<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  THE FOCUSED
  INTERVIEW
 
 
 
  A Manual of Problems and Procedures
 
  by ROBERT K.MERTON MARJORIE FISKE
  PATRICIA L.KENDALL
  THE FREE PRESS, GLENCOE, ILLINOIS
 
 
 
 
 
  Р.Мертон М.Фиске П.Кендалл
 
  ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ
 
  Перевод с английского к.э.н.Т.Н.Федоровской
  Под редакцией к.э.н. С.А.Белановского
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Москва 1991
 
 
 
 
 
  Книга представляет собой углубленный анализ методического опыта, накопленного авторами при проведении исследования по изучению воздействия на аудиторию кинофильмов антифашистской направленности. В книге дан детальный разбор ошибок, допускаемых интервьюерами. Учитывая, что в СССР мало кто занимался проведением фокусированных интервью, знакомство с ней может представлять значительный интерес для социологов, проводящих эмпирические исследования.
  Книга переведена с английского языка. Американское издание: The Fokused interview. A Manual of Problems and Procedures by Robert K.Merton, Marjorie Fiske, Patricia L.Kendall. The Free Press, Glencoe, Illinois.
 
  ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ И ЕГО КРАТКИЙ АНАЛИЗ
 ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ
 1.1. ПРИРОДА ФОКУСИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ
 1.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОКУСИРОВАННЫХ ИНТЕРВЬЮ
 1.3 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОКУСИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ
 1.3.1 НЕНАПРАВЛЕННОСТЬ.
 1.3.2 МЕТОДЫ.
 1.4 ЦЕЛИ ПОСОБИЯ
 1.5. ПЛАН ПОСОБИЯ
 ГЛАВА II. РЕТРОСПЕКЦИЯ
 2.1. ОБСТОЯТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ
 2.2 ПОЛУЧЕНИЕ ДЕТАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ПРИ ПОМОЩИ РЕТРОСПЕКЦИИ
 2.3. ОШИБКИ ПРИ РЕТРОСПЕКЦИИ
 2.3.1. Сообщения, не связанные со стимульной ситуацией.
 2.3.2. Поверхностные сообщения.
 2.3.3. Реакция на ситуацию интервью, а не на первоначальную ситуацию.
 2.4. МЕТОДЫ, ПОМОГАЮЩИЕ РЕТРОСПЕКЦИИ
 2.4.1. Программный анализатор
 2.4.2 Наглядное представление оригинальной ситуации
 2.4.3. Вербальные подсказки
 2.4.4. ЛОВУШКИ В ВЕРБАЛЬНЫХ ПОДСКАЗКАХ
 ГЛАВА III. ПОЛНОТА.
 3.1. ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ
 3.2. ОШИБКИ В СТРЕМЛЕНИИ К ПОЛНОТЕ
 3.2.1. Ошибки, связанные с ограничением ответов
 3.2.2. Навязывание тем
 3.2.3. Ошибка, состоящая в точном следовании вопросам
 3.2.4. Ошибка, состоящая в быстрых переходах
 3.3. МЕТОДЫ
 3.3.1. Неструктурированные вопросы
 3.3.2. ПЕРЕХОДНЫЕ ВОПРОСЫ
 3.3.3. Мутационные переходы
 ГЛАВА IV. СПЕЦИФИЧНОСТЬ
 4.1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ СПЕЦИФИЧНОСТИ
 4.2. ПРОЦЕССЫ СПЕЦИФИКАЦИИ
 4.3. МЕТОДЫ
 4.3.1. Спецификация ситуации после сообщения реакции на нее.
 4.3.2. Явное обращение к стимульной ситуации.
 4.4. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИФИЧНОСТИ СООБЩЕНИЯ
 4.4.1. Интервьюируемый определяет реакцию на часть стимульной ситуации
 4.4.2. Последовательная спецификация
 4.4.3. Согласование ответов, не связанных со стимульной ситуацией
 4.4.4. Направляющие ссылки
 4.4.5. Независимый вопрос со ссылкой на ситуацию
 4.4.6. Подразумеваемая ссылка на ситуацию
 ГЛАВА V. ГЛУБИНА
 5.1. ФУНКЦИИ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ
 5.2. МЕТОДЫ
 5.2.1. Гибкость ситуации интервью
 5.2.2. Ретроспективный фокус
 5.2.3. Фокусировка на чувствах.
 5.2.4. Повторение подразумеваемых или высказанных эмоций.
 5.2.5. Сопоставимые ситуации
 Заключение
 ГЛАВА VI ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТЕКСТ
 6.1. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОНТЕКСТА
 6.2. ТИПЫ КОНТЕКСТОВ
 6.3. РЕЛЕВАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО КОНТЕКСТА
 6.4. МЕТОДЫ
 6.4.1. Идентификация
 6.4.2. Контролируемое проектирование
 6.4.3. Параллельный опыт
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 ГЛАВА VII ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ
 7.1. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ИНТЕРВЬЮ
 7.1.1. Размер группы
 7.1.2. Состав группы
 7.1.3. Подготовка места
 7.2. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО ИНТЕРВЬЮ
 7.2.1. Ослабление напряженности
 7.2.2. Расширение полноты ответа
 7.2.3. Активизация забытых деталей
 7.3. НЕДОСТАТКИ ГРУППОВОГО ИНТЕРВЬЮ
 7.3.1. Реакции на ситуацию интервью
 7.3.2. Прерывания
 7.3.3. Сдерживающий эффект группы
 7.4. МЕТОДЫ.
 7.4.1. Помощь группы в получении сообщений
 7.4.2. "Гробовое" молчание и содержательное молчание
 7.4.3. Регулирование взаимодействия в группе
 7.4.4. Как справиться с прерыванием.
 7.4.5. Установление частоты ответов
 7.4.6. Нейтрализация эффекта лидера
 ГЛАВА VIII ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 8.1. НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ
 8.1.1. Объяснение цели
 8.1.2. Распределение ролей между интервьюером и интервьюируемыми
 8.1.3. Определение отношений между интервьюируемыми.
 8.1.4. Использование языка
 8.1.5. Открывающие вопросы
 8.2. КОНТРОЛЬ ИНТЕРВЬЮЕРА НАД ПРОЯВЛЕНИЕМ ЧУВСТВ (2)
 8.2.1. Неискренние сообщения
 8.2.2. Защита чувств личности
 8.3. КАК ПОСТУПАТЬ С ВОПРОСАМИ ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫХ
 ПРИМЕЧАНИЯ
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ И ЕГО КРАТКИЙ АНАЛИЗ
 
  Глава I - ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ
 
  1.1. Природа фокусированного интервью
  Характеристики фокусированного интервью. I. Известно, что интервьюируемые были включены в определенную ситуацию (принимали участие в эксперименте, просмотрели фильм, прослушали радиопрограмму и т.д.) 2. Исследователь предварительно проанализировал ситуацию и выработал гипотезы, касающиеся возможных реакций на нее. 3. Этот содержательный, или ситуационный анализ обеспечивает базу для создания вопросника, выделения основных областей исследования и обеспечения критериев релевантности информации, получаемой в ходе интервью. 4. Интервью фокусируется на субъективном опыте интервьюируемых для получения их собственного осмысления ситуации, в которую они были включены.
 
  1.2. Использование фокусированного интервью
  Первоначально разработанное в ходе исследования коммуникаций и анализа пропаганды, фокусированное интервью может быть использовано для анализа более широких областей человеческого опыта. Четыре основных направления использования:
  I. Выявление эффективного стимула: имеет целью определение аспектов общей стимульной ситуации, оказавших воздействие на наблюдаемый результат.
  2. Интерпретация расхождений между ожидаемыми и фактическими результатами: инструмент, помогающий сделать выбор из широкого круга постериорных интерпретаций подобных расхождений.
  3. Интерпретация расхождений между превалирующими результатами и имеющими место в отдельных группах ("отклоняющимися случаями"): помогает интерпретировать разнообразие реакций. Распознавание психологических и социальных процессов, включенных в экспериментально порожденные воздействия: обеспечивает подход к процессам и механизмам, задействованным ситуацией.
 
  1.3. Критерии эффективности фокусированного интервью
  Большое количество дословно записанных интервью обеспечивает базу для выработки критериев, по которым можно судить о продуктивности или непродуктивности материалов интервью. Эффективные интервью удовлетворяют следующим критериям:
  1. Полнота. Дает возможность респондентам наиболее полно освещать различные стороны стимульной ситуации и свои реакции на нее.
  2. Специфичность. Обеспечивает точные сообщения об аспектах стимульной ситуации, которые вызвали определенные реакции интервьюируемых.
  3. Глубина. Помогает интервьюируемым описать эмоциональный, когнитивный и ценностный смысл ситуации и степень своей включенности в нее.
  4. Личностный контекст. Выявляет характерные черты и предшествующий опыт интервьюируемых, которые наполняют ситуацию конкретным смыслом.
  Эти критерии взаимосвязаны: хотя они представляют собой разные измерения одного и того же конкретного материала интервью, полезно рассматривать их раздельно.
 
  1.3.1. Ненаправленность
  Предпочтительнее, чтобы стимульную ситуацию структурировали не интервьюеры, а сами интервьюируемые. Они определяют наиболее значимые для себя аспекты этой ситуации и затем последовательно развивают свои ответы. Ненаправленные методы представляются наиболее эффективными для поддержания такой спонтанности.
 
  1.3.2. Методы
  Ненаправленность в интервью означает постоянное обращение к неструктурированным вопросам, но степень структурированности вопросов бывает различной:
  1. Неструктурированный вопрос (свободный с точки зрения и стимула, и реакции).
  Например: "Что произвело на вас наибольшее впечатление в фильме?" или "Что было для вас наиболее интересным на конференции?"
  2. Полуструктурированный вопрос.
  Тип А: Структурированный по реакции, свободный по стимулу. Например: "Что вы узнали из этого памфлета такого, чего не знали раньше?"
  Тип В: Структурированный по стимулу, свободный по реакции. Например: "Каковы ваши ощущения по поводу той части, где рассказывается об увольнении Джо из армии как психоневротика?"
  3. Структурированный вопрос (по стимулу и по реакции). Например, "Исходя из того, что вы увидели в фильме, как вы считаете, была ли немецкая военная техника лучше, на том же уровне или слабее американской техники?" или "Когда вы слушали речь Чемберлена, вы воспринимали ее как пропагандистскую или информационную?"
  Будучи наиболее полезными в начальной стадии интервью, относительно неструктурированные вопросы могут использоваться на всем его протяжении.
 
  1.4. Цели пособия
  Считается, что многие повторяющиеся ситуации и проблемы фокусированного интервью могут быть эффективно разрешены с использованием методов, которым можно научиться. С этой точки зрения "искусство интервьюирования" включает следующие элементы: 1. Распознавание типичных ситуаций и проблем, с которыми сталкивается интервьюер. 2. Знание возможно эффективных и заранее разработанных методов для каждого типа ситуаций. 3. Умение применять эти методы.
 
  1.5. План пособия
  Насколько возможно, методы, полезные для получения значимой информации, обсуждаются в связи с главными критериями фокусированного интервью. Проблемы группового интервью разбираются в отдельной главе. Наконец, некоторые "дополнительные проблемы", которые могут возникнуть на любой стадии интервью, рассматриваются в заключительной главе.
 
  Глава II - РЕТРОСПЕКЦИЯ
 
  2.1. Обстоятельные сообщения
  Обстоятельные сообщения важны с точки зрения выполнения целей фокусированного интервью: сообщения о реакциях важны для выполнения критериев глубины и личностного контекста, подробные сообщения о эффективных сторонах стимульной ситуации - для выполнения критериев полноты и специфичности. Цели интервью отличаются от целей анкеты.
 
  2.2. Получение детальных ответов при помощи ретроспекции
  Получение подробных сообщений помогает по возможности яркое воссоздание оригинальной ситуации. Это требует от интервьюируемого припоминания как самой стимульной ситуации, так и своих реакций на нее.
 
  2.3. Ошибки при ретроспекции
  Без ретроспекции могут быть получены сообщения, неадекватно описывающие опыт. Ответы могут быть не связаны со стимульной ситуацией, могут быть поверхностны и т.д.
 
  2.4. Методы, помогающие ретроспекции
 
  2.4.1. Программный анализатор
  Механическое устройство, дающее возможность интервьюеру: 1. определить части стимульной ситуации, которые были значимы для субъектов и 2. соотнести их положительные или отрицательные реакции с этими значимыми частями ситуации. Дает возможность интервьюеру помочь ретроспекции, частично воссоздавая и стимул, и реакцию.
 
  2.4.2. Наглядное представление оригинальной ситуации
  Воссоздание оригинальной стимульной ситуации представлением ее частей: показ кадров из фильма, проигрывание частей радиопрограммы, демонстрация печатного материала. Такое представление 1) помогает интервьюируемому более ясно вспомнить ссылку на ситуацию, 2) помогает интервьюеру подтвердить ссылку на ситуацию, 3) в групповом интервью помогает установить общую рамку соотнесения для всех интервьюируемых.
 
  2.4.3. Вербальные подсказки
  Независимо от того, используются или нет анализатор и графическое представление, наибольшая нагрузка ложится на вербальные указания к ретроспекции. Различные виды вербальных подсказок:
  1. Вопросы, непосредственно касающиеся процесса ретроспекции. Часто интервьюеру удается добиться ретроспекции, обращаясь и к стимульной ситуации, и к реакциям на нее без структуризации, предлагая интервьюируемому "мысленно вернуться" или "вспомнить".
  2. Вопросы, включающие упоминание стимульной ситуации. Фокусирование внимания интервьюируемого на оригинальном опыте и обращение к стимульной ситуации направлены на преодоление обычной тенденции говорить о текущих реакциях на прошлый опыт.
 
  3. Вербальные указания на прошлую реакцию Когда интервьюеру не удается описать реакции на им самим выбранную часть стимульной ситуации, ретроспективный вопрос помогает получить детальные сообщения о реакциях ("Что вы чувствовали, когда смотрели эту часть?")
 
  2.4.4. Ловушки в вербальных подсказках
  1. Структурирование ситуации или реакции. При обращении к стимульной ситуации или к реакции на нее интервьюер может непреднамеренно переносить свое восприятие ситуации на интервьюируемого, заставляя его реагировать на то, что, по его мнению, является важным для интервьюера, а не сообщать о своем собственном опыте в связи с ситуацией.
  2. Акцент на припоминание. Вопросов, в которых интервьюер пытается воссоздать стимульную ситуацию, спрашивая "Вы помните", обычно следует избегать: они направлены на припоминание, а не на ретроспекцию оригинального опыта.
 
  Глава III - ПОЛНОТА
 
  Полнота имеет отношение к охвату релевантной информации, получаемой в интервью. Полнота характеризуется тем, до какой степени информация 1) содержит примеры реакций, предвиденных в результате априорного анализа ситуации; 2) наводит на мысль о взаимосвязи реакций на ситуацию; 3)идентифицирует непредвиденные реакции.
 
  3.1. Оценка полноты
  Вопросник позволяет приближенно оценить адекватность охвата лишь в том, что касается ожидаемых реакций. Следует быть постоянно внимательным к намекам, указывающим на возникновение непредвиденных реакций.
 
  3.2. Ошибки в стремлении к полноте
 
  3.2.1. Ошибки, связанные с ограничением ответов
  Иногда интервьюер так строго придерживается вопросника, что ограничивает сообщения по теме, непосредственно не указанной в нем. Это приводит к пренебрежению непредвиденными реакциями.
 
  3.2.2. Навязывание тем
  Неправильное использование вопросника, навязывание вопросов или тем до того, как получено указание на то, что интервьюируемого действительно интересовал этот вопрос.
 
  3.2.3. Ошибка, состоящая в точном следовании вопросам..
  Если интервьюер ориентирован прежде всего на вопросник, он легко может упустить непредвиденный смысл в замечаниях интервьюируемого. Он может задать вопрос из своего руководства, который почти не имеет отношения к смыслу высказываний интервьюируемого.
 
  3.2.4. Ошибка, состоящая в быстрых переходах
  Полноту не следует путать с поверхностностью. Не вводить тему без значительных усилий по ее длительному рассмотрению.
 
  3.3. Методы
 
  3.3.1. Неструктурированные вопросы
  Использование неструктурированных вопросов особенно уместно на первых стадиях интервью. Они эффективны в качестве открывающих вопросов, позволяющих интервьюируемому определить фокус своего внимания, очерчивающих предварительный круг тем, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Периодическое использование неструктурированных вопросов по ходу интервью способствует получению релевантной информации.
 
  3.3.2. Переходные вопросы
  Значение переходов к новой теме по инициативе интервьюируемого.
 
  1. Переходы интервьюируемого
  Рассматриваются четыре типа переходов: 1. интервьюируемый стремится уйти от не интересующего его вопроса; 2. стремится уйти от высокого эмоционально значимой темы, так как еще не готов сформулировать свои чувства; 3. переходит к наиболее значимой для него теме; 4. переходит к новой теме, считая предыдущую исчерпанной. Опыт является основой для распознавания этим типов и для выбора подходящей тактики ведения интервью.
 
  2. Переходы интервьюера
  Случаи, в которых инициатива перехода принадлежит интервьюеру. Переходы интервьюера могут быть подсказанными или реверсивными. В подсказанном переходе интервьюер использует замечание или упоминание интервьюируемого таким образом, чтобы облегчить ему рассмотрение нового вопроса; реверсивные переходы служат интервьюеру для того, чтобы продолжить дискуссию по ранее оставленной теме.
 
  3.3.3. Мутационные переходы
  По мере приближения интервью к концу могут оставаться важные вопросы, которые следует осветить. Необходимо явное обращение к ним, если неструктурированные и переходные вопросы оказались неэффективными.
 
  Глава IV - СПЕЦИФИЧНОСТЬ
 
  4.1. Исследовательские функции специфичности
  Фокусированное интервью выявляет конкретный смысл существенных аспектов ситуации для определения эффективных стимульных элементов. Специфичность не означает атомистичности.
 
  4.2. Процессы спецификации
  Специфичность требует, чтобы субъект 1) определил значимые аспекты стимульной ситуации и 2) привязал к ним определенные реакции.
 
 
  4.3. Методы
 
  4.3.1. Спецификация ситуации после сообщения реакции на нее
  Спецификацию важных аспектов стимульной ситуации лучше проводить после получения более общей реакции на большую часть рассматриваемой ситуации. Так полезно поступать по двум причинам: 1. обратная последовательность увеличивает вероятность того, что припоминаемые и сообщаемые аспекты ситуации это не те, которые породили первоначальную реакцию; 2. сообщения о реакции часто содержат упоминания ситуации, таким образом интервьюер может с самого начала привязать реакцию к ситуации.
 
  4.3.2. Явное обращение к стимульной ситуации
  Прямое обращение к стимульной ситуации противодействует тенденции интервьюируемых выражать общие взгляды и мнения.
 
  4.4. Отдельные проблемы достижения специфичности сообщений.
  Типы ситуаций интервью, требующих "специфицирующих" вопросов и методы ведения интервью.
 
  4.4.1. Интервьюируемый определяет реакцию на часть стимульной ситуации
  Когда определена только общая ситуация, интервьюер просит сообщить об отдельных ее аспектах, которые породили реакцию ( например: "Что именно произвело такое впечатление"?)
 
  4.4.2. Последовательная спецификация
  Последовательной спецификации помогает 1) обращение в конкретизирующем вопросе к предыдущему сообщению интервьюируемого о своей реакции и 2) графическое представление.
 
  4.4.3. Согласование ответов, не связанных со стимульной ситуацией
  Сообщения о реакциях часто бывают не связаны со стимульной ситуацией. Использование конкретизирующих вопросов для обеспечения связи. Эффективность вопросов, обращающихся непосредственно к реакции или интерпретации интервьюируемого.
 
  4.4.4. Направляющие ссылки
  Выражение интервьюируемым общих мнений. Выяснение их отношения к стимульной ситуации (например: "Было ли что-нибудь в фильме, что дало вам такое впечатление?")
 
  4.4.5. Независимый вопрос со ссылкой на ситуацию
  Дальнейшее развитие реакций, связанных с ситуацией при помощи случайной ссылки на нее.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу