<< Пред.           стр. 9 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

  В результате реорганизации, проведенной концерном "Филипс" в 1980-х годах, централизованное руководство продолжает усиливаться. Так, высшее управление концерна осуществляет более жесткий контроль в области создания новых изделий и маркетинговой деятельности отдельных подразделений. Это привело к ограничению автономии дочерних предприятий "Филипс" в отдельных странах, которые до этого практически самостоятельно разрабатывали и осуществляли маркетинговую стратегию. В условиях, когда 80% совокупного производства концерна ведется в соответствии со стандартными спецификациями, а его предприятия, расположенные во многих странах, большую часть выпускаемой продукции экспортируют, руководители "Филипс" считают, что существующая система управления устарела.
  Подобно многим международным машиностроительным концернам, "Филипс" переживает сложный этап в своем развитии. Для него особое значение имеют вопросы эффективности производства, проведения правильной товарной политики, рыночной стратегии и тактики. В условиях жесточайшей конкурентной борьбы (особенно с японскими компаниями) "Филипс" провел обширную программу рационализации деятельности (реорганизация управленческой структуры, повышение эффективности производства, прибыльности производственно-сбытовых звеньев).
  Описанная структура управления, где сочетается управление по продукту с региональным управлением, используется английской компанией "Импириэл кемикл индастриз", которая имеет в своей организационной структуре 11 отделений по продукту, осуществляющих контроль и координацию деятельности дочерних компаний в Англии и за границей. Всего "ИКИ" имеет свыше 500 дочерних и ассоциированных компаний (осуществляет за границей 60% продаж, включая экспорт из Англии) и одно региональное отделение по Европе, которое из своей штаб-квартиры в Брюсселе координирует деятельность производственных дочерних компаний в странах Западной Европы.
  Координация деятельности заграничных дочерних компаний, относящихся к разным производственным отделениям, осуществляется через центральную службу заграничных операций, а также через другие функциональные службы.
  Другая особенность смешанной структуры управления состоит в сочетании отраслевого принципа с выделением управления международными операциями в специализированное управление. Это характерно для таких американских компаний, как "Дженерал электрик", "Пфайзер", "Кайзер алюминимум" и германской "БАСФ".
  Особенность организационной структуры концерна "Дженерал электрик" заключается в сочетании управления по продукту с групповым уровнем управления заграничной деятельностью, выполняющим фактически роль международного отделения.
  Групповой уровень управления заграничной деятельностью предусматривает сосредоточение управления этой деятельностью в ведении вице-президента-распорядителя, входящего в группу высшего руководства концерном наряду с вице-президентами-распорядителями восьми производственных групп по продукту.
  Организация управления заграничной деятельностью в компании "Дженерал электрик" предполагает передачу группе заграничных операций и Канады контроля за деятельностью предприятий в Канаде, Италии, Бразилии, Испании, Мексике и Австралии, выпускающих диверсифицированную продукцию, а также осуществление экспортных операций материнской компанией и контроль за дилерской сетью на всех заграничных рынках. В то же время осуществление сбыта специализированной продукции, выпускаемой предприятиями как в США, так и за границей, находится в ведении руководителей соответствующих производственных групп, выступающих центрами прибыли.
  Производственные группы по продукту имеют в своем составе в общей сложности 42 отделения по выпуску различных продуктов, каждое из которых занимается самостоятельно реализацией выпускаемой продукции. Вместе с тем в группе бытовых электроприборов выделены самостоятельные отделения, через которые ведутся все заграничные операции по бытовым электроприборам.
  Особенностью организационной структуры голландской компании "АКЗО" является использование наряду с отраслевым принципом также специализированных органов регионального управления в форме дочерних компаний. "АКЗО" осуществляет широкую заграничную деятельность (88% всех продаж) через многочисленные дочерние компании, имеющие за границей 160 заводов в 40 странах.
  Управление производственно-сбытовой деятельностью "АКЗО" осуществляется через четыре подразделения по продукту (две группы - по химическим товарам и по искусственным волокнам и два отделения - фармацевтических товаров и потребительских товаров), которым подконтрольны дочерние компании в'Голландии и за границей. Группы и отделения по продукту несут ответственность за координацию производственной деятельности, маркетинг, развитие продукта и сбыт в своих подконтрольных компаниях за границей, которые выступают центрами прибыли, как и сами отделения и группы по продукту. Вместе с тем группа по искусственным волокнам делит свою управленческую деятельность между двумя дочерними компаниями. Одна из них контролирует и направляет деятельность текстильных дочерних компаний в странах ЕС, другая - в Англии, Испании, Мексике, Колумбии, Бразилии, Аргентине, Индии. Кроме того, последняя компания координирует деятельность сбытовых компаний, расположенных по всему миру.
  Дочерняя компания "Акзона", выступающая как самостоятельный орган управления, находится в США и осуществляет контроль за деятельностью шести оперативных компаний, которые производят как традиционную продукцию "АКЗО", так и специальные химикалии, искусственные кожи, электротехническую и другую продукцию. Связи "Акзоны" с материнской компанией осуществляются не только на основе финансовой и инвестиционной деятельности, но также в области научных исследований и развития продукта, в особенности в отношении химических волокон. Эти связи укрепляются путем переплетения директоратов: пять членов совета директоров "АКЗО" заседают в правлении "Акзоны", и наоборот.
  Применяя в основном одни и те же принципы организационного построения и методы централизованного управления, каждая ТНК создает оригинальную структуру управления, обусловленную специфическими особенностями ее деятельности в целом и ее заграничной деятельности, в частности. Типизация этих особенностей представляет определенные трудности, поскольку современная структура управления ТНК в значительной степени усложнилась и охватывает выполнение многообразных функций. Их реализация в современных условиях вызывает необходимость совершенствования применяемых форм и методов централизованного управления.
 
  ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Амрин Г., Ритчи Дж., Моди К. Организация производства и управления в американских корпорациях: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991.
  2. Бизнес-план. Методические материалы/Под ред. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  3. Бизнес-план/Иод. ред. Попова В.М. - Чебоксары, 1994.
  4. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996. Ч. II. Ч. III. П. 10.
  5. Как разработать бизнес-план. - М.: ИНФРА-М, 1994.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. Ч. III. П. 9, 11, 12.
  7. Петюх В.Н. Рыночная экономика. - Киев: Урожай, 1995. П. 2.3.
  8. Составление бизнес-плана: Пер. с англ. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1995. (Пособия Эрнст & Янг).
  9. Хойер В. Как делать бизнес в Европе - М.: Прогресс, 1990.
  10. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. - §5.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 13
 Функция контроля в экономическом механизме менеджмента
 
 * Управленческий контроль: формы и средства реализации
 * Финансовый менеджмент
 * Информационное обеспечение финансового менеджмента
 * Анализ финансовой отчетности фирм
 
 13.1. Управленческий контроль: формы и средства
  реализации
 
  Одна из функций управления - управленческий контроль, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
  В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.
  Важная функция управленческого контроля - разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому функция контроля основана в первую очередь на организации системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
  Фирмы широко используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный.
  Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она и служит основой сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно-хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом.
  Организационно финансовый контроль осуществляется через подразделения на разных уровнях управления. В высшем звене управления он ведется через аппарат контролера (центральная служба). Контроль за деятельностью производственных отделений и дочерних компаний осуществляется через их бухгалтерию, финансовую службу, систему планирования, которые собирают и обрабатывают информацию, характеризующую фактические (в основном финансовые) результаты деятельности за определенный истекший период, отклонения от плановых показателей и в особенности от показателей по прибыли и затратам. Они также анализируют степень выполнения планов и причины отклонения. Поскольку система отчетности отделений и дочерних компаний обычно строится по такой же форме, что и система планирования, это облегчает осуществление контроля за выполнением плановых показателей.
  Повышение роли функции контроля в управлении фирмами тесно связано с использованием автоматизированных информационных систем и электронно-вычислительной техники, которые позволили оперативно и точно передавать по назначению информацию, производить ее обработку и анализ, выявлять отклонения от намеченных показателей и принимать в связи с этим срочные решения. Это дало возможность осуществлять систематический контроль за производственной и сбытовой деятельностью всех подразделений в поэтапном ее осуществлении, координировать и своевременно вносить необходимые коррективы в связи с изменением условий на рынке. Применение электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем способствовало усилению централизации и оперативности контроля в управлении, т.е. перенесению на высший уровень руководства контроля за деятельностью компании.
  Большое влияние на усиление контроля в глобальном масштабе оказало использование современных средств транспорта и связи. Так, современное авиасообщение позволяет осуществлять в целях контроля регулярные поездки представителей высшего звена управления и центральных служб на заграничные дочерние компании, т.е. поддерживать личные контакты с целью контроля. Многие крупные фирмы имеют внутрифирменные системы связи, которые позволяют набирать телефонный номер любой заграничной дочерней компании и осуществлять повседневный контроль за их оперативной деятельностью. Все это способствует усилению централизованного контроля за деятельностью каждого подразделения фирмы независимо от его местоположения и соответственно ведет к ограничению автономности заграничных компаний. Иначе говоря, появились материальные предпосылки и основа для объединения территориально разобщенных многочисленных дочерних компаний в единый механизм.
  Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений.
  На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменение доли фирмы на рынке как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличие от общего, стратегического контроля. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль - децентрализации.
  Вместе с тем система контроля дает возможность использовать преимущества как самостоятельности подразделений, так и эффективного руководства из центра. Функция контроля, так же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации управления со стороны высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении фирмой в целом.
  Анализ хозяйственной деятельности фирмы играет важную роль в системе управления фирмой и тесно связан со всеми функциями управления. С одной стороны, он призван определить экономическую эффективность производственно-сбытовой деятельности фирмы за отчетный период (или установленный изучаемый период), достижение поставленных целей, а с другой - определить возможные направления развития этой деятельности на текущий и перспективный периоды с точки зрения обеспеченности необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Поэтому анализ хозяйственной деятельности должен проводиться целенаправленно и дать ответ на вопрос, на что лучше нацелить производство исходя из намечаемых выгод, выявить такие возможности и резервы фирмы, которые обеспечат наилучшие условия использования имеющихся производственных мощностей, создания новых видов производства, обеспечения деятельности фирмы всеми необходимыми ресурсами.
  Поскольку маркетинг и планирование являются исходными пунктами управленческого цикла, анализ хозяйственной деятельности направлен на обеспечение необходимой информацией прежде всего этих функций.
  Большую роль играет анализ информации в процессе текущей оперативной деятельности фирмы, поскольку является исходной базой для принятия управленческих решений, направленных на осуществление контроля и регулирование всего производственного цикла, выявление и ликвидацию отклонений от выполнения поставленных целей в процессе хозяйственной деятельности.
  Такой анализ позволяет проводить проверку выполнения управленческих решений, соблюдение установленных нормативов и условий работы. Анализ хозяйственной деятельности формирует информацию обратной связи в системе управления. Кроме того, экономический анализ - это не только функция, но и определенная система мышления, которая требует определенных научных подходов, разработки методов обработки информации, умения сформулировать правильные выводы на основе анализируемых показателей, дать рекомендации управленческому аппарату по вопросам повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.
  Полнота экономического анализа зависит от наличия информационной базы, уровня ведения учета и отчетности фирмой, достоверности анализируемых показателей, использования компьютерной техники как при ведении отчетности, так и в процессе проведения анализа. Он призван дать управляющим необходимый аналитический материал для принятия управленческих решений и ведется по следующим показателям:
  • формирование прибыли от продаж;
  • структура себестоимости всей выпускаемой и реализуемой продукции;
  • себестоимость отдельных видов продукции;
  • характер и причины отклонения от стандартов цен на продукцию и стандартов затрат на ее производство и продажу;
  • характер ответственности должностных лиц за соблюдение бюджетов по производственным, сбытовым и накладным расходам.
  Эти данные и составляют основу разработки программ маркетинга по продукту и по производственному отделению. Текущий экономический анализ ведется служащими функциональных отделов и подразделений, в том числе центральных служб маркетинга и отделов маркетинга в производственных отделениях; специализированными аналитическими группами; группами управленческого анализа; внешними консультантами.
  Методика анализа хозяйственной деятельности фирм. Каждая фирма в целях ведения учета и отчетности, ь также анализа хозяйственной деятельности разрабатывает свою методику оценки показателей. Как правил•'. такая методика пршво- " дится полностью или частично в примечаниях и/к аричожении к финансовой ет-четности. Вместе с тем международная практике в области учета и отчетности выработала некоторые унифицированные методы учета, которыми фирмы широк > пользуются в целях сопоставимости отчетных данных и облегчения экономического анализа. В частности, в международной практике широко пользуются следующими методами ведения учета и анализа, разработанными Комитетом по международным стандартам учета (КМСУ).
  Метод учета дохода, или метод признания дохода, определяющий момент, когда поставщик приобретает право на получение дохода от поставки товара или предоставления услуг. Согласно этому методу доход от продажи товаров считается признанным на дату продажи, т.е. на дату поставки покупателю; доходы от услуг считаются признанными, когда услуги фактически выполнены; доходы от разрешения третьим лицам использовать активы фирмы, такие, как проценты, рентные платежи, лицензионные текущие отчисления, считаются признанными по истечении срока таких поступлений или использования активов. Доходы могут быть признанными в течение периода производства товара в соответствии с контрактами с длительными сроками исполнения. Доходы могут также считаться признанными по накоплению сумм наличных платежей после установки поставленного товара, недвижимого имущества или по выполнении определенных условий (франшизы).
  Признание дохода увеличивает активы и уменьшает пассивы с соответствующими результатами по статье "Собственный капитал". Признание дохода на стабильном и соответствующем базисе является основой формирования счета прибылей/убытков.
  Метод учета по выполненному контракту предполагает, что доходы в отчете о прибылях и убытках отражаются только в том случае, когда контракт по реализации товаров и услуг полностью выполнен или выполнена его существенная часть.
  Метод поэтапной сдачи работ предполагает, что доходы в отчете о прибылях и убытках отражаются в соответствии с долей законченной обработки продукции и оказанных услуг, на которые заключен контракт в отчетном периоде.
  Метод оценки собственности предполагает, что первоначальные инвестиции учитываются по стоимости и записываются одной строкой в балансе инвестора. Инвестиции увеличиваются (уменьшаются) на пропорциональную долю прибыли (убытка) инвестора, объявленную фирмой. Когда инвестор получит дивиденд, сумма инвестиций сокращается на сумму полученного дивиденда. Если во время подготовки инвестором финансового отчета обнаружится разница между балансовой стоимостью инвестиций, подсчитанных по данному методу, и пропорциональной долей чистых активов, объявленной в финансовой отчетности фирмы, то такую разницу необходимо амортизировать.
  Метод учета по себестоимости, согласно которому инвестиции в другие компании отражаются по себестоимости. В отчете о прибылях доходы инвестора от инвестиций отражаются только в том объеме, в котором они действительно перечислены капиталопринимающей компанией от чистой прибыли, накопленной со дня приобретения этих инвестиций.
  Метод оценки затрат в совместном предприятии используется, когда инвестор не оказывает существенного влияния на ход его деятельности. Затраты на начальные инвестиции отражаются в балансе статьей "Инвестиции". Прибыли, полученные от совместного предприятия, не отражаются на счетах инвестора, пока они не будут распределены как дивиденды. В балансе инвестиции показываются в первоначальной оценке. Когда дивиденд объявлен, инвестор рассматривает свою долю как текущий доход.
  Метод пропорциональной консолидации предполагает, что инвестор консолидирует в своих финансовых отчетах свою пропорциональную долю в каждом виде активов, обязательства - в доходных и расходных статьях совместного предприятия.
  В соответствии с методом долевого участия инвестиции первоначально отражаются по себестоимости, а затем их оценка корректируется в зависимости от изменений доли инвестора в чистых активах предприятия, акции которого приобретаются. Отчет о прибылях и убытках инвестора отражает долю последнего в результатах деятельности фирмы, акции которой приобретаются.
  Показатели, используемые для экономического анализа. В зависимости от конкретных целей анализа используются различные экономические показатели или их сочетания, которые дают количественную и качественную оценку деятельности фирмы. По этим принципам их можно классифицировать следующим образом:
  показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;
  показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы,
  1. Показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы. Используются для сравнения масштабов фирмы с другими. фирмами, определения места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровнях. Такие показатели в обобщенном виде публикуются в источниках информации о фирмах, отраслевых справочниках, американском журнале "Форчун", изданиях промышленных ассоциаций, бюллетене "Основные деловые коэффициенты", выпускаемом ежегодно информационным агентством "Дан энд Брэдстрит" по 125 отраслям промышленности, и др.
  К числу таких показателей относятся:
  • активы,
  • продажи,
  • валовая или чистая прибыль,
  • число занятых.
  Наряду с этими показателями обычно указывается сфера деятельности фирмы или отрасль производства, к которой она относится.
  Для более подробного изучения экономического потенциала фирмы используются и другие показатели.
  • Основной капитал - включающий производственные мощности фирмы (здания, сооружения, оборудование), предназначенные для сдачи в аренду другим фирмам или для управления. Сюда могут включаться также средства, предназначенные для ремонта и восстановления производственных мощностей.
  • Количество и стоимость произведенной продукции в целом по фирме и в разбивке по видам продукции. Этот показатель позволяет определить долю и место фирмы в производстве промышленной продукции в стране и в мировом производстве, а также структуру производства данной фирмы.
  • Число и размещение производственных и сбытовых предприятий фирмы как в своей стране, так и за границей, их размеры, характер выпускаемой и реализуемой продукции.
  • Характеристика инфраструктуры фирмы - наличие собственных средств транспорта, складов, центров технического обслуживания, обеспеченность собственной сырьевой базой, источниками энергии.
  • Размеры и размещение прямых капиталовложений фирмы в предприятия, расположенные в своей стране и за границей.
  • Научно-исследовательский потенциал фирмы, определяемый величиной расходов на НИОКР как в целом, так и по ведущим подразделениям фирмы, количество и размещение исследовательских центров и лабораторий, число работающих в них исследователей, основные направления и приоритетные виды разработок, общее число патентов, принадлежащих фирме, и их использование.
  2. Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы. Для анализа хозяйственной деятельности фирмы можно использовать многие показатели в различном сочетании. Выделим те из них, по которым в фирмах обычно составляется отчетность.
  • Показатели общих расходов (general expenses): внедрение на новые рынки на начало года (enter new markets); расходы на маркетинговую деятельность на начало года (marketing); расходы на исследование и развитие (research and development); накладные расходы (overhead), административные расходы (department overhead); оплата аренды (rental costs); расходы на совершенствование продукции (product changeover); расходы, связанные с поставкой продукции (factory fees).
  • Показатели поступления и расходования средств - источники поступления средств: чистая прибыль; амортизационные отчисления, поступления от реализации активов, субсидии и дотации; увеличение долгосрочной задолженности; эмиссия акций; увеличение краткосрочной задолженности.
  • Показатели использования средств: выплаты дивидендов; организационные расходы; расходы по эмиссии акций; капиталовложения; вложения в прочие необоротные активы; погашение долгосрочной задолженности; приобретение быстрореализуемых ценных бумаг; увеличение, счета в банке.
  Глубокий и тщательный экономический анализ является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Информация - это конкретное выражение материальных процессов. Без информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.
  Проведение экономического исследования с использованием огромного набора показателей практически невозможно без применения компьютерной техники. Поэтому фирмы широко пользуются собственными банками данных, в которых содержится широкий набор упоминавшихся выше показателей, относящихся к деятельности фирмы. Для анализа состояния и развития конъюнктуры на мировых рынках и мирового хозяйства они обычно обращаются в специализированные информационные коммерческие центры, которые собирают, систематизируют и выдают такую информацию.
 
 
 13.2. Финансовый менеджмент
 
  Финансовый менеджмент (Financial management) - это вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственной деятельностью фирмы на основе современных методов. Финансовый менеджмент включает:
  • разработку и реализацию финансовой политики фирмы с использованием различных финансовых инструментов;
  • принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и выработку методов реализации;
  • информационное обеспечение путем составления и анализа финансовой отчетности фирмы;
  • оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;
  • оценку затрат на капитал;
  • финансовое планирование и контроль;
  • организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.
  Методы финансового менеджмента позволяют оценить:
  риск и выгодность того или иного способа вложения денег;
  эффективность работы фирмы;
  скорость оборачиваемости капитала и его производительность.
  Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Такими целями могут быть:
  максимизация прибыли;
  достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде:
  увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;
  повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.
  В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.
  В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.
  Так, в краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Это возникает в том случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие' производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С .другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем к падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.
  В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал.
  Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.
  В конечном итоге основная задача финансового менеджмента - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования как внешними, так и внутрифирменными. Поэтому управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте. Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:
  • полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • полученные на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получения кредитов;
  • возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;
  • инвестированные и реинвестированные в развитие производственно-хозяйственной деятельности фирмы;
  • направленные на уплату налоговых платежей.
  Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока:
  блок по управлению внешними финансами;
  блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.
  Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:
  • управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств;
  • расчетами с клиентами; управление материально-производственными запасами и пр.
  • привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
  Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:
  • контроль за ведением производственного учета;
  • составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
  • сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
  • составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;
  • анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;
  • оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
  В функции финансового менеджмента входит:
  • анализ финансовой отчетности;
  • прогнозирование денежных средств;
  • выпуск акций;
  • получение займов и кредитов;
  • операции с инвестициями;
  • оценка операций слияния и поглощения фирм.
  Ответственность за достижение конечных целей финансового менеджмента обычно возлагается в крупных фирмах на вице-президента фирмы по финансовым вопросам (Chief Financial Officer), который входит в состав совета директоров, а в небольших фирмах - на заместителя директора по финансам.
  Вице-президенту по финансовым вопросам подчиняются казначей и контролер с соответствующим аппаратом (службами, отделами, секторами). К функциям казначея относится блок по управлению внешними финансами; в функции контролера входит блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.
  Важнейшие решения, принимаемые в области финансового менеджмента, относятся к вопросам инвестирования (investment decisions) и выбору источников их финансирования (financing decisions).
  Инвестиционные решения принимаются по таким вопросам, как:
  • оптимизация структуры активов, определение потребностей в их замене или ликвидации;
  • разработка инвестиционной политики, методов и средств ее реализации;
  • определение потребностей в финансовых средствах;
  • планирование инвестиций по фирме в целом; разработка и утверждение инвестиционных проектов, разрабатываемых в производственных отделениях;
  • управление портфелем ценных бумаг.
  Инвестиционные решения предполагают выделение в финансовом менеджменте двух видов финансового управления: краткосрочного и долгосрочного, имеющих свои специфические черты.
  Краткосрочные инвестиционные решения направлены на определение структуры капитала фирмы на текущий период, которая отражается в ее балансе. Принятие таких решений требует от финансовых менеджеров глубоких профессиональных знаний в области краткосрочного финансового управления фирмой, умения применять обоснованные методы их реализации с учетом текущих тенденций развития рынка.
  Долгосрочные инвестиционные решения, именуемые стратегическими, направлены на обеспечение успешного функционирования фирмы в будущем и требуют от финансовых менеджеров конкретных профессиональных знаний, практического опыта и навыков в использовании современных методов анализа для выбора оптимальных направлений и путей развития фирмы на перспективу с учетом объективных закономерностей развития рыночной экономики.
  Решения по выбору источников финансирования принимаются по таким вопросам, как:
  • разработка и реализация политики оптимального сочетания использования собственных и заемных средств для обеспечения наиболее эффективного функционирования фирмы;
  • разработка и реализация политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях;
  • дивидендная политика и др.
  Разработка и осуществление единой финансовой политики занимают существенное место в обш-ем механизме централизованного управления. Роль финансовой политики в централизованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает все стороны ее экономической деятельности - научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение, сбыт - и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления, определяются в глобальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках фирмы.
  Довольно трудно однозначно определить конкретные формы и методы проведения финансовой политики. Хотя в рамках отдельных фирм и имеются существенные отличия в использовании конкретных форм и методов финансовой политики, можно, тем не менее, говорить об общих ее чертах и принципах, а также инструментах финансовой политики. Важнейшие из них: распределение и перераспределение прибылей; финансирование и кредитование деятельности различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.
  Финансовые инструменты составляют важнейшую сторону деятельности фирмы, поскольку движение материальных потоков между расположенными в разных странах родственными компаниями опосредуется денежной формой в международном масштабе. В связи с этим использование финансового механизма значительно усложняется и требует приспособления к денежным рынкам как отдельных стран, так и международной валютно-кредитной системы в целом.
  В современных условиях главная особенность финансовой политики фирм состоит в комплексном использовании инструментов, причем в зависимости от конкретных условий преобладающее значение в отдельные периоды может придаваться тому или иному инструменту.
  Гибкость финансовой политики заключается в том, что при централизованном формировании она дифференцируется применительно к особенностям денежного рынка каждой принимающей страны и страны базирования; налогового законодательства и валютного регулирования этих стран; валютно-финансового положения и динамики их валютного курса.
  Важную роль при выработке финансовой политики играют регулирование внутрифирменных финансовых потоков, подчиненное конечному результату деятельности фирмы, и осуществление многосторонних расчетов централизованным путем. На формирование финансовой политики, в особенности при определении источников финансирования, оказывает влияние также связь фирмы с банками или ее принадлежность к определенной финансовой группе. Фактически в этой политике отражаются интересы крупнейших банков и финансовой олигархии стран базирования. И, наконец, выработка и реализация финансовой политики в значительной степени предопределяются решением задач, связанных с внешнеэкономической деятельностью фирмы.
  Важнейшим инструментом финансовой политики ТНК служат различные методы распределения и перераспределения прибылей. На практике преобладают два подхода: консолидация всех прибылей в материнской компании и их рассредоточь ние по дочерним компаниям, предоставление им относительной самостоятельности в распоряжении получаемыми прибылями.
  Принцип консолидации прибылей предусматривает регулярный перевод дочерними фирмами прибылей материнской компании в форме дивидендов. Суммы переводимых прибылей исчисляются различными методами: как определенный процент от получаемых доходов; сумм, оставшихся после уплаты налогов и обеспечения собственных потребностей дочерней компании в оборотном капитале, и т.д. Однако каждая ТНК использует какой-то единый метод начисления переводимых прибылей, распространяемый на все дочерние компании.
  Уровень переводимых прибылей может устанавливаться по-разному. Некоторые фирмы определяют их размер на уровне, который установлен для выплаты дивидендов материнской компанией. Например, компания, которая выделяет на выплату дивидендов половину получаемых прибылей, требует, чтобы ее дочерние компании переводили ей также половину своих. Многие компании настаивают на регулярном переводе всех или большей части получаемых прибылей (чаще 80- 90%) в виде дивидендов. Как правило, фирмы придают большое значение регулярности перевода прибылей, что обеспечивает им лучший контроль над финансовыми операциями заграничных дочерних компаний. Однако, поскольку в большинстве стран местные власти осуществляют строгий контроль над движением капиталов, это обычно сопряжено с известными трудностями. Собирая прибыли и консолидируя их в одном фонде, материнская компания принимает на себя централизованное распределение этих средств, определяя ассигнования на капиталовложения по каждой дочерней компании6.
  Принцип рассредоточения прибылей более гибок и обеспечивает лучшее приспособление финансовой политики в целом к условиям конкретных рынков. В этом случае фирма не устанавливает одинаковых правил в отношении перевода прибылей для всех дочерних компаний и не требует перевода всех прибылей. Она предоставляет дочерней компании относительную самостоятельность в распоряжении прибылями для достижения ее долговременных целей. Обычно такой метод используют фирмы, имеющие высокую степень децентрализации в управлении.
  Разработка политики перевода прибылей в этом случае требует учета многих факторов, в частности таких, как: потребности в средствах каждой дочерней компании; возможность получения средств на местном рынке в форме займов и кредитов; возможность перевода средств между родственными компаниями; наличие валютных и других ограничений в принимающих странах; уровень налогообложения переводимых прибылей; специфические риски от наличия средств в определенных странах. Важное значение имеют выработка материнской компанией модели выплаты дивидендов акционерам в стране базирования, которой следуют заграничные дочерние компании, а также разработка типовой структуры капитала для фирмы в целом и ее отдельных подразделений (в том числе соотношения собственных и заемных средств).
  Гибкость политики перевода прибылей проявляется и в том, что фирма, например, усиливает приток прибылей в материнскую компанию из стран, где возникают риск девальвации или другие неблагоприятные условия. В странах с благоприятным инвестиционным климатом дочерние компании максимально инвестируют свои прибыли. Многие ТНК считают, что гибкий подход к переводу прибылей из-за границы позволяет лучше использовать все имеющиеся финансовые ресурсы и в конечном итоге ведет к повышению притока средств к материнской компании во всех формах: дивидендов, ройялти, платы за различные услуги.
  Применяя гибкий принцип в отношении перевода дивидендов, высшее управление ТНК обычно сочетает его с другими финансовыми инструментами с учетом изменяющихся условий в целях повышения конкурентоспособности и прибыльности фирмы.
  Важный инструмент финансовой политики - обеспечение всех подразделений ТНК необходимыми финансовыми ресурсами. Их источниками могут быть как внутрифирменные средства, получаемые в глобальном масштабе, так и средства из внешних источников финансирования. Внутрифирменные источники финансирования в материнской и дочерней компаниях образуются путем аккумуляции амортизационных отчислений, нераспределенной прибыли, а также в результате получения займов и кредитов от материнской или других родственных компаний.
  Внешние источники финансирования - это займы и кредиты, получаемые у коммерческих банков, специальных финансовых учреждений (фондов, агентств развития и др.), международных финансовых организаций, государственных и полугосударственных организаций, оказывающих содействие в финансировании определенных объектов и предоставляющих гарантии по кредитам. Важным источником внешнего финансирования являются также продажа акций дочерних компаний и формирование их акционерного капитала.
  При разработке финансовой политики в отношении источников финансирования фирмы используют различные принципы и направления:
  • максимальное использование внутренних источников финансирования (самофинансирование), создаваемых за счет ускоренной амортизации, консолидации прибылей в материнской компании, увеличения доли нераспределенной прибыли;
  • ограничение средств, получаемых в стране базирования, и стремление к максимизации финансовых ресурсов, получаемых в принимающих странах в основном в форме займов. При этом фирмы учитывают, что получение крупных займов в принимающей стране может затруднить перевод прибылей;
  • использование максимально разнообразных источников финансирования в своей и в принимающей странах: получение заемных средств от международных банков, специальных международных и региональных инвестиционных организаций, банковских консорциумов; использование рынков евродолларов и еврозаймов.
  Через рынки евродолларов производится краткосрочное финансирование операций, через рынок еврозаймов - среднесрочное и долгосрочное. При помощи этих рынков ТНК используют международные финансовые ресурсы, перераспределяя их между собственными компаниями.
  Чаще всего крупные компании в своей финансовой политике руководствуются одновременно различными принципами, придавая первостепенное значение ее гибкости и глобальной направленности. Последняя требует разработки системы показателей на плановый период, определяющих необходимые объемы и возможные источники финансовых средств, которые фирма рассчитывает получить в стране базирования, в конкретных принимающих странах и на международном рынке капитала. При этом фирма стремится использовать смешанные источники финансирования, гибко приспосабливаясь к экономическим, политическим и финансовым условиям на каждом рынке принимающей страны и оказывая своим дочерним компаниям помощь в получении средств из местных источников. В тех странах, где власти требуют смешанного участия в капитале дочерних компаний, материнская компания оказывает содействие в формировании акционерного капитала такой дочерней компании.
  В некоторых развивающихся странах дочерние компании могут получать специальную финансовую помощь, включая безвозмездную, займы по низким процентам и освобождаются от налогов в случае выполнения проектов, входящих в национальный план развития принимающей страны.
  Выбор тех или иных принципов определяется исходя из организационной структуры управления ТНК, степени централизации и децентрализации ее управленческих решений, характера стратегического и текущего планирования, а также с учетом ее позиций на мировом рынке. Важную роль при этом играют положение центров прибыли и решаемые ими задачи. В тех фирмах, где задача прибыли - максимизировать прибыль, им предоставляется значительно большая самостоятельность в использовании местных источников финансирования и средств, получаемых на международном рынке капитала.
  Инструментом финансовой политики является также определение структуры и характера внутрифирменного финансирования и ставок по этим операциям. Важнейшую роль в этом играет определение в централизованном порядке соотношения между собственными и заемными средствами в рамках фирмы в целом. Здесь отмечаются существенные различия по отраслям и по странам.
  Другой важный аспект внутрифирменного финансирования - определение характера финансирования (займы или кредиты), его источников и условий. Внутрифирменные займы чаще выступают не в качестве непосредственного источника финансирования, а передаточного инструмента. При этом материнская или родственная дочерняя компания получает средства на местном рынке капитала и затем переправляет их нуждающейся в них дочерней компании в форме внутрикорпорационного займа. Этот механизм построен на использовании разного уровня процентных ставок на рынках разных стран.
  Большее значение, чем займы, имеет предоставление дочерним компаниям внутрифирменных кредитов как в открытой, так и в скрытой форме. Открытая форма кредитования используется в тех случаях, когда фирмы требуют от дочерних компаний перевода всех или большей части получаемых ими прибылей. В этом случае кредит выступает как средство распределения инвестированного капитала. Скрытая форма кредитования осуществляется путем предоставления дочерней компании отсрочки платежей по товарным поставкам или, наоборот, путем ускорения оплаты отфактурованной продукции. Это означает, что дочерняя компания на определенный срок получает возможность пользоваться средствами материнской или родственной компании, что равнозначно предоставлению краткосрочного товарного кредита.
  Важная роль во внутрифирменном финансировании принадлежит механизму платежей по внутрикорпорационным операциям. Прежде всего - это регулируемые в централизованном порядке отсрочка или досрочная выплата платежей (процентов по займам и кредитам, ройялти, ставок по другим услугам, не включаемым в цену товара). Так, отсрочка платежей дочерней компанией осуществляется в тех случаях, когда ожидается повышение курса валюты в стране ее местонахождения и, наоборот, досрочная выплата производится, когда обнаруживается затруднение с выплатой и предполагается ее девальвация. Таким путем ТНК в какой-то мере стремятся избежать последствий неустойчивости валют и внезапных изменений валютных курсов в отдельных странах (во внутрифирменных финансовых отношениях валютный риск практически отсутствует).
  И, наконец, существенную роль во внутрифирменной финансовой деятельности играет определение уровня платежей по предоставляемым родственным компаниям займам и кредитам, платежам по лицензиям, техническим и другим услугам. Произвольно завышая или занижая ставки по внутрифирменным финансовым операциям, ТНК могут манипулировать ими так же, как и трансфертными ценами в целях перераспределения прибылей и гибкого приспособления к условиям отдельных рынков.
 
 13.3. Информационное обеспечение финансового
  менеджмента
 
  Управленческий учет (Managerial accounting) - это новый вид деятельности в системе управления. Его цель - обеспечение управленческого звена фирмы информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы, принятия на этой основе оптимальных управленческих решений и контроля за их реализацией. С развитием технических средств информационного обеспечения управленческой деятельности, компьютерной сети, телекоммуникаций стало возможным, с одной стороны, накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой, - получать незамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию и использовать ее в процессе управления. Если раньше внутрифирменная система информации ориентировалась в основном на внешних пользователей, то в современных условиях она выполняет прежде всего задачи обеспечения эффективного функционирования фирмы. Прежде всего это относится к транснациональным корпорациям, которые отличают огромный масштаб производственно-хозяйственной деятельности, имеющей интернациональный характер, сложное и наукоемкое производство, технологический процесс которого рассредоточен по многим дочерним предприятиям, расположенным в разных странах.
  Однако в связи с консолидированной собственностью управленческий учет осуществляется по всем компаниям, объединенным единым титулом собственности, и управленческие решения, касающиеся глобальных проблем финансово-хозяйственной деятельности, принимаются на уровне материнской компании. Трудность часто заключается в том, что стандарты учета и отчетности разрабатываются и устанавливаются на основе национального законодательства страны местонахождения дочерней компании, поэтому дочерней компании приходится вести двойной финансовый учет: один - для местных налоговых властей, другой - для отчетности перед материнской компанией. Поэтому многие фирмы перешли на ведение учета и отчетности в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, разработанными специализированными международными организациями или международной практикой учета. Аналогичные проблемы стоят и перед совместными предприятиями, капитал которых принадлежит предпринимателям разных стран, но которые управляются и ведут финансово-хозяйственную деятельность на совместной основе.
  Управленческий учет тесно связан с другими функциями управления и прежде всего с планированием. Планирование - исходный пункт управленческого цикла -при определении целей и задач финансово-хозяйственной деятельности опирается на анализ экономической информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности фирмы в прошлый, текущий и будущий периоды. Система учета призвана обеспечить сбор, хранение, обобщение необходимой для экономического анализа информации.
  Управленческий учет как система внутрифирменного управления включает четыре вида учета и отчетности: бухгалтерский, оперативный, финансовый и статистический, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет определенные формы отчетности.
  Бухгалтерский учет (Accounting) представляет собой глобальную информационную систему о результатах текущей хозяйственной деятельности фирмы, предназначенную для оперативного управления и обеспечения финансовой и статистической отчетности фирмы.
  Цель бухгалтерского учета - создание информационной базы для управления. Система бухгалтерского учета выполняет следующие функции:
  • ведение бухгалтерского учета всех хозяйственных операций: денежных средств и расчетов с контрагентами; производственных запасов; основных средств и нематериальных активов; капитальных и финансовых вложений; готовой продукции и ее реализации; фондов, резервов и займов;
  • ведение учета и анализа финансовых результатов и использования прибыли;
  • разработку принципов и ведение производственного учета, используемого для целей внутрифирменного управления и составляющего коммерческую тайну фирмы;
  • предоставление данных для финансового учета и отчетности;
  • сбор статистических данных и ведение статистического учета.
  Таким образом, бухгалтерский учет фиксирует состояние и движение ресурсов, затраты на производство продукции и результаты ее реализации. Предметом бухгалтерского учета являются сбор и обработка информации о кругообороте средств и ресурсов фирмы в ходе ее хозяйственной деятельности, а также информации о формировании себестоимости продукции по видам затрат, об эффективности производства.
  Ведение бухгалтерского учета предполагает выявление доходов и прибылей по результатам всех коммерческих операций. Учет доходов и прибылей ведется регулярно, как правило, ежемесячно, а с применением компьютеров - ежедневно.
  Бухгалтерский учет - это не только ведение бухгалтерских записей (bookkeeping), но и их анализ и интерпретация, что предполагает установление зависимости между финансовыми результатами и теми событиями, которые привели к этим результатам. Такую информацию необходимо иметь управленческому звену при выборе лучшего варианта действий.
  Оперативный учет (Operating accounting) обслуживает текущее повседневное управление фирмой. В его основе - бухгалтерский учет. Информация оперативного учета всегда направлена на управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями. Иными словами, оперативный учет в основном выполняет функцию текущего регулирования и контроля за научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью фирмы.
  Основные показатели оперативного учета - доходы и затраты, включая калькулирование себестоимости всех видов выпускаемой продукции (Cost accounting).
  Финансовый учет (Financial accounting) представляет собой систему сбора, обобщения и хранения информации об использовании всех денежных средств и ресурсов финансово-хозяйственной деятельности фирмы. В него входит учет расчетов с поставщиками, покупателями, другими организациями и физическими лицами, а также учет всех финансовых операций (акций и дивидендов, облигаций и векселей, кредитов и процентов, инвестиций). На основе данных финансового учета выявляется финансовый результат (прибыль фирмы или убыток) и составляется финансовая отчетность: балансовый отчет (баланс), отчет о доходах (отчет о прибылях и убытках), отчет о финансовом положении и др. Эта информация выражается совокупностью определенным образом сформированных экономических показателей, на которых строится финансовая отчетность фирмы. В свою очередь финансовая отчетность служит источником данных для инвесторов, банков, налоговых и статистических органов, для контролирующих органов (ревизоров), для составления периодической отчетности, представляемой акционерам фирмы.
  Статистический учет (Statistical accounting) обязателен для каждой фирмы, однако статистическая информация в отличие от финансовой может быть не сплошной, а выборочной. Статистический учет может осуществляться как по данным оперативного и финансового учета, так и с помощью самостоятельного наблюдения. Статистическая информация дополняет финансовую, в частности, о тех процессах и явлениях, которые не имеют стоимостной оценки.
  Статистический учет ведется по другим принципам, нежели бухгалтерский. Статистическая отчетность представляет данные не только за отчетный год, но и за определенный период (5- 10 лет) в виде таблиц и графиков, позволяющих проводить сравнительный экономический анализ деятельности фирмы.
  Система управленческого учета и отчетности предоставляет информацию как для внутреннего контроля и принятия управленческих решений, так и для удовлетворения интересов внешних пользователей информации.
  К внутренним пользователям информации относятся высшее руководство компании и менеджеры всех уровней управления. На основе анализа финансовой отчетности они
  • определяют потребности в финансовых ресурсах;
  • оценивают правильность принятых ранее инвестиционных решений и эффективность структуры капитала;
  • делают оценки для внесения корректировок в плановые показатели;
  • разрабатывают и реализуют политику дивидендов;
  • вносят предложения о проведении структурной реорганизации фирмы.
  В качестве внешних пользователей информации, принимающих на ее основе свои решения, выступают, в частности: акционеры (лица или банки), обеспечивающие финансирование фирмы (владельцы и кредиторы); поставщики и потребители товаров фирмы; служащие фирмы и профсоюзы; налоговые органы, законодательные органы и правительственные организации; аудиторские фирмы; консультанты по финансовым вопросам, фондовые биржи, пресса и информационные агентства, союзы предпринимателей, юристы и др.
  Всем внешним пользователям нужна, как правило, прежде всего информация о финансовом положении фирмы и результатах ее хозяйственной деятельности, позволяющая оценивать экономическое положение фирмы, движение ее наличных денежных средств:
  • акционеры должны знать, получат ли они дивиденды и когда им следует покупать, держать или продавать акции;
  • кредиторы хотят знать, будут ли выплачены проценты по займам и сумма долга при наступлении срока платежа: оценить целесообразность предоставления или продления срока кредита; определить условия кредитования и предоставления гарантий по кредитам;
  • инвесторы заинтересованы в определении структуры капитала фирмы и в оценке эффективности использования ею ресурсов;
  • поставщики и покупатели хотят знать, будут ли своевременно оплачены их счета и будут ли они по-прежнему получать необходимые им товары или услуги;
  • служащие заинтересованы в получении информации о результатах деятельности фирмы, чтобы выяснить возможность сохранения своих рабочих мест и уровня заработной платы и т.п.;
  • профсоюзы интересуются финансовой отчетностью фирм для выяснения возможностей повышения уровня заработной платы работников при перезаключении коллективных трудовых соглашений с руководством фирмы на очередной период;
  • налоговые органы проверяют правильность составления финансовой отчетности для проведения расчетов по уплате налогов;
  • законодательные органы заинтересованы в изучении финансовой отчетности фирм для определения направлений налоговой политики и принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
  • правительственные организации по результатам финансовой отчетности принимают решения об оказании финансового и организационного содействия отдельным фирмам;
  • аудиторские фирмы проверяют правильность составления финансовой отчетности и ее соответствие существующим стандартам учета и отчетности, защищая интересы всех внешних пользователей;
  • консультанты по финансовым вопросам изучают финансовую отчетность фирм с целью предоставления своим клиентам рекомендаций относительно приобретения акций или инвестирования капитала в конкретную фирму;
  • фондовые биржи анализируют финансовую отчетность фирмы при ее регистрации на бирже, при ликвидации фирмы - члена биржи для выявления соответствия методов учета и отчетности требованиям биржи;
  • пресса и информационные агентства пользуются финансовой отчетностью фирм для подготовки публикаций по отдельным фирмам или по отраслям хозяйства, составления списков крупнейших фирм и их ранжирования, расчета коэффициентов по финансовым показателям их деятельности;
  • союзы предпринимателей используют финансовую отчетность фирм для расчета обобщенных статистических показателей по отраслям, их анализа и оценки состояния хозяйственной конъюнктуры в соответствующей отрасли;
  • юристы анализируют финансовую отчетность для определения возможностей фирмы нести ответственность по своим обязательствам, а также для выяснения, соблюдает ли фирма законодательные нормы при распределении прибыли и выплате дивидендов.
  Все четыре вида управленческого учета - бухгалтерский, оперативный, финансовый и статистический - объединяются одним понятием "экономическая информация". Она и составляет базу для принятия управленческих решений.
  Информация финансового учета и отчетности является инструментом финансового управления. К качеству экономической информации предъявляются определенные требования, прежде всего она должна удовлетворять пользователей информации, т.е. быть полезной.
  Полезность информации оценивается внутренними и внешними пользователями, которые предъявляют к ее качеству следующие требования:
  • уместность и своевременность - способность повлиять на принятие решения пользователем и удовлетворить его интересы в нужный момент или к определенному сроку, т.е. информация, представленная своевременно. Поскольку пользователей больше всего интересует перспектива деятельности фирмы, информация должна оказывать пользователям помощь в прогнозировании результатов деятельности фирмы на базе отчетных показателей прошлых лет и настоящего периода;
  • достоверность - гарантия объективности и правдивости представляемых данных, что предполагает необходимость указания методов учета, а также процедур учета и оценки, чтобы пользователи могли правильно понимать назначение представляемой информации и проверить ее;
  • сопоставимость - возможность сравнения показателей отчетности фирмы с данными по другим фирмам, что требует применения набора определений, единиц измерения, методики обработки данных, сроков отчетности, соответствующих национальным или международным стандартам отчетности, а также международной коммерческой практике;
  • доступность и понятность - представление информации в ясной для понимания форме, чтобы пользователь мог применять ее для принятия решения, не боясь допустить ошибку. Для ясного понимания информации необходимо, чтобы формы представления отчетности (описательные заголовки, анализируемые понятия, базы классификации данных, содержание примечаний) отражали существо вопросов, были четкими, без излишней детализации, правильно переведенными на иностранные языки; предоставление информации бесплатно предполагает целенаправленность ее распространения среди известных фирме пользователей;
  • конфиденциальность - предоставление пользователям лишь той информации, которая не нанесет ущерба фирме со стороны конкурентов. Отсюда строгий учет и контроль за распространением информации среди внешних пользователей, а также за содержанием и характером отчетной информации.
  От способа обработки и передачи информации (ручная, механизированная, автоматизированная) зависят методология учета, трудоемкость работы, оперативность представления информации на соответствующий уровень управления, экономичность всей информационной системы.
  В зависимости от способа оформления информации она делится на документированную и недокументированную. К документированной информации относятся все документы (включая перфоленты, магнитные ленты, перфокарты, магнитные диски), свидетельствующие о проведении хозяйственных операций. Документированная информация основывается на данных оперативного, бухгалтерского, финансового и статистического учета. Она предоставляется дифференцированно в зависимости от уровня управления и вида принимаемых решений, поскольку для каждого уровня управления заранее определяются состав и количество необходимой информации. Обычно обеспечение управленческого персонала соответствующей информацией зависит от распределения функций между исполнителями. С этой целью для каждого управляющего разрабатываются должностные инструкции, в которых перечисляются функции, которые он исполняет. На основании должностных инструкций определяется тот объем информации, который необходим для осуществления конкретных видов деятельности и принятия определенных управленческих решений.
  Таким образом, информация, основанная на данных учета и отчетности, должна быть целенаправленной, ориентированной на потребности соответствующего уровня управления. Поэтому управленческий учет и отчетность тесно увязаны с организационной структурой управления фирмой, с распределением полномочий и ответственности между различными подразделениями аппарата управления. Считается, что система управления является ведущим, а система учета - обеспечивающим звеном в финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  Финансовая отчетность фирм (Financial Statement, Annual Accounts) показывает финансовое состояние фирмы на определенную дату, а также результаты деятельности фирмы за определенный период (год, пяти лет и др). Основная цель финансовой отчетности - предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовых возможностях фирмы, прибыльности (убыточности) хозяйственной деятельности, перспективах развития фирмы.
  В законах о компаниях практически всех стран определяется порядок представления финансовой отчетности и аудиторской проверки этой отчетности, предписываются формы ведения финансовой отчетности. Согласно установленному порядку фирмы обязаны представлять финансовую отчетность ежегодно (каждые 12 месяцев). Этот период, как правило, совпадает с календарным годом, но может и не совпадать, а охватывать финансовый год, принятый в данной фирме. Однако для внутренних пользователей некоторые фирмы составляют финансовую отчетность ежеквартально или даже ежемесячно.
  Основные формы финансовой отчетности:
  • Балансовый отчет (Balance Sheet);
  • Отчет о прибыли (Income Statement) (или отчет о прибылях и убытках, отчет о накопленной прибыли, отчет о нераспределенной прибыли);
  • Отчет об изменениях в финансовом положении (Statement of Changes in Financial Position);
  • Отчет о движении денежных средств (Statement of Cash Flows, Cash Flow Statement);
  • Отчет о собственном капитале (Statement of Stockholders Equity, Statement of Owners Equity).
  В некоторых фирмах составляется также Отчет об изменениях в собственном капитале, в особенности в случаях, когда имели место изменения в нем.
  Обязательной составной частью финансовой отчетности являются примечания и пояснения, раскрывающие методы учета, применяемые стандарты учета (национальные или международные), суть и причины изменений применяемых методов учета. Составной частью финансовой отчетности могут быть таблицы.
  В финансовом отчете приводятся также краткие сведения о фирме: ее название, страна регистрации, характеристика и сфера деятельности, прравовая форма.
  Это один из важнейших отчетных документов фирмы, отражающий наличие у нее средств на определенную дату (обычно на последнюю дату финансового года либо на начало или конец календарного года или квартала).
  Отчетный период выбирается и устанавливается самой фирмой. Обычно он соответствует календарному году, но иногда фирма выбирает дату или конец сезона, который наиболее полно отражает ее финансовое положение.
  Балансовый отчет иногда называют Отчетом о финансовом положении фирмы (Snanement of Finfncial Position). Его структура и содержание статей должны удовлетвоврять ребованиям национальных или международных станрдартов учета и отчетности.
  В балансе представлена структура капитала фирмы. По составу показателей баланс делится на две части: актив и пассив. В активе показатели группируются по составу и размещению фининсовых средств фирмы или по направлениям использования, в пассиве - по источникам их образования или финансирования.
  Статьи актива и пассива делятся в свою очередь на разделы, отражающие наличие и использование средств, которыми располагает фирма, и источники формирования жтих средств за счет финансирования. Итог актива баланса всегда равен итогу его пассива в соответствии со следующим уравнением:
 
  Активы = Обязательства + Собственный (акционерный) капитал
  Assets = Liabilities + Owner's Equity
 
  Балансовый отчет не дает достаточной информации о хозяйственной деятельности фирмы, в частности, в нем не приводятся сведения о дебиторах фирмы и размере задолженности каждого из них, о кредиторах и тех условиях, на которых они предоставили ссуды. Кроме того составление балансового отчета после каждой операции практически невовзможно, поскольку ежедневно проводятся сотни операций. Балансовый отчет из-за большой трудоемкости процедуры его составления подготоавливается периодически - один раз в год или один раз в полугодиеЮ квартал или месяц.
  Формы составления баланса отличаются у различных фирм (одноколоночная или двухколоночная запись), однако содержание разделов актива и пассива практически одинаково у фирм даже разной национальной принадлежности. А именно: актив делится на два раздела: оборотные активы (Current Assets) и необоротные активы (Non-Current, Long-Term Assets), пассив - на заемный (Liabilities) и собственный (Net Worth) капитал.
  В активе отражаются все материально-товарные ценности и собственность, принадлежащие фирме, а также все требования к третьим лицам, платежи по которым должны поступать. В пассиве указываются все суммы задолженности фирмы (обязательства) третьим лицам, а также акционерный капитал как задолженность акционерам, которые его разделят в случае ликвидации (банкротства) фирмы.
  Основные статьи актива баланса. Активы баланса (Assets) содержат сведения на определенную дату о составе и размещении имеющихся в распоряжении фирмы и контролируемых средств, полученных в результате предшествующей деятельности и которые должны стать источником будущих поступлений фирмы.
  Активы классифицируются:
  • по продолжительности их использования: оборотные и необоротные активы.
  Оборотные активы (Current Assets) - краткосрочные активы или текущие активы, включающие средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного отчетного периода, который обычно составляет один год. К оборотным активам относятся денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, материально-производственные запасы;
  Необоротные активы (Non-Current Assets, Long-Term Assets) - долгосрочные активы со сроком использования более одного года, включающие материальные и нематериальные активы.
  • по объектам инвестирования: реальные и финансовые.
  Реальные активы (Real Assets), включающие материальные оборотные и долгосрочные активы;
  Финансовые активы (Financial Assets), объединяющие все остальные активы, включая ценные бумаги, приобретенные фирмой на финансовых рынках.
  Согласно принципам, разработанным Комитетом по международным стандартам и учету (КМСУ - IASC), активы подразделяются на: текущие (краткосрочные) (Current Assets) и долгосрочные (недвижимые активы) (Fixed Assets).
 
 
 
 
  Структура балансового отчета
 
  Активы Assets Раздел I. Оборотные активы
  I.1. Денежные средства
  а) в кассе
  б) в банках I. Current Assets

<< Пред.           стр. 9 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу