<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 экономические
 
 
 
 
 2. Научно-технические
 
 
 
 
 3. Технико-технологи­-
 
 
 
 
 ческие
 
 
 
 
 4. Экологические
 
 
 
 
 
 
 Проблемы:
 • необходима координация исполнением программ по срокам, исполнителям и целям;
 • необходимо правильное распределение прав, ответственно­сти и ресурсного обеспечения.
 Проблемно-ориентированные методы управления используют в слож­ных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации). В част­ности:
 • выделяются сложные критические ситуации — проблемы, которые могут возникнуть в будущем и которые необходимо быстро решить;
 • для каждой из ситуаций разрабатываются возможные сцена­рии (схемы, алгоритмы) развития событий, делаются оптими­стический и пессимистический прогнозы;
 • разрабатываются сценарии ответных действий на возможные нештатные ситуации; основная цель — минимизация потерь и быстрейшее спасение самого ценного.
 В таких ситуациях основной критический ресурс — время, на пер­вый план выходит умение оперативно управлять временем. Специ­альные тренировки, сборы, тренинги позволяют скоординировать действия подразделений и руководства в нештатных ситуациях, выявить и проанализировать ошибки в ответных действиях.
 
 5.7. Новые технологии управления
 
 В основе новых управленческих технологий лежат концепции ин­жиниринга и реинжиниринга бизнеса.
 Общее управление деловыми (бизнес) процессами называют инжи­нирингом бизнеса, ибо в его основе — непрерывное проектирование унифицированных процессов: их наименования, содержания, входа, выхода, обратных связей и т.д. Реинжиниринг — это перестройка (перепроектирование) бизнес-процессов с целью достижения каче­ственного (скачкообразного) повышения эффективности деятель­ности фирмы. Последний термин появился в начале 1980-х гг. и свя­зан с перестройкой деловых процессов поставок в компании Ford Motors и процессов оплаты счетов в компании IBM Credit. Основа­телем теории реинжиниринга считают М. Хаммера (перу которого в соавторстве с Дж. Чампи принадлежит бестселлер «Реинжини­ринг корпорации: манифест для революции в бизнесе»).
 На современном этапе развития компьютерных и телекоммуника­ционных технологий правомерно говорить и о принципиально новых технологиях управления унифицированными бизнес-процессами на базе матричных структур.
 Определяющими факторами обеспечения конкурентного преиму­щества матричной организации становятся скорость модификации, качество продукта и минимизация издержек. На первый план выхо­дит проблема разработки технологии управления, позволяющей на­ходить экономичные (по времени и затратам ресурсов) и качествен­ные маршруты исполнения заказов.
 На смену концепции группировки работ вокруг продукта и резуль­тата (как в традиционных, матричных организациях) приходит концепция группировки работ вокруг функциональных областей и бизнес-процессов (рис.50).
 В традиционной матричной системе управления производство но­вого продукта предполагает построение новой линии матрицы или перестройку рабочих групп под новый заказ, что ведет к дополнительным затратам (рис.50а), видно, что управление осу­ществляется по двум векторам: управление запуском проектов-за­казов и управление этапами работ (идея, НИОКР, проектирова­ние, производство и т.д.).
 Новая концепция предусматривает управление унифицированны­ми процессами (а не ходом проектов по выстроенным заранее лини­ям матрицы), посредством которых реализуется множество различ­ных проектов (заказов, продуктов). Управление ведется по двум векторам: управление функциональными областями и управление унифицированными процессами. В качестве функциональных об­ластей (ФО) рассматриваются не только укрупненные «НИОКР», «Проектирование», «Производство» и т.д., но и более мелкие, на­пример в проектировании: «Эскизное проектирование», «Конструк­торское проектирование», «Технологическое проектирование»; в производстве: «Заготовительное производство», «Механообработка», «Физико-химическое производство», «Сборочное производ­ство» и т.д. Каждая ФО имеет допустимое множество унифициро­ванных процессов, посредством которых реализуется тот или иной заказ, причем, множество различных заказов в матрице не требует дополнительного построения линий матрицы (например, из рис.50б следует, что заказ А может быть реализован в матрице по маршруту 11-22-13-44, а заказ В по маршруту 41-32-33-24). Повышение уровня разделения труда позволяет перейти и к трехмерным матричным схемам: функциональные области—процессы—операции (трудовые действия). Данная схема представлена на рис.51.
 Из рис.51 следует, что у каждого процесса ФО может быть множе­ство операций (трудовых действий). Например, процесс «закупоч­ная деятельность»—ФО—«снабжение» включает в себя следующие действия-операции: «подготовка требования на закупку», «выбор поставщиков», «подготовка закупочных заказов», «осуществление заказа», «наблюдение за прохождением заказа» и т.д.
 Процесс «технологическое проектирование»—ФО—«проектирова­ние узла N» может включать в себя унифицированные технологичес­кие операции, исполнение которых обеспечивает то или иное качество и стоимость конечного продукта. Наиболее актуальной пробле­мой в данном случае является нахождение эффективного (оптималь­ного) маршрута исполнения заказа (МИЗ). Один из вариантов решения данной проблемы показан на рис.52.
 Данная схема может быть реализована в виде компьютерной про­граммы и использоваться в качестве подсистемы АСУ (с элементами самообучения). Например, внедрение системы кодировки деталей и сборочных единиц позволяет создать специальные классификато­ры деталей или сборочных единиц (нашедших широкое применение во многих отраслях) и осуществлять их автоматический поиск. Кро­ме того, имеется возможность автоматизировать расчет частотно­сти использования процессов или операций, равно как и их выделе­ние (по максимальным значениям). База данных и знаний (БДЗ) формируется из обучающего множества правил типа «ЕСЛИ — ТО». Например, «ЕСЛИ код детали — ТО маршрут ее исполнения»;
 «ЕСЛИ код сборочной единицы (СЕ) — ТО маршрут ее сборки»;
 «ЕСЛИ код товара — ТО маршрут ее сбыта»; «ЕСЛИ код заказа — ТО маршрут его реализации» и т.д. Поиск аналогичных маршрутов исполнения осуществляет информационно-поисковая система (ИПС) из БДЗ. Предлагаемая методология автоматического синтеза МИЗ позволяет существенно экономить время (в 2 и более раз) на подготовку производства и само производство.
 Достоверность автоматического синтеза одного маршрута можно оценить с помощью эксперта или группы экспертов по балльной си­стеме. Достоверность работы всей подсистемы в промежутке вре­мени Dt оценивается по формуле:
 ДПС = NН.Э. / Nобщ. ,
 где NН.Э. — количество неисправленных экспертами МИЗ; Nобщ. — общее, выработанное автоматизированной системой количество МИЗ в промежутке времени Dt.
 Аддитивный функционал качества автоматически синтезируемого маршрута исполнения заказа определяется как:
 Fk = c1 1/Ni + c2 1/J0 +c3 dA,
 где с1, с2, с3 — весовые коэффициенты значимости частных критери­ев (обычно определяются методом экспертных оценок); Ni — первый частный критерий-уровень глобального поиска аналогичных маршрутов исполнения (рассчитывается ЭВМ по результатам поис­ка ИПС); J0 — второй частный критерий, относительный уровень фильтрации спектра применяемости процессов или операций (рас­считывается на ЭВМ по результатам выделения процессов с макси­мальными частотами их применяемости на практике):
 J0 = JОПТ / n,
 где JОПТ — оптимальный уровень применяемости бизнес-процессов или операций; все процессы или операции выше его выделяются (рассчитывается на ЭВМ); п — полное количество уровней спектра применяемости бизнес-процессов или операций; dA — третий част­ный критерий, относительный уровень разброса бизнес-процессов или операций (рассчитывается по частотам расположения процес­сов или операций в выделенных ИПС машрутах-аналогах).
 Некоторые исследования показывают, что с достоверностью 0,7-0,9 можно синтезировать за 6 месяцев порядка 6000 эффективных маршрутов исполнения (функционал качества при этом достигает экстремума) для серийной унифицированной наукоемкой продукции (тела вращения, плоскостные детали, сборки и т.д.). Необходимый объем БДЗ при этом — 3000 правил. Если количество правил БДЗ уменьшается до 1000, достоверность работы системы падает до 0,1-0,3. Соответственно уменьшаются и экономические показатели.
 Расчеты показали, что в краткосрочном периоде использование дан­ного метода позволяет добиться сокращения издержек по следую­щим позициям:
 • на 80-90 % снижаются затраты на технологическое проекти­рование (разработка МИЗ);
 • происходит сокращение расходов (до 50 %) на подготовку, пе­реподготовку и перемещение персонала при выполнении раз­личных заказов (т.к. автономные рабочие группы занимаются узкоспециализированными, унифицированными функциями);
 • уменьшается время на подготовку производства и само произ­водство (до 40 %);
 • снижаются накладные расходы (на управленческий персо­нал, диспетчеризация, работа технологов).
 В долгосрочном периоде компания получает возможность увеличить объемы продаж, прибыль и рентабельность (гарантии качества продукции способствуют повышению репутации компании и ее това­ров). Создание предпосылок для снижения затрат, а следовательно, и себестоимости продукции, проведение гибкой ценовой политики позволяет обеспечить дополнительный прирост прибыли. Расчеты (например, с использованием программы Project Expert) показыва­ют, что для мелкосерийных производств, затраты на внедрение и сопровождение такой системы в долгосрочном периоде окупаются за 1,5-2,5 года, для крупносерийного производства — за 2,5-3 года. При этом создается современная инфраструктура предприятия и задел на будущее. Анализ показал, что экономический эффект (вы­раженный через разность притока и оттока средств за планируемый период инновационного проекта) по расчетам может приближаться к $ 500 тыс. за 2 года. Очевидно, что данная цифра может варьиро­ваться в зависимости от типа предприятия. Внедрение данной техно­логии управления требует определенных затрат. Не для всех органи­заций выгодно применение такого управления. Для фирм-виолентов и фирм-патиентов такая система управления не всегда выгодна. Для фирм-эксплерентов (фирм-пионеров) и фирм-коммутантов, занимающихся выпуском наукоемкой продукции (особенно ТНП), такая система управления будет эффективной.
 Показанная методология управления обусловливает и требования к персоналу автономных рабочих групп матричной организации. Ра­ботники должны быть инициативны, обладать высокой квалифика­цией и напористостью. Мотивация группы должна быть комплекс­ной и сочетать в себе три составляющие:
 • традиционную мотивацию;
 • лидерство;
 • организационную культуру.
 Автором была исследована комплексная модель мотивации (КММ), включающая в себя эти три основные составляющие (рис.53). Матрица синергии работы для графа будет имеет вид:
 Элементом матрицы может быть: п — позитивное влияние (1), н — негативное влияние (0), о — отсутствие связи. Анализ количества элементов «н» и «п» и их взаимосвязей позволяет объективно оце­нить ситуацию и наметить ряд мероприятий по ее улучшению.
 Для обеспечения синергии работы необходимы: анализ ситуации в группе, определение первоочередных корректирующих воздей­ствий; разработка мероприятий по применению новой схемы моти­вации; запуск схемы мотивации; оценка мотивационного потенциа­ла и контроль (мониторинг) за мотивационной средой в группе.
 Цель этих мероприятий состоит в обеспечении положительной си­нергии работы группы. Матрица положительной синергии работы в итоге должна иметь вид:
 Выбор доминирующей компоненты (мотивация персонала, лидер­ство в группе или организационная культура), с помощью которой должна включиться вся схема инициации мотивационного потенциа­ла, осуществляется в соответствии со следующими критериями:
 • быстрота (скорость) включения мотивационной составляю­щей: за какой период могут быть осуществлены намеченные мероприятия;
 • стоимость реализации плана включения мотивационной со­ставляющей;
 • быстрота (скорость) отдачи: когда может быть получен эконо­мический эффект от внедрения всей системы мотивации.
 Принятие решения о выборе доминирующей составляющей включе­ния можно осуществить по следующей методике.
 Методика(пример):
 Реализуем метод экспертного попарного сравнения критериев и вариантов между собой (баллы-оценки в данном примере взяты про­извольно):
 1) попарно сравниваем критерии по 10-балльной шкале и форми­руем матрицу. Сравнение ведем по принципу «критерий стро­ки к критерию столбца»:
 БВ — быстрота включения;
 СР — стоимость реализации;
 БО — быстрота экономической отдачи.
 5 — критерии равнозначны (сумма оценок для пары крите­риев 10);
 6 — быстрота включения превосходит по значимости сто­имость реализации на 1 (оценки в сумме 6 + 4 = 10);
 9 — быстрота включения превосходит по значимости быс­троту отдачи на 4 (в сумме 9 + 1 = 10);
 можно заметить, что сумма элементов диагоналей матри­цы 10;
 Аналогично можно сравнить любые критерии, используя весь
 спектр оценок от 1 до 10.
 2) Попарно сравниваем варианты по 10-балльной шкале для кри­терия «быстрота включения» и формируем матрицу:
 Сравнивая варианты, во внимание берется только быстрота включения, остальные критерии игнорируются.
 3) Попарно сравниваем варианты по 10-балльной шкале для кри­терия «стоимость реализации» и формируем матрицу:
 4) Попарно сравниваем варианты по 10-балльной шкале для кри­терия «быстрота отдачи» и формируем матрицу:
 5) Находим среднюю значимость первого критерия «быстрота включения» по отношению к «стоимости реализации» и «быс­троте отдачи»:
 с1 = (6 + 9) / 2 = 7,5 (суммируем элементы строк матрицы оценок критериев и делим на их количество).
 6) Аналогично находим средние для стоимости реализации и для быстроты отдачи:
 с2 =(4+4)/2=4 (для стоимости реализации);
 с3 = (1 + 6) / 2 = 3,5 (для быстроты отдачи).
 Таким образом, мы видим, что наибольший приоритет имеет быстрота включения, далее с небольшим отрывом следуют стоимость реализации и быстрота отдачи.
 7) Находим средние оценки для мотивации, лидерства и органи­зационной культуры (по отношению друг к другу) по критерию «быстрота включения»:
 f11 = (5 + 8) / 2 = 6,5 (для мотивации по отношению к лидер­ству и ОК);
 f12 = (5 + 4) / 2 = 4,5 (для лидерства по отношению к мотива­ции и ОК);
 f13 = (2 + 6) / 2 = 4 (для ОК по отношению к мотивации и лидерству).
 8) Аналогично находим средние оценки для мотивации, лидер­ства и ОК по критерию «стоимость реализации»:
 f21 = (4 + 7) / 2 = 5,5 (для мотивации по отношению к лидер­ству и ОК);
 f22 = (6 + 3) / 2 = 4,5 (для лидерства по отношению к мотива­ции и ОК);
 f23 = (3 + 7) / 2 = 5 (для ОК по отношению к мотивации и лидерству).
 9) Аналогично находим средние оценки мотивации, лидерства и ОК по критерию «быстрота отдачи»:
 f31 = (7 + 5) / 2 = 6 (для мотивации по отношению к лидерству и ОК);
 f32 = (3 + 6) / 2 = 4,5 (для лидерства по отношению к мотивации и ОК);
 f33 = (5+4) / 2 = 4,5 (для товара ОК по отношению к мотивации и лидерству).
 10) Итоговый расчет оценочной функции вариантов.
 Для мотивации:
 Для лидерства:
 Для ОК:
 Мы видим, что компонента «традиционная мотивация» имеет наи­большую оценочную функцию, следовательно, ее необходимо задействовать в первую очередь. Именно она запустит полный мотивационный цикл и создаст в системе позитивный синергетический эффект.
 Данная методика может быть использована в процессе оценки ва­риантов вложения средств, вариантов инвестирования, вариантов изготовления, вариантов технологий и т.д. Наиболее ответственны­ми этапами в этих случаях являются выбор критериев оценки, оцен­ка пар критериев и пар вариантов. В них должны принимать участие квалифицированные специалисты (эксперты) в конкретной облас­ти. В ряде случаев оценки исходных матриц должны проставляться как средние из оценок, полученных группой экспертов по конкрет­ному вопросу сравнения пары.
 В результате исследований КММ выявлены причины слабой моти­вации персонала и получены некоторые практические результаты (табл.5).
 Таблица 5
 Некоторые причины слабой мотивации персонала и экономические результаты внедрения КММ
 
  Выявленные причины слабой мотивации персоналаПредпочтительная применяемая модельЭкономические результаты запуска КММ
  1Отсутствие связи «усилие— вознаграждение»Модели Портера— Лоулера, Врума, теории ожиданияРост производительности на 10 % (к базовому периоду)
  2Слабое руководство (неадекватная реакция на ситуацию)Модель ФидлераВыявлены резервы увеличения производительности труда и сокращения затрат; обеспечен рост рентабельности работы на 5 % (к базовому периоду)
  3Низкая «зрелость» исполнителейМодель Митчелла и ХаусаОбеспечен рост производительности труда на 20 % (к базовому периоду)
 
  Выявленные причины слабой мотивации персоналаПредпочтительная применяемая модельЭкономические результаты запуска КММ
  4OK не соответствует взглядам группыМодель Питера и Утермана, модель СатеОбеспечен рост рентабельности на 10 % (к базовому периоду)
  5В группе отсутствует поддержка ОКМодель Сате.Обеспечен рост рентабельности на 15 %
  6ОК не реагирует на изменение ситуацииМодель ПарсонсаРост производительности Труда на 25 %
  7Национальные (этнические) проблемы в группеМодель Хофстида, модель Лэйн и ДистефаноСнижение затрат на 7 %
  8Неправильное распределение обязанностей членов группы (потребности не соответствуют задачам)Модель МаслоуРост рентабельности в группе на 10 %
  9Отсутствие возможности удовлетворения потребностей высокого уровня работниковМодель АльдерфераРост производительности труда на 5 %
  10Высокие амбиции членов группыМодель Мак-КлелландаРост рентабельности труда на 15 %
 
  Выявленные причины слабой мотивации персоналаПредпочтительная применяемая модельЭкономические результаты запуска КММ
 11Неудовлетворенность трудомМодель ГерцбергаРост производительности труда на 20 %
 12Высокий уровень конфликтное™ в работе группыДостижение компромиссаРост производительности труда на 5 %
 13Высокий уровень конфликтности в группеРазрешение проблемыРост рентабельности труда на 10 %
 14Высокий уровень конфликтности в группеКооптация (предоставление сопротивляющемуся лицу ведущей роли во внедрении новшеств)Увеличение производительности труда на 15 %
 
 
 
 
 ГЛАВА 6. ИНТЕНСИВНЫЙ И ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
 
 Современный менеджмент устремлен в будущее, одна из основных его задач — создание предпосылок и условий экономического роста организации. На первый взгляд представляется, что усилия руко­водства должны быть направлены на увеличение объемов выпуска, выручки, прибыли организации. Но этого недостаточно. Необходи­мо учитывать и расходы организации.
 Как определить уровень издержек, позволяющий добиться макси­мальной эффективности производства? Как оценить экономический рост фирмы, завода, малого предприятия?
 Каждая организация имеет возможность оценить эффективность своей деятельности, используя оптимизационную кривую (рис.54).
 По оси абсцисс обычно откладывается ресурсное обеспечение работ (например, в рублях); по оси ординат — результаты деятельности организации (в качестве которого может выступать прибыль или любой другой показатель эффективности). Например, временно приостановившая производство фирма продолжает хранить запасы, платит некоторые виды налогов и т.д. Ресурсное обеспечение работ в этом случае отсутствует, но имеются определенные затраты на поддержание жизнедеятельности. Эффект (измеренный прибылью) в этом случае будет отрицательным (точка 1). По мере роста ресурс­ного обеспечения работ фирма будет производить товар и получать прибыль. Эффективность ее деятельности возрастает и фирма сме­щается в точку 2. Дальнейшее увеличение ресурсного обеспечения работ, очевидно, приведет фирму к максимальной эффективности Эмакс (точка 3) и оптимальному расходу ресурсов Ропт .
 Предположим, что ресурсное обеспечение работ необдуманно уве­личивается. Очевидно, что в этой ситуации будет возрастать и рас­ходная часть бюджета фирмы, а прибыль будет уменьшаться Эф­фективность ее деятельности уменьшается (точка 4) и в какой-то момент становится отрицательной (точка 5).
 Чем уже оптимизационная кривая, тем выше сложность уп­равления фирмой, тем труднее поддерживать ее максимальную эффективность. Работа в области экстремальной эффективности (Эмакс) требует от руководства быстрых и грамотных решений, время реагирования на изменения ситуационных факторов сводится к ми­нимуму.
 Каждая организация должна знать свои потенциальные возможно­сти и периодически пересматривать оптимизационные кривые. Информационной базой для такого рода деятельности являются биз­нес-планы, стратегические, инновационные и инвестиционные пла­ны, балансы, аналитические материалы.
 Важно постоянно следить за динамикой ресурсного обеспечения и эффекта (см. рис.55). Такой мониторинг позволит увидеть, как разви­вается организация, по интенсивному или экстенсивному пути. На­пример, зная свою оптимизационную кривую за прошлый год (t1), фирма решает увеличить объемы производства (рост потребностей на рынке стимулирует этот процесс). Очевидно, ей требуются до­полнительные ресурсы, что может привести к снижению эффекта на прошлогодней оптимизационной кривой. Поэтому фирма планирует предпринять ряд качественно-новых организационных и тех­нологических изменений, позволяющих сместить максимум опти­мизационной кривой вправо вверх (t2) от точки А к точке В. Таким образом, приращение ресурсного обеспечения DРопт должно выра­зиться в приросте эффективности DЭмакс.
 Из графика видно, что возможны следующие соотношения прира­щений DРопт и DЭмакс, которые и обусловливают направления эконо­мического роста.
 Если DЭмакс > DРопт, то организация развивается по интен­сивному пути.
 Если DЭмакс < DРопт, то организация развивается по экстен­сивному пути.
 Если DЭмакс = DРопт, то возникла пограничная ситуация.
 Таким образом, оптимальное управление предполагает целена­правленное (планомерное) перемещение организации из точки А в точку В с условием DЭмакс > DРопт.
 В относительных координатах это будет выглядеть следующим об­разом (см рис.56).
 • кривая 1 показывает, что организация развивается по экстен­сивному пути (прирост эффекта меньше, чем наращивание ре­сурсного обеспечения работ);
 • кривая 3 показывает, что организация развивается по интен­сивному пути (прирост эффекта больше, чем наращивание ре­сурсного обеспечения работ);
 • прямая 2 — пограничная ситуация (равномерные прирост эф­фекта и ресурсов).
 Все кривые, расположенные под второй прямой, определяют вари­анты экстенсивного развития организации. Все кривые, расположенные над второй прямой, определяют варианты интенсивного развития организации.
 Менеджеры высшего звена должны постоянно отслеживать дина­мику этих приращений и в случае получения отрицательных резуль­татов оперативно предпринимать комплекс экономико-организаци­онных и научно-технических мероприятий по выводу организации из области экстенсивного в область интенсивного развития.
 
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 1. Мескон. М. и др. Основы менеджмента — М.: Дело, 1997.
 2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник для ву­зов. — М.: Гардарика,1998.
 3. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента / Учеб­ное пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997.
 4. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента / Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 1998.
 5. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менджмента. — СПб.: ОЛБИС, 1998.
 6. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. — Минск: ЭКОНОМ-ПРЕСС. 1998.
 7. Армстронг М. Основы менеджмента — Ростов-на-Дону: Фе­никс, 1998.
 8. Прыткин Б. В., Прыткина Л. В., Эриашвили Н. Д., Усман 3. А. Общий курс менеджмента / Учебник. — М.: ЮНИТИ, 1998.
 9. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ре­дакцией Б. М. Генкина — М.: Высшая школа, 1996.
 10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1998.
 11. История менеджмента / Уч. пособие / Под ред. Д. В. Валового — М.: ИНФА, 1997.
 12. Э. А. Уткин. История менеджмента. — ЭКНОС, 1997.
 13. Герчикова И. Н. Менеджмент / Учебник — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
 14. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент / Учебник для вузов. —М.: «Интел-Синтез», 1998.
 15. Инновационный менеджмент / Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. — М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.
 16. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.
 

<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу