыслить свои потребности, ценить свободное время и духовные ценности (общение в семье, с друзьями, саморазвитие) выше, чем материальные блага.
В Японии практически все замужние женщины не работают предпочитают не обращаться к сфере бытового обслуживания. Традиционно в обществе создавался культ разумных потребностей, порицался гедонизма и излишний вещизм
3. Отечественные проблемы и динамика.
Бытовое обслуживание - естественная почва для развития рыночных отношений. В нашей стране в условиях централизованного управления (до реформы) они сдерживались. Предприятия-производители не были коммерчески самостоятельными, не могли сами устанавливать цены. Последние были чрезвычайно занижены, не отражали спроса на услуги. При этом низкие цены стимулировали спрос, способствовали постоянным очередях, что хотя и завышало социальный статус работников обслуживания., но сдерживало их профессиональный рост. В целом их заработная плата была низка, но при больших чаевых (как следствие неудовлетворенного спроса) уровень дохода был достаточно высок.
Сейчас, сфера бытового обслуживания сократилась наполовину, что отражает падение жизненного уровня населения. Конечно, немыслимо платить за стрижку или обед в ресторане месячную заработную плату, как это предлагается в России. Рост цен, пусть и оправданный, сокращает спрос. Особенно возросли цены на услуги отраслей-монополистов (ритуальные, телефон, телеграф). В результате население пользуется только самыми необходимыми услугами: связь с родственниками, минимальный ремонт, от большинства других - отказалось. Один из отечественных исследователей К..Муздыбаев (гл. 9) приводит следующие статистические примеры. Если в конце 80-х годах на БОН приходилось 14% дохода, то в 1993 - 2,3%.
Коммерческая свобода, рост цен способствовали расширению ассортимента услуг, особенно в сфере ремонта, индивидуального строительства домов. При этом улучшается качество обслуживания клиентов, внедряются методы доставки продукции на дом, заказ услуг по телефону и т.д.
Как позитивную тенденцию развития отечественной сферы услуг можно отметить создание новых для России отраслей: прокат автомобилей, уход за могилами, частное жилищное строительство, услуги по интерьеру домов и т.д.
4. Регулирование сферы БОН.
Основное направление государственного регулирования сферы БОН - "Закон о защите прав потребителя услуги". В целом эта сфера регулируется общими нормами налогообложения (35% налог на прибыль и 20,2% НДС для Санкт Петербурга, местными налогами), трудовым законодательством.
Планирование деятельности предприятий осуществляется самостоятельно. Основные экономические показатели - товарооборот, ассортимент, прибыль, снижение себестоимости одной услуги, рентабельность.
Для оценки БОН статистические службы используют нормативные (социальные) показатели: количество услуг на 1 жителя. По этому нормативу собирается мониторинг данных, проводится сравнительный межрегиональный анализ.
3. ТУРИЗМ
1. Понятие и история становления туризма.
П. Социальные функции туризма
Ш. Современные тенденции развития туризма в мире
1У. Российские проблемы туристического бизнеса
У. Экономика предприятий туризма.
1. Понятие и история становления туризма.
Термин "туризм" произошел от "tour" - прогулка, поездка. В широком смысле туризм включает в себя любое передвижение человека не сопровождающееся коммерческим интересом. В российском понимании преобладает узка трактовка - специально организованные маршруты по перемещению граждан, осуществляемые за свой счет либо пославшей их организации. Таким образом, туризм это сфера услуг, которая обеспечивает потребность в активном отдыхе через организованное передвижение населения в другие страны (территории).
Туризм превратился в самый распространенный вид отдыха. Его популярность настолько возросла, а количество фирм, занятых обслуживанием туристов так увеличилась, что потребовалось его специальное изучение, причем не просто эмпирическое (для маркетинговых целей), но и теоретическое, раскрывающее закономерности институционализации этой услуги. Сформировалась область научного знания социология туризма, освоив понятийный аппарат, занята теперь выяснением перспектив этого вида обслуживания, осознанием его социальной роли.
Назовем наиболее известные работы и авторов, исследующих социальные аспекты туризма и путешествий. Первые соображения о пользе миграций имели место у Г. Зиммеля, А. Шютца, Т. Парсонса.
К первым самостоятельным исследованиям можно отнести. Ogilvie (1933) "The Tourist movement: an economic study", London, Muttford "The tourist industry: a national and international survey"1959, Boorstin D.G. The image: a guide to pseudo-events in America", N.Y., 1961, Hentler H. Jugend in Urlaub, 1969, Forster J. The sociological consequences of tourism, 1964; Young G. Tourism - blessing or blight, 1973; Cohen E. The sociology of tourism: approaches, issues and findings, 1984.
Предметом этой новой отрасли социологии являются формы и условия путешествий и поездок в зависимости от различных социальных факторов. В их качестве предлагаются зависимость поездок от размера дохода, национальные и социальные предпочтения, общественная поддержка туризма. Ученые-социологи, рассматривая туризм как социальный институт, предлагают следующие этапы его становления:
* доинституциональный,
* начальный,
* массового спроса,
* современный (индивидуально ориентированный, сетевой).
Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Доинституциональный.
Перемещение с познавательными целями существовала с давних времен. Однако до начала Х1Х в. туризм сводится к случайным поездкам богатых людей при отсутствии организации. Он мог сопутствовать торговле, лечению, поломничеству, образовательным целям, спортивным поездкам. Его характеризовало примитивность средств передвижения, вторичность путешествий как цели. Первичным был бизнес, религия и т.д.
Помимо технических возможностей передвижения туризм сдерживался продолжительностью рабочего дня. В ХУШ-Х1Х в. было 4000 рабочих часов в год, в начале ХХ - 3200, в 20-ые годы - 2000. Ограниченность свободного времени сдерживала массовость путешествий. Сейчас тенденция сокращения рабочего дня продолжается, что крайне благоприятно для развития туризма.
2 этап. - (начальный) - Х1Х - начало ХХ в. При сохранении избранности (узости) контингента обслуживаемых сфера производства услуг расширилась. Росла его материально-техническая база, появились специальные гостиницы, транспортные маршруты. Предпосылки этих изменений лежали в возникновении паровозного и пароходного сообщения, развитии почтовой связи, роста сети дорог. Одновременно менялись социальные условия. В Германии внедрялись отпуска для работников, повсеместно повышается уровень образования, регламентируется продолжительность рабочего дня и недели. Однако, на тот момент туризм не был массовым, не рассматривался как вид отдыха, в качестве главной его цели по-прежнему сохранялась коммерция.
З этап (массового спроса) охватывал 20-40-ые годы ХХ в, вплоть до начала 2 мировой войны. Его характеризует становление индустрии туризма как форме массового отдыха. Качественно меняется цель поездок. На смену коммерции приходит отдых и познавательный интерес. Этому способствовало удешевление транспортных услуг. Рост нервных нагрузок, сопровождавших распространение фабричного (механизированного) производства, а также социальные конфликты (войны, забастовки, экономические кризисы и т.д.) заставили пересмотреть роль отпусков и отдыха, включив туризм в сферу общественной (государственной) политики.
По мере революционных преобразований туризм превратился в демократическую потребность, равным образом доступную каждому и желаемую каждым.
4 этап (современный, индивидуальный, сетевой), начало которого можно датировать послевоенными годами, продолжается поныне. Его характеризует возврат к индивидуальной форме организации при сохранении массового характера потребления туристических услуг и индивидуализации производства. Туризм этого периода отличается комплексными целями Причем, если в 60-70 годы преобладало стремление использовать отдых для получения дополнительных доходов, то в 80-ые - полная релаксация, сопровождаемая гедонизмом проведения досуга.
Другими атрибутивными признаками этого этапа являются закономерности потребления (индивидуальный) и производства (сетевой) туристических услуг. Первый из них означает отказ от дешевизны как главной цели для организаторов туров.. Рост качества обслуживания, поиск новых форм, создающих условия для самореализации отдыхающих, полного удовлетворения их индивидуальных потребностей - главные признаки успешной работы современных туристических форм. Особенности сетевой организации предполагают расширение коммуникативных связей в рамках бизнеса. На разных условиях в нее включена широкая сеть контрагенты: частные лица, владельцы ферм, пансионов, организаторы пеших проулок и т. д., организации (мелкие, средние и крупные), рассматривающие туризм основной или вторичной (сопутствующей) деятельностью.
Событийный ряд, устанавливающий вехи становления туризма, строился следующим образом. Первый tour датируется 1841г. Его инициатор англичанин Кук организовал 20-мильную поездку по железной дороге группы людей (570 человек) из общества трезвости. Однодневный выезд на природу сопровождался минимальным завтраком (булочка с чаем), духовым оркестром. Это был первый опыт социального туризма, он естественно не имел коммерческих целей.
Первое туристическое агентство было организовано в Германии (г.Бреслау). Оно возникло в 1863г. для организации морских увеселительных поездок, дачного совместного отдыха, пеших походов С открытием чартерных рейсов между Америкой и Европой деятельность этого агентства еще больше расширилась. Первый туристический клуб в России возник в Тифлисе при кавказском обществе естествознания в 1877г. С 1889 г. начал выпускаться журнал "Российский турист", в 1895г. возникло российское туристическое общество. В 1914г. оно насчитывало 5 тысяч членов. В 1929г. создается "Интурист", в 1969 - Центральный совет по туризму и экскурсиям .
П. Социальные функции туризма
Итак, туризм способствует реализации следующих целей:
* дает рабочие места (5% населения занято в туризме),.
* организует отдых,
* облегчает общение между людьми и межнациональное их сближение,
* способствует активной релаксации (возврат к физической активности, к природе, смене ощущений и впечатлений),
* повышает уровень культуры и образования..
Ш. Современные тенденции развития туризма в мире
Разделим современные мировые тенденции развития туризма на те, которые характеризуют изменение роли туризма в целом, и те, которые отражают внутрифирменные процессы. К первым можно отнести:
- изменение целевых установок (развлекательный туризм в 1983г составлял 20% в 1974г. - 12, спортивный - соответственно 6-7% и 3%, познавательный - 9% и 4%.).
- замена самоорганизации отдыха на коллективный, отказ от спонтанности в пользу планирования, повышения интереса к отдыху на природе и с семьей.
- "старение" туристов.
К внутриотраслевым тенденциям можно отнести:
- укорачивание маршрутов (Два коротких отпуска в год пришли на смену одному большому. Так, в 70-ые годы лишь 7% населения имели два отпуска, в 90-ые - 15%);
-. возврат к индивидуальному способу организации отдыха, но на индустриальной основе (пример, формирование групп по интересам);
- увеличение (экспансия) дальних маршрутов как потребность в смене состояний (попасть в лето зимой, из одной климата в другой);
- переход от пассивного туризма к активному.
1У. Российские проблемы туристического бизнеса
Основными современными российскими тенденциями являются:
- рост международного туризма. В 1988г. 1 миллион человек выехало за рубеж, в 1995 - 2,6 (без учета командировок).
- малая привлекательность России для иностранного туризма. Наша страна считается опасной. Отсутствует должная реклама. Исследователи называют цифры: 30 миллионов людей желали бы посетить нашу страну, но 1,5 из них приезжают. Туризм дает С.- Петербургу налоги, 10 туристов обеспечивают 1рабочее место.
- Российская статистика определяет масштабы туризма следующим образом. Он дает 6% ВВП, 7% капитальных вложений, в нем собирается 5% налогов (в1996г.).
- В России туризм может позволить себе 11-15% населения.
- Регулирование туризма осуществляется законом "Об основах туристической деятельности в Р.Ф.", определяющем права и обязанности лиц и организаций, сопричастных к услугам туризма.
У. Экономика предприятий туризма.
Туристические фирмы делятся на туроператоров и турагентов. Первые - самостоятельно организуют туры, хотя и занимаются непосредственным обслуживанием; вторые - лишь посредники, они продают туры туроператоров. Первые - больше по размерам и функциям (они не только продают, но обслуживают, размещают, кормят и перевозят, вторые - концентрируются на процессе продаже путевок, причем могут это делать для различных фирм.
Третий тип фирм - ассоциации, клубы, объединения, союзы, т. е. некоммерческие организации, объединившиеся для конкретных дел, не предполагая при этом терять коммерческую самостоятельность.
Четвертый - так называемые гостиничные цепи - объединения коммерческих комплексов с целью выработки единой политики и условий функционирования. Сейчас в мире насчитывается около 100 цепей, из них 13 - крупные, обслуживающие 78% туристов.
Перечислим основные виды туристической деятельности: экскурсии, рекреационные услуги, деловой и этнический туризм и (свидание родственников), спортивный, социальный (разновидность социальной помощи или поощрений), целевой (посещение фестивалей, выставок...), религиозный, караванный (в трайлере), деревенский, фермерский, экологический, водный, стационарный (дачный). Туризм отличает особый характер производства - сезонный. Его можно классифицировать: пригородный, внутри региональный, внутренний, международный; по срокам, по целям.
Раздел 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНО - ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ
1. ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ, КАПИТАЛ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
1. Понятие денег, капитала и финансов
П. Финансы как социальный институт.
Ш. Механизм денежного (финансового) регулирования.
1У. Генезис научных взглядов на социальную роль денег и
финансов.
У. Валютно-финансовая сфера: понятие, структура, тенденции развития
1. Понятие денег, капитала и финансов
Базовое различие понятий денег, капитал и финансы предложил
К. Маркс. По его мнению, деньги это товар особого рода, главное проявление которого заключается в том, чтобы быть всеобщим эквивалентом, служить посредником при обмене. Деньги появились тогда, когда обмен (хотя и в рамках "домашнего хозяйства") стал частым, когда выявились товары, обмен которыми способствовал удовлетворению не только потребительского спроса, сколько упрощал процедуру обмена (меха, драгоценные камни, скот). Критерием отбора товаров-эквивалентов из общей массы были его распространенность, возможность делимости и длительной сохранности.
Идеальной формой денег стали монеты: в их небольшом размере
могла заключаться большая ценность, они легко делились, хорошо хранились. Позднее в Китае появились бумажные деньги, которые авторитетом государства провозглашались равными металлическим, что подтверждается формальными доказательствами: печать, подпись министра и т.д.).
Капитал, по Марксу, это - деньги, приносящие новые путем создания прибавочной стоимость. Это- "идеологически загруженная" категория", ее суть - вскрыть отношения между владельцем средств производства (капитала) -. капиталистом и рабочими, продающему ему свою рабочую силу. В ходе производства осуществляется два процесса : создание товаров и одновременно получение прибавочной стоимости (неоплачиваемого труда работников, который капиталист, пользуясь своими привилегиями как владелец собственности, присваивает себе). Данная категория пополняет ряд объемных денежных показателей. В силу своего идеологического содержания она является предметом изучения политической экономии и социологии. Ее изучение в нашем курсе не предполагается.
Финансы - экономическая характеристика собственности, выраженная в стоимостной форме. Они могут оценивать личную, частную и государственную собственность. Таким образом, говоря о финансах, мы характеризуем размеры богатства личности, предприятий, государства (личные финансы, финансы предприятия и государства). Финансы - это, как и деньги, скорее экономическая категория, чем социальная.
Финансы - денежная оценка, позволяющая сопоставлять размеры и структуру различных видов собственности. Финансы семьи, таким образом, характеризуют ее собственность. Финансы предприятия - размер производственных фондов, стоимости готовой продукции, запасов (т.е. соотношения основных средств и оборотных фондов). Финансы государства - денежная характеристика его доходов, выраженных налогами, и расходов, включающих финансирование социальных программ, армии, органов управления и т.д.
Деньги, капитал и финансы - различные социальные институты. Они возникли в разное время и решают различные задачи. Так, деньги возникли раньше других, стали их "прародителем". Период их наибольшей значимости совпадает с началом рыночных отношений. Капитал является основой капиталистического этапа, финансы - раскрывают отношения современного общества и производства.
П. Финансы как социальный институт.
Анализ любого социального института позволяет раскрыть его социальные функции, а также его место в системе социального управления. Сравнивая особенности действия институтов в разных странах, на разных исторических этапах, исследователи глубже проникают в их внутреннюю природу, осознают их возможности и последствия.
Как социальные институты, деньги и финансы тесно взаимосвязаны. Они дополняют друг друга, сосуществуют бок о бок. Институт денег регулирует более простые и менее обобществленные отношения, финансов - более сложные. Так, если богатство (собственность) воплощено в простых формах (денежные накопления) и регулируются с целью его сохранения, а не увеличения, его лучше всего определяют понятием денег или институтом денег. В случае, когда речь идет о государственном уровне, как более сложном и многоканальном, а также когда отношения вызваны стремлением к приращению богатства, созданию в этих целей процесса производства товаров или услуг, - целесообразнее использовать понятие финансы или институт финансов. Таким образом, в современных условиях категория денег частично вытеснена финансами, как более "зрелой" и высокой по уровню обобществления богатств формы. При этом деньги сохраняют свою роль, регулируя отношения в сфере обращения товаров и услуг.
Результатами функционирования финансов является:
1 Наличие общественного производства и собственности, т.е. интеграция каждого в национальное хозяйство через управление и выплату налогов, возможность колоссального роста производства в сжатые сроки из-за продуманного инвестирования, концентрации средств на важнейших участках,
2. Функционирование государства как социального и экономического института.
3. Организационное оформление мер по социальной защите, социальной работе (здравоохранение, образование и т.д.), страхованию (пенсии, медицинское страхование), антикризисной политике.
Являясь носителями экономических отношений, деньги выполняют следующие экономические функции. В формулировке К. Маркса это: 1. Мера стоимости (идеальная функция, позволяющая сопоставлять цены различных товаров), 2. Средство обращения (реальная - заключающаяся в признании всеми агентами рынка их необходимости), 3. Средство платежа (реальная, допускающая разведение по срокам процесса купли и оплаты, что способствовало возникновению кредитных денег), 4. Способ накопления и образования сокровищ, 5. Мировые деньги.
Экономические функции финансов, по нашему мнению, вытекают из их природы - денежная материализация собственности (богатства). Нам представляется возможным выделение двух экономических функций. Первая - производство (создание) богатства, вторая - распределение его. Исходя из предложенного подхода можно выявить особенность функционирования финансов (как предпосылку анализа социальных функций):
- они в равной мере отражают собственные и привлеченные денежные средства и фонды,
- выражая производственный потенциал собственника, они характеризуют вновь созданный и прошлый труд, а поэтому предполагают сочетания прав собственника и производителя на рациональное их использование (в современном обществе),
- учитывая возможность смены формы воплощения богатства (переход из денежной в производительную или товарную), они допускают концентрацию производственных фондов в минимальных по весу и объему денежных носителях стоимости.
Как "прародитель" финансовых отношений деньги традиционно характеризуют стоимостные отношения в обществе, в то время как финансы - лишь в процессе производства (правда, на всех уровнях: государственном, предприятия, семейном). Социальные функции денег целесообразно, по нашему мнению, характеризовать двумя сторонами: ролью (функциями) денег в общественной жизни и результатом их влияния на общественную жизнь.
Они, исходя из первой стороны, - важный (наряду с нравственными целями) способ мотивации общественной и трудовой деятельности. Являясь абстрактным воплощением прав собственности, деньги опосредуют человеческие отношения, активно участвуют во властном позиционировании людей.
По результатам влияния денег на общество, как второй из названных сторон, можно выделить:
- его (общества) атомизацию и дезинтеграцию как результат рыночного обмена,
- "рационализацию поведения человека" Г.Зиммель
- подчинение моральных ценностей материальным интересам как характеристику рыночного этапа..
Что касается финансов, то, по нашему мнению, целесообразно выделять социально-экономические и социальные функции. К первым можно отнести обеспечение инвестициями инновационных процессов и производств, стабилизацию функционирования производства. Ко вторым (социальным) - социальную политику и защиту населения, поддержку некоммерческих предприятий (спорт, культура и.т. д.).
В целом институционализация денег и финансов является малоизученной темой, особенно это касается современного периода. Учитывая, что длительное время они рассматривались лишь экономической науки, социологические аспекты их функционирования не исследовались.
Ш. Механизм денежного (финансового) регулирования.
Отражая собственные и привлеченные средства, воплощая общественные (национальные) затраты труда и имея возможность быть сконцентрированным в минимальном по объему носителе ценности, финансы как ничто другое, нуждаются в государственном (общественном) регулировании.
Особой опасностью денег и финансов является формирование на их основе финансовой и политической олигархии, контролирующей СМИ, подменяющие реальное общественное мнение фальсифицированным или купленным. Они делают возможным навязывать людям чуждую идеологию, создают условия для присвоения общественного богатства отдельными личностями, являются способом возникновения и распространения коррупции.
Осознание этих негативных свойств денег и финансов имеет длительную историю. Широко известны такие примеры регулирования денежного обращения, как ограничение норм ссудного (ростовщического) процента, публичная порка казнокрадов и недобросовестных чеканщиков (фальшивомонетчиков), требования к профессиональному лицензированию и другие.
В настоящее время мировая практика выработала систему мер по регулированию денежной и финансовой сферы. Подробно они изложены в работе "Фондовые рынки США и России", см. список рекомендованной литературы. Общие направления их таковы:
* создание Центральных органов контроля - Центральный банк, Федеральная резервная система, Комиссия по ценным бумагам (и биржам) и другие,
* ведение контроля за финансовой деятельностью предприятий,
* дифференцированное налогообложение,
* лицензирование финансовых предприятий и их работников,
* создание государственной системы предприятий (банков, пенсионного фонда, Госстраха как регуляторов отраслевой деятельности) и т.д.
Характеризуя российскую практику, отметим отсутствие в ней таких сегментов, как:
1. профессиональный контроль на рынке ценных бумаг, отслеживающий организаторов "пирамид",
2. контроль за инвестициями в жилищной сфере, где возможны, исходя из мирового опыта финансовые махинации,
3. двухуровневый информационный контроль, включающий проверку деятельности экспертов и государственными органами и предприятиями (аналогично реформам Ф. Рузвельта).
1У. Генезис научных взглядов на социальную роль денег и финансов.
Выделим и коротко остановимся на основных концепциях, интересных прежде всего в социологическом плане. Первой концепцией, активно анализирующей социальную роль денег и финансов, можно назвать монетаризм, суть которой заключается в утверждении примата денег и финансов над производством. Сторонники ее, а это прежде всего А.Смит, Ж.Б.Сэй - видели именно в них источник богатства и национального благополучия.
Вторая концепция - меркантелизм. Ее основоположник - Жан Батист Кольбер (министр финансов при Людовике Х1У), настаивающий на твердых финансовых действиях государства как основе процветания промышленности и торговли. Признавая в целом ее справедливость и успешность, обратим внимание на необходимость многофункциональной деятельности правительства.
Третья - финансовый (экономический) институционализм, рассматривающий деньги и финансовые организации как социальные институты. Основоположниками ее можно считать Д.Норта и О.Уильямсона (лауреатов Нобелевской премии), среди российских ученых Шаститко А.В.
Четвертая - изучение экономики государственного сектора, обосновывающего эффективность частного и государственного финансирования в пределах своих задач. Из зарубежных исследователей отметим Дж. Стиглица, из российских - Л. Якобсона, специализирующихся на данной проблематике.
У. Валютно-финансовая сфера: понятие, структура, тенденции развития
Финансовая система включает большое количество разнообразных по поставленным задачам предприятий. Одна часть их принадлежит государству: Центральный банк, казначейство и т д., их деятельность будет рассмотрена в разделе !У. Другая - негосударственные (частные или акционерные) финансовые компании, являющиеся независимыми агентами финансового рынка.
Главная задача финансовых предприятий - находить источник и осуществлять контроль за расходованием средств в соответствии предназначением фирмы. Итак, главное содержание, обязательно присущее деятельности любого их них - инвестирование, поэтому все они относятся к инвестиционным институтам. Что касается, функций (направлений расходования средств), то здесь имеются принципиальные различия. Каждое из них выполняет свою цель, реализуя свою институциональную направленность.. Ею могут быть: накопление средств (инвестиционные компании), страхование (страховые фонды), пенсионное обслуживание (пенсионные фонды) или ускорение денежного обращения (банки)
Трудно переоценить значение институциональных инвесторов для экономики и социальной жизни. Для начала проанализируем понятие и роль инвестиций как обязательного условия . воспроизводства.
Инвестиции - крупные капитальные вложения в инновационное производство (в широком смысле) и крупные общественные проекты (программы). Следует отличать их от капитальных вложений - дополнительное финансирование (менее крупное) в действующие производства - и от авансирования или кредитования - любые ссуды, как физическому, так и юридическому лицу.
Инвестиции, таким образом, способствуют прогрессивному развитию, обеспечивая инновациями производстве и социальную политику. Они используются как регуляторы государственной политики, являясь показателями стабильности и общественного благополучия.
Классифицируя предприятия по направлениям расходования средств (по характеру их институциональной принадлежности, зарубежные исследователи предлагают следующий его порядок, отражающий социальную значимость и сложность направлений деятельности:
* Инвестиционные компании или фонды (ИФ)
* Пенсионные фонды (ПФ),
* Страховые компании или фонды (ПФ),
* Банки,
* Валютно-финансовые биржи.
С целью наиболее полной реализации своих социально-экономических функций, деятельность предприятий - институциональных инвесторов жестко регламентируется. Так, ИФ организуют контроль и гарантируют процесс накопления, ПФ - пенсионное обслуживание населения, страховые компании - защиту от рисков, банки - ускоряют оборот и делают удобными денежные расчеты.
Указанный порядок, принятый в мировой науке, положен нами
за основу изложения данного курса.
2.. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ
1.Инвестиционные фонды (ИФ) как высший по рейтингу тип институциональных инвесторов: понятие, социальная роль, степень распространенности за рубежом,
П. Ход становления ИФ в России,
Ш. Необходимость и механизм регулирования ИФ.
1.Инвестиционные фонды (ИФ) как высший по рейтингу тип институциональных инвесторов: понятие, социальная роль, степень распространенности за рубежом,
В соответствии с общепринятым рейтингом институциональных инвесторов, ИФ являются наиболее значимыми из них и по объему средств и по сложности организации. Их роль усиливается тем, что они осуществляют функцию накопления средств населения, что рассматривается как важнейшая общественная задача. Все инвестиционные инвесторы имеют две стороны. Первая - они аккумулируют временно свободные средства предприятий или населения и инвестируют их в производство. Вторая - в ходе инвестирования они выполняют меры по социальной защите населения, инвестируя средства в соответствии с профилем своей деятельности.
Инвестиционные компании как особый вид ИИ, которые сочетают инвестирование с организацией накопления денежных средств населения. Особое место среди них занимают фонды. Общим признаком фондов как типа финансовых компаний является их особая социальная направленность. Фонды могут, исходя из Гражданского Кодекса, инвестировать средства лишь в общественно значимые (крупные) проекты: новые предприятия, транспорт, социальные объекты. Этим они участвуют в решении государственных задач, финансируя эти проекты за счет частных средств.
Социальная направленность предполагает особый, более жесткий, чем обычно контроль. Законодательными актами четко оговариваются, во-первых, направления расходования собранных у населения средств (в недвижимость, в государственные ценные бумаги, поощряется распыление инвестиционного портфеля) Во-вторых, регламентируется использование доходов (дивидендов). Функционируя как некоммерческие организации, ИФ не могут самостоятельно (в собственных интересах) распоряжаться полученным доходом. Им запрещено более 10% доходов использовать на оплату труда сотрудников. Они могут получать прибыль, но идти она должна на уплату дивидендов по акциям.
Учитывая социальную направленность, поощряя вклады населения, государство вводит для ИФ льготный режим налогообложения. Так, налог на прибыль выплачивается по ставке 20,2%, вместо 35.
Основные направления государственного регулирования можно свести к следующим:
- лицензирование фонда и руководителей,
- диверсификация средств фонда,
- дополнительная отчетность.
Поскольку деятельность ИФ мало известна в нашей стране опишем ее подробнее. Население, желая получить дополнительные, пусть даже и нетрудовые доходы, на те средства, которые ему в течение длительного времени не будут нужны (15 - 20 лет) покупают акции ИФ.
Практически 60% американских семей, в соответствии со статистикой, имеют такие акции. Таким образом, люди откладывают деньги, страхуя свою старость, накапливая средства на обучение детей и т.д. При этом, получить деньги раньше оговоренного контрактом срока нельзя (при сохранении права на дивиденд), но продать по рыночному курсу можно. Те же, кто дождется срока, возвращают себе и деньги, и высокий дивиденд (40% годовых - нормальный процент для ИФ), т.е. получают весьма внушительную сумму.
Данные "РЦБ" характеризуют мировой опыт так. ИФ в 1980г аккумулировали 60 миллиардов, в 1997 - 3,7 триллионов долларов. В 1997г. их было 6400, они объединяли средства 70 миллионов человек, т.е. 30% населения.
В Великобритании функционирует 1450 фондов. Их активы колеблются от 5 до 100 миллиардов ф.ст., их вкладчиками является 50% семей. Во Франции - 25% семей имеют акции ИФ.
П. Ход становления ИФ в России,